Церковь серафима саровского старая деревня. Серафимовские светильники веры

07.04.2024 Жизнь

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) посвятил свою жизнь служению Богу, вел аскетический образ жизни.

Такой путь он избрал еще в юности. Сподвижник православной церкви Серафим Саровский является одним из самых почитаемых монахов Русской Церкви.

Преподобному посвящены несколько православных памятников:

  1. Донской монастырь (храм Серафима Саровского);
  2. Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Православный комплекс в Туле

Подземный храм расположен в подвале красивого старинного здания, который входит в комплекс Храма Сергия Радонежского. Комплекс находится в городе Туле. Впервые он был открыт для прихожан в1893 году.

В состав комплекса входили:

  1. 3 воскресные школы;
  2. Сиротский приют;
  3. Больница для прихожан;
  4. Библиотека с духовной литературой;
  5. Слесарная мастерская.

Здание, где расположена церковь Серафима Саровского , поражает и своими размерами и архитектурными решениями. Выстроенное из красного закаленного кирпича оно увенчано красивым золоченым куполом. Более величественный вид храму придает высокая колокольня. Роспись выполнил известный художник Сафронов.

Комплекс долгое время был духовным центром города, но в 1930 году был закрыт, как и все православные святыни. Вновь он открылся только в 1991 году. Сегодня здесь проходят ежедневные службы, открыты воскресные школы. В библиотеке имеется более 5000 книг , которые доступны всем прихожанам.

Полностью восстановлен прежний вид комплекса, отреставрирована роспись талантливого художника.

Сам подземный Серафимовский храм отличается своим оформлением от других помещений комплекса. Его стены не имеют росписи, а выкрашены в спокойный нейтральный цвет. В его помещении царят простота и уют. Такое оформление напоминает о жизни преподобного - правильной, лишенной богатства. В помещении с четырехметровыми сводами поражает спокойствие и тишина, которые привлекают в сюда множество прихожан. Имеется здесь алтарь, проходят богослужения.

Донской монастырь

Церковь на территории Донского монастыря стала первой в Москве, посвященной Серафиму Саровскому. Решение о возведении церкви было принято Николаем I. I. в начале XX века. Архитектором проекта стал Иван Сергеевич Кузнецов. Строительство длилось с 1903 по 1914 год.

Церковь имела два уровня :

  1. Верхний;
  2. Подземный.

Верхний храм изначально посвятили Святому Серафиму. Он включал алтарную часть, трапезную и колокольню. Подземный, вмещающий склепы-усыпальницы, во время строительства было решено посвятить Анне Кашинской.

В 1918 году, когда земли монастыря были конфискованы, церковь превратили в антирелигиозный музей. В середине 1920-х ее решили преобразовать в крематорий, проект переоборудования был поручен Дмитрию Осипову. Храм претерпел множество изменений - колокольня была снесена, а ее место занял бетонный параллелепипед; была перестроена западная стена и вход в здание; разобраны перегородки и склепы в нижнем храме; от внутреннего убранства не осталось ничего. Так, в 1927 году произошло открытие крематория.

Возрожденному Донскому монастырю церковь была возвращена только в 1992 году, но на реконструкцию у монастыря в то время не было достаточно средств. Первые работы по ее восстановлению начались уже в конце 1990-х, а регулярные службы начали проходить только в начале 2000-х.

В настоящее время в храме проходят ежедневные богослужения, венчания, крещения. Подготовлен проект реставрации, после которой храм предстанет в былой красоте.

Церковь на Серафимовском кладбище

В 1903 году, когда в Санкт-Петербурге значительно выросло население, появилась необходимость открытия нового кладбища. Для этого были приобретены земли севернее полотна Приморской железной дороги, а в 1905 году произошло первое захоронение на новом кладбище.

В то время было принято строить храмы на территориях всех кладбищ. Поэтому к 1907 году на территории был построен деревянный храм, который посвятили Преподобному, а кладбище назвали Серафимовским.

Архитектором храма стал Николай Никонов. Большая часть утвари и икон была подарена или пожертвована. Здесь сохранились православные реликвии :

  1. Образ старца с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился;
  2. Портрет преподобного, написанный его учеником и биографом игуменом Иосифом;
  3. Образ Божьей Матери «Умиление»;
  4. Икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке;
  5. Образы Казанской Божьей Матери.

После революции Серафимовская церковь осталась действующей, а в 1923 стала приходской. До 1942 года она принадлежала «Живой церкви» и закрывалась только на несколько месяцев в самый тяжелый период блокады Ленинграда, когда ее использовали как морг.

Серафимовское кладбище стало так же местом воинской славы. Здесь были захоронены павшие на Первой мировой войне, жертвы блокады Ленинграда, солдаты, погибшие в Афганистане. Это сделало Серафимовское кладбище местом встречи ветеранов, памятных мероприятий.

Сегодня церковь несмотря на относительно небольшой размер является одним из самых посещаемых православных мест в Санкт-Петербурге.

Составитель: диакон Александр Берташ. Издательство "Агат". Санкт-Петербург

ЦЕРКОВЬ ВО

ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО

СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Составитель: диакон Александр Берташ

Церковь во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище близ станции метро «Старая Деревня» ныне - один из самых известных и почитаемых храмов северной столицы, хотя она еще не отпраздновала свой вековой юбилей. Устройство храма связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине северной столицы, в местности «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь (1765 г., полностью перестроена в камне в 1803-1809 гг.). Ее возвел канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, владелец здешних земель в сер. XVIII века, для своих крестьян, положивших начало поселениям Старая и Новая Деревня. Тогда это была далекая окраина Петербурга. К 30-м годам XIX века район превратился в один из модных дачных пригородов Петербурга. Здесь жили многие представители столичной аристократии, художники, литераторы, поэты. Эти места хорошо знал А.С. Пушкин - в 1833 и 1835 годах его семья летом снимала дачу близ Черной речки. Погост при Благовещенской церкви описан в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу...».

В начале XX века эта местность становится частью города. Благовещенская церковь уже не вмещала разросшийся приход, а Благовещенское кладбище к началу XX в. стало тесным для новых захоронений. В 1903 г. по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли в 27 дес. 551 кв. саж. под кладбище и деревянную церковь. 23 июня 1903 г. Синод дал соответствующее разрешение, но приход воспользовался им не сразу.

Только 2 января 1905 г. строительная комиссия повторно обратилась к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о постройке храма, оговорив его освящение во имя преподобного Серафима Саровского, а также наименование самого кладбища Серафимовским. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима (1760-1833), которого архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен», очевидно возникла под впечатлением недавнего прославления святого. Канонизация в 1903 г., после многолетнего народного почитания, проходила при огромном стечении людей. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Святая Русь пришла на торжество, своего святого, родного, "нашего батюшки"». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

Пока шло строительство церкви, кладбище уже начало действовать и служить преимущественно местом погребения бедноты. Первое захоронение произошло 28 мая 1905 г. Еще менее привилегированным было Общественное (Крестьянское) кладбище, занимавшее площадь в 3 га по современной Дибуновской улице. В Великую Отечественную войну там хоронили персонал Комендантского аэродрома. Кладбище было срыто в 1950-е гг. при застройке Старой Деревни. Еще раньше, в 1940-е гг., было уничтожено и Благовещенское кладбище при церкви, к тому времени уже закрытой. Сохранившееся доныне Серафимовское кладбище является, таким образом, частью большого городского некрополя, ставшего жертвой кощунственного отношения безбожных властей к памяти почивших предков.

Обратимся к истории строительства Серафимовской церкви. Весной 1905 г. было принято окончательное решение об устройстве деревянного трехпрестольного храма, приписного к Благовещенской церкви, начался сбор средств от прихожан и благотворителей. В качестве автора сооружения обычно указывался Николай Никитич Никонов (1849-1918), известный мастер русского стиля, епархиальный архитектор (1893-1906). Однако проектные чертежи храма, соответствующие виду постройки, лишь завизированы Н.Н. Никоновым. Они подписаны архитектором Александром Федоровичем Барановским (1872-?), автором ряда доходных домов в городе (характер его подписи совпадает с автографами на проектах возведенных им домов). Участие Н.Н. Никонова сводилось к помощи в составлении плана, возможно, он внес изменения в первоначальный проект: замена звонницы колокольней, пристройка к северной стене алтаря, устройство склепов под церковью. Он вел наблюдение за строительством.

Закладку храма 25 июля 1906 г. совершил благочинный, настоятель Спасо-Сеновской церкви, протоиерей Н.А. Травинский. Строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Уже к октябрю - за 87 дней, оно было завершено. 1 марта 1907 г. о. Николай Травинский освятил храм. Постройка обошлась в 20 000 р., из которых 15 000 отпустил Синод в долг с рассрочкой на 10 лет. Церковь расположена в глубине Серафимовского кладбища, восточнее центральной (бывш. Серафимовской) аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом с главным входом она обращена на Березовую аллею.

Церковь одноэтажная, рубленая, деревянная. Здание построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме. В плане она представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть - центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания выделяются высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов - в русском стиле. Церковь преподобного Серафима Саровского - интересный и редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX в., отражает традиции каменного зодчества русского стиля. При церкви располагались часовня - покойницкая, и сторожка-контора. Напротив церкви - деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.

Приделы трехпрестольного храма (правый - во имя св. мученицы царицы Александры, небесной покровительницы императрицы Александры Феодоровны, ныне прославленной во святых; и левый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы) отделены от основного объема храма с тем, чтобы можно было одновременно служить литургию и отпевать или совершать иные требы.

Дубовые престолы - дар А.В. Балявина, большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе с барельефами Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова - А.И. Секунова; напрестольный крест и малое Евангелие - А.Д. Шершова.

Запрестольный образ «Явления Спасителя иеродиакону Серафиму» (художник Аннушкин; утрачен) подарил купец Ф.М. Минаев, деревянный запрестольный крест и бронзовый семисвечник -личный почетный гражданин, владелец завода типолитографических красок и лаков Авраамий Иванович Шадрин. Паникадило, дарохранительницу и богослужебные сосуды пожертвовал А.Д. Смирнов, бархатные хоругви - С.М. Буров. Храм украшает высокохудожественный резной иконостас в русском стиле, созданный на средства, выделенные купцом-кожевенником, потомственным почетным гражданином Александром Александровичем Николаевым «о здравии Александра, Наталии и чад их». 11 икон на цинке в иконостас «о здравии Михаила, Анны и чад их» (иконы не сохранились) пожертвовал личный почетный гражданин, торговец Михаил Николаевич Колчин. Таблички, напоминающие о дарах А.А. Николаева и М.Н. Колчина, прикреплены к алтарной стороне иконостаса.

