Список самых высоких православных храмов и колоколен. Список самых высоких православных храмов и колоколен Место: Кронштадт, Россия

04.11.2020 Гороскоп

Петропавловский собор
Санкт-Петербург, Россия

1. Петропавловский собор (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Трёхъярусная колокольня увенчана золочёным шпилем с фигурой летящего ангела. На протяжении 219 лет высочайшее сооружение в России (122,5 м)



Спасо-Преображенский собор
Рыбинск. Россия

2. Спасо-Преображенский кафедральный собор (Собор во имя Преображения Господня) в Рыбинске построен в 1797-1804 г. Колокольня увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким гранёным золочёным шпилем и восьмиконечным крестом. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение, но и создают ощущение стремительного движения вверх. Высота колокольни 116 метров с крестом (по другим данным 94 метра).



Колокольня Воскресенского собора
Шуя, Россия

3. Воскресенский собор - православный храм в Шуе. Комплекс Воскресенского собора начала XIX века известен своей 106-метровой колокольней - первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупного фабриканта М. А. Павлова.



Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря
Тамбов, Россия

4. Пятиярусная колокольня Казанского мужского монастыря - высочайшая в Центральном Федеральном Округе и вторая по величине в России, уступает она лишь шпилю Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Ее высота 107 метров, хотя в документах указано 96,6; по словам заведующего архитектурно-строительным отделом Тамбовской епархии протоиерея Георгия Неретина это объясняется следующим образом: «Проектная документация на объекты высотой более 100 метров рассматривается в Москве. Нам же удобнее было решать вопросы в регионе. Вот и записали меньшую высоту»



Колокольня Благовещенского собора
Воронеж

5. Благовещенский кафедральный собор - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки - 97 метров.



Большая Лаврская колокольня
Киев, Украина

6. Большая Лаврская колокольня (укр. Велика Лаврська дзвіниця) - высотная доминанта Киево-Печерской лавры; на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. В настоящее время она наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Диаметр первого яруса колокольни составляет 28,8 м, толщина стен первого яруса - 8 м. Глубина фундамента из гранитных плит превышает 7 м. Высота колокольни 96,52 метра. Колокольню видно издалека, за 25-30 км от города. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

«Церковь Петра и Павла (Поречье-Рыбное)»
7. Самая высокая не-городская колокольня в России. Расположена в посёлоке городского типа Поречье-Рыбное (Ярославская область). высота колокольни 93,72 м



Колокольня Николо-Угрешского монастыря
Дзержинск, Московская область

8. Колокольня (1758-1763, перестроена в 1859 г.), высота 93м



Николаевская Берлюковская пустынь
деревня Авдотьино
Московская область

9. Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Высота колокольни с крестом 127 аршин 4 вершка (90,34 м)



Колокольня Храма Воскресения Христова в Тезине
Вичуга, Ивановская область

10. Высокая пятиярусная колокольня, прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота - около 90 м) московского прототипа. Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим.



Александровская колокольня Успенского собора
Харьков, Украина

11. Собор Успения Пресвятой Богородицы - здание древнейшего православного храма города Харькова в честь Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня собора XIX века (высотой 89,5 метра) на момент постройки была одной из самых высоких в России (выше колокольни Ивана Великого в Москве); сейчас - высочайшая в Харьковской епархии, одна из самых высоких на Украине; до начала XXI века являлась высочайшим каменным зданием в городе.



Троице-Сергиева лавра
Сергиев Посад, Россия

12. Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741-1770 годах, И. Ф. Мичурин), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. Колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (так, высота её вместе с крестом - 87,33 м - на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве)



Колокольня Рязанского Кремля
Рязань, Россия

13. Соборная колокольня - памятник архитектуры XVIII-XIX веков, построенный в стиле классицизма. По настоящее время остаётся одним из самых высоких исторических зданий города, а также самым высоким зданием Рязанской области в целом (общая высота 83,2 метра).



Всехсвятский кафедральный собор
Тула, Россия

14. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Имеет высоту 82 метра.




Свято-Троицкий монастырь
Алатырь, Россия

15. Включена в книгу рекордов России как самая высокая бетонная монолитная колокольня. Является самым высоким зданием на территории Чувашии (81, 6 м)



Колокольня Ивана Великого
Москва, Россия

16. Колокольня «Иван Великий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) - церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола.



Свято-Успенская Саровская пустынь
Саров, Нижегородская область

17. Высота колокольни 81 метр. В хорошую погоду с обзорной площадки можно увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского монастыря.



Благовещенский собор
Харьков, украина

18. В 1997 году крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром. Высота 80 м



Колокольня «Пересвет» Троицкого кафедрального собора
Брянск, Россия

19. Троицкий собор (Соборный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы) - храм Русской православной церкви в городе Брянске, кафедральный собор Брянской епархии. В храмовый комплекс Кафедрального собора входит отдельно стоящая колокольня «Пересвет» высотой около 80 м (по проекту - 65 м), крест с куполом на которой были установлены 24 июня 2011 год.



Колокольня Успенского собора в Астраханском кремле
Астрахань, Россия

20. Астраханский кремль - крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город. Кремлёвская колокольня по праву считается одним из символов города Астрахани. Её восьмидесятиметровый силуэт виден астраханцам практически с любой точки города. В советское время наверху колокольни, лишенной креста, был установлен телевизионный ретранслятор. Является самым высоким зданием на территории Астраханской области.



