Кикимора черно белая. Кто такая кикимора? Магия предметов, связанных с кикиморой

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой . Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой . Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.

В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.

Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко.

Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.

Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до . Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные.

День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну.

В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду.

Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор.

Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.

В мифологии очень часто встречается упоминание таких существ, как . Другие их имена шишига или шишимора. Кто они, откуда взялись, и как взаимодействуют с человеком, до сих пор интересует людей.

Кто такая Кикимора болотная?

Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. Словом кикимора называют жену , который охраняет человеческое жилище. Она обычно представляется женщиной со спутанными волосами и очень некрасивой. Местом ее обитания считается дом.

Ее родной сестрой можно считать болотную кикимору. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная – это жена лешего, которые живут глубоко в топях. В отличие от они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок. Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам.

Как выглядят болотные кикиморы

Так же как и домашние духи, принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы , обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд.

Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека.
Появление кикиморы болотной

Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечестии действительно очень скверный нрав.

Откуда же появились болотные кикиморы?

По этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами.

Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора.

В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечестью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться. Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине. Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены.

Связь болотной кикиморы с богами

У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы.

В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток.

Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца.

Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор.

Кикимора болотная и её шалости

Вывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки?
Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана.

Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот. В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд. Кикимора болотная появляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось.

Помощники болотного духа

У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность.
Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу. Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники.

По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Мифологический образ

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar .

Внешний вид и описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже - в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».
Пословицы
Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов.
Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.
У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.

Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».

Народный календарь
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.

В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.
Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов.
Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.КИКИМОРА

(Шишимора) - дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения - курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое - выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова - с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее время сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по ночам маленьких ребят, невидимо перемывают кринки и оказывают разные услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «- Га! - прыснул тонкий голосок,- ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи!.. - Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказки»). «В заколдованных болотах там кикиморы живут,/Защекочут до икоты и на дно уволокут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)

17 марта по народному календарю отмечается день Герасима-грачевника – это единственный день в году, когда по русскому народному поверью из дома можно выгнать злой дух – кикимору, еще известную в народе как кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, шмышка, игонь.

По церковному календарю это день памяти преподобного Герасима из Ликии и преподобного Герасима – первого Вологодского чудотворца. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, поэтому и получил такое народное название – день Герасима-грачевника. Про этот день существовало поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит» .

Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями. К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах – домовых, русалках, леших, кикиморах. Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.

Кикимора – одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда – неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу . Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.

Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего – звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.

Слово «кикимора» – сложное и состоит из двух частей. «Кики» – имеет значение «крик», а «мора» – имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».

Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.

Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.

В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.

Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.

Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» – камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.

Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.

При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:

Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой.
Слово мое твердое. Аминь.


Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.

По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья – отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.


Легенда o Кикиморе:

По мифологическим представлениям восточных славян - злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора - это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора - жена домового.

Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее - недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте - в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора - беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого - всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» - камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника - кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое. Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4 марта по старому стилю) знахаря и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью, чтоб она и дорогу к дому забыла!

Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.

Кикимора (кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара и т. д.) — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового.

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы как правило поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.

Описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже — в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы — неравномерные, неровные:

«От кикиморы рубахи не дождешься»

(русская пословица)

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей: ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».