Смоленский собор новодевичьего монастыря. Загадки новодевичьего монастыря

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Самый красивый московский монастырь - Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда - в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.

А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе - домовом храме московских великих князей.

С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, - и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, - будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.

И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим , а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле - Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».

Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим ». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона - не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.

Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово - за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов - тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим - потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка - истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году - в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.

XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра - в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Появилась и трапезная с Успенской церковью, хорошо знакомая православным москвичам,

История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.

В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа - в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи - стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, - «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.

Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра - город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии - из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра - и сводная сестра, и первая супруга - погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи - Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.

И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.

В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря - Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.

Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.

При монастыре существовал тайный подземный ход - «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.

Кладбище - особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.

Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.

Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова - он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь - в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ - акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства - врачей, летчиков, ученых.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала - конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории...

Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год - Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице - Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала - после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница - боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43"34.5"N 37°33"21.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей , которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле .

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители . Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители , ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.