Все в истории и судьбах людей предопределено волей бога утверждает. Предвидение и предопределение божие

10.04.2024 Эзотерика

Приводящую к мысли существования только телесного», - писали проповедники ______ знания / религиозно-христианского/

«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, - это / война всех против всех/

«Жить – значит наслаждаться», - считают сторонники / гедонизма/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» /Низменное/

«Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», - утверждают /Креационисты/

«Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй» - таков принцип. /Веротерпимости/

«Объективной истины быть не может» - такова позиция / агностицизма /

«Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания», - писал / В. И. Вернадский/

«Отец современной герменевтики», родоначальник общей теории понимания - / Ф. Шлейермахер/

«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», - заявляют /Теисты/

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», -доказывали / Платон, Гегель, марксисты/

«Четыре благородные истины» лежат в основе /Буддизма/
I

IX - XIV века в средневековой европейской философии называются этапом /Схоластики/
А

Активность, избирательность являются свойствами /Сознания/

Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/

Аналитическая философия включает в себя /Позитивизм/

Античная философия включает в себя _______ философию / древнегреческую и древнеримскую/
Б

Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К. Юнгом названы /Архетипами/

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе в основе жизнедеятельности человека с точки зрения /Фрейдистов/

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод / моделирования/

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал... /А. Камю/
В

В античной философии возникло течение _______, оно выражало сомнение в достоверности знания /Скептицизм/

В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и /Искусство/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается/ индуизм/

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность - природе или духу, все философы делятся на /Материалистов и идеалистов/

В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы /Динамические/

В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют / материалисты/

В основе конфуцианской этики лежит принцип. /Человеколюбия/

В основе натурфилософии Возрождения лежит / пантеизм/

В основе философии В. Соловьева лежит идея /Всеединства/

В основе философии Дж. Бруно лежит /Пантеизм/

В основе философской картины мира лежит /Вопрос об отношении мышления к бытию/

В отличие от Древней Греции, становление философии на Востоке проходило в условиях/ деспотии/

В понимании пространства и времени существуют концепции /Субстанциальная и реляционная/

В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с /Соборностью/

В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется /Метафизикой/

Все знание опытно, – заявляют сторонники / эмпиризма/

Все философские школы признают, что цель познания - / истина/

В__________ свободы больше, чем в школе, но свободой надо научиться пользоваться/ вузе/

В современной философии учение о научном познании называется /Эпистемологней/

В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял. /Базис и надстройку/

Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть / знание/

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /Технологической революции/

Важнейшей для средневековой философии была тема. /Веры и знания/

Важнейшей среди глобальных проблем является: /Проблема войны и мира/

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является…/ теоцентризм/

Важнейшим в процессе творчества является: /Выдвижение идеи/

Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь /Не убий!/

Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает: /Брахманы/

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается /Фрейдизмом/

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: /Реалистов и номиналистов/

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху /Просвещения/

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой: /Диалектики/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается /Буддизм/

Вершиной европейской рационалистической философии является. /Немецкий идеализм/

Взгляд личности на что-либо есть /Мнение/

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является /Искусство/

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о / свободе воли человека/

Влиятельное направление в современной философии , связанное с именем Э. Гуссерля, - /Феноменология/

В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как / регресс/

В неопозитивизме истина понимается как / согласованность предложений науки с чувственным опытом/

Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/

Возможность наступления «ядерной зимы» в результате военного конфликта с использованием современного оружия была обоснована: /Н. Моисеевым/

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы / первоначала бытия/

Возникновение психоанализа связано с именем.. /3. Фрейда/

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями / Пиррона /

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/

Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О. Тоффлер/

Воплощение эстетического идеала называется /Прекрасным/

Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе/ ранней классики/

Вопрос о первоначале мира был центральным в философии _______ периода / досократического /

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в /Гносеологии/

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек… / смертен/

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом /Философии/

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались /Н. Макиавелли/

В отличие от науки, философия / постигает мир в его универсальной целостности/

Впервые термин «ценность» в собственно философском смысле употребил /И. Кант/

В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что / 2)человек ответственен не только за себя, но и за других людей / 3)существование человека предшествует сущности/

В статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _________ теория происхождения человека, сознания, языка / трудовая/

В структуру современных производительных сил общества не входит (-ят) /отношения распределения продуктов производства/

Вся совокупность сведении о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть /Знание/

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой /Движение/

Вторая половина XX века – это время развертывания _______ революции / биотехнологической/

В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как / 3)художник 5)творец/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /социальной революции /

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука» /Философия выступает методологией науки/

Выдающаяся личность - это человек, который /Оказал влияние на ход истории/

Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» /Аристотель/

Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке /Проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Возникновением проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Необходимостью нового видения проблемы/

Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено: /К. Марсом/

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит /Аристотелю/

Высшая степень ценного, значимого для человека /Счастье/

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется /Счастьем/

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во) / выходе экономики за национальные рамки/

В эпоху________ формируется образец развитой личности, много и хорошо знающей и умеющей

В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в / философии Просвещения/

Г

Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р. Декарта выступает / Бог/

Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/

Главной целью научной деятельности является производство / знаний/

Главной целью Реформации XVI века являлось (-ась) / преобразование католической церкви/

Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум – утверждали представители рационализма XVII века / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/

Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему / борьбы со злом/

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во) / второй половине XX в./

Гносеология - это философское учение о /Познании/

Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/

Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/

Греческие слова phileo - любовь и sopliia - мудрость дали начало термину /Философия/

Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого / герменевтикой/

Д

Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/

Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами / Т. Мора и Т. Кампанеллы/

Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/

Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Г. Гегеля/

Диалектический закон отрицания выражает /Направленность развития/

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как / Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо/

Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _____ знания /Научного/

До середины XIX века царило общее убеждение , что философия / царица наук/

Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/

Древнейший принцип - «Не делай того другим, чего не желаешь себе» - называется золотым правилом /Нравственности/

Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/
Е

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется / понятием/

Единственные из всех форм движения материи, способные существовать «сами по себе, в полном отсутствии других», - это / механические/

Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как /Рационалистическая/

Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/

Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительности/

Есть люди, склонные верить, а есть люди, склонные / знать/
З

Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время / «психологическое» /

(может быть и «биологическое», вопрос должен быть сформулирован корректнее)/

Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _____ диалектики /Субъективной/

Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее, оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статистические/

Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/

Земля и Солнце – рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, деятельной, наполненной разумной жизнью Вселенной, - утверждал титан Ренессанса / Дж. Бруно/

Знание, взятое в его полноте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания есть - /Абсолютная истина/

Знание, не подтвержденное на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется / гипотетическим /

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть /Относительная истина/

Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/

Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как... /Донаучное/

Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию /Обыденно-практическому/

Знания человека о себе – это обширная область так называемого / самосознания/

Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии /Просвещения/
И

Идеи и концепции, выступающие от имени науки , имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности относятся к /Паранауке/

Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к /Паранауке/

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями /Франции/

Идейное течение, возникшее в эмиграции, связанное с осмыслением своеобразия российской цивилизации: /Евразийство/

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется /Гуманизм/

Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является /Феноменология/

Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/

Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/

Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/

Идея развития бытия утверждается в /XIX в./

Идея развития утверждается в философии в / конце XVIII- середине XIX вв./

Идея Сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута /Т.де Шарденом/

Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для /Экзистенциализма/

Идея, что пространство - это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями /Античности/

Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит /Достоевскому Ф.М./

Известный немецкий философ _______ «бесформенный материал, который нуждается в резчике». /Ницше Ф./

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как / прогресс/

Из перечисленных ниже признаков средневековую философию характеризовал (характеризовали) / 2)признание веры способом постижения истины / 4)религиозный догматизм/

Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название /Атман/

Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимания, называется /Картиной мира/

Интуитивные способности человека относятся к сфере /Бессознательного/

Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию. /Паранаучному/

Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – /Интуиция/

Искусство во всякого рода производстве в Античности обозначалось понятием / «техника»/

Использование методов является характерной чертой /Науки/

Исследование феномена техники в целом является задачей /Философии техники/

Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/

Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается /Этика/

Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как / эстетика/

История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенгпера/

Источником содержания сознания для материалистов выступает / объективный мир/

Исходной формой рационального познания является: /Понятие/

И эмпирический, и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и / чувственного/

К

Каждая относительная истина / содержит в себе долю абсолютной/

Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами/ античности/

Как искусство истолкования герменевтика зародилась /В Средние века/

Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве /Науки/

Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла /В Древней Греции/

Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве /Мировоззрения/

Карма - это /Принцип воздаяния/

К древнеиндийской философии относятся философские школы /4)веданта/5)локаята/

Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано /Аристотелем/

Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с функцией /Критической/

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется______ познания/ субъектом/

Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Г. Гегелю/

Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства , назван термином /Формация/

Конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического прогрессивного развития, основу которого составляет способ материального производства, назван / формацией/

Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали/ Т. Кун и И. Лакатос/

Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/

Концепция «человека играющего» была разработана /И. Хейзинга/

Концепция, согласно которой во все времена у всех народов историю делают творческие индивиды или творческие меньшинства, получила наименование теории /Элиты/

Концепция, согласно которой под истиной понимается соответствие знаний действительности, называется /Корреспондентской/

Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются_________ революцией/ научной/

К производственным отношениям не относятся отношения/ распределения продуктов производства/

К разряду глобальных проблем относится / исчерпание природных ресурсов/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» - это / низменное /

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США утверждает /3. Бжезинский/

Креативность сознания выражается в / способности создавать нечто новое/

К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся /Неотомизм и персонализм/

Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи / Просвещения/

Культура XX в. характеризуется как культура /Постмодернистская/

Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется /Субкультурой/

Культура становится предметом философского изучения в / немецкой классической философии/

К числу людей, угадавших на рубеже XX в. общие тенденции развития природы и общества, следует отнести /В. Вернадского/

К числу представителей анархизма относились / 3)П. А. Кропоткин/ 5)М. А. Бакунин/

К числу представителей античного атомизма относят / 3)Эпикура / 4)Демокрита/

К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему /1)спасения 3)соотношения души и тела/

К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа /Эпикурейцев/

Л

Лао Цзы является основателем. /Даосизма/

Либерализм основной ценностью провозглашает /Свободу/

Личность проявляет себя в /Поступках/

Личность, обладающая особыми качествами отличающими ее от большинства людей, характеризуется как... /Оригинальная/

Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана /немецкой классической философией/
М

Марксистское учение об обществе – /Исторический материализм/

Материалистическую позицию в отечественной философии XIX-XX вв. представляют / А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев /

Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения, - / знак /

Международная общественная организация, созданная в 1968г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название... /Римский клуб/

Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется / метафизическим /

Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, - это /Понимание/

Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется /Анализом/

Методологическая процедура, устанавливающая гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется. /Верификацией/

Механизм сопереживания, постижения эмоционального состояния другого человека, вчувствование в его переживания называют / эмпатией /

Мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия характеризуется как /Волюнтаризм/

Мировоззренческая установка, выражающая критическое отношение к способности науки и техники обеспечить социальный прогресс характеризуется как: /Антисциентизм/

Мировоззренческая установка, отрицающая разумность мира, возможность его познания и совершенствования /Иррационализм/

