Древние соборы руси - фото и описание. Как устроен древнерусский храм Церковь Елисея Угодника на Сидозере

23.03.2024 Праздник

5. В Кремле из Замоскворечья между Каменнным и живым мостом к полудню


6. Объявление герольдами на кремлевской площади о короновании императрицы Екатерины II.
С гравюры Калпашникова


7. Больница Екатерининского времени.
С рисунка Дергоена XVIII века


8. Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский в гробу.
С портрета, писанного масляными красками в конце XVIII столетия в Даниловом монастыре в Москве


10. Торжественная аудиенция турецкому посольству.
С гравюры Калпашникова


11. Казнь Пугачева.
Художник Шарлемань


12. Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии.


13. Прием в массонскую ложу вновь поступающего члена.
Со старинной гравюры


14. Посвящение в мастера массонской ложи.
Со старинной гравюры


15. Посвящение в массоны.
Со старинной английской гравюры


16. Торжественное заседание масонской ложи.
Со стринной гравюры


17. Извозчичья стоянка в Москве в начале нынешнего столетия.
С гравюры Гейслера


18. Гуляние в Сокольниках в конце прошлого столетия.
С гравюры Делабарта


19. Маскарад в Москве в 1722 году.
С весьма редкой гравюры того времени (из собрания Д. А. Ровинского)


20. Ледяные горы в Москве во время Сырной недели в конце прошлого столетия


21. Большой театр и театральная площадь в Москве в начале нынешнего столетия
С гравюры Аркадьева


22. Коломенский дворец. С редчайшей гравюры, сделанной за год до разрушения дворца (из собрания П. Я. Дашкова)


23. Лизин пруд в Москве. С гравюры начала нынешнего столетия


24. Народное гуляние в Москве в конце прошлого столетия.
С гравюры 1797 года


25. Шут савельич.
Со стринной литографии


26. Театр Медокса в Москве.
С весьма редкого рисунка, сделанного с натуры в 1805 году А. А. Мартыновым (из собрания П. Я. Дашкова)


27. Вид церкви и части села Останкино.
С офорта Лафрона по рисунку с натуры Делабарта (из собрания П. Я. Дашкова)


28. Петровский дворец в Москве.
С гравюры начала нынешнего столетия


29. Площадь в Москве в конце XVII столетия.


30. Вид села Царицыно.
С гравюры, сделанной с рисунка с натуры П. П. Свиньина


31. Парк в селе Царицыно.
С рисунка с натуры Стакельберга (из собрания П. Я. Дашкова)


32. Церковь при доме Нарышкиных на Воздвиженке.


33. Каменный мост в Москве в начале XVIII столетия.
С современной гравюры Бликланда


34. Усыпальница Нарышкиных в Боголюбской церкви Высокопетровского монастыря.
С рисунка, приложенного к Русским достопамятностям, изд. Мартыновым и Снегиревым


35. Московская улица в конце прошлого столетия.
С гравюры того времени Дюрфельда


36. Патриаршая церковь в Москве.
С литографии Брея начала 19 века.


37. Зал Московского Дворянского собрания, украшенный для приема императрицы Екатерины II.
С рисунка с натуры Тишбейна (подлинник в Эрмитаже)


38. Парк в селе Архангельское.
С рисунка, сделанного с натуры Раухом (из собрания П. Я. Дашкова)


39. Дом князя Юсупова.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


40. Дом князя Гагарина на Тверской улице С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Mартыновым


41. Новодевичий монастырь и Девичье поле в начале XVIII столетия.
Со старинной гравюры


42. Новодевичий монастырь в XXVIII столетии.
Со старинной гравюры


43. Вид Яузского моста в Москве в конце XVIII века.
С гравюры 1797 года


44. Домашний спектакль в барском доме в начале XIX века.
С гравюры того времени


45. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


46. Городские сторожа в Москве в XVII столетии.
С рисунка Панова


47. Вид старой площади у Гостиного двора в Москве в конце 18 века.
С гравюры 1795 года


48. Торговая лавка в Москве в XVII столетии.
С гравюры того времени (из Путешествия Олеария)


49. Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста в 1799 году
С гравюры Делабарта


50. Арестанты полиции, метущие улицу


51. Немецкая слобода в Москве в начале XVIII столетия.


52. Немецкая слобода в Москве в начале XVIII столетия.
С гравюры того времени Генриха де Витта


53. Воскресенские ворота в Москве.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


54. Церковь Василия Блаженного и Лобное место в XVII столетии.
Со старинной голландской гравюры


55. Кузнецкий мост в Москве.
С литографии, сделанной с рисунка с натуры Деруа


56. Вид посольского дома в Москве в 1661 году.
Со стариннгой голландской гравюры


57. Посольский двор в Москве в XVII столетии.
С гравюры того времени


58. Палаты бояр Романовых во возобновленном виде


59. Печатный двор в Москве в XVII столетии.
С рисунка, находящегося в Древностях Российского Государства


60. Дом Дворянского Собрания и Охотный ряд в Москве.
С литографии начала XIX века


61. Царь-колокол


62. Терема в Москве. Со старинной гравюры Казакова


63. Дворец в Кремле в XVIII столетии.
Со старинной гравюры Дюрфельда


64. Барский экипаж начала XIX века.
С гравюры Делабарта


65. Коляска конца XVIII века.
С гравюры Делабарта


66. Торговец на ларе.
С гравюры Гейслера


67. Торговка полотном.
С гравюры Барбье 1806 года


68. Вид Каменного моста и его окрестностей в конце XVIII века.
С гравюры Делабарта 1796 год.

Говоря о маковках церквей, сразу представляется золоченый купол православного храма. Но, купол то он и есть купол. А почему же маковка?

Популярные ответы на

Бьет все рекорды, кажущийся верным ответ, но он не отвечает на вопрос, как водится в религиозных культах, весьма туманно.

"Маковка церкви символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и наше устремление к Богу. Слово «маковка» в нашем разговорном языке теперь употребляется только в значении «купол церкви»."

Звучит, а маковка то почему???

"Купол он и есть купол. не важно чего - церкви или дворца. это архитектурный термин, обозначающий тип верхнего перекрытия сферической формы. он же снаружи будет зваться купол или, если с включением основания в виде полого цилиндра - барабана, главой. на Руси ближе к 16 в. купольное покрытие принимает подчас очень разные формы, одной из которых является луковичная. если глава ложная, т. е. не открывается внутрь храмового пространства, то ее называют маковкой. луковкой как-то нет, не называют. есть и более общее название - верх. например: церковь о пяти верхах, т. е. у церкви 5 куполов".

Вот прекрасный пример научного объяснения который ничего не объясняет. Форма луковицы так зовите луковкой и вопросов не будет. А маковка то почему?

Википедия

Маковка - головка, маковая семенная коробочка
Маковка - маковое семечко
Маковка - купола на здании церкви
Маковка (разговорное) - верхушка, макушка, темя, верхняя точка

Кто-то удовлетворился ответами?

А как вам маковка с рисунка из путевых заметок по Московии Николааса Витсена?

Навершия Храмов

Все, естественно, сделано уже до нас, вопрос только в том, где найти нужную информацию что бы без конца не изобретать велосипеды.

Разрешите познакомить вас с работой "НАВЕРШИЯ СЛАВЯНО-АРИЙСКИХ ХРАМОВ - доктор истории Рачинский Андрей Владиславович *, к.г.-м.н Фёдоров Александр Евгеньевич *Институт Восточных Языков и Цивилизаций (INALCO, Париж)"

Это совершенно уникальный труд обязательный к прочтению.

Касаемо моего вопроса про маковки церквей и луковки, я приведу здесь только небольшую часть этой работы с моими дополнениями.
Даже эти отрывки достаточно объемные, но оно того стоит, наберитесь, прошу, терпения.

Исследователи русской архитектуры давно обратили внимание на то, что русская архитектура, вопреки расхожему мнению, имеет очень мало общего с византийской. В то же время, наблюдается поразительное сходство русской архитектуры с индо-иранской, арийской. Только в русской и арийской архитектуре встречаются бочки, крещатые бочки; кубоватые покрытия; «горы кокошников»; храмы c кувшинчиками; храмы с зонтиками-главками; золотые купола; надвратные храмы. Широко распространены шатровые храмы, многоглавые храмы, маковки-луковицы, коруны, стамики и др. архитектурные формы. Следует добавить, что до 19 в. русская архитектура оставалась преимущественно деревянной, а деревянное зодчество вообще не имеет аналогов в Византии.

О связи славянской культуры с арийской говорили и писали лингвисты и историки А.С.Хомяков, И.И.Срезневский, Ф.И.Буслаев, А.Ф.Гильфердинг, А.А.Котляревский, И.Е.Забелин, кн. Н.С.Трубецкой, архитектор Л.В.Даль, австрийский историк искусств Й. Стшиговский, французский архитектор Э. Виоле-Ле-Дюк.

Близость славянских языков санскриту (славянские языки наиболее близки санскриту среди европейских) , сходство многих славянских и индийских символов, присутствие индо-арийских топонимов на территории расселения славян [Трубачёв, 1999; Жарникова, Гусева, 2010; Грот, 2013, с. 353 – 354; Колеватых, 2010], данные, полученные при исследовании ДНК (распределение гаплогруппы R1a1а, – позволяют говорить о том, что до разделения в начале 2 тыс. до Р.Х. существовала единая общность славян и арьев. Об этом же свидетельствует и большое сходство архитектурных форм и композиций в русской и индийской архитектурах. Надо заметить, что архитектурная форма является одним из наиболее устойчивых элементов культуры. – Эстетические предпочтения, приверженность к родным формам сохраняются народом и после смены языка и религии, переселения на другие территории, перехода на новые строительные технологии и материалы.
Здесь уместно сравнение семиотики архитектуры с генетикой, которая так же не зависит ни от языка, ни от религии, ни от среды обитания.

Как уже отмечалось, Россия вплоть до XIX в. жила в «деревянном веке». Этому способствовало изобилие лесов и отсутствие легкодоступного каменного материала. Именно в дереве выработались такие формы, как маковицы, шатры, требующие большого мастерства при каменном строительстве и весьма легко осуществимые при деревянном. Такой же деревянной была и арийская архитектура. Показательно, что вырубленные в скалах индийские храмы (3 в. до Р.Х. – 9 в. по Р.Х.) имитируют деревянные конструкции. Ничего подобного не было в Византии. Там со времён античности главенствовала каменная архитектура.

Сопоставление форм русской и индийской архитектур позволяет утверждать, что русская архитектура имеет древние славяно-арийские истоки, и возраст её более 4000 лет [Рачинский, Фёдоров, 2012, а, б; 2013]. – По «общепринятой» схеме, арьи ушли в Индию в начале II тыс. до Р.Х., в это время и распалась славяно-арийская общность. Но потомки древних славяно-арьев сохранили общий культурно-генетический код. На окраинах некогда единого славяно-арийского мира (Русский Север, Карпаты, Гималаи) сохраняются реликтовые образцы архитектуры. Поиском утраченных смыслов – семиотики архитектуры и посвящается эта работа.

Проведем разбор следующей группы рисунков/фотографий.

Фигура «конус на перевёрнутом конусе» на гималайском и славянских сооружениях.
А, Б) Индуистский храм Hateshwari, имеющий главу в виде «сходящихся основаниями конусов» (Hatkoti, Химачал-Прадеш, Гималаи). Верхняя часть храма имеет такую же форму, как и верхняя часть северо- и южнорусских храмов, изображённых на рис. В, рис. Д – два конуса сходящиеся основаниями. Отличие состоит лишь в разной вытянутости по вертикальной оси и в размерах. 1 – калаша, 2 – зонтик с бахрамой, 3 – маленький диск, представляющий собой фигуру, образованную двумя конусами, соединёнными основаниями (издали кажется, что это перевёрнутый конус, т.к. видна нижняя, более светлая сторона диска).
В) Фрагмент гравюры А. Олеария (17 в.).

Г, Д) Церковь в с. Ботелька Выжня в Галиции (16 в.) (фото из [Щербакiвьский, 1913]). Стрелкой отмечена главка, показанная на фрагменте «Д». 1 – кувшинчик, 4 – зонтик, 5 – перевёрнутый конус.

Поразительно! Фотография сохранившейся в 1913 году церкви точно как у Мейерберга или Олеария! Вот и верь в датировку тысяча какой то год! В каком веке мы живем? Все ли так далеко как нас учат? Явно 1000 лет приписанной истории - как по мне, так еще один пример!

Е) Могильный столбик на кладбище в г. Кеми Архангельской губ (18 или 19 вв.) [Бобринской, 1913]. 1 – кувшинчик, 2 – зонтик, 3 – зонтик, 4 – перевёрнутый конус. Горшочек стоит на зонтике, так же как в Индии. На горшочке стоит фигура «сходящиеся основаниями конусы» (№№ 3 и 4).

Ж, Л, М) Церковь в Збойе около Ужока, Карпаты.

Стрелками отмечены главы, показанные на рис. Л, М.
З) Церковь погоста с. Романова в Новгородской земле (гравюра Антониса Хутеериса, 1615 г.)(по [Малков, 1983]). 1 – кувшинчик, 2 – шар, 3 – полица, 4 – зонтик,5 – перевёрнутый конус.
И) Верх башни (17 в.) собора Свв. Станислава и Вацлава в Кракове (Польша), расположенном на территории, входившей в 4 – 10 вв. в Белую Хорватию. 4 – зонтик, 5 – перевёрнутый конус.
К) увеличенный фрагмент зонтика храма Mahasu Devta (9 в., Ханол, Уттаракханд, Гималаи), показанного на рис. 6 А.1 – зонтик, 2 – цилиндр, образованный висящими палочками. Главы на рис. З, И, М имеет такую же форму, как главы, показанные на рис. А – Е – «конус-зонтик на перевёрнутом конусе».
На рис. Л так же как у главы гималайского храма на рис. К, бахрома у зонтика образована висящими палочками. 1 – зонтик,2 – цилиндр, образованный висящими палочками.

А вот еще Ivan Zemlyakov на страницах своего журнала спрашивает " "

"Недавно просматривая номера дореволюционного журнала "Зодчий" натолкнулся на одну очень любопытную постройку. Точнее на комплекс, в котором меня особенно заинтересовала одна постройка. Это комплекс выставки 1913 года в городе Ярославль, приуроченной к празднованию 300 летия царствования дома Романовых. По общей идее художественной композиции эта выставка должна была напоминать ярмарочную торговую площадь в старом русском городе. Проектировать комплекс пригласили одного из известных архитекторов того времени - Александра Ивановича Таманова. Но среди традиционных древнерусских "теремков" в проекте выделяется оригинальная постройка с рубленым завершением в виде перевернутой усеченной пирамиды, выше которой находятся шатер. На что же опирался архитектор проектируя такие необычные, нехарактерные для России вещи? Оказывается, мы имеем дело с одной из самых интересных загадок древнерусской деревянной архитектуры..."

Схожими вопросами задаются И.С. Агафонова, А.И. Давыдов в статье "О ЗАБЫТОМ ТИПЕ ХРАМА В РУССКОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ" на страницах РусАрх

А загадки то оказывается никакой и нет! Да и более того, не в том дело что и какой формы а совсем в другом!

Никто не задает главный вопрос.

Главный вопрос - ПРИ ЧЕМ ТУТ ХРИСТИАНСТВО?

Храмы какой веры были распространены на Руси? Храмы где поклонялись кому, если поклонялись запечатлены на многих старинных гравюрах и рисунках? Есть ли у кого-то еще сомнения что даже привычный вид православного храма не имеет никакого отношения к Христу и что и форма и смысловое содержание каждого элемента корнями уходит в совсем другие традиции и верования?

Амалака является символом солнца, солнца-лотоса, плода амалаки – дерева священного в индуизме. В соответствии с индуистской мифологией, так же как амалаковое дерево поддерживает солнце, амалака на вершине храма поддерживает золотой кувшин (калаша) – символ солнца. «Золотой кувшин-солнце стоит в центре амалаки, чьи расходящиеся в разные стороны зубцы являются солнечными лучами, или лепестками солнца-лотоса» . Форма амалаки варьируется. Обычно амалака имеет форму сплющенного шара – диска с «зубцами», часто она имеет форму тыквы (шара) с выраженными рёбрами-дольками (плод растения амалака имеет 6 или 5 долек), бутона лотоса; при этом снизу располагаются раскрывающиеся лепестки.

Порой раскрывающиеся лепестки помещаются так же и сверху, символизируя, что бутон раскрывается и в направлении к земле. Форму амалаки часто имеют капители и утолщения на колоннах и валиках. В ряде случаев такую же форму как амалака имеет калаша (форму шара с дольками, бутона). Калаша и амалаки, стоящие наверху храма, часто золотятся, – один из эпитетов горы Меру – kancana-giri – «золотая гора».

Во избежание путаницы мы будем называть купола, баньки, луковицы, маковки церквей «амалаками русских храмов».

Амалака русских храмов и предметов, символизирующих храмы, часто имеет, так же как амалака индийских храмов, форму плода – луковицы, напоминает пламя свечи, и часто покрывается золотом. Как показал С. В. Заграевский (2008), такие главы - купола на Руси уже в середине 13 в. имели широкое распространение. Такие главы изображены на миниатюрах Добрилова Евангелия 1164 г. [История Русского искусства, 1953. Т.1].

Золотые купола существуют только в русской и индо-иранской архитектуре.

Русское выражение «купола как жар горят» отражает: 1) огненную семантику амалаки, 2) золотое покрытие амалаки. У скифов золото обозначалось словом zar [зар]. Этот корень в русском языке имеют: «жар», «заря» (огненно-солярная семантика). Ср. персидск. zar – «золото», авест. zаrаnуа – то же, др.-инд. hari – «жёлтый, золотистый, зеленоватый», авест. zairi – «жёлтый, золотистый». (Фонетически {жр/зр/хр} = {зл}).

Византия не знает золотых куполов, не знает и куполов, имеющих форму луковиц.

В древности амалака русских храмов часто имела членение на дольки, так же как амалака индийских храмов. Карпатская амалака тождественна индийским. Так же как у индийских храмов, навершия русских/славянских храмов могут иметь несколько стоящих друг на друге амалак, которые могут рассматриваться и как стоящие друг на друге кувшинчики. Характерно, что только на территории расселения славян широко распространены луковичные главки – в том числе в Австрии, Южной и Восточной Германии. На всей территории расселения русских людей существовали храмы/сооружения, у которых, так же как в Индии, огромная глава-амалака стояла, порой без шеи, на крупном основании (обычно на четверике). В настоящее время такой тип храмов сохранился у старообрядцев, а так же на Карпатах. Такой тип храмов представлен и на гравюре А.Олеария, посетившего Московское государство в 40-х гг. 17 в. Как отмечает академик А.М.Павлинов, в « Добриловом Евангелии 1164 г. изображён храм, имеющий особое покрытие в виде главы с заострённым подвышением и выпученными боками. Он покрыт чешуёй. Верхняя его часть несколько напоминает луковицу или так называемый куб, а нижняя отзывается скорее деревянною конструкциею, чем каменною. Подобное изображение храмов на прямых столбах, напоминающее деревянную конструкцию встречается и позднее на наших вышивках. В них также мы видим храм такой же конструкции, т.е. на столбах, с возвышающимся над его серединою куполом. Изображения эти приводят на память описание славянских языческих храмов и, вероятно, составляют, так сказать, отголосок дохристианской эпохи».

Среди многих подобий в русской и индийской архитектуре выделяется особый тип храма, широко распространённый не только в России и Индостане, но и по всей Европе. Храмы этого типа имеют высокий купол, на котором стоит фонарь или главка-амалака. К этому же типу можно отнести храмы с главками, поставленными одна на другую.

Однако, имеющиеся факты говорят о том, что (а) храмы, имеющие купол с фонарём или главкой, появились в глубокой древности у славяно-арьев; (б) на территории расселения славян (и, соответственно, предков русских людей) они существовали издревле, задолго до 16 в., (в) на территории Северной Руси они были уже в начале 15 в. Видно, что точно такие же сооружения были в Индии и Иране в глубокой древности.

Широко бытует мнение, что подобные храмы стали широко распространяться в Западной и Центральной Европе только начиная с 16 в., т.е. с эпохи Возрождения. Их обычно называют «ренессансными» (если они построены в 15 – 16 вв.) и «барочными» (если они построены в 17 – 18 вв.). Считается, что подобный тип храмов зародился в северной части Аппенинского полуострова. Считается так же, что позднее, под влиянием так называемой «итальянской архитектуры» этот тип храмов распространился на территории Южной России, где в 17 – 18 вв. сложился стиль «украинское барокко». В соответствии с этой схемой считается, что в Северной России, на Урале и в Сибири, такие храмы появились только в конце 17 в. как результат «юго-западного влияния».

Укажу только несколько примеров схожести архитектур]

Храмы имеющие купол с фонарём/главкой.

А, Б, В) Миниатюры из Изборника Святослава (1073 г.).
Г) Миниатюра из Добрилова Евангелия (1164 г., галицко-волынская школа). Глава храма на миниатюре имеет луковичную форму.
Д). Фрагмент Тверского Кремля – прорись иконы Михаила Тверского и кн. Ксении (первая половина 15 в.) [История Русск. иск-ва, 1953, т.3]) Минарет мечети Агха-Бозорг (Agha Bozorg Mosque) (XVIII в., Кашан, Иран)
Ж) Георгиевская црковь-колокольня (перв. пол. 16 в.) в Коломенском (Москва).
З, И). Барельеф в Махабалипураме (7 – 8 вв. по Р.Х.). 1 калаша, 2 амалака, 3 грива (шея), 4 купол.
К) Ступа – изображение на воротах (2 в. до Р.Х., Бхархут). На куполе расположено навершие (главка) (ср. с рис. А, Б); над центральным проёмом кокошник.
Л) Храм Ашрам Маха Росей (Ashram Maha Rosei) (VI – VII вв. по Р.Х., Ангкор-Борей, Камбоджа) (по ).

Н) Ранняя буддистская ступа (3 в. до Р.Х., Санчи, Мадхья-Прадеш).
О) Древнейшая ступа Цейлона Thuparamaya (3 в. до Р.Х.) (музей Anuradhapura). П) Старинный храм в штате Трипура.
Р) Ц. Покрова Пресвятой Богородицы в Рувни (Cerkiew Opieki Matki Bożej w Równi), (18 век, Червонная Русь). С) Капала. Т) храм Radha Shyam (1759 г., Бишнупур, Западная Бенгалия).
У) Токи Саррофон («Купол менял», 16 в. Бухара) (Иранская архитектура). Ф) ц. Св. Духа в Потеличи (1502 г., Украина). Х) Покровская церковь в с. Сулимовка (1622 – 1629 гг. Украина, Левобережье). Ц) Софийский собор в Киеве (вид сложившийся в 17 – 18 вв.). Верха храмов на рис. У, Ф, Х тождественны. Почти все купола на рисунке имеют такую же форму как капала (рис. С), или близкую.

Маковица

Древнее русское название амалаки – «маковица» [Словарь др.-рус. яз., 1988-], «маковка» (ср.: польск. makowica [маковица] – 1) головка (капитель) украшенной деревянной колонны, 2) ныне не употребляющееся название шпиля или шара, венчающего верх здания ).

Слово это фонетически и семантически соответствует санскр.: makuta [макута] – 1) верхняя часть, макушка, темя, 2) диадема, [мукуштха (ср. с «макушка»)] – 1) изогнутый, искривлённый, 2) массивный; mukha [мукха]– 1) верхняя часть, голова, вершина, верхушка, верх, 2) лицо. Ср.: «маковка» – вершина горы, укр. «макiвка», «маковица» – то же; русск. «макушка» [Мурзаев, 1984]; польск. makówka [макувка] – перен., шутл. голова, башка. (М.Фасмер считает, что «маковица», «маковка» происходят от слова «мак» и допускает связь этих слов с древнегреческим словом «мекон» – «мак».
Однако, санскритские слова более соответствуют смыслу слов «маковица», «маковка» т.к. полностью соответствуют славянскому словоупотреблению – верх, голова. Особенно хорошо это видно на примере словоупотребления в польской архитектуре: «шпиль» имеет резко отличную форму от плода мака. Соответственно, слова «маковица», «маковка» являются древними славяно-арийскими словами. Санскр. mah [мах] – большой, сильный; maha – 1) большой, могущественный, 2) свет, блеск (золотые маковки блестели).

