Ламрим
Практические руководства к этапам Пути Пробуждения
" Система медитации, известная под названием
Ламрим, была основана в одиннадцатом веке великим тибетским святым Атишей и получила
дальнейшее развитие в практике многих поколений тибетских подвижников.
Она впервые была описана в замечательной работе Атиши
под названием "Светоч
на пути к Пробуждению ". В ней
сконцентрирована суть всего буддийского учения о воспитании ума на
различных стадиях медитативной практики. Выдающаяся работа великого
буддийского подвижника Цонкапы
"Ламрим Ченмо"
("Великое объяснение ступеней пути к просветлению") основывается на
"Светочи
на пути к Пробуждению " Атиши и
посвящена его глубокому исследованию.
Обаяние и красота учения Ламрим в соответствии с
первоначальным
замыслом его авторов должна заключаться в постепенном подходе к
вопросам тренировки ума через медитативное созерцание, с учётом всей
сложности человеческого сознания. Практикуя
Ламрим, человек совершает необычайное духовное путешествие, постепенно
рассеивая окутывающую его пелену невежества. Методы этой практики
чрезвычайно просты и рациональны, но вместе с тем и необычайно глубоки.
От тех, кто приступает к ней, не
требуется никаких специальных знаний или предварительной подготовки.
Доказательством же эффективности системы медитации Ламрим служат
многочисленные примеры великих подвижников прошлого. Она начинается с
простых упражнений, направленных на
приобретение правильных взглядов и устремлений, и приводит
практикующего к глубокому пониманию сути реальности и пустоты, скрытых
за внешней стороной явлений. В результате такого постижения ставятся
под вопрос сами основы большинства тех общепринятых
представлений, которые являются корнем всех наших постоянно
изменяющихся эмоций, и таким образом выявляется противоречие между тем,
как вещи существуют на самом деле, и тем как они видятся нам. Когда
такое видение достигает совершенства, выходя за
рамки двойственности и концептуальности на его основе развивается
вселенское сострадание бодхисаттвы ко всем живым существам: это и есть
состояние полного просветления, при котором индивидуальность
освобождается от любых ограничений и способна
полностью реализовать свой человеческий потенциал.
В практике Ламрим есть две линии
преемственности, и обе они
исходят от Будды
Шакьямуни : линия глубокого понимания, переданная через Манджушри ,
и линия обширной практики, идущая через Майтрею .
Эти две
линии появились как результат объяснения двух основных тем,
содержащихся в преподанных самим Буддой сутрах
запредельной мудрости:
учения о пустоте (внешняя тема) и об этапах пути ясного знания
(сокровенное значение). Первое из этих учений распространял Манджушри ,
а второе – Майтрея .
Атиша
объединил обе линии в единое целое, из чего позже
возникли три линии преемственности традиции Кадам. В Тибете Атиша
написал работу под названием "Светоч на
пути к Пробуждению ",
которая стала основой для всех последующих трактовок, появившихся позже
в Тибете.
Для интенсивной медитации по практике Ламрим
необходимо
выполнять предварительный этап практики, не только подготавливая место
для медитации, но и настраивая свой ум на восприимчивость. Лучше всего
это выполнять в рамках того, что называется шестью подготовительными
практиками.
Ламрим Ченмо («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») - знаменитый труд основоположника наиболее влиятельной школы тибетского буддизма гелуг Чже Цонкапы . Представляет собой систематическое руководство, детально описывающее методы духовного развития вплоть до достижения полного Пробуждения в соответствии с учением Будды Шакьямуни . В нём Цонкапа излагает те идеи и представления, которые к началу XV века представлялись тибетцам наиболее важными для буддизма. Как и другие версии ламрима , Ламрим Ченмо представляет собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей .
Ламрим Ченмо содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон ), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.
. Чже Цонкапа
Чже Цонкапа (1357–1419), основоположник наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, Гелуг. Два его фундаментальных труда, «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо) и «Большое руководство к этапам пути Мантры» (Нагрим Ченмо) - охватывают всю систему буддийской практики махаяны - Сутры и Тантры (также именуемой Мантраяна или Ваджраяна).
Ламрим школы нингма. Представленный ниже ламрим школы нингма “Драгоценная лестница”, является кратким, но очень насыщенным текстом, предназначенным для начинающих, практиков низшего потенциала. Прекрасно выполненный издательством “Ясный свет” перевод делает его доступным для русского читателя.
Текст чрезвычайно краток, информационно насыщен и удобен для медитации. Однако для более глубокого понимания этого учения мы отсылаем читателя к пятитомному изданию Ламрима.
В книге описана последовательность практик, позволяющих пройти путь духовного развития личности от низшего уровня до высшего - достижения Просветления (этапы Пути к Просветлению). Досточтимый Ело Ринпоче после семи лет интенсивной работы в России пришел к выводу о необходимости объяснения этапов Пути современным практикующим, поэтому он создал данный труд. При этом он адаптировал классическое изложение этапов к современному, претерпевшему значительные изменения за последнее столетие, миру. В книге можно найти ответы на многие вопросы, волнующие современных людей, в том числе имеется объяснение устройства мира и собственной жизни каждого из нас.
Сущность практики Ламрим Дже Цзонхавы
Ламрим (тиб. этапы пути) представляет собой общий обзор буддийского Пути к Просветлению и является основой для дальнейшего углубления в частные аспекты этого Пути, чему и посвящены остальные изучаемые в Институте тексты. Книги жанра Ламрим являются первым, что проходят по буддийской философии во всех монастырских университетах тибетского буддизма. Свои книги Ламрим есть в каждой из Четырёх Великих Школ тибетского буддизма, но все они не очень сильно отличаются по содержанию, так как имеют своим истоком традицию Кадампа, основанную Джово Атишей (982-1054), которая ныне уже не существует в Тибете как самостоятельная Школа. На русском языке пока частично издан только “Ламрим Ченмо” Школы Гелукпа, написанный Дже Цонгкхапой (1357-1419).Его мы и предлагаем вашему вниманию.
Ламрим Ченмо («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») - знаменитый труд основоположника наиболее влиятельной школы тибетского буддизма гелуг Чже Цонкапы . Представляет собой систематическое руководство, детально описывающее методы духовного развития вплоть до достижения полного Пробуждения в соответствии с учением Будды Шакьямуни . В нём Цонкапа излагает те идеи и представления, которые к началу XV века представлялись тибетцам наиболее важными для буддизма. Как и другие версии ламрима , Ламрим Ченмо представляет собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей .
Ламрим Ченмо содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон ), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.