После революции до 15 декабря 1923 г. храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви. Первыми настоятелями были священники Иаков Журавский и Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Затем до 2 октября 1937 г. церковь перешла к радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», ее настоятелем был печально известный руководитель группы «протопресвитер» Владимир Красницкий. О. Павел Пашский сказал перед уходом своим прихожанам, что в «красной» церкви им делать больше нечего. В ночь с 9 на 10 августа 1925 г. были похищены иконы главного иконостаса и запрестольный образ. К февралю 1927 г. были написаны новые иконы на холсте, сохранившиеся доныне.

В октябре 1933 г. со звонницы власти сняли все 4 колокола. После смерти в ноябре 1936 г. Красницкого (похороненного перед входом в храм), настоятелем стал также уклонившийся в живоцерковничество протоиерей Иаков Журавский (расстрелян в 1937 г.). С октября 1937 г. храм принадлежал обновленческому течению. В том же году была закрыта Благовещенская церковь (возвращена Церкви в 1992 г., с 1997 г. возобновились богослужения, здание восстановлено в 2003 г.). Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 г.: с 22 января до апреля. Райсоветом в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». Все имущество было «свалено к алтарям». 28 апреля 1942 г. церковь была передана общине Патриаршей Церкви и возрождена. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток.

Ряд святынь ныне сохраняется в алтаре. Евангелие в серебряном окладе весом 5 фунтов 32 золотника, было отпечатано в 1859 г. и через 4 года пожертвовано Благовещенской церкви помещиками Михаилом Васильевичем и Елисаветой Васильевной Шишмаровыми. Серебряный литургический набор (две чаши, дискос, звездица, лжица) 1914 года посвящен памяти св. Иоанна Кронштадтского, о чем имеется надпись на чаше и дискосе. Запрестольный образ изображает Пресвятую Троицу. Икона 12 праздников искусно вырезана по кости.

Среди нынешнего иконного убранства храма выделяется икона преподобного Серафима Саровского перед правым клиросом в художественном киоте с частицами мощей, мантии, «персти из гроба» и гроба преподобного, камня, на котором он молился 1000 дней (дар митрополита Антония /Мельникова/). Список с келейной иконы преподобного - образа Божией Матери «Умиление» - перед левым клиросом. Одна из трех икон двунадесятых праздников, по преданию, пожертвована св. праведным Иоанном Кронштадтским.

Иконы Божией Матери Казанская и святителя Николая Чудотворца в резных нотах на клиросах - дар семьи Ивановых. Из Благовещенской церкви происходят образа в резных киотах стенах трапезной части храма: Божией Матери Тихвинской, «Взыскание погибших», «Знамение»; святителя Николая. Слева смоленская икона Божией Матери из Благовещений церкви, в нынешнем виде соответствующая стилю второй половины XIX в., но, по преданию, написанная в XVII в. и принесенная первыми строителя-Санкт-Петербурга из Смоленска, последствии молитва перед ней содействовала избавлению от эпидемии холеры, в память о чем ежегодно совершался крестный ход с иконой в день ее празднования 28 июля. Особенно ценно прижизненое изображение св. Серафима Саровского на южной стене, подаренное Д.С. Богачеву учеником преподобного и первым о жизнеописателем Иваном Тихоновым Толстошеевым (впоследствии игуменом Иоасафом, в схиме Серафимом). Две ктиторские иконы святых Иоанна Златоуста и Марии Египетской на южной стене принадлежат кисти художника Гребенникова (первая из них подписана). В этой же части - иконы Божией Матери Казанской и великомученика Пантелеимона. Образ Сретения на западной стене в центральной части - старейший в храме (не позднее середины XVIII в.). Рядом - икона святителя Тихона Задонского.
Икона святителя Николая на латунной доске (перед левым клиросом) посвящена памяти 163 русских воинов 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, павших при р. Сан 6-10 октября 1914 г. В их числе капитаны Фриц Фрицевич Крумин и Николай Николаевич Ильинский, 2 подпоручика, 22 унтер-офицера, 34 ефрейтора и 105 рядовых. На доске - слова: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».

В Покровском приделе - иконы Спаса Вседержителя, Божией Матери: Леснинская, «Всех скорбящих Радость», Смоленская; икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»; иконы святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая, пророка Ионы. В Александрийском приделе список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Великому Князю Михаилу Александровичу (передан в 1960-е гг. семьей иеромонаха Митрофана). Здесь же образ Божией Матери «Утоли моя печали». В главном и боковых приделах сохранились двухъярусные бронзовые паникадила.

В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде храма были заменены мозаичными. В начале 1990-х гг. к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание причта, где расположены трапезные и воскресная школа. В 2000 г. на пожертвования прихожан был осуществлен капитальный ремонт храма под руководством отца настоятеля. В процессе ремонта были подведены новые фундаменты, полностью заменены полы, сгнившие венцы, стропильная система и кровля, купола и кресты. Мозаики заменены новыми изображениями преподобного (две иконы в боковых коконшиках и образ «Явление Божией Матери со святыми преподобному Серафиму» в центральной части).

Настоятелем храма является кандидат богословия, протоиерей Василий Ермаков - один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник. Он родился в 1927 г. в г. Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 г. из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером - будущим Патриархом Алексием II. В 1946 г. по его приглашению приехал в Ленинград. В 1949 г. он закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года - Академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 г. - в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 г. - в Серафимовской церкви. Причт составляют также протоиерей Николай Коньков, протоиерей Александр Шубин, иерей Сергий Чалых, иерей Вячеслав Помаскин, иерей Николай Пашков, диаконы Михаил Преображенский и Георгий Мальцев, псаломщик Феодор Пархоменко. Помощник председателя приходского совета - Ю.Г. Цветков. Регент профессионального хора - Марина Бутто, любительского - композитор Вячеслав Римша.

В настоящее время в храме совершаются ежедневные богослужения: Литургия в будни - в 10 ч., в воскресные и праздничные дни - в 7 и 10 ч., вечернее богослужение - в 17 ч. Работает церковно-приходская воскресная школа, включающая подростковую и юношескую группы.

На Серафимовском кладбище, изначально небогатом, уцелели только единичные дореволюционные могилы. Утрачены надгробия знаменитого оперного певца А.А. Лярова (Гилярова) (1839-1914) и одного из первых русских авиаторов Н.Д. Костина (1880-1913).

Здесь нашли последнее земное пристанище архипастыри, многие пастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ. Среди них протоиереи: Стефан Дымша, Николай Ломакин, Владимир Лютик, Александр Махровский, Евгений Морозов, Григорий Одоевский, Николай Пермяков, Павел Пашский, Косьма Раина, Борис Тихонравов, священники Иоанн Александров, Анатолий Гайнюк и Виктор Сашин, литургист и историк Церкви Н.Д. Успенский.

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин, 1900-1985), сын министра земледелия при последнем Императоре, оказался после 1917 г. в эмиграции. Окончив Сорбоннский университет, он поселился на св. горе Афон, где принял иночество и жил до 1947 г. В 1958 г. был рукоположен в епископский сан. Владыка являлся одним из крупнейших знатоков святоотеческой литературы, опубликовал исследование о св. Симеоне Новом Богослове. Неоднократно приезжал в СССР, скончался после службы в Спасо-Преображенском сопоре, где его когда-то крестили, и был похоронен на Серафимовском кладбище, близ северной стены церкви.

В районе Березовой дороги, за участком 23, находятся захоронения не менее 35 сестер Иоанновского монастыря. Настоятельнице, игумений Ангелине, о. Иоанн Кронштадтский сказал: «Моим сестрам кладбище не понадобится, они как птицы разлетятся по свету». Так и получилось. В 1923 г. монастырь был закрыт и разорен и почти все сестры в 20-30-е гг. оказались и ссылках и лагерях. Несколько скончались еще до революции 1917 г. и были похоронены на ближайшем к монастырю Серафимовском кладбище, где обители был выделен специальный участок. Последние могилы появились, когда после Великой Отечественной войны сестры смогли вернуться в Ленинград, где и нашли место последнего упокоения. Среди погребенных сестер монастыря - казначея, монахиня Иоанна (Лежоева, +1939), схимонахиня Серафима (Забелина), монахиня Нина (Каменева, + 1959). Монахиня Иоанна родилась в 1869 г. в Санкт-Петербурге, с 1907 г. - насельница монастыря, пожертвовала средства на устройство храма-усыпальницы о. Иоанна Кронштадтского. Известно, что св. Иоанн сказал ей: «Как ты, матушка, приготовишь мне место упокоения па земле, так я для тебя приготовлю место на небе». Занимала должность казначеи вплоть до закрытия монастыря, отличалась мирным и кротким духом, молитвенностью. В 1930-с гг. подвергалась аресту. Монахиня Нина (Каменева) заведовала монастырским приютом для детей. В 1942 г. проходила по церковному делу. На Серафимовском кладбище похоронены также деятели обновленчества - литератор Евгений Белков и Павел Раевский.

В Великую Отечественную войну кладбище было вторым после Пискаревского местом массовых захоронений жителей Ленинграда и воинов. В блокаду в траншеях было погребено более 100 000 ленинградцев. 27 января 1965 г., в 21-ю годовщину снятия блокады, был открыт мемориал на месте 16-ти братских могильных холмов (Центральная дор. близ входа со стороны Серебрякова пер.). В его центре высится портик с пятью скульптурами, изображающими защитников и тружеников города, перед ним - гранитный куб с вечным огнем. Автор памятника - арх. Я.И. Лукин, скульптурные работы выполнены в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной под руководством Р.К. Таурита. В 2004 г. на месте захоронения блокадников был установлен крест. Слева от входа по Центральной дороге, напротив мемориала. - участки, где погребены флотоводцы, преподаватели Военно-морской Академии. Здесь же Братская могила 7 моряков миноносца «Славный», погибших 1 мая 1943 г., и командира капитана 1-го ранга Н.Н. Ротинова. Надгробие установлено в 1990-е гг. объединением «Северный завод». На кладбище погребены герои войны Б.А. Алексеев, Н.И. Арчаков, И.И. Афанасьев, А.И. Турин, П.И. Павлов, Ф.Ф. Симаков, флотоводец адмирал И.С. Юмашев.


Воинская мемориальная традиция продолжилась на кладбище в последние четверть века. Часть Центральной дорожки со стороны Богатырского пр. с 2000 г. носит название «Аллея Героев». Здесь погребены павшие при исполнении служебного долга. Первая могила появилась в 1981 г. Это захоронение погибших вблизи г. Пушкина в авиакатастрофе моряков-тихоокеанцев во главе с командующим флотом адмиралом Э.Н. Спиридоновым. На мраморных досках - 46 имен (1983 г., арх. М.А. Майстренко). Мемориал был освящен после реконструкции 7 февраля 2001 г.

На аллее Героев возвышаются памятники морякам контейнеровоза «Механик Тарасов», затонувшего 16 февраля 1982 г.; 28 членам экипажа сухогруза «Полесск», потерпевшего бедствие 17 сентября 1993 г.; погибшим 13 июля 1990 г. на Памире альпинистам.

23 февраля 1991 г. случился пожар в гостинице «Ленинград» - один из самых страшных в Санкт-Петербурге в XX столетии. Огонь захватил этажи с седьмого но девятый, куда не доходили 30-метровые пожарные лестницы. Удалось эвакуировать 253 человека, но погибли 7 постояльцев гостиницы, 8 пожарных и капитан милиции. В 1996 г. установлен памятник работы скульптора Л.Г. Могилевского (1993 г.). В центре - четырехколонная ротонда, облицованная черным гранитом, внутри - стела со словами: «Ради жизни на земле» и барельефом. Украденные бронзовые портретные барельефы на гранитных стелах в 2003 г. заменили гранитными досками с портретами. Здесь же погребены 7 пожарных, павших смертью храбрых с 1992 по 2003 гг.

25 марта 1992 г. состоялась закладка мемориала на братском захоронении воинов-«афганцев», па которой выступил В.В. Путин, тогда первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. Открытие мемориала (скульптор Е.Н. Ротанов, архитекторы В. Новосадский, Ф. Романовский) состоялось 2 августа 1995 г. На постаменте выбиты имена 140 ленинградцев, погибших в Афганистане. Бронзовая скульптура была открыта 15 февраля 1996 г. - в день седьмой годовщины вывода советских войск.

Ровно через 3 года о. Василий Ермаков совершил здесь панихиду и чин закладки часовни (арх. И.Л. Воинова). Небольшая (3x3 м., высота 8 м), она ассоциируется с храмами древних Новгорода и Пскова, а также с проектами петербургского епархиального архитектора начала XX в. А.П. Аплаксина. Она увенчана восьмискатной кровлей и главкой, стены облицованы известняковыми плитами. Внутри - образы Спасителя, Божией Матери и св. Георгия. 6 мая 2000 г., в день святого Георгия Победоносца, «в его память и в память об убиенных на поле брани в Афганистане и Чечне» часовня была освящена. В памятные для воинов-«афганцев» дни причт Серафимовской церкви, прежде всего, сам о. Василий, совершает здесь панихиды.


12 августа 2000 г. в Баренцевом морс при выполнении учебно-боевого задания затонул атомный подводный крейсер Северного флота «Курск». Погибло 118 человек. Участок для захоронения был выбран на площадке братских могил военного времени (Центральная дор.). 12 августа 2003 г. состоялось торжественное открытие памятника, представляющего собой куб черного гранита, над которым - бронзовая фигура буревестника (проект Г. Пейчева). Мемориал освящен о. Василием Ермаковым.

На Серафимовском кладбище похоронены следующие члены экипажа:

1. Лячин Геннадий, капитан 1-го ранга
2. Багрянцев Владимир, капитан 1-го ранга
3. Белогунь Виктор, капитан 2-го ранга
4. Исаенко Василий, капитан 2-го ранга
5. Шубин Александр, капитан 2-го ранга
6. Дудко Сергей, капитан 2-го ранга
7. Байгарин Марат, капитан 3-го ранга
8. Милютин Андрей, капитан 3-го ранга
9. Садков Александр, капитан 3-го ранга
10. Щавинский Илья, капитан 3-го ранга
11. Белозоров Николай, капитан 3-го ранга
12. Станкевич Алексей, капитан м/с
13. Васильев Андрей, капитан-лейтенант
14. Репников Дмитрий, капитан-лейтенант
15. Колесников Дмитрий, капитан-лейтенант
16. Бражкин Александр, старший лейтенант
17. Иванов-Павлов Алексей, ст. лейтенант
18. Коробков Алексей, старший лейтенант
19. Тылик Сергей, старший лейтенант
20. Ерахтин Сергей, старший лейтенант
21. Коровяков Андрей, старший лейтенант
22. Бубнив Вадим, старший лейтенант
23. Солорев Виталий, старший лейтенант
24. Кузнецов Виталий, старший лейтенант
25. Борисов Арнольд, старший лейтенант
26. Митяев Алексей, старший лейтенант
27. Панарин Андрей, старший лейтенант
28. Троян Олег, мичман
29. Козырев Константин, мичман
30. Грязных Сергей, мичман
31. Парамоненко Виктор, мичман
32. Витченко Сергей, матрос

Упокоено здесь много известных людей: деятели искусства, науки, военачальники, благотворители и попечители. Те, чьи заслуги так высоки перед Отечеством. Их имена - гордость и слава России!

1. Из епархиальной хроники. Освящение храмов // Известия по С.-Петербургской епархии. 1907. № 7-8.
2. Пашский Павел, священник. Описание устройства Серафимовского в Новой Деревне Санкт-Петербургского уезда кладбища. СПб., 1907.
3. Попов И.В., Раина П.К. Церковь Преподобного Серафима Саровского // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 29-31.
4. Андреев А.И. Серафимовское кладбище // Исторические кладбища Петербурга. Под ред. Кобака А.В.. Пирютко Ю.М. СПб., 1993.
5. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт - Петербурга. СПб., 1996. Т. 3. С. 181-183.
6. Ермаков Василий, протоиерей. 46 лет на службе у Бога. СПб., 1999.
7. Иванов А., Кандакова О., Сухорадов А. Иконы храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Некрополь духовенства и других деятелей Православной церкви Серафимовского кладбища. Исследовательские работы школы № 40 Приморского района. СПб., 1999 - 2000 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения.
8. Сотникова Н., Кочеряева Н. Мемориалы Серафимовского кладбища на братских захоронениях жертвам трагических катастроф конца XX века. Исследовательская работа учениц 11 класса гимназии №171 Центрального района СПб., 2003 - 2004 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения.

