Как ты представляешь щит ахиллеса. Что такое щит Ахиллеса? Магический щит на теле

06.07.2023 Гадание

Щит

На следующей странице:

Щит : 1) часть вооружения; 2) доска, на которой помещаются предметы для показа. Ср. лат. scutum - большой щит; scutra - плоское блюдо; чаша.

На фреске из Помпей (ок.70 г. н.э. Неаполь, Нац. музей) Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла. Мы видим сидящую нереиду и ее отражение на зеркальной поверхности щита. Возникают вопросы: что мы видим? что видел и как смотрел (предлагал смотреть) на это изображение создатель фрески? Вопросы, имеющие принципиальное значение, т.к мы будем исходить из предположения, что фреска, созданная в 1 в. н.э. есть единственно возможная интерпретация текста Гомера, не артефакт, но μυθος как таковой, точнее, свидетельство сохранявшейся памяти о традиции рассказа об увиденном как особом ритуале. Для того, что бы понять, что можно было увидеть на фреске в 70 г. и что можно было услышать во время рецитации XVIII песни "Илиады" в гомеровскую эпоху, вспомним о семантике щита, сохранившую свою актуальность вплоть до Средневековья.

Даже в руках простого воина щит означал нечто большее, чем часть вооружения. Тацит отмечает у германцев пренебрежение к роскоши, "только щиты они расписывают яркими красками... Бросить щит - величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействии и появляться в народ-ном собрании... и многие покончили со своим бесславием, накинув на себя петлю" (О происхождении германцев,6). То, что после Архилоха греческие лирики начинают "подозрительно часто сознаваться", что и они бежали с поля битвы, оставив свои щиты, среди прочего указывает и на знакомую грекам (как и германцам) ответственность за нарушение кодекса воинской чести, вероятно связанной с ответственностью за потерю щита, несущего изображение - знак принадлежности к роду или военному союзу (ср. значение signum у римлян и знамени в наше время).

В "Фастах" Овидия спустившийся на землю щит - обещанный Юпитером Нуме "верный залог" власти последнего и залог "судьбы государства"(III,259-382). Этот щит можно воспринимать в значении palta, т.е. "предмета, упавшего с неба". Такие предметы связывались с процветанием племени и тщательно охранялись. Щит использовался в ритуале вызывания дождя; на критских изображениях дух грома спускается на землю в образе похожего на восьмерку щита. На византийском рельефе (ок.1200г. Вашингтон, Дамбартон-Окс) император с символами власти стоит на щите; фон этого изображения – щит небесный с лучами света из центра и четырехлистниками (звездами). Явление palta приходится на изначальные времена и сопровождается установлением законов (в первую очередь palta - "залог судьбы"), разделением земли (Геродот IV,4,5-7) и общества (12,123 сл.). Т.о., это явление некоего божественного плана, знанием которого могут обладать только царь и посвященные, нпр., коллегия салиев в Риме (ср.историю Метия Помпузиана, который был казнен Домицианом за то, что имел императорский гороскоп и носил с собой чертеж круга земного (Светоний, Домициан 10,10).

В 1923 г. при раскопках античного города Дура Европос (на зап. берегу среднего Евфрата) нашли кожаную обшивку щита, на которой прочитывалась нарисованная краской карта (предположительно III в. н.э.). На карте (сохранился только ее сильно попорченный фрагмент) изображена часть Черноморского побережья, на которой по-гречески надписаны названия городов от Одесса до Трапезунта. Рядом с надписями нарисованы виньетки каменных зданий. На свободном пространстве моря видны изображения двух кораблей. Сохранившаяся часть карты образует только 1/8 окружности щита, поэтому нельзя с точностью определить назначение этой карты. Предполагается, что щит-карта принадлежала римскому воину и была составлена в память о прошлом походе, что карта является разновидностью "рисованных дорожников" (itineraria picta) . Французский исследователь П. Арно считает, что карта вообще никогда не была частью солдатского щита, а представляла собой чисто картографический объект, возможно даже фрагмент монументальной карты мира (от 6 до 9 м 2). Гипотезу о карте из Дура Европос как карте мира высказывают и другие ученые; они считают, что несохранившиеся части окружности карты были заполнены портами и городами Средиземноморья, и в этом случае наша карта может рассматриваться не как фрагмент карты Черного моря, но именно как mappa mundi , карта мира 5 .

Мифология света семантически сближает Солнце, щит, зеркало и поверхность воды. Эпитетом Феб Аполлон связан не только с Солнцем, но и с водой: у Гесиода (frg.274) прилагательное phoibei применяется к воде и означает “чистый”, "светлый", "ясный". В "Большом Этимологике" глагол phoibazõ: “освещать", "очищать", "прорицать" (ср. значение и.-евр. корня *bhã- : “блистать”, "сиять", "являть", "объяснять"). У Прокла, в комментарии на "Тимей"(40 bc, frg.194) Аполлон хтонический, "который создает повсюду на земле пророчественные воды и источники для предсказания будущего",- является эманацией Аполлона Небесного. В этой связи любопытно свидетельство Павсания о гадании в источнике святилища Деметры в Патрах: "Сюда спускают зеркало... и стараются не погружать его глубоко в источник, но так, чтобы вода только касалась ободка зеркала" (VII, ХХI,12).

