Почему осириса изображали с зеленым лицом. Древнегреческий владыка царства мертвых

17.04.2024 Сон

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Загробный суд не сразу утвердился в царстве Осириса. Его появление предопределил долгий путь развития заупокойных представлений. Большую роль в его появление сыграло начавшееся в конце Древнего Царства слияние воедино двух миров египетской гробницы: мира ba и мира ka. Маленький и уютный, совершенно свой мир-Двойник, где всё было просто и ясно, соразмерно человеку, а потому спокойно и надежно, сменился на огромную загробную вселенную, населенную богами, которых нужно просить о милости и демонами, с которыми необходимо бороться при помощи соответствующих заклинаний. В этой вселенной человек был мал и ничтожен Большаков А.О. Человек и его Двойник. - С. 235-236. . В представлениях египтян мир умерших, в котором обитало большое количество богов и демонов, приобрел устройство, подробное государственному. Поэтому во главе этого мира стоял царь, бог Осирис. В связи с этим, умерший теперь не был абсолютно независим, из господина он превращался в одного из подданных Осириса.

Тем не менее, идея суда, на котором взвешивались поступки людей при жизни, не связана с осирическими представлениями ранних периодов. Бог Осирис берет на себя функции судьи постольку, поскольку утверждается как верховный бог мертвых. А так как в Среднем Царстве на верховного бога живых начинают возлагаться обязанности судить людей (в изречении Текстов саркофагов 1130 верховный бог говорит о том, что он творит суд над людьми), то эти же функции перенимает и Осирис в загробном мире. Исходя из этой логики, бог Осирис становится судьёй в царстве мертвых.

Стоит еще раз подчеркнуть, что происхождение Осириса и его становление в качестве верховного бога иного мира не были связанны с представлениями о справедливости. Не смотря на то, что Осирис выступает в качестве судьи загробного суда, сами соответствующие этические представления никак не могли прейти из осирических представлений Кеес Г. Указ соч. - С. 352, Ассман Я. Указ. соч. - С. 277. . По мнению Дж. Уилсона, до того, как суд над мертвыми во главе с богом Осирисом соединились в единую согласованную картину, стильв представлениях египтян господствовал пережиток более древнего характера, при котором судьёй был верховный бог, бог солнцаУилсон Дж. Глава4: Египет: ценности жизни. Характер этого исследования // В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкофорт, Г.А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. - М.. 1984. - С. 110. . До конца Старого царства доступ к вечной жизни не был целиком под контролем Осириса. Дж. Уилсон доказывает это на основании источников, где упоминаются "весы Ра, на которых он взвешивает правду". Одно из изречений "Текстов саркофагов" содержит заклинание, благодаря которому умерший должен был очиститься от грехов и соединиться с богом солнца: "проступок твой будет устранен и грех твой стерт взвешиванием весов в день суда и будет позволено тебе, чтобы ты соединился с теми, что в ладье (солнца)" ТС, I, 181. . Таким образом, изначально существовало представление о суде богов под председательством верховного бога, перед которыми усопший и должен был давать отчет. Суд над мертвым проводился путем взвешивания избытка или недостатка его добрых качеств в сравнении с дурными. Благоприятный исход взвешивания был залогом вечного блаженства. Это взвешивание было исчислением маат, "справедливости".

Древнейшее пространное описание загробного суда сохранилось в строках 53-57 эрмитажной рукописи "Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикара":

Управа (богов) Речь идет об «управе" богов, выполняющей и функции загробного суда. , рассуживающая с обездоленным, -

известно тебе, что они не бывают снисходительны

в день суда с (54) неимущим Не совсем ясно, кого имеет в виду автор, говоря про «обездоленного» и «неимущего». Можно предположить, что речь идет о лицах, необоснованно пострадавших от царя и потому обратившихся с посмертной жалобой в «управу богов». Упоминания о загробных «тяжбах" не редки в гробничных надписях Старого и Среднего царства. В смысле «притесняемый (сильным) » существительное mAr встречается и в CT, VII, 466. e. Но можно понять и так, что речь идет о самом царе: подобно всем смертным он после кончины он простится с земными богатствами (ср. выше, P 42). Временное бедственное положение усопшего царя упоминается в «Текстах пирамид" (см.: Franke D. Arme und Geringe im Alten Reich Altдgyptens: "Ich gab Speise dem Hungernden, Kleider dem Nackten…” // Zeitschrift fьr Дgyptische Sprache und Altertumskunde.. - 2006. - Bd. 133. - S. 105-108. ,

в час исполнения (своей) обязанности.

