Ноев ковчег описание. Ноев ковчег – правда или вымысел

25.11.2023 Луна

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

5 (100%) 3 vote[s]

Ноев ковчег Арарат в восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора.

Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли.

Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля.

Ноев ковчег Арарат. Миф о потопе в разных преданиях

Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим.

В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока.

Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: «…ковчег остановился на Араратских горах».

Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег.

Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат.

Ноев ковчег Арарат поиски корабля

Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки.

При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат.

Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников.

Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными.

Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника.

На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри».

В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей дли-Д ной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой».

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий.

Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды.

Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля.

Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде.

При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить.

Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования.

Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег.

Эта «защита» проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины.

Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах.

В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды.

Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом.

Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью.

Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи.

Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н. э. писал: «…корабль, который в Армении опустился на грунт», и, кроме того, упоминал: «…смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты».

Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами.

Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал:

«Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении… там люди набирают смолу для изготовления амулетов».

В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами.

Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны» делает такое интересное замечание:

«Армяне называют это место „причалом“, где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части».

Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира», называл гору Барис:

«…в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа.

Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».

Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай.

В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло» имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге:

«…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.

Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может.

Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда.

Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге

«Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател«Фернанд Наварра и другие путешественники.

Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу:

«Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему…» Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне.

Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега».

Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению, они обнаружили ковчег»

Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал «большое деревянное судно» вблизи вершины.

Правда, «его свидетельство осталось неподтвержденным. В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана «лежащее большое судно». Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам.

Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу.

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение».

Ноев ковчег Арарат

Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500×80 × 50 футов (165×25 × 15 метров) с костями морских животных.

Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки.

В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не нашел.

Семидесятилетний «Бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни!

Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы:

«Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет…

История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с «сухопутными» экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля.

Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС «Старс энд страйпс».

Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда.

Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков.

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете американец капитан Швингхаммер писал в 1981 году:

«Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна».

Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite» (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег

Скорее всего Ноев ковчег давно сгнил за такое количество лет. Ледников во время потопа точно не было. Да и после потопа Ною и его семье нужны были строительные материалы

Отцом Ноя был Ламех, имя его матери неизвестно. Согласно Библии, когда Ною было пятьсот лет, он родил Сима, Хама и Иафета.

Ноев Ковчег.

Ной был праведным и верующим человеком, за что был избран Богом в качестве строителя ковчега, в котором должны были спастись все, кто восстановит род людской после Всемирного потопа – Божьей кары за грехи человечества. Бог дал Ною точные указания по поводу строительства ковчега и о том, как именно снарядить его в долгое плавание. Перед потопом Ной взял по паре каждого вида животных, а также по семь пар тех животных, которых можно было приносить в жертву. Из людей в ковчег вошли сам Ной, его жена и трое сыновей со своими женами. После этого начался дождь, какого не было никогда ни до, ни после. Через 40 дней ковчег поплыл. Все живое вне ковчега погибло. Ковчег плавал 150 дней до того, как вода начала убывать. После 8го месяца путешествия Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся на ковчег. Затем ной выпускал голубя, вначале голубь вернулся ни с чем, затем принес масличный лист, а на третий раз и вовсе не вернулся, это свидетельствовало о том, что суша снова стала пригодной для жизни. Ной покинул ковчег приблизительно через год от начала потопа.

Завет Ноя с Богом.

Считается, что Ной покинул Ковчег у подножья Араратских гор, после чего сразу принес жертву Богу в благодарность за спасение его и его семьи. Бог же в свою очередь пообещал никогда не опустошать землю потопами и благословил Ноя и его потомков (грядущее человечество). Бог дал потомкам Ноя ряд заповедей:

  • Плодиться и размножаться,
  • Обладать Землей,
  • Повелевать животными и птицами,
  • Кормиться от земли,
  • Не проливать кровь человеческую.

Знамением завета Бога стала радуга, которая воссияла на небесах.

Жизнь Ноя после потопа.

Согласно Библии, после потопа Ной стал возделывать землю и посадил виноградник. Ной считается первым виноделом на Земле. Однажды, выпив вина, Ной лежал обнаженным в своем шатре. Его сын Хан с сыном Хааном вошли в шатер и увидели обнаженного спящего Ноя. Ничего не предприняв они поспешили рассказать об этом сынам Ноя Симу и Иафету, те же не глядя на отца, прикрыли его наготу одеждами.