Возможно, зеркальным был щит Амфиарая-мантиса (прорицателя), единственного из семерых, щит которого не был украшен: "Из меди сплошь, простой, без всяких знаков круг" (Эсхил,"Семеро против Фив" , 590). Здесь же, в Прологе, Вестник рассказывает Этеоклу как семь полководцев "Зарезали быка, в чернокаемный щит/ Спустили кровь и, руки ею вымарав, /...Разрушить город поклялись". Ср. у Аристотеля (о "метафоре по аналогии"): "чаша так относится к Дионису, как щит к Аресу, поэтому можно назвать чашу "щитом Диониса", а щит - "чашей Ареса"(Поэтика, 21.1457b 20).

Сочинение "Ασπισ "("Щит Геракла") предназначалось для исполнения в Пагасейском святилище Аполлона. Уже в IV в. до н.э. этот текст не считался принадлежащим Гесиоду, а для современных филологов представляет собою "достаточно вычурное описание щита, подражающее знаменитому изображению щита Ахилла в "Илиаде", но сильно уступающее ему в художественности и чувстве меры"(1,225). Однако благодаря именно "Щиту Геракла" мы находим следы, указывающие на имагинативность изображений и на щите Геракла, и на щите Ахилла, что, м.б., свидетельствует о стремлении его автора подражать не "художественности" Гомера, но языку мантиса, для которого "чувство меры" было бы скорее недостатком, языку, наиболее естественному в святилище Аполлона (среди эпитетов Аполлона один из древнейших - Μάντις: ХХХIV Orph. Hym.).

Описание щита Геракла начинается с указания на его целостность: щит "ни разу / Дальний иль ближний удар не пронзил"(140). В передаче световой символики автору определенно отказывает чувство меры. Щит назван "всеблещущим"(139), παναίολος (блестящий, совершенно пестрый, разнообразный) при αιόλος (проворный, верткий; сверкающий; пестрый) и Αiόλος (Эол, бог ветров); ср. и.-евр. корень ulu " uelu (вращать). Свет, исходящий от щита не просто "излучается", он "светит снизу": πολαμπές (142). "Внизу" щита находятся Аид, дракон, Эрида, Кера, поэтому свет, излучаемый щитом "пронзают", "теснят" (λήλαντο) "зловещие складки"(143) (κυάνου - у Гесиода эпитет Кер: "черные", "страшные"; πτυχή - складка; слой; ряд, нпр., кож, наложенных друг на друга, из которых состоял боевой щит).

У круглого щита (его "Обод вкруг обтекал Океан" - 314), вероятно, несколько центров, что объясняется определенной оптикой видения (чтение текста предполагало декламацию не в современном смысле этого слова, но как "спектакль", όψις). В "первом" (относительно вербального текста) центре щита - дракон: "Был посредине дракон и страх от него несказанный: / Часто взирал он очами, из коих светилося пламя"(144-5). Дракон Пифон сторожил прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах. Аполлон, убив Пифона, основал на месте этого прорицалища храм (Hymn.Hom. 2,115-196). Гомеровский гимн к Аполлону(371-2) возводит имя Пифона к πύθω (гноить), поскольку змей, убитый Аполлоном, гнил на солнце и от него исходил отвратительный запах ("дыхание Пифона", воодушевлявшее дельфийских прорицательниц). В "Щите" мы так же видим изгнившие кости, принадлежащие мужам, которые сражались против Аполлона. Поскольку данный опсис соединяет три времени, рапсоду необходимо было показать и живого Пифона, и его изгнившие кости (здесь они принадлежат всем противникам Аполлона). Так он решает проблему симультанной организации пространства.

На Олимпе, "в самом центре", на форминге играет Аполлон, а его окружает хоровод бессмертных (201-2). Колон (точка с запятой или двоеточие) в ст.201 заставляют говорить о том, что Аполлон находится не в центре щита, а в центре хоровода, однако обилие стихов в "Щите", считающихся поздними вставками, позволяет предположить и позднюю замену знака препинания,"сломавшую" из-за соображений "художественности" axis mundi. Рядом (209-211) можно было увидеть множество дельфинов, играющих в середине моря, однако после того как эти стихи были признаны "поздней вставкой", мы видим море без середины и всего двух дельфинов. Два дельфина более компактно располагаются на щите, чем множество дельфинов. Это делает изображение на щите, представленное как "изваянное" Гефестом на физически обозримой плоскости, более реалистичным, более "художественным". Ср. стремление исследователей представить изображения на щите Ахилла в виде схемы(14,175). Если наше предположение верно и перед нами поздняя филологическая игра, забывшая или захотевшая забыть "правила" имагинативных изображений, то и она дорогого стоит, поскольку так же принадлежит истории культуры.