Церковь Иоанна Предтечи
Московская область

21. Надвратная колокольня в неовизантийском стиле на Ивановой Горе (Серпуховской район). Высота 79,5 м



Софийский собор
Вологда, Россия

22. Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) - православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. Сооружён в 1568 - 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. На колокольне установлены колокола работы голландских, русских и немецких мастеров XVII, XVIII и XIX в. Колокольня имеет высоту 78,5 метров и считается самой высокой в Вологодской епархии. В верхнем ярусе колокольни имеется смотровая площадка. Колокольню венчает позолоченный купол с крестом.



Новоспасский монастырь
Москва, Россия

23. Новоспасский монастырь - исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759-1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.



Спасо-Преображенский кафедральный собор
Одесса, Украина

24. Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор - крупнейший православный храм Одессы; заложен (первоначальное здание) в 1794 году, освящён в 1808 году, разрушен в 1936 году. После воссоздания на прежнем месте в начале 2000-х освящён (по чину великого освящения) 21 июля 2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Высота колокольни 77 м, колокола приводятся в действие с помощью электронного устройства.



Софийский собор
Киев, Украина

25. Собор Святой Софии (Софийский собор) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа». Высота колокольни 76 м



Воскресенский собор
Кашин, Россия

26. В храме идет реставрация. Является вторым кафедральным собором Тверской епархии.



Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь
Село Пощупово, Рязанская область, Россия

27. Иоанно-Богословский монастырь - мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки. Колокольня (1901) имеет высоту 76 метров



Колокольня Церкви Великомученика Георгия Победоносца
Болхов, Орловская область
Россия

28. Отдельно стоящая колокольня Георгиевской церкви является самой высокой в области (76 м)



Колокольня Тобольского кремля
Тобольск, Россия

29. Соборная колокольня - отдельно стоящая колокольня тобольского Софийско-Успенского собора в юго-восточной части Соборной площади Тобольского Кремля. Колокольня играет значительную роль в формировании архитектурного ансамбля площади. Высота сооружения составляет 75 метров. Единственный каменный кремль в Сибири.



Высоковский Успенский монастырь

30. Высоковский Успенский монастырь (Высоко-Успенская пустынь) - мужской монастырь Городецкой епархии Русской православной церкви, расположенный в заволжских лесах на высоком берегу реки Утрус в 160 км от Нижнего Новгорода. Колокольня четырёхъярусная «падающая» высотой 75 м, смотровая площадка на высоте 60 м.



Николаевская церковь
Венёв, Россия

31. Николаевская церковь была разрушена в 1950-е годы, но её колокольня по-прежнему стоит. Высота 75 м



Церковь св. Жен-Мироносиц
Калуга, Россия

32. Строительство колокольни обошлось в 64500 рублей. Является самым высоким зданием на территории Калужской области (75 м)



Собор Рождества Богородицы
Ростов-на-Дону, Россия

33. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы - кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии, памятник архитектуры. Колокольня имеет высоту 75 м. В её проекте были использованы элементы классицизма и ренессанса. Главка купола синего цвета, украшена позолоченными звёздами. Звон колокола слышен за 42 версты. В верхнем ярусе установлены четырёхциферблатные часы с четвертным боем.



Колокольня Никольского собора
Калязин, Россия

34. Колокольня Никольского собора (известна как затопленная колокольня) - памятник истории и архитектуры на искусственном острове Угличского водохранилища близ города Калязин. Колокольня построена в 1800 году при Никольском соборе (воздвигнут в 1694 году) бывшего Николо-Жабенского монастыря в стиле классицизма; имела пять ярусов, купол с главой и шпилем. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.




Богоявленский собор
Казань, Россия

35. Богоявленский собор (тат. Богоявление чиркеве) - православный храм Казанского благочиния Казанской и Татарстанской епархии. Башнеобразная колокольня огромной высоты (различные источники называют разную цифру - от 62 до 74 метров), выставленная на красную линию центральной городской улицы, представляет собой акцентированную многоярусную вертикаль, поныне являющуюся высотной доминантой окружающей застройки, исторической среды Казани.



Собор Михаила Архангела
Бронницы, Россия

36. Высота колокольни 73 м



Новодевичий монастырь
Москва

37. Колоколья сооружена в 1690 году в стиле московского барокко по ярусной схеме с белокаменным кружевом сверху донизу; ее называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». Высота 72м



Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря
Суздаль, Россия

38. Ризоположенский монастырь - один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменка. В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном под руководством каменщика Кузьмина была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня.



Колокольня Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря
Остров Валаам, Россия

39. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии. Над островом возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов - колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.



Собор святого великомученика Георгия Победоносца
Одинцово, Московская область, Россия

40. Собор святого великомученика Георгия Победоносца - православный храм в городе Одинцово (Московская область). Построен в 2007 году. Заложен Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским. Освящён 9 сентября 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В настоящее время является одним из самых больших в Московской епархии, высота его колокольни составляет 72 метра. Общий вес колоколов составляет 18.5 тонн



Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Село Дивеево, Нижегородская область

41. Серафимо-Дивеевский монастырь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе - Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) - православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». Высота колокольни 70,3 м. В советское время наверху колокольни, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор



Собор Александра Невского
Ижевск, Россия

42. Александро-Невский собор в Ижевске - кафедральный (с 1994 года) православный храм Ижевской и Удмуртской епархии. Храм построен в 1823 году по образцу Андреевского собора в Кронштадте (автор проекта - знаменитый архитектор Андреян Захаров). В 1930-е годы храм был разграблен и закрыт. В 1990 году при активном участии епископа Палладия возвращен верующим. Высота колокольни 70 метров.



Колокольня Вознесенского женского монастыря
Тамбов, Россия

43. Тамбовский Вознесенский монастырь - женский монастырь; основан в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским Питиримом на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки.
Высота колокольни достигает 70 метров.

На Соборной площади в Москве была возведена церковь-колокольня Святого Ивана Великого, которая является частью единого целостного архитектурного ансамбля, но также славится своей высотой и обзорной площадкой. Многие туристы начинают знакомство с городом с этого места.

Колокольня Ивана Великого в Москве 74 года пребывала в застое, и только в конце XX века с ее высоты раздался звон. Пасхальный благовест прокатился по всей территории, словно не было длительного молчания. Колокольня известна своей историей и значимостью для культуры России. Это обосновано ее архитектурными особенностями и историческими ведомостями, которые сохранились.

Звон обязателен во время христианского богослужения, поэтому все храмы строились для того, чтобы возвысить колокольни. Но Успенская церковь возле колокольни Ивана Великого была достроена позже.

Эта архитектурная традиция характерна для итальянских построек. Главным архитектором и проектировщиком колокольни в Москве был известный флорентийский архитектор Бон Фрязин. И лишь спустя некоторое время для того, чтобы поместить колокол, была достроена Успенская звонница.

Архитектурные особенности колокольни:


Экспозиция в колокольне также имеет несколько отличительных черт и особенностей. На первом этаже находится музей, в котором представлены экспонаты в виде частей башен крепостей, а также других старинных сооружений. Но наиболее интересное для туристов – это поднятие на самые верхние этажи.

Колокольня Ивана Великого в Москве, высота которой 81 м, открывает один из лучших видов на столицу России. Но туристы смогут подняться только на 15 м на смотровую площадку, для этого нужно будет пройти по винтовой лестнице из 137 ступеней.

История колокольни Ивана Великого в Москве

Сооружение начинает свою историю из 1329 года, когда князь дал указание, возвести церковь, которая должна была быть расположена под колокольней. На Боровицком холме была возведена церковь. Название было дано в честь византийского апостола – Лествица. В летописях упоминается, что сооружение было построено в кратчайшие сроки, поэтому историки утверждают, что площадь строения была небольшой.

Исследователи отмечают, что этот каменный храм первый в своем роде. А также это первый храм, который был построен между двух соборов. Позже эту традицию поддержат последователи и будут возведены подобные сооружения.

Археолог и историк Кавельмахер в своих работах отмечает, что здание частично напоминает армянские храмы, которые также строились «под колоколы». Подобные конструкции до сегодняшних дней сохранились только в двух монастырях. Первый вариант храма стоял на протяжении 170 лет, и за это время было вылито мастерами всего 5 колоколов.

В XVI веке сооружение было полностью разобрано для того, чтобы Бон Фрязин возвел новое здание по собственному проекту. Строительство этого храма приурочено к деятельности российского князя Ивана Великого. Строительство здания проходило на протяжении четырех лет, его высота составляла на тот момент 60 м. Спустя несколько лет дополнительно был достроен купол.

Архитектор создал уникальный проект, который должен быть очень прочным, но при этом сооружение должно было выглядеть эстетично. Бон Фрязин углубил фундамент всего на 4,3 м, но благодаря сохранению подземных вод, сваи сохранились от гниения, а фундамент оставался прочным.

Эта и другие архитектурные традиции были позаимствованы из проектов итальянских мастеров, но усовершенствованы и доработаны. Позже была построена звонница, которую долгое время воспринимали полноценной церковью. Но на этом строительство и реконструкция не закончилась.

Колокольня Ивана Великого в Москве, высота которой составляет 81 м, появилась только в XVII веке после многих достроек и реконструкций. Сооружение оправдывает свое название, ведь долгое время было самым высоким зданием во всей Москве. Этот вид сохранился и до современного времени.

В XVII веке по проекту еще одного гениального мастера была достроена Флорентийская пристройка. Название свое получила в честь Михаила Федоровича, который был отцом первого из семьи Романовых. Архитектурный ансамбль был полностью закончен в конце XVII века.

С этого времени и до современности колокольня – это один из символов Москвы, ведь из нее открывается панорамный вид на площадь и окрестности. Также сооружение играло важную роль в военных цель, потому что можно увидеть противника на расстоянии 30 км.

Важность колокольни для России отображена в фольклоре, потому что бытует фраза «вырос с Ивана Великого», когда говорят о высоком человеке. Фраза «во всю Ивановскую» также связана с колокольней, ведь ее звон доносится до всех уголков Москвы.

Только в начале XVIII века была возведена другая башня, высота которой превышала колокольню Ивана Великого. Но спустя 20 лет после строительства из-за удара молнией верхние этажи сгорели.

Колокольня перенесла Отечественную войну, когда французские войска под командованием Наполеона разбили и разграбили Кремль, а также многие храмы. Это одно из немногих сооружений, которое удалось сохранить почти в полном объеме.

После окончания Отечественной войны реставрацией колокольни, церкви и Филаретовой пристройки занимался Жилярди. Верхние части сооружений частично были измены, а для отделки использовали белый камень, но в целом архитектор пытался сохранить первичный вид. Позже реставрацией занимался архитектор Сергей Родионов.

В XX веке колокольня была известна не только в Российской империи, но и за ее пределами. Один из известных французских писателей хотел подняться на третий ярус, чтобы лучше изучить территорию с высоты, но из-за отсутствия приспособлений вынужден был отложить знакомство с Кремлем с высоты.

Лентулов на своем полотне в 1915 году изобразил колокольню. Лермонтов посветил этому зданию строки, которые продолжают жить в российской литературе.

Во время восстания в Российской империи колокольня была повреждена, но масштаб потерь все еще не оценен историками. В 1918 году на территории Кремля, а также в колокольне проживали многие граждане и даже Ленин. Последний раз звон колокольни услышали жители Москвы в 1918 году на Пасху. Колокольный звон был возобновлен лишь в 1992 году.

Во времена Второй мировой войны колокольня снова играла важную роль для российских солдат. Здесь был расположен командный пункт Кремлевского полка, а недалеко от него находился узел связи. Со временем в церкви был организован музей, а в звоннице был открыт выставочный зал с экспонатами кремлевских фондов. Сейчас музей действует и открыт для посетителей, которые интересуются архитектурой.

Только 2000-х годах в колокольне была проведена масштабная реставрация, которая стала началом новой современной истории. Сейчас здесь расположен музей и обзорная площадка с живописным видом на город, которая открыта для всех желающих. Многие туристы поднимаются, чтобы понять цельную куртину Кремля.

Строительство колокольни

Строительство было начато вначале XIV века, когда был заложен фундамент церкви. Но позже она была разрушена, и на этом месте по проекту Бонома Фрязиным было возведено новое сооружение. Спустя несколько столетий была достроена Филаретовская пристройка.

В 1812 году здания были полностью разрушены, но колокольня осталось неизменной. Архитектор Жилярди разработал новый проект по восстановлению звонницы и Филаретовской постройки, в это время над колокольней также проводили реставрационные работы.

Всего в архитектурном ансамбле расположен 21 колокол, которые были подвешены на деревянных креплениях, но позже начали использовать железные, чтобы обезопасить прихожан.

Все колокола были вылиты известными российскими мастерами. Многие колокола имеют орнамент или изображения царей, но каждый из них особенный и уникальный в своем роде. Христианская тематика прослеживаться на преимущественном большинстве колоколов, как первого, так и третьего ярусов.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Сохранились сведенья о колокольне и остальных сооружениях Кремля во время войны с французами. В это время со здания был полностью снят крест, который планировали перевезти во Францию, чтобы украсить крышу парижского дома.

Старинная легенда гласит, что жители Москвы верили, что город не будет сдан французами, пока крест висит на колокольне. Но французы смогли взять Москву, и крест был снят, хотя разрушить сооружение не удалось.

В 1812 году французские военные устроили пожар в Москве и заминировали многие здания Кремля, но колокольня смогла устоять и на ней появилась только трещина. Другие сооружения были полностью разрушены или спалены.

Во французских легендах есть сведенья о том, что крест был украден, но утерян в озере во время отступления. Позже элементы креста были найдены недалеко от Успенского собора. Со временем был выкован железный крест по новому образцу, который и сейчас занимает почетное место на колокольне.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Колокольня имеет большую историю и является свидетельницей многих исторических событий, поэтому в после войны реставрацией занимались одни из лучших российских мастеров.

Самые масштабные работы проводились в 2008 году. В этот год был реставрирован интерьер, была открыта обзорная площадка с видом на Кремль, а также открыт музей с экспонатами, которые были собраны из многих музеев.


Сейчас туристы могут посетить колокольню с экскурсионной группой, чтобы узнать еще больше интересных фактов про это сооружение и его историю.

Колокола на Колокольне Ивана Великого

На данный момент на колокольне находится 34 колокола. Каждый из них был перелит, но они сохранили свои особенности и первичные названия. В остальных сооружениях Кремля действует только 3 колокола. О звоне колоколов писали многие писатели и поэты, как о завораживающем действе, которое потрясало не только прихожан.

Успенский колокол

Сведенья о первом мастере не сохранились, но повторно был перелит в начале XIX века после Московского пожара во время оккупации города французами. На колоколе можно рассмотреть изображение императора, а также христианские иконы.

Звук уникален в своем роде, ведь это один из самых больших колоколов в Москве.

Колокол Ревун

Масса колокола «Ревун» — более 32 т.

Колокол был изготовлен в XVII веке во времена царя Михаила Федоровича. Главным мастером был назначен литейщик А. Чохов, который был уже хорошо известен. Мастер очень точно повторно вылил поврежденные элементы, поэтому современный вид полностью соответствует первоначальному замыслу мастера.

Семисотный колокол

Масса Великопостного колокола – более 13 т.

Колокол расположен не на колокольне Ивана Великого, а на Филаретовой пристройке. Украшен колокол орнаментом, который характерен для эпохи барокко. Литейщик – Иван Федорович Моторин, который занимался знаменитым Царь-колоколом.

Другие колокола

Нижние яруса также имеют отличительные колокола, которые также исторически ценные, но масса значительно ниже.

Среди колоколов нижнего яруса можно выделить:

Среди колоколов второго яруса можно выделить:

  • Немчин, который был привезен во времена Ливонской войны;
  • Даниловский;
  • Ляпуновский;
  • Глухой;
  • Архангельский и другие.

Колокола наименьшего размера и массы находятся на третьем ярусе. Родионовский колокол был вылит под руководством литейщика Андрея Чохова, а авторство второго колокола принадлежит Андрееву.

Интересные факты про колокольню

С момента строительства с колокольней связаны интересные легенды, ознакомиться с которыми можно во время экскурсии.

Но рассмотрим несколько интересных фактов, которые выделяют ее среди других сооружений Москвы:


Режим работы колокольни

Колокольня Ивана Великого в Москве, высота которой позволяет рассмотреть Соборную площадь, открыта к посещению по сеансам: в 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00. Но в летний сезон (с 15 мая до 30 сентября) последний сеанс проходит в 17:00.

Посетители могут посетить колокольню только в строго ограниченное время по билету, который должен быть куплен заранее. Во время одного сеанса подняться на колокольню может не больше 10 человек, поэтому следует предварительно обратиться в кассу за билетом.

Время работы касс:

Музеи колокольни. Правила посещения

В Успенской звоннице открыт выставочный зал, в котором выставлены экспонаты и произведения искусства Кремля и многих других музеев Российской Федерации. В колокольне находится музей истории Московского Кремля. В этом музеи представлены элементы сооружений, которые были построены еще в XIV веке, фотографии с панорамной площадки в разное время.

Колокольня Ивана Великого в Москве, высота которой позволяет осмотреть не только Кремль, но и окрестности, — это идеальное место для знакомства с городом с высоты. Посетители музея также могут воспользоваться аудиогидом, чтобы лучше узнать город и его историю.

Экскурсии

Туристы могут не только со стороны рассмотреть известное архитектурно сооружение Кремля, которое было построено более 500 лет назад, но и посетить музей и обзорную площадку. Посетить колокольню можно только в теплое время года с мая по сентябрь, но также возможны ограничения из-за погодных условий.

Туристы могут купить единый билет, который позволяет посещать музеи Кремля во все дни кроме четверга. Но лучше всего планировать посещение в будний день утром, когда немного желающих подняться на смотровую площадку, потому что время и количество посетителей ограничено.

Продолжительность экскурсии по колокольни Ивана Великого и обзорной площадки с аудиогидом – 45 мин. Первый и второй ярус посвящены строениям, которые ранее находились на территории Кремля, поэтому здесь туристы не задерживаются. Самое интересное место во время экскурсии – панорамный вид на Кремль и окрестности.

Колокольня Ивана Великого известна не только в Москве, поэтому многие туристы приезжают сюда, чтобы лучше узнать город и рассмотреть его с высоты.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о колокольне Ивана Великого

О колокольне Ивана Великого:

В центре Кремля стоит устремленный ввысь златоглавый столп колокольни «Иван Великий» с двумя звонницами, примыкающими с севера. Название колокольни говорит о том, что в ней находилась церковь св. Иоанна Лествичника (или Ивана Святого), а также о том, что колокольня была самой высокой в Москве.

История «Ивана Великого» началась в 1329 году, когда при Иване Калите в Кремле была построена небольшая церковь св. Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник - святой, живший в VI веке, достиг духовного совершенства путем строгого поста и молитвы в течение 40 лет отшельничества. Он изложил свой духовный опыт в виде поучения под названием «Лествица» (лестница). В 1505-1508 годах обветшавший храм сменила возведенная итальянским зодчим Боном Фрязиным по заказу Ивана III столпообразная колокольня высотой около 60 м. В ее основании со стенами толщиной целых пять метров на оставшейся площади размером всего 25 кв. м разместили прежнюю церковь.

Имя архитектора верхней части колокольни, надстроенной в 1600 году, неизвестно.

Борис Годунов, ставший царем в 1598 году, пожелал увеличить высоту колокольни. По мысли царя Бориса, надстроенный столп «Ивана Великого» должен был способствовать возвеличиванию новой династии Годуновых. У затеянного Годуновым строительства была и еще одна причина. В Москве тогда свирепствовал голод, и царь решил дать народу заработок и отвлечь его от смуты. Надстройка с ложными, закрашенными черной краской, узкими окнами выше красивого ожерелья кокошников третьего яруса увеличила высоту колокольни до 81 метра, и в просторечии она получила второе название - «Годунов столп». Под куполом появилась длинная надпись в три ряда с именами и титулами Бориса Годунова, его сына Федора и датой надстройки колокольни. С воцарением Михаила Федоровича надпись залепили (в прошлом Романовы сильно пострадали от годуновских репрессий). Спустя сто лет по велению Петра I ее расчистили.

В народе ходила легенда, что крест на колокольне будто бы сделан из чистого золота. В 1812 году Наполеон велел снять крест. Предание говорит о том, что французский император хотел поставить его над куполом Дома инвалидов в Париже. Однако крест сорвался с веревок и с грохотом разбился. Оказалось, что он был обложен медными пластинами, покрытыми позолотой. Новый крест был установлен в 1813 году и составлен из нескольких железных полос, обитых медными позолоченными листами.

В XVI-XVII веках на Ивановской площади у колокольни «Ивана Великого» стояли здания приказов - государственных учреждений. Здесь громогласно читали царские указы, отчего и произошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Примерно до середины XVII века возле колокольни стояла так называемая Ивановская палатка - прообраз первой нотариальной конторы. В ней сидели писцы, которые за плату составляли для просителей челобитные. На площади также производились наказания плетьми (обычно за взяточничество, казнокрадство или обман). Тут же выставляли на позор воров, вешая им па шею краденые вещи и продукты (не только кошельки, но, например, и соленую рыбу). С 1685 года наказывать стали на Красной площади.

В течение долгого времени колокольня служила и главной дозорной вышкой Кремля, а позднее - пожарной каланчой. В 1896 году во время коронации императора Николая II на колокольне была устроена электрическая иллюминация. Наподобие горящей свечи «Иван Великий» возвышался над городом.

До революции 1917 года колокольня была открыта для посещения. Вход в нее одновременно являлся и входом в церковь. Над ним в прямоугольном каменном киоте, ныне пустом, находилась икона св. Иоанна Лествичника. Наверху были две смотровые площадки: одна - на среднем ярусе, над нижней звонницей, другая - над верхней. Чтобы добраться до самого верха колокольни, следовало преодолеть 329 ступеней. Упорство вознаграждалось великолепным видом на Москву и окрестности. В ясную погоду как на ладони видны были даже местности, находящиеся в 40 км от Кремля.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская - по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX - начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров - родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Филаретовская пристройка

Здание, расположенное рядом с Успенской звонницей и перекрытое шатровой кровлей, называется Филаретовской пристройкой, по имени патриарха Филарета. В 1624 году патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, вернувшись из польского плена, на радостях повелел возвести эту пристройку. Повеление было исполнено русским архитектором Баженом Огурцовым и, вероятно, англичанином Джоном Талером, строителем Царицыных палат в Теремном дворце.

В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню «Иван Великий». При этом звонница и пристройка разрушились, но большие фрагменты уцелели и были впоследствии
использованы при восстановлении в 1815 году группой архитекторов, в числе которых были Дементий (Доменико) Жилярди, Алоизий (Луиджи) Руска, Иван Еготов. Интересно,что сама колокольня, сложенная из кирпича, а в цоколе и фундаменте - из белокаменных блоков, устояла, дав трещину вверху. Учитывая, что глубина фундамента колокольни составляет лишь пять метров, это говорит о мастерстве ее строителей и архитекторов.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол - Успенский , весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола - надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут » был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие - 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии - «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,
был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса - 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавил
изображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол - «Лебедь » - весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь » получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

Храм Христа Спасителя


высота: 103 метра


Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.
Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской Православной Церкви. Храм рассчитан на
10 000 человек

Исаакиевский собор


высота: 101, 5 метр


Исаа́киевский собо́р (официальное название - собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.
Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма

Спасо-Преображенский собор


высота: 96 метров

Спасо-Преображенский кафедральный собор - православный собор в Хабаровске, возведённый на крутом берегу Амура в 2001-2004 годах. Согласно ряду источников, является третьим по высоте храмом России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а также самым высоким зданием Хабаровска.
Высота куполов Преображенского собора составляет 83 метра, высота с крестами - 95 метров. Для сравнения - высота Дома радио, расположенного по соседству с храмом, чуть больше 40 метров. Храм был построен по проекту архитекторов Юрия Живетьева, Николая Прокудина и Евгения Семёнова. Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.




Смольный собор


высота: 93,7 метра

Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки.
Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.
Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими.



а вот и макет "Смольного"

Александро-Невский Новоярмарочный собор


высота: 87 метров

Собор святого благоверного князя Александра Невского (Новоя́рмарочный) - православный кафедральный (с 2009 года) собор в Нижнем Новгороде. Построен в 1868-1881 годах по проекту архитектора Л. В. Даля.
В выступающем западном притворе, на хорах большого собора расположена зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского.
В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром II и обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию, а тот, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьёву. Был проведён сбор пожертвований. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет.
8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма. К 1864 году был готов проект губернского архитектора Р. Я. Килевейна. Его пришлось переработать по причине недостаточной прочности; после этого выяснилось, что для такого проекта не хватает финансирования. Новый проект, предложенный молодым архитектором Л. В. Далем, также не был утверждён.
18 ноября 1865 г. проект церкви был утверждён правительством. Авторство утверждённого правительством проекта до сих пор не установлено точно. В 1866 г. Л. В. Даль вернулся на постоянное жительство в Нижний Новгород из-за границы и доработал проект собора.

Благовещенский собор


высота: 85 метров

Благове́щенский кафедра́льный собо́р - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.
В Воронеже статус кафедрального имели Благовещенский собор (до 1836 года), Троицкий Смоленский собор (закрыт в 1932 г.), Покровский собор (с 1948 года по настоящее время). Первые два собора были разрушены в свое время.
Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болхотников) полагал, что он был основан в 1620 году. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания города Воронеж.
Изначально Благовещенский храм был построен из дерева. Из-за частых пожаров храм перестраивали, иногда даже переносили на другое место.

Спас на Крови


высота: 81 метр

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.
Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма - до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Троице-Измайловский собор


высота: 80 метров

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) - православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Геннадий Бартов.
При Императоре Петре I на этом месте стояла деревянная часовня.
После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.
Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

Троицкий Собор


высота: 78 метров

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове - православный храм, кафедральный собор Псковской и Великолукской епархии. Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением.
Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в Х веке, по распоряжению княгини Ольги, был деревянным, и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже каменным и заложен, по церковной легенде, в 1138 году святым благоверным князем Всеволодом Мстиславичем.
В 1363 году произошло обрушение свода храма и в 1365 году на старом основании заложен новый собор. В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвался пороховой склад, и взрывной волной было разрушено третье здание собора. В 1699 году было завершено строительство четвёртого собора, дошедшего до наших дней.

Николо-Угрешский монастырь


высота: 77 метров

Нико́ло-Угре́шский монасты́рь - православный мужской ставропигиальный монастырь. Расположен по адресу: Московская область, гор. Дзержинский, Площадь Святителя Николая, д. 1 (м. Люблино).
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Вознесенский собор


высота: 74,6 метра

Вознесе́нский войсково́й кафедральный собор - православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова.
После того, как в 1818 году братья Руски покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И. О. Вальпреде.
Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии - заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1903-1923 годах ключарем собора был священномученик Захария (Лобов). В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.
Собор был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010-2011 году купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

Храм Христа Спасителя


высота: 73 метра

Храм Христа Спасителя - главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда - площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества.
Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко.
Верхний храм Воскресения Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде.
Нижний храм служит храмом воинской славы и является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, нынешней Калининградской области.

Колокольня Ивана Великого
(«Кричать во всю Ивановскую»)
Иван Великий – старейшая московская колокольня. Первую на этом месте церковь «Иоанн святый Лествичник, иже под колоколы» (то есть с колокольней над собственно церковью) поставил в 1340-е годы Иван Калита. При Иване III в 1502 – 1508 годах старую церковь разобрали и построили новую более высокую. Во времена Ивана Грозного на колокольне – тогда ее называли Иван Святый – уже было много колоколов. Опричник-немец Генрих Штаден пишет о ней: «Посреди Кремля стоит церковь с круглой красной (кирпичной) башней, на этой башне висят все большие колокола, что великий князь привез из Лифляндии».
Царь Борис Годунов повелел надстроить – «надделати верх выше первого и позлати» - колокольню Ивана Лествичника, что и было осуществлено в 1598 – 1600 годы. Надстроены были два яруса и купол. Это еще более выделило колокольню из всех кремлевских построек, превознеся над ними ее золотую главу, под которой, опоясывая барабан, шла надпись славянской вязью. Как писал современник, Борис Годунов здесь «обозначил свое имя, положив его как некое чудо на подставке, чтобы всякий мог, смотря, прочитать крупные буквы, как будто имея их у себя в руках». После смерти царя Бориса и убийства его сына и наследника Федора надпись замазали. Петр I приказал ее возобновить. Надпись сохранилась до сих пор.
После надстройки колокольня Иван Святый стала называться Иваном Великим. На сделанном около 1605 года и изданном в Амстердаме плане Кремля, где она показана уже надстроенной, изображение снабжено подписью (на латинском языке): «Иван Великий; большой храм св.Иоанна, крыша башни которого позолочена и башня изобилует колоколами».
Голштинский дипломат Адам Олеарий в своем сочинении «Описание путешествия в Московию» (1630-е годы), рассказывая о различных сторонах русской жизни и быта, обратил внимание на московские колокола и колокольный звон и, конечно, не мог не сказать об Иване Великом: «На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне – множество колоколов».
Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы XVIII – XIX веков. Возносясь своей золотой могучей главою над всем городом, он был виден отовсюду. Уже само название колокольни – не официальное, а народное – Иван Великий – определяло ее место и значение в сознании москвича и всякого русского человека. Она был символом Москвы и тем самым – России.
Давнее и широко распространенное московское присловье утверждает: «Иван Великий – повыше высокого». Бытовал неизвестно кем и когда объявленный запрет возводить в Москве здания выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль новопостроенной светлейшим князем А.Д.Меншиковым церкви Михаила Архангела на Чистых прудах, более известной под названием Меншиковой башни, и подожгла ее, в Москве объясняли пожар как кару строителю за то, что он возвел свою церковь выше главной московской колокольни.
В народе было распространено поверье, что, пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню. Была разрушена пристройка, взрывной волной сорвало колокола, но сама колокольня уцелела. В этом москвичи видели счастливый знак, и когда в 1813 году вновь зазвонили колокола на Ивановской колокольне, то в Москве был праздник: звон Ивана Великого возвещал возрождение города.
В своей книге «Седая старина Москвы», изданной в 1897 году, поэт, романист и большой знаток простонародной России И.К.Кондратьев пишет о достопримечательностях, которые «известны в отдаленных губерниях России» и стали национальными символами: «Почти всякий приезжий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни…»
Иван Великий – главная колокольня Москвы.
На колокольне, как правило, бывает несколько колоколов. Конечно, количество и размеры их зависят от богатства церкви (вернее, ее прихода), но пополнение колоколами не является простым умножением их числа. Существует несколько родов церковных колоколов, различающихся по назначению и размерам.
Самый большой колокол называется праздничным, он звучит во время важнейших церковных праздников, по поводу крупных государственных событий. Праздничные колокола бывают весом до 2000 пудов и более.
Затем идет воскресный колокол, по величине он меньше праздничного и весит до 10000 и более пудов. В него благовестят в воскресенье.
Следующий колокол – полиелейный – весом до 600 – 700 пудов служит для благовеста в праздники апостольские и святительские.
Вседневный колокол, весом от 100 до 500 пудов, звонит каждый день.
Таковы большие колокола, малые же носили общее название – зазвонные.
Кроме того, у наиболее замечательных по своему происхождению – по имени дарителя, историческим обстоятельствам (например, взятых как военные трофеи) – бывали еще и собственные имена.
Конечно, далеко не на каждой колокольне был полный и именно таких весовых категорий набор, и звонари обходились тем, что есть. Весь же комплект имеющихся на колокольне колоколов исстари назывался, как объясняет С.В.Максимов, «колокольной фамилией». (Максимовское «исстари» относится ко времени петровских реформ – концу XVII – началу XVIII века, когда в русский язык массово внедрялась иностранная лексика: «род», «семья» заменяли словом «фамилия»; тогда же колокола называли на итальянский лад – «кампаны»). Говоря же о колоколах конкретной церкви или колокольни, прибавляли ее название – такая-то колокольная фамилия.
Обычно звонили лишь в часть колоколов, и лишь в особо важных случаях в звоне участвовала вся фамилия, как говорили в таких случаях, звон во все колокола или во всю фамилию.
Ивановская колокольная фамилия славилась в России.
Поэт пушкинской эпохи М.А.Дмитриев, автор сборника «Московские элегии», посвятил одну из них Кремлю и его колокольне:
Где благовестный звон Руси, во дни ее ликований,
Царских, народных торжеств, звонче кремлевского звона?
Где в дни былые созывный набат на Руси был слышнее?
Чуть железным своим языком и литыми из меди устами
Наш Великий Иван взговорит – Русь ту речь разумеет!
В начале ХХ века на самой колокольне Ивана Великого и в пристройке-звоннице находилось около 40 колоколов. Большие: «Успенский», «Реут, или Ревун», «Семисотный», «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Свободный», «Немчин», «Корсунский», «Марьинский», «Безымянный» и другие – всего около пятнадцати; остальные – маленькие, зазвонные. Сейчас Ивановская колокольная фамилия состоит из 24 колоколов, но большие сохранились все.
Пятьсот лет ударом большого Успенского колокола начинался в Москве колокольный звон в Великие праздники, вызывая у москвичей радостный подъем духа.
Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух Московский,
Гуди во все колокола!..
Этими строками заканчивает свое стихотворение «Иван Великий» А.И.Полежаев.
Звон во всю Ивановскую фамилию, приобретя всеобщую известность, вошел в поговорку – «Кричать во всю Ивановскую», которая распространилась по всей Руси. Со временем слово «фамилия» выпало, как это случилось и со словом «улица» в песенной строке «по Тверской-Ямской», по причине общеизвестности, что такое «Ивановская» и «Тверская-Ямская», и вообще по стремлению народных речений к максимальной краткости.
Так возникло в русской живой речи выражение «Во всю Ивановскую». Но с широтой распространения начала теряться, забываться его связь со звоном Ивановской колокольни, и, в конце концов, выражение приобрело общий, абстрактный смысл. Недаром и Гоголь, и Достоевский, и Григорович пишут «ивановскую» не с пропиской буквы, как следовало бы писать имя собственное, а со строчной как нарицательное.
Колокольный звон в Кремле был запрещен в 1918 году, и лишь единожды, в 1921 году на Пасху, этот запрет был нарушен. Об этом случае в то время ходили разные слухи, а сорок лет спустя вологодский писатель К.Коничев написал о нем рассказ «Последняя симфония Ивана Великого».
В том году накануне Пасхи к председателю ВЦИК М.И.Калинину в его приемную пришел Иван Дмитриевич Сытин, известный и всеми уважаемый издатель. Калинин встретил его приветливо.
«- С чем пожаловали, с какой докукой, Иван Дмитриевич? Садитесь, рассказывайте.
- Да рассказывать-то особенно нечего. Думаю, вы меня, Михаил Иванович, сразу поймете и, надеюсь, откликнетесь на мою просьбицу. Вот вы, всероссийский староста, у вас дела большого плавания, высокого полета, а я староста церкви Пресвятой Богородицы в Путинках. Я вот о чем: церкви в Москве убывают… Кремлевские храмы совсем заглохли, доступа нет. А ведь известно, какой порядок был, скажем, на Пасху: грянет большой колокол на Иване Великом и – вся пасхальная Москва затрезвонит. Душа радуется. Сейчас вот конец Великого поста. Христово Воскресение у нас на носу. Дозвольте, Михаил Иванович, в нынешнюю пасхальную ночь начать в Москве звон с Ивана Великого? Может, это в последний раз…»
Сытин убедил Калинина, и тот выхлопотал разрешение в пасхальную ночь допустить звонарей на Ивана Великого и начать праздничный московский благовест его колоколами. Сытин, по словам Коничева, потом признавался, что шел к Калинину, загадав: «Если Москва ныне не услышит Ивана Великого, то больше ей никогда его не слыхать».
После этого звона Иван Великий замолк на долгие годы, почти на три четверти века, и лишь семьдесят один год спустя, в 1992 году, на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Был он не так громок, звонили лишь пять колоколов второго яруса: «Корсунский», «Немчин» и три малых, зазвонных. Но главное – он звонил! На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии…
Но что такое звон во всю Ивановскую, призвав на помощь воображение, можно представить по замечательному описанию Н.И.Оловянишникова:
«Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественными, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию.
В ночь под Христово Воскресение красный звон совершается по особому, исстари существующему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.
На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.
Еще только не успели пробить полночи часы на Спасской башне, как задребезжал сигнальный колокольчик «кандия» Успенского собора, и, как всегда бывает, многотысячная толпа на площади Кремля стихла; и – вдруг ударили… Дрогнул воздух, рассеченный густым, но мягким ударом Успенского колокола! Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с Кремлевского холма за Москву-реку и разлилась далеко вокруг.
Как хороша, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» la bemol! Второй удар еще сильнее, еще могучее. А в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул.
Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи! Чудится, будто бы не землею порождены они, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении.
Этот величавый «красный звон» московский, этот «язык неба» - лучше всего слушать с высоты Воробьевых гор, особенно если ветер на Москву. Тогда масса звуков борется с течением воздуха и не сразу, а постепенно наступает на вас, наполняя собою огромное пространство, раскинувшееся между «Воробьевкой» и городом».
Описание, согласитесь, впечатляющее. Может быть, когда-нибудь и нам собственными ушами доведется услышать настоящий московский красный звон – во всю ивановскую и наконец-то получить точное представление о том, что же означает известнейшее русское выражение…