Апостол иуда брат господень жизнеописание. Святой апостол иуда

26.11.2019 Луна

Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.

А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.

Житие святого Иуды

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) - апостол от двенадцати , брат (по отцу) Иисуса Христа.

Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.

Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного - святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.

Еще об апостольском служении:

Святой Иуда Фаддей

Служение Господу

Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.

За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.

Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.

Второе имя апостола - Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.

После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.

Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов , о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.

Иуда убеждал верующих христиан:

  • беречься от блуда и плотских нечистот;
  • вести богоугодную жизнь во Христе;
  • жить в любви, вере и непрестанной молитве;
  • заблудших направлять на спасительный путь.

Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.

Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни , зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.

  • в делах, мыслях, поступках;
  • в молитве, в вере, в любви;
  • жить в гармонии;
  • обращать к вере заблудших, сторониться еретиков.

Читайте о практике духовной жизни:

Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!

Апостол Иуда Фаддей

Окончание земного пути

В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.

Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.

Мощи Святого

Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.

Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.

Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.

Посмотрите видео о житии Иуды Фаддея

Святой апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходит из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия — дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви (память 23 октября ). Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил перед Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием.

О том, что Иуда согрешил маловерием, свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: Ибо братья его не веровали в него (Ин. 7:5). Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит: "Поношения поставляли ему (т.е. Христу) и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним".

Но, кроме того, Иуда оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистые Девы Марии, тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифа не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын (святой Иаков) принял Его в совместное владение частью своей и оттого назван потом братом Божиим.

Сознавая эти свои прежние грехи Иуда не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд. 1:1).

Кроме названия Иуда Иаковлев, апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матвей называет его Лаввеем и Фаддеем. Названия эти даны апостолу Иуде не без причины. Слово "Леввей" значит: "сердечен". По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он, Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия, соединился с Ним всем сердцем своим. "Фаддей" же, значит: "хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо, апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора , "божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма Иерусалимского, поведал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Мессопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю , где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем (память 21 августа и 4 января)".

Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание заключает в себе много глубоких и назидательных мыслей. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистой греховной плотской хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства. Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, вере, в молитве, в любви — советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд. 1:7 и след). Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианину.

Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на крест и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел к Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе .

"Жития святых святителя Дмитрия Ростовского"

Расскажу сегодня о святом, помощнике в самых безнадежных ситуациях, святом Иуде-Фаддее.

Лично мне он уже дважды помог))

Святого Иуду (Лк. 6:16 и Деян. 1:13), или Фаддея (Матфей, Марк), или Левия (Ин. 14:22; Мф. 10:3) в Новом Завете называют родственником (adelphos) Иисуса (Мф. 13:55 и Мк. 6:3), а также братом Иакова Меньшего (Послание Иуды). Также может быть автором самой короткой книги Нового Завета, письма Иуды (хотя стих 17 этого письма позволяет нам считать, что апостолы Иисуса к тому времени уже умерли «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.» Ид. 1:17).

Письмо Иуды написано человеком, сильно обеспокоенным как чистотой христианской веры, так и доброй репутацией христианского народа. Автор, как он говорит нам, планировал написать другое письмо, но, узнав о ложных воззрениях некоторых учителей христианского сообщества, срочно предупреждает Церковь остерегаться их.

В Западной традиции, основанной на апокрифических Страстях Симона и Иуды, считается, что после проповеди в Египте Симон присоединился к Иуде, и они оба с миссией отправились в Персию . Начиная с VI века легенды гласят о мученичестве, принятом Симоном и Иудой в Персии в Суфиане (Sufian, Siani), в Восточной же традиции считается, что Симон мирно почил в Эдессе. Иуду, именуемого святым Фаддеем, путают с святым Аддеем (Addai) из Месопотамии. Считается, что Симона и Иуду убили пилой или коротким мечом (falchion) (Attwater, Bentley, Delaney, Farmer, Walsh, White).

В искусстве святой Симон - человек средних лет с пилой и книгой, или лодкой. Иногда он держит весло или рыбу (Roeder). Или же его изображают распиленным наполовину (по Золотой легенде таким образом его убили языческие жрецы). В Реймсе и Тулузе, Франция, считают, что там находятся почитаемые останки этих святых. (Encyclopedia, White).

Иуда Фаддей обычно держит дубину - орудие своей смерти. (Его часто путают с Иаковом Меньшим, изображение которого обычно напоминает нашего Господа, тогда как Иуды - не напоминает.) Иногда Иуду показывают (1) держащим топор или алебарду (часто путают с Матфием); (2) держащим пилу; (3) держащим книгу (на которой может быть написано «Иуда»); (4) со свитком, своим посланием, с Carnis resurrectionem; (5) держащим плотницкую линейку (из-за чего его можно спутать с Фомой Близнецом); или (6) держащим корабль, и Симоном, держащим рыбу (поскольку оба были рыбаками). Обычно он в виде молодого человека или средних лет. К святому Иуде прибегают в безнадёжных ситуациях (Roeder).

Когда Симона и Иуду изображают вместе, один держит пилу, а второй - короткий меч, но их часто путают. Рыба, корабли и вёсла могут быть добавлены к изображениям каждого святого единственно из-за того, что оба были двоюродными братьями сынов Зеведеевых, которые были рыбаками (Appleton).

Молитва святому Иуде

Наиправеднейший апостол, святой Иуда, верный слуга и друг Иисуса, Церковь почитает тебя и обращается к тебе всюду, как к покровителю в безнадёжных, самых отчаянных случаях. Молись за меня, я так беззащитен и одинок. Умоляю, особенным правом, данным тебе, сделай видимой и быстрой помощь там, где она особенно нужна. Стань помощником в этой великой нужде, чтобы я смог получить утешение и помощь небес во всех моих потребностях, несчастьях и страданиях, особенно в (здесь изложите свою просьбу) и чтобы я мог восхвалять Бога с тобой и всеми избранными вечно. Обещаю, о блаженный святой Иуда, помнить об этом великом благоволении, всегда почитать тебя как своего особенного и могущественного покровителя, и с благодарностью быть преданным тебе. Аминь.


В последние часы перед смертью Иисус был с апостолами, проясняя им сущность своей миссии. И тут Иуда Фаддей (не Искариот) спросил Его: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" (Ин 14.22).

Ответ Иисуса, вероятно, еще долго отзывался в сердце апостола Иуды, ибо на протяжении тысячелетий Его обещание, при посредничестве этого удивительного святого, исполнялось миллионы раз. Иисус заверил Иуду и других апостолов (и нас тоже): "Мир оставляю

вам, мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин 14.27).

Христиане, которым не к кому больше обратиться за помощью, убедились в истинности этих слов, ибо св. Иуда стал ассоциироваться с разрешением проигранного дела, исполнением несбыточной мечты, с миром не от мира сего. Однако мало кто знает, кто был этот святой и как он приобрел такую популярность у верующих. Собрав воедино свидетельства Писания и истории, а также некоторые легенды, мы можем воссоздать портрет. св. Иуды, "верного слуги и друга Иисуса". Первый ключ к тайне его личности содержится в его именах - Фаддей и Леввей. Авторы Евангелий называли его этими именами, чтобы не путать его с Иудой Искариотом.

О. Джон Лозано, автор книги "Иуда Фаддей, покровитель сложных или безнадежных дел", предполагает, что Марк и Матфей называют его Фаддеем, что по арамейски значит "широкогрудый человек", желая подчеркнуть этим великодушие и мужество Иуды. Матфей также употребляет имя Леввей, что значит "от сердца". Св. Бригитта, шведская святая XIV в., в одном из своих видений Христа услышала от Него призыв молиться Иуде, ибо "в соответствии со своим именем, он будет самым скорым на помощь".

Из Евангелий также явствует, что Иуда был родственником Иисуса. "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?" У иудеев того времени слово "брат" относилось к любому близкому родственнику. Вероятнее всего, Иуда был двоюродным братом Иисуса.

Все три года служения Иисуса Иуда бродил по пыльным дорогам Палестины, впитывая послание любви и спасения, лежавшее в основе миссии Иисуса. Оно стало основой миссии самого Иуды. Когда настал страшный час жертвоприношения, Иуда, как и остальные апостолы, кроме Иоанна, прятался от ужасной тени креста. Но в торжествующем свете Воскресения он, однако, получил дар языков и пошел возвещать Слово.

Иуде приписывается послание, предпоследнее в книгах Нового Завета. Это предостережение против ереси гностицизма и просьба к христианам хранить веру, противостоять искушениям и молиться.

И здесь история смешивается с легендой. Одна из легенд, записанная в 325 г. Евсевием, епископом и историком Церкви, утверждает, что Иуда исцелил страдающего проказой царя Эдесского Абгара. Сначала царь послал за Иисусом, но тот сурово укорил его за маловерие, пообещав, однако, прислать своего ученика. Далее Евсевий утверждает, что этим учеником, исцелившим царя и обратившим его народ, как раз и был Иуда.

Предположительно, впоследствии Иуда с Симоном проповедовали на территории огромного Персидского царства, воевавшего тогда с Индией. Военачальник Варадах, стремясь узнать исход битвы, обратился к магам - служителям языческих богов. Но боги молчали. Маги обвинили в этом Иуду и Симона и потребовали у апостолов отчета. В конце концов Иуда и Симон позволили богам дать предсказание, которое оказалось крайне неблагоприятным: войско ожидало кровопролитное сражение.

Военачальник в отчаянии вновь обратился к апостолам. Они успокоили его, сказав, что индийская армия попросит перемирия. Совершенно запутавшийся генерал посадил их вместе с магами в тюрьму ожидать исхода событий.

На рассвете, как и предсказывали апостолы, индийские посланники попросили мира. Несчастные маги были приговорены к смерти, но Иуда и Симон, вступившись за них, спасли им жизнь. "Мы пришли давать жизнь, - сказали апостолы, - а не отнимать ее". После чего Симона и Иуду отвезли в Вавилон, где неблагодарные маги пытались извести их колдовством. Вооруженные лишь состраданием и верой, апостолы наконец преодолели враждебность, исцеляя и обращая многих, в том числе и самого вавилонского царя.

Потом Иуда отправился в Армению и, возможно, дошел до пределов нынешней России. И он, и Симон приняли мученичество от рук языческой черни в Персии. Мощи обоих покоятся в базилике св. Петра в Риме, и память их почитается в один день, 28 октября.

Имя св. Иуды стало хорошо известно христианам только в средние века. Св. Бернар Клервоский, один из самых влиятельных религиозных деятелей XII столетия, очень почитал его. Два века спустя Христос сказал св. Бригитте Шведской освятить один из алтарей в ее церкви во имя Иуды: "Пятый алтарь должен быть посвящен Фаддею, ибо чистота его сердца победит дьявола".

Потом еще на четыре века имя Иуды было забыто. И лишь в XIX столетии, сначала в Италии и Испании, потом в Южной Америке, воскресло поклонение святому апостолу. Благодарственные памятки в раке святого свидетельствуют о многообразии людских драм: о примирении супругов, об исцелении пьяниц, об освобождении от финансовых затруднений, от несправедливых обвинений, об утешении во времена скорби, а также о бесчисленных исцелениях от физических и душевных болезней.

В век рукотворных чудес полезно помнить о том, что есть постоянный свет, который ведет нас, даже когда обещания современного мира оказываются пустым звуком. Святой Иуда, "верный слуга и друг Иисуса... покровитель безнадежных дел", даст нам мир в эти беспокойные времена, когда бы мы ни воззвали к нему.

о. Ежи Ягодзиньски, SVD




Возлюбленные братья и сёстры,

Внеочередной Юбилейный Год Милосердия, который Церковь сейчас переживает, позволяет в новом и совершенно особом свете увидеть Всемирный День Миссий 2016: приглашает нас видеть миссию ad gentes – и в духовном, и в материальном ключе- как величайший и грандиозный результат действия милосердия. На самом деле, Всемирный День Миссий в этом году приглашает всех нас «выйти навстречу», быть настоящими учениками и благовестниками, используя все свои таланты, творческие способности, мудрость и опыт для того, чтобы возвещать о доброте и сострадании Бога ко всему роду человеческому. Будучи верной своим миссионерским обязательствам, Церковь направляется ко всем, ещё не знающим о Благой Вести, потому как Она хочет, дабы все люди спаслись и познали любовь Господню. «Миссия Церкви- возвещать милость Божию, пульсирующее сердце Евангелия» (Булла Misericordiae vultus, 12), провозглашать её всему миру, до тех пор, пока не достигнет каждого мужчины, женщины, ребёнка, каждого молодого и пожилого человека.

