Тайская мифология. Путевые заметки по тайланду

27.08.2020 Гороскоп
- государство, где распространен южный вариант буддизма , то есть Тхеравада.

Будда этого направления - Гуатама (Gautama Buddha, Siddha-rtha Gautama или Shakyamuni)- не отрицал наличия духов и богов. И даже полагал, что простой человек с качественной кармой может переродиться в божество или дух.

В регионе будущего тайского королевства до прихода буддизма были распространены языческо-анимистические верования, которые позже сменились индуизмом. И в настоящее время население страны верит в духов, обожествляет силы природы. Но Будда превыше всего.

С проникновением на территорию Таиланда религиозно-философских учений Индии, местные мифопоэтические традиции органично вошли в развитую космогоническую систему индуистско-буддийских мифов. В одной из поздних тайских легенд сохранился ведийский мотив космогонической борьбы бога Пра Ина (Индры) с демоном Вритрой, в результате которой на месте упавшего в воды океана топора побежденного демона появилась Золотая страна Суварнаб-хуми (так в древности называли побережье Индокитая), заселенная позже тайскими племенами.

Героический образ Индры пришелся по душе народам Сиама, в мифологических преданиях которых он выступает как творец Вселенной и повелитель богов. В ряде мифов Пра Ин продолжает свою борьбу уже с местными чудовищами и божествами. Он становится антагонистом одного из главных богов Пра Пхума - божество до наступления эры буддизма.

Волосинки Пра Ина пошли на создание лука с помощью которого голова Пра Пхуму была отделена от туловища.

В проводимых до сих пор новогодних обрядах момент начала нового цикла символизирует театрализованный ритуал передачи головы чудовища Пра Пхума из рук одной из сестер-планет к другой, причем последняя должна сохранять ее до конца года. Фигура Пра Ина, победоносно восседающего на многоглавом белом слоне Эраване (Айравате), становится излюбленным сюжетом в искусстве Таиланда.

В качестве рудиментов тайской мифологии выступают такие древние образы космогонических мифов, как потоп, мировое дерево - лиана, выросшая из ноздрей небесного буйвола, тыква, из которой произошли люди, божество риса Кхуанкхао,участвующее в культовых обрядах, и ряд других.

К особенностям религиозно-мифологической системы Таиланда относится мирное сосуществование индианизированной мифологии с обширным кругом исконно местных анимистических верований. По представлениям тайцев, многочисленные духи пхи населяют все миры. Пантеон небесных божеств образуют духи тхены, земной территорией управляют духи местностей-пхимъюнги и деревень- пхибаны, соответствующих духов имеют растения, животные и люди. Для духов строятся специальные домики хопхи, которые устанавливаются! перед каждым жилищем, культовым и общественным сооружением.

Все-таки, Восток, действительно, дело тонкое... основная религия Тайланда буддизм, который не запрещает попутно быть христианином, мусульманином и так далее, поскольку считается больше мировоззрением, а не религией. Но, если это не религия, то во что верят тайцы? О чем и как молятся, или просят Будду, а иногда и не только Будду?

Зачем построены многочисленные, иногда, странные, необъяснимые храмы Тайланда, а иногда и не только храмы? Многое, те же домики для духов в Тайланде - на виду; многое - совсем не афишируется; многое, на первый взгляд, выглядит мистическим или, как минимум парадоксальным…

Домики для духов в Тайланде

Религия Тайланда и… домики для духов

Такие маленькие, часто красиво украшенные домики, служащие жильем для духов, охраняющих окружающее пространство, строятся в Тайланде раньше любых других построек. Духи, «живущие» в домике, могут быть довольны, или не довольны тем, как к ним относятся, поэтому о благополучии духа заботятся в первую очередь - приносят самую свежую еду, фрукты, цветы.

Ни в коем случае нельзя это предварительно нюхать, ведь тайцы понимают, что духи - существа бесплотные, поэтому питаются ароматами. Нюхать подношение, все равно, что откусить самый вкусный кусок пирога, а потом угощать им другого человека. Вера в духов никак не согласовывается с религией Тайланда, но, никто не осмелиться снести домик для духов, даже после того как люди уже уехали, дома не существует и земля пустует - соседям нужно продолжать жить, зачем беспокоить соседнего духа и кликать на себя беду?

