Смоленская икона Божией Матери является одним из самых почитаемых образов Богородицы на всей территории России. Молясь у этой чудотворной иконы прозревали слепые; следуя ее зову великие воины одерживали великие победы; Кутузов благословлял ею свои войска во время войны 1812 года, а количество чтимых списков с нее не поддается исчислению...
1. Первообраз иконы: евангелист Лука, благословение Богородицы и дальнейшая история
По преданию, первообраз Смоленской иконы Божией Матери, с которого делались все почитаемые списки, был написан евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры.
Когда евангелист Лука смиренно представил этот и два других образа взору Богоматери, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».
Так и произошло. Образ, получивший впоследствии - приблизительно в начале XII века - имя Смоленской иконы Божией Матери, стал чудотворным.
Дальнейшая судьба иконы складывалась не менее интересно: до того, как попасть в Смоленск - и вообще на Русь - образ успел побывать в Иерусалиме и сотворить свое первое чудо - о нем чуть ниже - во Влахернском храме Константинополя.
На Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича, взявшего в жены дочь греческого императора Константина Мономаха Анну. Именно этой иконой император Константин благословил дочь - и ею же Анна Константиновна благословила своего сына - Владимира Всеволодовича Мономаха.
Деталь: на фото вверху - утерянный после 1941 года первообраз (!) Смоленской иконы Божией Матери в смоленском соборе Успения Богородицы. Фотография сделана в 1912 году пионером цветной съемки Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863 - 1944).
2. Первое чудо. Одигитрия
Первое чудо, связываемое со Смоленской иконой Божией Матери, случилось в те времена, когда написанный евангелистом Лукой образ еще хранился во Влахернском храме Константинополя и конечно же не назывался Смоленской иконой.
По легенде, однажды Богоматерь явилась двум слепцам и велела им идти и поклониться этой иконе во Влахернском храме. Слепцы не смели ослушаться Пресвятой Девы и сделали все так, как им было велено. В тот же день оба незрячих прозрели, и с тех пор чудотворный образ стали называть Одигитрией, что в переводе с греческого обозначает «Путеводительница».
Деталь: на фото вверху - современная церковь на месте легендарного Влахернского собора, уничтоженного пожаром в 1434 году.
3. Появление иконы на Руси. Первое чудо в Смоленске и вынужденные «переезды» из города
Итак, на Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича (1030 - 1093, на миниатюре вверху).
Известно, что свадьба Всеволода Ярославича и дочери императора Константина Мономаха Анны состоялась в 1046 году, а значит и икона появилась в Киеве тогда же - именно ею император Константин благословил свою дочь.
Спустя полвека, в 1097 году, сын Всеволода Ярославича и Анны Константиновны Владимир Мономах стал князем Смоленским, а в 1101 году по его приказу в городе был возведен Успенский собор - туда и была помещена икона. Именно с этого момента образ кисти евангелиста Луки стал называться Смоленской иконой Божией Матери.
На Руси глас иконы впервые зазвучал в 1238 году. По легенде, образ Богородицы обратился к русскому воину Меркурию с повелением оградить город от подступивших к Смоленску отрядов хана Батыя. Отважный воин под покровом ночи пробрался в лагерь противников и перебил множество врагов, среди которых оказался и сильнейший воин отряда. Сам Меркурий не смог вернуться из боя живым и был прославлен в лике святых.
300 лет хранилась икона в Успенском соборе Смоленска, и лишь в начале XV века впервые на время покинула свое место - город был захвачен Литовскими войсками, и было решено перевезти чудотворный образ в московский Благовещенский собор. Икона вернулась в Смоленск в 1455 году, и в следующий раз покинула город спустя полтора столетия - в 1609 году, во время русско-польской войны.
Во время войны 1812 года икона также была перевезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения ее вместе с двумя другими почитаемыми иконами Божией Матери - Иверской и Владимирской - обнесли вокруг Белого города и Кремля. Также по личному распоряжению Кутузова икону Смоленской Божией Матери обнесли вокруг всех рядов войск.
4. Исчезновение иконы
Первообраз Смоленской иконы Божией Материй исчез из Успенского собора сразу же после захвата города немецко-фашистскими войсками. В 1943 году город был освобожен, но икону так и не нашли и дальнейшая судьба ее неизвестна. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится список чудотворной иконы, сделанный в XVI веке. Судя по всему, автором этой работы был художник Постник Ростовец.
Среди других известных списков чудотворного образа - икона кисти Дионисия, написанная в 1482 году (на фото вверху).
5. Иконографические особенности образа
Вполне вероятно, что первообраз Смоленской иконы Божией Матери является списком с более ранней Влахернской иконы, также приписываемой кисти евангелиста Луки и считающейся первым в мире образом, относящимся к типу Одигитрия - «Указующая Путь», «Путеводительница».
Для икон этого типа характерно поясное изображение Богородицы, держащей младенца-Христа на одной руке и указывающей на Него другой рукой. Центром композиции является Христос, а Пресвятая Дева, указывающая на Него, несет основной смысл этого образа - говорит о явлении в мир «небесного царя и судии».
Молитва Смоленской иконе Божией Матери:
О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!
Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающий, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от веяния скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохрани люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы.
Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молятся Смоленской Богородице о даровании долгожданного мира, о благополучии рода и согласии в семье, об исцелении от всевозможных заболеваний. Замечено, что искренняя молитва перед образом во время эпидемий помогает не заболеть.
Икона много раз защищала Русь от вторжения неприятеля, а в сражениях даровала неожиданную победу. Поэтому, традиционно, перед ней молятся воины о благополучном прохождении службы, а их матери – о возвращении сыновей домой живыми. Смоленская Богородица указывает верный путь и защищает в дороге путешественников.
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие!
Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы.
Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице.
И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Работа в Рандеву отзывы
Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.
В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.
Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.
Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.
На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток - символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.
В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.
Поклониться образу можно в следующих местах:
Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:
«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».
Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:
Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.
Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике
В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .
Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам воплотить мечты в жизнь. .
Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл.
В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ.
В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. Одна из таких – .
Появление Смоленской иконы Божией Матери возносится к временам евангелиста Луки. Предание гласит, что, кроме трудов по написанию Евангелия, Лука оставил после себя несколько собственноручно созданных образов Младенца Иисуса с Матерью. Эти иконы обладали общим композиционным решением, которое впоследствии стало называться Одигитрия.
Существует несколько типов иконографического расположения Богородицы – Оранта, Елеус (Умиления), Панахранта (Всемилостивая), Одигитрия и пр. Согласно того, к какому типу иконографического расположения фигур Божией Матери и Младенца соответствует икона, приписывается ее каноническое значение – одним возносятся молитвы о спасении, покровительстве над большими проблемами в обществе, другим больше вопиют о человеческих проблемах и неурядицах, третьи почитаемы, как разрешительницы проблем со здоровьем. Иконы Умиления, к примеру, помогают женщинам сохранять брак, покровительствуют молитвам о здравии детей. Одна из них, Волоколамская Богоматерь, обрела общенародную известность – ей возносится молитва о сохранении любви между супругами и спасении от всякого бесовского наваждения.
Бог Младенец – это Небесный Царь, который одной рукой благословляет паству, а второй дает закон, по которому должны следовать христиане, дабы достичь Вечной Жизни. Он же наш Грядущий Судья, пришествие которого в земной мир первый раз ознаменовалось спасением человечества. Второй раз он придет уже, как Тот, волею которого будет вершиться справедливый Суд.
Богородица жестом указывает на Сына своего – молитесь и поклоняйтесь Ему, обращайте свои помыслы и просьбы. Он есть Сын Божий, ваш Спаситель и Покровитель. К тому же своим жестом она выражает личное преклонение перед Богородным Чадом своим, понимая, какое будущее уготовано ему.
Этот тип иконографического изображения является одним из древнейших. Сложился он в Палестине, а в VI веке распространился на Восток и в Византию. Оттуда взяли начало православные традиции, и дошли главные известные иконы под общим названием Одигитрия.
