Святитель николай биография. Удивительная история николая чудотворца

25.12.2023 Эзотерика

Пока в жизни все хорошо, пожалуй, лишь люди верующие обращаются с молитвой к Богу, к его святым. Но вот возникает неразрешимая проблема – и даже самые закоренелые скептики изливают свои мольбы Высшим Силам.

Просто среди множества святых, мучеников, преподобных у каждого есть свой особо почитаемый, но в нашей стране (и не только) святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, знают все, как знают и то, что молитва к нему спасает и хранит. К нему обращаются, как к близкому другу, способному поддержать и помочь. Почти в каждом доме есть святителя, ему посвящено огромное количество храмов.

Святой Николай – кто он?

Родился будущий святитель в Малой Азии, в городе Патаре (район нынешней Антальи в Турции) и буквально с самого рождения стало понятно его будущее священническое предназначение. Так, с его рождением выздоровела его мать, до того долго болевшая. Крестили младенца в купели, в которой он, новорожденный, стоял самостоятельно. Постился по средам и пятницам наравне со взрослыми и с детских лет изучал Святое Писание.

Дядя будущего святителя, бывший тогда епископом Патарским, видя благочестие и духовные успехи юноши, его глубокие знания и истинную веру, сначала поставил его чтецом, потом рукоположил в священники , сделав по сути своим первым помощником даже в произнесении проповедей перед паствой.

Смысл своей жизни молодой священник видел лишь в служении Богу . А поскольку в христианской религии основным постулатом является «Бог есть любовь», то и в служении людям, в помощи им так же.

Любой нуждающийся, немощный, попавший в беду мог рассчитывать на поддержку и заступничество святого Николая , и вскоре он завоевал глубочайшее уважение прихожан не только как пастырь, но и как добрый и милосердный человек.

У него стало обычаем в Рождественский сочельник оставлять на пороге хижин бедняков продукты, подарки детям. Среди прихожан его стали называть святым Николаем . По большому счету он является прообразом современного Санта-Клауса (так звучит его имя на немецком).

О милосердии к нуждающимся свидетельствует история того, как святитель Николай спас от позора семью бедного горожанина, имевшего трех дочерей на выданье, но из-за крайней нужды, для спасения от голода задумавшего отдать их на блудодеяние. Святой глубокой ночью бросил в окошко отчаявшемуся отцу три узелка с золотом – как приданое девушкам. Свою помощь он оказывал, как правило, втайне. Не оставлял он своих благодеяний и став архиепископом.

О богоизбранничестве святителя Николая свидетельствует тот факт, что во время его паломничества на Святую землю при посещении им Сионской горы в ночное время перед святым паломником сами собой открылись запертые двери храма.

Чудотворец побывал у всех святынь, которые были связаны с земной жизнью Иисуса Христа, и великим его желанием было поселиться в пустыне и вести уединенный образ жизни. Однако Божественный голос свыше указал ему возвратиться домой. Дома он тоже стремился к уединению и безмолвию. Однако и здесь в видении святой был оповещен, что для него уготован особый путь, угодный Отцу нашему Небесному, – иди в мир.

В этом видении святителю Николаю Господом было вручено Евангелие в драгоценном окладе, а подала ему омофор – свой покров. С этими Божественными регалиями и изображается святой Николай на иконах.

Избрание его архиепископом Мир Ликийских после кончины прежнего тоже похоже на легенду . Было выдвинуто несколько достойных кандидатур, но собравшиеся не могли достичь согласия. Тогда они решили, что помочь в этом важном вопросе может лишь Господь Бог и обратились к нему с горячей молитвой, чтобы Он указал достойного стать архиепископом.

Одному из старых архиереев, участвующих в соборе, в видении предстал светоносный муж, подсказавший обратить внимание на человека, первым пришедшего на утреннюю церковную службу. Его-то и нужно избрать архиепископом. И было названо его имя – Николай.

Почему его называют Чудотворцем?

Дар чудотворения у святого открылся во время его морского путешествия в Святую землю. По дороге им была предсказана грядущая буря, которая грозила потопить корабль, но по молитве святителя Николая морские волны были усмирены.

В этом же путешествии он исцелил – точнее будет сказать, воскресил – упавшего с мачты и разбившегося насмерть матроса.

Чудесным избавлением от смерти обязаны архиепископу Мирликийскому трое невинно осужденных на казнь алчным правителем города. Святой Николай буквально не дал мечу палача опуститься на головы жертв и обличил правителя в неправедности его поступка, чем принудил того сознаться в клевете и раскаяться.

Свидетелями этого были три начальника войск императора Константина, которые вскоре и сами попали в такую же ситуацию: их оклеветали перед монархом и приговорили к смертной казни. Помня заступничество святого Николая, они, сидя в тюрьме, молитвенно обращались к нему за помощью, и тот, словно услышав молитвы узников, заступился за них перед императором, доказав невиновность осужденных.

В какой-то год Миры Ликийские поразил неурожай, начался голод. Как-то ночью одному купцу из Италии явился во сне св. Николай с просьбой завезти в его город зерно для продажи и в качестве залога оставил ему несколько золотых монет. Каково же было удивление купца, когда утром он обнаружил эти монеты в своей руке наяву.

Эти чудеса происходили при жизни святителя. Он дожил до преклонных лет и отошел в мир иной в городе, где проходило его служение. Мощи святителя через какое-то время были увезены в итальянский город Бари, куда не иссякает поток паломников.

Чудеса по молитвам к Николаю Чудотворцу происходят и в наши дни. Свидетельства о них изданы и отдельной книгой, и размещены на православных порталах. Это и счастливые исходы аварий, и спасение утопающих, и благополучный итог поисков работы, и помощь бездомным, и находки безнадежно пропавших вещей.

Но самым замечательным чудом является то, что Николай Чудотворец нередко сам является пострадавшим, беседует с ними, узнает беду, утешает . Многие люди, до этой встречи не ходившие в и не знавшие святителя в лицо, потом, придя в храм, опознают своего собеседника-спасителя на иконе.

Божий Угодник

На вопрос: «Один и тот же это святой или есть отличия?» – можно смело отвечать, что это один и тот же человек . Многих немного смущает слово «угодник», которое в наше время носит несколько негативный оттенок и ассоциируется с подхалимством, характеризует человека, который стремиться понравиться, угодить вышестоящему. Почему же Угодником называют, пожалуй, самого любимого православными святого?

Если говорить о светской популярности какого-либо человека, то она зависит и от пиара, и от умения личности преподнести себя, и от вкусов каждого из граждан. В церкви все по-другому. Здесь не простой смертный выбирает, к кому относиться с большим почтением, а сам Господь, который знает, к кому из святых своих он особо благоволит, кто из них больше к Нему приближен. такого святого Творец всегда услышит, и они будут исполнены.

В миру угождение какому-то человеку из корыстных побуждений можно приравнять к греху и даже назвать его грехом человекоугодия. Ведь это выбор пути не по голосу собственной совести, а по «наводке» окружающих. А вот угождение Богу – это исполнение того, что одобряется совестью. Голос Божий отождествляется с голосом совести. Что может более всего угодно Богу? Дела милосердия.

В чем разница между Угодником и Чудотворцем? Угодником народ его прозвал, так как святитель был угоден Богу . Отец небесный сам выбрал его, сам предначертал ему путь. А Николай в вою очередь угождал Всевышнему. Чудотворцем же прозвали его за то, что он совершал чудеса — исцелял, лечил, помогал во всяких жизненных проблемах.

Святитель Николай – он же Чудотворец, он же и Угодник, потому что угождал Богу делами милосердия.

В чем помогает святой, о чем ему молятся?

Особой любовью пользуется Николай Чудотворец за то, что к нему обращаются во всякой жизненной потребе , независимо от ее масштаба, и молитва никогда не остается не услышанной, и просьбы, исходящие от души, всегда исполняются. Молитва к Николаю Угоднику является одной из наиболее сильных .

  • Святой Николай почитается как покровитель моряков и вообще путешествующих . Его иконка, как правило, всегда присутствует в салоне любого транспортного средства. Ему молятся о благополучной дороге, счастливом возвращении, памятуя об усмирении святым морской бури.
  • Молятся Николаю о благополучном браке для дочери – в память о помощи святого, тайно пожертвовавшего приданое для трех дочерей разорившемуся отцу.
  • В неурожайные годы возносятся молитвы, чтобы избавил от голода (вспомним сон итальянского купца).
  • Святителя просят заступиться перед обижающими.
  • К его иконе с мольбой припадают требующие исцеления как телесного, так и душевного – обретения покоя в душе .

