Царскосельская икона божией матери "знамение". Икона богородицы знамение царскосельская Где находится икона царскосельская

02.09.2024 Гороскоп

(1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св. Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения.

Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне , где, после падения Византии , зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.

Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней.

Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и состоящему при нём Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий) , архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашёл, что акафист, несомненно, "обладает содержательностью, даёт возможность воспевать славу Богоматери независимо от новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковнославянским языком" , и потому дал о нём благоприятный отзыв. Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16 октября года за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы был разрешён к церковно-богослужебному употреблению.

Встречен был новый акафист богомольцами неодинаково. В то время, как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом всё больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочерёдно оба акафиста.

В августе года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.

В году фашисты бежали из Царского Села, похитив с собой и икону Знамения Пресвятыя Богородицы. Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г. Риге обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской церкви Царского Села. Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому

Празднование иконы «Царскосельская»(Знамение) происходит 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

О чем молятся иконе «Царскосельская»(Знамение) : молятся о покровительстве государству; о защите при неправедном суде; при пожаре; о спасении на водах; при расслаблении, головных болях, холере; при бесплодии; о детях.

Икона Божьей Матери «Царскосельская»(Знамение)

Молитва иконе Богородицы «Царскосельская»(Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древ­не­ви­зан­тий­ском происхождении.

Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.

Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.

Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.

Чудеса, явленные царскосельской иконой

Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.

Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосель­ский дворе­ц и его хра­м охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.

Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.

Описание иконы

На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.

В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.

Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена

Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 го­ду бы­ло из­да­но ее хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы явить ее всему народу.

О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»

Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.

Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях - как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху - св. апостол Петр, в середине - праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху - св. Алексий, человек Божий, в середине - праведная Елизавета. В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу - святитель Николай, а с левой стороны внизу - св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529

Царскосельская икона Божией Матери "Знамение" помещалась в XVIII – середине XX веков в Санкт-Петербурге в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви.

Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древне-византийским произведениям. Она окружена золотым окладом с драгоценными камнями На ребрах его вырезаны надписи годов 1831 и 1848: это годы избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: "3а спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас".

Первоначальная история иконы не известна. По существующему между царскосельскими жителями преданию Царскосельская икона пребывала раньше в Москве. В Москву же она была привезена одним из православных восточных патриархов, прежде нередко посещавших столицу царства Российского.

По всей вероятности, это был св. Афанасий, патриарх Константинопольский долее других находившийся тогда в Москве и пользовавшийся особенным вниманием при царском дворе. Он почил на обратном пути в Лубнах и там нетленно почивает, по обычаю восточных церквей, в сидячем положении.

Затем при перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими святынями Знаменская икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела к иконе этой особое благоговение и в ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, усердно пред нею молилась.

В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе "Знамение", вынесли ее на середину храма, и служили пред нею торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причем весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим крестным ходом. Холера, совершенно миновала Царское Село. В память этого благодеяния Божией Матери жители испросили Высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви, как стоит она теперь, и на учреждение ежегодного крестного хода в том самом порядке, в котором он совершался в первый раз.

В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.

В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы "Знамение". В ночь на 28-ое февраля Давыдова в тонком сне видит, будто пред нею стоит на воздухе чудотворная икона "Знамение", а она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее. Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые посоветовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и Императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше. Прибыв в Царское Село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранности и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она пожелала узнать, может ли девица Давыдова составить рисунок для ризы и вышить ее.

Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства исполнения священного дела, и пламенно молила Божию Матерь наставить ее. В ночь на 27-ое июня во сне Давыдова внезапно увидела пред собою Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Ней была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус. Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы начертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь. Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении, и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен Государыне и одобрен ею.

Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе. Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей. Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном распространении холеры в Петербурге, она миновала Царское Село, несмотря на непрерывное общение его жителей с Петербургом.

Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромо-литографическое изображение иконы.

В 1863 году в Царскосельском дворце и его храме рано утром вспыхнул пожар. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь его. Тогда Государь и Императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.

Помощь от иконы "Знамение" была чрезвычайно разнообразна: были и исцеления от болезни, и разрешения неплодия, и устройство дел житейских, и спасение погибавших на суше и в самых волнах морских. Вот почему хорошо знающие историю этой иконы имеют к ней особую веру.

Ежегодно 5/18 июля в Царском Селе было большое торжество: икону "Знамение" после литургии выносили на громадный плац пред дворцом, где совершалось коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносили вокруг всего Царского Села.

В середине 1930-х гг. икона была изъята из Знаменской церкви в т. н. "ГОСФОНД" и бесследно исчезла. Вместо нее в церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале XIX века и находившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе. В 1943 году образ этот был перевезен в Гатчину (в связи с эвакуацией немцами Царского Села), позже оказался в Прибалтике. Найденный в Риге, он был возвращен в город на Неве. С 1946 г. именно эта икона и находится в церкви С.-Петербургской Духовной академии и семинарии.

В Церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт—Петербургской Духовной академии находится Царскосельская чудотворная икона, особо почитаемая в царском роде Романовых.

Празднование иконе «Знамение» установлено в Новгороде в 1170 году по случаю чудесного спасения города от разорения в период княжеских междоусобиц. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, вынесенный, по внушению свыше, на городскую стену, явил чудо и остановил врага. Списки с чудотворной Новгородской иконы разошлись по всей России.

Среди наиболее почитаемых – чудотворная Царскосельская икона «Знамение» (1740 год). До революции образ находился в Знаменской церкви Царского Села. Икона была принесена в дар царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием, и с того времени особенно почиталась в царском роде Романовых. Петр I благословил ею свою дочь Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Любили молиться «Знамению» Императрица Екатерина II и последняя русская Императрица Александра Федоровна. Перед этой иконой, принесенной в Александровский дворец, был отслужен молебен в канун отъезда из Царского Села в Тобольск Семьи Императора Николая II .

Икона была очень богато украшена, украшения ее ценились до 50 тысяч царских рублей. В революционное лихолетье драгоценности пропали, но сам образ сохранился. К Царскосельской иконе прибегают матери с молитвою за детей.