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф. Жигардловичем в 1907 г.

После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц.

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в Кунцевский монастырь. То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать опись имущества, что и было сделано все в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал "своеобразие" власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета - якобы "в пользу голодающих" - и отобрали большой колокол.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В 2004 году часть построек "странным образом ночью загорелась", что дало основания вывести часть территории из под действия закона об охране памятников культуры и исторического наследия, тогда же территорию в срочном порядке "продали некоему ООО". В настоящее время после смены нескольких собственников, последний ведёт строительство жилого дома.

Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого как видимого и прочее невидимое как видимое, – видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение.

Святитель Тихон Задонский

Утром объявили штормовое предупреждение. Небо разразилось дождем. Редкие прохожие склонялись к земле под порывами шквалистого ветра.

Добравшись до петербургского Серафимовского кладбища, мы с подругой побрели к храму. На погосте царил вечный покой, бушующая стихия осталась за оградой.

За деревьями показались луковицы куполов церкви преподобного Серафима Саровского. У входа в храм собрались родственники усопшего, которого готовились отпевать. Чтобы не мешать близким покойного совершать скорбный обряд, в церковь мы решили зайти позже и отправились к могилам священников Василия Ермакова и Анатолия Гайнюка.

У могилы отца Василия, устланной ковром цветов, находилось несколько посетителей. Молодой человек возложил к подножью памятника букет белых роз и, упав на колени, безутешно разрыдался, как дитя. Смерть настоятеля стала тяжелой утратой для паствы и духовных чад…

Место захоронения иерея Анатолия Гайнюка находилось в глубине старого кладбища. С фотографии на могильном кресте, как живые, смотрели знакомые добрые глаза. Перекрестившись, мы поцеловали надгробие, и в следующий миг яркий солнечный луч, разрезав облака, озарил гранитную гладь обелиска, словно батюшка Анатолий нам улыбнулся с небес…

Я покрестилась в возрасте 22 лет и, не осознавая ответственности, возложенной Таинством Святого Крещения, спрятала нательный крест в ящике письменного стола. Но Спаситель нашел способ меня вразумить, явив Свою великую милость.

В «холерные» 1990-е безработица и безденежье наряду с семейными неурядицами породили в душе уныние и страх. Нужно было растить дочь, которой в ту пору исполнилось всего 7 лет, а рассчитывать на помощь супруга мне не приходилось: находясь в плену «зеленого змия», он и за себя уже не отвечал.

Однажды я случайно услышала об отце Василии Ермакове, служившем настоятелем церкви на Серафимовском кладбище. Обладая даром прозорливости, отец Василий помогал людям добрыми наставлениями и советами. Мне очень нужен был такой совет, и, впервые надев на шею нательный крест, я отправилась в храм преподобного Серафима Саровского.

В храме шла утреня, верующие осеняли себя крестным знамением, нараспев повторяли Символ веры. До этого дня церковных богослужений я не посещала, молиться не умела и, чувствуя себя неуютно, забилась в темный закуток, мечтая лишь об одном – скорее увидеть прозорливого старца. Но по окончании Литургии прихожан известили, что настоятеля сегодня не будет. Люди начали расходиться, а я не могла даже сдвинуться с места.

Казалось, рухнула последняя надежда, но у Бога был Свой план. В тот день Он приготовил для меня бесценный подарок – спасительную встречу.

Присев на скамейку, я расплакалась и, погрузившись в отчаяние, потеряла ощущение времени. В реальность меня вернул голос:

– Что случилось, мать? Почему плачешь?

Рядом стоял молодой священник с лучистыми карими глазами на худом, изможденном лице. Мы разговорились, проведя в душеполезной беседе несколько часов. Батюшку звали Анатолием.

Спустя три дня иерей Анатолий принял мою первую исповедь, стал мне опорой и утешением, духовным наставником и отцом.

Он был мягким, добрым учителем и боролся за каждого «новичка». Это была настоящая битва за человеческие души, в которой воин Христов проявлял огромное мужество.

Невысокий и худенький, словно мальчик, отец Анатолий не ходил по земле, а летал со скоростью ракеты, всегда улыбался и часто шутил, и в голову даже не приходило, что это стоило ему неимоверных усилий.

Дома его ждали жена и четверо малышей, которым требовалась забота и ласка. Разрываясь между иерейским служением и семьей, он совсем не отдыхал, спешил вершить добрые дела, словно знал заранее, что земной путь будет коротким, – тело точил тяжелый недуг.

Незадолго до своей кончины батюшка Анатолий перенес операцию по удалению поджелудочной железы и, едва оправившись после болезни, устремился в храм, продолжив служение Богу и людям.

«У священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки»

«Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать… Я же тебе скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения – все равно иди и служи. У тебя болят ноги или спина – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям, – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово», – говорил отец Василий Ермаков.

Внимая наставлениям иерея Анатолия, я старалась исправляться с Божией помощью, но не все и не сразу получалось, как нужно, и батюшка говорил:

– Дитя неразумное, не печалься! Господь всё устроит. А если случилось что, сразу ко мне беги!

Так и повелось: когда было плохо, я приходила в храм. Отец Анатолий беседовал со мной, исповедовал, но к Святому Причастию не допускал. Видимо, понимал, что тогда я была еще не готова приступить ко Святым Христовым Тайнам.

«Я и он – одно целое», – говорил об отце Анатолии его духовный наставник протоиерей Василий. Но я, грешница окаянная, не могла тогда оценить щедрость Спасителя, даровавшего мне духовного наставника в лице отца Анатолия, и продолжала искать встреч с отцом Василием Ермаковым.