Молитва

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. Вознесенский

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Предисловие

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

О. Гусев

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

А. Вознесенский

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Истории из редакционной почты портала Православие.Ru

Сам я был тогда человеком не воцерковленным и даже некрещеным. И путал Николая Чудотворца со Стефаном Великопермским. Но даже при этом и я, и многие мои друзья, далекие от Церкви, отметили, что этот святой сохранил людей.

Телерепортаж местного ТВ «Рифей»:

р.Б. Кристина
«Я, обычная девушка, мечтала о простом женском счастье»

Я обычная девушка, мечтала о простом женском счастье, но личная жизнь никак не складывалась. Ждала, просила в молитвах, но, как говорится, всему свое время. Шли годы, а счастья все не было. Хочу заметить, что девушка я симпатичная, было много поклонников, но отношений без любви для себя не мыслила. Встречала много хороших парней, но «не моё», и всё тут.

Начала строить карьеру, путешествовать, смотреть мир. И стало это географическое «гурманство» для меня неким замещением личной жизни.

Однажды пришла в храм и стала просить: помоги, святой Никола... Несколько недель спустя знакомлюсь с человеком, с которым даже и не мыслила обрести знакомство, уж больно он был «мой» по мировоззрению и типажу. Мы очень понравились друг другу, стали встречаться... И тут начались трудности. Не буду описывать подробности, но отношения застряли на одном этапе, конфетно-букетный период закончился, и надо было определяться, куда идти далее. Я хоть человек верующий, но, устав от одиночества, пошла на уступки: стали мы жить вместе. Ощущения не передать, воспитана я в строгих традициях, плюс Господь не оставил меня без вразумления: начались проблемы со здоровьем. И тут я вновь обратилась к святому Николаю с горячей молитвой: попросила благословения, если мой это человек, соединить нас в браке, а если не мой, то пусть уйдет из моей жизни. Молилась почти ежедневно, пока любимый был в отъезде. И, не поверите, приезжает мой любимый и делает мне предложение! В тот же вечер мы идем покупать кольца. Никола так нам помог, что нас миновали очереди в ЗАГС, достался нам день регистрации в великий православный праздник Веры, Надежды и Любви, все прошло как по маслу (кто женился - знает, какое хлопотное это дело - свадьба).

Много чудес было связано в моей жизни с Николаем Чудотворцем. Например, когда я теряла работу, я всегда обращалась с молитвами к св. Николаю. И вскоре находила новую работу, которая всегда не только соответствовала моей специальности, приносила неплохой заработок, но и помогала получить интересный опыт.

Я могла бы еще долго рассказывать о помощи, которую получала в разное время по молитвам к . Но хочу сказать главное - надо помнить, что и мы должны помогать близким и нуждающимся в трудные минуты жизни. Именно этому учит мой опыт молитвенного общения с великим угодником Божьим св. Николаем Чудотворцем, и именно этого ждет от нас Господь...

Эдуард Кичигин
«Просил святителя Николая о помощи в поисках работы»

Полгода назад у меня был крайне сложный период в жизни, и как-то однажды я стою на вечерней службе в Никольском соборе, молюсь, на душе больно и тяжело, но к концу службы какое-то утешение почувствовал и даже радость. О чем молился, помолчу, но помимо главного просил святителя Николая о помощи в поисках работы. После службы шел домой под дождем, а такая радость была на душе, полет, - «Богородице Дева, радуйся!» пел про себя и вслух немного.

Пришел домой - тут же позвонил старый друг с предложением очень хорошей работы, крайне для меня интересной, полезной и перспективной. Чтоб обсудить все и получить мое согласие, он, несмотря на крайнюю занятость и заботы, приехал ко мне в тот же вечер. Работу я получил, было сложно, но исключительно интересно и полезно. Пообещал святителю Николаю, что с первой зарплаты поставлю свечи у всех икон в Никольском соборе.

Но в итоге так все закрутилось, и с этой работой, и вообще, что обещание свое выполнил только на половину и не в срок - свечи поставил только в одной из церквей собора, а там их две, на обоих этажах. Что мешало - сейчас уже не понимаю. Да и жил в это время прямо скажем, не самым правильным образом. Дела пошли плохо, в общем, в итоге, вторую часть своего обещания святителю Николаю я делал с последней своей зарплаты уже через полгода, уже после увольнения. Вот такая вот история.

Сюзанна Фаризова
«Я ждал тебя с этим пальцем»

Я уезжала в Бари, работая в газете «Коммерсант», в президентском тогда еще пуле. Уезжала в спешке, накануне с размахом проводив в гостях масленицу.

Мне постоянно мешала сумка, ключи в руках, дверь.

Этой-то входной дверью, не справившись с ключами и сумкой, в итоге я и ударила себе по пальцу. Ударила сильно.

Времени не было. Я улетела. В Бари палец распух, почернел и начал болеть. Сначала - еле-еле. Потом все сильнее и сильнее. Но нужно было работать, и я старалась не думать, что больно.

В программе значилось посещение Базилики. Той самой, где лежат мощи святителя Николая. Они покоятся за решеткой, - тяжелой, - которую открывают по большим праздникам. Я поцеловала решетку, и попросила для себя и родных каких-то глобальных вещей. А под конец попросила, чтобы палец прошел.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.

Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!

Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.

Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.

Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»

Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-305гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие c помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»

«Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»

Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.

Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.

«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.

«Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»

Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь.

Житие святого Николая

Николай Чудотворец появился на свет в 234 году нашей эры в городе Патаре, который находился на территории бывшей Ликии (современной Турции). С малых лет он не переставал удивлять своих родителей. Так, во время крещения, еще не умея ходить, Святой Николай около трех часов простоял в купели на своих маленьких ногах.

Родители Феофан и Нонна были богатыми благочестивыми людьми и долго не могли иметь детей. Молитвы сделали свое дело, и Бог послал им сына, которого они назвали Николаем. Всю свою жизнь он тяготел к религии, постился по средам и пятницам, избегал праздности, светской жизни, соблазнов и женщин. Его дядя, епископ города Патары, видя такое благочестие, посоветовал родителям отдать Николая в богослужение, что они и сделали.

Святой Николай Чудотворец обладал баснословными знаниями и имел хорошее образование. В конце своего обучения он пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святыням, после чего принял твердое решение посвятить свою жизнь Господу.

Получив пресвитерский сан, Николай Чудотворец пребывал в постоянной молитве и посте, жил без излишеств. Вскоре его дядя - епископ Николай доверил ему управление церковью. После смерти родителей все полученное наследство он направил на помощь нуждающимся. Спустя какое-то время Святой Николай решает оставить такую жизнь и уйти в незнакомое место, где он мог бы служить людям. Для этого он переселяется в город Мира. Там его никто не знает, и он живет здесь в нищете, молитвах. Укрытие герой нашего повествования находит в доме Господнем. В это время умирает архиерей этого города Иоанн. Для избрания на этот престол достойного кандидата священнослужители положились на божью волю, которая пала на Николая Угодника.

Эти времена славились гонением на христиан, а блаженный Николай был их руководителем, готовым страдать за веру. За это он был схвачен и заключен в тюрьму вместе с другими верующими братьями. Долгое время провел святой Николай Чудотворец в темнице, пока вступивший на престол, не освободил всех христиан. Город Миры с радостью встретил своего бывшего пастыря.

Великий Божий угодник прожил много лет. На протяжении всей своей жизни он помогал людям словом, делом и помышлением. Святой давал благословения, исцелял, защищал и совершал великое множество благочестивых поступков.

Праздник святого Николая

Русская православная церковь 19 декабря принимает поздравления с ведь он является одним из самых почитаемых святых. Издавна он считается заступником и утешителем, помощником в скорбных делах. Святой Николай покровительствует путешественникам и мореплавателям. Ведь он совершая паломнический поход в Иерусалим, море разбушевались и матросы попросили его помолиться о их спасении. Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море.

Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой не отказывал ни христианину, ни язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Николай Угодник совершил множество благочестивых дел. И всегда ему помогала неуправляемая, сильная и ревностная молитва к Богу. Скончался святой в конце IV века после непродолжительной болезни, находясь уже в весьма преклонном возрасте. А его мощи с 1087 года хранятся в итальянском городе Бари.

Православная церковь ежегодно шлет поздравления с Днем святого Николая тысячам верующих 19 декабря, а также чествует память угодника Божьего особыми песнопеньями по четвергам.

О молитве Николаю Чудотворцу

Молитва святому Николаю наиболее читаемая в православии. Ведь Чудотворец помогает верующим на протяжении тысячи лет. Молитвы к Божьему угоднику не остаются без внимания. Его просят о детях, путешественниках, замужестве дочерей. Взывают к нему, когда в доме голодно, для защиты невинно осужденных.

Специального списка обращений, по которому можно обращаться к святому за помощью, нет. Он помогает всем в любых трудных житейских ситуациях.

Молиться нужно тогда, когда этого хочет душа и сердце. Правильно молиться два раза в день: утром и вечером. Самая благословенная и проникновенная молитва звучит на рассвете, когда все ещё спят. Перед сном святые слова успокаивают душу и настраивают на хороший безмятежный сон. Не стоит ограничиваться молитвами дома. Следует хотя бы иногда посещать церковь и ставить там свечу любимому святому. Существует 7 основных молитв святому Николаю.

Акафист Николаю Угоднику

Бесспорно, и действенны, а по-настоящему происходят чудеса и перемены в жизни, когда читаешь акафист святому Николаю. Слова, содержащиеся в нем, благоприятно отражаются не только на жизненной ситуации, но и помогают улучшить финансовое положение, получить хорошую должность без блата и денег, открыть свой процветающий бизнес, выйти замуж, зачать и родить долгожданного ребенка, победить тяжелую болезнь.

Читают акафист 40 дней подряд и обязательно стоя. Для этого изображение Николая Чудотворца ставят перед собой, зажигают свечу и начинают молитву. Следует постараться не пропускать ни одного дня, иначе придется все начинать заново.

Но это не обязательный ритуал, обращаться и святому Николаю можно и нужно всегда:

  • при посещении церкви;
  • дома перед иконой;
  • непосредственно столкнувшись с тяжелой ситуацией.

Есть один случай, который переходит из уст в уста. Один весьма нерадивый студент, не выучив как следует теорию, пошел сдавать экзамен и потерпел полное фиаско. Из трех билетов, которые ему были предложены, он не знал ни один, в результате ему поставили двойку. Расстроенный, он вышел из кабинета и начал молиться Николаю Угоднику. Святой ему помог. Через какое-то время вышел преподаватель и сказал, что он ошибочно поставил в ведомость высокую оценку, и ему следует выучить предмет и снова прийти к нему. Студент не только сходил в церковь и поставил свечу святому, но и блестяще пересдал экзамен.

Святые места, носящие имя святого Николая

Любовь народа и поступки, которые забыть невозможно, послужили тому, что в честь Николая Угодника был назван целый ряд святых мест. К ним относится церковь святого Николая, расположенная в Демре, на территории Турции. Это значимое сооружение византийской архитектуры на Востоке. Её возвели в начале VI века. На этом месте до строительства церкви находился храм богини Артемиды. Почтенный возраст здания, настенные древние фрески и иконы, роспись, мозаика из камня - все это делает храм уникальным, а место удивительным. Здесь изначально был похоронен святой Николай, но опасаясь разбоя турок-сельджуков, итальянские купцы выкрали его мощи и переправили их в Италию, в город Бали, где они и находятся до сих пор.

Еще одна церковь, названная в честь Святого Николая, располагается в Афинах. Точная дата её появления неизвестна, но отреставрирован храм был в 1938 году. Здесь местами сохранилась старая фреска. Все художественные работы велись известным художником Фотисом Кондоглу. В храме хранится частичка мощей Николая Чудотворца.

В России храм святого Николая находится в Кленниках в Москве. Он насчитывает уже несколько веков. Воздвигнут храм на месте старой деревянной церквушки в XV веке. Шестьдесят лет он простоял закрытым (с 1932 по 1990 гг.). В это время храм был разорен и использовался как склад для хозяйственных нужд. Но, благодаря стараниям верующих, церковь обрела свое второе рождение и засияла куполами. В настоящее время здесь хранится частичка мощей Божьего угодника Николая.

Монастырь святителя Николая

Есть и святого Николая. Находится он на острове Кипр. Существует легенда, которая повествует об ужасной засухе в IV веке. В это время территорию острова атаковали змеи. Их было так много, что святая царица Елена, которая приходилась матерью Константину Великому, отправившись на поиски Креста Господнего и обретя его, посетила по возвращении домой остров. Вернувшись в родной город, она тут же распорядилась отправить на Кипр тысячи кошек для борьбы с ядовитыми гадами, а присматривать за ними надлежало монахиням. Специально для них выстроили небольшой монастырь и назвали его в честь святого Николая, покровителя рыболовов и моряков.

Обитель до сих пор действует, там живет шесть монашек и множество кошек, за которыми они ухаживают. Поэтому монастырь очень часто называют просто кошачьим.

Икона святого Николая

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых, и икона с его ликом присутствует в каждом доме верующих. Издавна она считалась уникальной вещью, ведь иконописец через живопись старался передать внутренний мир святого, его сущность, чтобы человек через неё мог установить связь с Богом.

Облик святого Николая не только помогает молиться, но и оберегает дом, заботится о том, чтобы живущие в нем люди, не испытывали нужду, голод, а также он несет благополучие.

Изображается святитель в:

  • поясном образе, где правая рука благословляет, а левая держит Евангелие;
  • полный рост, правая рука приподнята для благословения, левая держит закрытый Евангелие. В данной позе он запечатлен совместно с другими святыми, изображенными в полный рост;
  • облике Николы Можайского, где в правой руке он держит меч, а в левой крепость, как бы показывая, что он защитник верующих;
  • житийных иконах. Здесь образ святого дополнен 12, 14, 20 и 24 клеймами, которые обозначают события в жизни святого Николая;
  • иконографических образах. Это Богородица с особо избранными святыми, Рождество Николы, Перенесение мощей.

На каждого человека облик святого Николая производит разное впечатление. Одни видят в нем спасителя, другие помощника, третьи наставника. Смысл иконы как раз и состоит в передаче определенного образа святости, который действует на людей не хуже талисмана. Действенность в несколько раз будет сильнее, если произнести молитву.

Размещение икон в доме

Икону Николая Угодника следует не только иметь в доме, важно и правильно её расположить. Иконостас, как правило, располагают на востоке, но если восточный угол занят, то иконы можно расположить в любом свободном месте.

При размещении иконостаса должны учитываться следующие принципы:

  1. В самом центре должна быть расположена (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и другие образы), она же должна быть и самой большой иконой.
  2. Слева от Иисуса Христа должен располагаться облик Божией Матери с Младенцем.
  3. Над образами Спасителя и Девы Марии не должно висеть никаких икон, исключение составляют или распятие.
  4. Все остальные иконы подбираются исходя из личных предпочтений христианина.
  5. В каждом иконостасе должны присутствовать иконы Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, целителя Пантелеимона, Ангела-Хранителя, а также крестильные иконы с именами святых, которые носит человек.
  6. Рекомендуется иконы вешать на кухне или в гостиной, но если нет возможности, можно разместить их и в спальне.
  7. Нельзя вешать иконы рядом с картинами или изображениями обычных людей.
  8. Иконостас должен располагаться в наиболее уединенном месте, подальше от телевизора, компьютера и прочей увеселительной техники.

Неважно, где находятся иконы и сколько их в доме, самое главное - молиться почитаемым святым регулярно. Ведь икона - это связь с богом, через которую передается особая благодать.

Мощи Николая Угодника

Жизнь святителя Николая полна благородных поступков, поэтому, скорее всего, Бог и даровал ему многие лета жизни, ведь умер он в 94 года. В настоящий момент его мощи, вернее, основную их часть, хранит собор святого Николая, расположенный в итальянском городе Бари. В честь Угодника названо множество храмов, а в некоторых из них как раз и хранятся остальные частички его мощей. Они оказывают благотворное и целебное влияние на людей, приложившиеся к ним, исцеляют тело и успокаивают душу.

В 2005 году английские ученые по черепу святого попытались воссоздать его образ. Они обратили внимание на то, что он имел плотное телосложение и рост около 1 м 68 см. У него был высокий лоб, резко выделялись на лице скулы и подбородок. Он имел карие глаза и смуглую кожу.

Современные чудеса

Святой Николай Чудотворец творил чудеса раньше, продолжает он их совершать и по сей день. Так, однажды отряд школьников пошел в поход. Они стали спускаться по воде на байдарках. Шлюпку перевернуло, спаслись все, но не сразу. У самого младшего участника группы было изображение святого Николая. С его слов, именно оно помогло ему спастись.

Ещё один мужчина долго сидел без работы. Он поделился своей проблемой со священником на исповеди, который, в свою очередь, предложил помолиться Николаю Угоднику у иконы. На следующий день знакомый предложил мужчине должность в одной фирме. Казалось бы, ерунда, но подобных историй тысячи. У одних людей после молитвы чудесным образом открывается до этого не поддававшийся замок, у других во время дождя, ветра и непогоды резко проглядывает солнце, третьи получают исцеление и продолжают свой путь.

Поэтому молитесь, и будете услышаны, просите, и вам воздастся.