Мировоззренческая установка, согласно которой естественно-математические и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью , характеризуется как / сциентизм/

Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как /Сциентизм/

Мировоззренческая установка, утверждающая разумность мира, его совершенствования на основе познания его законов характеризуется как /Рационализм/

Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют... /Мировоззрение/

Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах / К. Маркса /

Мыслитель эпохи Возрождения, разработавший учение о фортуне: /Н. Макиавелли/

Мысль, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как /понятие/
Н

На Западе задача предвидения будущего человеческого общества осуществляется в рамках специальной области /Футурологии/

Наиболее общие вопросы бытия в философии исследует / онтология /

Наиболее ранней формой духовно-практического освоения мира человечеством считается /Мифология/

Направление в философии, основателем которого является Э. Гуссерль и рассматривающее сознание с точки зрения его смысловой данности /Феноменология/

Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания есть /Герменевтика/

Направленные, необратимые, качественные изменения называются /Развитием/

Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие /Духовное/

Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является /Речь/

Настиками или отрицателями называли в Древней Индии представителей /Материализма/

Настоятельная необходимость подготовки инженеров в профессиональных школах возникает в эпоху революции /Промышленной/

Натуралистическое понимание общества, как возникающее из естественного состояния развивалось в /17-18 веках/

Наука начинает определять развитие техники в /20 в. /

Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем /Философией/

Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический /Теоретический/

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных /Концепций/

Начало материалистической традиции в русской философии положил /Ломоносов М.В./

Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название – /Бессознательное/

Нельзя бесконечно прибавлять, уменьшать, усложнять, нагревать и т. д. что-либо: во всем есть мера, - гласит диалектический закон / взаимного перехода количественных и качественных изменений /

Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира: /Н. Кузанскнй/

Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает _________ знание / обыденное/

Низвержение механической картины мира началось на рубеже / XIX-XX вв. /

Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан в середине XIX века /Марксизмом/

Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит /Период научной революции/

Носителем сознания, формой его существования называют /Интеллект/

Носителем социального движения является / класс /

Нравственное обоснование бытия Бога выдвинул /И. Кант/

Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов есть /Справедливость/
О

Обожествление природы характерно для мировоззрения /Религиозного/

Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская /Онтология/

Обоснование материального единства мира в 19 в. было дано с точки зрения идеи. /Развития/

Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем: /И. Ньютона/

Обоснованием независимости науки от философии занимается /Позитивизм/

Обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к ситуациям, событиям и существующую в форме переживаний, составляют /Эмоции и чувства/

Общественный прогресс, по К. Марксу, есть / последовательная смена общественно-экономических формаций /

Общественный прогресс связывает с достижениями науки… / сциентизм /

Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются /Законом/

Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует функцию /Интегрирующую/

Объективная причинная обусловленность явлений и процессов называется /Детерминизмом/

Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется /Материей/

Объективность, доказательность, системность, проверяемость характеризуют /Научную истину/

Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является / структурализм /

Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание /Ж.-Ж. Руссо/

Одним из первых представителей марксизма в русской философии является /Плеханов Г.В./

Одним из первых проповедников утопического социализма был / А. Герцен/

Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является /Дж. Белл/

Онтологией в философии называется учение о / бытии /

Онтология – это раздел философии о / сущем в мире/

Осмысление противоречий действительности, поиск путей их разрешения, связано с функцией философии. /Критической/

Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в /Объективности/

Основное положение первоначально не было в чувствах» /Сенсуализма/

Основные законы и формы мышления изучаются /Логикой/

Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви», т.е. /Патристики/

Основой древнекитайской философии стала: /Книга перемен/

Основой преемственности истин является / относительность истины/

Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит /частная собственность на средства производства /

Основоположниками синергетики являются /Г. Хакен и И. Пригожин/

Основоположником формационного подхода к истории был / К. Маркс/

Основу философии Конфуция составляет (-ют) / проблемы человека, семьи и государства /

Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется / самосознанием /

Осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания называется /Интроспекцией/

Отдельно взятый человек как единичный представитель человеческого рода характеризуется понятием / «индивид» /

Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей , называют /Обществом/

Отождествление личности с сознанием и самосознанием человека характерно для /Персонализма/

Отождествление личности с сознанием и самосознанием человека характерно для /Экзистенциализма/

Отрицание возможности достижения объективного истинного знания о мире – позиция /Агностицизма/

Ошибочное знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки относится к /Лженаучному/
П

Пантеизм, основы которого были заложены философом-кардиналом Н. Кузанским, объединяет и отождествляет…/ Бога и природу/

Первая посыпка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний – /Ощущения/

Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является / семья/

Первоначально понятие культуры связывалось с /Обработкой земли/

Первые представления о философии на Руси сложились после /Принятия христианства/

Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ /Фалес/

Первым древнерусским философом считается / Иларион/

Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира, является: /Фалес/

Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется /Сансарой/

Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем./Сократа/

Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность /Диалектики мышления/

Переход от классической к неклассической философии связан с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/

Платон полагал, что задача философии заключается в познании _______истины / вечной и абсолютной /

Под заблуждением принято понимать. /Ограниченность знаний/

Под коэволюцией понимается / совместное взаимосогласованное развитие природы и человека/

Позитивизм – это /Философия науки/

Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта стало рассматриваться в /Немецкой классике/

Познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития дает /Относительную истину/

Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называют…/ творчеством/

Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов есть... /Польза/

По мнению _______, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие. / Пифагора/

Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии /Экзистенциализма/

Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем / Сократа /

Понимание искусства как творческой деятельности, имеющей место во всех областях общественной жизни, характерно для философии / идеализма/

