Абдулла ибн мубарак биография. Абдуллах ибн Мубарак: "Игнорирующий сунну не сможет достойным образом выполнить обязательное"

13.04.2020 Праздник

Однажды Сахль бин Абдуллах, бравший уроки у Абдуллах бин Мубарака, пришел к учителю и сказал:

«Я не буду больше посещать твои занятия! Потому что сегодня, когда я шел к тебе на урок, твои девушки, поднявшись на крышу дома, стали кричать наперебой:

“Сахль мой!”, “Сахль мой!”. Ты что – не занимаешься их воспитанием?» Ночью Абдуллах бин Мубарак собрал всех своих учеников и сказал: «Пойдемте на джаназа намаз к Сахлю!».

И каково же было удивление его учеников, когда они обнаружили Сахля мертвым. На вопрос о том, откуда учителю было ведомо о смерти его ученика, Ибни Мубарак ответил:

«А у меня нет наложниц. Днем на крыше он увидел гурий из райской обители, звавших его туда!» О набожности и страхе переступить грань дозволенного Абдуллаха бин Мубарака свидетельствует следующий случай из его жизни, о котором он поведал сам:

«Однажды мы работали вместе с огнепоклонником. Когда пришло время намаза, я взял с него обещание, что тот не навредит мне, пока я буду занят молитвой. Таким образом, свободно прочел намаз и вновь занялся работой. Затем пришло время молитвы огнепоклонника, я пообещал ему, что не трону его. Но, как только он совершил земной поклон огню, я накинулся на него. Однако, услышав голос:

«Дав слово, держи обещание до конца!», отпустил его, дав возможность завершить человеку молитву. Удивленный огнепоклонник спросил меня: – Почему, в начале напав на меня, позже ты передумал? Я ответил ему:

– Я теряю терпение, когда кто-то поклоняется чему или кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, поэтому я накинулся на тебя, желая убить. Но я услышал голос, который сказал мне:

«Дав слово, держи обещание до конца!», и я отрекся от задуманного. Тогда огнепоклонник ответил мне:

– Твой Господь – истинный Бог! Ибо ради своего врага может упрекнуть своего друга. Поэтому я при тебе принимаю Ислам. И с этими словами произнес заветные слова шахады». Абдуллах бин Мубарак предостерегал своих учеников от нарушений и ущемлений прав других людей. «Лучше дать тысячу дирхемов милостыни, нежели заплатить один дирхем за нарушение прав кого-либо», – говорил он.

Он всегда предупреждал о бренности этого мира и необходимости уделять серьезное внимание религиозным предписаниям: «Легко относящийся к исполнению мустахаба не будет заботится о должном исполнении сунны. Игнорирующий же сунну не сможет достойным образом исполнить фарз (обязательное).

Легко относящийся ко всему не сможет познать истины и достичь довольства Аллаха». «Заблудший из людей тот, кто делает религию инструментом для достижения мирских целей». Когда Абдуллах бин Мубарак почувствовал скорую кончину, он раздал все свое имущество бедным и нуждающимся. На что один из его учеников, прислуживающих ему, сказал:

– Учитель, ведь у вас трое своих детей, неужели вы им ничего не оставите? На что великий ученый ответил:

– Я доверяю их Аллаху, Он лучший попечитель! И если они праведные, то Всемогущий дарует им пропитание оттуда, откуда они вовсе не ждут. А если же они заблудшие, то я не желаю передавать нажитое плохим людям. Во время кончины он открыл глаза, улыбнулся и прочитал аят «Ради такого пусть трудятся труженики!» (сура Саффат, аят 61).

Абдуллах бин Мубарак оставил после себя богатое наследие не только ввиде великих учеников, вписавших свои имена золотыми буквами в страницы истории, но и ценные труды, основными из которых являются: «Китабуль-Джихад» (один из первых его трудов, написанный во время военных походов), «Китабу-Зухд ва ракаик», «Китабу-суннан филь фикх», «Китабу-тафсир», «Аль-Арбаин».

В одном из переданных Абдуллах бин Мубараком хадисов, по преданию, от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Мне поведали о первых трех, кто попадет в рай, и первых трех, кто попадет в ад. Первыми в рай попадут:

Павший на пути Аллаха;

Совершающий полноценное поклонение Господу и послушный для своего хозяина раб;

Человек, обладающий большой семьей, но при этом остерегающийся дурных слов и дел. В ад первыми попадут:

Деспотичный правитель;

Богач имеющий имущество, но не выплачивающий с него закят;

Бедняк, воспротивившийся воле Аллаха».

