Хадисы о благих делах. Стремление к благим делам

Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах

Всевышний Аллах в Коране сказал:

فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ

Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (сура Аль-Бакара, 148)

Всевышний также сказал:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَـوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных… (сура Али Имран, 133)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кафир) и когда вечером будет он верующим, а утром – неверным, продающим свою религию за мирские блага». (Муслим, 1183)

Совершайте хорошие деяния и стремитесь делать их как можно больше, пока не появятся смуты и испытания, и у вас не будет возможности на это. И эти смуты будут чередоваться друг за другом, и последующая будет страшнее предыдущего. И дело дойдёт до того, что человек будет менять свою религию по несколько раз в сутки. Причиной же такого стремительного изменения взглядов является тяга к мирским благам и отдаление от религии.

Сообщается, что Укба Ибн аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды в Медине я совершил послеобеденную молитву позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью (, а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: "Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня». (Аль-Бухари, 851 и 1430)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил у себя дома золото, являющееся частью пожертвования (садака), и не хотел оставлять его у себя и дальше». В этом поступке Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы видим, как он спешил совершить этот добрый поступок.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек, пришедший к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: «Такому-то столько, а такому-то столько», – тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то». (Бухари, 1419; Муслим, 1032)

Не стоит откладывать до того времени, когда это имущество не будет иметь для тебя особого значения. Иначе получится, будто ты раздаёшь ненужные вещи, которые тебе жалко выбросить, но и дома держать нет смысла. Абдульваххаб Аш-Шаарани сказал: «Всевышний Аллах обычно испытывает своих рабов сначала незначительными бедствиями, затем Аллах насылает на них большие бедствия. Это всё делается, чтобы подготовить людей, ибо если испытать их сразу большими бедствиями, то они могут не выдержать испытания». Для человека, уверовавшего во Всевышнего, нет времени для отдыха, пока он не встретится со своим Господом. Так старайтесь же опередить друг друга в добрых делах.

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: «[Сколь бы велики и благородны ни были ваши поступки] никого из вас и никогда они не введут в Рай! [Великодушные и искренние благодеяния, даже если в жизни вашей их будет очень много, не смогут стать гарантом проявления к вам милости Творца и Его всепрощения]». Сподвижники в недоумении спросили: «Даже тебя [дела не введут в Рай], о посланник Божий?» - «Да, даже меня, - ответил Пророк, - кроме как по милости Аллаха (Бога, Господа), проявленной в большей мере, чем мы того заслуживаем [своими делами земными и поступками].

Наставляйте на верное (правильное) [самих себя и других] (погашайте долги, выполняйте финансовые обязательства)! Сближайте [умейте вести диалог; мирите людей и примиряйте] (приближайтесь к намеченным целям без фанатизма и промедлений) [ставьте цели и последовательно достигайте их] (делайте больше благого, приближающего вас к Богу)!

Пусть никто и ни в коем случае не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться» .

Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «Кто лучший из людей?».

Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Кто прожил долгую жизнь, [полную] добрых (хороших) дел» .

Не скачки или неожиданные перепады, а постоянство в душе, в уме и делах.

Не из крайности в крайность, а золотая середина.

Выбираешь для себя подходящий уровень воспитанности, благодетельности, дисциплины, духовности, религиозности, физических и интеллектуальных нагрузок и четко движешься вперед шаг за шагом, день за днем. Не снижая планку из-за лени и неорганизованности, а стабильно закрепляя взятый уровень на протяжении нескольких лет, после же повышая его, аккуратно и без эмоций, без фанатизма.

Эмоции, конечно же, тоже нужны, чтобы начать жить по-новому, оставить плохое позади, сосредоточиться на хорошем и важном, а не для необдуманных крайностей.

Входишь в созидательный непрерывный процесс превращения жизни в череду профессиональных и не только шедевров, получаешь огромное удовольствие от мгновений, которые стараешься замечать, от чувств, ощущений, благодаря при этом всем своим естеством Господа миров за предоставленное бессчетное благо.