Понимание как метод познания обосновывалось по отношению: /Гуманитарному знанию/

Понимание познания как отражения в сознании человека свойств предметов объективной реальности характерно для /Диалектического материализма/

Понимание свободы как условия успеха, основанного на разуме, было предложено: /К.Марксом/

Понимание человека как микрокосма характерно для философии /Античности/

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для / Ф. Энгельса/

Понятие ________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания / субстанция /

Понятия «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ / Парменид /

Понятие «мера» связано с законом /Взаимного перехода количественных и качественных изменений/

Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено /К. Юнгом/

Понятие невротической личности разрабатывалось в /Неврологии/

Понятие обозначает источник единства и многообразия /Субстанция/

Понятие осевое время как период, связанный с возникновением великих культур в истории человечества ввел /К. Ясперс/

Понятие пассионарной личности связано с творчеством /Л. Гумилёва/

Постижение смысла и значения объекта, размещение его в своем мировосприятии, сознании принято обозначать /Пониманием/

Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой /Познание/

Поступок как отличительная черта личности это /Свободное действие/

Появление светского типа философствования в России происходит в /18 в./

Постижением закономерностей процесса развития общества во времени занимается/ философия истории/

Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории/ «бытие»/

Предметом философии является /Всеобщее/

Предметом философии не являются вопросы / частного, конкретного характера/

Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как /Ложь/

Представитель неофрейдизма, обосновывавший влияние социальных факторов на формирование личности – /Э. Фромм/

Представитель русского космизма, учения русской философии конца ХГХ - начала XX века о неразрывном единстве человека. Земли и космоса, /Вернадский В.И./

Представителем антропологического материализма в русской философии является/ Н. Г. Чернышевский/

Представители либерального направления в русской философии / 3)К. Д. Кавелин / 4)Т.Н. Грановский/

Представители рационализма в философии XVII века были / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/

Представители революционно-демократической идеологии /2)А. И. Герцен, /3)В. Г. Белинский /

Представителями эмпиризма в философии XVII века являются /Ф. Бэкон Т. Гоббс, Д. Локк/

Представление о том, что мысль есть продукт деятельности мозга, характерно для /Вульгарного материализма/

Представления древних об изменчивости мира характеризуются как /Стихийная диалектика/

Представления человека о добре и зле , счастье, долге и т. п. воплощаются в нормах / морали /

Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путем событий, составляет необходимый компонент ________ мировоззрения /Религиозного/

Признание ведущей роли в развитии общества промышленного производства и технического прогресса специфично для так называемого детерминизма. /Технологического/

Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как: /Психофизический параллелизм/

Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями /Исторического материализма/

Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как /Доказательность/

Принцип воздаяния в индийской философии называется… /Карма/

Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает: /Научные концепции возникают хаотично/

Природные жизненные силы человека проявляются в…/ задатках/

Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием /Сознание/

Проблема бытия была сформулирована в философии. /Античности/

Проблема метода научного познания была поставлена в философии /Нового времени/

Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в /Неопозитивизме/

Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в… /Постпозитивизме/

Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии /Шопенгауэра А./

Проблемы, решаемые философией, носят_____ характер / всеобщий, предельный /

Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в /Аналитической философии/

Пространство и время – это _____ бытия /Формы/

Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и взаимодействия тел представителями материализма /Диалектического/

Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем. /Тертуллиана/

Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной жизни называется /Прогрессом/

Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называют / модернизацией/

Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как /Восприятие/

Процесс трансформации биологического начала в социальное, в психоанализе называется: /Сублимацией/

Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название... /Антропогенеза/

Путем взаимодействия эксперимента и теории наука совершает поступательное движение к… / истине/

Пять рациональных доказательств существования Бога были даны. /Фомой Аквинским/
Р

Развитие и совершенствование современной техники в неизмеримо большей степени, чем в предыдущие эпохи, обусловлено состоянием и развитием / науки /

Развитие личности предполагает формирование: /Самосознания/

Развитие наук как смену парадигм, обосновал /Т. Кун/

Развитие _____ физики в 20 в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов /Квантовой/

Тема нашего ухода из жизни - одна из самых загадочных и сакральных. На протяжении многих веков человечество пыталось постичь эту тайну. Существует ли судьба? Насколько мы вольны создавать собственный сценарий жизни? Может ли человек непроизвольно или осознанно притянуть («накаркать») свой уход или, наоборот, усилием воли отодвинуть роковую дату?

Смерть - это просто переход

Две даты

Экстрасенсы и маги говорят о многовариантности будущего и обещают на своих сеансах любое развитие событий. Психологи уверяют нас, что с помощью особых психотехник возможно даже угадать «черный день» и передвинуть его как можно дальше.
Бесспорно, у каждого человека есть выбор направлений, по которым жизненный путь может меняться в одну или другую сторону. Но… как свидетельствуют многочисленные факты и древние трактаты, эти изменения касаются только основы жизни и могут происходить в пределах двух изначально запрограммированных дат - дня прихода в этот мир и дня ухода. Мы можем влиять на качество нашей жизни, но изменить самые важные даты нам не под силу.
Исследователи из Стэнфорда (штат Калифорния, США) недавно закончили эксперимент под названием «Продолжительность жизни», начатый… 90 лет назад, в 1921 году. В эксперименте участвовали более полутора тысяч детей, за которыми наблюдали в течение всей их жизни. Анализ результатов удивил ученых. Оказалось, что люди с хорошим чувством юмора, имевшие за плечами счастливое детство, в среднем жили меньше остальных. Выяснилось также, что любовь к домашним животным, вопреки общепринятому мнению, жизни не продлевает. А брак, как и развод, никак не сказываются на здоровье. Те, кого любят и о ком заботятся, чувствуют себя счастливее в течение жизни, но на ее продолжительность это тоже не влияет.