Абдуллах бин Мубарак скончался в 796 году в родном Хоросане, где и был похоронен.

Однажды Сахль бин Абдуллах, бравший уроки у Абдуллах бин Мубарака, пришел к учителю и сказал: «Я не буду больше посещать твои занятия! Потому что сегодня, когда я шел к тебе на урок, твои девушки, поднявшись на крышу дома, стали кричать наперебой: "Сахль мой!", "Сахль мой!". Ты что - не занимаешься их воспитанием?»

Ночью Абдуллах бин Мубарак собрал всех своих учеников и сказал: «Пойдемте на джаназа намаз к Сахлю!». И каково же было удивление его учеников, когда они обнаружили Сахля мертвым. На вопрос о том, откуда учителю было ведомо о смерти его ученика, Ибни Мубарак ответил: «А у меня нет наложниц. Днем на крыше он увидел гурий из райской обители, звавших его туда!»

О набожности и страхе переступить грань дозволенного Абдуллаха бин Мубарака свидетельствует следующий случай из его жизни, о котором он поведал сам:

«Однажды мы работали вместе с огнепоклонником. Когда пришло время намаза, я взял с него обещание, что тот не навредит мне, пока я буду занят молитвой. Таким образом, свободно прочел намаз и вновь занялся работой. Затем пришло время молитвы огнепоклонника, я пообещал ему, что не трону его. Но, как только он совершил земной поклон огню, я накинулся на него. Однако, услышав голос: «Дав слово, держи обещание до конца!», отпустил его, дав возможность завершить человеку молитву.

Удивленный огнепоклонник спросил меня:

Почему, в начале напав на меня, позже ты передумал?

Я ответил ему:

Я теряю терпение, когда кто-то поклоняется чему или кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, поэтому я накинулся на тебя, желая убить. Но я услышал голос, который сказал мне: «Дав слово, держи обещание до конца!», и я отрекся от задуманного.

Тогда огнепоклонник ответил мне:

Твой Господь - истинный Бог! Ибо ради своего врага может упрекнуть своего друга. Поэтому я при тебе принимаю Ислам.
И с этими словами произнес заветные слова шахады».

Абдуллах бин Мубарак предостерегал своих учеников от нарушений и ущемлений прав других людей. «Лучше дать тысячу дирхемов милостыни, нежели заплатить один дирхем за нарушение прав кого-либо», - говорил он.

Он всегда предупреждал о бренности этого мира и необходимости уделять серьезное внимание религиозным предписаниям:

«Легко относящийся к исполнению мустахаба не будет заботится о должном исполнении сунны. Игнорирующий же сунну не сможет достойным образом исполнить фарз (обязательное). Легко относящийся ко всему не сможет познать истины и достичь довольства Аллаха».

«Заблудший из людей тот, кто делает религию инструментом для достижения мирских целей».

Когда Абдуллах бин Мубарак почувствовал скорую кончину, он раздал все свое имущество бедным и нуждающимся. На что один из его учеников, прислуживающих ему, сказал:

Учитель, ведь у вас трое своих детей, неужели вы им ничего не оставите?

На что великий ученый ответил:

Я доверяю их Аллаху, Он лучший попечитель! И если они праведные, то Всемогущий дарует им пропитание оттуда, откуда они вовсе не ждут. А если же они заблудшие, то я не желаю передавать нажитое плохим людям.

Во время кончины он открыл глаза, улыбнулся и прочитал аят «Ради такого пусть трудятся труженики!» (сура Саффат, аят 61).

Абдуллах бин Мубарак оставил после себя богатое наследие не только ввиде великих учеников, вписавших свои имена золотыми буквами в страницы истории, но и ценные труды, основными из которых являются: «Китабуль-Джихад» (один из первых его трудов, написанный во время военных походов), «Китабу-Зухд ва ракаик», «Китабу-суннан филь фикх», «Китабу-тафсир», «Аль-Арбаин».

В одном из переданных Абдуллах бин Мубараком хадисов, по преданию, от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Мне поведали о первых трех, кто попадет в рай, и первых трех, кто попадет в ад.

Первыми в рай попадут:

Павший на пути Аллаха;

Совершающий полноценное поклонение Господу и послушный для своего хозяина раб;

Человек, обладающий большой семьей, но при этом остерегающийся дурных слов и дел.

