Взирая на мир вокруг, любой человек, даже не будучи философом, формирует свое собственное мнение о происходящих вокруг него событиях, он думает и размышляет, изучает и дает оценку… Интересно, а чем вообще отличается мировоззрение от философии, насколько близки эти понятия? Попробуем прояснить данный вопрос.
Мировоззрение – целостная система взглядов человека на мир и место личности в нем, предельно обобщающая представления и взгляды об окружающем.
Философия – разновидность мировоззрения, изучающая фундаментальные вопросы бытия с научно-теоретических позиций.
Некоторое время существовал разнобой в понимании связи философии с мировоззрением, их соотношения. Считалось, что это синонимы, то есть абсолютно идентичные понятия. Философия, называемая также метафизикой, претендовала на то, чтобы ее воспринимали как воззрение на мир в его совокупности, некий универсальный ключ к изучению бытия. Но в дальнейшем стало ясно, что философия не способна быть «наукой наук», поскольку не может осуществить синтез всего существующего научного знания. Она отвечает только на основополагающие вопросы, размышляет о месте человека в мире, смысле его жизни.
Мировоззрение включает в себя множество понятий, таких как взгляды и убеждения, оценки и установки, нормы и идеалы. Свою нишу в нем занимает и философия, поскольку она представляет собой систему взглядов на мир и место личности в нем. Философия – это особая форма, вид мировоззрения. Исторически она возникла намного позже других основных мировоззренческих понятий – мифа и религии.
Мировоззрение охватывает все типы общественного сознания, в его формировании принимают участие многие науки. Большую роль в этом процессе играет и философия, она, по сути, является своеобразным ядром любого мировоззрения.
Мировоззрение состоит из систематизированных знаний, оно обобщает практический, личностный, жизненный опыт. Но, в отличие от философии, не носит исключительно теоретического характера. Можно сказать, что мировоззрение – это все взгляды и представления человека, основанные не только на теоретических познаниях, но и на личном опыте, который удалось пережить индивиду. Благодаря опыту взгляды становятся убеждениями, приближающимися к вере. Многие русские философы называли мировоззрение «жизнеощущением», «практической философией». В мировоззрении тесно сплетены теоретическая подоплека и повседневность.
Мировоззрение чаще всего формируется спонтанно, стихийно, под влиянием различных жизненных коллизий, не всегда связанных между собой факторов. Философия же представляет стройную теоретическую систему. Философия – это научно обоснованный инструмент, который позволяет человеку найти наиболее оптимальный вариант для достижения поставленной им цели. Она словно подталкивает субъекта оценить правильность уже устоявшихся убеждений, подойти к ним критично, перепроверив свои жизненные установки и соотнеся их с существующими много лет образцами, универсальными ценностями, картинами мира, моделями поведения. Философия не позволяет мировоззрению стать однобоким, скатившись в какую-то одну крайность.
Если кто-то называет вас эгоистом, это определенно не комплимент. Это дает понять, что вы слишком много внимания уделяете своим собственным потребностям. Эгоистичное поведение неприемлемо для большинства людей и считается аморальным.
Бывают случаи, когда на человека обрушивается череда проблем и наступает черная полоса в жизни. Возникает такое чувство, что будто весь мир восстал против него. Как выбраться из полосы неудач и снова начать радоваться жизни?
На Земле более семи миллиардов людей. Все они уникальны и отличаются друг от друга не только внешностью, но и набором психологических черт. Существует такая категория людей, которые легко общаются с незнакомцами, легко вписываются в незнакомые компании и умеют понравиться практически любому человеку. Такие люди успешнее в личной жизни и в карьере, чем другие. Многие хотят стать именно такими людьми, этакой «душой компании». Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы нравиться людям и стать более успешным человеком.
Конфликты могут возникнуть везде, вне зависимости от людей, которые окружают и обстоятельств. Злой начальник или недобросовестные подчинённые, требовательные родители или нечестные преподаватели, бабушки на остановках или озлобленные люди в общественных местах. Даже добросовестный сосед и бабушка-одуванчик могут стать причиной большого конфликта. О том, как правильно выходить из конфликта, не понеся урона - морального и физического - и пойдет речь в этой статье.
Невозможно представить современного человека, который не подвержен стрессам. Соответственно каждый из нас бывает в таких ситуациях ежедневно на работе, дома, в дороге, некоторые страдальцы и вовсе испытывают стресс по несколько раз на день. А есть люди, которые постоянно живут в стрессовом состоянии и даже не подозревают об этом.
Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?
Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.
Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.
2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.
3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направле-нии, она лишь оказывает влияние на самосознание.
4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен знать?
3) На что я смею надеяться?
4) Что такое человек?
Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:
· Конечен или бесконечен мир?
· Что такое истина?
· Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?
· Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
· Что есть человек и какового его место в универсуме?
· Есть ли направления в развитии Вселенной?