Тяжко, когда обвинитель - мудрец:

не уповай на давность лет,

(55) они (т.е. боги) видят время (жизни), как один час.

[Человек] остается (жив) после смерти,

лишь когда помещены возле него его (добрые) дела в качестве припасов.

(56) Пребывание там - это вечность,

совершающий прорицаемое ими - это глупец.

Достигший этого без совершения греха,

будет существовать там подобно богу,

(57) вольно шагая подобно владыкам вечности.

Но даже и здесь Осирис еще не упоминается, да и о взвешивании еще прямо не сказано.

О том, как египтяне Нового царства представляли себе загробный суд под предводительством Осириса, мы знаем по изображениям, сохранившимся на виньетках "Книги мертвых". Кроме того, 125-е изречение "Книги мертвых" содержит текст, который умерший должен произнести на загробном суде. Исходя из этого материала, мы узнаем, что, попав на суд, умерший вначале должен был поприветствовать верховного бога: "Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, мой владыка. Ты привел меня, чтобы я увидел твою красоту. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имена 42-х богов, пребывающих с тобою в этом Зале Двух Истин, которые живут злыми, питаясь их кровью в день ответа перед Ун-Нефером. Две Дочери, Два Его Ока, Владыка Истины - имя твое" Книга мертвых, 125 //Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. .

Обратим внимание на то, что оборотом "Я знаю тебя", равно как и "Я знаю твое имя", умерший демонстрировал свою власть над богами, ведь "узнать" чье-либо имя или название еще с Древнего царства означало обрести над ним магическую власть. Далее умершей уверял их в том, что он не делал зла в мире. Об этом нам позволяет судить следующий текст: "Вот я пришел в тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя. Я не поступал неправедно ни с кем; я не убивал людей. Я не творил зла вместо справедливости. Я не знаю ничего, что нечисто. Я не притеснял бедного. Я не делал того, что мерзко богам. Не оскорблял я слугу перед хозяином. Я не причинял никому страданий. Никого не заставлял плакать. Я не убивал и не заставлял убивать. Я никому не причинял боли. Я не уменьшал жертвенную еду в храмах. Я не уносил хлеба богов. Я не присваивал заупокойных даров. Я не развратничал. Я не мужеложствовал. Я не уменьшал меры зерна. Я не убавлял меры длины. Я не покушался на чужие поля. Я не утяжелял гири весов. Я не облегчал чаши весов. Я не отнимал молока от уст младенца. Я не уводил скот с его пастбищ. Я не ловил птиц богов, не удил рыбу в их водоемах. Я не задерживал воду в ее время. Я не строил запруд на текущей воде. Я не гасил огонь в его время. Я не удалял скот от имущества бога. Я не задерживал бога при его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист" Книга Мертвых, 125// Вопросы истории. - 1994. - № 8-9.

Когда допрос заканчивался, перед лицом Ра-Хорахти и Эннеад представали Мешент, "ангел-хранитель" Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки. Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Амат - "Пожирательнице", чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

Судя по всему, именно таким образом египтяне Нового царства представляли загробный суд. О том, что Осирис был во глав его, нам позволяют говорить многочисленные изображения последнего на виньетках главным судьёй, владыкой загробного мира.

Идея суда над мертвыми только зарождается в "Текстах саркофагов", тогда как в полной мере она была раскрыта лишь в "Книге мертвых". Суд согласно "Текстам саркофагов", может происходить на небе, в божественной ладье бога солнца, на потустороннем острове Огня, в месте обитания умерших, в Гелиополе или Абидосе. Судьями выступают - боги Ра, Атум, Геб, Шу, Тот, Анубис и ряд других, но чаще всего - Ра и Осирис. В "Текстах саркофагов" упоминается также и взвешивание сердца, как способ определения нравственного облика человека в его земной жизни. Эти весы в "Текстах саркофагов" олицетворяют собой божество ТС, IV, 298-301. . Еще в одном изречении весы обращаются к умершему: "Твое зло изгнано (из тебя), твои прегрешения уничтожены теми, кто взвешивает на весах в день учета свойств (человека)". Это изречение не только свидетельствует о наличие у египтян представления о суде и взвешивании сердца на нем. Содержащееся в нем утверждение о том, что "прегрешения будут уничтожены", позволяет сделать вывод, что оно использовалось как заклинание с целью предотвращения возможности вреда умершему на суде.