Проснувшись, Ной прогневался на сына своего Хана и особенно на внука Хаана за непочтение. Ной проклял Хаана и всех потомков его, наказав им быть рабами у братьев своих. Имя сына Ноя Хама стало нарицательным.

Согласно Библии, Ной прожил еще 350 лет после потопа и умер в почтенном возрасте в 950 лет.

После Ноя.

Потомки Ноя считаются родоначальниками всего человечества. Как мы уже знаем, Ной имел трех сыновей, которые стали родоначальниками разных народов.

Потомки Сима — это евреи, арабы и ассирийцы.

Потомки Хама – народы Северной и Восточной Африки и Южной Аравии в т.ч. египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне, сомалийцы, берберы и др.

Потомки Иафета заселили Европу. Сыны Иафера стали родоначальниками племен и народов русь, чудь, югра, литва, ливы, ляхи, пруссы, варяги, готы, англяне, римляне, немцы, финно-угры и пр. От Иафета произошли также народы Кавказа.

Образ Ноя в Христианстве.

Ной служит прообразом нового человечества. Он – предвестник Христа. Спасение Ноя во время Великого потопа предвосхищает таинство крещения. Ноев ковчег – прообраз Церкви, спасающей тех, кто жаждет спасения.

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев».

Благодаря Ною и его послушанию Богу человеческий род не погиб во время всемирного потопа, спаслись животные и птицы. Деревянный корабль длиною в 147 метров и перемазанный смолой по велению господню спас живых тварей от бушующей стихии. Известная библейская легенда не дает покоя людям до сих пор.

Что такое ноев ковчег?

Ноев ковчег - это огромный корабль, который Бог велел построить Ною, взойти на него со своей семьей, взять всех животных по две особи мужского и женского пола для дальнейшего размножения. А пока Ной с семьей и зверьми будут в ковчеге, на Землю обрушится потоп, чтобы истребить все человеческое племя.

Ноев ковчег - православие

Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить . Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.

Сколько лет Ной строил ковчег?

Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.

О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.

В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.


Сколько Ной плавал на ковчеге?

Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, - примерно один год.

Где остановился ноев ковчег?

Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.

Ноев ковчег - правда или вымысел?

Споры о том, существовал ли ковчег Ноя на самом деле, или это просто красивая библейская легенда, продолжаются по сей день. Сыскная лихорадка охватывала не только ученых. Американский анестезиолог Ронн Уайетт так вдохновился фотографиями, опубликованными в журнале Лайф в 1957 году, что пустился на поиски ноева ковчега.

На фото, сделанном турецким летчиком в районе , был изображен лодкообразный след. Энтузиаст Уайетт переквалифицировался в библейского археолога и нашел то место. Споры не утихали – то, что Уайетт объявил останками ноева ковчега, то есть окаменелым деревом, по данным геологов было ничем иным, как глиной.


У Рона Уайетта появилась целая толпа последователей. Позже были опубликованы новые снимки с места «швартовки» знаменитого библейского корабля. Все они изображали лишь очертания, напоминавшие формой лодкой. Все это не могло сполна удовлетворить ученых исследователей, которые и вовсе подвергали сомнению существование знаменитого судна.

Ноев ковчег - факты

Ученые нашли ноев ковчег, но некоторые нестыковки по прежнему заставляют скептиков сомневаться в реальности библейской сказки:

  1. Наводнение таких масштабов, что скрылись вершины самых высоких гор, противоречит всем природным законам. Всемирного потопа, по мнению ученых, быть не могло. Скорее речь в легенде идет о какой-то конкретной территории, а филологи подтверждают, что на древнееврейском земля и страна - это одно слово.
  2. Построить корабль таких размеров без использования металлических конструкций просто невозможно, и не под силу одной семье.
  3. Количество прожитых Ноем лет, 950, многих смущает и невольно наталкивает на мысль, что вся история - вымысел. Но филологи и тут подоспели, говорят, что есть вероятность, что в Библейском завете имелись в виду 950 месяцев. Тогда все укладывается в нормальный, подвластный современному пониманию, срок жизни человека.

Ученые считают, что библейская притча о Ное – это трактовка другого эпоса. В шумерском варианте легенды идет речь об Атрахасисе, которому Бог велел построить судно, все, как Ною. Только наводнение было местного масштаба – на территории Месопотамии. Это уже укладывается в научные представления.

