Девушка которая окаменела с иконой. Окаменевшая девушка

Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.


А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба - молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.


Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.


Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем - молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» - был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить - право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

Дом 84 на ул. Чкаловской

В январе 1956 года в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Эти события породили одну из самых известных легенд Самары второй половины ХХ века. Для кого-то эта история про окаменевшую девушку стала чудом, для кого-то - страшилкой, для кого-то - поводом для скепсиса, для кого-то - прекрасной фабулой для киносценария. В 2009 году на основе этой легенды Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово.

Что об этом говорят

Вот наиболее расхожая версия, многократно растиражированная отдельными средствами массовой информации. Говорят, в один из тех январских дней в доме № 84 по улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова , в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень Николай. Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово. По городу пронеслась весть о чуде, и на Чкаловской собрались тысячи людей – взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого не смогла. Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.

Какие имеются факты

Материалы, собранные в результате проведенного автором этих строк многолетнего журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого "чуда каменной Зои" в январе 1956 г. в Куйбышеве попросту не было. Но что же здесь случилось? Какие реальные факты есть в этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 г. в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя тогда никем не называлось. Применительно к данной истории оно появилось несколькими десятилетиями позже, где-то в начале 1980-х гг. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 1990-х гг. Каких-либо следов настоящей девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей найти пока не удалось ни в реальности, ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. До конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся история по решению властей была строго засекречена.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма ХIII Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей 20 января 1956 г. Здесь можно прочитать высказывание о «чуде» тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова :

В Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей. Они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит окаменевшая девушка, совершившая богохульство, танцуя с иконой в руках.

"Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС "Волжская коммуна" – В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона". Такая статья под заголовком "Дикий случай" действительно была опубликована в "Волжской коммуне" 24 января 1956 г.

Что показывают свидетели

Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого "чуда каменной Зои" здесь не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно растаяла так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров , который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий (его рассказ записан автором в 2001 г.):

– В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина , продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь ее бывший дом все называют "домом каменной Зои".

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния. Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

У Болонкиной был сын Вадим , карманник, который не раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более "каменной девки" там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным, 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: "Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет". Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем и ретировались.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: "Где же окаменевшая девушка?". Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог".

Однако любопытные все прибывали и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые окна и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Мы нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны.

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирались целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили позволить им осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне и при этом говорили, что, мол, официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. Вокруг дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви – шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 г., а потом мы переехали на другую квартиру.

Печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Правда и домыслы

В последние годы вокруг этого "чуда" появилось множество "вторичных" свидетелей, то есть таких людей, которые сами при тех событиях не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас, в основном, и печатает "желтая пресса", хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не мог сказать тогда, как не может и сейчас. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием "массовый психоз". Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах "скорой помощи", которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с "окаменевшей отроковицей". На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей. Все рассказы о них – это только сплетни.

Очень печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Кадр из фильма режиссёра Александра Прошкина «Чудо» (2009 г.)

Зимой 1956 года Самару (в то время - Куйбышев) взбудоражили слухи: в одном из домов по улице Чкаловской на вечеринке девушка танцевала с иконой, да так и окаменела. К дому потянулись толпы зевак, желающих увидеть «чудо».

С каждым днём возникали всё новые подробности. Икона в руках окаменевшей не абы какая, а Николая Угодника. И как только она пустилась с ней в пляс, грянул гром… Сдвинуть девушку нет никакой возможности - она приросла к полу. А когда пытались вырубить половицы, из них фонтаном пошла кровь… Врачи «скорой помощи» не могут сделать укол - иглы ломаются… Застывшая девушка вся будто наэлектризована и при прикосновении бьёт током так, что в доме уже всё загоралось и приезжали пожарные…

Сотни людей жаждали проникнуть в дом - увидеть чудо и попутно захватить с собой что-нибудь в качестве сувенира на память. Под любопытствующими уже трещали и ломались заборы. А уж когда вокруг квартала выставили конную милицию, самарцы удовлетворённо констатировали - чудо есть! Только этот факт «стояния Зои» . Иначе зачем такие предосторожности?

За 60 с лишним лет эта история выстроилась в стройное повествование, её герои даже приобрели имена.

Стояние Зои. Легенда

В современной интерпретации самарских событий, конечно, нет фонтана крови из половиц и пожарных машин. Каноническое описание «стояния Зои» отсеяло подробности, которые могут вызвать недоверие.

На Новый год, во время Рождественского поста, в доме Клавдии Болонкиной по адресу улица Чкаловская, 84 собралась молодежь. Среди празднующих была и Зоя Карнаухова, работница трубного завода. Начались танцы, только у Зои не было пары - её жених, некий Николай, на вечеринку так и не пришёл. Тогда девушка взяла икону Николая Чудотворца: «Раз нет моего Николая, то буду танцевать с этим!» Друзья отговаривали Зою, но она стояла на своём: «Если Бог есть, пусть он меня покарает!» И как только девушка начала танцевать, раздался гром, сверкнули молнии, а Зоя так и застыла с иконой в руках. Врачи не могли привести её в чувства - иглы шприцов ломались и гнулись, не могли сдвинуть с места или вынуть икону из её рук. Девушка словно окаменела, но сердце её билось - Зоя жила.

Перед праздником Благовещения в дом пришёл некий старец, которого почему-то пустили к Зое. Он подошёл к окаменевшей и ласково спросил: «Ну что, устала стоять?» И вынул икону из рук девушки. Зоя простояла ещё до Пасхи, всего 128 дней, а на праздник рухнула на пол.

По поводу дальнейшей судьбы «каменной Зои» рассказчики уже не столь единодушны. По одной версии, девушка умерла на третий день после Пасхи. По другой - попала в «психушку». По третьей - её увезли сотрудники КГБ в Москву. А ещё говорят, что она ушла в монастырь. В общем, каждый утверждает то, что ближе и понятнее ему.

«Стояние Зои». Факты

Стоит отметить, что никакого трубного завода в Самаре (Куйбышеве) никогда не существовало. Был трубочный завод - оборонное предприятие, выпускавшее дистанционные взрыватели (трубки) для снарядов. Но этот завод закрылся после революции. И к моменту событий на Чкаловской уже около 40 лет назывался заводом имени Масленникова. Приличный срок, чтобы горожане привыкли к новому названию, не так ли?

Кроме того, каноническая история упорно твердит, что события происходили во время празднования нового, 1956 года - в Рождественнский пост. Для православных праздник в пост - уже само по себе возмутительное событие. И тем нравоучительнее история. А по архивным документам всё произошло на «старый Новый год» - с 13 на 14 января.

Толпа на Чкаловскую хлынула одномоментно - неподалёку находился один из немногих действующих на тот момент храмов. Предприимчивые Болонкины сначала брали деньги за вход в дом. Но когда у них стали пропадать вещи, а настроение толпы накалилось, им пришлось вызвать милицию.

22 января в обкоме КПСС состоялся отчёт по вопросам деятельности религиозных культов, Сводился он к тому, что работа по культурному просвещению в городе ведётся не на должном уровне, раз произошёл такой вопиющий случай массового психоза. А 24 января в местной газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай».

Уместно обратиться с упрёком в адрес городского управления милиции и областного управления МВД», - говорилось в фельетоне. - «Выставленные уже в первые дни на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.

«Волжская коммуна»

Оцепление быстро сняли. Ещё какое-то время любопытствующие приходили к дому, но постепенно поток паломников иссяк.

Дело № 2. «Информационный отчёт о состоянии религиозной деятельности общин и групп верующих всех исповеданий»

Есть в этой истории ещё несколько интересных моментов. Например, свидетельства, что в квартире Болонкиных снимал жильё некий священник, а незадолго до событий был выставлен из дома. Ещё очевидцы вспоминают, что утром народ сбегался к дому под колокольный звон, который звучал в рабочий день в Петропавловском храме, находящийся в пятистах метров от дома Болонкиных…

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это - в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно - чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.


Бывший дом Клавдии Болонкиной. Зима 2018 года

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

Самара, улица Чкалова. Женщина на заднем плане поравнялась с воротами дома № 84. В январе 1956 года эта улица была оцеплена нарядами конной милиции.

В данной статье мы покажем подлинные фотографии дома, в котором, якобы, произошло «Стояние Зои» и расскажем реальные факты для тех, кто хочет разобраться в легенде о «каменной девке» — Зое Карнауховой.

В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои» . И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.


Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии , правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом .


Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».


Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.


Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.


Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.

Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.


Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…


Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба . В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…


Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.


Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)». Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).


Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.