Вера в духа, берегущего дом, на самом деле похожа на веру в «домовёнка», жившего в домах на Руси, которого раньше тоже потчевали молоком, для того, чтобы в доме все было благополучно. Только, почти для каждого из нас теперь это сказка, миф; для тайцев же эта вера - реальность.

Храм любви Тримурти
Phra Trimurti Shrine (Central World Plaza)


Религия Тайланда и… индуистский символ Тримурти

Тримурти не совсем храм Тайланда, скорее талисман - статуя Богини Любви, соединяющая в себе символы бога Брахма, Вишну и Шива в индуизме. Каждую ночь в четверг около половины десятого вечера молодые люди и девушки приносят Тримурти красные свечи, благовония, красные розы; склоняют голову и шепчут свои мечты о счастье. И, верят в то, что на следующий день примерно в это же время Бог услышит их молитву. Считается, что именно Бог любви может вдохновить мужчину и женщину на отношения.

И, никому не кажется странным, что тайцы, придерживаясь традиций основной религии Тайланда, буддизма, приходят поклониться индуистскому символу и что особенно это популярно в день Святого Валентина, не имеющего уже совсем никакого отношения ни к буддизму, ни к индуизму.

Впрочем, Тримурти в своем воплощении напоминает христианскую Троицу, единую в трех лицах, которой молятся христиане, в том числе и о любви и… это совсем не мешает многим людям точно также праздновать день Святого Валентина.

Храм Богини Таптим, Храм Плодородия в Тайланде
Goddess Tuptim Shrine


Религия Тайланда и… Храм фаллосов

К домику, хранящему изображение богини Таптим, приходят женщины, которые, вероятно, уже нашли счастье в любви и теперь желают иметь детей. Рядом с домиком для Богини установлены многочисленные фаллосы - символы плодородия, многие из которых принесены теми, кому Богиня уже помогла обрести счастье материнства.

Откуда повелась вера, что Таптим помогает забеременеть точно неизвестно, но, тайцы искренне верят в эту помощь и иногда предупреждают о том, что здесь можно получить даже больше, чем рассчитываешь, особенно, если принесешь в качестве пожертвования ароматические палочки, цветы жасмина и бутоны лотоса.
Впрочем, в христианской религии тоже есть святые, которым верующие люди часто молятся с просьбой помочь зачать детей.

Храм Тьмы, Ват Пхра Раху
Wat Phra Rahu Wat Srisa Thong


Религия Тайланда и… Бог Тьмы Раху

Всем хочется быть богатыми, здоровыми и счастливыми. Кто-то за свое благополучие закладывает душу Богу тьмы, которого иногда называют Господином золота, кто-то отрицает его существование, тайцы признают его силу и предпочитают… договориться. В качестве подношений в храме Тайланда «Ват Раху» служат: черные цветы, черные ароматные палочки, черный рис - всего 8 предметов, естесственно, черного цвета.

Посещать храм рекомендуется после захода солнца, после 8 часов вечера. Особенно это актульно в периоды новолуния и лунного затмения, когда в ночное время земля не освещается и власть темных сил усиливается … если, не страшно.

Статую Бога Раху можно встретить во многих храмах, но, Ват Пхра Раху самый популярный, потому что здесь находится самая большая на территории Тайланда статуя этого божества и … этот храм Тайланда совершенно не с чем сравнить в России.



О чем молятся тайцы?

Иногда, кажется, что перечисленные вещи - духи, индуистские Богини, поклонение Раху совершенно несовместимы. Но, если вспомнить о том, что современная религия Тайланда - буддизм, имеет свои корни в индуизме древней Индии, что многие духовные ритуалы и символы являются общими, а астрология - неотъемлемая часть буддизма, почти всё встаёт на свои места.

Становятся понятны храмы Тайланда, посвященные знакам Зодиака; поклонение древней индуистской святыне Тримурти; и «зловещий» бог Раху оказывается не только мифическим существом, но и астрологическим символом, просто точкой пересечения орбиты Луны с эклиптикой, говорящей о пути развития человека в нынешнем воплощении.

Конечно, российскому и европейскому человеку сложно уложить в голове религию Тайланда, астрологов, храмы, веру в реинкарнацию, домики для духов - для этого нужно родиться тайцем или хотя бы азиатом. Слишком другие у нас традиции… но, разве мы не красим, по языческому обычаю, яйца на Пасху и, 14 февраля не отмечаем праздник итальянского святого - просто потому, что так принято или теперь стало модным?