Однако тот загробный суд, с которым мы сталкиваемся в изречениях "Текстов саркофагов", еще не представляет собою торжество этических норм. "Тексты саркофагов" полны различной магии и хитростей, которые должны были защищать человека в ином мире, в некоторых изречениях говорится о возможности солгать на суде, дабы обрести спасение, иногда даже складывается впечатление, что для того чтобы оправдаться на суде важнее не столько быть благочестивым при жизни, сколько быть красноречивым после смерти. Если с конца Гераклеопольского периода умершего, согласно догматике, называли "оправданным", а уже начиная со Среднего царства этот эпитет употребляется постоянно, так же как ранее "обеспеченный" или "испытанный", то это означало прежде всего то, что покойный сумел преодолеть своих врагов, подобно царю на земле и Осирису в преисподней Кеес Г. Указ соч. - С. 352. .

Тем не менее, идея суда в "Текстах саркофагов" начинает играть одну из важнейших ролей. Об этом говорит хотя бы тот момент, что в "Текстах пирамид" описание противостояния имеет вид борьбы, тогда как в "Текстах саркофагов" Хор одерживает победу над Сетом уже в суде: "Теперь я на пути к Хора, чтобы настигнуть того врага среди людей, ведь я одержал над ним победу еще на суде Хентииментиу. Я судился с ним в течении ночи в присутствии жителей царства мертвых. Его защитник тоже был на суде, он стоял там, его руки были у его лица, когда он увидел, что моя речь справедлива (т.е. что я оказался прав)" ТС II, 149. . Под Хентииментиумом здесь явно подразумевается суд Осириса. Далее в этом же изречении: "Теперь я человек-сокол, изрекающий в чертоге Осириса. Я поведал Осирису так, как я говорил на огненном острове. "Как просветлен он, этот бог", - сказал мне Хентииментиу. Я вернулся, пожаловавшись на своего врага. И было приказано в зале суда, и повторено в присутствии обеих истин, что я властен делать все что угодно над своим врагом: "Да будут они виновны, Сущий и Грядущий, которые должны были стоять за твоего врага, должны были способствовать на суде его победе над тобой и освободить его от тебя!" ТС II, 149. .

Образцом для этого описания служит тяжба, которую Хор вел против Сета в судебном зале Гелиополя и законченная приговором, дозволяющим Хору в образе стремительного сокола разорвать противника. Мифическую фигуру Сета здесь заменяет образ абстрактного врага среди людей, предполагаемые защитники которого подпадают под обвинительный приговор судьи так же, как и на земле.

Еще один текст, разрабатывающий эту же тему и зафиксированный впервые на асьютских саркофагах, носил заголовок: "Изречение для того, чтобы человек отправил свою душу и (победил) на суде своего врага" ТС; II, 89. :

Суд и оправдание просветленного умершего в описаниях "Текстах саркофагов" аналогичны триумфу Хора на суде богов по гелиопольскому образцу: "NN сидит перед Гебом, наследным богов: Ты - Хор, на голове которого белая корона. Исида родила его, Нехбет его воспитал, а кормилица Хора его вскормила. Ему служат (даже) силы Сета вместе с его силами. Его отец Осирис даровал ему эти два скипетра. Так NN явился с ними, признанный оправданным (победителем на суде)" ТС; II, 16. .

Вот так выглядело оправдание перед загробным судом. Его идеальная картина, где прославляется царство мертвых представлен в "Разговоре разочарованного со своей душой", где описано, как блаженный господствует там, подобно богу солнца, причем ему обещают, что "живущий здесь станет живым богом и будет карать за грехи тех, кто их совершает" Разговор разочарованного со своей душой: http: //www.plexus.org. il/texts/endel_razgovor. htm. В то же время египтяне хотели видеть в царстве мертвых - место, где есть неограниченные возможности для исполнения своих желаний. Египтяне, начиная от царя и заканчивая чиновниками, считали себя обязанными защитить те принципы жизни, которые предписывались в житейских правилах мудрецами, а в своих гробничных надписях стремились доказать, что им неукоснительно следовали в жизни. Однако из-за такой скрупулезности в послушании они оговаривали и свое право на истребление всего враждебного, на право карать под прикрытием морали Кеес Г. Указ. соч. - С. 349. .

Интересно также то, что согласно представлениям египтян, в царстве мертвых взвешиваются скорее слова, чем дела. В "Текстах саркофагов" есть множество изречений о сердце умершего, которое было способно на загробном суде навредить ответчику, выступив нежелательным свидетелем всех его грехов и ошибок умершего. Уже царские "Тексты пирамид" заботятся о том, чтобы сердце, привязанное к земле, не оказывало противодействия царю, когда он восходил на небо: "Мой отец сделал себе свое сердце, после того как у него было вынуто другое, так как оно возмутилось, когда он стал подниматься на небо" ТП,113. . