"небесные похороны".фото. Небесное погребение в Тибете: как проходят похороны

16.03.2022 Деньги

«Небесное погребение» jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Сначала я вам покажу официальное художественное видение этого ритуала, а потом будет обычный бытовой репортаж - вот там реальная жесть. Так что я вас предупредил …

Фото 1.

«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

Фото 2.

Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми – рогьяпами.

Фото 5.

Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением.

Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.

Фото 6.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.

Фото 7.

Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Фото 8.

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Фото 9.

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего

Фото 10.

Рогьяпа разрезает тело умершего

Фото 12.

Рогьяпа молится во время церемонии погребения

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.

Фото 20.

В общем сначала в долину привозят тело

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Потом распаковывают

Фото 26.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Потом привязывают тело к колышку и надрезают

Фото 37.

Фото 38.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.

Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают - так пернатым удобнее есть

По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая

Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, - поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. - Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.

Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки

Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.

Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Останки заботливо собираются

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.
Небесное погребение – один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание в реку.
Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.
В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 60.

Обряд считается в Тибете очень почетным. Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Смысл прост - тело умершего привозят на специальную площадку на отшибе города, на возвышенности, где "могильщик" рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть. Далее "могильщик" собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам. Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое. Ритуал называется jhator (Вайли: bya gtor) - "небесные похороны " или "небесное погребение ".

"Небесные похороны" практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш. Рогьяпа , (букв. “dead-breakers”, обычно живут на небольшом удалении от городов, и достаточно зажиточно, если не сказать богато, поскольку «небесные похороны» - удовольствие далеко не из дешевых (раньше бедняки, которые не могли себе позволить заплатить за похороны, просто бросали своих мертвецов на открытых каменистых площадках в горах, чтобы их могли съесть птицы). Рогьяпа передают свое дело от отца к сыну, бизнес это семейный. Если у «могильщика» рождается только дочка, то ей крайне сложно найти себе жениха, поскольку именно он должен после смерти тестя взять этот малоприятный бизнес в свои руки. Погребение идеальное для подобной местности в первую очередь. На Тибетском плато очень тонкий слой почвы, под которым начинается сплошной камень, а древесины для сожжения мало, она очень дорогая и вообще священна.

Тело везут для совершения ритуала.

Для компактности тело перевозят связанным.

Небесные могильщики уже ждут.

Рогьяла подготавливает тело для похорон.

Птицы довершают ритуал.

Кости дробятся.

Тема смерти вовсе времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти умершего, другие решили, что тела усопших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других интереснейших способах погребения читайте далее.

Китай. Парящие гробы

Народ бо, населявший современные провинции Сычуань и Юньнань, исчез с карты Китая столетия назад, не устояв в борьбе с династией Мин. От блестящей культуры бо почти ничего не осталось, только удивительные гробы, словно парящие вдоль отвесных стен. Возраст самого древнего захоронения составляет 2500 лет, а самые «свежие» были сделаны 400 лет назад. Гробы изготавливали из цельного куска дерева и поднимали на скалы, устанавливая в пещеры и расщелины, либо на вбитые в скалу опоры. Ученые дают несколько объяснений этому необычному погребальному ритуалу. По мнению одних, это делалось, чтобы ни животные, ни люди не могли до них добраться. По другой версии, таким образом народ бо старался обеспечить умершим легкий переход в другой мир, так как скалы считались лестницами в небо.

Южная Корея. Бусинки на память

Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета - по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.

Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.

Тибет. Скармливание останков грифам

Тибетцы верят в переселение душ, тело для них - лишь бренная оболочка, которая утрачивает ценность после смерти. Кремация или погребение в землю в Тибете малоосуществимо - под ногами скалы и почти нет деревьев. Неудивительно, что здесь возник такой необычный ритуал, как «небесные похороны» - скармливание останков грифам. Шокирующий для западного человека обряд проводится на особых площадках специально обученными людьми - рогьяпами. Могильщик острым ножом делает надрезы на теле и оставляет его птицам.

Грифы, по мнению тибетцев, выполняют две задачи: поедают останки и возносят душу на небо. Когда от тела остаются только кости, рогьяпа их дробит, смешивает с цампой (ячменная мука с маслом яка) и снова предлагает птицам. «Небесные похороны» практикуются до сих пор, хотя экологи и медики уже высказывают свое недовольство. Ведь грифам предлагают в пищу не только останки людей, умерших от старости или в результате несчастного случая, но и от заболеваний, включая такие как СПИД и грипп.

