Филарет милостивый о чем молятся. Филарет милостивый молитва

Пра-вед-ный Фила-рет Ми-ло-сти-вый, сын Ге-ор-гия и Ан-ны, вос-пи-тан-ный в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем, жил в VIII в. в се-ле-нии Ам-нии Па-фла-гон-ской об-ла-сти (Ма-лая Азия). Же-на его, Фе-о-з-ва, бы-ла из бо-га-той и знат-ной се-мьи, у них бы-ли де-ти: сын Иоат и до-че-ри Ипа-тия и Еван-фия.
Фила-рет был бо-га-тым и знат-ным вель-мо-жей, но бо-гат-ство его не ра-до-ва-ло. Зная, как мно-го лю-дей стра-да-ет от бед-но-сти, вспо-ми-нал он сло-ва Спа-си-те-ля о Страш-ном Су-де и о "ма-лых сих" (), сло-ва апо-сто-ла о том, что че-ло-век, уми-рая, ни-че-го не уно-сит из ми-ра (), стро-ки ца-ря Да-ви-да о воз-на-граж-де-нии пра-вед-ни-ка (). И Фила-рет про-сла-вил-ся ни-ще-лю-би-ем.
Од-на-жды из-ма-иль-тяне (ара-бы) на-па-ли на Па-фла-го-нию, опу-сто-ши-ли стра-ну и раз-гра-би-ли иму-ще-ство Фила-ре-та. У него оста-лось 2 во-ла, ко-ро-ва, несколь-ко ульев и дом. Но и это, по-след-нее, он по-сте-пен-но раз-дал бед-ным. Стой-ко и крот-ко пе-ре-но-сил он упре-ки же-ны и на-смеш-ки де-тей. "Я имею в тай-ни-ках, вам неиз-вест-ных та-кое бо-гат-ство и та-кие со-кро-ви-ща, - от-ве-чал он род-ным, - ко-то-рых до-станет вам, да-же ес-ли вы и сто лет про-жи-ве-те без тру-да и ни о чем не за-бо-тясь".
И Гос-подь воз-дал Фила-ре-ту за его ми-ло-сер-дие: ко-гда бы-ла от-да-на по-след-няя ме-ра пше-ни-цы, его ста-рый друг при-слал ему со-рок мер, а по-сле то-го, как бы-ла от-да-на ни-ще-му теп-лая одеж-да, к нему вер-ну-лось бо-гат-ство.
В то вре-мя ви-зан-тий-ская им-пе-ра-три-ца Ири-на (797-802) ис-ка-ла неве-сту для сы-на - бу-ду-ще-го со-пра-ви-те-ля Кон-стан-ти-на Баг-ря-но-род-но-го (780-797) и для это-го по всей им-пе-рии разо-сла-ла по-слов. По-слы не ми-но-ва-ли и Ам-нии. Ко-гда Фила-рет и Фе-о-з-ва узна-ли, что вы-со-чай-шие го-сти долж-ны по-се-тить и их дом, Фила-рет очень об-ра-до-вал-ся, а Фе-о-з-ва опе-ча-ли-лась: в до-ме не бы-ло во-об-ще ни-ка-кой еды, а о по-до-ба-ю-щем уго-ще-нии нече-го бы-ло и ду-мать. Но Фила-рет при-ка-зал жене хо-ро-шень-ко убрать в до-ме. Со-се-ди, узнав, что ожи-да-ют-ся цар-ские по-слы, при-нес-ли в изоби-лии всё для бо-га-то-го пи-ра. По-слы ото-бра-ли для цар-ских смот-рин вме-сте с 10 кра-си-вей-ши-ми де-вуш-ка-ми внуч-ку Фила-ре-та Ма-рию. Ма-рия пре-взо-шла сво-их со-пер-ниц доб-ро-той и скром-но-стью и ста-ла ца-ри-цей, а Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный щед-ро ода-рил Фила-ре-та. Так вер-ну-лись к Фила-ре-ту сла-ва и бо-гат-ство. Но, как и преж-де, свя-той ни-ще-лю-бец щед-ро раз-да-вал ми-ло-сты-ню и устра-и-вал тра-пезы для ни-щих, и сам слу-жил им во вре-мя этих тра-пез. Все удив-ля-лись сми-ре-нию Фила-ре-та и го-во-ри-ли: "По-ис-ти-не че-ло-век этот весь Бо-жий, ис-тин-ный уче-ник Хри-стов".
Слу-ге он при-ка-зал сде-лать три ящи-ка и на-пол-нить их по-рознь зо-ло-ты-ми, се-реб-ря-ны-ми и мед-ны-ми мо-не-та-ми: из пер-во-го по-лу-ча-ли ми-ло-сты-ню со-всем неиму-щие, из вто-ро-го - ли-шив-ши-е-ся средств, а из тре-тье-го - те, кто ли-це-мер-но вы-ма-ни-вал день-ги.
Так, не при-ем-ля по-че-стей, в сми-ре-нии и ни-ще-лю-бии до-стиг бла-жен-ный ста-рец 90 лет. Пред-ви-дя свою кон-чи-ну, он от-пра-вил-ся в кон-стан-ти-но-поль-ский мо-на-стырь Ро-доль-фию, роз-дал там всё, что имел при се-бе, на мо-на-стыр-ские нуж-ды и ни-щим. При-звав род-ных, на-став-лял их в ни-ще-лю-бии и нес-тя-жа-тель-но-сти и мир-но пре-ста-вил-ся Бо-гу. Скон-чал-ся он в 792 го-ду и по-гре-бен в оби-те-ли Су-да Ро-доль-фия в Кон-стан-ти-но-по-ле.
Свя-тость пра-вед-но-го Фила-ре-та под-твер-ди-ло яв-лен-ное по-сле его смер-ти чу-до. Ко-гда те-ло свя-то-го нес-ли к ме-сту по-гре-бе-ния, один че-ло-век, одер-жи-мый бе-сом, схва-тил-ся за гроб и сле-до-вал с по-гре-баль-ной про-цес-си-ей. На клад-би-ще про-изо-шло ис-це-ле-ние бес-но-ва-то-го: бес по-ва-лил че-ло-ве-ка на зем-лю, а сам вы-шел из него. Мно-гие дру-гие чу-де-са и ис-це-ле-ния со-вер-ша-лись при гро-бе свя-то-го.
По-сле смер-ти пра-вед-но-го Фила-ре-та его же-на Фе-о-з-ва тру-ди-лась, вос-ста-нав-ли-вая в Па-фла-го-нии мо-на-сты-ри и хра-мы, раз-ру-шен-ные во вре-мя ино-зем-ных на-ше-ствий.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь праведному Филарету Милостивому

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ разделя́л еси́ неиму́щим/ и лише́ние сих терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бог наш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: в вере подражая, же в терпении последуя, отче Филарет, имущество свое раздавал неимущим и мужественно терпел собственную бедность. Потому светлым тебя венцом увенчал Подвигоположник, Христос Бог наш, Его же моли о спасении душ наших.

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, отче , в молитвах непрестанно пребывавший, нищих возлюбивший и им помогавший, но молись Христу Богу, Филарет милостивый, блаженный, о спасении душ наших.

Ин тропарь праведному Филарету Милостивому

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и сих удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, праведный, и в заповедях Господних безупречно прожил, нищих возлюбил и им помогал, но молись Христу Богу, блаженный, о спасении душ наших.

Кондак праведному Филарету Милостивому

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я Го́рних и ве́чных.// Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Перевод: Торговля твоя истинно превосходит все достоинством и считается мудрой благомудрствующими, ибо ты отдавал земное и кратковременное, взыскуя Небесного и вечного. Потому и достойно обрел ты вечную славу, милостивый Филарет.

Доброде́тельми украша́яся и стра́хом Бо́жиим/ преди́вен во всех яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя помина́й,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Перевод: Украшенный и , удивительный во всем, ты явился в Царском городе (Константинополе), нищим сокровище раздав и нетленное богатство на Небесах получив. Потому всюду и везде почитающих тебя, Филарет, вспоминай, слава праведников и честь.

Ин кондак праведному Филарету Милостивому

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, доброде́тели о тезоимени́те.

Перевод: Богатство твое раздал ты нищим и Небесное богатство сейчас получил, Филарет всеблаженный, потому почитаем тебя, празднуя память твою, добродетели одноименный (Филарет с греч. Φιλάρετος — «любящий добродетель»).

О, преди́вне избра́нниче Бо́жий, Филаре́те Ми́лостивый! А́мнии преще́дрый хлебода́телю, Правосла́вия свети́льниче, Го́спода Бо́га ра́бе благи́й и ве́рный! Ты́ бо все́м се́рдцем ева́нгельски Христу́ после́довавый и да́нный тебе́ тала́нт прему́дре умно́живый: си́рых и убо́гих оде́явый и напита́вый; стра́нных и ни́щих в до́м сво́й введы́й, в ско́рбех и печа́лех су́щих уте́шивый, уме́рших и на сто́гнах пове́рженных гро́бу преда́вый; все́м вся́чески послужи́вый, и та́ко ве́ру свою́ в дела́х показа́л еси́. Е́й, святы́й уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, печа́льми жите́йскими изныва́емых и страстьми́ грехо́вными обурева́емых. Во вся́ дни́ уны́ние и малоду́шие коле́блют на́шу ве́ру, жестокосе́рдие и озлобле́ние снеда́ют сердца́ на́ша и охлажда́ют любо́вь на́шу; честолю́бие же и нетерпе́ние растлева́ют души́ на́ша, и та́ко, а́ки ни́щии, в дела́х благи́х обнища́хом. Ты́ же, О́тче пра́ведный, милосе́рдствуя о на́с, умоли́ Христа́ Бо́га, да обогати́т сердца́ на́ша Ду́хом Свои́м Святы́м, исцели́т душе́вныя и теле́сныя неду́ги на́ша, и, а́ки ни́ву жа́ждущую, напои́т на́с щедро́тами человеколю́бия Своего́; да ве́ре, долготерпе́нию и милосе́рдию твоему́ подража́юще, во благоче́стии и чистоте́ поживе́м вся́ дни́ живота́ на́шего. Еще́ мо́лим тя́, преблаже́нне, егда́ приспе́ет жития́ на́шего отше́ствие, к покая́нию нелицеме́рному на́с подви́гни, да Христу́ Спаси́телю на́шему чрез святы́я Его́ Та́инства приобщи́мся и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго бу́дем, иде́же в ра́дости святы́х и А́нгелов сподо́бимся и мы́ покланя́тися и воспева́ти Трисвято́е И́мя: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь!

Каноны и Акафисты

Акафист святому праведному Филарету Милостивому

Сей акафист св. Филарету Милостивому, написан Высокопреосвященнейшим Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный угодниче Христов Филарете! Похвальная приносим ти, Авраамлева страннолюбия усердный подражателю, ты бо о людех милосердствуя, рукама неимущих, Богу взаим даяти возлюбил еси, темже ти, любовию Божиею обогатившемуся и дерзновение к Нему стяжавшему, припадающе, молимся: не остави и нас, к тебе в нуждах прибегающих и со умилением зовущих:

Икос 1

Ангелом радование и человеком веселие бысть житие твое, Филарете Милостивый. Ты бо праотцу Аврааму в вepe, Иову же в терпении последуя, яко отец чадолюбивый: алчущих питая, странных же с радостию приемля, любезно тех упокоевал, и тако дом твой прибежище радования соделал еси. Сице, видяще тя волю Божию в делах Милосердия творяща, приносим ти таковыя похвалы:
Радуйся, страны Пафлагонския светильниче светозарный.
Радуйся, человеколюбия образе преславный.
Радуйся, ты бо в житии твоем всем сердцем Бога возлюбивый.
Радуйся, горением любви к Нему богатство добродетелей мудре расточивый.
Радуйся, ты бо, милосердием распаляемь, благодать Духа Святаго обильно стяжавый.
Радуйся, в любви Божией богатея, никогдаже обнищавый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 2

Видяще тя ближнии и дальнии, состраданием распаляема, и служение людем аки Самому Господу усердно творяща, в нуждах и печалех к тебе притекаху, их же ты елеем милосердия во имя Христово утешал еси. Мы же, милосердие твое, разум человеческий превосходящее зряще, вопием о тебе Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Премудраго воистинну стяжал еси, всеблаженне Филарете, яко благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть, сего ради словеса Господня: «Понеже сотвористе единому из братий моих меньших, Мнe сотвористе» - паче меда и сота сердцу твоему быша. Сице тебе о таковых милосердствующа, приносим похвальная сия:
Радуйся, Божественнаго разума предивное вместилище.
Радуйся, благоутробия Божия всеусерднейший проповедниче.
Радуйся, елей милосердия никогдаже в дому твоем истощися.
Радуйся, яко же в Сарепте Сидонской, мука добродетели твоея николиже умалися.
Радуйся, боголюбивых душ щедрое увеселение.
Радуйся, в скорбех унывающих благодатное укрепление.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 3

Силою Духа Святаго, Его же стяжа душа твоя, не поколебася дух твой, блаженне Филарете, егда Человеколюбец Бог, якоже иногда на угодника своего Иова, попусти на тя полчища Исмаилтян, огнем и мечем опустошивших села же, и нивы, и вертограды твоя, и побиша домочадцы твоя, дабы испытати незлобие души твоея. Ты же, вся сия со смирением приял еси, устами праведнаго Иова благословляяй Бога: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду, Господь даде - Господь отъят, - велегласно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

В Боге, упование имеяй, в нищите и напастех суще, не поскорбел, ниже согрешил еси устами твоими пред лицем Всевышняго, всеблаженне, но якоже о многом богатстве, о нищите своей веселяся, по слову бо Господню: в поте лица ядый хлеб твой, его же, яко избыточествующий, с нищелюбцы разделял еси. Ублажая таковое упование твое со умилением вопием ти:
Радуйся, сердца твоего земным сокровищем не приложивый.
Радуйся, таковым бо ближним твоим со благоговением послуживый.
Радуйся, милостыней аки миро многоценное в церкви Христовой благоухающий.
Радуйся, вдов и сирот, и неимущих хлебом жизни питающий.
Радуйся, благочестия столпе непоколебимый, небес досязующий.
Радуйся, добродетельми твоими ангельски любовь Божию воспевающий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 4

Бурею испытаний и укорением от ближних своих не поколебался еси, боголюбиве Филарете, егда же узрел ecu земледельца убога в беде суща, супруг волов единых в дому твоем бывших, сему отдал еси, евангельски убеждая жену и чад своих воззрети на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их. Тако сих утешающе, Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще тя боголюбивый друг твой в нищету впадше, умилосердися, и довольно пшеницы посла ти, да дом свой препитаеши, достоблаженне Филарете. Ты же сия, аки от рук Божиих приял еси, и домочадцы, и соседи своя, и неимущую братию оделил еси. Людие же Божии, зряще тя милосердием избыточествующе, ублажаше тя похвалы таковыми:
Радуйся, церкве домашния благодатное утверждение.
Радуйся, земледельцев в делании щедрое благословение.
Радуйся, алчущим и жаждущим благий хлебодателю.
Радуйся, в бедах и печалех сущим скорый предстателю.
Радуйся, незлобия преизрядный рачителю.
Радуйся, добротолюбия смиренномудрый учителю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 5

Медоточней струе уподобился еси, богоблаженне Филарете, егда хлеба насущна не бе в храмине твоей, обаче, нищу пришедшу в дом твой, да сего не презреши, ниже тща отпустиши, от пчел мед отъял еси, и тако душу раба Христова увеселил еси. Мы же, милосердия сего в житии нашем не стяжавше, но яже даде нам Господь, безумно расточающе, како принесем похвальная милующему нас Богу, аще не о тебе возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышаще и видяще яко милость и истина сретостеся, правда же и мир в делах твоих облобызастася, кто не ублажит подвиги твоя, воистинну Милостивый Филарете, или кто не удивится нищелюбию твоему - ты бо, в крайней нищете суще: на Бога упование имея, псаломски исповедал еси: Аще пойду посреде скорби, Господь живит мя, и спасет мя десница Его. К стяжанию богомудрия сего подвигни и нас, взывающих ти таковая:
Радуйся, пламене веры божественнаго горения.
Радуйся, фимиаме благовоннаго пред Богом курения.
Радуйся, кладязе милосердия неисчерпаемаго.
Радуйся, странноприимче чертога незатворяемаго.
Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.
Радуйся, друже Христов, и о нас пред Ним верный предстателю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 6

Проповедник милосердия и человеколюбия Христова явился еси благонравным житием твоим, святе Филарете, и тако инаго Авраама показа тя мирови Бог. Сего ради призре Господь на смирение твое и от нищеты крайния к роду царственному вознесе наследие твое, да узриши сыны и дщери рода твоего, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея вся дни живота твоего, да и мы о тебе познаем како печется Господь о уповающих на Него, и с любовию возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное горением любве твоея ко Господу, и на камене веры утвердися сердце твое, премудрый делателю винограда Христова и, яко крин многоцветный, подвигом веры процвел еси со чады твоими, их же долготерпением твоим уповати на Бога научал еси. Они же, уразумеша грех роптания своего и, сокрушаяся сердцем, благословляху Бога, сотворшаго милость. С ними же и мы к тебе припадаем и умильно взываем:
Радуйся, брак честный и житие нескверное угодная пред Богом сотворивый.
Радуйся, церковь домашнюю на камене веры богомудренно утвердивый.
Радуйся, супружеской верности твердое охранение.
Радуйся, в подвиге сем изнемогающих благодатное укрепление.
Радуйся, юным супругом образ христианского жития добре показующий.
Радуйся, молитвой пред Богом в нуждах их споспешествующий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 7

Хотяще воздати благодарение Богу, за яже дарова ти неизреченная благая, рекл еси жене со чады твоими: сотворим убо пир и умолим Царя нашего со вельможами приити к нам. Бывшу сему ими уготовану, потекл еси, всеблаженне, на стогны града и распутия, и елика обрел еси нищих, и слепых и хромых, и разслабленных, в дому твоем царскую трапезу уготовал еси, и имже с домочадцы своими, яко Царю царей, послужил еси. С ними же, яко со други Христовы, научаеши и нас взывати в Троице певаемому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго светильника, в делех милосердая просиявшаго, обрете тя Церковь Христова, милостиве Филарете, понеже не прилепися сердце твое сокровищем земным, ниже царским милостыням и щедротам, их же нивочтоже вменял еси, и вся яже тебе приношаху, убогим и страждущим обильно расточал еси. Внемли же и нам, о всеблаженне, да твоими молитвами душевнаго и телеснаго вреда избавльшеся, щедролюбием твоим уязвимся, приносяще тебе сия похвалы:
Радуйся, отцем и праотцем нашим в вере подражателю.
Радуйся, сокровищ Небесных премудрый стяжателю.
Радуйся, благонравием твоим целомудрию и страху Божию нас научаеши.
Радуйся, болезнующих жестосердием щедролюбием исцеляеши.
Радуйся, паче царских почестей нищету Христову возлюбивый.
Радуйся, Царствия Христова паче земных красных искати нас научивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 8

Странно и преславно бысть житие твое, преблажене Филарете, во еже дивитися мнозем, како убо царскими почестями почтенну ти сущу, нищету духовную паче богатства мира сего возлюбив, в посте и молитве богатство некрадомое душе твоей стяжал еси. Кто убо возможет изрещи болезни и борения твоя, яже Христа ради претерпел еси, аще божественной любовию не возгорится, во еже чистым сердцем непрестанно взывати ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых, Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в вышних, праведне Филарете, егда Духом Святым возвестися ти жития твоего скончание и, якоже древле Патриарх Иаков, призвал еси чады твоя и чады чад твоих, им же, пророчески, вся, яже имать волею Божиею совершитися, предвозвестил еси. И, тако их благословляя, яко солнцe лицем твоим просиял, и псаломски к Богу воззвал еси: Милость и суд воспою Тебе, Господи, когда приидеши ко мне; и, сице молящуся, дух твой в руце Божии предал еси. Они, сокрушающеся, рыданьми вопияху:
Радуйся, отче милостивый и кроткий, любве Христовой нас научающий.
Радуйся, грядущая яко настоящая нам сказующий.
Радуйся, трие внуки твоя на подвиг иноческий пророчески благословивый.
Радуйся, послушанию, целомудрию и нищете Христовой их научивый.
Радуйся, состраданием и нищелюбием премного Богу угодивый.
Радуйся, милостынею Царствие Божие унаследивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 9

Всяко колено земных: царие и вельможи, странницы и убозии, от градов и весей, яко мравия ко гробу твоему стекашася, блаженне Филарете, друг друга тесняще и со слезами взываху: О, Господи Боже наш! Почто лишил еси нас отца и питателя нашего? Кто ныне алчущих напитает, нагих одеет, странных в дом свой введет? Кто же умершую и на стогнах повержену братию нашу гробу предаст? Мы же содрогаемся сердцем и душею, яко ничтоже благо таковым сотворихом, да вопием с ними хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают: киими словесы восхвалити по достоянию в супружеском подвиге непорочное Богу служение твое, боголюбиве Филарете, ниже исповесть вся преславная чудеса твоя, ими и по смерти в скорбех к тебе притекавших утешал еси. Сице бо человек от духа злаго многолетне страждущий, егда ко гробу твоему повержеся, от козней сего мучительных свободися, хвалу велию Богу воздаде. Народ же, чудесе сего свидетель быв, благословляя Бога, со страхом и умилением принесе тебе таковая:
Радуйся, якоже Архистратиг Божий сатану долу низринувый.
Радуйся, милосердием твоим лона Авраамова достигнувый.
Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.
Радуйся, молитвенниче о нас у Престола Божия непостыдный.
Радуйся, за любовь твою святую любве Царя Небеснаго cподобивыйся.
Радуйся, евангельски на земли потрудивыйся, сожительства ангелом удостоивыйся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 10

Спасительнаго пристанища и сладости райския преславно достигл еси смиренномудрием твоим, достохвальне Филарете, и реку огненную, нечестие попаляющую, невредимо прешел еси, идеже со избранными Божиими дадеся ти венец славы неувядаемыя, в ней бо тя муж праведный узре, и от Ангела Господня услыша: се Филарет Амнийский есть, иже премногою своею к нищим любовию, милостию и чистым своим житием, вторым Авраам бысть. Тако, видяще тя в Боге ликовствующа, смиренно и мы вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и надежное прибежище еси, милостиве Филарете, всем к заступлению твоему притекающих, о них же яко о чадех своих пред Богом в молитве ходатайствуеши. Тем же и нам, к тебе с любовию припадающих, и твоего заступления пред Богом просящих, буди стена и ограждение непреодолимое, и от всех козней вражиих избавление непреоборимое, да твоими молитвами пристанища райского достигнем и, в Бозе веселящеся, вопием ти радостно:
Радуйся, от богомыслия к боговедению славно возвысивыйся.
Радуйся, о Боге мудрствуя, лепотою безсмертия украсивыйся.
Радуйся, о нищих печаляся, у врат дому твоего утреневавый.
Радуйся, тако утренююще, любовь Божию стяжавый.
Радуйся, христианского благочестия дивный глашателю.
Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 11

Пение всехвальное приносим ти, досточудне Филарете, и псаломски вопием: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век. Тако, о всеблаженне, житием твоим показал еси, яко монаси и мирстии, священницы и вельможи, богатии и убозии звани суть внити в радость Господа своего, аще уразумеют яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и в делех благих восхвалят Трисвятое имя Его: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным служителем милосердия и человеколюбия предстал еси престолу Всевышняго Владыки и Господа Сил, всеблаженне Филарете, отонюдуже Божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваеши нас, во тьме греховней блуждающих, на светлую стезю покаяния и доброделания наставляеши: не скрывати себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Мы же, сладкое сие Христово вещание в послушание приемлюще, с радостию зовем ти:
Радуйся, колесницею добродетелей от земных к небесным восход сотворивый.
Радуйся, вся козни вражия милосердием к людем посрамивый.
Радуйся, святыя Церкве похвало и украшение.
Радуйся, среди соблазнов мира сего, непорочное Богу в супружестве служение.
Радуйся, о спасении твоем Небеснии Лики радуются.
Радуйся, о имени твоем вси земнороднии, веселящеся хвалятся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, праведне Филарете, еюже укрепися сердце твое в любви ко Христу Богу, сице бо, долготерпением и верою просияв, от земнаго твоего жития в Небесная селения со Ангельскими лики водворился, милосердия Божия проповедник преизряден явился еси. Ему же, со дерзновением предстоя, молимся тепле: благодатию Святаго Духа окропити сердца наша, да твоего жития подражатели будем, ко исполнению заповедей Христовых усердно потщимся, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченныя добродетели твоя, ихже ради подражатель Христова благосердия был еси, и яко крин неувядаемый посреде земнородных красотою ума твоего процвел, милостиве Филарете, чертога Небеснаго зрети и воспевати славу Божию удостоился еси. Сицеваго блаженства испроси и нам, чтущим верою и любовию пресветлую память твою, да твоим ходатайством услышим Божественный глас Грядущаго судити живым и мертвым: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, да благодарне зовем ти:
Радуйся, высотою ума твоего скорогибнущее мира сего познавый.
Радуйся, чистотою сердца твоего любовь Христову стяжавый.
Радуйся, добродетельми твоими на пир Агнца Божия нас призывающий.
Радуйся, молитвами твоими двери Царствия Христова нам отверзающий.
Радуйся, трубо ангельская, воздаяние Божие гласящая.
Радуйся, любы неизреченная, чрез реку огненную в чертог Небесный верных вводящая.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 13

О, преблагий угодниче Божий, Филарете Милостивый! Приими от нас убогое веры и долготерпения твоего восхваление и, яко имеяй дерзновение ко Господу и о людех сострадание, испроси у Человеколюбиваго Бога Церкве Христовой благостояние непоколебимое, нам же, веры благочестивыя утверждение, надежды неложное упование и братолюбие нелицемерное, да не умалится правда Божия в делех наших, ниже постыдимся пред отцы и праотцы нашими, егда поем Богу, Трисвятую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстьми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнищахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Когда вся семья против

Святой Филарет (VIII) – как библейский Иов: оба были смолоду не просто богаты, а примерно на уровне нынешних олигархов. Но истории св. Филарет известен тем, что ему удалась редкостная вещь: не привязаться к богатству душой. Хотя он и жил в миру и был отцом большого семейства. Свидетельством же того, что св. Филарет не привязался, стала его поразительная щедрость.

Чем больше св. Филарет получал, тем больше раздавал. И всегда был в этом направлении последовательным. Не было даже мысли про кубышку на черный день.

В конце концов, св. Филарет совершенно разорился. Но и тогда – что еще более удивительно – не перестал отдавать.

История не рассказывает про то, тяжело ли, легко ли давалась св. Филарету его щедрость – агиографы древности не применяли психологизм как метод в исследовании характеров. Но ведь без усилий нет подвига.

И если даже самому св. Филарету постоянное следование заповеди Христа «просящему у тебя дай» было в радость, то его домашним – совсем нет. В семье довольно скоро обнаружился конфликт интересов. Жена Феовза ругала мужа за щедрость, и дети ее поддерживали.

Местным же до всего этого не было дела. Напротив, крестьяне быстро заметили: если попросить у святого что-то, особенно с тех пор, как он сам стал бедняком, то этот подарок принесет в их в дом благословение. И не стеснялись.

Пара волов

В результате осталось у св. Филарета от всего богатства один только дом, немного скота и ульи. Пришлось работать самому, и св. Филарет работал – пахал в поле.

Пахал в поле недалеко и один крестьянин. Внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец. Но вспомнил про св. Филарета и решил попросить, что ему надобно. И почему-то нисколько не засомневался, что не откажут.

Св. Филарет, и правда, тут же отдал крестьянину одного из двух оставшихся волов.

Жена св. Филарета, видя, что муж идет с поля с одним волом, сразу все поняла. За долгое время жизни вместе она достаточно изучила характер святого мужа. И начала ругаться (в добродетелях св. Филарет намного обогнал жену, но не гордился, а проявлял понимание).

Где вол? – спросила жена. Филарет же, решив не гневать женщину понапрасну, отвечал:

В то время, как я отдыхал, а волы паслись, то один из них ушел и заблудился.

Жена Филарета послала сына в розыск. В результате вскрылся обман св. мужа. Горько плакала жена, упрекая его. Где ж тут праведность - думать о чужих детях, и не думать о своих?

А св. Филарет отвечал Феовзе то, что и всегда:

Просто верь: Бог знает обо всех, кто в чем нуждается, и не оставит нас.

Через несколько дней снова пришел к св. Филарету тот же крестьянин и сказал, что подаренный вол наелся ядовитого растения и пал. Блаженный Филарет отдал последнего вола, объясняя, что уезжает и не хочет, чтобы скотина простаивала.

И осталось у св. Филарета лишь корова с теленком.

Скоро пришел другой крестьянин и попросил хоть чего-нибудь. Св. Филарет подумал и отдал ему теленка. Жена опять возмутилась:

Как ты, прозванный милосердным, разлучаешь мать с дитем – отнимаешь теленка у коровы? И не жаль тебе?

Св. Филарет тут же признал справедливость слов жены.

Правду ты сказала, жена, негоже разлучать дитя с матерью, - пошел и отдал крестьянину с теленком еще и корову:

Прими и корову, ведь она мычит у наших ворот, скучая по теленку, а так всем вам будет хорошо.

А скоро пришли еще крестьяне и стали говорить о своих проблемах, и св. Филарет без слов и возражений отдал им все, что у него осталось, и всех их благословил. Благословение исполнилось: скот, подаренный св. Филаретом крестьянам, с годами так умножился, что превратился в тучные стада.

Объяснение с семьей

А дома у святого стоял плач. Плакали жена и дети, упрекая жестокого мужа и отца: разве можно отдавать последнее? Тогда св. Филарет решил поговорить с домашними на понятном им языке:

Зачем терзаете себя и меня? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.

Праведный Филарет не обманывал: он имел в виду вовсе не сокровища Царства Небесного, которые Бог обещал тем, кто ради Него и ближнего пренебрежет земным добром (это аргумент не для маловеров); св. Филарет духовным зрением видел земное будущее своих родных.

Последняя одежда

Вскоре прав. Филарет дошел до настоящей нищеты; тогда он пошел к богатому другу и взял в долг пшеницы. Но едва успел донести ее до дома, как пришел нищий и попросил подаяния. Жена сказала св. Филарету:

Подожди, дай прежде я накормлю детей и сама поем.

А мне ты ничего не приготовишь? - с улыбкой спросил св. Филарет.

Да ведь ты ангел, а не человек, и в пище не нуждаешься, раз раздаешь последнее, - ответила жена и не накормила мужа.

С тех пор св. Филарет, некогда могущественный вельможа, жил в своем доме, как приживальщик и кормили его иногда, из милости.

Но тут о бедственном положении св. Филарета узнал его другой богатый друг и прислал несколько повозок с разным добром. Со слезами св. Филарет молился Богу словами псалма: «Если и родная мать оставит тебя, Я не оставлю», - благодаря за помощь, утешение в одиночестве, а главное – за непосрамление веры.

Однажды жена спросила, - что там с сокровищем, о котором он когда-то им говорил? Не пришла ли пора пустить его в ход, если все это не глупые сказки?

Подождите еще немного, - отвечал блаж. Филарет, - у нас еще есть, что отдать. И действительно, с тех пор он стал отдавать нищим свою еду, а однажды снял с себя последнюю одежду.

Сокровища земные

«Цар Константин и Царица Ирина», художник Антон Митов. Изображение с сайта pinterest.com

В те времена в Византии правила царица Ирина с сыном Константином. Царица задумала сына женить, и во все концы были разосланы гонцы для поиска достойнейшей девицы. Заглянули гонцы и в Амнию (Малая Азия), где жило семейство св. Филарета.

Св. Филарет, увидев гостей, тут же попросил жену приготовить славный ужин. Жена по привычке возразила – где взять продукты? Муж предложил ей начать сервировку стола, а о продуктах не беспокоиться.

И действительно: как только в селении узнали, что в гости к св. Филарету приехали «от царя», все крестьяне стали приносить к его дому что-то из еды: кто птицу, кто рыбу, кто хлеб, вино и фрукты.

Гонцов же так поразил сам вид древнего уже старца, его благородство и приветливость, несмотря на очевидную нужду, что они поинтересовались: а нет ли у него дочери? Св. Филарет сказал, что дочери его давно замужем, но подросли внучки. Старшая из его внучек, Мария, показалась гонцам симпатичной. И все семейство св. Филарета отправилось ко двору на смотрины.

Выиграв конкурс (10 девиц на место), Мария стала женой императора, а две ее сестры – женами ближайших царских сановников. Радости семьи, настрадавшейся в лишениях, не было конца.

К тому ж Константин полюбил старца. Состояние св. Филарета было не просто восстановлено, но приумножено во много раз.

И вся семья убедилась в справедливости сказанных им когда-то, в годы нищеты и бесславия, слов. И просила прощение.

Не исправим

Франс Снейдерс, «Чаша с фруктами для птиц» (1614). Изображение с сайта qiqru.org

Св. Филарет, хотя и после многолетней нужды вновь стал богачом, не изменил привычек. Однажды он попросил семью приготовить все для пира, сказав, что ждет царя с вельможами. Домашние с радостью бросились хлопотать, готовясь к приему императора со свитой.

И вот, когда столы уже были накрыты, в дверях показался отец с гостями. Семья испугалась: за роскошно убранный стол с редкими блюдами садились калеки всех мастей, старые и больные инфекционными заболеваниями (прокаженные) – всего около двухсот человек. Всем даже места не хватило – расселись на полу, и хозяин рядом.

Тогда домашние вспомнили притчу из Евангелия о Царе-Христе, устроившем пир для нищих и убогих, и уже сами, без подсказки, поняли мысль своего отца: молитвы бедных и страдальцев имеет огромную силу перед престолом Божим – потому они и называются «Христовыми вельможами».

Подстраховка

Как-то раз св. Филарет попросил слугу сделать три одинаковых ящика и наполнить один – золотом, другой – серебром, третий – медью. И когда кто-то приходил к св. Филарету за помощью, он без рассмотрения брал из ящика деньги, сам не зная, что возьмет: золото или медь. Потому что св. Филарет доверял Богу больше, чем себе.

Св. Филарет потом с удивлением рассказывал, что сколько раз он, видя человека в приличной одежде, опускал руку в ящик, думая взять меди, так как, судя по виду, не считал такого человека бедным. B всякий раз рука его невольно опускалась в ящик с серебром или золотом.

И наоборот, нередко, когда просил его помощи совсем на вид нищий в лохмотьях, и он уже протягивал руку, желая подать золота, рука его как бы останавливалась, и он вынимал очень немного. Св. Филарет был убежден, что рука его останавливалась не просто так, а велась промыслом Божиим, страхуя от человеческой пристрастности.

Прощание

Погребение праведного Филарета. 985 г. Миниатюра Минология Василия II (фрагмент). Ватиканская библиотека. Рим.Изображение с сайта vatlib.it

Зная о своей близкой смерти, св. Филарет позвал к себе семью попрощаться. Он умирал с легкой душой и просил родных помнить, что несколько простых правил жизни помогут им хранить добрую совесть:

В богатстве – не высокомерьте.

В нищете – терпите и верьте.

Не держитесь денег, не оставляйте богатства вашего здесь, в мире этом, чтобы не воспользовались им чужие люди или враги, ненавидящие вас.

Заступайтесь за вдов, помогайте сиротам, посещайте болящих и заключенных в темницах.

Не чуждайтесь общения с Церковью; никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь бедам даже врагов.

Мертвых погребайте и совершайте память о них в церкви.

После смерти св. Филарета, его жена Феозва вернулась из столицы в родное село, где прожила с мужем всю жизнь. Не нужно ей стало богатство. Она потратила деньги на строительство храмов, монастырей, больниц и странноприимных домов, сама себя удивляясь. Затем снова вернулась в Константинополь к внучке, царице Марии. Проведя оставшиеся дни в затворе, она мирно скончалась и была похоронена рядом со своим праведным мужем.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 декабря, Православная Церковь совершает память святого праведного Филарета Милостивого.

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын Иоанн и дочери Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о Страшном Суде и о малых сих (Мф. 25, 40); слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7); строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды израильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него остались два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь».

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797-802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780-797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета.

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов».

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго - лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец девяноста лет. Предвидя свою кончину, он отправился в константинопольский монастырь Родольфию, раздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Дорогие братья и сёстры, сегодня также совершается память святых:

прор. Наума (VII в. до Р. Х.);

мч. Анании Персянина.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.
Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще большими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей.

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Честная глава святого Филарета Милостивого находится в монастыре Святая Лавра в местечке Калаврита , Пелопоннес, Греция.

3 Мф. 25:10. - Все сделанное человеком в земной жизни для ближних или последователей Христовых Господь относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому.

4 Т. е. ветхозаветному библейскому патриарху Аврааму. В своей жизни Авраам представляет нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как например: человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно - благочестия, твёрдой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершенной покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. - См. кн. Бытия гл. 11 и далее.

5 Иов - ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере в добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

6 Под Измаильтянами (т. е. потомками Измаила) здесь разумеются Арабы - магометане, могущество которых в VIII столетии по Р. Хр. было в полном расцвете. Быстрый и необычайный рост магометанского могущества был несчастием для Византии. Магометане вели с Греками непрестанные и опустошительные войны. Знаменитый халиф Арабский - Гарун-аль-Рашид восемь раз предпринимал опустошительные походы против Византии; от этих набегов прежде всего страдали всегда области Малой Азии, где жил праведный Филарет. При приближении свирепых врагов, жители спешили укрыться в горные ущелья, в леса, оставляя на произвол судьбы свои дома и хозяйство. Нередко, по уходе врагов, цветущие области обращались в пустыни. Так это именно и было во времена праведного Филарета.

7 "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими " (Иов 2:10) - т. е. не произнес никакой хулы па Бога.

8 По поводу сих слов Спасителя святой Иоанн Златоуст говорит: "Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.

9 Императрица Ирина - супруга императора Льва 4-го Хазара, иконоборца. За свое ревностное иконопочитание она потерпела гонение от своего мужа. После его смерти, Ирина вступила на престол вместе с малолетним сыном Константином (780 г.). При ней было восстановлено иконопочитание и, по ее настоянию, созван был VII Вселенский собор, на котором провозглашена истина иконопочитания и осуждено иконоборство. [Собор происходил в Никее в 787 г.] Сын Ирины и Льва 4-го Константин царствовал под именем Императора Константина VI, Порфирородного - до 797 года. Ирина царствовала и после сына- до 802 года.

10 Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по латыни рангеа. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое было даруемо высшим чиновникам, но не переходило по наследству.

11 Лонгобарды - один из народов Германского племени.

утвердить с ним мирные отношение.

12 Спафарий - оруженосец, царский телохранитель.

13 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб, а в золоте до 606 руб. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

14 В этом стихе псалма Давид свидетельствует пред Богом, что он ни сердца высокомерного, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами показывал смирение. - Ходить в великих и дивных означает тоже, что хвалиться великими и славными делами. Псалмопевец смиренно признается, что он, стоя на высокой степени достоинства, утверждался более на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя.

15 Святой Филарет жил после брака внучки, бывшего в 788 г., четыре года, - следовательно скончался в 792 году.