Иногда будет больно, ведь представителям инертной массы не нравится, когда кто-то вырывается вперед, выделяется из толпы и показывает хорошие результаты. Это нормально. В такие периоды нужно или отдохнуть, или жать на газ, прикладывая сверхусилия и строго держа эмоции под контролем.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением » .

Мнение богословов едино в том, что для получения Божественного воздаяния от Господа за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения - это вознамеренность сердца (души) совершить что-либо, ощущая себя пред Богом, а не в угоду, например, людской молве .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]» .

Через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) переданы слова Господа миров, смысл которых таков: «Кто будет враждовать с набожным человеком [близким к Богу своими устремлениями и делами, благородством и благонравием, добротой и щедростью; кто будет причинять ему боль, проявлять злобу], тому Я объявляю войну. [То есть на его стороне будет Сам Творец всего сущего, в соответствии с волей, мудростью, мощью и всезнанием Которого происходит абсолютно все на этой земле и во всей Вселенной. Он, этот близкий к Богу человек, сможет забыть о своих недоброжелателях, игнорировать их и уверенно реализовывать свои таланты, свое призвание, создавать новые земные шедевры.]

[Но что первоочередно следует сделать, дабы стать ближе к Богу?] Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой [продолжает Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям , почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном ; строгое выполнение (в меру сил и возможностей) взятых на себя обязательств пред Богом или людьми , честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.]

И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека - милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает человеку блага [за те устремления и поступки, которые он, потомок Адама и Евы, совершает, пусть изредка, но абсолютно бескорыстно на пользу других], тогда использует его (задействует)». Пророка спросили: «Как использует (задействует)?» - «Благословляет его на [веру в душе и] совершение [чего-то значительного] благого [незадолго] до наступления смерти. И с этим [завершающим его земную жизнь] благодеянием [Он, Господь миров] заберет его душу» .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, “сахих”; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1816, хадис 5673; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 157, хадис № 5673.

Также см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 180, хадисы № 6349–6351.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 384, хадис № 2329, «сахих».

Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» показом молящихся в мечетях мусульман. Соглашусь, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными «химией» и называемыми «информационно чистый продукт».

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144 (2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.

Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он - раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это - из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

«Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь, на своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

Например: «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки , они - обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).

«На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Творца и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]» (см. Св. Коран, 23:62).

«О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 29, хадис № 381, «сахих».

Хадис-кудси - слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 77, хадис № 205–(129).

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ أَيْنَ مَا تَكُونُوا يَأْتِ بِكُمُ اللَّهُ جَمِيعًا إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ Транслит Wa Likullin Wij hatun Huwa Muwallīhā ۖ Fāstabiqū A l-Kh ayrā ti ۚ "Ayna Mā Takūnū Ya"ti Bikumu A l-Lahu Jamī`āan ۚ "Inn a A l-Laha `Alá Kulli Sh ay"in Qadī r un У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. И у каждого (человека) есть направление, куда он обращается. [Каждый склонен к какому-либо мнению, учению, вере, профессии,...] Опережайте же (о, верующие) друг друга в добрых делах (которые Аллах установил в Своем Законе) ! Где бы вы ни были, Аллах (в День Суда) приведет [воскресит] вас всех, – поистине, Аллах над каждой вещью мощен [Аллах может все]! У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. [[Последователи всех религий во время обрядов поклонения обращались в определенную сторону, причем направление никогда не имело решающего значения. Оно изменялось в различных религиозных законодательствах, в зависимости от эпохи и обстоятельств. Одни предписания аннулировали другие, и правоверные получали приказ поворачиваться лицом в другую сторону. При этом самым важным обстоятельством всегда оставалась покорность Аллаху и стремление приблизиться к Нему. Именно эти качества являются залогом успеха и обретения благосклонности Аллаха. Если человек не обладает ими, то он оказывается в убытке как в этом мире, так и в Последней жизни. Если же он обладает ими, то приобретает подлинную выгоду. Этот принцип является общим для всех религиозных законодательств, поскольку именно ради него Аллах сотворил человечество и его же приказал соблюдать. Повеление опережать друг друга в совершении добрых дел является более обширным, чем повеление просто совершать праведные поступки. Пытаясь опередить окружающих в добрых деяниях, человек стремится совершить их раньше других самым безупречным образом и при самых лучших обстоятельствах. И если в мирской жизни ему удастся опередить других в совершении праведных поступков, то в Последней жизни ему удастся раньше других попасть в Райские сады и добраться до самых высоких ступеней. Под добрыми деяниями подразумеваются все обязательные и добровольные предписания религии, среди которых можно выделить намаз, пост, закят, хадж, малое паломничество, джихад и любые другие благодеяния, приносящие пользу человеку и обществу. Поскольку самым сильным фактором, подталкивающим людей к состязанию в совершении праведных поступков, является обещанное Аллахом вознаграждение, далее Всевышний Аллах сообщил о том, что благодаря Своему могуществу Он непременно соберет вместе всех людей. Это произойдет в День воскресения, когда каждый человек получит заслуженное воздаяние. По этому поводу Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем) » (53:31) . Из этого славного аята следует, что человек извлечет пользу из каждого достойного обстоятельства, которое сопровождало его благодеяния. К таким обстоятельствам относятся совершение намаза в первые из отведенных для него часов, безотлагательное восполнение пропущенных постов, стремление совершить хадж и малое паломничество при первой же возможности, безотлагательная выплата закята, совершение желательных действий при отправлении обрядов поклонения и соблюдение соответствующего этикета. И остается лишь удивляться, каким лаконичным и полезным является этот аят!]] Ибн Касир

У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята: (وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا ) У каждого есть сторона, куда он обращается лицом – здесь речь идёт о последователях различных религий. Т.е. каждая община и нация имеет своё направление – киблу, которое они сами выбрали. В то время, как кибла верующих та, которую предписал им Аллах.

Абу аль-Алия сказал: «У иудеев своя кибла, куда они обращаются, у христиан – своя. Но вас, о, Умма, Аллах направил на киблу, которая является истинной Киблой». Также считали: Муджахид, ад-Даххак, Ата, ар-Раби’ ибн Анас, ас-Судди и др. Этот аят подобен другому аяту: (لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَـاجاً وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَـكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِى مَآ ءَاتَـاكُم فَاسْتَبِقُوا الخَيْرَاتِ إِلَى الله مَرْجِعُكُمْ جَمِيعاً ) Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах.Всем вам предстоит вернуться к Аллаху. (

Ислам призывает всех людей к добру и требует от нас делать полезные дела, быть примером для других на пути к добру и состязаться друг с другом в добрых делах.

Добро (хайыр) – это очень широкое понятие, охватывающее все хорошее, что приходит на ум, все полезные дела и поступки. Добро означает намеренное и искреннее стремление людей к осуществлению блага. В Исламе добром также называют бескорыстное оказание помощи другим. А есть еще понятие хайрат (благотворительные учреждения), под которыми подразумеваются построенные ради довольства Аллаха и переданные в пользование народу мечети, медресе, школы, библиотеки, больницы.

Добро является противоположностью зла. Всевышний Аллах время от времени испытывает нас добром и злом (Анбия, 22:35). Только от нас зависит, выдержим ли мы это испытание или не выдержим. Какое бы добро или зло мы не совершили в этом мире, обязательно получим за это воздаяние в ахирате, и ничто не останется без ответа (См. Бакара, 2:110, 184, 197; Али Имран, 3:30; Зилзал, 99:7-8).

Коран объявляет состязание в добрых делах целью нашей жизни. Это ярко показано в следующих аятах:

«Все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (Му’минун, 23:61). «…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…» (Бакара, 2:148). «…Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (Мутаффифин, 83:26).

В одном из хадисов наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Религия – это доброжелательство» (Муслим, “Книга имана”, 95). То есть сущность религии составляет желание добра для людей.

Также из Корана мы узнаем, что для достижения спасения в этом мире и в ахирате необходимо совершать добродеяния. Наш великий Господь так благоволит в 77-м аяте суры «Хадж»: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете».

Всевышний Аллах призывает людей к добру и повелевает нам составлять группу тех, кто зовет людей к добрым делам: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (Али Имран, 3:104).

Исламское понимание хорошей жизни базируется на предпочтении быть примером для других в совершении добра. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил: «Доброта не устареет, то есть обладателя доброты всегда будут вспоминать с добром» (Ан-Набхани, “Аль-Фатхуль-Кабир”, 1, 490). Его жизненная философия опиралась на распространении добра и справедливости.

Мы знаем, как наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда от всей души и самоотверженно помогал тем, кто нуждался в материальной и моральной поддержке, всем сиротам, бедным и всем оказавшимся в нужде. Нам стоит задуматься о его исключительной щедрости, о его привычке тотчас раздавать нуждающимся все, что оказывалось у него на руках. Ведь он делился с окружающими даже предложенной ему едой и никого не отпускал с пустыми руками.

Такое поведение стало хорошим примером для мусульман, которые осознали необходимость непрерывного совершения добрых дел. В результате этого появились мечети, медресе, караван-сараи, мосты, бесплатные столовые и другие благотворительные учреждения. Такое понимание способствовало утверждению соответствующего духу Ислама принципа: «Самый достойный из людей тот, который полезен людям. Самое лучшее добро, которое расходуется на пути Аллаха. А самое лучшее из того, что расходуется на пути Аллаха, это то, что потрачено на удовлетворение самых насущных потребностей людей».

Совершение добра людям в этом мире сделает человека счастливым в ахирате. Оно означает отправление перед собой в ахират добра, которое станет причиной его допущения в Рай. Разве наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) не произнес слова: «Му’мин не будет довольствоваться совершенным им добром до тех пор, пока Рай не станет его итогом»? (Тирмизи, “Книга знаний”, 19). А если так, то будем состязаться между собой в совершении добрых дел. Это соревнование в приумножении добродетели и всего хорошего, прекрасного, потому что зрелые му’мины не станут соревноваться для получения какой-то выгоды или превосходства над остальными, а только ради исполнения повелений Аллаха, последования примеру нашего любимого Пророка и создания вещей, полезных людям. Не будем забывать, что в этом состязании не бывает проигравших.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Каждому мусульманину, да и каждому человеку свойственно чувство конкуренции и соперничества. Человек с искренней верой не может быть доволен плохим положением вещей у себя и своей уммы, и нет у него отдыха в этой жизни, потому что он всегда стремится к совершенству и улучшению, и на этом пути преодолевает многие трудности. Верующий всегда чувствует, что он находится в состоянии конкуренции и соревнования и, следовательно, постоянно ведёт деятельность и подключается к инициативам, направленным на достижение великой цели – довольства Всевышнего Аллаха , и чтобы стать одним из опередивших, как об этом говорит Аллах Всевышний в Священном Коране: «А те, которые опережали других в совершении благочестивых деяний в земном мире, опередят всех также и в будущей жизни, возносясь степенями. Они будут приближены к Аллаху » (Священный Коран, 56:10-11).

Ислам воспитывает своих последователей в соответствии со значением этих аятов, учитывая требования будущей жизни настолько, что мусульмане стремятся быть примером праведности для других. Аллах Всевышний говорит о таких верующих: «Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных ”» (Священный Коран, 74:25).

При рассмотрении шариатских текстов мы находим, что, призывая верующих к стремлению к будущей жизни, в них виден явный призыв к соперничеству, к спешке в подобных делах и конкуренции друг с другом. С другой стороны, когда дело касается ближнего мира, они призывают верующих подходить к ним избирательно и рассудительно, ступать по земле смиренно и не пытаться опередить друг друга или конкурировать для достижения мирских удовольствий. Всевышний Аллах говорит: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Священный Коран , 3:133). После описания благословенного Рая, Всевышний говорит: «…в обретении этого благоденствия пусть соперничают друг с другом люди » (Священный Коран, 83:26).

Ещё в одном аяте Всевышний указывает нам, куда надо спешить, а что можно и отложить: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то спешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете » (Священный Коран, 62:9-10).

К этому призывают и многие другие аяты, а также множество хадисов. Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его днём и ночью, и человеку, которому Аллах даровал Коран и который занимается им днём и ночью » (имамы аль-Бухари и Муслим). Комментируя этот хадис Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь имеется в виду так называемая белая зависть (гыбта), которую Пророк (мир ему), назвал просто завистью (хасад), употребив это слово как метафору. Гыбта означает желание чужого благословения, не желая при этом его лишения своему сопернику. Усердие на этом пути называется конкуренцией, и оно является похвальным актом покорности Всевышнему ».