Исполненное милосердия, сердце Небесного Отца испытывает глубокую радость всякий раз, когда встречается с человеком; в самом начале Господь с особой любовью обращается к наиболее слабым, потому как Божии величие и могущество наиболее ярко являют себя в Его способности к отождествлению Себя с малыми, отверженными, угнетёнными (Ср. Втор. 4,31; Пс. 86(85), 15; 103 (102), 8; 112(11),4). Господь – Бог благой, чуткий и верный; Он выходит навстречу всякому нуждающемуся, ибо желает быть близким всем и каждому, особенно же бедным и нуждающимся; Бог входит в реальность человеческого бытия с любовью, подобной любви матери и отца к своим детям. (Ср. Иер. 31, 20). Само понятие милосердия в Библии отсылает нас к материнскому лону, то есть определяет милосердие в категории любви матери к своим детям, детям, которых матерь будет любить всегда и не смотря ни на что только потому, что они - плод её лона. В этом также заключается и сама суть любви Бога к Своим детям, особенно же народу Божиему, Им созданному, который Он хочет взрастить и воспитать: Господь внутренне содрогается, взирая на слабость и неверность Своего народа (ср. Ос. 11,8). И, несмотря на это, Бог милосерден ко всем, любит все народы и благ по отношению ко всем творениям (см. Пс. 145 (144), 8- 9).

Высочайшее и наиболее полное выражение милосердие находит в Воплощённом Слове. В Нём мы видим лик Отца, богатого милосердием, и Он «не только говорит о Божественном милосердии и объясняет его с помощью образов и притчей, но, что самое важное,- Он воплощает и олицетворяет Собой это милосердие» (Иоанн Павел II, энциклика Dives in misericordia, 2). Под водительством Святого Духа, принимая Христа и следуя за Ним в Евангелии и в таинствах, мы можем стать милосердными как Отец наш Небесный, научившись любить так, как Он любит нас и предоставив наши жизни в качестве добровольной жертвы, как знак Божией благости и доброты (См. Булла Misericordiae vultus, 3). И Церковь, в масштабах всего человечества, являет собой именно ту общину, которая живёт благодаря милосердию Божию: Церковь непрестанно осознаёт, что Она опекаема и ведома Божией милосердной любовью, вдохновляема этой любовью в исполнении вверенной ей миссии, этой же любовью живёт и даёт познать её всем людям в процессе основанного на взаимном уважении диалога со всеми культурами и религиозными направлениями.

Множество мужчин и женщин, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам, являются от самого основания Церкви и до сегодняшнего дня свидетелями милосердной Божией любви. Значительное и постоянное, растущее число женщин, в сфере миссионерского служения, наряду с мужчинами, представляет собой яркое проявление материнской любви Бога. Женщины - будь то миряне или монашествующие - а в настоящее время также и целые семьи, живут своим миссионерским призванием, выражающимся в разных формах: от прямого провозглашения Евангелия до благотворительного служения. Исполняя своё служение наряду с миссионерами, которые посвящают себя евангелизации и совершению таинств, женщины, а также семьи зачастую отличаются способностью лучше понять суть стоящих перед людьми проблем, а также найти адекватный и нередко совершенно новый способ их решения: это касается сферы защиты жизни, причём при этом основное внимание уделяется конкретным людям, а не институциональным структурам, используются все материальные и духовные ресурсы с целью установления гармонии, мира, межчеловеческих отношений, солидарности, пространства диалога, сотрудничества и братства, касается ли это межличностных взаимоотношений, или более широкой сферы общественной и культурной жизни, делая акцент при этом на помощи нуждающимся.