Слепая ясновидящая Ванга считала, что никто не избежит предписанного судьбой.

Свой путь
Обратимся к великой ясновидящей и прорицательнице Ванге. Племянница и личный биограф болгарской предсказательницы Красимира Стоянова в своей книге «Ванга: исповедь слепой ясновидящей» приводит вот такой диалог:

Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-то предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не сможет.

А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-то заблаговременно подготовить?

Это бесполезно.

Зависит ли судьба человека от его внутренней, моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Нельзя. Каждый пройдет свой, и только свой путь».


Сатья Саи Баба ошибся в предсказании даты собственной смерти.

Мрачные предвидения

Некоторые люди подспудно чувствуют приближение своей смерти. У каждого это проявляется по-разному. Кто-то старается привести в порядок все свои дела. Кто-то начинает интересоваться устройством мироздания, задумываться о смысле жизни, Боге, душе. А кто-то впадает в уныние, теряет интерес к жизни, как бы физически и психологически подготавливая себя к переходу в иную форму существования.
Способности предугадывать свою смерть наиболее ярко проявлены в творчестве поэтов и писателей. Более того, зачастую авторы в своих произведениях не только предчувствовали приближение своего конца, но и подробно, в деталях описывали обстоятельства своей гибели.


Николай Рубцов предугадал, что умрет зимой.

Николай Рубцов в одном из своих стихотворений пророчески написал:

«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы».

Хотя тогда ничто не предвещало трагедии, он погиб 19 января, в Крещение.
Федор Сологуб в стихотворении 1913 года, за 14 лет до смерти, предсказал сам себе:

«Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить».

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я».

Произошло так, как и предвидел поэт. Он умер на дуэли после выстрела Мартынова.
И вот здесь остается спорным вопрос: то ли писатели действительно «увидели» что-то из будущего благодаря интуиции, то ли, опять же, благодаря дару воображения и умению создавать свои миры они сформировали собственную модель ухода.
По всей вероятности, поэты каким-то образом получают знания о будущем из своего подсознания, прислушиваясь к внутреннему «я», которое тесно связано с Высшим Разумом - хранилищем, где есть ответы на все существующие вопросы.
Удивителен и такой факт: многие люди, не обладающие даром предвидения и не ведающие, когда закончится их земной путь, легко могут ответить, как это произойдет.


Джон Леннон незадолго до гибели сделался отшельником.

А бывает и так, что человек чего-то боится и своими страхами притягивает трагические события. Не зря древние говорили: «Мы сами зовем гостей на пир наших мыслей».
Писатель Венедикт Ерофеев всю жизнь кутался в шарфы, застегивал наглухо воротник, как будто оберегал себя от будущей неизлечимой болезни, которая впоследствии и настигла его. Писатель умер от рака горла.
Легендарный музыкант Джон Леннон незадолго до своей гибели вдруг сделался отшельником, спрятавшись в своем доме. Словно предчувствуя предстоящее покушение, прекратил общение с миром, перестал выходить на улицу. Более того, по воспоминаниям близких, он начал интересоваться темой убийств, со страхом представляя, что чувствует человек, в тело которого входит пуля.
Замечено, что люди, которым судьбой предначертана короткая жизнь, проживают ее очень ярко и плодотворно, стараются все успеть. Про них говорят: торопились жить. Сколько гениальных поэтов покинули наш мир в молодом возрасте, оставив потомкам величайшее творческое наследие (М.Ю. Лермонтов погиб в возрасте 26 лет, Сергей Есенин умер в 30 лет). В то время как другие таланты-долгожители - только после 40-50 лет начинали реализовывать свои великие замыслы. Есть много художников, которые создали свои произведения в возрасте старше 70 лет. Тициан написал самые лучшие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус и многие другие композиторы сочиняли музыку до 80 лет.

«Время пришло»

Есть предположение, что наша душа знает об отведенном нам времени, и когда это время приходит, подталкивает человека к критической ситуации. Можно вспомнить историю гибели замечательного поэта и певца Игоря Талькова. Трагедия произошла за кулисами Дворца спорта «Юбилейный». Певица Азиза попросила Талькова через своего знакомого Игоря Малахова выступить перед ней, так как не успевала подготовиться. Но певец не согласился. Возник конфликт, во время которого выстрелом из пистолета Тальков был убит. В непреднамеренном убийстве был обвинен директор певца Валерий Шляфман, попытавшийся вырвать пистолет из рук другого человека и случайно нажавший на курок. Но случайностей, как известно, не бывает.
По воспоминаниям вдовы Талькова Татьяны, певец никогда не носил с собой оружие, но в тот день зачем-то взял на концерт газовый пистолет. И когда разгорелся в общем-то безобидный спор, первым достал оружие и начал стрелять в воздух, тем самым спровоцировав Малахова схватиться за свой пистолет, заряженный боевыми патронами. И, кто знает, может, если бы Тальков не взял с собой оружие, все бы обошлось. Но, скорее всего, в тот день сработала внутренняя команда души - «время пришло», и в соответствии с этим выстроился весь последующий сценарий.
Древние восточные тексты содержат знания о том, что человек приходит в этот мир именно тогда, когда в этом возникает необходимость для всеобщего эволюционного развития, и покидает его в тот час, когда миссия выполнена. Не раньше и не позже. И очень важно осознать, что смерть не только неизбежна и является частью вселенского мироустройства, но и то, что смерть - это не конец, а переход сознания на более высокий духовный уровень.

4. стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется...

1. структурализмом

Герменевтикой

3. персонализмом

4. номинализмом

«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал...

Ф. Ницше

3. А. Шопенгауэр

4. К. Маркс

Представители_________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования.

