Еще давно люди украшали свои жилища картинами из ткани, которые изображают истории из жизни человека или животных. Такие картинки из ткани называют гобеленами. Тканую картинку или коврик можно сделать самому, имея под руками нужные инструменты и материалы. Изучив нашу статью, вы узнаете, как создать такое изделие своими руками. Гобелены - картинки находящиеся в рамах, теплые и красочные, они способны украшать даже маленькое пространство вашего жилища и сделать его только уютнее.
Начать учиться ткать не тяжело и даже если вы плохо рисуете, то ваше терпение, а главное сильное желание, рано или поздно приведут к положительным результатам. Для одних, возможно, это может стать новой профессией, а для других просто хобби.
Такие изделия можно не только просто выткать, но и вышивать. Для этого вам понадобится крепкая ткань, типа хлопчатобумажной или льняной . Купите в специальном магазине все нужное. Нити можно брать любые, главное, чтобы они были очень крепкие и толстые. Тонкую нитку можно сложить в два раза раз, чтоб при создании стежка она полностью закрыла основание. Чтоб вышивать гобеленовые картинки своими руками, вам будут нужны пяльцы для натяжения ткани.
Стежок рассматривается как часть элемента стежка вышивки крестиком. Начинается вышивка первого шага из верхнего правого уголка и заканчивается в левом углу снизу. Таким образом, переходит к следующему шагу, направляясь слева направо. Стежки плотно располагаются друг к другу, ведь основание не должно просвечиваться.
Нетканые изделия можно создавать и другим методом. Но для создания вам придётся купить специальную иголку. Это полая иголка с рукояткой, сквозь которую нужно продеть нитку для вышивки.
Чтоб сделать большой рисунок, воспользуйтесь следующим примером:
Чтобы сделать вручную картину, вам потребуется красивая рамка, имеющая вид реек с шурупами или другими креплениями для нитей, лежащими в шахматной расстановке. На эти крепления натягиваем нитки-основы. Дальше плетение можно делать следующими способами:
Чтоб наш ковер не скосился, нужно следовать следующим правилам:
В интернете можно отыскать тему «Практическое руководство по плетению гобелена». Это книжки, которые вам предлагают приобрести.
На мой взгляд, практически нет разницы между мини-гобеленом и простым гобеленом. Техника ткачества всегда одинаковая. Разница заключается лишь в том, что для мини-гобелена нужно делать более маленький рисунок (эскиз) . Для этого расстояние между натянутыми нитками основания должно быть меньше и составлять всего пять мм.
Это значительно усложнит работу и поэтому для того, чтобы создать действительно хорошее изделие, может потребоваться больше времени, чем на гобелен большого размера.
Ну, мелкие гобеленчики с простым рисунком можно создать за пару дней, но лишь при главном условии, что вы уже опытный работник или мастер ткачества. С помощью правильной технологии вы легко сделаете объемную раму для картины.
Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.
Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты.
Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.
А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других, пишет Сергей Салтыков
Изготовление рамы для ткачества
Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.
Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:
Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше “барашков”) регулировать натяжение основы.
Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.
Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями – тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.
Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).
Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.
Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.
Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).
Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.
Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.
Итак, начнем.
Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.
Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.
Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон
Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.
Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.
Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.
Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.
В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.
Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.
Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.
Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.
Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем…
Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.
Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.
Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.
Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.
И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.
Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».
Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).
А уж затем заполняем ее другим цветом
А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).
Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.
Наше солнышко готово!
А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.
Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.
Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.
Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.
Первый способ - «Косичка»
Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис
.
После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».
После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.
Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.
Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.
Способ второй - завязываем узелки
При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:
Теперь вспомним солнышко:
1. Ткем нижний ряд фона.
2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.
Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.
У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.
или вот, например, такой, более сложный гобелен.
Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.
В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.
На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.
Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.
Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.
Размер этого гобелена - 8х15 см.
Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»
Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:
1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:
А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:
2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:
4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.
Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.
Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:
ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»
Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:
ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»
Гобелены ткут на прямоугольных деревянных рамах. Перед тем, как сделать гобелен, такую раму нужно заказать в мастерской или сделать самостоятельно. Выткать своими руками такое произведение искусства, как гобелен, чтобы оно долгие годы радовало всех членов семьи, не слишком сложно. Для больших работ лучше брать специальный станок, но гобелены до 1 м можно ткать на самодельной раме.