Во многих местах евангелизация начинается со сферы образования и воспитания, которой миссионерское служение посвящает много времени и сил, подобно милосердному евангельскому хозяину виноградника (см. Лк. 13, 7-9; Ин. 15,1), терпеливо ожидая плодов после многих лет кропотливого труда; подобным образом формируются люди, способные евангелизировать, нести Благую Весть в самые неожиданные и недоступные места. Церковь можно определить, как Матерь и для тех, кто ещё не знает Христа. Поэтому я ожидаю, что святой народ Божий исполнит материнское служение милосердия, посредством которого люди и народы, все ещё не познавшие Господа, смогут встретиться с Ним и полюбить Его. В самом деле, вера представляет собой дар Божий, а вовсе не результат прозелитизма; она растёт благодаря личной вере и милосердию евангелизаторов, которые свидетельствуют о Христе. Учеников Иисуса, странствующих по дорогам этого мира, должна характеризовать любовь, которая не соизмерима с человеческими представлениями, но мерой для которой служит любовь Господа; посредством этого провозглашается прекраснейший и величайший из даров, которыми нас наградил Господь: Его жизнь и Его любовь.

Все народы и культуры имеют возможность получить Весть о Спасении, ведь это Божий дар для всех и каждого. Это становится особенно актуальным в наши дни пред лицом всех этих несправедливостей, войн, гуманитарных катастроф, всё ещё ждущих своего разрешения. Миссионеры по собственному опыту знают, что Благая весть о прощении и милосердии сможет принести людям радость и примирение, справедливость и мир. Евангельский наказ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28, 19- 20) всё еще не исчерпал себя. Более того, он обязует нас всех именно с учётом современных условий и вызовов, почувствовать необходимость нового миссионерского «исхода», о чём сказано также и в Апостольском обращении Evangelii gaudium: «Каждая община и каждый христианин пусть распознают, на какой путь зовёт Господь, но все мы призваны откликнуться на этот призыв: выйти за пределы личного удобства и найти мужество добраться до всех окраин, нуждающихся в свете Евангелия» (Evangelii gaudium, 20).

В нынешнем Юбилейном Году исполняется ровно 90 лет со дня учреждения Всемирного Дня Миссий, у истоков которого стояла Папская Миссия по распространению веры и который был утверждён Папой Пием XI в 1926 году. В связи с этим считаю напомнить о мудрых установлениях моих предшественников, которые установили, что все пожертвования которые будут получены в каждой епархии, приходе, во всех монашеских общинах, церковных объединениях и движениях по всему миру, должны быть переданы на нужды упомянутой Папской Миссии, дабы таким образом оказать помощь испытывающим нужду христианским общинам, а также поддержать дело распространения Благой Вести до самых концов Земли. Не позволим себе уклониться от совершения этого жеста миссионерского внутри церковного общения. Не закроем наших сердец, будучи поглощенными собственными проблемами и заботами, но раскроем их так, чтобы они могли вместить в себя всё человечество.

Пусть же Пресвятая Дева Мария, прекраснейший образ искупленного человечества, совершенный образец миссионерского служения для Церкви, научит всех нас, мужчин, женщин, целые семьи, быть источником и пространством для живого и таинственного присутствия Воскресшего Господа, обновляющего и наполняющего духом радостного милосердия отношения между людьми, культурами и народами.

ФРАНЦИСК

(пер. о. Анатолий Гамза SVD)


Святой апостол ИУДА, брат Господень (†ок.80)

Дни памяти: 19 июня, 30 июня (12 ап.)

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) - апостол от 12, брат Господень.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете. Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской Церкви.

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить свою землю между своими детьми, рожденными от первой жены, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, - тогда бывшему еще малым отроком. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее и Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова .

То же касается и его второго имени Фаддей . После предательства Иуды Искариота в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей . Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя — Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце) , и по смыслу оно близко значению имени Фаддей. Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу, принадлежавший царю Авгарю. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, другим Фаддеем, апостолом из числа 70-ти.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин.

Соборное послание святого апостола Иуды состоит всего из одной главы и представляет собою сплошь, от начала до конца, одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Согласно 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены императором Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.

По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.


Монастырь святого Фаддея (Кара-Келиса) в Иране. Недействующий. Расположен в горах. Раз в год (в день святого Фаддея) в главной церкви монастыря проводится служба, которая привлекает армянских паломников со всего Ирана.

Тропарь Иуде, брату Господню
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.