Другие примеры похвального соревнования – это гонка богослужений, в которой могут преуспеть лишь опередившие. Её примерами могут послужить произнесение азана, участие в намазах с джамаатом, стремление занять первые ряды в намазе. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы люди знали о награде, которая ждет тех, кто произносит слова азана и находится в первом ряду во время общей молитвы и, кроме жребия по стрелам, не нашли иного пути для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду, то они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той награде, которая ждёт являющегося на молитву пораньше, то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в общих вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком! » (имамыаль-Бухари, Муслим).

Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит верующих спешить в вопросах будущей жизни: «Спешите делать добрые дела до того, пока вас не одолеют искушения, которые будут мрачными как темная часть ночи», а в другом хадисе он сказал: «Тщательное обдумывание должно быть во всем, кроме деятельности для будущей жизни ».

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) усвоили этот урок, и они соперничали друг с другом, чтобы снискать милость Аллаха. По словам Умара ибн аль-Хаттаба: «В одно время Пророк приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», – ответил я. После этого пришёл Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Господа и Посланника Его». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра...»

В другой раз, подчеркивая образцовое чтение Корана, Посланник Аллаха сказал про Ибн Масуда: «Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делает ибн Умм Абдулла ибн Масуд… » Тогда Умар сказал сам себе: «Клянусь Аллахом, утром я приду к Абдулле ибн Масуду и обрадую его словами Пророка». Придя к нему утром, чтобы обрадовать его, я обнаружил, что Абу Бакр уже опередил меня и сообщил ему эту радостную весть… Клянусь Аллахом, всякий раз, когда я соревновался с Абу Бакром в добрых делах, он опережал меня».

Таковы были благородные и возвышенные нравы этих достойных людей. Они соперничали друг с другом, но с любовью, уважением и радостью. Потому, что те, кому Аллах предоставил возможность совершать много добра, не станут опускаться до мелочных обид, презрения или зависти, они выше этого.

Существует большая разница между похвальным соперничеством в вопросах будущей жизни и конкуренцией в делах обретения краткосрочных удовольствий ближнего мира. Пророк (мир ему и благословение) остерегал мусульман от такого вида конкуренции следующими словами: «Радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! Однако, клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали жившие до вас, и это погубит вас, как погубило их!»»

Соперничество с другими людьми для достижения мирских удовольствий часто приводит к зависти. Пророк (мир ему и благословение) боялся за свою умму, и предвидя завоевания Персии и Византии говорил: «Вы будете соперничать друг с другом, затем вы будете завидовать друг другу, затем вы будете строить заговоры друг против друга, а затем вы станете ненавидеть друг друга ».

Праведные предшественники понимали смысл этих слов и они соперничали друг с другом в делах будущей жизни, а мирские удовольствия ничего не стоили в их глазах. Аль-Хасан (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Клянусь Аллахом, я видел людей, которые считают ближнюю жизнь более пустяковой, чем пыль, по которой вы идете. Их не интересовало, приобретут ли они что-нибудь в ней или нет». Он также говорил: «Если кто-то соперничает с вами в делах вашей религии, то соперничайте с ним. А если кто соперничает с вами в мирской жизни, то оставьте её ему». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направлял свою уммук тому, что лучше, и говорил: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал».

Тем не менее, конкуренция в мирской жизни, которая направлена на больший успех, или чтобы сделать мусульман самодостаточными и независимыми, путём совершенствования в науке и технике и достижения прогресса в экономической сфере, с намерением достижения довольства Аллаха и обретения Рая, является похвальной, и такая конкуренция, на самом деле, связана с будущей жизнью. Поэтому, когда наши конкуренты предпринимают шаги, направленные на развитие уммы, это должно нас только радовать. Мы должны научиться радоваться и гордиться достижениями других, делиться этими достижениями и соревноваться с другими в благих деяниях, как это делали наши праведные предшественники.