Схема рамы для гобелена: C — высота, D — длина.
Для изготовления гобелена с нуля понадобятся следующие материалы:
Самый простой способ — соединить 4 доски с обратной стороны шурупами. Если взять при этом длинные шурупы, они могут выполнять функции ножек, на которые самодельную раму будет удобно ставить.
Для последующего натягивания основы набивают мелкие гвоздики на горизонтальные планки рамы в шахматном порядке, расстояние между ними должно быть 10 мм. После натяжки нитей основы расстояние между двумя ниточками получается 5 мм. Впоследствии можно будет набить гвоздики чаще, но для освоения техники такое расстояние является оптимальным.
Чем больше расстояние между гвоздиками, тем легче работать. Но для создания сложных многоцветных гобеленов гвоздики набивают очень часто.
Можно обойтись без гвоздиков, в этом случае нить обматывается вокруг горизонтальных планок. Этот способ менее удобен в связи с тем, что нити основы могут смещаться.
Вернуться к оглавлению
Для натяжения в качестве основы чаще всего берется хлопчатобумажная или льняная нитка или тонкий шнур той же толщины, что и нити для работы или чуть тоньше. Нежелательно использовать искусственные материалы, за исключением полиэстера, из-за их скользкой структуры.
Крайние нитки основы натягиваются сильнее, чем прочие. В некоторых случаях прокладывается их две или даже три. Это нужно для сохранения равномерной ширины.
Для выполнения самого гобелена нитки или пряжа используются самые различные. Традиционные гобелены всегда ткались из шерсти, но современный рынок может предложить множество вариантов на выбор — декоративные шнуры, люрекс или сизаль, пряжа для вязания во всем ассортименте.
Инструменты для вязки гобелена: а — ковровая колотушка, б — нож-крючок.
Цвет нитей основы большой роли не играет, так как они будут полностью закрыты нитями утока.
Чтобы найти подходящего размера картинку в цвете, можно понравившееся изображение увеличить и распечатать. Также можно нарисовать картину самостоятельно. Сложные пейзажи и картинки не стоит выбирать для самой первой работы. Лучше выбрать простой рисунок, но такой, чтобы на нем можно было попробовать несколько видов переплетения, узлов, способов переплетения нитей.
Перед тем как закрепить рисунок, нужно определить направление ткачества. Ткать гобелен можно и вертикально, и горизонтально. Выбирают способ в зависимости от рисунка.
Затем внизу рамы прокладывают выбранную рейку, линейку, бумагу — от нее начинается ткачество.
Вернуться к оглавлению
Хотя делать гобелен довольно просто, техника эта, как и любая работа руками, требует усидчивости и большого терпения.
Для начала прокладывается уравнительная плетенка — нить контрастного цвета, которая разделяет на пары нити основы и делает расстояние между ними фиксированным. Концы нити привязываются к боковым планкам рамы, так фиксируется полотно.
Нить прокладывается позади нитей основы, конец привязывается к раме. Обвивают уравнительную нить вокруг первой нити основы и делают петлю, в которую протягивается часть нити, лежащей за основой, так образуется новая петля. Для знакомых с вязанием это можно назвать цепочкой воздушных петель, ее можно делать крючком. Пройдя таким образом по всем нитям основы будущего полотна, уравнительная нить привязывается к боковине на противоположной стороне.
Затем прокладывается несколько рядов нитями основы, обычно не больше 10 и общей длиной не более 1-2 см. Этот край впоследствии подогнется и подошьется на изнанку готовой работы.
Нить прокладывается свободно, не стягивая основу, каждые несколько рядов подбиваются колотушкой, чтобы достигнуть необходимой плотности.
Как правило, крайние нити основы обвиваются восьмеркой, чтобы укрепить край; но если гобелен небольшой, достаточно один раз обвить вокруг.
Для того чтобы понять технику того, как изготавливается , нужно проложить несколько рядов, чередуя цвета. Делать можно полотна гладкие или ворсовые, разная фактура достигается за счет разных способов переплетения.
Гобелен – отличный вариант для украшения дома. Картины, выполнены в этой технике завораживают взгляд. Гобелены машинного производства очень сильно уступают гобеленам, сделанным вручную. Но, увы, стоят очень и очень дорого. Намного дешевле сделать гобелен своими руками. Кроме того, такое решение позволит максимально гармонично вписать гобелен в интерьер помещения.
Гобелен – это односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Само слово гобелен имеет французские корни. В XVI веке Жиль Гобелен открыл красильню. Позже к ней пристроили ткацкую фабрику. Людовик XIV выкупил эту фабрику и начал массовое производство ковров из окрашенных нитей. Фабрика называлась «Королевская гобеленовая мануфактура», а ковры – гобеленами.
Нельзя сказать, что гобелены появились в XVI веке. Еще в III в. до н.э. были найдены первые образцы гобеленов. В Древней Греции и Египте гобеленами украшали дворцы фараонов и государственных правителей. Мастера для изготовления гобелена использовали только натуральные нити, иногда практиковались вставки из золота и серебра.
Эпоха Возрождения относится к рассвету гобеленов. Мастера изготовляли целые ряды полотен, выполненных в одной тематике. Только аристократы позволяли себе такую роскошь. До XVIII века в качестве материала для изготовления гобелена использовали шерсть. Чуть позже начали делать гобелены из шелка и льна. Сейчас гобелены ткут как из синтетических нитей, так и из натуральных.
Для производства самых ранних гобеленов использовалась деревянная рама, на которую натягивали нити и специальный крючок, который позволял надежно закрепить узлы.
С середины ХХ века появляются ткацкие станки, которые упрощают работу над гобеленами. Гобелены, сделаны машинным способом имеют более низкую цену и качество, по сравнению с ручным гобеленом.
Гобелены ручной работы подразделяются на:
Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток. Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой. Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.
Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.
Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:
Этапы работ:
Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:
Способы соединения уточной нити между собой:
Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.
Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:
Этапы работы над гобеленом:
Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.
Фото гобелен круглый:
Инструменты для работы:
Этапы работы над нетканым гобеленом:
Схемы гобеленов:
Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:
Техника гобелен не теряет своей популярности уже более двух тысячелетий, современные гобелены завораживают взгляд и придают интерьеру особую уникальность. Гобелены отлично вписываются как в классические, так и в современные дизайнерские стили.
Чаще всего гобелены используют в загородных домах. Большие стены и потолки позволяют разместить целые серии гобеленов, объединенных одной тематикой.
Разнообразные орнаменты сочных и сбалансированных цветов, мифологические и средневековые сцены, стилизованные картины растений и животных гармонично вписываются в любой интерьер.
Гобелены не только висят на стенах, но и присутствуют в оформлении дома или квартиры в виде гобеленовых покрывал, чехлов для подушек, скатертей, салфеток, картин. Даже мебель и стены обшивают гобеленами. В этих случаях используют, конечно, машинный гобелен.
Гобелен придает общему стилю изысканность, роскошь и универсальность. Отличным дополнением к гобелену станет мозаика, витражное стекло и фьюзинг. А вазы, подсвечники и статуэтки сделают стиль более классическим.
Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство Вашего дома и сделать его уютнее.
Научиться ткать несложно, и даже если Вы не очень хорошо рисуете, то Ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.
В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!
Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.
Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:
Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше "барашков") регулировать натяжение основы.
Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.
Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями - тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.
Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).
Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.
Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.
Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).
Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.
Итак, начнем.
1. Как проложить нить
Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.
Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.
Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон
Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.
Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.
Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.
Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.
В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.
Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.
Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.
Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.
Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем...
Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.
Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.
Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.
Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.
И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.
Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».
Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).
А уж затем заполняем ее другим цветом
А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).
Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.
Наше солнышко готово!
А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.
Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.
Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
2. Как соткать объемный гобелен
Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.
Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.
Первый способ - «Косичка»
Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис
После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».
После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.
Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.
Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.
Способ второй - завязываем узелки
При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:
Теперь вспомним солнышко:
1. Ткем нижний ряд фона.
2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.
Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.
У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.
или вот, например, такой, более сложный гобелен.
Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.
3. Как соткать мини-гобелен
В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.
На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.
Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.
Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.
Размер этого гобелена - 8х15 см.
Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за
несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто
задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»
Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:
1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:
А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:
2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные
стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с
гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные.
Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две
нитки:
4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.
Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.
Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:
ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»
Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:
ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»
Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы: