Иларион (епископ Ростовский). Смотреть что такое "Феодор, епископ ростовский" в других словарях

13.11.2019 Гадание

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, в миру Иоанн, был сыном Стефана (родного брата ), занимавшего важный пост при радонежском князе Андрее Иоанновиче. Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с 12-летним сыном пришел в монастырь к Преподобному Сергию, который, провидя подвижническую жизнь отрока Иоанна, постриг его с именем Феодор (20 апреля, в день памяти ), а по достижении им надлежащего возраста благословил на пресвитерский сан. По благословению Преподобного Сергий, на берегу реки Москвы, на месте, называемом Симоново, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Вскоре монастырь стал привлекать множество народа, и святой Феодор, построив келлию в пяти верстах от Московского Кремля, стал подвизаться в новых трудах. Сюда собрались к нему ученики. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове, которая и была заложена в 1379 году. Старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков.

Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. По делам русской митрополии святой Феодор несколько раз ездил к Патриарху Констанинопольскому. В первую свою поездку в 1384 году, он получил от Патриарха Нила сан архимандрита, а Симонов монастырь был сделан патриаршим, ставропигиальным; в 1387 году он был рукоположен во архиепископа и занял Ростовскую кафедру. Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал многих великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт - будущие основатели двух известных Белозерских монастырей Кириллова и Ферапонтова. Известно также, что святитель Феодор занимался иконописью и украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В Ростове архиепископ Феодор основал Рождественский девичий монастырь. Блаженная кончина святителя наступила 28 ноября 1394 года. Мощи его находятся в ростовском Успенском соборе.

Иконописный подлинник

Москва. 1980.

Свт. Феодор Ростовский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1980 г.

Русь. XVII.

Свт. Феодор. Икона. Русь. Конец XVII в. 130.3 х 85.7. Из собора Богородице - Рождественского монастыря в Ростове. РЯАХМЗ. Ростов.

Москва. XIX.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.

Москва. 1950-е.

Свт. Феодор Ростовский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра.

Святитель Феодор Ростовский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Святитель Феодор (в миру Иоанн) – племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Иоанну было двенадцать лет, когда в 1354 году Стефан привел своего сына к преподобному Сергию в Троицкую обитель. Еще в раннем детстве Иоанн услышал о подвижнической жизни преподобного Сергия и с тех пор горел желанием увидеть его. Наконец желание отрока сбылось. Иоанн остался жить в монастыре. В Троицкой обители он прошел суровую и благодатную школу иноческого воспитания.


Святитель Феодор, архиепископ Ростовский.
Икона втор. пол. XVII в. Ростов

Преподобный Сергий провидел в своем племяннике будущего подвижника. На 14-м году жизни он постриг Иоанна в монашество с именем строгого аскета первых веков христианства преподобного Феодора Трихины, память которого совершалась в день пострижения. Новопостриженный монах отличался необычайным усердием к церковной и келейной молитве, смирением и послушанием. Под неослабным руководством преподобного Сергия он возрастал в чистоте и благонравии. Приняв священнический сан, Феодор продолжал совершенствоваться в духовных подвигах. Однажды, когда он сослужил преподобному Сергию во время литургии, некоторые иноки видели в храме у престола Божия ангела в блистающих ризах.

Около двадцати трех лет подвизался Феодор в Троицком монастыре, где он освоил иконописное мастерство. Днем и ночью открывал он свои помыслы и сердечные побуждения преподобному Сергию. Все чаще Феодора посещала мысль об основании собственного монастыря. Однажды во время ночной келейной молитвы он услышал голос: «Феодор, иди в пустыню. Ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников и получишь великую награду на небесах». В желании Феодора основать собственный монастырь преподобный Сергий видел действие промысла Божия. Он сказал племяннику: «Я, чадо, надеялся, что, пре-дав кости мои гробу, ты станешь после меня игуменом на этом месте, ноесли хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица». Преподобный Сергий благословил племянника и тех монахов, которые вызвались идти с ним на поиски места для будущего монастыря.


Святитель Феодор, архиепископ Ростовский.
Роспись алтаря Троицкого собора Лавры

Согласно второй Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского, свой выбор Феодор и его спутники остановили на Симонове, в шести верстах от Москвы, недалеко от Крутицы. Преподобный Сергий осмотрел и нашел это место подходящим для основания нового монастыря. По его благословению начались строительные работы. В 1377-1378 годах монахами сначала был сооружен храм Рождества Пресвятой Богородицы, позднее – Успения Пресвятой Богородицы и другие монастырские постройки. Вскоре здесь собралась многочисленная братия. Новый монастырь был учрежден как общежительный. Феодор подавал инокам пример строгой подвижнической жизни. Протоиерей Иаков Остроумов, долгие годы возглавлявший приход храма Рождества Богородицы в XIX веке, писал о начальном периоде в истории монастыря:

«Глуха и пустынна была местность, скромна и тиха была жизнь пустынников. Сосредоточенные на молитве и труде, они проводили время или в храме за чтением молитв и общем пении псалмов, иногда, быть может, при тусклом свете дымящейся лучины или в келиях, занятые каждый своим трудом, своей работой, чуждые суеты внешнего мира.

Но как ни таились, как ни укрывались эти любители уединения и безмолвия, совершенно укрыться они все-таки не могли».


Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Обитель начала привлекать большое число паломников. Это начало тяготить отца Феодора, и он решил подыскать глухое место, где ничто не могло бы нарушить его уединения. Такое место он нашел в чаще леса, отделенной от обители глубоким крутым оврагом. Здесь он поставил келию и наложил на себя строгий подвиг поста и молитвы. Но и на новом месте Феодор не смог долго находиться в уединении. Вскоре и здесь собрались его ученики и последователи. Так возник Новый Симонов монастырь. На его основание преподобный Сергий также дал свое благословение. Новая обитель была более обширной, чем Старый Симонов монастырь, где стали хоронить усопших иноков. Здесь обрели место последнего упокоения монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Богослужебная жизнь нового монастыря, однако, еще долгое время протекала в храме Рождества Пресвятой Богородицы, вплоть до освящения Успенского собора вновь учрежденной обители, которое состоя-лось уже после кончины ее основателя.

Архимандрит Феодор принял и воспитал многих великих и славных подвижников земли Русской. Среди них особенным почитанием пользуются преподобные Кирилл и Ферапонт – основатели Кирилло-Белозерского, Ферапонтова Белозерского и Ферапонтова Лужецкого под Можайском монастырей. Преподобный Сергий считал Троицкую обитель и Симонов монастырь родственными по духу. Посещая Москву для бесед со святителем Алексием и святым благоверным великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, он приходил в Симонову обитель, где для него была устроена специальная келия. Во время таких посещений Преподобный имел обыкновение трудиться вместе с братией. Слава о Феодоре и его монастыре быстро достигла великокняжеского двора. В 1378 году великий князь избрал его своим духовником. В 1380 году, согласно «Запискам» Екатерины II, игумен Феодор Симоновский сопровождал Димитрия Иоанновича во время его похода против войск Мамаевой Орды. В 1382 году игумен Феодор крестил сына Димитрия Иоанновича, будущего можайского и белозерского князя Андрея Димитриевича. Лица, облеченные властью, часто обращались за советом к игумену Феодору. Великий князь Димитрий Донской дважды посылал его с ответственными поручениями к патриарху Константинопольскому, который почтил игумена Феодора особой честью – патриарх сделал Симонов монастырь ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно патриаршей власти.


Святитель Феодор, архиепископ Ростовский.
Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

В 1389 году во время второй поездки в Константинополь вместе с митрополитом Пименом Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского. В Ростове он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этому предшествовало чудесное видение. Как говорится в тропаре святителю Феодору, он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». По преданию, святитель написал для монастыря икону, на которой была изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим преподобных Феодосия и Антония Печерских, Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу иконы была сделана подпись: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана наша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Ранее святитель Феодор написал множество икон для Симонова монастыря и целого ряда московских церквей, в том числе и первый образ преподобного Сергия.

По молитвам святителя Феодора происходили чудотворения. В древних источниках описывается, например, такой случай. Когда ослеп сын ростовского князя, его отец обратился за помощью к святителю. В присутствии больного был совершен молебен. В тот же день сын князя прозрел. Святитель Феодор управлял Ростовской епархией около пяти лет.28 ноября 1394 года наступила его блаженная кончина. Преподобный Епифаний Премудрый задумывал написать Житие Феодора Симоновского. Однако этот замысел ему не удалось осуществить. Отдельные его материалы при переработке Жития преподобного Сергия Радонежского позднее использовал Пахомий Логофет. В XV веке были написаны тропарь и кондак святителю Феодору. Они сохранились в рукописи, происходящей из Кирилло-Белозерского монастыря, которая датируется третьей четвертью XV века. В конце XVI – начале XVII века возрастает интерес к духовному подвигу святителя Феодора, а в середине XVII века создается его Житие. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике святых. Честные мощи святителя покоятся под спудом в Успенском соборе Ростовского Кремля.

Кондак святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 2

В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже кре́пкий адама́нт во у́твари,/ по вся дни и но́щи пред лице́м Бо́жиим светя́ся моли́твами,/ и́хже ра́ди трудо́в Незаходи́маго Све́та сподо́бився,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние/ к ро́ждшемуся от Святы́я Де́вы Христу́ Бо́гу на́шему,// Его́же моли́ непреста́нно о всех нас.


Феодор, архиепископ Ростовский, святитель

Святитель Феодор, первый архиепископ Ростовский - ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители - Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна - были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей, Климента и Иоанна (будущего святителя), и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Некоторое время он жил в пустынном уединении с братом своим, а потом - в Московском Богоявленском монастыре. Желая дать духовное воспитание своему младшему сыну Иоанну, он не нашел ничего лучше, как поручить его духовному попечению своего брата. И в двенадцатилетнем возрасте отец привел его к авве Сергию в дремучие леса Радонежские и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Преподобный Сергий, провидя подвижническую жизнь отрока Иоанна, постриг его на четырнадцатом году от рождения в иноки 20 апреля и нарек ему имя в честь св. Феодора Трихины: тогда, - замечает летопись, - давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения.

Под надзором великого дяди юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный для дуновения грешного мира. Он так настроен был прп. Сергием, что в душе его не было ничего сокровенного для его отца и; он не таил от него ни помыслов тревожных, ни дел греха ни днем, ни ночью. «Тако пребывающу ему у святаго в совершенном послушании, житие добродетельное прохождаше». Блаженный Феодор удостоился в пустыне Сергия и сана священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого, что когда совершал он литургию с преподобным Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им Ангела. Так он прожил в тихой обители Сергиевой более 22 лет и между прочим обучился иконописному искусству.

Когда стало появляться желание основать особую общежительную обитель, он открыл это желание святому и потом по временам напоминал ему о не оставляющем его помысле. Преподобный сказал ему, что желал бы иметь его преемником своим в обители Святой Троицы, но, считая твердый помысл его делом Божиим, благословил избрать место для новой обители. Блаженный Феодор облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москвы–реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. Это было около 1370 года. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

С самого начала обители привлекала в нее многих слава Феодора, которых, как сосуд, прекрасно устроенный зиждущим духом Сергия, сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без преткновения совершил он течение свое.

Обитель Рождественская была у большой дороги, от которой немало прибавлялось шума для иноков. Уклоняясь от молвы людской и от посетителей, св. Феодор перешел на другое место, тогда лесное и тихое, построил себе келлию в пяти верстах от Московского Кремля и стал подвизаться безмолвно в новых трудах. Но скоро и сюда собрались к нему ученики. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове, которая и была заложена в 1370 году. Преподобный Сергий и теперь желал, чтобы Феодор пребывал в безмолвной молитве и уединении. Великий отец иноков почитал обитель Симоновскую, родственною о Христе своей Радонежской обители, и когда потребность и польза вызывали его в Москву, он приходил прямо в Симонов монастырь, где для него устроена была даже особая келлия. А старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков. Здесь в 1380 году в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стад называться Симоновым.

Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея.

Святой Феодор был доверенным лицом великого князя, который часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1385, память 16/29 сентября) на Московскую кафедру; в 1383 году с важным церковным поручением он был направлен в Константинополь к патриарху Нилу (1378–1388), где первосвятитель возвел святого Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии.

Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал много великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт, будущие основатели двух известных Белозерских монастырей - Кириллова и Ферапонтова.

В 1388 году святой Феодор вновь прибыл в Константинополь по делам Русской Церкви и возвратился в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Устройство этого первого женского монастыря зависело от некоторого видения: в тропаре св. Феодору сказано, что он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». Так думать заставляет еще одна, сохранившаяся в сей обители, древняя икона, писанная, по преданию, самим святым Феодором. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим молящихся Ей преподобных отцов Феодосия и Антония Печерских и Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных матерей Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу этой иконы написано: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана ваша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Святитель Феодор, занимаясь иконописью, украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В «Сказании о святых иконописцах» говорится: «Святый Феодор, племянник святаго Сергия, писаше многия святыя иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобнаго Сергия чудотворца. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николая святаго».

После пятилетнего управления епархией наступила блаженная кончина святителя 28 ноября 1394 года, и вскоре он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Ростовском Успенском соборе.

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Димитрий, святитель, митрополит Ростовский В том же году, как скончался дивный подвижник юга прп. Иов Почаевский, в южном местечке Макарове у благочестивого сотника Саввы Григорьевича Тупталы в декабре 1651 г. родился сын Даниил, который в свое время, еще в земной жизни,

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Трифон, епископ Ростовский, святитель По рукописным святцам, в числе святых считается Трифон, епископ Ростовский: «1 февраля память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасовом монастыре в лето 1466». Святитель Трифон до

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и чудотворец Cуздальский, святитель Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992; память 30

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Вассиан, архиепископ Ростовский Святитель Вассиан I был родственником святого Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и любимым учеником преподобного Пафнутия Боровского († 1477, память 1/14 мая), от которого и принял пострижение.В 1455 году стал

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Григорий, архиепископ Ростовский Григорий, архиепископ Ростовский, прозванный Премудрым, поименован святым у Кайдалова (см. Чтение в обществе любителей духовного просвещения, июнь, 1878 г.). Упоминаемый Григорий, как видно из списков иерархов г. Строева (с. 331) был Ростовским

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский (+ 1023) Память его празднуется 8 июня, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 23 июня вместе с Собором Владимирских святыхСвятитель Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский (+ 1395) Память его празднуется 28 нояб. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святыхОтцом святителя Феодора был старший брат прп. Сергия - Стефан. В молодости

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский (+ 1425) Память его празднуется 18 окт. и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСвятитель Дионисий, родом югославянин, был афонским иноком. Он прибыл в Москву при вел. князе Димитрии Донском и был поставлен настоятелем

Из книги автора

Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский (+ 1454) Память его празднуется 21 марта в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСвятитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 г. св. митрополитом

Из книги автора

Святитель Вассиан I, Архиепископ Ростовский (+ 1481) Память его празднуется 23 марта в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля с Собором Радонежских святыхСвятитель Вассиан I был родственником прп. Иосифа Волоцкого (память его 9 сент.) и

Из книги автора

Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра

Из книги автора

Из книги автора

Святитель Димитрий Ростовский О всеблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и Человеколюбцу Богу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Из книги автора

Епископ Феодор, Ростовский и Суздальский (+1024) Епископ Феодор, Ростовский и Суздальский (†1024)Святитель Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или 992 году. Святой основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники

Из книги автора

ФЕОДОР, первый архиепископ Ростовский и первый архимандрит Симонова монастыря, в мире Иоанн, сын Стефана, старшего брата Сергия Радонежского. Когда Стефан оставил пустынь Радонежскую и поступил в Богоявленский монастырь в Москве, тогда он поручил сына, Иоанна, брату

Святых

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского , занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского , младшего сына Ивана Калиты , и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей - Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре . Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь , сблизился с будущим святителем Алексием , тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого .

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена , его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины , почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию , некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена .

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор - епископа Феодора I , основавшего Ростовскую кафедру в - году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Труды

Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Феодор совместно с преподобным Сергием Радонежским написал два послания митрополиту - в июне-нач. октября года и в кон. -нач. года. Кроме того, в году он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена .

Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. Язык его переводов отличается простотой, четкостью и выразительностью. Ему принадлежат переводы следующих произведений:

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности твоея добре воспитався трудами, воздержанием, постом и молитвами, чисту и непорочну сотворил еси душу твою, сего ради на престол святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верные сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре, и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Ин тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея, струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, и, жития твоего целомудрие со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодоре, с ними же Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

В молитвах Господеви предстоя, якоже крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився, но, яко имея дерзновение к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему, Егоже моли непрестанно о всех нас.

Литература

  • Буслаев, Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности , СПб., 1861, т. 2, 379.
  • Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви , СПб., 1866, т. 4, 260; СПб., 1877, т. 8, 47.
  • Ключевский, Древнерусские жития , 92, 353-354.
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви , СПб., 1877, стб. 149.
  • Барсуков, Источники агиографии , стб. 591-592.
  • Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности , М., 1882, 57-58, 63.
  • Толстой, М. В., "Книга глаголемая о российских святых," ЧОИДР , 1887, кн. 4, отд. 2, 95-97, № 227.
  • "Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид," Душеполезное чтение , 1891, май, 3-15; июнь, 145-154; июль, 303-315.
  • Сергий, Полный месяцеслов Востока , Владимир, 1901, т. 2, 369.
  • РИБ , СПб., 1908, т. 6, стб. 419-426, № 5; стб. 212, 216-220, № 33.
  • Федотов, "Феодор," РБС , 1913, т. 25, 313-316.
  • Будовниц, Словарь , 102, 351, 353.
  • Прохоров, Г. М., "К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина," ТОДРЛ , Л., 1972, т. 27, 140, 142, 144-147.
  • Прохоров, Г. М., Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы , Л., 1978, 28, 54-60, 78, 104, 110-113, 166-188, 193-204, 224-228.
  • Дробленкова, Н. Ф., "Феодор," ТОДРЛ , Л., 1985, т. 40, 169-171.

Использованные материалы

  • Дробленкова, Н. Ф., "Феодор, игумен Симоновский," Словарь книжников и книжности Древней Руси :

Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского
глас 4

От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовского
глас 2

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас.


В миру Иоанн, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. В 12-летнем возрасте был отдан на воспитание Радонежскому игумену и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор. Под руководством святого св. Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в Троицкой обители, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий, прозревая в ученике своем великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители.

Св. Феодор облюбовал на берегу Москвы-реки местечко Симонове, и преподобный Сергий сам приходил посмотреть и благословить выбранное место. Здесь преподобный Феодором была построена церковь в честь Рождества Богородицы, а в 1380 г. в ней были погребены герои Куликовской битвы - схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стал называться Симоновым. Будучи игуменом Симонова монастыря, преподобный Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников, из которых наиболее известны преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Ферапонт Лужецкий (Можайский).

Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а святой князь Димитрий Иванович Донской избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 г. святой ездил в Киев для приглашения на Московскую кафедру святителя Киприана; в 1383 г. с важным церковным поручением был в Константинополе. В 1388 г. преподобный Феодор вновь путешествует в Константинополь по делам Русской Церкви и возвращается в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение недолгого управления Ростовской епархией он основал в Ростове Рождественский монастырь и управлял им до своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 г.

Святитель был хорошим иконописцем и за свою жизнь написал много икон, в том числе и образ преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля.