Отношение молодежи к религии. Молодежь и религия в современном мире

24.06.2020 Эзотерика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

М олоде жь и религия в современном мире

А.В. Левчук

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

· увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

· возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

· быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

· попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

· появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

· удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию;

· регулятивная функция религии. Она заключается в том, что каждая религия имеет свод установленных правил и моральных норм, которых должен придерживаться каждый верующий. Поэтому можно сказать, что религиозные организации создают и обосновывают морально-этические и поведенческие нормы, которым следует вся верующая часть гражданского общества;

· воспитательная функция религии. Принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех верующих, поэтому многие люди после прихода в церковь корректируют свое поведение и даже избавляются от вредных привычек;

· утешительная функция религии. В моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение. В религиозных организациях люди могут не только получить нужную поддержку от верующих, но и обрести надежду на лучшее, поверив в возможность помощи высших сил;

· коммуникативная функция религии. Практически во всех религиозных организациях верующие общаются между собой, находят среди единоверцев товарищей и друзей. Религия объединяет людей одной конфессии в группу, дает им определенные моральные, духовные и ценностные ориентиры.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества. религия общество личность мировоззрение

Проведенное исследование целевой аудитории на тему “Отношение современной молодежи к религии” показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

Список литературы

1. Религия в современном мире. [Электронный ресурс] / http://sam-sebe-psycholog.ru/- Дата доступа: 16.03.2016.

2. Отношение современной молодёжи к религии. [Электронный ресурс] / http://bmsi.ru/- Дата доступа: 16.03.2016.

3. Религия в современном мире. Из истории религии [Электронный ресурс] / http://religion.historic.ru/Дата доступа: 18.03.2016.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль религии в современном обществе и в развитии цивилизации. Характеристика структуры религиозного сознания молодых россиян. Типы религиозности и степень доверия государственным и общественным институтам. Проблемы и перспективы социологии религии.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Религия как социальный институт. Система институциональных норм. Функции религии в обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами: религия и экономика, религия и политика, религия и образование. Функции религиозного мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2011

    Основные подходы к определению молодёжи. Возрастная стратификация молодёжи. Психологические особенности молодых людей. Юридические аспекты религии в России. Характеристика и история основных религий России. Степень популярности религии у молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2014

    Роль веры в познании и преобразовательной деятельности человека. Экзистенциальные особенности мировоззрения молодежи в 1945 году и в наши дни по отношению к религии. Анализ влияния русской православной церкви на общество. Возрождение религии в России.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Жизнь и творчество М. Вeбера. Особенности веберовского понимания религии и ее социальной роли. Исследования Вeбером религиозного поведения людей. Значение конфликта в веберовской социологии религии. Сравнительная характеристика мировых религий по Вeберу.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Религия как фактор социокультурного развития. Существенные различия между западным и восточным христианством. Роль религии в жизни общества. Вопрос о роли православия в общественной жизни России. Развитие западнически ориентированной социальной мысли.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2009

    Анализ сущности понятия "институт" в социологии как важнейшего фактора общественной жизни. Характеристика типов социальных институтов. Главные атрибутивные признаки религии, ее современные тенденции. Особенности религии в России, ее влияние на менталитет.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Предмет и объект социологии религии. Различные подходы к определению религии. Основные социологические теории религии. Социальные проявления и функционирование религии в обществе. Процесс сакрализации норм и ценностей общества посредством религии.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2011

    Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества. Социальные риски в жизни современных молодых людей: социетальная трансформация, профессиональное самоопределение, влияние групп сверстников, ограничение вертикальной мобильности.

    реферат , добавлен 27.07.2015

    Политическая и правовая реализация принципа свободы совести в Республике Беларусь. Проблема толерантности и религиозного фактора в государственной общественной политике страны. Механизм взаимодействия политики и религии в динамике нового общества.

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Отношение молодёжи в России к религии

Руководитель __________________ доцент к. социол. н. Е. В. Жижко

Студент ЮС12-02Б 161204256 __________ А. О. Черняк

Красноярск 2013

Введение

Молодёжь как особая социально-демографическая группа

1 Основные подходы к определению молодёжи

2 Возрастная стратификация молодёжи

3 Психологические особенности молодых людей

Религия в России

1 Юридические аспекты религии в России

2 Характеристика и история основных религий России

Отношение молодёжи к религии

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

В России за последние 20 лет произошёл ряд крупных реформ, во всех сферах жизни общества, одним из последствий которых стало изменение отношения людей к религии.

Согласно данным (статистическому опросу, проведённому среди 1600 респондентов в 153 населённых пунктов в 46 краях, областях и республиках России) ВЦИОМ (Всероссийского центра исследования общественного мнения) половина россиян - верующие, в их числе 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, и 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убеждённые атеисты составляют лишь 6% опрошенных. И 8% не задумываются на тему отношения к религии.

Особенно неоднозначно отношение к религии молодёжи, родившейся в постсоветский период.

Цель курсовой работы: узнать, насколько у молодёжи популярны различные религиозные течения.

рассмотреть молодёжь как социально-демографическую группу;

рассмотреть различные религиозные течения в России;

выявить степень популярности религии у молодёжи.

1.Молодёжь как особая социально-демографическая группа

1Основные подходы к определению молодёжи

молодежь религия популярность стратификация

В различных источниках такой термин, как «молодёжь» определяется неоднозначно.

В.Т.Лисовский определяет даёт термину следующее определение «Молодёжь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей» .

Термин В.Т.Лисовского обозначает, что молодёжь - поколение людей, проходящих некий процесс, который позволит им в будущем успешно функционировать в обществе при условии успешного прохождения этого процесса.

А.М.Слепников определяет молодёжь, как «социально-демографическую группу, характеризующуюся, во-первых, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со стороны старших поколений (классов и их политических партий), и, во-вторых, социальной дифференциацией, соответствующей социально-классовому делению в обществе» .

Согласно термину, молодежь - это

индивиды, направляющие свою деятельность на включение в самостоятельную жизнь;

один из классов, соответствующий социально-классовому делению в обществе.

По мнению Г.К.Неумойнова «Молодёжь является мобильной социально-демографической и социально-психологической частью общества, ограниченной возрастными рамками, определяющими её социализацию, и обладающей спонтанными чертами, свойствами, ценностными ориентациями, обусловленными характером конкретно-исторических общественных отношений» .

Как следует из термина, молодёжь - ограниченная возрастными границами часть общества, имеющая собственные спонтанные черты, свойства.

В рамках основных теоретических направлений социологии молодёжи (психоаналитического, структурно-функционального, культурологического) были разработаны следующие подходы к определению «молодёжи»:

психофизиологический - молодость - это период развития человеческой личности между половой зрелостью и полной зрелостью;

социально-психологический - молодёжь - это определённый возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;

конфликтологический - молодость - это: «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни», «длящийся конфликт между индивидом и обществом», «проблемная стадии в развитии человека»;

ролевой - молодость - это особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребёнка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

субкультурный - молодёжь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

стратификационный - молодёжь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;

социализационный - молодость - это период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности.

интеракционистский - молодость - это одно из трёх состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.

аксиологический (ценностный) - молодость как социально-значимый, важный этап жизненного цикла человека;

субъективный - молодость - это особое мироощущение, устремлённость в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;

процессуальный - молодые - это те, кто не завершён, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования .

В любом случае во всех определениях прослеживаются две явные черты такой социальной группы, как молодёжь: во-первых, молодёжь является переходной стадией развития от детей ко взрослым людям, а во-вторых, их социализация и все факторы, связанные с социализацией, напрямую зависит от общества (конкретней - культура общества на конкретный этап исторического развития), в котором эта социализация протекает.

1.2Возрастная стратификация молодёжи

Чётко обозначенных возрастных рамок такой термин, как «молодёжь», не предусматривает. В различных источниках на этот счёт имеется разное мнение.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет .

Нижняя граница - 14 лет - связана с наступлением юридической дееспособности, а верхняя граница определена обществом и выбрана на основе того, что именно в возрасте 30 лет, по мнению общества, человек может осознанно делать выбор, имеет определённые ценностные установки, то есть достиг «социального взросления».

На международном симпозиуме, проведённом в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 - 21 год для юношей и 16 - 20 лет для девушек . Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить 13-ю и 30-ти годами. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

подростки до 18 лет;

молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет;

молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Таким образом, в различных источниках имеются различные позиции на тему расстановки возрастных границ молодёжи, что связано в основном с историческими и социальными предпосылками. К примеру, в индустриальном и постиндустриальном обществах молодёжный возраст формируется на основе двух встречных факторов: акселерации - ускоренного полового развития, из чего следует более раннее взросление и непрерывное отодвижение сроков вступления в профессиональную жизнь в силу продления учёбы .

3Психологические особенности молодых людей

В.Н.Лупандин в своей книге приводит следующие особенности молодого поколения:

Изменяется отношение к себе и окружающему миру, формируется самооценка.

Формируется чувство взрослости, появляется оценка собственных способностей, потребностей, притязаний, осуществляется попытка построения определённых жизненных планов.

Молодому поколению свойственна ориентация на внутренние проблемы и стремление к изоляции, одиночеству.

Молодые люди стремятся к самостоятельности в поведенческом, эмоциональном, моральном аспектах.

В молодёжной среде изменяются приоритеты во взаимоотношениях: более значимыми становятся отношения со сверстниками, менее значимыми - отношения с представителями старшего поколения.

Для молодёжи характерна категоричность суждений, юношеский максимализм.

По набору этих особенностей можно сделать вывод, что молодёжь является достаточно обособленной частью общества, имеющая собственную позицию и черты, отличные от взрослых и от детей.

Общая характеристика молодёжи такова: люди, в среднем возрастом от 16 до 32 лет, имеющие противоречивые, несформированные взгляды, имеющие массу психологических особенностей, присущих только этому возрасту.

2.Религия в России

1Юридические аспекты религии в России

Для того, чтобы подойти к вопросу религиозности молодёжи в России, следует изучить положение религии в России в целом.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, либо не исповедовать никакой религии, что обеспечивает Конституции такие пункты, как «свобода совести» и «свобода вероисповедания» и, соответственно, позиционирует Россию, как светское государство .

Такой закон даёт право существовать любой религиозной организации, идеология которой не будет противоречить другим аспектам закона (например, уголовному или административному).

Согласно данным Министерства Юстиции РФ в России по состоянию на 2010 год зарегистрировано 23494 организации, из них большая часть - организации Русской Православной Церкви (точнее - 12941). Самые существенные по составу организации после РПЦ - исламские (4127) и протестантские (3852). Организаций представителей других конфессий существенно меньше .

Таким образом, выясняется, что большая часть организаций представлена Русской Православной Церковью, что легко понять, так как этому сопутствуют исторические особенности России.

2.2Основные религии России

В данной главе будут рассмотрены основные и самые численные религии России: христианство и ислам.

В России представлены все три основных течения христианства - православие, католицизм и протестантизм.

Согласно материалам свободной интернет-энциклопедии «Википедии» примерные данные о религиозности населения таковы: 100 млн. из 142 млн. населения - православные, от 14 до 23 млн. - мусульмане, 2 млн. - протестанты, 2 млн. - буддисты, 600 тыс. - католики, 250 тыс. - иудеи.

Отмечается, что Россия, будучи светским государством, не может признать никакую религию государственно или обязательной, однако федеральный закон признает "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", что позволяет Русской Православной Церкви претендовать на исключительность своего положения .

Так как православие имеет особое место в жизни России, ей отводится особая роль и некое преимущество перед остальными религиями и что, соответственно, даёт православию особые привилегии, которые противоречат понятию «светского государства». Например, в российских школах преподаётся такой предмет, как «Основы Православной Культуры», который пропагандирует православие, как основную культуру и курируется РПЦ, а остальные христианские направления не занимают там особого места и написано о них в программе предмета представителями той же РПЦ . Также было замечено, что власти иногда препятствуют церквам, не принадлежащим к РПЦ, получать или иметь здания для молитвы.

Таким образом, православие при условии, что играет ключевую роль в религиозной жизни России, ещё и является такой культурой, отношение к которой неоднозначное, что связано с необычностью проводимой православием политики.

Протестантизм в России представлен многими возможными ответвлениями: баптизм, пятидесятничество, лютеранство, адвентисты седьмого дня, меннониты и т.д. Протестантизм является одной из трёх основных ветвей христианства и от православия их отличают следующие принципы:

«Только Писание» (закон - только «Библия», в православии существуют различные «предания от святых», постановления различных соборов и т.п.);

«sola fide» («только верою» - принцип, отвергающий «Спасение» какими-либо другими заслугами, кроме веры);

«юридизм» (понимание «Спасения» в юридическом аспекте);

мнемонический, а не сакральный характер «Причастия»;

теория «невидимой Церкви»;

отвержение иконопочитания;

отвержение культа святых;

отвержение крещения младенцев.

Все эти аспекты генерируют в России неоднозначные отношения с господствующей РПЦ. Одни группы протестантов с РПЦ сотрудничают (ведут церковные переговоры) (например, РОСХВЕ - Российский Объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятники)), другие группы признаются РПЦ «псевдохристианскими» (например, СХВЕП) .

Протестантизм в России упоминается впервые в Соборном уложении 1649 года, где сказано, что запрещается проповедовать евангелие Иисуса Христа по причине «совращение из православия». За распространение протестантизма вплоть до 1905 года в России существовала смертная казнь.

Согласно материалам свободной интернет-энциклопедии «Википедия», в конце XIX века в России было около 7 млн. протестантов. По разным подсчётам в настоящее время в России их число колеблется от 500 тыс. до 2 млн.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что протестантизм является одной из самых динамичных и противоречивых религий в России.

Ещё при Киевской Руси существовали отношения с представителями католицизма, в частности, с епископом Адальбертом Магдебургским. Вплоть до начала правления Петра I католицизм в России имел нейтральное место, а во время правления Петра в России были открыты католические школы и церкви. Проникновение католицизма длилось вплоть до установления советской власти, пока не начались гонения церкви. Возможность нормального и законного функционирования католики получили лишь после перестройки .

Согласно данным федеральной службы государственной статистики, на сегодняшний день в России действует 226 организаций римско-католической церкви. Это на 3 организации меньше, чем в 2010 году, что может говорить об отрицательной динамике католицизма в России.

По данным справочника catholic-hierarchy католиками в России являются 789 тыс. человек, что составляет 0,54% населения. На этом же сайте указано, что в России 426 католических приходов. Сопоставив эти данные с данными Минюста, можно утверждать, что около половины католических организаций не являются официально зарегистрированными.

На основе изложенного можно сделать вывод, что католицизм в России не занимает ключевого места, но его присутствие в истории России и в российской современности присутствует не в меньшей степени.

Ислам является второй по численности религией в России. Согласно данным переписи населения 2002 года традиционно мусульманские народы составляют 14, 5 млн. человек, в то время как число людей, исповедовавших ислам, составляет 20 млн. «Этнические мусульмане» составляют большинство населения в 7 регионах страны: Ингушетия (98%), Чечня (96%), Дагестан (94%), Кабардино-Балкария (70%), Карачаево-Черкесия (63%), Башкортостан (54,5%), Татарстан (54%).

В России ислам упоминается впервые в «выборе вер», происходившем при князе Владимире I в 988 г. Россия имела все шансы стать государством, исповедовавшим только ислам, но Владимир предпочёл исламу православие. На протяжении 700 лет ислам распространялся по России, пока не были приняты меры правителей и не началась христианизация. Весь период от XVIII века до XX ислам не занимал особой роли в России. В советский период согласно политике государства ислам также подвергся гонениям. Политика «оттепели» заметно улучшила положение ислама.

На сегодняшний день в России действует три основных центра ислама: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) .

Таким образом, ислам занимает одно из первых мест в истории России и в её религиозном положении, являясь второй по численности конфессией.

Также следует указать, что в России помимо этих религий существует огромная масса различных других, среди которых: иудаизм (156801 человек по данным переписи населения 2010 года ), кришнаизм (25 тыс. человек), индуизм (60 тыс. последователей ), «Свидетели Иеговы» (около 162 тыс. ) и другие.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в плане разнообразия религий Россия может иметь статус «светского государства», но наблюдается тенденция православия «вытеснять» другие религии, что неприемлемо для правового государства.

3.Отношение молодёжи к религии

В связи с особенностями исторической обстановки, а точнее с переходом от социализма к демократии и, как следствие, укреплением положения религии в обществе интересным для изучения становится такой слой населения, как молодёжь, время рождения которой совпало с этим временем.