Бали. Кремация, достойная королей

Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.

Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, - в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.

Амазония. Круг жизни

Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм - поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир - последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.

Гана. Когда форма имеет значение

В Гане представители народа га могут заказать для умершего гроб любой формы так, как мы заказываем торт на день рождения. Mercedez-Benz - для успешного бизнесмена, автобус - для того, кто водил его при жизни, гигантская рыба - для рыбака, курица-наседка - для самой любящей и любимой мамы на свете. Традиция эта появилась в 1950-х благодаря курьезу. Правитель страны заказал себе паланкин (носилки в виде ложа и кресла) в форме орла, однако как раз в день доставки внезапно умер. Родственники недолго думая положили тело на эффектные носилки и в них и похоронили.

Сегодня мастерские гробовщиков-художников превратились в популярную туристическую достопримечательность, а их изделия (уменьшенных размеров) - желанные гости в частных коллекциях, музеях и арт-галереях.

Австралия. Сложная простота

В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.

Направляясь в Тибет, я понимала, что не стану первым человеком, покорившим священную гору Кайлас. Не надеялась стать первооткрывателем мифической Шамбалы, воспетой в древних тибетских текстах. Моей главной целью было увидеть красивые пейзажи и буддийскую академию Ларунг Гар, живописно раскинувшуюся красными домиками посреди гор. Но я совсем не предполагала, что проделанный мной путь позволит мне увидеть традиции и ритуалы, не вытравленные Культурной революцией, нечто, никак не укладывающееся в рамки западного сознания - тибетские похороны, которые являются доступным для туристов ритуалом.

Церемония «небесных похорон» (天葬), самый распространённый способ погребения в Тибете и тибетских автономных районах провинции Сычуань и Цинхай - одна из тех вещей, что разрывает в клочья сознание неискушенных иностранцев. Все потому, что во время церемонии тела покойников скармливают птицам. Тибетцы верят, что после смерти тело представляет собой пустой сосуд, который будет либо испорчен природой, либо послужит благой цели и будет отдан птицам в качестве пищи. Поэтому «небесные похороны» - это некий акт щедрости, так как усопший и его живые родственники поддерживают жизнь живых существ. Щедрость в ламаизме является одной из важнейших добродетелей.

Прежде всего, церемония проводится в открытую и любой желающий, будь то близкий родственник или ищущий новых ощущений незнакомец, может её посетить. Ритуал проводится каждый день, около полудня, но частенько начало ритуала затягивается, и к тому моменту, когда все начинается, собирается уже довольно много «зрителей», как среди людей, так и среди птиц, ждущих своего часа. В один день разрешается провести погребение не более 20 тел, и когда мы присутствовали на церемонии, было объявлено о погребении 11 тел.

После смерти все эти тела оставались нетронутыми в углу дома, где ранее жили покойники, три дня, в то время как лама зачитывал над покойными тексты из Тибетской книги мертвых. Так усопшим указывается путь на данном отрезке между смертью физического тела и следующим перерождением, ведь остановка дыхания - это только первая стадия смерти. А смерть сама по себе не конец, а трансформация. По истечении трехдневного срока и только после того, как появилась уверенность в том, что процесс отделения духа от тела завершился окончательно, покойников перенесли к месту похорон.

Перед нами предстает уникальная для всего мира сцена похорон: смерть в Тибете, в высокогорьях которого едва теплится жизнь - это венец существования и ось картины мира. Трудно представить, что где-либо еще в мире страшная сцена похорон будет доступна кому-то кроме близких родственников, но не в Тибете, где она превращается в редкий и яркий ритуал бесплодной горной пустыни, доступный для всех желающих. Недаром тибетское общество, ламаизм и культы смерти притягивали к себе исследователей-мистиков из гитлеровской Германии и особые экспедиции НКВД, искавших подземного царя Шамбалы.

Мы на месте. Тела лежат чуть поодаль, за тонкой, полупрозрачной ширмой, прямо перед нами, но со стороны видно только монаха, работающего с ловкостью мясника. Зрители смотрят во все глаза, пока монах начинает свои приготовления: зажигает можжевельник для привлечения стервятников и совершает обход с молитвами вокруг церемониальной площадки. И только потом монах наклоняется к телу, лежащему лицом вниз. Сначала отрезаны волосы. Затем на части разрублена спина, позволяя свисать лохмотьям кожи, обнажая плоть. Трупный запах смешивается с запахом тлеющего можжевельника. Монах работает без маски. Уже в самом начале ритуала китайские туристы не выдерживают и спешно покидают место, зажав нос и рот…

Поначалу казалось, что ничего не происходит, но потом мы услышали звуки: удары инструментов во время расчленения тел. Несмотря на то, что все огорожено тканью, именно в этот момент по телу пробежал холодок. Чем больше разыгрывалось наше воображение, тем ближе птицы спускались по холму к месту действия. В какой-то момент птицы десятками начали кружить над головами, что придавало остроту ощущений итак уже зашкаливающему сюрреализму происходящего.

К тому моменту, когда ритуал подходит к своему завершению, птицы повсюду: кружат в воздухе, сидят на стенах, сторожат занавесь и выжидают, когда же она поднимется. И вот, по сигналу, ткань срывают и вместе с тем птицы теряют все «правила приличия», моментально заполонив всю площадку, где только что были видны люди, живые и мертвые. Зрители в оцепенении наблюдают за птицами, кто с отвращением, кто со страхом, а некоторые с безразличием, умудряясь при этом фотографировать церемонию, несмотря на запреты.

Птицы не обращают на живых никакого внимания, хотя их так много, что порой кажется, они вот-вот спикируют на зрителей. В реальности же головы некоторых стервятников уже покрылись красным. Где-то между птицами перекатывается окровавленный череп. Постепенно стая редеет, но прибывают все новые и новые птицы, чтобы поживиться остатками того, что 10 минут назад было человеческим телом. Хотя церемония уже закончилась, последние зрители все ещё не в силах оторвать взгляд от происходящего…

Китайское правительство намерено запретить «небесные похороны»

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

- Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, - поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй . - Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.

Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века. Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Рыбы - трупоеды

Нечто похожее на похоронный обряд тибетцев происходит в Индии. Уже почти два тысячелетия индуисты сжигают своих покойников в священном городе Варанаси на берегу Ганга, а потом скармливают остатки таинственным рыбам.

По индусскому обычаю, тело покойного необходимо сжечь в первый день после смерти, пока душа еще тесно связана с телом. Мужчин нужно сжигать до тех пор, пока появится кость на руке или ноге, а женщин - так, чтобы была видна кость на спине или ребре. Остатки бросают в Ганг.

В любое время дня и ночи по реке плывут сотни полуразложившихся трупов, которые обгладывает таинственная рыба суис - в переводе с санскрита слово означает «тот, кому приносят в дар смерть».

Ученые считают, что под суис подразумеваются пресноводные гангские дельфины, но индусы в священном трепете мотают на эту ересь головой. В Варанаси любой лодочник расскажет, как на его глазах суис утаскивал в воду живых людей, которые совершают в Ганге омовение. Разве дельфин на это способен?

Организовать экспедицию по ловле суиса официально запрещает правительство Индии. Тайна останется не разгаданной до тех пор, пока будет существовать индуизм.

Блестящий конец

Из умерших американцев делают драгоценности

С 2004 года американская компания «LifeGem» начала превращать покойных в бриллианты. Драгоценный камень в четверть карата из кремированных останков близкого вам человека обойдется в $2200. Сертификат подлинности бриллианта от Европейской геммологической лабораторией прилагается.

Кстати, из одного человеческого тела можно сделать почти сотню бриллиантов. Из собаки или кошечки - десяток.

И смех, и грех

Китайцам запретят показывать стриптиз на похоронах

В сельских районах Китая стремятся привлечь на похороны максимальное число народу. Считается, что это может значительно повысить качество загробной жизни покойного. Ради светлого будущего усопшего его родственники идут на многочисленные ухищрения. Например, приглашают для выступления у гроба стриптизерш.

Обычай получил настолько широкое распространение, что привлек внимание властей. Чиновники на самом высоком уровне решали, как регламентировать церемонию погребения, и постановили искоренить танцы на костях в самое ближайшее время.

Справка

В соответствии с классификацией французского этнографа Жака Монтадона , все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:

1. Выбрасывание;

2. Водяное погребение;

3. Воздушное погребение (как на Тибете);

4. Зарывание;

5. Кремация;

6. Мумификация;

7. Рассечение;

8. Каннибализм.

Кстати

До недавнего времени в Греции действовал запрет на кремацию. Считалось, что это противоречит православию. Когда же парламент разрешил сжигать усопших, Священный Синод Элладской православной церкви в ответ запретил кремированных отпевать.