С раннего утра в храме толпились страждущие, и, как только настоятель появлялся, прихожане «облепляли» его со всех сторон. В один из дней он сам подошел ко мне и сказал:

– Кончай реветь! Мужа своего приведи ко мне: поговорить с ним нужно.

Супруг с удивительной легкостью согласился поехать в храм, и как только мы с ним вошли в церковь, сразу оказались перед отцом Василием. Хитро прищурившись, батюшка перечислил обстоятельства одного скверного происшествия, участником которого являлся мой непутевый муж, укорив его напоследок:

– Ты, парень, сам виноват! Да и от Бога ты далеко.

С этими словами старец повернулся и ушел прочь.

В другой раз я пришла в Серафимовский храм со своей приятельницей, муж которой увлекся молодой женщиной и оставил семью. Безутешно рыдая перед святыми иконами, мы услышали голос:

– Хватить реветь!

Рядом стоял отец Василий. Всхлипывая, подруга бросилась к нему:

Всхлипывая, подруга бросилась к старцу: «Жить-то как?! Грязь ведь кругом!» «А ты не ходи в грязь!» – был ответ

– Жить-то как, батюшка?! Грязь ведь кругом!

– А ты не ходи в грязь! – ответил старец и направился к алтарю.

После Литургии он вышел на солею, чтобы произнести проповедь, взглядом вычленив нас двоих из огромной толпы. Народ, как по команде, расступился, и мы предстали на всеобщее обозрение. Батюшка говорил о губительности греха уныния, а люди, оглядываясь на нас, шептали: «Это вам говорят!» Действительно, речь настоятеля предназначалась нам, маловерным, заблудшим. На душе сделалось необыкновенно легко… Через отца Василия говорил Сам Господь…

Всякий раз, завидев меня в храме, отец Анатолий искренне радовался, как может радоваться встрече близкий, родной человек. Он находил время для душеполезной беседы, советовал, как восстановить добрые отношения в семье, наставляя, что нужно смиряться и терпеть. Но однажды вместо привычных разговоров о смирении батюшка произнес слова, которые навсегда остались в памяти. К сожалению, это была наша последняя встреча…

Отец Анатолий усадил меня на скамейку и пристально посмотрел в глаза. Это было необыкновенное ощущение, словно опытный врач просветил пациента рентгеном и вынес диагноз. Батюшка стал перечислять грехи, говорить о которых язык не поворачивался. Оставалось лишь утвердительно кивать головой, краснея от стыда… Покончив с этим, он подвел итог:

– Разводиться тебе нужно с супругом!

– Страшно, батюшка! Как все сложится?

– Не бойся, одна не останешься. Ты снова выйдешь замуж, и у тебя будет другая жизнь. Я тебе обещаю!

Слова духовника оказались пророческими. Вскоре я развелась и познакомилась с будущим мужем. Как и обещал батюшка Анатолий, у меня началась другая жизнь.

Так случилось, что по собственному нерадению я долго потом не приходила в храм. Батюшку своего вспоминала, но, пребывая в суете, до храма все доехать не могла. Весть о трагической кончине иерея Анатолия пришла неожиданно. Я осиротела…

Земной путь иерея Анатолия Гайнюка был коротким и ярким, как свет падающей звезды. Батюшка почил в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 1999 года в возрасте 35 лет, и теперь его душа пребывает в обители святой с Богом. Он был доблестным воином Христовым и талантливым Садовником: семена веры, посеянные им в душах людей, по сей день дают благодатные всходы.

Спустя три года после кончины отца Анатолия милостивый Господь привел меня в храм святых апостолов Петра и Павла в Парголово, где я обрела духовного наставника – протоиерея Константина Ступникова. Слава Богу за все!

Храм Серафима Саровского на Серафимском кладбище – одна из самых почитаемых церквей Санкт-Петербурга. Насчитывая более 100 лет, святыня имеет интересную историю создания и развития.

История храма

Идея возникновения храма Серафима Саровского появилась весной 1905 года. Тогда же было получено благословение митрополита Антония на строительство. Предполагалось, что церковь будет трехпрестольной, названной именем Серафима преподобного. Рядом должно было располагаться кладбище для всеобщих захоронений.

Закладка церкви состоялась в июле 1906 протоиереем Николаем Травинским. Сооружением храма занимался крестьянин Васильев, принадлежащий к Псковской губернии. Строительство продолжалось 87 дней. Освящение Серафимовского храма состоялось в начале весны 1907 года протоиереем Николаем.

В 1923 храм получил самостоятельность (до этого он считался частью церкви Благовещенской). Первый настоятель церкви – Пашский Павел. Он же автор самого большого описания Серафимского кладбища с точки зрения истории.

Святыня прекратила свою работу лишь зимой 1942 года, когда помещение храма было обустроено под распределитель для приема раненых. Возрождение и возвращение церкви православной общине состоялось в апреле того же года. Колокола церкви звонили без остановки больше 2 суток после получения известия о прекращении блокады города.

В 1980 г. около храма было сооружено одноэтажное здание из кирпича. Сейчас оно служит помещением для трапезной, проведения занятий воскресной школы. В 2000 г. на средства пожертвований прихожан был проведен полный ремонт здания: замена пола, системы отопления, куполов с крестами.

В 2002 г. произведены ремонтные работы внешнего фасада, старые изображения заменены новыми мозаиками Серафима Саровского. Тогда же осуществлен ремонт часовни (ныне – церковная лавка). Начиная с 2007 года, отреставрировано большинство икон. Некоторые из них повторно покрылись позолотой. Святые изображения Казанской Божьей Матери и Николая Святителя помещены в новые киоты из дуба.


На сегодняшний день Серафимовский храм – одно из излюбленных прихожанами место. Несмотря на тяжелые времена, церковь почти не прекращала работу за всю свою историю, насчитывающую более века. С 2007 и по сей день настоятелем храма является протоиерей Николай, служащий в его стенах с 1984.

В июле 2009 в стенах храма побывал Патриарх Святейший Кирилл. Он наградил настоятеля орденом 3 степени Серафима Саровского преподобного. Патриарх также совершил праздничную литургию на могиле своего дедушки, захороненного на территории Серафимовского кладбища.

Серафимское кладбище

На территории кладбища Серафимовского в Санкт-Петербурге нашли свое последнее пристанище большое количество священников, церковных деятелей, внесших огромный вклад в развитие православия на Руси. Это, например, Раина Косьма, Сашин Виктор, Морозов Евгений, Пашский Павел, Ломакин Николай и многие другие.

Возле Березовой дороги почивают сестры монастыря Иоанновского. Первые могилы появились здесь до революции. В начале 1923 года все послушницы монастыря были отправлены в лагеря, сам монастырь попросту разорили и закрыли. Последние захоронения появились здесь после окончания Великой Отечественной, когда было принято решение о захоронении сестер монастыря на территории Серафимского кладбища Санкт-Петербурга.


В годы Великой Отечественной кладбище служило местом массового захоронения жителей города. После блокады в 4 общих траншеях было захоронено более 100 000 человек. В 2004 на месте, где почивают блокадники, было возведено Поклонный крест. Во время праздничных литургий возле креста совершаются памятные молебны.

В августе 2000 в водах Баренцева моря при выполнении учебных заданий затонул крейсер «Курск», на борту которого находилось 118 человек. Большинство погибших похоронены на территории братских могил кладбища.

Серафимское кладбище стало местом захоронения большого количества известных людей. Это и научные деятели, и люди искусства, и меценаты. Многие из них известны далеко за пределами государства.

Иконы

Около главного клироса храма находится основная святыня – икона Саровского Серафима. Здесь же лежат частички мощей, гроба и камня, где преподобный совершал свою молитву, длиною в тысячу дней и ночей. Легенда гласит, что святыни достались церкви как пожертвования супругов Ивановых, узнавших о строительстве храма.

С левой стороны церкви располагается икона «Умиление», изображающая Божью Матерь. Другое название образа – «Всех Радостей Радость». Как свидетельствуют очевидцы, зимой 1833 в кельи отца Серафима послушники обнаружили святого стоящего на коленях перед этой иконой.

Далее с правой стороны стоит икона Казанской Божьей Матери. Святыня явилась в 1579 в Казани. В 1811 специально для иконы был сооружен Казанский собор, где она находилась почти 100 лет. В 1904 в церковь забрались воры, похитившие святыню. Вскоре грабители были найдены, однако чудотворная икона бесследно исчезла.

С левой стороны возле северного входа располагается икона Николая Святителя, созданная маслом в начале 20 века. Святыня стоит на полу в специализированном киоте (резном в виде виноградной лозы).

Возле иконы Николая Спасителя стоит мемориальная доска, изготовленная из латуни. На ней изображен Николай Чудотворец. Доска создана в память погибших на реке Сан солдат и офицеров из пехотного Орловского полка.

С левой стороны при входе в храм – икона «Знамение», созданная в начале 20 века. На просторах Руси первоначальный вариант святыни носил название «Воплощение», при этом был известен еще с 11 века.

Сразу на предыдущей святыней располагается икона Божьей Матери Смоленской. Первоначально образ находился в стенах церкви Благовещенской. После закрытия последней икона перенесена в храм Серафима Саровского.

На противоположной стороне справа находится икона Матери Божьей Тихвинской. Образ написан маслом на дереве в конце 19 века. Первоначально икона создана по образу, явившемуся над водами озера Ладожского в 1383.

В храме находится икона «Взыскание погибших» Богородицы. Образ помогает людям, утратившим надежду на спасение, тем, кому кажется, что жизнь безвозвратно кончена. Божья Матерь помогает таким заблудшим душам найти правильную дорогу.

На противоположной стороне от Распятия размещается икона «Сретение». Святой образ является одним из самых древних в стенах храма. Он датируется серединой 18 века.

В стенах храма находится икона «Казанская – Романовская» Божьей Матери. Образ создан в 1888 в честь памяти чудесного спасения Александра 3, выжившего в железнодорожной катастрофе. При разгроме императорского дворца в начале 20 века икона была спасена Степаном Никитичем, работающим управляющим. В последующие годы святыня пряталась в его семье до момента передачи в храм Серафима Саровского.

Расписание богослужений

В стенах храма Серафима Саровского на Серафимском кладбище ежедневно проводятся богослужения:

  • в будние дни есть утренняя литургия (10:00) и вечерняя молитва (17:00).
  • по воскресеньям богослужения проводятся на 7, 10 и 13.

В большие православные праздники в стенах церкви проводятся особые литургии. Их расписание необходимо уточнять заранее, поскольку возможны изменения.

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).

Фотографии







В 2016 храму Серафима Саровского исполнилось 110 лет. За годы существования здание подвергалось многочисленным перестройкам и усовершенствованиям. На сегодняшний день здесь не только огромная православная святыня, но и сооружение, несущее историческую ценность.