Маковицу также называют «кумпол», «купол» [Етимологічний словн…, 1982].
В русском языке, так же как в санскрите, форма «кумп» встречается в слова обозначающих нечто куполообразное: др.-инд. kumbhas– горшок, санскр. kumbha [кумбха] – кувшин, горшок. В русском просторечье «кумпол» означает макушку головы. (Одно из значений «kumbha» – выпуклость на голове слона.). Э.М.Мурзаев отмечает, что словами «купол, куполок, кумполок » обозначается «вершина горы или холма округлой формы, высокий, круглый и небольшой островок бора среди болот» [Мурзаев, 1984. С. 315].
В литовском языке kumpas – кривой, изогнутый. Польское название ванны – kąpel [компель] фонетически и семантически соответствует слову «кумпол».

Считается, что слово «купол» было заимствовано славянами из итальянского или французского языка, где означает «маленькая бочка» («cupula» от «cupa» – бочка) [Етимологічний словник…, 1982]. Однако с этим нельзя согласиться.

В Римской империи купол именовался греческими словами «tholus», «hemisphaerium». В языческий Рим купольные сооружения пришли из Сирии (область влияния арийской культуры). В Сирии появились и первые купольные христианские храмы (здесь и далее см. ). Миссионерская деятельность християн-сирийцев, а так же несколько волн миграции из Сирии в 7 – 10 вв. привели к тому, что на территории современных южной и северной Италии, Франции, южной – центральной Германии строительная деятельность в 7 – 12 вв. осуществлялась преимущественно сирийцами и армянами. Сирийцы явились создателями «романского стиля» в архитектуре Западной Европы. В это время здесь и появляются сооружения, имеющие купол с фонарём. Однако, в славяно-арийском мире сооружения, имеющие купол с фонарём существовали издревле. На территории Апеннинского полуострова и в Западной Европе, купола стали широко распространяться лишь с 15 в. В это время они уже именовались «cupola», что говорит о прерывании античной традиции их сооружения. Среди старинных купольных построек наиболее известны соборы расположенные в пограничной зоне расселения славян: в Венеции (Собор Св. Марка, Венеция – славянский город [Бор, Томажич, 2008; Шавли, 2003; Леднёв, 2010]) и в Пизе (Пизанский собор). Соборы эти строились в 11 – 13 вв., когда у славян уже давно были купола, и имеют большое сходство с куполами славянских и индийских храмов.

О куполах славянских храмов в первой половине 10 в. пишет арабский писатель Масуди [Срезневский., 1846. С. 36.]. Славянам не было нужды заимствовать название у итальянской «бочки», т.к. слову «купол»/«копул», существующему в языках всех славян (болг. «купол», польск. «kopuła», чешск. «kopule», словацк., словенск. «kupola», сербск. «купала») фонетически и семантически соответствует исконно славянское слово «купель» – чаша, чашеобразный сосуд, ванна (словацк. kupel’ – ванна, польск. kąpel – ванна, купание). Объекты, обозначаемые этим словом, имеют куполообразную форму. Словам «купол», «купель» соответствует санскр. kapala [капала] – 1) чаша, оболочка, скорлупа, череп; 2) сосуд, сделанный из верхней части человеческого черепа, используемый для ритуальных целей сектой «капалика» ; kapalaka [капалака] – имеющий форму чаши, кубка. В индийских трактатах по строительству и архитектуре 6 – 9 вв. капалой (kapala) называются разные элементы здания (в том числе верхние части навершия), имеющие выпуклую, округлую, изогнутую форму («форму черепа») [Тюлина, 2010. С. 159, 214.]. Семантика слов «капалака» и «череп» очень близка: по-русски «череп» – это твёрдая, жёсткая, тонкая покрышка. В русской традиционной архитектуре «черепом» называли потолок, крышу избы, конёк из опрокинутого жёлоба.

Однако существует ещё одно слово фонетически, и, возможно, семантически связанное со словом «купол». Это «купала» – название древнего славянского праздника, имеющего «огненную» семантику (сербск. «купала» – купол).

Несмотря на многочисленные попытки объяснить слово «купала», в стороне остался вопрос о возможной связи названия этого праздника с поклонением божеству подобному Шиве (Сиве). Одним из символов (и имён) Шивы является «Капала» – сосуд, сделанный из верхней части человеческого черепа, используемый для ритуальных целей.В Индии существует монотеистическая шиваистская секта капалика «носящих череп» (kapalika, kapalikeva), которые поклоняются Шиве в его наиболее грозных обличьях [Википедия, 2013, русск., польск, англ.]. Их тайные практики во многом напоминают древние, уже давно не существующие у славян, но реконструируемые на основе фольклора особенности празднования Купалы (принесение человеческих жертв, каннибализм, ритуальные сексуальные действия, связанные с нарушением системы каст, поклонение огню (одним из обличий Шивы является Агни – огонь), ведущая роль женщин в ритуале). Расширение нижней части купольных покрытий (выпуклость) называется «пучина». «Пучить – выпяливать, вздымать, вздувать или горбить, коробить» (В.Даль). Это слово фонетически и семантически соответствует санскр.: push [пуш] – бурно расти, усиливаться, vipula [випула (ср. с «выпуклый»); приставка vi усиливает значение] – большой, обширный, сильный, vipulata – объём, ширина. В славянских языках «с/ш» переходит в «ч», «ц», соответственно, санскр. «пуш» = славянск. «пуч». Ср. литовск. pusti [пусти] – пучить, pucia [пучьа] – пучит; pucioti [пучьоти] – подувать, повевать, pusti/pucia – дуть, веять; вздувать, раздувать, надувать; pusti – вздуваться, раздуваться, вспухать, распухать.
Амалака отсутствует у сохранившихся на Балканах византийских храмов и в древней Южно-Итальянской архитектуре. Однако, амалака состоящая из долек, стоящая на шее, встречается в архитектуре Сирии, Палестины, Ирана – в области существования до Р.Х. ирано-арийской культуры.