В этом году китайские и турецкие ученые обнаружили ноев ковчег на высоте 4 000 метров над уровнем моря в окрестностях горы Арарат. Геологический анализ найденных «досок» показал, что их возраст составляет около 5 000 лет, что сходится с датировкой всемирного потопа. Участники экспедиции уверены, что это останки легендарного корабля, но не все исследователи разделяют их оптимизм. Они скептически напоминают, что всей воды на Земле не хватит для того, чтобы поднять судно на такую высоту.



Ноев ковчег и его предыстория

О Ноевом ковчеге рассказывается в первой книге Моисеевой «Бытие». Ему посвящены 6, 7 и 8 главы. Назван ковчег по имени Ноя, сына Ламеха. Эти люди являлись прямыми потомками Адама и Евы. Причём они отличались поразительным долгожительством. Сам Адам прожил 930 лет, а Ламех пробыл на земле 777 лет. У Ноя дети появились, когда ему исполнилось 500 лет. Правда, если предположить, что в «Ветхом завете» под словом «лет» подразумевается «месяцев», то тогда человеческая жизнь приобретает вполне нормальную продолжительность.

Когда Ною исполнилось 600 лет, Бог задумал уничтожить род человеческий, так как тот морально и нравственно разложился и перестал радовать Создателя чистотой помыслов и праведностью дел своих. Но сын Ламеха выпадал из общего ряда деградировавших личностей. И тогда было решено сохранить ему жизнь и начать всё заново.

Бог призвал Ноя к себе, велел ему построить деревянный ковчег и хорошенько просмолить его. Он дал конкретные размеры сооружения. Длина - 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей. Локоть примерно равен 46 см. Значит, длина составляла где-то 138 метров, ширина соответственно - 23 метра и высота равнялась 14 метрам. Соответствует это 5-этажному дому с малогабаритными квартирами. Конструкция довольно внушительная.

Когда всё было готово, Создатель велел Ною войти в ковчег со своим семейством, а также взять с собою по семь пар скота чистого, а нечистого по две пары. На всё про всё было отведено 7 дней. Ной с задачей справился. Как только последняя земная тварь ступила на борт ковчега, начался потоп. Случилось это на 600 году жизни нашего героя, во второй месяц и 17-й день.

Продолжался потоп 150 дней. Всё это время Ноев ковчег плавал по бушующим водам. Вся земля оказалась затопленной. Уровень воды поднялся выше самых высоких гор на 7 метров, и всё живое погибло.

Затем потоп кончился. Уровень воды начал медленно падать. На 7-й месяц после начала путешествия ковчег оказался на Араратских горах. Но только на 10-й месяц из воды показались горные вершины. После этого огромное судно коснулось дна и замерло на месте. В общей сложности прошёл год, прежде чем люди и животные опять ступили на землю. После природного катаклизма Ной прожил ещё 350 лет. Общая же продолжительность его жизни составила 950 лет.

Существовал ли в действительности Ноев ковчег?

Находки и предположения

По поводу существования Ноева ковчега мнения разнятся. Одни люди считают, что такой факт действительно имел место 4400 лет назад. Другие же категорически отрицают библейскую информацию, называя её красивой сказкой. Но любой ребёнок знает, что в сказке всегда есть доля истины.

Этого мнения придерживалось и придерживается множество исследователей. Точка зрения тут однозначная, чтобы доказать подлинность изложенных в «Ветхом завете» фактов, необходимо найти останки огромного деревянного судна. Но дело осложняется тем, что площадь горной системы Арарат достигает 1300 кв. км. Это огромный район, расположенный в восточной части Турции. С учётом прошедших 44 веков, а также вулканических извержений, обнаружить какие-то предметы, оставшиеся от ковчега, представляется чрезвычайно трудной задачей.

Гора Арарат. Именно где-то на ней и лежит Ноев ковчег

Следует также учитывать тот факт, что в Библии прямо сказано, что Ноев ковчег оказался на Араратских горах. Но имелась ли в виду именно гористая местность на востоке современной Турции. Может быть, древние летописцы говорили о совсем других горах.

То, что Ной строил огромное судно именно в Месопотамии, сомнений не вызывает. Информация о всемирном потопе связана напрямую с шумерами . А те, как известно, жили в восточных районах Междуречья.

Те, кто писал Библию, черпали знания из вавилонских летописей, созданных на основе шумерских легенд. Но знали ли жрецы древней страны о горе Арарат. Скорее, они могли иметь в виду Кордиенские горы. Расположены те на границе Турции и Сирии, то есть в более южном районе. А, следовательно, площадь поиска значительно увеличивается.

Но исследователи склоняются к мнению, что именно на неприступной вулканической вершине огромное судно нашло своё пристанище, так как она самая высокая. Именно гора Арарат стала той землёй, на которую и ступили измождённые странники после года мытарств по бушующим водам.

С середины XIX века этот район посетило несколько экспедиций. Все исследователи утверждали, что видели нечто похожее на останки ковчега. Ситуация обострилась, когда люди придумали авиацию, а за ней и разведывательные самолёты. В период Холодной войны те постоянно летали над данным районам и фотографировали местность, так как она представляла собой стратегически важный объект.

Благодаря этим снимкам, и удалось увидеть странный объект, напоминающий по своей форме лодку. Располагается он в северо-западной части горы на высоте 2700 метров над уровнем моря. Аналогичное образование есть и южнее горы Арарат. Это район вулкана Тендюрек. Там тоже находится своеобразный объект, который можно охарактеризовать как остов большого судна.

Именно к нему совершил несколько экспедиций американский археолог-любитель Рональд Уайетт. Его находки не вызвали ажиотажа в научных кругах, но исследователь по сей день убеждён, что нашёл Ноев ковчег.

На переднем плане хорошо просматривается окаменелость, напоминающая своей формой морское судно

Что же представляет собой образование, находящееся недалеко от Тендерюка. Это окаменелость, которая по своему внешнему виду и габаритам соответствует размерам ковчега, указанным в «Ветхом завете». Можно допустить, что когда-то в этом месте лежало огромное рукотворное творение из дерева.

Под воздействием вулканических извержений древесина окаменела. Лигнин и целлюлоза распались, и произошло замещение органических веществ минералами. Получились халцедоном, опал, кварц. Но форма огромного судна сохранилась. Только по прошествию веков ковчег из деревянного превратился в каменный.

Образцы этого камня были исследованы учёными. Но даже без химического анализа стало ясно, что это не окаменевшая древесина, а вулканическая лава. Дело же в том, что если взять тот же кварц и провести им по стеклу, то на гладкой поверхности останется хорошо различимая царапина. Кусок же камня, который якобы являлся частью огромного судна, не оставил на стекле ничего. Он оказался гораздо мягче минерала, то есть не мог быть окаменевшим деревом.

Но под силу ли было Ною, используя технологии того далёкого времени, построить судно с такими размерами, которые даны в Библии? По этому поводу существует устойчивая научная точка зрения, с которой мы сейчас и ознакомимся.

Мог ли Ной построить огромный ковчег и доплыть на нём до горы Арарат?

Начнём с размеров корабля. Его длина составляла 138 метров. Величина очень приличная. Ничего подобного человечество в последствии из дерева не строило. Причём не просто из дерева, а из цельных стволов, расщеплённых на доски.

Самое длинное цельнодеревянное судно из канадской сосны построили в 1909 году на северо-восточном побережье США в штате Мэн. Это двухпалубная шхуна «Вайоминг». Её длина составляла 100,4 метра. Если же брать длину с учётом бушприта (рангоутное дерево, выступающее вперёд на носу судна для улучшения маневренности), то тогда получается величина 124,8 метра.

Шхуна всю свою жизнь проплавала в прибрежных водах и никогда не выходила в открытый океан. Но в 1924 году «Вайоминг» оказался в открытых водах, попал в сильный шторм и очень быстро затонул. В чём причина гибели?

Длинная доска под воздействием морских волн изгибается

Доски, из которых состояла обшивка шхуны, разошлись. В образовавшиеся отверстия хлынула вода, и судно ушло на дно. Дело же в том, что длинная доска под действием водной стихии начинает выгибаться. Её края то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Это полностью разрушает герметичность швов, что и ведёт к гибели длинного деревянного корабля. Теперь, вооружившись нужными знаниями, посмотрим на Ноев ковчег.

Он был длиннее «Вайоминга» на 38 метров. И где же Ной взял такие длинные стволы, да ещё сумел расщепить их на доски? В то время он мог пользоваться лишь инструментом из мягкой меди. Такого понятия как лесопилка, естественно, не было. Видимо мужчина забивал клинья и таким образом раскалывал стволы, которые значительно превосходили по длине современные деревья.