Исследование отношения молодёжи к религии было проведено Нижегородским Государственным Институтом. Было опрошено 65 респондентов возраста от 16 до 32 лет. Ниже будут приведены различные факты о респондентах, касающиеся религиозных взглядов и ценностных установок.

Таблица 1

Вероисповедание%Неверующие19Православные44ХВЕ17Кришнаиты2Древневедическая вера2Адвентисты 7 дня11

Среди 65 человек неверующими оказались 19%, православными - 44%, протестантами - 28%, кришнаитами - 2 %, приверженцами древневедической веры - 2 %.

Приблизительно вдвое процент православных больше процента неверующих, среднее положение между ними занимают протестанты (Христиане Веры Евангельской (баптисты) и Адвентисты 7-го дня). Процент представителей других религий незначителен.

Процент православных имеет большое влияние благодаря историческим особенностям России. Вероятно, что немалый процент неверующих связан с пропагандой атеизма и с пережитками Советского Союза.

Таблица 2

Образ церкви%Источник духовной поддержки51Сообщество единоверцев30Элемент общественной жизни16Помощь16Возможность обрести смысл жизни15Самосовершенствование10

Тем же людям был задан вопрос о представлении о церкви. 51% указал, что церковь есть источник духовной поддержки, 30 % видят в церкви сообщество единоверцев, 16 % - элемент общественной жизни, 16-ти процентам церковь помогает, для 15% церковь - возможность обрести смысл жизни и 10 % с помощью церкви самосовершенствуются.

Половина опрошенных считает церковь источником духовной поддержки, а к вопросу о самосовершенствовании подходит только десятая часть опрошенных.

Молодёжь воспринимает церковь, прежде всего как источник духовной поддержки и сообщество единоверцев. Не особо значима для молодёжи церковь в качестве помощи и самосовершенствования. По выверенным данным можно сказать, что основную свою функцию объединения верующих церковь выполняет.

Таблица 3

Мотивы%Помолиться33Слушать проповедь30Получение эстетического удовольствия20Встреча с единоверцами13Испытываю положительные эмоции16Другое8Уединение6Встреча с духовным наставником2

Треть опрошенных приходит в церковь помолиться, ещё около трети приходят за проповедью, пятая часть опрошенных получает в церкви эстетическое удовольствие, встретить единоверцев и испытать положительные эмоции приходят 13% и 16% соответственно, 6% приходят уединиться, 2% приходит к духовному наставнику и у 8% на это имеются свои причины.

Примерно одинаковое количество людей приходит помолиться и послушать проповедь, за положительными эмоциями приходит вдвое меньше молодых людей. Их число примерно одинаково с числом людей, желающих увидеть своих единоверцев.

Можно предположить, что молодежь, проявляя свои религиозные чувства, идет в храм, ища там участия в общем религиозном действии (помолиться, послушать проповедь), но не ради индивидуальных наставлений или раздумий.

Таблица 4

Вера в бога%Смыслообразующая ценность в жизни33Психологическая помощь и поддержка20Нечто сверхъестественное7Самосовершенствование7Один из морально-нравственных образцов3Ничто3Элемент культуры3

Также для понимания представления молодёжи о религии был задан вопрос о их понимании веры в бога.

Как выяснилось, для трети молодых людей вера в бога заключает в себе приобретение смысла жизни, для пятой части вера в бога - психологическая помощь и поддержка. С помощью веры в бога 7% самосовершенствуются и для 7% это лишь нечто сверхъестественное. Для 3% это один из морально-нравственных образцов, для ещё 3% людей - элемент культуры и для такого же количества людей вера в бога не значит ничего.

Для большинства молодежи вера в бога является смыслообразующей ценностью в жизни, либо психологической поддержкой, надеждой на лучшее. Остальное малозначимо. То есть вера в Бога у молодежи выступает важной составляющей осознания реальности.

Согласно данным ВЦИОМ, молодёжь в вопросе отношения к религии не особо отличается от мнения населения в целом .

Молодёжь в целом относится к религии более чем положительно. Результаты соцопросов показывают, что около 80% современной молодёжи состоит в религиозных религиях, половина из которых - православные .

Таким образом, религия в России очень популярна среди молодёжи, что проявляется в малом проценте неверующих. Среди них преобладают христиане, но процент представителей других религий также имеется. Церковь молодёжью воспринимается должным образом и свои функции выполняет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

молодёжь: определение, возрастная стратификация, психологические особенности;

религия в России: правовые основы существования религий в России, основные религии и их история в России.

отношение молодёжи в России к религии: социологический анализ.

Отношение молодёжи в России к религии остаётся сложным вопросом. Различные социологические опросы показывают разные данные. Возможно, сложности проведения таких социальных опросов связаны со степенью интимностью такого вопроса как отношение к религии. Но отношение конкретно молодёжи остаётся открытым и актуальным вопросом и требует подробного исследования.

Список использованных источников

1.ВЦИОМ. URL: #"justify">.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. СПб., 2000. - 112 с.

.Слепников A.M. Социология молодежи // Социологические исследования. - 1993. -Т.3, №3 -с.130.

.Неумойнов Г.К. Молодежь как общественная группа. М., 1972. - 244 с.

.Ю.Р. Вишневский, А.И. Ковалёва, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, В.Т. Шапко. Практикум по социологии молодёжи. М.: Социум, 2000. - 296 с.

.Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.

.Международный симпозиум по возрастной периодизации / Матер, симпозиума. М., 1965. - 31 с.

.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв. Социология общей теории: учебник для вузов. М: Норма, 2003. - 201 с.

.В.Н.Лупандин. Социология молодёжи. Учебное пособие. Орёл, 2005 - 236 с.

.Конституция РФ.

.Федеральная государственная служба статистики. URL: #"justify">.Википедия. URL: #"justify">.Закон Российской Федерации о Свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 № 125-ФЗ.

.Центральный портал саентологов. URL: #"justify">.Кураев А. Протестантам о православии. М., 2007 - 672 с.

.Католическая Энциклопедия. СПб: Издательство Францисканцев, 2010. - 920 с.

17.The Hierarchy of the Catholic Church. URL: #"justify">.Сайт всероссийской переписи населения. URL: #"justify">19.Департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России. URL: #"justify">20.Нижегородский Государственный Университет. URL: http://www.unn.ru/fsn/k2/students/god.htm (04.06.2013, 05.06.2013).

Похожие работы на - Отношение молодёжи в России к религии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»


Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного «обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах — в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь, наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий. Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью), разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение молодых людей к организации религиоведческого образования в различных учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте я буду использовать письменный вид опроса — анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии — это наука, которая изучает религию как социальный феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам исследования разработанным в социологии, социальное поведение человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.
Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает «религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи. Все три понятия — «религиозность”, «внерелигиозность” и «секулярность” — представляют органическое целое, благодаря взаимосвязи их содержания: «Религиозность, представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность, рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего реальный переход от религиозности к вне религиозности.
Разделение людей по характару религиозности на «верующих”, «колеблющихся” и «неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без оттенков, но все же основную «арматуру” исследуемой социологией религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность не поддающихся социологической операционализации от «неверия” к религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда — к веротерпимости внутри самой Церкви. В этом — источник изначального многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания, инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что, конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий «религия” и «секуляризация”.
Религия — сложный сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и выполняет в обществе ряд функций — смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация — процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее регулирования религиозными нормами.
Религиозная «стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, — ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

1. Введение

2. Молодежь и религия

2.1. Отношение к религии молодежи Татарстана

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Введение.

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.

Примеры массового религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах - в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то коммерческих или даже политических интересов.

Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследований как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях.

Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.

Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает “религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи религиозным ценностям и системам.

2. Молодежь и религия.

Общество нуждается в новом подходе к воспитанию молодого поколения.

Как молодежь относится к религии? Чтобы ответ был более объективным, надо учесть одно важное обстоятельство. Любая религия имеет две ипостаси:

1. источник духовного роста и умировотворения (этическое учение Корана, арабское письмо и книга для татар, Библия и западная литература и живопись по библейским сказаниям и т.д.);

2. источник конфликтов:

а) внутри человека (верить - не верить и т.д.);

б) внутри общины;

в) конфликты двух сторон (муллы между собой, духовенство и граждане, духовенство одной религии и другой, мусульмане и христиане и т.д.).

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека.

Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%;безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.

Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).