"Спайками", соединяющими отдельные картины "Щита" в единый опсис, служат слова ν ("там же") и πρ ("рядом"). Относительно последнего слова ценное замечание Плутарха: "дельфийцы считают, что останки Диониса хранятся у них, возле (или внутри - слово παρ очень разнообразно в своих значениях) прорицалища" (Mor. 365a (Isid. et Osir.35). Среди других значений πάρ отметим: "во время"; "вследствие", "из-за". Трудно представить, какой величины должны быть щиты Геракла и Ахилла, если все на них изображенное находилось рядом друг с другом. Эта "проблема" разрешится, если мы забудем о позиции внешнего наблюдателя и вместо того, чтобы уменьшать количество дельфинов, попытаемся увидеть изображения внутри щита, и не по частям, а как целое, не в физическом времени, которого требует повествовательная структура рассказа, а в особом времени мифа (μυθος - слово, речь, весть) - мгновенно. Так изложение божественного учения Кришной Арджуне длилось, согласно "Бхагавадгите", несколько мгновений, тогда как рецитация реального санскритского текста (65 стр.) требует 2-2,5 часа "обычного" времени(2,203) . Так в мусульманской традиции, в учении о "редукции" Корана, весь Коран содержится в его первой суре, вся эта сура - в ее первой формуле, та - в ее первой букве, а та - в диакритической точке под ней же (3,24).

Бесконечная скорость передачи и получения Знания делает бессмысленной интерпретацию текста. Индийская традиция говорит не о чтении Гиты, а о ритуале рецитации, во время которого происходит индивидуальная встреча человека с Кришной. Это особого рода герменевтический круг, предполагающий восхождение от неполного к полному знанию через утрату знания ("жертву знанием"), через снятие всех противоречий и прежде всего противоречия части и целого. Тогда человек познает не гадательно,"сквозь зеркало" (διά κάτοπτρον) ("сквозь тусклое стекло" в СП) захиревшей и полузабытой традиции, но "лицом к лицу" (1 Сor. ХIII,12). Так в разговоре о "Щите Геракла" (он был и разговором о щите Ахилла) мы с необходимостью возвращаемся к фреске из Помпей, на которой в щите Ахилла кроме Фетиды, мы видим Ничто.

Легенда о Пеликане, питающем своей кровью птенцов, которых змея отравила ядовитым дыханием, и тем спасающим их от смерти, - древнего происхождения. О ней знает Плиний. Легенда была рано усвоена христианской символикой; Пеликан становится "знаком" Христа, искупившего своей кровью "первородный грех". Изображения Пеликана как бы скрепляет кровью замковые камни храмов, как напр. на северных хорах собора св. Стефана в Вене (ок. 1340 г.) и в некоторых близких по времени австрийских капеллах. На замковом камне на своде северного придела церкви св. Лоренца в Нюрнберге изображен Пеликан с тремя птенцами на щите , несомом ангелами (птицы белого цвета с красными клювами, гнездо желтого цвета). На некоторых церковных изображениях Пеликан окропляет своей кровью трех птенцов в гнезде напоминавшем чашу 4 .

Височная подвеска с Щит с привешенным куском

изображением головы Афины клетчатой материи.

IV в. до н.э.Эрмитаж Рисунок на дне чаши. IV в. до н.э.

Возможно, соседство этих двух изображений здесь случайно, и ажурная подвеска диска (щита?) никак не связана с традицией прикреплять к щиту ткань для защиты ног. Тем не менее, изображение на дне чаши интересно само по себе. В 1890 г. была опубликована статья В. Мальмберга , посвященная интерпретации этого сюжета.

С древних времен искателей приключений привлекали исторические артефакты. Такие вещи обладали красотой и индивидуальностью, несли в себе магические свойства, которыми наделяли своего владельца. Рискуя жизнью, люди отправлялись на поиски кладов в самые дальние уголки мира ради шанса стать обладателем желанного экземпляра. Одним из таких артефактов является и щит Ахиллеса, речь о котором пойдет в данной статье.

Что это такое?

Описание щита Ахиллеса занимает особое место в произведении Гомера "Илиада", повествующем о последних трагических месяцах троянской цивилизации. Одной из самых значимых фигур в произведении является Ахиллес. В тексте большой раздел отведен его щиту, который был уникален по значимости, красоте и мистичности. Именно он должен был принести победу Ахиллесу и его народу в десятилетней войне с троянцами. И принес.

Герой Троянской войны Мифология

Ахиллес появился на свет вследствие брака царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды.

Богиня знала, что судьба приготовила ее сыну возможность сыграть важную роль в истории греков при взятии города Троя. Что люди долго будут помнить его как отважного, смелого, славного юношу, равного по силе которому еще долго не будет на свете. Но также знала она и о печальном завершении его жизни под стенами Трои.

Всеми силами пыталась мать защитить дитя от неизбежного финала. Младенца Фетида натирала амброзией, держала в огне, по ночам купала в водах Стикс. Все эти действия сулили ему бессмертие и защиту, и только пятка ребенка, за которую мать держала дитя над водой, осталась беззащитной. Впоследствии это и сыграет роковую роль в жизни Ахиллеса.

Получив неодобрение мужа за действия с ребенком, Фетида была вынуждена покинуть дом супруга и скрыться в морской стихии отца Нерея навсегда. Ахилл же был передан отцом на воспитание кентавру Хирону, который кормил его мозгами и внутренними органами медведей и львов.

Еще будучи совсем юным, будущий герой убивал свирепых животных, в беге превосходил самых быстроногих зверей, а оружием и врачеванием владел виртуозно. Мощь и сила его были непревзойденны. Мать наблюдала за жизнью своего сына, радовалась его успехам и всегда была рядом, чтобы помочь Ахиллесу в трудных ситуациях и оградить от любой опасности. Ее помощь и участие понадобились, когда молодой герой остался без своих доспехов при осаде Трои. Доспехи, копье от Хирона и бессмертных коней от Посейдона отец вручил Ахиллесу, когда сам уже не мог участвовать в многолетней Троянской войне.

Ахиллес же, радушно предоставив эти вещи своему другу Патроклу в битве под Троей, остался без обмундирования. Фетида за новыми доспехами для сына отправилась на гору к Не смог он отказать прекрасной богине в просьбе и за одну ночь выковал для героя щит.

Кузнецом или художником был Гефест?

И кинул Гефест в огонь медь, олово, серебро и драгоценное золото. Из пяти сложенных вместе медных листов выковал мастер большой, круглый и немного выпуклый щит для Ахиллеса. Три обода окаймляют его, а картины из олова, серебра и драгоценного злата украшают. Что изобразил Гефест на щите Ахиллеса?

Вверху полукругом раскинулось небо, а в центре оружия - возвышение (бугор), что символизирует землю: она в центре всего. Что может быть важнее? Вокруг изображены картинки из Два города, символизирующие радость и печаль, добро и зло. Один город навевал мысли о веселье, люди на нем праздновали свадьбы на улицах города, молодые юноши играли на различных музыкальных инструментах, а красиво одетые девушки провожали их взглядами и улыбками. Второй город осаждают враги и люди в борьбе за жизнь устраивают засаду неприятелю. Боги войны Арес и Афина Паллада помогают жителям города, наблюдая за происходящим сверху, а на земле и вражды ищет себе добычу среди доблестных воинов, яро противостоящих врагу.

Также на щите изображен городской суд в виде народного собрания. Старцы с посохами в руках высказывают свои мнения по поводу различных споров жителей города, которые приходят к ним со своими проблемами каждый день. Награда в виде злата ожидает того старца, который рассудит правильно и по чести.

Что изображено на щите Ахиллеса еще? Изобразил Гефест и поля. Пахари работают за плугами. На окраине поля ждут уставших работников кубки с холодным вином и прохлада в тени. Изображена мастером и уборка пшеницы. Часть людей жнет хлеб, вторая его вяжет, а дети собирают колосья. Владелец поля с радостью смотрит, как убирают богатый урожай. Отдельно изображены люди, готовящие еду для работников поля. Одни режут скот для приготовления мяса на огне, другие пекут хлеб. Рядом изображение показывает сбор винограда. Девушки и мужчины несут спелый виноград в корзинах. Прекрасный мужчина играет на лире, а вокруг него люди водят веселый хоровод.

Следующее изображение показывает стадо редких быков цвета золота и серебра, которые идут к реке напиться воды. Львы нападают на рогатый скот и раздирают на куски тело одного из бедных животных. Пастухи хотят помочь, делают попытки отогнать львов с помощью собак, но те чувствуют страх перед королем животных и только лают на них. По соседству показаны пасущиеся овцы, постройки для животных и скромные шалаши пастухов.

Что самое яркое на щите Ахиллеса? Еще одно изображение показывает танцующих статных юношей и красивых девушек в хороводе и селян, смотрящих с радостью на эти танцы. Окружает все эти картины из жизни людей Мировой океан. Красивой каймой расположен он на щите, представляя собой белую полосу. Завершает полную картину на щите Гефест изображением звездного неба с многочисленными созвездиями - Ориона, Плеяды, Гиады и Большой Медведицы.

Вселенная на одном щите

Вся мирская жизнь изображена на щите Ахиллеса. Она включает в себя и радости в виде праздников, и утраты от войны, и простую жизнь людей с ежедневной рутинной работой на полях, и праздники с влюбленными юношами и девушками, кружащимися в танце от счастья.

Все это украшают море и небеса с неизменными нашими светилами дня и ночи - Солнцем, которое неугасимо светит нам каждый день, и Луной, которая управляет Мировым океаном. Звездам люди тоже отводят огромную роль, от их расположения зависят многие судьбы. Люди смотрят на них и ориентируются по ним. Запечатлена целая Вселенная на щите Ахиллеса, а в центре всего - земная твердь. Именно ей человек обязан своей жизнью, своим родом. Этот щит смело можно назвать величайшим произведением искусства. Он был уникален. До этого момента не было еще такого шедевра ни у людей, ни у богов.

Победа и смерть

С этим щитом молодой воин Ахиллес принес победу над Троей своему народу, как и пророчил астролог еще до рождения героя. Но здесь, под стенами побежденного города, Ахилл распрощался с жизнью в битве со своим врагом Парисом. Он поразил его быстрой стрелой в пятку, ту самую, которая так и не была окунута в воды реки Стикс. Обездвиженный Ахиллес не смог увернуться от второй стрелы неприятеля, и она пронзила его грудь смертельно. Как и обещал прорицатель, Троя была побеждена, век героя был недолог, но ярок. Легенды и песни слагали люди в его честь. Храмы и статуи создавались для подношений мирян.

Магические свойства щита Ахиллеса

Золотой зеркальный диск нес в себе невероятные магические свойства. Владельца он делал всесильным над людьми и событиями в жизни. С его помощью Ахиллес мог ориентироваться в любом месте, найти любой нужный населенный пункт или любое другое место на земле и на небе. Люди подчинялись мощи его хозяина и его воле. Он нес в себе притяжение славы, власти и всех богатств жизни. Для его обладателя деньги и золото лились рекой.

Щит Ахиллеса (фото интерпретации приведено в статье) наделен такой властью, что в состоянии показать человеку, заглянувшему в него, любое событие из жизни, будь то прошлое, настоящее или будущее. Но не каждому щит подчиняется и показывает видения. Человек должен обладать определенными высокими духовными качествами и внутренней силой.

Пропажа щита и открытие Трои

После смерти Ахиллеса щит был забран богами на Олимп, так как они считали, что люди недостойны его мистических качеств. Со временем боги не смогли поделить артефакт такой силы между собой, и с тех пор щит исчез навсегда.

Долгое время историки и археологи искали подтверждения существования троянской цивилизации в прошлом, его героя Ахиллеса и магического щита, которому не было равных. Найти и раскопать разрушенный город Трою удалось немецкому археологу Генриху Шлиману в 1873 году. Впоследствии Генрих пытался найти и могилу самого Ахиллеса, чтоб найти и знаменитый щит, который наделяет властью, но поиски не увенчались успехом. Щит не был найден. Гитлер тоже предпринимал попытки найти данный артефакт, но местонахождение щита неизвестно по сей день.

Значение татуировок

Издревле люди наносили на свое тело рисунки для разных целей. Узоры на теле несут в себе информацию о принадлежности к племенам, народам, о положении в обществе, о семейном статусе и наличии детей. С приходом цивилизации многие обозначения упразднились, и татуировки стали частью жизни многих молодых городских людей. Поражает многогранность картинок, форм, объемов, которые люди изображают на своем теле. Каждая из них по-своему уникальна и несет в себе свое особое обозначение, предназначение и влияние на судьбу.

Магический щит на теле

Что же нам принесет изображение магического щита греческого героя Ахиллеса на своем теле?

Нанести тату щита Ахиллеса на свое тело рекомендуется сильным духом людям, которые в состоянии постоять за себя. Тогда такая татуировка станет союзницей в любых начинаниях и делах. Рисунок оградит человека от множества несчастий и невзгод, которые может уготовить ему судьба. Владельца наделит уверенностью и стойкостью, решимостью и напором. Подскажет правильное направление в жизненных ситуациях. А может, еще и богатство подарит своему обладателю...

Удивительные страницы исторических открытий

Исторические артефакты в современном мире- это не только подтверждение исторических фактов, но и порой прекрасный экземпляр для искусства. Одним из таких является щит Ахиллеса. По историческим преданиям его за одну ночь выковал Гефест.

Возвышенный центр подразумевал своеобразный символ Земли- Пуп Вселенной. Кроме этого на щите были изображены земля и звездное небо. Такой щит был выкован в единственном экземпляре. Для археологов и историков - это бесценная находка. Поискам артефакта всю жизнь занимался немецкий археолог Генрих Шлиман. Какой же на самом деле этот щит Ахиллеса?

Главы гомеровской «Иллиады» раскрывают исследователям фантастическую картину гибели троянской цивилизации. Автор вплетает в повествование метафоричный космический взрыв, который якобы погубил прекрасный греческий город -Трою. В частности, 18 глава повествует об этом событии, когда любимец Зевса Ахиллес был облачен богиней Афиной бахромчатой эгидой.


Вокруг головы греческая богиня зажгла огненное облако с ослепительным пламенем.

Далее дымовой смог осажденного города автор сравнивает с дымом, который поднимается с дальнего острова. Огненное зарево головы Ахиллеса такой огромный, что достигает эфира. В древней Греции слово «эфир» (от греч. aether) ассоциировалось с верхними слоями атмосферы. Следовательно, огненный столб был настолько мощный, что окружающие ужаснулись от неминуемой гибели Автор красочно описывает страх возницы, которые увидели огненный огонь над головой Ахиллеса Пелида.

Его разжигала над головой Паллада Афина. Неистовый ужас одолел их от крика Ахиллеса богоравного. Такое скрупулезное описание гибели исторической трагедии наводит на мысль, что ахиллесовый шит, представляет одну из версий предсказаний, которые знаменуют определенное время возможной катастрофы современной цивилизации, именуемой «концом света». Описание автором изготовления щита Гефестом полностью раскрывает в сознании современников образ щита. Для начала бог Гефест сделал большой и прочный щит. По краям разукрасил ярким ободком. С другой стороны прикрепил серебряный ремень. Неудивительно, что щит тяжелый, так как сделан из пяти слоев. Задумка бога была умело воплощена в предмете.

Середина щита украшена символом земли, водных просторов и небесной красоты, где гармонично сочетаются небесные светила: светящее солнце, месяц в серебре. Не забыл Гефест о небесных созвездиях. Здесь величаво размещены Плеяды, Гияды, и неведомые пути Ориона, и великая Медведица, которую называют Повозкой. Историки сравнивают это подробное описание со Звездным диском из Миттельберга. Но об этом позже. А сейчас, давайте вспомним, что говорят легенды Древней Греции о происхождении Ахиллеса. Всем известно, со школьной программы истории, что мать бога Ахиллеса, Фетида, хотела, чтобы сын жил вечно. Для этого пришлось окунуть младенца в священную реку Стикс. Но так, как одна нога Ахиллеса не была погружена в воду, то пятка осталась уязвимой. В языкознании даже есть по этому поводу фразеологический оборот «ахиллесова пята», которое означает слабое место.


Слово» пятина» в древнерусском языке обозначает основу столпа. В это значение вкладывают понятие космического взрыва. Для обозначения символов «кометы-возмездие» в мировой литературе использовались цифра пять и рука. Но вернемся к нашей легенде о божественном существе.Погибель Ахиллеса повергла в горевание жителей Ахеи. После смерти тело сожгли, а прах был помещен в золотую урну, которую умело смастерил тот самый Гефест. Поместили урну в курган возле мыса Сигей, с видом на Эгейское море. Историки нашли подтверждение этой легенды. Археологические раскопки показали, что вследствие Критской космической трагедии 1528 года до н.э районы Ахейи опустели. Ученые смогли вычленить информацию из исторических повествований. В мифологическом словаре есть информация о том, что жертвенные места и храмы бога Ахиллеса присутствовали в городах Причерноморья, Византии, Ольвии. Здесь, возможно, упоминается о страшных разрушениях после критской трагедии «пятинах», которую греки условно называли термином Ахиллесова пята. В этом контексте следует упомянуть об убийце Ахиллеса Парисе.

Парис Убивает Ахиллеса в пятку.

Матери бога Париса, Гекубе, приснился сон, повествующий о том, что она носит в себе на ребенка, а огненный факел, который впоследствии спалит Трою. Последствие предсказания сбылось. Можно только восхищаться как автор «Иллиады» с помощью красивых метафорических образов рассказал о трагедии Трои. В подтверждение происходящего об этом повествуется в «Махабхарате». Дополнительными источниками для изучения трагедии служат исторические летописи времен фараона Египта Тутмоса и русские хроники.

Существующая традиция древней литературы в описании подвигов богов и связанная с этими описаниями понятие «комета - возмездие» в христианстве в комплексе создали мифологическую интерпретацию с определенными нормами повествования. Поэтому древние летописцы смогли доступно и точно передать историческую правду без домыслов. Для современников важны не столько информация об космическом взрыве, как сведения о Ноевом потопе. Наверное, это навеяно христианским мировоззрением о конце света. Проанализировав древние источники можно с уверенностью утверждать, что восстановить еще одну историческую трагедию возможно, сделав «параллельные» понимания о космических пятинах в разных религиях. По утверждению Бриллюэна, всякая аргументированная гипотеза может положить начало новым исследованиям и непредвиденным открытиям.

Пока для подтверждения и убедительности гипотезы возьмем знаменитый израильский город Иерусалим. Наш выбор не случаен. Уникальность города не только в историческом зарождении трех религиозных течений, о чем свидетельствуют исторические памятки. По преданиям, здесь произошла мощная вспышка в череде взрывов Критской трагедии. Поэтому этот факт нашел подтверждение в религиозных источниках всех проповедующих религий.

Одно из преданий повествует об архангеле, который божественно явился на горе Мориа. Свой огромный меч он вознес над Иерусалимом. В результате на город обрушился космический взрыв. Место скалы, где стояло божество выглядит почерневшим, оплавленным куском горной породы. Этот исторический факт сохранился до наших дней. В знак поклонения богам сын Соломона на этом месте соорудил жертвенник. Позже был воздвигнут известный Иерусалииский храм. История не пощадила величественное строение. Но развалины до сих пор радуют археологов новыми находками. Примечательным остается тот факт, что на иллюстрации к легенде меч божественного архангела изображен в виде кометы.

Иерусалимский храм Соломона.

Мусульманская легенда о мечете халифа Омара по удивительному стечению обстоятельств почему-то связана с вершиной горы Мориа. Зодчие, которые строили храм, обыграли световые эффекты солнечных лучей, преобразив их разноцветные блики. Они легко проходили внутрь храма через разноцветные стеклышки окон. Своеобразная цветовая радуга напоминала Радугу Завета. В мусульманской легенде повествуется о том, что именно на вершине горы произошло чудо вознесения.


Это великое событие ознаменовало начало происхождения мусульманства. Всевышний вручил будущему пророку Мухаммеду знания, которые описаны в священном Коране. На вершине горы пророк проповедовал свои знания и начал свой праведный путь. Для современников это символическое место стало знаменательным. Поэтому из года в год растет число паломников и туристов, желающих посетить вершину горы Мориа. Религиозные верования считают его центром всего мира.

Недалеко от горы Мориа расположена долина Гинном. Христианское вероучение гласит, что здесь погибло много жителей Иерусалима, которые спасались бегством от взрыва. К сожалению, их повергла пучина «геенны огненной». Никого не пощадила эта мощная сила огня.

Еще одно место преисподней космического взрыва легенды указывают город Куту или современный Телль-Ибрагим. На пустынном месте после трагедии со временем вырос прекрасный город. Но до сих пор масштабы трагедии настолько велики, что мусульмане называют преисподнюю «куту». В переводе вершина горы Мегидо означает армагеддон. Произошло слово от страшной трагедии, которое также пострадало от взрыва. В христианстве слово ассоциируют с понятиями «второе пришествие» и «страшный суд».

В заключение следует упомянуть об известных часах в Орлой. По легенде, они отсчитывают время конца света. В повествовании мы снова встречаемся с образом ангельского божества с огненным мечом в виде кометы. Совпадение? Не думаю. Во всяком случае, напоминаю о теории исторического развития. История повторяется по спирали. Поэтому возможно земную цивилизацию ожидает очередной космический взрыв, или как гласит библейское учения - второе пришествие со страшным судом.

Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни.

На круглом щите, как на круге земном, разворачивается вся полнота человеческой жизни: брак и война, пахота и жатва, сбор винограда и пастбище. Этот ряд завершает картинка хоровода, где искусно пляшут прекрасные юноши и девы. Каждая из картин представляет собою анимацию: изображенные на щите фигурки приходят в движение, перед созерцателем (слушателем или читателем) разыгрываются целые истории. Звуки музыки, рев зверей и голоса людей слышатся столь отчетливо, что становится известно, о чем говорят персонажи, известны и переживания, наполняющие их сердца. Внешний обод щита Гефест окружил изображением «ужасной силы реки Океана» соответственно тому, как, согласно космологии гомеровского времени, Океан объемлет Землю. То обстоятельство, что одна из картин представляет поле сражения, где «рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними», а другая изображает кровопролитную схватку пастухов с львами, не препятствует Гомеру при описании щита многократно использовать лексемы «радость», «веселье», «чудо», «прекрасный» и их производные. Наибольшей частотностью в этом фрагменте обладают слова с семантикой света, блеска, сияния.

В равномерном и сильном свете перед нами предстает вещь, подобная зеркалу, отражающему весь природный и человеческий мир. Гомер объединяет стихии и предметы, растения и животных, людей и демонов, жизнь и смерть в стройном нескончаемом хороводе. Образ жизненного круга становится доминантой этого фрагмента: мало того, что сам щит круглый, но еще и на каждой из картин фигурки либо собраны в круг, либо пляшут в хороводе, либо совершают возвратные круговые движения. Концептуально щит, представляющий всю полноту мира, подобен целому гомеровского эпоса, который считается «энциклопедией эллинской жизни», поскольку поэмы дают достаточно материала для реконструкции верований, представлений о природе, обрядов, праздников, обычаев, способов хозяйствования и ведения войны, – словом, всего уклада жизни и строя мысли древних греков архаического периода.

Несмотря на то, что Гомер приводит в движение и озвучивает изображения, покрывающие поверхность щита, они все-таки в самой живости своей пребывают неизменными, они вечны, как долговечны благородные металлы, из которых сделан щит. Форма Ахиллесова щита напоминает и о вечном возвращении, о неподвижном времени мифа, в котором развертывается действие поэмы.

Конечно, дивный щит сработан богом, но эллины верили, что все искусства и ремесла – божественный дар, и тогда на всех вещах, независимо от того, сделаны они божескими или человеческими руками, лежит отсвет небесного огня. Гомер убедительно демонстрирует способность вещи если и не вместить в себя мир, то нести след его, свидетельствовать о полноте, стройности и совершенстве космоса. Вещь излучает сияние смысла, он раскрыт в ней, предъявлен. Акт создания вещи осознается как усилие противостояния тьме. Созерцание вещи радует сердце и возвышает ум. То, каким образом Гомер строит высказывание о вещи, принципиально для понимания его художественного мира, равно как и строя души его современников.

«Что ты, Фетида, покровом закрытая, в дом наш приходишь,
425Милая нам и почтенная? редко ты нас посещаешь.
Молви, чего ты желаешь? исполнить же сердце велит мне,
Если исполнить могу я и если оно исполнимо».

И Гефесту Фетида, залившись слезами, вещала<…>

Рассказывает историю Ахиллеса.
<…>Ей немедля ответствовал Амфигией знаменитый:
«Будь спокойна и более сердцем о том не крушися.
О! да могу Ахиллеса от смерти ужасной далеко
465Столь же легко я укрыть, когда рок его мощный постигнет,
Сколь мне легко для него изготовить доспехи, которым
Каждый от смертных бесчисленных будет дивиться, узревший!»

Так произнесши, оставил ее и к мехам приступил он.
Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье.
470Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,
Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,
Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным,
Смотря на волю творца и на нужду творимого дела.
Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,
475Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после
Тяжкую на?ковальню насадил на столп, а в десницу
Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою.

И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
480Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
485Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

490Там же два града представил он ясноречивых народов:
В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись.
Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске,
Брачных песней при кликах, по стогнам градским провожают.
Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются
495Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены
Смотрят на них и дивуются, стоя на кры?льцах воротных.
Далее много народа толпится на торжище; шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся един, объявляя народу,
500Будто он всё заплатил; а другой отрекался в приеме.

Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый:
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские
Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга;
505Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;
С ними встают, и один за другим свой суд произносят.
В круге пред ними лежат два таланта чистого злата,
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.

Город другой облежали две сильные рати народов.
510Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили:
Или разрушить, иль граждане с ними должны разделиться
Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает.
Те не склонялись еще и готовились к тайной засаде.
Стену стеречь по забралам супруг поставив любезных,
515Юных сынов и мужей, которых постигнула старость,
Сами выходят; вождями их и?дут Арей и Паллада,
Оба златые, одетые оба златою одеждой;
Вид их прекрасен, в доспехах величествен, сущие боги!
Всем отличны они; человеки далёко их ниже.
520К месту пришедшие, где им казалась удобной засада,
К брегу речному, где был водопой табунов разнородных,
Там заседают они, прикрываясь блестящею медью.
Два соглядатая их, отделясь, впереди заседают.
Смотрят кругом, не узрят ли овец и волов подходящих.
525Скоро стада показалися; два пастуха за стадами,
Тешась цевницею звонкой, идут, не предвидя коварства.
Быстро, увидевши их, нападают засевшие мужи;
Грабят и гонят рогатых волов и овец среброрунных:
Целое стадо угнали и пастырей стада убили.
530В стане, как скоро услышали крик и тревогу при стаде,
Вои, на площади стражей стоящие, быстро на коней
Бурных вскочили, на крик поскакали и вмиг принеслися.
Строем становятся, битвою бьются по брегу речному;
Колют друг друга, метая стремительно медные копья.
535Рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит,
Или убитого за ногу тело волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
540И один пред другим увлекают кровавые трупы.

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню.
Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы
Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь;
И всегда, как обратно к концу приближаются нивы,
545Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце,
Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь,
Вновь поспешают дойти до конца глубобраздного пара.

Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих,
Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил.

550Далее выделал поле с высокими нивами; жатву
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.
Здесь полосой беспрерывною падают горстни густые;
Там перевязчики их в снопы перевязлами вяжут.
Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети,
555Горстая быстро колосья, одни за другими в охапах
Вяжущим их подают. Властелин между ними, безмолвно,

С палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится.
Вестники одаль, под тению дуба, трапе?зу готовят;
В жертву заклавши вола, вкруг него суетятся; а жены
560Белую сеют муку для сладостной вечери жнущим.

Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный,
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись;
И стоял он на сребряных, рядом вонзенных подпорах.
Около саду и ров темно-синий и белую стену
565Вывел из олова; к саду одна пролегала тропина,
Коей носильщики ходят, когда виноград собирают.
Там и девицы и юноши, с детской веселостью сердца,
Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах.
В круге их отрок прекрасный по звонкорокочущей лире
570Сладко бряцал, припевая прекрасно под льня?ные струны
Голосом тонким; они же вокруг его пляшучи стройно,
С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.

Там же и стадо представил волов, воздымающих роги:
Их он из злата одних, а других из олова сделал.
575С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,
К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.
Следом за стадом и пастыри и?дут, четыре, златые,
И за ними следуют девять псов быстроногих.
Два густогривые льва на передних волов нападают,
580Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревет он,
Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся;
Львы повалили его и, сорвавши огромную кожу,
Черную кровь и утробу глотают; напрасно трудятся
Пастыри львов испугать, быстроногих псов подстрекая.
585Псы их не слушают; львов трепеща, не берут их зубами:
Близко подступят, залают на них и назад убегают.

590Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
595Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы

Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
600Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

604-605Им восхищается; два среди круга их головоходы
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Там и ужасную силу представил реки Океана,
Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный.

Так изукрашенно выделав щит и огромный и крепкий,
610Сделал Гефест и броню, светлее, чем огненный пламень;
Сделал и тяжкий шелом, Пелейона главе соразмерный,
Пышный, кругом изукрашенный, гребнем златым повершенный;
После из олова гибкого сделал ему и поножи.
И когда все доспехи сковал олимпийский художник,
615Взяв; пред Пелидовой матерью их положил он на землю.
И, как ястреб, она с осребренного снегом Олимпа
Бросилась, мча от Гефеста блестящие сыну доспехи.