Из Святой Земли, примерно в средине V века, в Константинополь была привезена первая из икон подобной иконографии – Влахернская. Волею императрицы Евдокии, супруги Феодосия Младшего, святой образ был передан в женский монастырь Одигон. Монастырь сей был прославлен источником, который имел великую силу – истовая молитва около него совершала чудеса исцеления незрячих. Благодаря стараниям монахинь, которые заботами окружали приходивших в поисках исцеления слепых, это место получило название «проводников». Монастырь же в свою очередь получил прозвище «Проводник» – Одигон.
Главная святыня монастыря – лик Богородицы, получила название Одигитрия. Впоследствии обычное топографическое обозначение приняло по праву свой сакральный смысл: Святая Мать – Путеводительница, указывающая и наставляющая верующих на путь праведный, а молитва ей приобрела небывалую славу.
Эта икона считалась одной из главнейших святынь Константинополя. Ей приписывались чудесные свойства ограждать от врагов, поэтому при первой же опасности и подозрении на нападение недругов, святой лик выносили на городские стены, дабы силой Господней отразить коварство нападавших.
Согласно преданию, несколько Одигитрий кисти апостола Луки, принесенные из Святой Земли, были прототипами списков (повторений), которые распространились во многие пределы земные. Одними из них стали Праворучица и Влахернская Одигитрия. А на Руси особое почитание обрели Одигитрии, что получили собственные названия, – Казанская, Иверская, Седьмиезерная, Тихвинская, Торопецкая и, собственно, Смоленская. Каждой из них соответствует своя молитва и акафист, которые исполняются в праздничные дни и на особенные случаи.
Константин Мономах, выдававший замуж свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил этой иконой их брак. Сама икона, в качестве подарка, прибыла в обозе достопочтимой невесты с остальными ценными дарами и стала одной из главных святынь их двора. А уж их сын, Владимир Всеволодович Мономах, перенес святой образ в Смоленск. Там был заложен храм Успения Богородицы, где и обрела святыня свою нынешнюю известность – как покровительница христиан на Руси, которая помогает оборонять народ от набегов неприятельских.
Затем по воле истории, Смоленская Одигитрия переносится в Москву. Особо чтимую святыню размещают в Благовещенском соборе. Сталось это после того, как Смоленск перешел под управление княжества Литовского. Историками допускаются разные версии переноса иконы из Смоленска в Москву, но выделяют среди них три, как наиболее возможные.
В 1456 году, сопровождаемый знатью и наместником Смоленска, епископ Мисаил прибыл в Москву. Главная просьба смолян к московскому великому князю Василию Васильевичу была в том, дабы вернуть сиятельный лик Богородицы в Смоленск. Князь, руководимый Божьей Волей, узрел в мирном исходе залог будущего примирения земель и воссоединения Смоленска с Москвой, повелел вернуть святыню в законные пределы.
Но перед возвращением с иконы был сделан «мера в меру» список, оставшийся в Благовещенском соборе. На прощание Смоленскую икону пронесли крестным ходом из Кремля, пройдя путь до Девичьего поля, по выезду на Старую Смоленскую дорогу совершили большой молебен и с миром отпустили восвояси.
По воле Божьей, в 1514 году, усилиями московского великого князя Василия III Ивановича, Смоленск отвоевали у Литвы и вернули в лоно Отчизны. В память этому великому воссоединению, в том месте, где москвичи прощались со Смоленской Одигитрией, был основан Новодевичий монастырь. А 28 июля 1525 года в монастырские пределы из Кремля перенесли тот самый список, что хранился в Благовещенском соборе. Богатым окладом его украсили в царствование Бориса Годунова, в нем же и оказался он в 1927 году в Оружейной палате.
Исторически сложились и укрепились в народе Руси небывалая любовь и признание Божией Матери. Ей молятся, призывая о спасении от врага, выздоровлении детей и взрослых, исцелении от демонических наваждений. Иконе Смоленской Божией Матери отведено одно из почитаемых мест в сознании православных.
Часто эта напасть заводится в доме по чьему-то злому умыслу – порча, магические манипуляции, подселение. Но нередки случаи, когда потусторонние сущности заводятся в доме из-за халатности самих хозяев.
Там, где забывают Господа и дают волю дьяволу, появляется благодатная атмосфера для нечисти. Чтобы вымести из дому бесовские сущности, достаточно просто дать Богу и Его Небесным Угодникам власть над вашим домом. Конечно, самая лучшая подмога в этом случае – истовая, от всего сердца идущая молитва и домашний лик Пресвятой Богородицы.
Где Господней Силе отдана власть, а сердце преисполнено верой, там нет места бесовскому отродью. Святой Дух благословит стены вашего дома, а Богородица, как и положено Пресвятой Путеводительнице, приведет Силу Небесную на защиту вам и вашей семье.
Под семейной иконой, которой чаще всего бывает Одигитрия, находят исцеление от хворей телесных. Если в доме кто-то заболел, нужно лечь под иконами в красном углу и молить Силе Божией и Богородице об исцелении.
Стоит помнить, что Одигитрия – это лик Богородицы высшего поклонения. Ее не носят в руках без надобности, не кладут под подушку или на тумбочку. Вообще к ней необходимо отнестись с подобающим пиететом.
Нет ничего более целебного для болезненной плоти, чем Создатель и его Святые Угодники. Мы лишь должны открыть им себя, дабы получить Божьих врачевателей в помощь.
К иконам всегда относились с почтением и доверяли им все самые сокровенные тайны. У них же принято было просить подмоги во всяких житейских вопросах. Не обошли эти традиции и Смоленскую Одигитрию, как наиболее распространенную в образе Богоматери домашних иконостасов.
Конечно, икону не используют в роли сейфа, стягивая за нее все семейные богатства. Не забывайте с пиететом относиться к домашней святыне. Смысл скорее в том, чтобы Богородица своею милостью и добротой сохранила наиболее важные для людей моменты – семью, родных и спокойный уклад в доме.
Помните! После чудесного исцеления или избавления от трудностей воздайте хвалу Господу и Богородице за милость, проявленную к вам, и внимание. Обязательно соблюдайте каноны и не забывайте дорогу к храму. Только с Богом в сердце человек сможет преодолеть беды, найти утешение в трудностях и разделить радость от утоления печалей. По вере дано будет!
Древнейшие образы Божией Матери, согласно преданию, принадлежат кисти евангелиста Луки, создавшего их еще при жизни Пресвятой Богородицы. К ним относится и Смоленская икона Божией Матери. Она прибыла на Русь в качестве свадебного подарка императора Византии Константина IX Порфирородного его дочери Анне, сочетавшейся браком с черниговским князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.
Смоленская икона представляет собой список с иконы Богоматери «Одигитрия Влахернская»
Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.
Путеводительницей Смоленская икона Пресвятой Богородицы была и во время путешествия Анны из Византии на Русь. После смерти супругов их сын, князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, в честь чего она получила название «Смоленской».
История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» связана со многими чудесными избавлениями
Так, благодаря горячей молитве жителей Смоленска их город в 1239 году был избавлен от Батыева нашествия. Известны случаи, когда молитвы перед иконой ограждали от ужасных эпидемий, от нападения врагов и вражеского завоевания. Для православных Смоленская икона «Одигитрия» действительно всегда была Путеводительницей, указующей верный путь.
Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.
В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.
Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.
По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма
Это поясное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом. Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. На левой руке Она держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.
Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. В Его левой руке находится свиток, символизирующий Его учение, правая рука поднята с перстами, сложенными в жесте благословения. От иконы словно исходит аура веры и надежды на то, что путь к спасению действительно существует, и Одигитрия указует его.
Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.
Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.
С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.
Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».
Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».
Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.
Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.
Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.
В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.
В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.
После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.
Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.
К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.
Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.
Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия - Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия - Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская - Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.
10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.
«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы, что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся в нем.
Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.
Чудеса по вторникам
Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни, благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода 1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был случайным.
В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы. Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще горит лампадка.
Императорское благословение
На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере.
Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.
Порубежный город
Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.
В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу. В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется, что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя. В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней - Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей празднество 10 августа (по новому стилю). Прощание было не последним. Перед нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул. Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.
Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии была во всем, кроме размера.
Список
Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список, которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука, была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала. Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все въезжающие в Смоленск люди.
От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.
Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Она где-то рядом
В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.
С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.
Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.
Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842 году...