1. герменевтики

Экзистенциализма

3. позитивизма

4. неотомизма

Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…

Экзистенциализма

2. позитивизма

3. структурализма

4. марксизма

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется...

3. переживанием

Понятием

«Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе...

1. архетипов

2. интеллектуальной интуиции

Первичных влечений с целью получения удовольствия

4. импульсов, исходящих из области сознания

Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием...

1. «сознание»

2. «интроспекция»

3. «ощущение»

4. «психика»

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

1. М. Хайдеггера

2. З. Фрейда

3. Ж.-П. Сартра

Э. Гуссерля

В иррационализме важнейшим способом познания признается…

1. интеллект

Интуиция

3. интроспекция

4. мышление

Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием…

1. «закон»

2. «необходимость»

3. «отношение»

4. «связь»

К формам чувственного познания не относится

1. представление

2. ощущение

3. восприятие

Умозаключение

не относится

Ощущение

2. суждение

3. умозаключение

4. понятие

К формам рационального познания не относится

1. умозаключение

Восприятие

3. гипотеза

Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.



Сократ

2. Парменид

3. Аристотель

Основными представителями классического периода античной философии были …

1. софисты и Сократ

2. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Платон и Аристотель

4. эпикурейцы, стоики, скептики

В творчестве Канта выделяются периоды...

1. метафизический и диалектический

2. идеалистический и материалистический

Докритический и критический

4. логический и практический

Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями _________________ материализма.

1. естественнонаучного

2. вульгарного

3. метафизического

Исторического

Представителями эмпиризма в философии XVII века были...

2. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

3. Б. Паскаль, П. Бейль, Н. Мальбранш

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является...

1. Н. Кузанский

2. Н. Макиавелли

Т. Мор



4. П. Абеляр

Для эпохи Возрождения характерен...

1. теоцентризм

Антропоцентризм

3. природоцентризм

4. культуроцентризм

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались...

1. Галилео Галилеем

2. Леонардо да Винчи

Николо Макиавелли

4. Николаем Коперником

В основе натурфилософии Возрождения лежит…

Пантеизм

3. солипсизм

Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…

1. трактате «Государь»

2. утопии «Город Солнца»

3. диалоге «Государство»

4. трактате «Левиафан»

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о…

1. возможности построения идеального государства

Свободе воли человека

3. соотношении бытия и небытия

4. познании мира

Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется...

1. индетерминизмом

2. провиденциализмом

3. томизмом

Креационизмом

«Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает...

1. фатализм

2. волюнтаризм

Провиденциализм

4. нигилизм

Особенностью средневекового стиля мышления является…

2. антропоцентризм

Теоцентризм

4. космизм

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется...

Методологической

2. критической

3. аксиологической

4. прогностической

Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия...

1. разрабатывает общетеоретическую модель социума

2. накапливает и транслирует новое знание о мире

«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает/ провиденциализм/

«Душа должна подавлять в себе суетную жажду знания, приводящую к мысли существования только телесного», - писали проповедники ______ знания / религиозно-христианского/

«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, - это / война всех против всех/

«Жить – значит наслаждаться», - считают сторонники / гедонизма/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» /Низменное/

«Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», - утверждают /Креационисты/

«Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй» - таков принцип. /Веротерпимости/

«Объективной истины быть не может» - такова позиция / агностицизма /

«Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания», - писал / В. И. Вернадский/

«Отец современной герменевтики», родоначальник общей теории понимания - / Ф. Шлейермахер/

«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», - заявляют /Теисты/

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», -доказывали / Платон, Гегель, марксисты/

«Четыре благородные истины» лежат в основе /Буддизма/

I

IX - XIV века в средневековой европейской философии называются этапом /Схоластики/

Активность, избирательность являются свойствами /Сознания/

Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/

Аналитическая философия включает в себя /Позитивизм/

Античная философия включает в себя _______ философию / древнегреческую и древнеримскую/

Б

Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К. Юнгом названы /Архетипами/

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе в основе жизнедеятельности человека с точки зрения /Фрейдистов/

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод / моделирования/

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал... /А. Камю/

В

В античной философии возникло течение _______, оно выражало сомнение в достоверности знания /Скептицизм/

В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и /Искусство/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается/ индуизм/

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность - природе или духу, все философы делятся на /Материалистов и идеалистов/

В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы /Динамические/

В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют / материалисты/

В основе конфуцианской этики лежит принцип. /Человеколюбия/

В основе натурфилософии Возрождения лежит / пантеизм/

В основе философии В. Соловьева лежит идея /Всеединства/

В основе философии Дж. Бруно лежит /Пантеизм/

В основе философской картины мира лежит /Вопрос об отношении мышления к бытию/

В отличие от Древней Греции, становление философии на Востоке проходило в условиях/ деспотии/

В понимании пространства и времени существуют концепции /Субстанциальная и реляционная/

В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с /Соборностью/

В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется /Метафизикой/

Все знание опытно, – заявляют сторонники / эмпиризма/

Все философские школы признают, что цель познания - / истина/

В__________ свободы больше, чем в школе, но свободой надо научиться пользоваться/ вузе/

В современной философии учение о научном познании называется /Эпистемологней/

В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял. /Базис и надстройку/

Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть / знание/

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /Технологической революции/

Важнейшей для средневековой философии была тема. /Веры и знания/

Важнейшей среди глобальных проблем является: /Проблема войны и мира/

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является…/ теоцентризм/

Важнейшим в процессе творчества является: /Выдвижение идеи/

Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь /Не убий!/

Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает: /Брахманы/

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается /Фрейдизмом/

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: /Реалистов и номиналистов/

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху /Просвещения/

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой: /Диалектики/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается /Буддизм/

Вершиной европейской рационалистической философии является. /Немецкий идеализм/

Взгляд личности на что-либо есть /Мнение/

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является /Искусство/

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о / свободе воли человека/

Влиятельное направление в современной философии, связанное с именем Э. Гуссерля, - /Феноменология/

В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как / регресс/

В неопозитивизме истина понимается как / согласованность предложений науки с чувственным опытом/

Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/

Возможность наступления «ядерной зимы» в результате военного конфликта с использованием современного оружия была обоснована: /Н. Моисеевым/

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы / первоначала бытия/

Возникновение психоанализа связано с именем.. /3. Фрейда/

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями / Пиррона /

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/

Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О. Тоффлер/

Воплощение эстетического идеала называется /Прекрасным/

Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе/ ранней классики/

Вопрос о первоначале мира был центральным в философии _______ периода / досократического /

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в /Гносеологии/

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек… / смертен/

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом /Философии/

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались /Н. Макиавелли/

В отличие от науки, философия / постигает мир в его универсальной целостности/

Впервые термин «ценность» в собственно философском смысле употребил /И. Кант/

В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что / 2)человек ответственен не только за себя, но и за других людей / 3)существование человека предшествует сущности/

В статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _________ теория происхождения человека, сознания, языка / трудовая/

В структуру современных производительных сил общества не входит (-ят) /отношения распределения продуктов производства/

Вся совокупность сведении о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть /Знание/

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой /Движение/

Вторая половина XX века – это время развертывания _______ революции / биотехнологической/

В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как / 3)художник 5)творец/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /социальной революции /

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука» /Философия выступает методологией науки/

Выдающаяся личность - это человек, который /Оказал влияние на ход истории/

Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» /Аристотель/

Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке /Проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Возникновением проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Необходимостью нового видения проблемы/

Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено: /К. Марсом/

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит /Аристотелю/

Высшая степень ценного, значимого для человека /Счастье/

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется /Счастьем/

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во) / выходе экономики за национальные рамки/

В эпоху________ формируется образец развитой личности, много и хорошо знающей и умеющей

В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в / философии Просвещения/

Г

Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р. Декарта выступает / Бог/

Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/

Главной целью научной деятельности является производство / знаний/

Главной целью Реформации XVI века являлось (-ась) / преобразование католической церкви/

Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум – утверждали представители рационализма XVII века / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/

Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему / борьбы со злом/

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во) / второй половине XX в./

Гносеология - это философское учение о /Познании/

Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/

Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/

Греческие слова phileo - любовь и sopliia - мудрость дали начало термину /Философия/

Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого / герменевтикой/

Д

Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/

Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами / Т. Мора и Т. Кампанеллы/

Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/

Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Г. Гегеля/

Диалектический закон отрицания выражает /Направленность развития/

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как / Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо/

Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _____ знания /Научного/

До середины XIX века царило общее убеждение, что философия / царица наук/

Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/

Древнейший принцип - «Не делай того другим, чего не желаешь себе» - называется золотым правилом /Нравственности/

Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/

Е

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется / понятием/

Единственные из всех форм движения материи, способные существовать «сами по себе, в полном отсутствии других», - это / механические/

Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как /Рационалистическая/

Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/

Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительности/

Есть люди, склонные верить, а есть люди, склонные / знать/

З

Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время / «психологическое» /

(может быть и «биологическое», вопрос должен быть сформулирован корректнее)/

Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _____ диалектики /Субъективной/

Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее, оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статистические/

Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/

Земля и Солнце – рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, деятельной, наполненной разумной жизнью Вселенной, - утверждал титан Ренессанса / Дж. Бруно/

Знание, взятое в его полноте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания есть - /Абсолютная истина/

Знание, не подтвержденное на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется / гипотетическим /

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть /Относительная истина/

Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/

Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как... /Донаучное/

Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию /Обыденно-практическому/

Знания человека о себе – это обширная область так называемого / самосознания/

Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии /Просвещения/

И

Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности относятся к /Паранауке/

Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к /Паранауке/

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями /Франции/

Идейное течение, возникшее в эмиграции, связанное с осмыслением своеобразия российской цивилизации: /Евразийство/

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется /Гуманизм/

Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является /Феноменология/

Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/

Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/

Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/

Идея развития бытия утверждается в /XIX в./

Идея развития утверждается в философии в / конце XVIII- середине XIX вв./

Идея Сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута /Т.де Шарденом/

Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для /Экзистенциализма/

Идея, что пространство - это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями /Античности/

Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит /Достоевскому Ф.М./

Известный немецкий философ _______ «бесформенный материал, который нуждается в резчике». /Ницше Ф./

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как / прогресс/

Из перечисленных ниже признаков средневековую философию характеризовал (характеризовали) / 2)признание веры способом постижения истины / 4)религиозный догматизм/

Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название /Атман/

Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимания, называется /Картиной мира/

Интуитивные способности человека относятся к сфере /Бессознательного/

Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию. /Паранаучному/

Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – /Интуиция/

Искусство во всякого рода производстве в Античности обозначалось понятием / «техника»/

Использование методов является характерной чертой /Науки/

Исследование феномена техники в целом является задачей /Философии техники/

Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/

Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается /Этика/

Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как / эстетика/

История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенгпера/

Источником содержания сознания для материалистов выступает / объективный мир/

Исходной формой рационального познания является: /Понятие/

И эмпирический, и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и / чувственного/

К

Каждая относительная истина / содержит в себе долю абсолютной/

Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами/ античности/

Как искусство истолкования герменевтика зародилась /В Средние века/

Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве /Науки/

Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла /В Древней Греции/

Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве /Мировоззрения/

Карма - это /Принцип воздаяния/

К древнеиндийской философии относятся философские школы /4)веданта/5)локаята/

Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано /Аристотелем/

Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с функцией /Критической/

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется______ познания/ субъектом/

Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Г. Гегелю/

Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/

Конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического прогрессивного развития, основу которого составляет способ материального производства, назван / формацией/

Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали/ Т. Кун и И. Лакатос/

Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/

Концепция «человека играющего» была разработана /И. Хейзинга/

Концепция, согласно которой во все времена у всех народов историю делают творческие индивиды или творческие меньшинства, получила наименование теории /Элиты/

Концепция, согласно которой под истиной понимается соответствие знаний действительности, называется /Корреспондентской/

Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются_________ революцией/ научной/

К производственным отношениям не относятся отношения/ распределения продуктов производства/

К разряду глобальных проблем относится / исчерпание природных ресурсов/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» - это / низменное /

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США утверждает /3. Бжезинский/

Креативность сознания выражается в / способности создавать нечто новое/

К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся /Неотомизм и персонализм/

Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи / Просвещения/

Культура XX в. характеризуется как культура /Постмодернистская/

Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется /Субкультурой/

Культура становится предметом философского изучения в / немецкой классической философии/

К числу людей, угадавших на рубеже XX в. общие тенденции развития природы и общества, следует отнести /В. Вернадского/

К числу представителей анархизма относились / 3)П. А. Кропоткин/ 5)М. А. Бакунин/

К числу представителей античного атомизма относят / 3)Эпикура / 4)Демокрита/

К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему /1)спасения 3)соотношения души и тела/

История превращается в механическое воспроизведение божественной воли ... воле бога , все ...

  • По безграничным пройдя своей мыслью и духом пространствам Тит Лукреций Кар. «О природе вещей», 11, 1114 гп /1оге! а!та та!ег Москва 2004 Издательство центр

    Документ

    ... истории провиденциализм утверждает , что божественный замысел предопределяет историю лю- дей, он пробивается через все ... и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек... нее, Бог действует через волю и разум людей . ...

  • Учебное пособие для абитуриентов вузов Москва. 2006 удк 373. 167. 1: 3 ббк 60 С48

    Документ

    ... утверждал потенциальную... людей , сводящих все воли участников договора в единую волю ... чувство общей судьбы , истории , связи... вероятно, предопределены кармой, но... Богом из ничего), провиденциализма (Бог ... истории как разумного процесса, направляемого волей Бога ...

  • Курс лекций дисциплины «История» Рассмотрен на заседании предметной утверждаю

    Документ

    ... - бог все ­ленной, ... воли , волей русских людей , ... земель предопределило судьбу Тверского княжест... областях. Провиденциализм в истолковании... людей . Живая личность, утверждал Михайловский, «ставит цели в истории » и «двигает к ним события» через все ...

  • В.Д. Сарычев
  • архим. Платон
  • иером.
  • свт.
  • свт.
  • преп.
  • иерей
  • Предви́дение - 1) знание от действительного и условного будущего; 2) знание человеком возможного или действительного будущего по дару прозорливости; 3) знание человеком возможного или действительного будущего по внушению ; 4) вероятностное знание будущего, основанное на интуиции или жизненном опыте.

    Предопределение - 1) Божественное решение, подлежащее непременному исполнению; 2) решение, подразумевающее обязательное исполнение.

    Свободен ли человек в своих поступках или всё уже предопределено ? В самом этом вопросе есть оттенок лукавства: достаточно согласиться с всеобщим предопределением и тогда отпадает необходимость каких-либо человеческих усилий: зачем делать добро, зачем стремиться к совершенству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы прекрасно осознаём, что в наших отношениях с людьми мы вольны творить добро и зло, любовь и ненависть; также мы вольны жить с Богом, не замечать или отвергать Его.

    Бог пребывает в вечности вне пространства и времени, свойственных лишь сотворённому Им материальному миру. В вечности нет времени, там есть бытие. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее одновременно. Бог видит и знает, но не нарушает нашей . Знать и планировать – суть вещи разные. Господь знает все бесконечные варианты развития событий, хотя человек при этом волен свободно выбрать тот свой единственный вариант поведения в этих событиях, который ему ближе.

    Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Он присутствует во всех событиях, благословляя или попуская их. Существует множество факторов, причинно-следственных связей, влияющих на наши поступки, их нелепо отрицать, христианство отрицает лишь их фатальность. В материальном мире Богом установлены жёсткие физические законы, но и это не отрицает влияния Бога и на него (никакой метеорит случайно на Землю не упадёт).
    Абсолютно свободен только Бог, мы имеем определённую свободу, наибольшую в области нравственной ответственности и жизни духа (религиозной жизни). Свобода – величайший дар Божий, отсюда и колоссальная ответственность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зависело, то за что бы нас ждал Страшный Суд?

    Таким образом, неизбежности нет, человек действительно свободен в определённых пределах, и эти пределы очень широки – от бесконечно грешной жизни до бесконечно праведной.

    Мы можем обретать всё большую свободу через причастность к Богу, Его благодати, через обожение, соединение с Богом.

    Как Бог влияет на сотворённый Им мир?

    Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:
    — даруя человеку выбор цели и смысла жизни ();
    — попуская человеку проявлять свою даже богопротивную волю (; );
    — призывая человечество ко спасению (; );
    — изменяя Свои намерения в зависимости от праведности людей (, );
    — исполняя некоторые молитвы (; ; )
    — изменяя установленные им физические законы, ради блага верных Ему людей (; ; ; );
    — воплотившись ради спасения людей (; );
    — приводя мир к цели, определённой Его промыслом (; ).

    Священное Писание о предопределении

    Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. ()

    Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном. ()

    В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. ()