· Есть ли у Вселенной конец?
· Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?
· Какова природа человеческого разума?
· Что есть добро и зло?
· Есть ли границы в познании?
Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.
Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.
Группы проблем в Ф.:
· Онтологические (учение о бытии)
· Гносеология (учение о познании)
· Антропология (Учение о человеке)
· Аксиология (наука о ценностях)
· Праксиология (учение о практике)
В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.
Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично - материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.
Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.
Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.
ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма
Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»
Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.
Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.
Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.
На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:
1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира
2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;
4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.
ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.
Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, например, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.
Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:
· Онтология
· Гносеология
· Праксиология
· Аксиология
· Философская антропология
· Этика, эстетика
· Философские вопросы естественных наук.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.
Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:
1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.
2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.
Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.
3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.
4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.
5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.
6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.
7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.
ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность.
2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).
Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситуации, когда традиционная жизнь не дает ответов и есть потребность в решении этих ситуаций. Путями решения могут быть: 1) обращение к религии; 2) ответ в стереотипах; 3) обращение к Ф. Последний вариант решения использует только человек с развитым самосознанием, у которого присутствует «Я – концепция».
Обычно философствование человека начинается с вопросов о добре и зле и их взаимодействии, а также основной проблемой является чело-век и мир и их взаимоотношения. Решение последней проблемы в философии происходит через теоретические средства. Философское отношение человека к миру состоит в способности человека включаться в мир и уходить из мира. Уход из реальности, как правило, происходит при неудовлетворенности реальным миром, когда человек строит собственный мир, где решены все проблемы и в построении этого мира, как раз и помогает философия.
Философия – это уникальный феномен культуры и как любое уникальное явление требует больших затрат энергии. Именно поэтому в СССР не было бурного развития философии: отсутствовала свобода и сам строй тормозил развитие данного предмета. С 1917 г. была ясная программа развития мира и стояла четкая цель, а в данных условиях не может быть различия мнений и появления течений, что свойственно для философии. Философия возникает только там, где есть сомнение в исходных ценностях отношения человека к миру, где есть проблема цели, смысла жизни и т.п. соответственно, философия – вид мировоззренческого сознания и ориентирует на космос и выявление отношений человека к миру, а не общества к человеку и космосу. Следовательно, философия общественной наукой не является.
Мировоззрение; его структура и основные типы
ИП МГЮА им. Кутафина 2011-2012 г.г
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Взгляды - это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют основу мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения они становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения - не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика. Мировоззренческие положения и принципы включают оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру.
Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую позицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-психологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.
Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность.
Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это - основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.
Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы , общественного класса и общества в целом.
Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям - эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам - консерватором или революционером.
Существенную роль в формировании личности играет ее принадлежность к определенной социальной группе или общественному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представителей других социальных групп. Например, мировоззрение крепостного крестьянина не может не отличаться от мировоззрения помещика, а мировоззрение бизнесмена от мировоззрения безработного. Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение господствующего класса является, как правило, определяющим.
Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие, сумма-тивные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное и философское.
Исторически первый тип - мифологическое мировоззрение - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс Сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.
Мифология (греч. туШоз - повествование, сказание) - фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.
Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.
Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергеистах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Реакционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «неполноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.
Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас
тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Правда, эти идеи нередко расходились с религиозной практикой. Истории известны крестовые походы и инквизиция, а в наше время религиозный фанатизм нередко поддерживается и используется определенными политическими силами для разжигания межнациональной розни.
Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.
Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.
Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения - отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия.
Вместе с тем философия - не только мировоззрение. Наряду с мировоззренческой она выполняет и другие функции, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.
В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.
Типы мировоззрения.
Гильманова Дина 130 группа
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал – это мечта:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим
обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к
мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее
какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В
более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно
стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и
человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,
прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.
Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая
является не только теоретической, но и практической его задачей.
Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное
(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.
Главное отличие философии от иных форм мировоззрения в том, что она относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, стремится к рационально-понятийному пониманию мира, имеет специфический категориальный аппарат, опирается в своих логических построениях и выводах на науку своего времени, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Основные направления или отрасли философского знания: онтология и теория познания; социальная философия; философская антропология; философия политики и права; философия культуры, эстетика, этика, логика; философия науки и техники; история философии и др.
Естественно, что философию всегда интересовала проблема управления.
Со стороны своего содержания философия выполняет в отношении теории и практики обеспечения национальной безопасности выполняет две основные функции – мировоззренческую и методологическую.
Субъектом (или носителем) мировоззрения является отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этно-национальные и религиозные общности, классы, общество в целом. Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в нем находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида.
2.Основной вопрос философии с точки зрения материализма и идеализма.
Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.
В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)
Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.
Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.
Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.
Считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Идеализм
– в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.
Идеализм делится на две формы : субъективный и объективный.
Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.