Выводы

1) русские и индийские архитектурные формы храмовых наверший имеют большое внешнее сходство, а их названия имеют фонетическое и семантическое совпадение (и/или сближение). В византийской архитектуре подобные формы отсутствуют.

2) Верхняя часть русских и индийских храмов несёт символику важнейших богов ведийской религии – Агни (огня) и Сомы, поклонение которым является основой ведийского культа. [Овсянико-Куликовский, 1887].
Символика огня проявляется также и в том, что верхняя часть русских и индийских храмов часто представляет собой восьмерик (широко распространённая композиция «восьмерик на четверике»).
Шея русских храмов часто имеет также восьмигранную форму. Восьмигранными призмами обычно являются и колокольни. В индийской архитектуре также широко распространены восьмигранные формы частей храмов и отдельно стоящих башен. Восьмигранник и восьмиугольник в индийской архитектуре символизируют молнию – ваджру. Чакра (дискообразная ваджра) имеет восемь спиц, восьмигранная колонна называется – «ваджра», см. [Тюлина, 2010].

Всё это говорит о том, что русская архитектура возникла независимо от византийской и является наследницей славяно-арийской архитектуры, существовавшей до разделения единой славяно-арийской общности в начале 2 тыс. до Р.Х. Возраст её более 4000 лет.

От себя еще добавлю, что авторы "НАВЕРШИЯ СЛАВЯНО-АРИЙСКИХ ХРАМОВ" не ставили своей целью разоблачения религий. Но этот труд и полученные выводы совершенно четко указывают на факты намеренного искажения прошлого и практически полной потере знаний о истинном значении тех или иных образов в древнем строительстве.

Каждый неглупый человек подробно ознакомившись с оригиналом работы или даже этими небольшими выжимками, что я тут привожу поймет, что дело не в Византии и даже не в христианстве а в тех навязанных, ложных от начала и до конца искусственных ценностях, во взгляде на мир и историю которая к реальным фактам не имеет никакого отношения!

Опускаются руки когда понимаешь, что много людей понимало и видело реальный ход вещей еще в 19 веке, ученые указывали на схожесть многих культур и несостоятельность официальной истории, только воз и поныне там.

Намеренно или нет, кто и когда начал и чьими силами продолжается эта гигантская фальсификация именуемая наукой историей мне даже не интересно. Спорить и искать виноватых - у меня на это нет времени. В очередной раз совершенно ясно - то что нам преподносили под соусом научных фактов раньше все это полный бред и ахинея не говоря уже о жалких объяснениях служителей культа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Я уже как-то использовал материалы интереснейшей книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» издания 1982 года, . Сегодня хочу повести речь о старой Москве на рисунках и гравюрах XVI–XIX веков.

1 Миниатюра из Остермановского летописца, входящего в состав Лицевого летописного свода середины XVI века, изображает строительство первого каменного кремля в Москве в 1367 году. Она иллюстрирует рассказ о возведении белокаменной московской крепости Дмитрия Донского. Любопытна достаточно подробная передача картины интенсивного строительства: подносчики камня и раствора, камнетесы и укладчики камня под руководством мастера заканчивают кладку прясла стены с квадратной проездной башней. Изображение стены и зданий за ней, конечно, по большей части условное: на рубеже XV–XVI столетий в Кремле многое переменилось, и художник середины XVI века, выполнявший миниатюру, слишком буквально проецировал современное ему состояние крепости на прошлое. Так, представляя Успенский собор пятиглавым (справа вверху), он уже видел перед собой постройку Аристотеля Фиораванти. Слева от собора, вероятно, находится условное изображение Великокняжеского дворца. В нижней части рисунка, если отталкиваться от кремлевской топографии, показан участок южной стены с Тайницкой башней.

2 Фрагмент «Сигизмундова» плана Москвы 1610 года, изображающий Кремль и Китай-город. Автор довольно внимательно передает черты городского облика, подчеркивая то общеевропейское, что прежде всего воспринимали и многие мемуаристы его эпохи: замкнутое кольцо слитых воедино Кремля и Китай-город, то есть Замка и «внутренней части города» (так гласит надпись на плане у восточной стены). Узнаваемы даже многие башни Кремля: узкая круглая Беклемишевская, Спасская с ее стрельницей, Никольская с рядами окон и т.д. Чрезвычайно интересно береговое укрепление южной стены. Детально прослежены экзотические для автора плана формы церквей. Соответствуют действительности и размеры жилых дворов – в Китай-городе все более мелкие к центру (выделяется огромный Посольский двор под цифрой «8») и несколько обширных, в том числе монастырских, – в Кремле. На дворах стоят и хоромы на подклетах, и избы, и двух-трехярусные башни под шатрами и даже с бочкообразными покрытиями; отмечены заборы с воротами, грядки огородов, деревья редких в этой части города садов.

3 Еще один фрагмент «Сигизмундова» плана, изображающий Заяузье – рядовой район Земляного города с преимущественно слободским заселением. В целом он представляет собой, естественно, более однородную картину. Но и тут верно передан сам тип расселения: у большой улицы (ныне это Яузская, переходящая в Верхнюю Радищевскую), идущей по верху горы, теснятся плотно застроенные жилые дворы с высокими хоромами и башнями, а за ними лежат сады и огороды; внизу же, особенно у воды, застройка в целом реже и мельче. На Яузе, ниже моста, стоят бани, огромными журавлями черпающие воду, и водяные мельницы.

4 Гравюра из книги А. Олеария «Путешествие в Московию, Персию и Индию» по рисунку 1630-х годов. Художник изобразил проезд группы «татарских» (черкесских) послов по улицам Москвы. В застройке улиц он, как обычно, усиливает наиболее характерные черты. Здесь это – широкий немощеный перекресток неопределенных очертаний, окруженный рублеными домами на подклетах, с крошечными оконцами и высокими кровлями. Некоторые из них объединены общими воротами в узкие дворы, другие (слева) стоят почти впритык и имеют входы с улицы – отдельных дворов у них, видимо, нет. Однотипность застройки и ее теснота при сравнительно большой ширине улиц позволяет предполагать, что изображена одна из ремесленных слобод в центре города. В таком случае двухэтажное здание в глубине должно быть съезжей избой – административно-хозяйственным центром слободы. Подклет без окон мог служить складом производимого в слободе товара.

5 Еще одна гравюра из этой же книги, изображает она голштинское посольство на Суздальском подворье. По описанию Олеария, его посольство разместилось в Москве не на Посольском дворе, занятом в то время персидскими послами, а в большом каменном доме суздальского архиепископа, сосланного в Сибирь. Ростовско-Суздальское подворье находилось на западном углу Рыбного переулка и Варварки – четырехэтажные каменные палаты с открытым гульбищем на крыше и массивные ворота с теремком над ними выходили на улицу. Художник явно усилил контраст монолитного объема здания, возможно, самого большого в Китай-городе того времени, и лепящихся к нему наружных деревянных лесенок и крылец. Вокруг двора – деревянные службы и прочая бревенчатая ограда. Через улицу (справа) видно другое известное каменное здание, переданное с большей достоверностью, – палаты Старого Английского двора.

6 Церковь Сергия в Кремле постройки 1565 года на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича», созданной в 1672–1673 годах.
Изображенный тут храм до начала XIX века, когда он был разобран, стоял на подворье Троице-Сергиева монастыря. Монастырская шатровая церковь с приставленной к южному фасаду башенкой-колокольней в плане была крестообразной – миниатюрист сделал неудачную попытку изобразить эту особенность строения. В отличие от скромного декора фасадов четверика, шатер украшен цветными керамическими вставками, как это было сделано в центральном храме Покровского собора на Рву (который чаще называют собором Василия Блаженного).

7 Красная площадь на картине Ф. Гильфердинга, написанной в 1795 году. Вид от пушечной батареи. Часть площади вдоль рва огорожена и также занята пушками. Спасская башня Кремля выглядит по состоянию на середину XVIII века.

8 Улица Ильинка в Китай городе на акварели мастерской Ф.Я. Алексеева 1800–1802 годов. Изображена часть улицы от Биржевой площади к Ильинским воротам, застроенная почти без разрывов купеческими домами с лавками на первом этаже. Перед некоторыми устроены приподнятые площадки, предохраняющие выходящих из карет покупателей от уличной грязи. Справа – крупнейший московский доходный дом того времени – дом купцов Калинина и Павлова.

9 Вновь акварель мастерской Ф.Я. Алексеева того же периода. На ней изображены Алевизов ров и Никольские ворота. Художник рисовал с натуры из окна здания Главной аптеки, на месте которого сейчас находится Исторический музей. Впечатляет перспектива рва, просматриваемого от Никольских ворот до Спасских. Заполняющая его растительность, возможно, является остатками Аптекарского огорода, заложенного при Петре I для Главной аптеки (ров при этом был полузасыпан; предполагают, что его первоначальная глубина достигала 10 метров). Справа на переднем плане видна часть первоначальной облицовки рва с зубчатым ограждением. Никольские ворота окружены остатками бастионов. Слева на переднем плане изображен прямоугольный парапет – остаток ограждения внешней стены рва. Дальше виден задний фасад рядов, поставленных вдоль рва в конце XVIII века, еще дальше видны главки собора Покрова на Рву. Сейчас все это – Красная площадь.

10 Кремлевский дворец и юго-западный угол Кремля. Дворец на аркаде древних подклетов изображен перестроенным по проекту Н.А. Львова в 1797 года. Внизу слева видны руины подклетов Годуновского дворца. Справа – церковь Благовещения на Житном дворе 1701 года постройки.

11 Спасские ворота Кремля со стороны Ивановской площади. В центре – Архиерейский дом, поставленный в 1776 году в Чудовом монастыре на углу Ивановской площади и Спасской улицы. После сноса древних подворий по южной стороне улицы линия Чудова и Вознесенского монастырей стала частью южного фасада кремлевского ансамбля. Справа виден оставшийся посреди площади собор Николы Гостунского.

12 Боярская площадь и Постельное крыльцо. Группа древних зданий (Терема, Верхоспасский собор, сени Грановитой палаты) окружает Боярскую площадку – широкое открытое гульбище на древних подклетах. Справа виден угол поставленного на тех же подклетах растреллиевского Дворца. Слева в углу – лестница во двор, к церкви Спаса на Бору.

13 Акварель 1800-х годов, вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Панорама выполнена с юго-западного выступа холма, на котором до 1803 года стоял Пушечный двор (там, где начинается Неглинная улица). На месте площади Революции – река Неглинная, уходящая в арку Воскресенского моста. Пруд спущен, осыпающиеся земляные бастионы укреплены деревянным «обрубком». О реки влево отходит ров, огибающий бастионы.

14 Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы на акварели самого начала XIX века. Запечатлено нынешнее место Исторического музея – второй корпус Монетного двора, в это время и позже занятый Присутственными местами. В глубине – Воскресенские ворота с Иверской часовней между проездами, бывшая Главная аптека и еще не надстроенная Никольская башня Кремля. На белокаменных парапетах моста стоят высокие фонари. Впереди справа – угол первого корпуса Торговых рядов вдоль Неглинной (видна открытая галерея первого этажа).

15 Литография начала XIX века, показывающая улицу Волхонку после пожара 1812 года, здесь запечатлен вид от Ленивки к Боровицкой площади. Слева стоит уже восстановленная церковь Николы Стрелецкого. Дома и лавки сохранили каменные стены; впоследствии все они были отстроены, а некоторые сохранились и до наших дней. Видно, как на доме напротив церкви начинают ставить стропила. В первом этаже обгоревшего дома справа уже разместились съестные лавки.

16 Общий вид Кремля на гравюре Э. Финдлена по рисунку И. Лаврова из серии иллюстраций Р. Лайелла «Русские обычаи и подробная история Москвы» 1823 года. Рисунок был сделан в год надстройки Дворца. Общая композиция и суховатая манера английской гравюры подчеркивают послепожарную «прибранность» Кремля.

17 Гравюра А. Фролова по рисунку И. Лаврова начала XIX века – вид Московской синодальной типографии с полуденной стороны. Главный фасад типографии, встроенный в 1814 году, изображен вместе с соседними зданиями (слева – Николо-греческий монастырь, справа – часть фасада владения Шереметевых). Слишком узкая для подобной панорамы улица показана условно – в виде широкой площади.

18 Москворецкая улица и Нижние торговые ряды на акварели тоже же мастерской и тех же лет. Здесь дан вид вдоль улицы вверх от Мокринского переулка, который завершается переломом Средних торговых рядов. Средние ряды, как и продолжавшие их южнее Варварки Нижние, перестраивались в 1780–1790-х годах в процессе регулирования улицы. Ее левая сторона, где была лишь выпрямлена красная линия, застроена отдельными купеческими домами с лавками. Фасад Мытного двора (справа), который в те годы перестраивался, изображен неточно: портик состоял из двух пар колонн по сторонам центрального проезда. Слева – колокольня церкви Николы Москворецкого.

19 Тверской бульвар на литографии О. Кадоля 1825 года. Показан вид от Никитских ворот, в глубине – Страстной монастырь. Основная планировка бульвара – три неравной ширины аллеи и живописные широкие посадки по сторонам, изолирующие их от проездов. Хоть и в перестроенном виде, но до наших дней сохранились многое дома вдоль бульвара.

20 Еще одна литография О. Кадоля того же года. Она показывает Воспитательный дом. Интересны и «малые формы» городской архитектуры: уличные фонари, парапеты набережной, ограждения тротуаров. Москворецкий мост выполнен из дерева. В глубине видны лабазы вдоль Китайгородской стены.

21 Александровский сад, литография начала 1820-х годов. Тут изображена ранняя планировка сада, видны полукруглые пандусы, спускающиеся с Троицкого моста, Манеж показан еще без скульптурной обработки по проекту О.И. Бове.

22 Храм Василия Блаженного, литография О. Кадоля с его же рисунка, около 1825 года. Видно, что площадь и Москворецкая улица вокруг собора и Лобного места расчищены и замощены, вдоль Кремлевской стены насажен бульвар, выложена гладкая каменная подпорная стена, Средние и Нижние ряды перестроены. Однако отреставрированное Лобное место снова окружено самодельными лавочками.

23 Петровский театр (ныне Большой) на литографии Н. Жерена по рисунку Н.И. Чичагова из книги «Москва, или исторический путеводитель» 1827–1831 гг. Изображение передает строгую целостность первоначального ансамбля.

24 Лубянская площадь (вид от Софийской улицы) на литографии середины XIX века. Площадь ограничена стеной Китай-города, обсаженной молодыми деревьями, и большим доходный домом на месте нынешнего сквера. Рядом с ним в стене – проломные ворота из Большого Черкасского переулка к Мясницкой улице. У Никольской башни – проломные ворота с Никольской улицы, устроенные в 1820 году. В центре площади – водоразборный фонтан. И в начале XX века на этом месте московские извозчики поили своих лошадей, часто оплата этой услуги шла из кармана пассажира сверх платы за проезд.

25 Дворянское собрание (вид от Театральной площади), литография середины XIX века по рисунку Дица. Слева и справа видны выходящие на площадь дома; Дворянское собрание в основном сохраняет первоначальный вид, но в его портик встроен подъезд в псевдорусских формах. В глубине, за высокой церковью Параскевы Пятницы, видны Моисеевская площадь, купол Университета и неверно помещенная в глубине за домами церковь Георгия на Красной горке.

26 Церковь Св. Николая на Ильинке на литографии Деруа по рисунку Дица, середина XIX века. Церковь Николы Большой крест (первоначально – «Что у Большого креста») была выстроена в 1680-х годах богатейшими московскими «гостями» того времени Филатьевыми. Она стала новой определяющей доминантой Китай-города. Верхние ярусы колокольни с высоким шпилем были надстроены в 1819 году.

27 Верхние торговые ряды на литографии середины XIX века. Изображение не вполне точно передает архитектуру рядов, показывает открытую площадь перед ними, на которой по центру здания стоит памятник Минину и Пожарскому.

28 Варварка к западу от Юшкова переулка, картина неизвестного художника третьей четверти XIX века. Изображение несколько примитивное, но передает общее ощущение невысокой застройки улицы с разрывами по южной стороне. Слева виден только что отреставрированный Дом бояр Романовых, в глубине – произвольно переданный Гостиный двор.
Мне эта картина особенно близка, так как ходил тут много раз, останавливаясь в Москве в 2002–2005 годах в расположенной некогда чуть левее .

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже-ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст-ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале « »).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи-зи-рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую-щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла-шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре-тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во-стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг-лые при-стройки — . Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно-гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша-ются полусфе-рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз-личных форм — шлемо-видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив-ную нагруз-ку не несут: это де-коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз-личные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма. . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо-зиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или при-строенная к храму многоярусная башня c ко-локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це-лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли. .

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас-ска-зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещендеисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле-ние») — сакральная иконография как мини-мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра-щающиеся к нему с заступ-ничеством о чело-вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо-бражениями апо-столов, святых отцов и муче-ников, также обращенных к Христу. . Богородица и Иоанн Кре-ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда. . Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо-стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры-ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля-щихся.

4. Что находится за иконостасом

Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви-деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу-жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра-та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та-инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми-ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи-теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра-фия — «Отече-ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре-угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч-ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо-рах Опоры — в архитектурной терминологии лю-бые свободностоящие столбы и колонны. — стол-пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во-сточной и северной стенах изображены главные события священной исто-рии. На запад-ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо-нам христи-анского вероучения — таинству евхаристии (благо-дарения, прича-щения), в ко-тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во-сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили-ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли-чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан-тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно-вре-менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком-по-зи-ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ-ле-нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман-ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо-вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро-ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере-вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком-позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI-XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры-тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не-больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко-торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше-ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо-циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий-ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше-ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани-лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво-начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу-жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво-на-чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045-1052) и Георгиев-ский собор Юрьева монастыря (1119-1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне-сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1136-1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191-1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито-ри-ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157), Ус-пен-ский собор во Владимире (1158-1160, обстроен новыми стенами с дополне-нием угловых барабанов в 1185-1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде-ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158-1165) и по-строен-ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197).

Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. В самом начале нашего блога был пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.
Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.
Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.
Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:


Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:


Тверь в 1767 г. (автор - Lespinasse):


Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.:


Нилова пустынь в 1786 г. Бальтазар Траверс:

Ярославль в 1731 г. - лес храмов: