Собор в хельсинки на сенатской площади. Достопримечательности Хельсинки: Кафедральный собор Хельсинки (Николаевский собор)

18.11.2019 Зодиак
  • Где остановиться: Столичный статус Хельсинки дает полно право заявить - для путешествия по югу Финляндии можно обосноваться именно тут на весь отпуск. Благо отелей и гостиниц - на любой выбор. Близко к столице, но спокойнее - это про Эспоо . В Порвоо царит мирная и душевная полусельская атмосфера, местные гостиницы под стать настроению. Отели Вантаа неплохой выбор для тех, кто летит через Финляндию с остановкой на пару дней, но в Хельсинки уже побывал. Лохья - «город тысячи яблонь». Для поездки сюда в сентябре стоит забронировать отель заранее - в конце месяца здесь случается большой яблочный фестиваль.
  • Что посмотреть: Идеально - махнуть вдоль всего побережья от Котки до Ханко с вдумчивой остановкой в Хельсинки по пути туда и обратно. В Эспоо радуемся сочетанию современного города и природы, на десерт - один из крупнейших в северной Европе аквапарков - Серена . Исходить пешком (а иначе - никак) весь остров-крепость Свеаборг, изучить музеи, выпить пива от местной пивоварни и прочувствовать все прелести клаустрофобии на борту подводной лодки Vesikko. Ханко считается главным морским курортом страны, приправленным историей, в том числе - военной. В Расеборге осматриваем именной замок и отправляемся на лодочную прогулку - 1300 островов нацпарка сами себя не увидят.

    В Котке - почувствовать себя российским императором в отпуске, обойти все парки, подивится экспонатам Музея воздухоплавания и другим достопримечательностям .

    В Вантаа работает ведущий научно-познавательный музей Финляндии - «Эврика» . Интересно будет не только детям.

    Ну а Хельсинки - тема даже не для отдельного разговора, а целой диссертации на тему туризма и

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор в Хельсинки построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр - покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий - защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для туристов

Адрес собора Святого Николая Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).

Кафедральный собор Хельсинки (по фински собор называется Tuomiokirkko) Главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположен на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор - Эрнст Лорман (1803-1870). Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12 апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Храм был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Симон Кананит, Петр, Фома

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон Кафедрального собора.
Апостолы Варфоломей, Иоанн и Матфей

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон Кафедрального собора Хельсинки.
Апостолы Иаков Алфеев, Павел, Иаков Заведеев

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Филипп, Андрей, Матфий

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для посещения собора

Адрес собора Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа)


Церковь на скале Темппелиаукио - одна из самых необычных церквей в мире. Уникальна она своим расположением, потому что находится прямо в скале. Примечательно, что сердцевину, в которой расположилась церковь, извлекли с помощью взрывчатки. Купол, который состоит из медных пластин, похож на громадную телевизионную тарелку. В храме нередко устраивают концерты скрипичной и органной музыки. Рок-музыканты тоже проводят здесь мероприятия.


Она уже больше века впечатляет туристов и горячо любимо горожанами. Сооружение является одним из самых высоких в Хельсинки. Высокое здание видно практически с любой точки столицы. И напоминает она кусочек самого настоящего средневекового замка, являясь памятником финской архитектуры. Свою историю церковь начинает в 1908–1912 годах. Возведение здание было возложено на плечи архитектора Ларса Сонка. Она построена в стиле финского национального романтизма с чертами ар-нуво. Архитектура церкви Каллио строго симметрична. В декоре использовались рельефные стилизованные орнаменты. Церковь является прекрасным примером прекрасного и сурового финского модерна и с первого взгляда поражает своей мощью.

    Itäinen Papinkatu 2


Здание из красного кирпича, увенчанное шпилями и тринадцатью куполами с крестами - необычное архитектурное сооружение для Финляндии. Однако на скалистом холме стоит Успенский собор: самый большой православный храм в Западной Европе. Рядом с ним располагается колокольня. Собор был построен в 19 веке, когда Финляндия входила в состав Российской империи. Стиль Успенского собора в Хельсинки подобен каменному храму, построенному в 16 веке в Коломенском, недалеко от Москвы. Главки куполов собора покрыты сусальным золотом. На арках сводчатого перекрытия по-славянски написаны библейские изречения: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы», «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем», «Верующий во мя имут живот вечный» и «Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея».


Церковь-маяк Суоменлинны располагается на территории крепости. Пожалуй, ее можно назвать уникальной: вряд ли часто можно встретить храм, выполняющий функцию еще и маяка. Сооружение построили в 1854 году, автором проекта выступил русский архитектор Константин Тон. Свет этого маяка указывает путь морским и воздушным судам, которые прибывают в столицу Суоми. Примечательно, что световой сигнал маяка представляет собой букву «Н» от первой буквы имени столицы Хельсинки. Перестроили-таки церковь в 1920-х годах, его превратили в лютеранскую кирху, изменения коснулись и интерьера, который стал аскетичным. Занимался этим архитектор Эйнар Шёстрём. Именно он убрал русско-византийские черты, которые, увы, сейчас незримы. Единственное упоминание о былом – крупнейший в Финляндии колокол, который отлили в Москве в 1885 году.


Некоторые туристы незаслуженно пропускают посещение удивительного и манящего сооружения 19 века. Но чтобы увидеть великолепный образец готического стиля – старинную церковь в великолепном исполнении и одну из высочайших построек столицы, стоит обязательно добавить храм в список мест, которые нужно увидеть. Возвели храм за три года, с 1888 по 1891 году, архитектором проекта выступил Адольф Меландер. Церковь вмещает 2600 человек, от того она является крупнейшей на территории страны. Кроме того, именно это сооружение входит в число самых высоких зданий столицы, высота башен достигает 74 м.

    Johanneksenkuja 3


Иногда хочется побыть наедине со своими мыслями. Многие финны для того, чтобы «привести голову в порядок», приходят сюда, в Часовню тишины. Практически в центре шумной столицы есть уголок, в котором можно уединиться и немного отдохнуть. Часовня тишины была создана в рамках проекта, приуроченного к теме «Хельсинки – столица дизайна». В этом месте обычно скрываются от суеты, многие приходят в Часовню тишины помедитировать в экологически чистом пространстве. Критики окрестили Часовню тишины «сауной духа». Среди посетителей – не только те, кто интересуется архитектурой. Также сюда идут в поисках духовной поддержки, например. Фасады здания выполнены из горизонтальных, гнутых под разными радиусами еловых реек, а внутренние стены часовни обшиты брусьями из чёрной ольхи. Высота главного зала 11,5 м. В целом, здесь всегда царит не просто спокойная, а довольно уютная атмосфера.

Фото: hdrcreme.com, solvex-agency.ru, clubmilano.net, checkinfinland.ru, vk.com, mongrasse.com.ua, taivasalla.net, toinenlinja.fi

Собор Святого Николая или просто Кафедральный собор (фин. Helsingin tuomiokirkko , швед. Helsingfors domkyrka ) - главная церковь Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и домашняя церковь общины прихожан собора. Расположен в Хельсинки в районе Круунунхака на Сенатской площади.

История

Строительство собора велось по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830-1852 годах, параллельно со строительством в Петербурге Исаакиевского собора, с которым Хельсинкский имеет много общего.

В 1842 году в Гельсингфорсе торжественно отмечалось двухсотлетие Александровского университета. А поскольку его парадный зал не мог вместить всех собравшихся (более 3000 человек), то «центромъ торжественныхъ обрядовъ назначена была находящаяся близъ университета Николаевская церковь, уже почти совершенно готовая, но ещё не освящённая. … Изъ Николаевскаго храма процессiя, а съ нею и большая часть публики отправилась въ старую лютеранскую церковь, находящуюся въ довольно отдаленной части города… »

Храм был торжественно открыт 15 февраля 1852 года. Собор посвящён святому Николаю - небесному покровителю царствующего императора Николая I, и получил название церковь Св. Николая (фин. Nikolainkirkko ).

Лютеранская церковь Св. Николая на гранитной скале - въ византiйскомъ стиле, съ 5 главами ярко голубого цвета. Внутри есть напрестольный образъ (Положенiе во гробъ) раб. Неффа.
Өедоръ Ильичъ Булгаковъ - 1886

Император Николай II повелел украсить храм выплавленными из цинка скульптурными изображениями апостолов.

После того как в 1917 году Финляндия стала независимой, храм получил название Сууркиркко (фин. Suurkirkko , Большая церковь ).

В 1952 году, в один год с Олимпиадой в Хельсинки, отмечался 100-летний юбилей храма.

В 1959 году была образована Хельсинкская епархия, после чего храм стал называться Хельсинкским собором (фин. Helsingin tuomiokirkko ).

Ежегодно 6 декабря, в День независимости Финляндии, в полдень в соборе проходит экуменическое богослужение с участием президента республики и членов Государственного совета.