Материальность и духовность в поведении человека. Духовное развитие и материальный успех

12.01.2024 Жизнь

Я часто бывал в советской Прибалтике, особенно в Литве. И по делам и на отдыхе. До сих пор у меня сохранились очень тёплые воспоминания об этих чудесных местах и о людях, с которыми я общался по работе.
Где то перед самым распадом СССР поехали с товарищем, звали его Саша, в командировку в Паневежис. Возвращаться решили через Вильнюс – Саша там ни разу не был; по дороге обсудили, какие места я должен ему показать. Приезжаем в Вильнюс, на вокзале выполняем обязательные утренние процедуры, и доезжаем до площади Гидеминаса на такси. Такси укатило, а мы стоим и рассуждаем, с чего бы начать Сашино знакомство с прекрасным городом. Решил я для начала повести его к костёлу Святой Анны; уж если в 1812 году в него влюбился сам Наполеон, то Саше он тоже должен понравиться.
До самолёта ещё много времени, всё успеем, в том числе подольше побыть на территории Вильнюсского университета. В предыдущий приезд, как это не банально звучит, эти места произвели на меня неизгладимое впечатление. Был воскресный день, стояла прекрасная погода. Многочисленные мощённые университетские дворики были совершенно пустынны и наши шаги гулко резонировали. Возникло странное чувство, как будто перенесли нас в 16-й век и оставили в нём навсегда без средств существования, без связи с нынешним миром, без знания языка. Но страха не было. Переходя из дворика в дворик, ожидали звонка или колокола, возвещающего окончание занятий. Ожидали, что вот- вот на улицу выскочит толпа буйных буршей, вот-вот начнутся драки и дуэли, а испуганные профессора в своих мантиях кучками собьются в подворотнях и будет происходить всё это под песню Тухманова " Из Вагантов". Интересно было, повторится ли подобное наваждение на этот раз.
Но человек предполагает, а Бог располагает. Саша вдруг решил, что сначала надо отдать дань вильнюсским магазинам, а потом уж, если останется время… И тут же поплатился за то, что променял духовное (в светском понимании) на материальное. Полез в карман - нет паспорта с вложенным авиабилетом. Запаниковал он, бедный, и стал уговаривать меня ехать поездом.Я же терпеть не мог длительные поездки.
Нанял таксиста-частника, разъяснил ему ситуацию и повёз он нас в бюро находок такси и в вокзальный туалет- сашиным паспортом там и не пахло! Тогда решили ехать в аэропорт. Таксист-частник оказался очень порядочным человеком, взял с нас сущие копейки и пошёл с нами к начальнику милиции. Там о наших бедах рассказали майору, он помог купить новый билет (без предъявления паспорта) и обещал провести через контроль. Оставшееся время потратили совершенно бездарно. Заблаговременно приходим в аэропорт, а майора нет на месте! Опять паника! Идём на контроль, показываем билеты и нам говорят: майор нам звонил, проходите пожалуйста.
Мы благополучно долетели до Харькова, Саша в течение месяца получил новый паспорт. А через полгода вызывают моего друга в милицию и вручают полученный по почте утерянный паспорт. Что он делал с двумя паспортами - не помню.

ДУХОВНОСТЬ…

Первое, что бросается в глаза, как отличительная черта духового человека — это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они не обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию. мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другими, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т.д., что противоречит чувству единства всех людей. Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей — это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами и властью. он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни на что, и не поступиться ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ…

Материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

СООТНОШЕНИЕ ДУХОВНОСТЬ — МАТЕРИАЛЬНОСТЬ…

Материальные блага могут способствовать развитию внутреннего потенциала личности, а могут и препятствовать. Существует множество подходов к решению вопроса о соотношении материальности и духовности, биологической природы и души. Два из них являются ущербными, радикальными, хоть и прямо противоположными: 1) «Белка в колесе». Здесь все силы тратятся на достижение материального благополучия, которое недостижимо в принципе. Человек обезличивается и становится придатком материи. Это абсолютно пустая с человеческой точки зрения жизнь, идентичная жизни животного. Огрубленно такая жизненная позиция обозначается, как «работа на унитаз». 2) «Уничтожение плоти». Стремясь повысить уровень духовных потребностей, многие религии проповедуют целенаправленное снижение уровня материальных потребностей с помощью всевозможных постов и ограничений. Следовательно, ограниченно-неправильное соотношение духовного и материального сводится или к подчинению духовного материальному, или к уничтожению материальности. Однако более правильный и гармоничный путь-другой. Не нужно ни подчиняться материальности, ни пытаться ее уничтожить, человек должен подчинить материю себе. Это единственно правильный путь. Надо быть не рабом материи, а обратить материальность себе во благо. Ведь, например, без музыкального инструмента,человек не может стать композитором, поэтому материя может стать хорошим подспорьем в развитии духовного потенциала личности. Материальные блага должны стать фундаментом, на основе которого раскроется внутренний мир личности. Но, если этот фундамент чересчур массивен, он может уничтожить личность, раздавить ее.

Духовность является маяком при движении человека по жизни и определяет уровень его развития или деградации. Духовная чистота заключается не в уничтожении материальной природы, а в том, что духовность является ориентиром в жизнедеятельности человека. Человек может обладать нормальной здоровой биологической природой и в то же время быть высокодуховной личностью. А как считаете вы?

Россия будет великой или будет ничем

Введение

§ 1. О чем эта книга?

Абсолютная честность в изложении помогает максимальной ясности.

О названии книги

Часто покупаешь книгу с интересным и красивым названием, начинаешь читать и видишь, что в книге даже не поднимаются вопросы, которые обозначены в заглавии, более того, само название книги очень слабо связано с содержанием и выполняет лишь роль ничем не обязывающей вывески. Подобный подход – отличительная особенность книг, изданных на Западе, но постепенно правило рынка, гласящие, что покупатель, прежде всего, покупает из-за обертки, находит свое применение и в отечественной книгоиздательской отрасли.

Название нашей книги многообязывающе, и это – не дешевая реклама. Данная книга действительно о России, о ее месте в современном мире, о нас, о русских, о нашей национальной идее. Главная цель книги – осознание исторической роли России в историческом процессе.

Структура книги

В книге четыре части. В первой части рассматриваются проблемы социологии, психологии, философии, истории, анализ которых необходим для понимания остальных частей книги, т. е. начинаем мы нашу книгу не с того, что актуально, интересно и привлекательно для читателя, а с того без чего понять суть национальной идеи невозможно.

Вторая часть книги повествует об основных проблемах человечества на сегодняшнем этапе его развития и о причинах этих проблем.

В третьей части анализируется сущность доминирующей на сегодняшний день западной цивилизации, и роль данной цивилизации в историческом процессе.

Четвертая часть книги посвящена России. Анализируются узловые аспекты русской истории, специфика русского менталитета. В этой части дается ответ на вопрос: почему сегодня может настать эра России, а также четко определено, что есть русская идея и какова миссия России.

§ 2. О национальной идее

Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности

В. С. Соловьев

Надо ли придумывать национальную идею?

Сегодня многие мыслители пытаются придумать для России национальную идею. Некоторые напротив, настолько устали от процесса придумывания национальной идеи, что считают: дискуссию о национальной идее надо прекращать.

В действительности придумать национальную идею нельзя. Придумать можно сказку, миф, придумать можно только то, чего нет. Нация же не существует без национальной идеи. У каждой нации есть свои представления о правде, красоте, добре и зле, о своем месте в этом мире.

«Как ученый не создает законов природы, а открывает их, изучая свойства вещей, так и политический законодатель: наиболее совершенные законы – это наиболее естественные, согласные с природой нации» .

Следовательно, задача исследователя заключается не в придумывании, а во-первых, в осмыслении объективно существующей национальной идеи своего народа, во-вторых, в формулировании этой идеи в четких и желательно наглядных категориях, моделях, понятиях.

Об изложении

К сожалению, труды, рассматривающие проблему русской идеи, содержат много очень красивых слов, которые ничего не разъясняют. Конечно, интуитивно всем понятно, о чем идет речь, когда говорят, например, о «консервативном проекте». Но когда начинаешь обсуждать «консервативный проект», выясняется, – интуиция у всех разная. Что не удивительно. Вообще же консерватизм, без четкого набора ценностей – пустой звук. Консерватизм – это сохранение. Что сохраняется – в этом суть проблемы. Консерваторы в Англии – это либералы, а консерваторы в Иране – это контрлибералы.

А что значит правый поворот? Это поворот к Союзу правых сил в лице Чубайса и Немцова или поворот к поклонникам Гитлера?

Для того чтобы понять суть национальной идеи, нам необходимо разобраться во множестве проблем, а не заполнять текст лозунгами, поэтому в нашем труд рассматривается довольно много теоретических вопросов. Чтобы не делать изложение слишком скучным, мы постарались изложить довольно сложные темы простым языком, более того, везде, где это возможно, мы максимально упрощали повествование – доступность и наглядность – одни из основных приоритетов изложения.

Рассуждения о национальной идее

Все рассуждения о национальной идее обычно сводятся к трем положениям. Первое. Русские лучше всех. Второе. Россия – мост между Западом и Востоком, в этом ее уникальность. Третье. Основу национальной идеи составляют православные ценности.

Все это, безусловно, верно, только не продвигает нас ни на миллиметр в понимании сути национальной идеи.

Все народы считают себя лучше всех остальных. Не бывает абстрактно лучших или худших народов. У каждой исторической эпохи свои герои и свои лучшие народы. По этому поводу А. Н. Толстой сказал: «Нет такого народа, кто не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости».

По поводу евроазиатского моста мы еще будем говорить и, как увидим, эта идея не может являться центральной, – это идея десятого, двадцатого порядка.

Констатация того, что русская цивилизация – православная, православие – религия наших предков, – ничего не добавляет в копилку наших знаний. Тем более большинство ревностно отстаивающих идеи православия с большим трудом и не очень внятно могут объяснить, чем православие отличается от католицизма. Если различия несущественны, тогда, может, у России и Италии единая историческая задача? Очевидно, что это не так.

Национальная идея – это не несколько сотен страниц, на которых излагается тезис: «все должны жить богато и счастливо». В таких национальных доктринах нет ничего национально специфичного, – ведь все народы хотят жить счастливо. Для того, чтобы сделать народ счастливым, необходимо, по крайней мере, понимать, что данный народ понимает под счастьем. А это понятие исторически конкретно и этноспецифично.

Часть I. Элитарные цивилизации

Император Франции Наполеон I


Сколько было периодов в развитии человечества?

Каковы основные мировоззренческие типы людей?

Почему человек действует?

Глава I. Человек и социум

§ 1. Почему и как действует человек

Бывают люди – растения, люди – звери, люди – боги.

Жан Поль Рихтер
Почему человек действует?

Человек преобразил мир до неузнаваемости, если животные приспосабливаются к природе, человек ее изменяет, он создает так называемую вторую природу совокупность условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Межпланетные станции, небоскребы, компьютеры, религии…Зачем человек все это создает? Что определяет умонастроения людей, их образ жизни? Как внутренние силы личности не заставляют ее жить и действовать?

Если спросить человека, зачем ему, например, автомобиль, вероятнее всего мы услышим, что ему удобнее на автомобиле ездить на дачу или что-либо подобное. На каждый конкретный вопрос мы будем слышать конкретный ответ: «потому что удобно», «потому что холодно», «потому что вкусно» и. т. д. Но если абстрагироваться от конкретного ответа, то мы без труда поймем, что человек действует потому, что у него есть определенные потребности, а поскольку у каждого потребности, как, впрочем, и возможности, неодинаковы, то люди действуют по-разному.

«Психика человека направляет и регулирует всю его деятельность, поступки, поведение. А первичной побудительной силой любых действий людей, как и вообще всех живых существ, являются опять же их потребности» .

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Однако потребности – это лишь вершина айсберга. Каждый человек удовлетворяет прежде всего ту потребность, которую считает первоочередной, один человек потратит «лишние» деньги на бутылку водки, другой на книгу, третий – на билет в театр. Отчего же зависит конфигурация потребностей?

Потребности зависят от мировоззрения личности . Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, на то чем человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В основе мировоззрения человека лежит совокупность ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации – направленность интересов и потребностей личности или группы на определенную иерархию обобщенных человеческих ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Итак, ценностные ориентации детерминируют потребности, а потребности детерминируют поведение человека, образ его мышления и жизни. Какие же ценностные ориентации для человека являются базисными? Ответив на этот вопрос, мы сможем не только типологизировать мировоззрение личности, но понять сущность «механизма» активности человека, т. е. понять, почему люди действуют, а, главное, почему они действуют по-разному.

Осевые ценностные ориентации

Потребности становятся объектом изучения в психологии, социологии, экономике и ряде других наук. О потребностях и ценностных ориентациях написаны миллионы страниц, те, кто хочет углубиться в изучение этого вопроса, может без труда найти тысячи статей, книг, диссертаций (в том числе и автора), посвященных этому вопросу. Здесь же мы остановимся на самом для нас главном – определению основных типов и форм ценностных ориентаций, являющихся фундаментом потребностей.

Существует один осевой тип ценностных ориентаций, являющихся системообразующими для мировоззрения человека: духовность , и одна осевая форма ценностных ориентаций – коллективизм (рис. 1) .


Рис. 1. Осевые ценностные ориентации


Тип ценностных ориентаций. Кратко поясним сказанное. Несмотря на множество ценностных ориентаций, существует всего один осевой (базовый) тип иерархии ценностных ориентаций: духовность – материальность.

Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. тяготеют или к духовности или к материальности. Поэтому потребности, по направленности на объект, разделяют на материальные и духовные. Далее мы подробно остановимся на анализе материальных и духовных ценностных ориентаций, т. к. этот вопрос не простой и требует отдельного анализа. А сейчас перейдем к основным формам потребностей.


Форма ценностных ориентаций. Направленность потребностей на объект – это индивидуальные потребности человека, но человек не существует вне общества, а основными формами потребностей являются социальные, которые отражаются в мировоззренческом коллективизме или индивидуализме.

Коллективизм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие должны играть значимую роль в моей жизни». Потребности, связанные с коллективизмом – это потребности, которые удовлетворяются посредством взаимоотношений с окружающими или в целях этого взаимоотношения. Например, удовлетворение некоторых материальных потребностей невозможно без коллективного взаимодействия множества людей.

Индивидуализм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие не должны играть значимую роль в моей жизни». Потребности, связанные с индивидуализмом, – это потребности, которые удовлетворяются без взаимоотношений с окружающими. Например, психическая потребность в уединении.

Итак, существует два осевых типа ценностных ориентаций: духовность и материальность. Существуют две осевые формы ценностных ориентаций: коллективизм и индивидуализм.

Коллективизм и индивидуализм – две стороны одной медали и поэтому с помощью коллективизма можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций – коллективизма и индивидуализма, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Коллективизм можно выразить через индивидуализм как индивидуализм со знаком минус. То же самое можно сказать и о соотношении материальности и духовности.

Упрощенно говоря, когда мы говорим что коллективизм 0 %, то индивидуализм 100 % (рис. 2 ), то же самое можно сказать о соотношении духовности и материальности.

Для наглядности изучения введем координатную плоскость: ось абсцисс – для измерения осевого типа ценностных ориентаций, а ось ординат будет служить для измерения осевой формы ценностных ориентаций (рис. 2 ). На рисунке изображен ценностный крест, с помощью которого мы сможем типологизировать не только мировоззрения человека, но и все, что с мировоззрением связано: политические учения, национальные менталитеты и т. д.


Рис. 2. Основные типы мировоззрений


Как мы видим (рис. 2 ), существует четыре основных типа мировоззрений. О сути коллективизма и индивидуализма мы уже сказали. Для того чтобы понять суть основных типов мировоззрения нам необходимо познакомится с понятиями «материальность» и «духовность».

Материальность

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д.

Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. Что же составляет суть мотивационной природы животного? У животных, при всем многообразии инстинктов, существуют два основных:

инстинкт самосохранения , имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

инстинкт размножения , имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие – приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания» .

Второе по значимости желание – стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом – инстинктом размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например, приоритетный доступ к пище. Можно сказать, что стремление к получению определенного статуса есть коллективная форма стремления к наслаждению.

Итак, существуют два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе – карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности – гедонизм и карьеризм.

Гедонизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального психофизиологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму асоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.). Карьеризм – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам. Можно сказать, что карьеризм – это коллективная форма гедонизма.

Таким образом, материальность – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение психофизиологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

Более кратко: материальность – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение психофизиологического наслаждения (гедонизм) и приобретение социального статуса (карьеризм) .

Упрощенно говоря, материальность в современных условиях – это деньги + статус. Это простая теоретическая формула широко используется в практике мотивации трудовой деятельности. Как мотивировать человека лучше работать? В экономической психологии считается, что основными мотиваторами трудовой деятельности является рост уровня зарплаты и повышение властного статуса.

Духовность

Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот, т. е. духовность противостоит материальности. Это обстоятельство часто подчеркивается и в определении понятия «духовность»:

«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» .

Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, антикарьеризм есть альтруизм, т. к. карьеризм – это использование других людей ради достижения собственных целей, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня», а этому принципу противостоит принцип «я для других» – т. е. альтруизм.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

Аскетизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимизации материального потребления». Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Верен ли такой подход? Нет, т. к. в этом случае речь идет о крайней форме аскетизма.

Аскетизм – это не обязательно вериги и лохмотья. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека , любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Если человек имеет возможность изменить своему супругу, но отказывается от этого, это акт аскетизма. Если человек оставляет ребенку самое вкусненькое, это акт аскетизма.

Принцип аскетизма «не стремись к максимизации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

«Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний (умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей» .

Аскетизм это отказ. Но не отказ от жизни. Это отказ от одной формы существования ради другой формы существования. «Аскетизм» в переводе с греческого (asketes) – упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Каковы же эти задачи?

Понятно чего может достичь в случае успеха материально ориентированный человек: шикарная квартира, автомобиль, вилла, дорогая одежда, ювелирные украшения и т. п. Если все это объединить одним понятием, то можно констатировать: материально ориентированный человек стремится получить максимальное количество удовольствия с помощью использования предметов внешнего мира.

А каковы же жизненные вершины одухотворенного человека? Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

Чудаковатый ученый, для которого научное творчество превыше всего, это не гипербола из фильма «Назад в будущее». Возьмем прародительницу всех наук – философию. Обычно, когда говорят о самых великих философах, упоминают Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, в советское время, естественно, Маркса. Сократ, Кант, Маркс жили или в нищете, или на грани нищеты. При том что Сократ и Кант, как мы сказали бы сейчас, имели хорошие связи в правящих кругах. Платон, Аристотель и Гегель жили не очень бедно, но, тем не менее, проповедовали умеренность и восславляли альтруизм. Например, Аристотель располагает блага в следующем порядке. Первое место – душевные блага, второе – телесные: здоровье, сила. И лишь третье место принадлежит, как говорит Аристотель, внешним благам: богатству, славе, знатности. Платон же вообще презирал богатство.

Но это лишь констатация факта, а каков механизм противостояния стремления к материальному потреблению со стремлением к самоактуализации? Человек, стремящийся чего-либо достичь в жизни пытается «достроить» себя. А как можно «достроить» себя? Способа два: во-первых, с помощью внешних благ, во-вторых, с помощью внутренних дарований. В первом случае о человеке судят по его дому, автомобилю, костюму, часам, телефону и т. д. Во втором – по его способностям, талантам в сфере искусства и науки, наличия порядочности, чувства долга и т. д.

Материально ориентированные люди всегда выбирают первый путь, духовно ориентированные люди всегда второй. Первые всегда достраивают себя внешним миром, вторые достраивают внешний мир собой.

Для одухотворенных личностей самое важное не предавать самого себя. Хорошо, когда твои произведения покупают, как в случаи с Винчи, плохо, когда тебя не понимают, и ты умираешь в нищете, как в случае с Рембрандтом. Но и Винчи, и Рембрандт были принципиальны в отстаивании собственных взглядов, Рембрандт был в конфликте с обществом, Винчи на грани конфликта, и, несомненно, если общество не разделило бы устремления Винчи, то конфликт состоялся.

Поэтому одухотворенность – это не стремление к нищете, это стремление к богатству, но богатству, прежде всего, духовному. Духовность – это также не стремление к противостоянию с обществом, властью, это стремление к не противостоянию с собственными дарованиями.

Теперь об альтруизме. Альтруизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». Можно сказать, что альтруизм – это коллективная форма аскетизма.

Альтруист – это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами – образец крайнего альтруизма. Если вы помогаете подтолкнуть автомобиль незнакомому человеку, это акт альтруизма. Если вы выходите добровольно на субботник, это акт альтруизма.

Таким образом, духовность – ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.

5 . Психология. Учебник для экономических вузов. Под общ. ред. В. Н. Дружинина – СПб., 2002. – С. 128–129.

Диета, применяющаяся для лечения или обретения стройной фигуры, проявлением аскетизма считаться не может.

Конечно, термин «аскетизм» можно было бы заменить на иной, менее резкий, но делать мы это не станем, т. к. проблема кроется не в терминах, а в их сути.

ДУХОВНОСТЬ И МАТЕРИАЛИЗМ

В.: Работа осуществляется в нашем мире и связана с материальными вещами. Можно ли поэтому считать, что духовность предпочтительнее материализма?

О.: Я отвечу на этот вопрос, а заодно и еще на несколько подобных вопросов, которые недавно были мне заданы.

Первым делом вы должны понять, что так называемая «духовность» обычного человека - это неопределенное устремление к чему-то «высшему» или, возможно, потакание некоторым видам эмоциональности, почитаемым только в силу обычая из-за исторической или ассоциативной связи с тем, что в течение длительного времени принималось за духовное или провозглашалось духовным. Мы вообще не имеем дело с такими фальшивыми элементами.

Опять же «материализм» рассматривается как привязанность к накоплению материальных вещей или к определенному их использованию. Никто не задает вопрос - единственный ли это способ рассмотреть или воспринять то, что обычно считается «материальным»?

На самом деле факт состоит в том, что подобная незрелая позиция не способна сформулировать реальной основы для подхода к нашей проблеме.

В том, что обычно называют духовностью сбитые с толку люди, содержатся элементы, имеющие ценность для развития. Это именно та часть духовности, с какой имеем дело мы. В потоке материального также есть элементы, с которыми мы работаем. Так сформулировать проблему мог бы и дикарь, спрашивающий, что ему следует делать с зажигалкой: вдыхать запах бензина или любоваться блестящим металлическим корпусом? Если ему сказать, что назначение, или использование, зажигалки в корне отличается от того, что он способен предположить, то он, возможно, отреагирует недоумением, враждебностью, удивлением или не заинтересуется предметом вообще. До сих пор его опыт был выражен в терминах обоняния и зрения - бензин и блики. В прошлом это служило ему верой и правдой. Зачем же сейчас делать шаг вперед и искать новый диапазон опыта?

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Духовность Вся наша жизнь проходит в различных ограничивающих рамках. Мы ограничены законами природы, своими физическими возможностями, нас ограничивают различные обстоятельства, нас ограничивают законы общества и т. д. Куда не ткнешься, везде встречаешь препятствия,

Из книги Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого автора Бердяев Николай

Глава IX Духовность Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни. Но духовность нужно шире понимать, чем обыкновенно понимают. Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвига. Радость

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

4. Методологический материализм, Экономический материализм Философская недоразвитость материализма так очевидна, что среди мыслителей, стоящих на уровне современной философской культуры вряд ли можно найти хотя одного представителя этого миропонимания.Историк

Из книги Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I автора Ваайман Кейс

Глава I Мирская духовность ВведениеМирская духовность, которая реализуется внутри генеалогического временного промежутка и характеризуется социальностью, имеющей свой пространственный центр в доме и оформляющейся в ходе человеческой жизни.Человеческое

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

Из книги Человек, личность, духовность автора Грузман Генрих Густавович

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

3.5 Духовность мучеников Понятие «мученик» (martyr) восходит к греческому глаголу martyrein, что означает «свидетельствовать». В таком случае «мученик-свидетель» есть тот, кто своей жизнью свидетельствует о Царстве Божьем, противостоя той власти, которая отрицает это притязание.

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Женская духовность Именно эти два базовых, врожденных различия между мужской и женской сферами ценностей (тяготение мужчин к деятельности и Эросу, тяготение женщин к общности и Агапе), когда они развертываются, проходя через базовые структуры сознания под влиянием

Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

Психология и духовность Теперь мы можем обратиться к центральному вопросу дебатов на тему «психологии и духовности»: необходимо ли психологическое развитие для развития духовного?Начнем с более подробного рассмотрения этих понятий. То, что мы в общем и целом называем

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

43 ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ Пока я точно не определю местоположение моей человеческой сущности на её месте там, среди всех других человеческих существ, пока не буду удерживать её там голыми руками, всегда будет существовать опасность, что она проберется сюда и заразит мой

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Духовность Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий

Из книги автора

Духовность и рациональность Существует разное понимание духовного и духовности, связанное с традициями как религиозной, так и светской мысли (прежде всего философской). Для меня важно выделить один момент, общий для различных пониманий. Духовное всегда так или иначе

Из книги автора

Духовность (Spiritualit?) Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов осмысления духовности. Разве только

Удобнее верблюду пролезть в игольное ушко,

чем богатому попасть в царство небесное.

И.Христос

Неограниченное богатство — это великая бедность.

Аристотель

Что такое человек?

Для того чтобы разобраться в проблеме духовной деградации, необходимо ответить на три вопроса.

  • Во-первых, что такое человек? Нельзя говорить о деградации человека, не поняв суть феномена человека.
  • Во-вторых, что есть душа человека? К сожалению, рассуждения о душе часто носят слишком отвлеченный характер, что значительно затрудняет понимание сути происходящих процессов.
  • В-третьих, что есть духовность? Только поняв сущность духовности, мы сможем определить сущность духовной деградации.

Все перечисленные выше проблемы довольно объемны по своему содержанию, но, ввиду того что данная работа не является строго научным трудом, мы постараемся изложить данные проблемы по возможности кратко, не пускаясь в длительное теоретизирование.

Итак, первый вопрос — о сущности природы человека. Если бы мы попыталась в книге привести все существующие определения человека, то весь наш труд состоял бы из одних определений. Однако существуют узловые аспекты, с которыми согласно большинство исследователей.

Во-первых, безусловно, человек — это биологическая природа. Во-вторых, обязательной сущностью человека является разум. В-третьих, невозможно представить человека, лишенного души. Следовательно, в человеке можно выделить три основные природы: биологическую, интеллектуальную и духовную. Невозможно человека представить без тела. Как и нельзя признать полноценным человеком индивида, лишенного разума или души.

Нередко, говоря о человеке, выделяют и другие атрибуты. Чаще всего — общественную природу и способность к труду. Однако данные атрибуты не составляют неотъемлемой сущности человека. Отличие атрибутов от сущности заключается в том, что сущность человека — неотъемлемая часть личности.

Например, многие религиозные подвижники добровольно покидали общество. Но они оставались людьми. Да и труд не всегда обязательный спутник человека. Можно привести многочисленные примеры: места заключения, отпрыски богатых фамилий и т. д. Следственно, социум и труд — это очень важные, присущие только человеку атрибуты, но в то же время человек, оставаясь человеком, может быть их лишен.

Таким образом, человеческая природа состоит из трех сущностей — биологической, интеллектуальной и духовной.

Что в человеке самое главное?

Какая из сущностей человека самая главная? Иначе говоря, какая из сущностей является видоспецифическим признаком человека? Что свойственно только человеку?

Несомненно, биологическая природа человека, несмотря на свою важность, не может считаться видоспецифическим признаком человека. В биологии среди различных систематизированных и классифицированных организмов находится место и для человека. Наиболее близки человеку в биологическом смысле приматы (обезьяны) — ДНК человека и обезьяны схожи на 99,4 %.

Очень часто говорят о разуме как об отличительной черте человека. Собственно, Homo sapiens переводится как «человек разумный». Однако интеллект, как сегодня выясняется, присущ не только человеку.

В настоящее время появился большой массив научной литературы, в которой эмпирически убедительно доказывается наличие у животных не только простейших форм рассудка, но и способности к абстрагированию и обобщению, способности к символизации, когнитивных способностей, что позволяет говорить о наличии у животных простейшего разума 192 .

Семимильными шагами продвигается создание искусственного интеллекта. Уже сегодня искусственному интеллекту по силам решать задачи, которые не способен решить человек. Машина считает быстрее, точнее. Компьютер обыгрывает человека в шахматы. Причем не простого человека, а чемпиона мира, что уж говорить о простых смертных.

Остается одна сущность человека, которая может являться видоспецифическим признаком человека, — душа. Но что есть душа?

Душа — это ценностная основа внутреннего мира человека, направляющая человеческую активность. Функционально душа человека аналогична инстинкту животного. Если животное делает то, что ему велит инстинкт, то человек делает то, что он хочет. Душа и есть тот свод правил, которые и определяют это «хотение» и тем самым определяют поведение человека.

Естественно, душа не фокусник и не может сделать по велению человека то, что он пожелает. Душа лишь свод правил, ориентируясь на который человек выбирает то или иное действие из перечня возможных. Внешние обстоятельства являются границами, в рамках которых животное (с помощью инстинкта) или человек (посредством души) определяет линию своего поведения.

Таким образом, видоспецифическим признаком человека является душа, которая есть ценностная основа внутреннего мира человека, направляющая человеческую активность.

Основные ценностные ориентации

Компоненты души — вкусы и ценностные ориентации, последние являются основным понятием при определении категории «душа». Ценностные ориентации — направленность интересов и потребностей личности или группы на определенную иерархию обобщенных человеческих ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Какие же ценностные ориентации являются основными?

Вопрос о базовых ценностных ориентациях является основным при анализе феномена души. Несмотря на множество ценностных ориентаций, существует всего один осевой (базовый) вид иерархии ценностных ориентаций: духовность – материальность.

Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот, т. е. духовность противостоит материальности. Это обстоятельство часто подчеркивается и в определении понятия «духовность»:

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» 193 .

Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций —духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Духовность можно выразить через материальность как материальность со знаком минус.

Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные.

Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций — духовность –материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Но что есть материальность и духовность?

Структура материальности

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и?т. д.

Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

  • инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;
  • инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания» 194 .

Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например приоритетный доступ к пище.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе — карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности — гедонизм и карьеризм.

Гедонизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.).

Карьеризм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Таким образом, материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости (рис. 1).

Более кратко: материальность — ценностная ориентация, воснове которой лежит направленность на получение физиолого-психологического наслаждения и приобретение социального статуса.

Структура духовности

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности — это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens 195 .

Ограничивает животные побуждения духовность — феномен, присущий единственному животному на Земле — человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности. Итак, что же есть духовность?

Духовность 196 прямо противоположна материальности . Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

Аскетизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Забегая вперед, скажем, что аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности.

Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Верен ли такой подход? Верен, но отчасти. Аскетизм — это необязательно вериги и лохмотья. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека (диета, применяющаяся для лечения или обретения стройной фигуры, проявлением аскетизма считаться не может), любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм — ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей» 197 .

Альтруизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами».

Альтруист — это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

Таким образом, духовность > — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим (рис. 2).

Более кратко: духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы с помощью аскетизма и/или альтруизма.

Зарождение человека — зарождение духовности

Духовность , являющаяся фундаментом души, как раз и есть то, что отличает человека от животного. У животного нет ни аскетизма, ни творчества, ни религиозности, ни альтруизма, ни бескорыстия.

Нередко, правда, приходится сталкиваться с мнением, в соответствии с которым альтруизм наличествует у животных. Это неверный подход. Конечно, животное может заботиться о своем потомстве — например, львица может отважно защищать своих котят. Но в то же время, если один из них чувствует себя плохо, она его съедает. Птица может защищать гнездо, но, если человек дотронулся до кладки, она больше не подойдет к гнезду, даже если ему ничего не угрожает. Другими словами, животные неосознанно «заботятся» о сородичах, ими руководит слепая сила инстинкта. Говорить об альтруизме животных — это все равно что говорить об альтруизме снегоуборочной техники, ведь она тоже помогает обществу убирать снег. Но она этого не осознает, точно так же, как и животное не осознает своих действий.

Альтруизм и аскетизм, составляющие основу духовности, — основа человеческого в человеке. Человек может быть глуп, может быть умен, но, пока у него есть душа, он остается человеком.

Духовность — столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность — отличительная характеристика человека. Есть духовность — есть человек, нет духовности — нет человека. Анализируя родословную альтруизма, профессоры МГУ В. И Добреньков и А. И. Кравченко отмечают:

«В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Согласно последним, внутри группы и между группами должны идти постоянная борьба и отбор сильнейших. Для выживания рода и его успеха в межвидовой конкуренции крайне вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это с нарастающей скоростью происходило в человеческом обществе. Складывается впечатление, что история человечества — это, в конечном счете, совершенствование системы социальной помощи и защиты» 198 .

С самого начала своей подлинно человеческой истории человек стал себя добровольно ограничивать, что являлось отражением другого компонента духовности — аскетизма. Причем никаких биологических, т. е. животных мотивов для таких ограничений не существовало. Первым ограничением стали сексуальные ограничения. Человек стал всячески ограничивать сексуальные контакты: «община, даже самая примитивная, основывается на принципах и экзогамии 199 » 200 . Последующие ограничения коснулись ограничений половых отношений во время охоты, сева, сбора урожая, в определенные периоды года.

«Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых праздников… Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто инородное, что не диктовалось биологическим инстинктом» 201 .

Вторым ограничением стали пищевое табу. Человек стал ограничивать себя в единственной на то время и самой значимой материальной ценности — еде.

Таким образом, основой нравственности первого человека стал, с одной стороны, аскетизм, с другой — альтруизм, два начала, которые не только не существуют у животных, но и противоречат биологическому развитию любого вида.

Итак, первым шагом на пути формирования человека стало формирование духовности, и только с этого момента мы можем говорить о начале человеческой истории.

«Внутри нравственно упорядоченного первобытного коллектива и начинается собственная история человеческого рода — история, о которой можно сказать, что она “есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом...”» 202 .

Формирование нравственности не только создало предпосылки для формирования человека, но сделало переход от животного к человеку необратимым:

«в ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Жестокие карательные меры, которыми первобытнородовая община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, создавали непреодолимое препятствие для возврата первочеловека в животное состояние» 203 .

Мы не будем подробно останавливаться на довольно обширной проблеме эволюции духовности. Данной теме посвящена отдельная работа 204 .

Таким образом, духовность, являющаяся совокупностью аскетизма и альтруизма, упорядочивает общество и фактически выделяет человека из животного мира. По сути, духовность, являющаяся своеобразной антиживотностью, стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека.

Этика человека на протяжении всей истории

Если бы мы потрудились рассмотреть любые широко распространенные этические системы 205 , то увидели, что все этические нормы сводятся к двум: аскетизму и альтруизму.

Аскетизм выражается в требовании биологического самоограничения ради служения Богу или духовного совершенствования. Основными запретами являются запреты вещного потребления («Горе вам, богатые» 206) и антисексуальные запреты («Не прелюбодействуй» 207). Наиболее полно данные запреты воплощаются во всевозможных постах, обетах, существующих в каждой из религий.

Альтруизм выражается в требовании жертвы собственными ресурсами ради окружающих. Например, один из пяти столпов ислама — обязательная милостыня. Мягкой формой альтруизма является запрет на присвоение ресурсов, принадлежащих другому лицу («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» 208).

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.

Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество , а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм (рис. 3). Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.

Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала

  • в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической, правдоискательской;
  • в бескорыстной помощи окружающим;
  • в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте, к Богу.

Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека 209 .

Духовность — не ограничение

Теперь мы подошли к самому трудному и важному вопросу. Мы очень часто сталкиваемся с рассуждениями на тему духовной деградации, много говорится злободневного, правильного. Раскрываются различные стороны духовной деградации. Однако встает правомерный вопрос: зачем нужна духовность? Деградировала духовность, и хорошо. Может быть, духовность вообще не нужна?

Духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека. Далее духовность была воплощена во всех основных этических учениях. Но, может быть, духовность была лишь суеверием? Может, она ошибочна? Сформулируем более мягко: раньше духовность была нужна, а теперь она лишь рудимент прошлого?

Итак, все перечисленные выше вопросы можно свести в тезис, который будет звучать следующим образом: духовность определяла умонастроения людей на протяжении всей человеческой истории. Это отрицать невозможно. Но это не значит, что она необходима, возможно, духовность теперь является лишь ненужным ограничением, тормозящим развитие человека.

Начнем мы анализ данного с тезиса с того, что сразу определим: подход, в соответствии с которым духовность ограничивает в чем-либо человека, сужает его свободу, является не совсем верным.

На самом деле материальность можно также связать с ограничением. Зачем все ресурсы тратить на удовлетворение материальных потребностей? Зачем ограничивать себя ради достижения эфемерного материального благополучия? Здесь уместна следующая аналогия. Болельщики «Спартака» ограничивают себя в любви к «Динамо», а болельщики «Динамо» ограничивают себя в любви к «Спартаку». Можно говорить и так. Но в действительности болельщики «Спартака» любят «Спартак», а болельщики «Динамо» любят «Динамо». Точно так же выбор материальности или духовности — это в большей степени не ограничение, а выбор пути в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Поэтому более правильно говорить не об ограничении со стороны духовности, не о нравственных запретах, а о различной иерархии ценностных ориентаций, которые присущи разным людям.

Конечно, автомобиль сужает возможность человека ходить, но это не значит, что автомобиль сужает возможность передвижения человека. Взамен определенного сужения возможности передвигаться автомобиль предоставляет человеку громадные возможности в процессе передвижения. Аналогично этому духовность, несмотря на определенные ограничения, становится фундаментом для раскрытия безмерного потенциала человека и его подлинной свободы.

«Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены» 210 .

Зачем нужна духовность?

Какие преимущества дает наличие духовности? Какова функциональная роль духовности в жизнедеятельности человека?

Вообще постановка вопроса «Зачем нужна духовность?» в определенной степени лишена смысла. Зачем страусы бегают, орлы летают и пингвины плавают? Эти птицы так «устроены», они не могут по-другому. Духовность — видоспецифический признак человека. Человек не может жить по-другому. Если он будет жить по-другому, это будет уже не человек. Одной из первых заповедей для человека была «Не убий человека в себе!».

«Духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» 211 .

Именно благодаря духовности человекообразное животное стало человеком. Не было бы духовности — не было бы и человека. Духовность также являлась мощнейшим фактором развития человека и на последующих этапах.

«Духовность — важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования» 212 .

Происходит и обратный процесс. Угасание духовности ведет к снижению интеллекта, и процесс эволюции поворачивается вспять. Материализация жизни общества неминуемо ведет к последующей ее примитивизации. Как заметил Дженкин Ллойд Джонс,

«великие цивилизации и животные стандарты поведения сосуществуют лишь краткий период времени» 213 .

Итак, ранее духовность играла решающую роль в процессе формирования человеческого вида, но в чем ее значение для конкретного индивида на современном этапе развития человечества?

Духовность ориентирует человека на раскрытие его внутреннего потенциала, его дарований. Духовная направленность — это направленность на творчество, т. е. на различные формы духовной самоактуализации: эстетическую, теоретическую, правдоискательскую. Раскрытие своих дарований — вот та вершина, которой достигает одухотворенный человек .

Самоактуализацию очень часто путают с карьеризмом, тем не менее это абсолютно разные феномены. Карьеризм продиктован материальностью. Действительно, какие неудобства предоставляет высокий властный статус? Статус, в большинстве своем, — это только привилегии. Карьеризм — это направленность на карьеру, которая достигается любым путем. Все остальное по отношению к карьерному росту вторично.

Самоактуализация, напротив, — это стремление к раскрытию своего неограниченного творческого потенциала. Все остальное вторично, в том числе и карьера. Гения волнует, конечно, признание, но лишь во вторую очередь. Конъюнктура для него неприемлема.

Карьерист между положением в обществе, деньгами, с одной стороны, и творчеством, с другой, не раздумывая выбирает первое, человек с высокой духовностью не раздумывая – второе. Карьерист пытается подстроиться под конъюнктуру, самоактуализирующаяся личность, напроти,в пытается конъюнктуру подстроить под себя.

Важность духовности в жизни человека проявляется в других важных аспектах. За потерей духовности следует потеря свободы воли. Духовность детерминирует жизнь, наполненную смыслом, поэтому в странах с самым высоким уровнем материального достатка — самый высокий уровень самоубийств. Однако проблемы свободы воли и смысла жизни дольно обширны, и у нас нет возможности их подробно рассматривать.

Конфликт духовности и материальности

Представим, что у человека есть два часа свободного времени, он должен выбрать, на что их потратить. Он может потратить их на духовное совершенствование или на материальное. Неверно было бы представлять, что конфликт духовности и материальности заключается только в том, что, тратя на материальное совершенствование, человек отрывает время от совершенствования духовного. Точно так же неверно и то, что человек может удовлетворять свои материальные потребности первый час, а второй час полноценно совершенствоваться духовно. Такой подход слишком упрощает конфликт духовности и материальности. Проблема духовности и материальности не в том, что один и тот же ресурс (время, силы) можно тратить или на духовное развитие, или на удовлетворение потребностей, детерминированных материальностью.

Духовность — это путь личности. Человек с высокой духовностью не может излишне потакать материальным потребностям, потому что это будет нарушать его сущность. Для наглядности приведем аналогию. Нельзя из Москвы в Санкт-Петербург ехать час на автомобиле, час на самолете, потом час на автомобиле. Или ты летишь на самолете, или едешь на автомобиле. Точно так же обстоит дело и в конфликте духовности и материальности. Человек с высокой духовностью не будет тратить свободное время на добывание денег в целях купить шикарное авто, точно так же, как человек с низкой духовностью не будет тратить свободное время на духовное совершенствование. Если человек обладает высоким уровнем духовности, он всегда и везде будет отстаивать свои принципы, и наоборот.

Материальность уничтожает духовность очень тихо и постепенно. Никто никогда не придет к человеку и не скажет ему: «Откажись от самого себя». У человека просто вначале возникнет маленький соблазн, но, как только он на него поддастся, за ним сразу возникнет другой, и так до бесконечности. Материальность уничтожала многих гениев, она сродни наркотику: кажется, что получу удовольствие в последний раз, а потом завяжу, а в реальности только увеличиваешь дозу. Данную ситуацию очень точно и емко обрисовал Ф. Бэкон: «Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя».

Потерю духовности нельзя сравнить с потерей ста рублей, обычно эта потеря происходит медленно, даже незаметно для человека. Постепенно заглушая голос совести, человек теряет душу. Здесь можно вспомнить фильм «Операция “Трест”». На обвинение в том, что у него нет ничего святого, герой Баниониса ответил: «С тех пор как я впервые посетил публичный дом, этого чувства становилось все меньше и меньше. А потом исчезло совсем» 214 . Коварность процесса разложения души кроется в постепенности этого процесса.

Бизнес как самоактуализация

Является ли занятие бизнесом самоактуализацией? В абсолютном большинстве случаев — нет. Самоактуализироваться в бизнесе можно только на уровне небольшой торговой палатки. Все, что выше, — это не раскрытие внутреннего потенциала личности, а взятки, связи и родственники.

Давно замечено, что, стоит человеку занять определенный пост, связанный с регулированием финансовых потоков, как сразу у его родственников просыпаются коммерческие таланты. Мы еще поговорим об этом. Всем известны финансово-промышленные династии: Морганы, Ротшильды, Рокфеллеры и мн. др. Почему совсем нет династий великих философов или художников? В человеке всегда ценится то, что он стал сам тем, кем хотел, как говорят в США, «человек, сделавший себя сам». Если человек всем обязан маме, папе, связям, то здесь может речь идти о чем угодно, но только не о самоактуализации.

Духовная и коммерческая самоактуализация различаются принципиально. Можно выделить следующие основные отличия.

  • Во-первых , чем выше степень духовной самоактуализации, тем полнее раскрывается внутренний мир личности. Чем выше коммерческая самоактуализация, тем чаще человек должен идти на сделки с совестью, обманывать, давать взятки, уничтожать конкурентов и т. д. Человек даже с хорошими намерениями вынужден подстраиваться и играть по правилам, принятым в большом бизнесе, и это еще одна причина того, что деньги портят человека.
  • Во-вторых , коммерческая самоактуализация имеет свой потолок. Не имеет значения, каково состояние — один или сто один миллиард. Все равно даже потратить все невозможно. Есть предел богатства, после которого нет разницы в величине последующих накоплений. В отличие от этого духовное совершенство не имеет границ.

Проблема сегодняшнего общества потребления не в том, что коммерческие способы самоактуализации существуют, а в том, что они стали абсолютно довлеющей над всеми остальными формами самоактуализации. Общество перевернулось, и все в нем стало с ног на голову, когда благодаря самым примитивным формам самоактуализации люди стали становиться элитой общества, а самые совершенные способы самоактуализации оттеснены на периферию и влачат жалкое существование.

Духовная деградация

Материальные блага могут способствовать развитию внутреннего потенциала личности, а могут препятствовать. Существует множество подходов к решению вопроса о соотношении материальности и духовности, биологической природы и души. Два из них являются ущербными, радикальными, хоть и прямо противоположными.

  1. Белка в колесе. Все силы тратятся на достижение материального благополучия, которое недостижимо в принципе. Человек обезличивается и становится придатком материи. Это абсолютно пустая с человеческой точки зрения жизнь, идентичная жизни животного. Огрубленно такая жизненная позиция обозначается как «работа на унитаз».
  2. Уничтожение плоти. Стремясь повысить уровень духовных потребностей, многие религии проповедуют целенаправленное снижение уровня материальных потребностей с помощью всевозможных постов и ограничений.

Следовательно, ограниченно-неправильное соотношение духовного и материального сводится или к подчинению духовного материальным, или к уничтожению материальности. Однако более правильный и гармоничный путь — другой.

Не нужно ни подчиняться материальности, ни пытаться ее уничтожить, человек должен подчинить материю себе. Это единственно правильный путь. Надо быть не рабом материи, а обратить материальность в рабство. Ведь, например, без музыкального инструмента человек не может стать композитором, поэтому материя может стать хорошим подспорьем в развитии духовного потенциала личности.

Материальные блага должны стать фундаментом, на основе которого раскроется внутренний мир личности. Но если этот фундамент чересчур массивен, он может уничтожить личность, раздавить ее.


Духовность является маяком при движении человека по жизни и определяет уровень его развития или деградации. Духовная чистота заключается не в уничтожении материальной природы, а в том, что духовность является ориентиром в жизнедеятельности человека. Человек может обладать нормальной здоровой биологической природой и в то же время быть высокодуховной личностью.

Закат человечества

Духовно человек может умереть задолго до физической смерти. Физиологическое, духовное рождение и смерть могут не совпадать по времени. Например, Маугли по физическому рождению — человек, но его духовное рождение не состоялось, и поэтому о нем нельзя говорить как о человеке в полном смысле этого слова.

Что же сегодня происходит с человеком? Для начала отбросим различные оценки духовности. Хороша или нет духовность — это отдельный вопрос. Бесспорно то, что сегодня мы наблюдаем закат духовности. Место аскетизма занимает гедонизм, а место альтруизма — эгоизм или, как его часто называют, индивидуализм.

Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно, поэтому они и получили название «вечные ценности».

Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место материальности. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека.

Всех люди разделяются на две группы, которые условно можно назвать «генераторами» и «лампочками». «Генераторы» всегда отдают часть своих ресурсов. Способа два. Во-первых, они творят, т. е. раскрывают свой внутренний потенциал, генерируют научные открытия, направления в искусстве и т. д. Во-вторых, они жертвуют своими ресурсами ради окружающих. В первом случае мы имеем дело с проявлением аскетизма, во втором — альтруизма. Вторая, более многочисленная группа людей, — «лампочки», их цель — максимально потреблять.

На протяжении всей истории человека почитаемы были наиболее мощные «генераторы», теперь — наиболее яркие лампочки. Собственно, сегодняшнее общество и называется обществом потребления. Никогда в истории человечества не было ничего подобного.

В истории человека было много разного. Образовывались государства и распадались империи. Открывались новые континенты и покорялись горные вершины. Совершались великие научные открытия и создавались направления в искусстве. Но авторитет духовности был незыблем. Несмотря на отдельные случаи деградации, никогда в истории человечества не происходил столь всеобщий закат духовности, закат человечности, закат человечества.

Может, человек был не самым удачным творением. Может, на смену ему придет более совершенный тип, но это будет уже не человек. Поэтому мы не говорим о закате мира вообще, но закат человека — реальный процесс, происходящий на наших глазах. Сегодня мы переживаем ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба, сравнимый с переходом от обезьяны к человеку, только сегодня с горечью приходится признать, что эволюция человека повернулась вспять, то, что сегодня происходит, можно назвать антропологический контрреволюцией .

Переход к книге