В ад первыми попадут:

Деспотичный правитель;

Богач имеющий имущество, но не выплачивающий с него закят;

Бедняк, воспротивившийся воле Аллаха».

Абдуллах бин Мубарак скончался в 796 году в родном Хоросане, где и был похоронен.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Жил один знатный хорасанец и был у него раб Мубарак, который работал у него садовников. Однажды, хозяин повелел принести ему гранат. Но тот плод, что принёс ему Мубарак, оказался на удивление кислым. Он велел слуге принести другой, сладкий. Садовник принёс. Однако и он оказался кислее лимона. Хозяин взбеленился: «Да как ты не можешь отличить сладкий плод от кислого? Ты что, никогда не ел граната? Ты ведь столько времени работаешь у меня садовником!» На что садовник ответил: «Но я никогда не ел гранатов, ведь ты не давал мне на это разрешения»

Эти слова удивили владельца сада, и Мубарак снискал у него большое уважение.

У этого хорасанца была красавица-дочь. Многие жители сватались за неё, однако отец всё никак не мог решить, за кого же её выдать замуж. И тогда решил он посоветоваться с Мубараком. А он подсказал: «До того, как был Ислам, люди смотрели на род, евреи смотрят на его богатство, христиане же - на красоту, а последователи Ислама судят по религии человека». Хозяин удивился мудрости своего садовника. И, придя домой, сказал: «Я не вижу для нашей дочери мужа достойнее, чем Мубарак». И выдал впоследствии свою дочь именно за него.

Очень многие на тот момент просто не поняли этого поступка, ведь за его дочь сватались известнейшие и богатейшие люди города! А он отдал её за собственного раба, у которого не было ни денег, ни известности, ни известного происхождения. Однако, Мубарак избрал Ислам, а что может быть больше, чем путь Истины? И кто может одарить человека больше, чем Аллах?

Всевышний хозяина сада одарил его внуком, которому дали имя Абдулла. Впоследствии, он стал известен своим знанием, мужеством, мудростью и благочестию, а также целым рядом других качеств.

Об этом внуке, сыне мудрого раба-садовника и красивейшей дочери его хозяина, у нас и пойдёт речь.

Абдулла ибн Мубарак появился на свет в 118 году Хиджры. Родился он в городе Мерв, который находился на той территории, где сейчас стоит Иран. Из-за своих праведных родителей, Абдулла ибн Мубарак

Рос в благочестивой атмосфере, пропитанной любовью к религии и Знанию. Абдулла обладал уникальной памятью, что ему сильно помогало при его приобретении различных научных знаний.

Один из сверстников Абдуллы как то рассказывал, что в детстве они слушали учёного, который вёл проповедь. Проповедь была достаточно длинной. А после того, как он её закончил, Абдулла ибн Мубарак сказал, что запомнил всю проповедь целиком. Кое-кто из тех, кто присутствовал в тот момент рядом, не поверил ему. Тогда Абдулла ибн Мубарак встал и слово в слово пересказал всю длинную проповедь.

У Абдуллы ибн Мубарака спросили однажды, как ему удаётся запоминать всё настолько хорошо. А он ответил, что просто открывает книгу, и читает. А всё ,что ему необходимо запомнить, он запоминает безо всяких усилий - просто запоминает.

Как сейчас бы сказали, он обладал фотографической памятью.

Когда наступил 141 год по Хиджре, Абдулле было 23 года. В этом возрасте он покинул Мерв и направился в Ирак, ища знания. Он провёл в странствиях много лет, будучи учеником у известнейших учёных своего времени. Он посетил великое множество городов. Он посетил Суфяну Саври, Абу Ханифа, имама Малика и других, коим было неисчислимое количество.

Как говорил сам Абдулла ибн Мубарак, он «получил знания у четырёх тысяч учёных, после чего передал их от тысячи из них». А имам Ахмад говорил про Абдуллу ибн Мубарака, что в его времена не было просто никого, кто бы стремился к знаниям, как это делал он.

Рассказывают, что Абдулла ибн Мубарак пропутешествовал целый месяц только ради того, чтобы услышать одно единственное высказывание, которое передавалось от Хасана аль-Басри. Это высказывание: «Не приобретай дружбу тысячи человек путём вражды хотя бы с одним из людей». Как только Абдулла ибн Мубарак услышал эти слова, он немедленно пустился в обратный путь, сказав: «Я пришёл сюда именно ради этого».

Также, Абдулла ибн Мубарак очень любил уединяться. Когда его спросили, не бывает ли ему одиноко, он ответил: «Как может быть мне одиноко, если я нахожусь с Посланником Аллаха (мир ему!), и сподвижниками его?»

Однажды халиф Харун аль-Рашид приехал в один город. Однако народ вдруг стал стекаться, и поднялась очень сильная пыль. Из окна выглянула одна из прислужниц халифа, после чего удивлённо спросила, что здесь происходит. Ей ответили, что в город прибыл Абдулла ибн Мубарак. На это она воскликнула: «Вот это власть, клянусь Аллахом! А не та власть, которой обладает Харун аль-Рашид, к нему народ собирается только путём помощи слуг и жандармов!»

Суфяну Саври, хоть он и являлся учителем Абдуллы ибн Мубарака, а к тому же крупнейшим учёным исламского мира, говорил: «Взамен всей моей жизни, я бы хотел прожить хотя бы год, подобный тому, что проживает Абдулла ибн Мубарак. Однако, не могу быть даже похожим на него хотя бы три дня кряду»

Его поклонение и благочестие.

Рассказывал Касим бин Мухаммад, что, когда он путешествовал с Абдуллой ибн Мубараком, то, смотря на него, о всё размышлял о том, чем же так превзошёл всех, и как ему это удалось. Почему он обладает такой славой и такой известностью? Ведь мы держим такие же посты, и читаем такие же молитвы. «Если дело в хадже, то и мы совершаем хадж!» - думал Касим бин Мухаммад.

Однажды ночью они сели ужинать, и вдруг, в это время погас светильник. Когда наконец светильник был опять зажжён, то на лице Абдуллы ибн Мубарака были видны слёзы. И Касим подумал: «Его возвысила над нами богобоязненность. Скорее всего, когда погас светильник, он подумал про Судный день, из-за чего и не смог сдержать своих слёз».

Уже будучи в Сирии, Абдулла ибн Мубарак взял взаймы у кого-то одно единственное перо. А по приезду в Мерв обнаружил, что перо до сих пор находится у него. И он вновь уехал в Сирию, только для того, чтобы вернуть одолженное перо обратно хозяину.

Абдулла ибн Мубарак говорил несколько раз: «Мне приятнее отказаться взять сомнительный дирхам, чем раздать сотню тысяч дирхамов, и ещё сотню тысяч, и ещё сотню тысяч…» - он продолжал перечислять, пока не доходил до шестисот тысяч дирхамов.

Также известно, что Абдулла ибн Мубарак стоял в поклонении все ночи, и держал пост весь год - и в джихадах, и в путешествиях. Он не держал его только в те дни, когда пост был запрещён, а это лишь несколько дней в году.

Абдулла ибн Мубарак много времени был на границах своего исламского мира. Он защищал мусульман от нападений вражеских отрядов. Абдулла ибн Мубарак участвовал во многих джихадах. Известно, что он один год совершал хадж, а на следующий проводил, участвуя в очередном джихаде. И ему не было равных в воинском искусстве, как и в очень многом ином. До нас дошёл рассказ о случае, который свидетельствует о его воинском искусстве, а также великой его доблести.

Из стана противника, перед одной из битв, вышел воин, после чего вызвал на поединок с собой воина из числа мусульман. Вызвался воин и был сражён. Вражеский воин вызвал на поединок ещё одного. Вышел второй, и был сражён так же.

Тогда Абдулла ибн Мубарак обернулся и обратился к Абдулле бин Синану, давая ему наставления на тот случай, если он падёт. После чего вышел с врагом на поединок. И убил его. Потом вызвал ещё одного, и ещё… его сражение один на один продолжалось до тех пор, пока он не сразил шестерых, и после этого уже никто из вражеского стана не вышел, чтобы драться с ним.

Абдулла ибн Мубарак был известен и своей щедростью. Он занимался торговлей и был очень успешным купцом. Передавали, что он единовременно имел порядка 400000 тысяч динаров. Это были очень большие деньги на тот момент, ведь на один только динар можно было купить трёх овец! Умело торгуя, он получал громадную прибыль, однако его не интересовало ничто мирское. Всю свою прибыль с торговли он раздавал, следуя по Пути Аллаха.

Как говорил Абдулла ибн Мубарак, «Любовь к чему-либо мирскому сердца истинного учёного касаться не должна».

К Абдулле ибн Мубараку однажды пришли учёные и сказали ему, что они желают отправится на хадж с ним вместе. Согласившись, он только попросил денег, которые те собирались взять с собой в дорогу. Взяв эти деньги, он положил их в свой сундук и запер их на ключ. В пути он кормил их лучшей едой, расходуя только свои средства. Приехав в Медину, он поинтересовался, что просила родня каждого из них привести домой, после чего купит каждому всё, о чём тот пожелал. И в Мекке, по завершению хаджа он сделал то же самое. Он не перестал расходовать на попутчиков свои средства и на пути назад. А за несколько дней до прибытия на родину, он послал вперёд себя своих доверенных людей, которым поручил выяснить состояние жилища каждого из его попутчиков и произвести там ремонт, в случае необходимости. А через три дня после возвращения, ими было приготовлено угощение для всех попутчиков, и он пригласил их к себе домой. А как только они наелись, им было приказано принести его сундук. После чего он его открыл и вернул каждому его деньги, в полном размере.

Есть ещё одна история, говорящая о его большой щедрости. По пути в хадж, Абдулла ибн Мубарак увидел женщину, которая подбирала мертвечину. Абдулла ибн Мубарак напомнил женщине, что употреблять в пищу её нельзя. Она ответила ему, что она нищая и ей нечем кормить детей, а в этом случае это дозволено. Абдулла ибн Мубарак повелел своему слуге отдать женщине все имеющиеся у них на данный момент деньги, себе же оставил то, что ему хватило только на обратный путь. И он вернулся обратно, не совершив паломничества.

Однако люди, которые ехали с хаджа, приветствовали его и поздравляли с совершением хаджа. Он сказал им, что они не могли видеть его, поскольку его не было в этом году на Хадже. А они только удивились: «Но как так? Мы ведь видели тебя и возле Каабы, и близ Арафата, а также в долине Мина!»

Абдулла ибн Мубарак был эти сильно удивлён.

Однако в скором времени он увидел в своём сне Пророка (с.а.с). Он сказал Абдулле ибн Мубараку: «Не удивляйся, Абдулла! Ты помог тому, кто находился в беде, я попросил Аллаха, он создал ангела, похожего на тебя. И этот ангел совершил за тебя хадж».

Абдулла ибн Мубарак родился в 736 г. (118 г. х.) в городе Мерв, расположенном на территории современного Ирана. Благодаря праведным родителям он рос в атмосфере благочестия, любви к религии и религиозным знаниям. Обладал удивительной памятью, и это очень помогало ему в приобретении знаний по разным наукам. Для запоминания изучаемого предмета Абдулле было достаточно лишь прочесть текст из научной книги или учебника единожды.

статья опубликована в номере: 9 (550) / от 01 мая 2018 (Шаабан 1439 г.)

Один из тех, кто учился с ним, рассказывал, что как-то в детстве они слушали довольно длинную проповедь одного богослова. После того как она закончилась, Абдулла ибн Мубарак сказал, что он запомнил её всю. Сверстники засомневались в этом, и кто-то из присутствующих решил проверить это… Ибн Мубарак слово в слово пересказал всю услышанную недавно проповедь.

Первым крупным учёным, у которого брал уроки Абдулла ибн Мубарак, стал передатчик благородных хадисов, табиин - современник асхабов Раби ибн Анас. Богослов в то время по политическим мотивам был заключён под стражу, и молодому Абдулле для получения знаний у этого алима нужно было попасть в тюрьму.

Для целеустремлённого молодца это не стало преградой. Пойдя на хитрость и договорившись с охраной, он в прямом смысле попал за решётку. Около 40 хадисов Пророка Мухаммада ﷺ Абдулла ибн Мубарак получил от Рабиа ибн Анаса. Это событие явилось лишь началом долгого пути поиска исламских наук, растянувшегося
на всю жизнь. Через три года после начала изучения Ислама молодой учёный покинул родные края и отправился в странствия за новыми знаниями.

В 758 году (141 г. х.), в возрасте 23 лет, Абдулла ибн Мубарак покинул родной Мерв и отправился пополнять свой багаж знаний в Ирак. Проведя много лет в странствиях, он приобрёл знания у известных учёных исламского мира. Указывая на это, основатель собственного мазхаба имам Ахмад как-то даже сказал про него: «Во времена ибн Мубарака не было никого, кто бы так стремился к знаниям, как он».

Абу Ханифа, Суфяну Саври, имам Малик, Хишам ибн Урва, Авзаи и многие другие великие богословы своего времени были учителями Абдуллы ибн Мубарака. «Я получил знания у четырёх тысяч учёных и передал (их) от тысячи из них», - говорил Ибн Мубарак, вспоминая своих учителей. Ибн Мубарак не только изучал науки, но и жил в соответствии с ними.

Историй, показывающих это, множество. Однажды к Абдулле пришли жители Мерва, желающие совершить хадж, и сказали, что хотят отправиться в путь с ним. Ибн Мубарак согласился, но с условием, что распоряжаться всеми средствами, приготовленными ими на дорогу, будет он.

С чем они и согласились. На протяжении всего путешествия Абдулла ибн Мубарак кормил своих спутников вкусной едой и обеспечивал всем необходимым. А на обратном пути купил им и их родне гостинцы и ценные подарки. А по возвращении домой Абдулла ибн Мубарак возвратил своим спутникам все деньги, которые были получены от них перед началом странствия.

Говорят, он был удачным торговцем и в год тратил на нужды бедных и нуждающихся огромную сумму - целых 100 тысяч дирхемов. Алим как мог избегал публичности и любил уединение. Даже после обязательных намазов в мечети он старался без повода не задерживаться и уходил, а на вопросы недоумевавших по поводу такого поведения отвечал, что дома он садится с сахабами - сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ - и их современниками - табиинами, т.е. изучает и анализирует дошедшие до него знания об их делах и поступках. Авторитет Абдуллы ибн Мубарака был столь велик, что даже сам халиф не мог с ним в этом соперничать.

В этом убедился и Харун Рашид известный мусульманский правитель и современник Абдуллы ибн Мубарака. Как-то халиф Харун Рашид с матерью прибыли в один из городов своего государства. Вдруг начал стекаться народ, поднялась сильная пыль.

Мать халифа удивлённо спросила, что происходит. Ей ответили, что учёный Хорасана, то есть ибн Мубарак, прибыл в город. На что она воскликнула: «Вот это, клянусь Аллахом ﷻ, власть! А не власть Харуна альРашида, для которого народ собирают лишь с помощью стражников и слуг».

Жизнь Абдуллы ибн Мубарака была так насыщена богослужениями и благодеяниями, что его учитель Суфяну Саури однажды даже сказал: «Я хочу прожить год как Абдулла ибн Мубарак, но не выдерживаю в таком темпе и трёх дней…». А Абдулла ибн Мубарак прожил в таком темпе всю жизнь, столько же, сколько прожил его самый близкий на свете человек - Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) . 63 года. Ибн Мубарак покинул этот мир в благословенном месяце Рамадан 181-го года хиджры.

Когда весть о смерти учёного дошла до халифа Харуна Рашида, он в печали сказал: «Сегодня умер господин учёных», - и сел принимать соболезнования, будто умер кто-то из его родни. Когда Абдуллах ибн Мубарак почувствовал скорую кончину, он раздал всё своё имущество бедным и нуждающимся. Один из его учеников, прислуживающих ему, сказал: «Учитель, ведь у вас трое детей, неужели вы им ничего не оставите?»

На что великий учёный ответил: «Я доверяю их Аллаху ﷻ, Он лучший попечитель! И если они праведные, то Всемогущий дарует им пропитание оттуда, откуда они вовсе и не ждут. А если они заблудшие, то я не желаю передавать нажитое плохим людям».

Абдуллах ибн Мубарак оставил после себя богатое духовное наследие не только в лице великих учеников, вписавших свои имена золотыми буквами на страницы истории, но и ценные письменные труды, основными из которых являются «Китаб ульДжихад» (один из первых его трудов, написанный во время военных походов), «Китабу-Зухд ва ракаик», «Китабу-суннан филь
фикх», «Китабу-тафсир», «АльАрбаин».

P. S. Говорят, как-то Абдулла ибн Мубарак пошёл к источнику воды Зам-зам и, выпив оттуда, сказал: «…Я пью его для утоления жажды Судного дня». Хадис Пророка Мухаммада ﷺ гласит: «Сбудется то, ради чего пьют воду Зам-зам». И мы надеемся, что желание Абдуллы ибн Мубарака будет исполнено.

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