Тайская традиционная культура имеет очень древние корни. Но особенно бурное развитие она получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Тайланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным. До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Тайланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.

Повсюду в Тайланде, как и в соседних с ним странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников можно встретить при входе или на территории буддистских монастырей, на площадях городов.

Ираван (Эраван, Айраватта). Многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции Тайланда Самут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.

Ганеша (по-тайски Пра Пиканесавора или Пра Канет). Божество, изображающееся с человеческим туловищем и головой слона, у которого один из бивней сломан. По легенде он был сыном Парвати, созданным из кожи, смешанной с маслом и водой из реки Ганга. В порыве гнева бог Шива обезглавил Ганешу, пообещав вернуть ему голову, и он вернул ему голову, но не человеческую, а голову слонёнка. Бивень же Ганеша сломал в гневе, метнув его в луну за то, что она рассмеялась, увидев его. Ганеша считается покровителем искусств, бизнеса. Особенно он помогает в новых коммерческих предприятиях. Поэтому нередко его скульптурные изображения можно встретить на центральных улицах городов, в офисных кварталах. Также встречается изображение Ганеши, восседающего на спине трёхголового слона Ираван. Культ поклонения Ганеше является одним из древнейших в буддизме Тхеравады. Археологические находки на территории древних тайских, кхмерских и лаосских городов с очевидностью доказывают это. В те времена также считалось, что Ганеша покровительствует мудрым и справедливым правителям, поэтому драгоценные скульптурки Ганеши почти всегда находят в раскопках дворцовых комплексов.

Торани (Мэ Пра Торани). Одно из наиболее часто встречающихся в Тайланде и в Лаосе скульптурных и барельефных изображений, представляющих божество Земли. Во время, когда демон Мара пытался всячески помешать просветлению Будды, Торани помогала Будде, изливая на него воду из своих волос и спасая его от жажды, а также разгоняя демонов сторон света. Также Торани являлась первым свидетелем действительного просветления Будды. Живописные изображения Торани присутствуют во всех буддистских храмах, скульптурные изображения часто можно встретить на улицах и площадях городов. Демократическая партия Тайланда избрала изображение Торани в качестве своего герба.

Индра (Пра Интра). Ведический бог небесных сфер Таватимса. Он входит в триаду главных богов вместе с Шивой и Вишну. Также бог войны, погоды, первый среди богов. Его изображение всегда представляет его лицо и тело в зелёном цвете. В традиционных представлениях театра Рамаяны, распространённого в некоторых провинциях Тайланда и почти повсеместно в Лаосе, он непременный персонаж - его маска всегда зелёного цвета. В руке он держит трезубец или топор. Иногда вместе с трезубцем или топором он держит также метательный диск, являвшийся холодным оружием. Встречаются его изображения сидя верхом на слоне Ираван. Скульптурных изображений его не так много, в основном их можно встретить на территории монастырей, мультиконфессиональных комплексов или же в парках.

Киннари (Кинарин). Мифическое существо получеловек-полуптица (но не Гаруда). Они бывают как женского пола (тогда их называют киннари), так и мужского (их название киннабурут). Голова их увенчана особым драгоценным головным убором - чада, по образцу которого монархи юго-восточной Азии имели свои королевские короны. Иногда встречается изваяние киннари, одна нога которой обвита хвостом змея Наги, с которым киннари, так же, как и Гаруда, сражалась. Наиболее крупная фигура киннари находится в главной Бангкокской буддистской святыне на территории комплекса Дусит.

Нага (Нагарай). Мифологический змей (кобра), с которым связаны десятки легенд, как общебуддистского и индуистского культа, так и многочисленные местные легенды, культивировавшиеся среди населения бассейна реки Меконг. Правда, современные жители берегов реки на вопрос о легендах, связанных с Нагой, в ответ только скептически улыбаются и говорят, что уже их отцы не помнят появления здесь даже простой анаконды. Признаюсь, меня это даже несколько разочаровало. Тем не менее, фестиваль, посвящённый Наге (по-тайски он называется บั้งไฟพญานาค - бангфай пайянак) празднуется и сегодня в провинции Тайланда Нонг Кхай и в Лаосе. Живописное изображение Наги можно встретить практически повсюду в монастырях, а его скульптурное изваяние вообще встречается в юго-восточной Азии чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае, традиции буддистского искусства давно уже применяют изваяние Наги как украшение лестниц, ведущих внутрь храмов. Есть и другой мифологический змей по имени Ананта. Но в мифовой культуре современности эти два персонажа давно слились воедино. В тайской художественной традиции существует изображение змея, называющегося Анантанагарай. Так же называется одна из королевских яхт, носовая корма которой представляет собой семиголового змея. В Лаосе изображения этого существа также широко распространены, позолоченный погребальный королевский катафалк также выполнен в форме Нагарая. Как правило, змей изображается с тремя или семью головами на одном змеином туловище. Змей либо накрывает своим раскрытым шейным парашютом как зонтиком медитирующего Будду, либо сражается с Гарудой или Киннари, либо оберегает сон бога Нарая под золотым лотосом, на котором восседает Брахма, либо просто охраняет вход в святыню. Кстати, согласно индуистской мифологии, именно Нага первым выслушал поучения Будды.

Хонгсе (Ханг Хонг). Ещё одно мифологическое существо с головой птицы-дракона, длинным туловищем и хвостом с большими гребнями, давно вошедшее в обиход художественной культуры. Иногда этот змей изображается с короткими ногами. Изображения этого существа распространены не только в странах юго-восточной Азии, но и в Китае, на Корейском полуострове. Многие навершия буддистских пагод выполнены в виде головы этого мифологического существа. Такая стилистика орнаментации храмов получила название бай рака. Одна из королевских яхт тайского короля называется Суфаннахонгсе, её корпус выполнен полностью в виде этого существа.


Йак . Особенно распространены его скульптурные изображения в Тайланде. Это мифологический персонаж, который охраняет сокровища богов и пожирает алчных людей, жаждущих завладеть этими богатствами. Эти существа, если они женского пола, называются Йакши. В традиционной художественной культуре изваяния часто можно встретить при входе в буддистские монастыри, а также в парках, на больших площадях городов. Из-за некоторого внешнего сходства Йака иногда путают с Раху. Однако Раху - безногий мифологический персонаж и потому отличить его нетрудно. Кроме того, Раху изображается чаще всего держащим в руках и рассматривающим солнечный или лунный шар соответственно красного или жёлтого цвета, тогда как Йак всегда вооружён длинным мечом. Наиболее древние изображения Раху датируются III веком до н.э. Это особенно интересно с той позиции, что индуисты задолго до европейцев знали о том, какова действительная геометрическая форма планет.

Тримурти (Пра Тримурти). Такие или подобные изваяния трёхликих существ также нередко встречаются в Тайланде, а также в Камбодже и Бирме. Первоначально ведический культ предусматривал, что три лика - есть три аспекта Агни, Индры и Сурия. Позднее в индуизме произошла семантическая трансформация этого изображения, которое стало символизировать триединство Вишну, Брахмы и Шивы. В Тайланде часто встречаются открытые часовни с такими скульптурами, называемыми ตรีมูรติ - Пра Тримурти. Конечно же, это далеко не полное описание индуистских и тхеравадийских мифологических существ, часто воплощаемых в произведениях садово-паркового, храмового и городского прикладного изобразительного искусства. На самом деле можно повстречать ещё много изваяний, так или иначе представляющих мифологию и религию, а также народные поверья и легенды.

Лак Мыанг . Священные колонны города (หลักเมือง). Более высокая колонна духов Бангкока относится ко временам первого короля династии Чакрин - Раме I. Другая - ко временам правления короля Монгкута. Согласно древнему поверью тайцев в таких колоннах заключается священный дух города, охраняющий его от всевозможных нашествий врагов и эпидемий. Практически в каждом городе Тайланда есть такие Лак Мыанги. Традиция установления таких кологг существовала и задолго до основания столицы в Раттанакосине (Бангкоке), но именно с воцарением династии Чакрин (Чакри) она получила наиболее широкое распространение. Уже в XVIII веке такие колонны стоились при въезде в наиболее крупные города, что должно было подчеркнуть принадлежность данной территории королю и его суверенитет над городом. Когда в 1944 году диктатор Пибупсонгкрам задумал перенести столицу государства из Бангкока в Петчабун, он приказал построить там гигантскую Лак Мыанг. Однако, его планам по переносу столицы так и не суждено было сбыться. В 1992 году специальный закон разрешил всем столицам провинций строить при въезде подобные колонны. Со временем формы таких Лак Мыангов стали вариироваться. Многие города строили Лак Мыанг в традиционном китайском стиле арок-ворот с пагодообразным навершием. В 2007 году гигантский современный Лак Мыанг также в китайском стиле был воздвигнут и в Бангкоке.

В Таиланде невероятное разнообразие амулетов на все случаи жизни. Подобные вещицы можно увидеть на шее у многих: от водителя такси до высокопоставленного чиновника. Это не просто украшение, таким оберегам приписывают защитные и магические свойства, с их помощью привлекают удачу, богатство и любовь. Наряду с и на рынках, вы можете найти в Таиланде защитные амулеты, распространённые среди народа.

Такруты с янтрами

Такрут

Самый распространённый амулет в Таиланде называется такрут. Он представляет собой небольшой цилиндр, сделанный из золота, серебра, меди, дерева или стекла. На амулете пишут магические символы, или вкладывают внутрь кусочек бумаги, кожи или металлический листок с защитными янтрами. Такрут носят на цепочке на шее и изготавливают для определённой защитной цели либо на индивидуальный заказ для привлечения силы или спутника жизни.


Палад кик с янтрами

Обереги с янтрами

Янтры или янты - заклинания или магические фразы. В древности подобные обереги защищали воинов в сражениях. Помните историю, как местным жителям во время восстания китайских кланов? Кусочки ткани с написанными магическими символами называются " ". Воины носили их на предплечье для защиты от оружия. Сейчас такие талисманы используются бойцами в . Кроме того, муай тай файтеры носят " ", защитную повязку на голову. Большинство солдат и полицейских кроме бронежилета носят различные нательные амулеты с заклинаниями. Янты используются в магических татуировках сак янт, в оформлении такрутов и других амулетов, пишутся на кусочках ткани или одежде. Заклинания могут состоять из любой комбинации слов на тайском или пали, магических символов, геометрических форм и узоров, знаков зодиака, изображений монахов, демонов или божеств. Яркий пример можно встретить на . Воины богов, находящиеся в трансе, раздают квадраты из ткани с китайскими иероглифами, защищающими от злых духов. В некоторых буддийских храмах продают полоски с магическими янтрами. Волшебные символы на ткани или футболках защищают владельца, дают ему силу и здоровье, располагают к нему окружающих.


Фаллосоголовый держит свой клик

Фаллос или палад кик

Талисманы в форме детородного органа называются палад кхик (или палад кик, или клик). Они могут быть размером от нескольких сантиметров до пары метров. Амулеты делают из дерева, металла, пластмассы и костей животных. Одни простые, на других выгравированы священные фразы и символы. Мальчикам маленькие фаллосы надевают на шею, а мужчины носят их под одеждой на верёвочке, обвязанной вокруг талии. Амулеты призваны защитить от оружия и несчастных случаев, привлечь женщин и удачу в азартных играх. Некоторые женщины кладут миниатюрный палад кик в кошелёк для защиты. Хозяева магазинов, баров и ресторанов верят, что амулет в виде фаллоса привлечёт удачу и посетителей. Большие фаллосы вы встретите в некоторых святилищах, например, в Пещере Принцессы на пляже Прананг в Краби или у алтаря лесной богини Мэ Таптим (Chao Mae Tuptim Shrine) в Бангкоке. Такие фаллосы или лингамы являются символом бога Шивы и олицетворяют плодородие и мужское начало. Тайские девушки, желающие завести ребёнка, посещают подобные места и делают подношения богиням в виде свечей, ароматических палочек и цветов лотоса.


Красноглазые демоны и Нанг Квак (справа вверху)

Амулеты с божествами и другими существами

Жители Таиланда частенько носят амулеты с различными индуистскими, камбоджийскими и китайскими божествами. Гуаньинь является покровительницей женщин, помогает при родах и в воспитании детей. Гуань Юй служит символом мужества и благородства. Ганеша устраняет все препятствия на пути владельца амулета. Демон Раху, проглатывающий луну, приносит здоровье. Красноглазый лесной демон Пхра Нганг, чем-то похожий на смурфа, увеличивает физическую привлекательность владельца. Амулет "йин ку" олицетворяет тайских Адама и Еву, сплетённых в разных позах Камасутры, и будет полезным в вопросах любви, брака и потомства.


Типичный алтарь магазина: Нанг Квак, китайские боги, денежные лягушки и прочее

Нанг Квак

Красивая девушка Нанг Квак является одним из воплощений тайской богини риса. Она сидит на коленях, держит левой рукой мешок с золотом, а правой рукой машет , заманивая клиентов. Этот амулет приносит удачу и процветание, очень популярен у владельцев ресторанов и магазинов. Очень напоминает японских кошек Манэки-нэко.


Золотой мальчик Куман Тонг

Куман Тонг и Кумари

Тайцы верят, что в амулетах куман тонг, что дословно переводится как "золотой мальчик", живёт дух ребёнка. Раньше такие обереги делали, покрывая высушенные тела нерождённых детей золотом, но теперь это противозаконно. Зато вы можете найти статуэтки с пухлым ребёнком, которому жертвуют сладости, шоколад, молоко, газировку и другие напитки. Владельцы разговаривают со своими куклами. А некоторые из них носят подвеску с золотым куман тонгом. Внутри может находиться кости, кровь, зубы, волосы и другие предметы. Если куман тонг - это дух мальчика, то кумари - девочки. Тайцы приравнивают подобные амулеты к чёрной магии и относятся очень серьёзно: задабривают капризных духов в обмен на удачу и исполнение желаний.

Таиланд очень религиозная страна, и мифологических существ там в избытке, как, впрочем, и статуй, их изображающих. Статуэтки разных существ можно замечать повсюду, в частности, в знаковых местах, возле храмов. Однако туристы редко обращают внимание на такие мелочи, стремясь побыстрее увидеть основные достопримечательности и в суете побегать по местным рынкам.

Прежде чем войти в тайский храм, предлагаем вам остановиться и полюбоваться на этих существ. Они расставлены перед входом, поскольку являются хранителями храма от злых духов. Многие из этих существ происходят из легендарного леса Химафан, который столь же таинственный и скрытый от глаз, как и буддистская страна Шангри-Ла.

Змееподобное существо Наг

Это защитник Будды. Это существо с человеческим торсом и человеческой головой, которая укрыта веером из змеиных голов. Обитает в воде, пещерах и даже под землей. Наг часто выступает как защитник против плохих духов. Этих существ в виде барельефов можно увидеть на стенах храмов или лестницах, которые к ним ведут. Иногда скульптуру Нагов ставят на крышах, дверях и окнах. Наг является символом мудрости.

Это существо - получеловек-полуптица. Этот царь птиц появляется как в индуистской, так и в буддийской мифологии. В Ригведе Гаруда впервые упоминается как бог Солнца. О происхождении, достижениях и подвигах Гаруды рассказывается в первой книге великого эпоса Махабхараты. Свирепые фигуры этих существ можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке, а также в различных храмовых комплексах по всей стране.

Это существо имеет женское тело (изображается с голой грудью), при этом у нее птичий хвост. Вы найдете несколько статуэток этих существ рядом с храмом Ват Арун, что на берегу реки Чао Прайя в Бангкоке.

Апсонси материализуется как полуженщина-полулев. Некоторые из этих изящных позолоченных фигур можно увидеть на верхней террасе в храме Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео) в Бангкоке.

Это существо похоже на лебедя, его фигурку можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке. Хонгса с гордостью красуется на царской барже. Также фигурки этого существа можно встретить на вершинах храмовых крыш в разных частях королевства.

Это разновидность природного духа. Якша бывает мирным существом, оберегающим леса и горы, а может быть монструозным духом, как ракшасе, демоном, который не прочь полакомиться заблудившимся путником в лесной глуши. Статуи Якши возвышаются над входами в большое количество храмовых комплексов в Таиланде, например, такие статуи есть в Большом королевском дворце и в аэропорту Суварнабхуми в Бангкоке.

Это морское чудище, частично крокодил, частично слон, частично дельфин. Этих существ, которые отвечают за погоду, изображают на балюстрадах храмов.