На счёт размеров леса существует версия, что до потопа природа на Земле была совсем другой. Растительность имела гораздо большие размеры, чем в наши дни, а деревья по высоте превышали современные в 2-3 раза.

Ноев ковчег изображён в разрезе. Всего имелось три палубы. В боковых отсеках находились вода и продукты питания. Среднюю часть судна занимали помещения для людей и животных

Пусть будет так. Наш герой срубил огромные деревья, расщепил их на доски. Из кручёных тиковых ветвей сделал верёвки, которые по прочности не уступают стальным канатам. Ими он и связал доски, а пазы между ними заделал мхом и пчелиным воском. Получилась огромная, деревянная, абсолютно герметичная конструкция. После этого в ковчег зашли люди и твари земные. Они встретили потоп в надёжном убежище.

Воды подняли судно и закружили его в бесконечных водоворотах. Ковчег оказался на самых настоящих океанских просторах. Ветер, огромные волны. Всё это нещадно трепало корабль. А дальше началась трагедия. Доски начали расходиться по той же причине, что и у «Вайоминга». Герметичность нарушилась. Вода стала заполнять деревянную конструкцию. С учётом того, что потоп полностью охватил Землю, погибли все пассажиры огромного плавательного средства.

Но допустим, что герметичность оказалась на высшем уровне. Вода не попала внутрь судна. Однако здесь нужно учитывать то, что ковчег не имел никакого управления. Когда неуправляемый корабль поворачивается боком к огромной волне, что происходит? Правильно, он переворачивается. То есть творение ноевых рук должно было задраться килем вверх и затонуть.

Но тут есть теория, которая полностью опровергает подобную печальную интерпретацию событий. Дело в том, что рядом с так называемым ковчегом исследователи нашли базальтовые пластины. В некоторых из них оказались отверстия. Можно допустить, что их сделала либо природа, либо руки человеческие. Но для чего человеку нужно было долбить камень?

Одна из базальтовых пластин, найденная возле окаменелости, похожей на Ноев ковчег

Исследователи объясняют это следующим образом: пластины, если их разместить под водой вдоль бортов судна, будут служить стабилизаторами, и плавучее средство не перевернётся при воздействии больших океанских волн. Такие базальтовые изделия висят в воде на верёвках, которые намертво прикреплены к бортам. Они равномерно распределяют вес плавучего средства и придают ему дополнительную устойчивость.

Эта теория хороша всем. Но есть один нюанс. Если исходить из того, что Ноев ковчег построили в Месопотамии, то подобные утверждения теряют всякий смысл. Суть же заключается в том, что в Междуречье нет базальта. Наш герой нигде его не мог взять при всём желании.

Другая версия спасения людей и животных во время потопа

О великом потопе написано не только в Библии. О страшном катаклизме рассказывали жрецы Вавилона, жившие за 500 лет до Моисея. Информация эта отражена на древних глиняных табличках. Названо и примерное время катастрофы - 9 тысяч лет назад. Говорится и о спасённых. Причём прямо указано, что люди плыли на судне, имевшем круглую форму.

Круглые рыбацкие лодки пользуются большой популярностью уже много тысяч лет во многих уголках мира. Если такую лодку сделать очень большой, то в ней смогут поместиться и люди, и домашний скот.

Круглая рыбацкая лодка

Так может быть не было никакого Ноева ковчега, хотя это и звучит кощунственно. Давным давно в Месопотамии началось наводнение. Люди спасали себя и домашний скот именно в круглых лодках. Они были в каждой семье, так как народ селился возле рек и занимался рыболовством. Огромная флотилия какое-то время плавала по волнам, пока не пристала к незатопленной гористой местности.

На вершинах гор и холмов жители Междуречья и переждали природный катаклизм. Затем вода ушла, а люди вернулись к нормальной жизни. Воспоминания о трагедии сохранились в легендах. Со временем они трансформировались в красивое сказание, которое услышал Моисей. Ведь он же жил в Египте, воспитывался при дворе фараона и, естественно, общался с представителями жреческой касты.

Отсюда и появился Ноев ковчег. Этот красивый и романтический рассказ занесли в «Ветхий завет». Он дожил до наших времён и породил множество версий и предположений. Но всё вышеизложенное вовсе не является истинной в последней инстанции. Как всё происходило в действительности - не может сказать никто. А раз так, то люди и дальше будут искать загадочное деревянное судно, благодаря которому спаслось всё живое, что существовало в то время на нашей Земле.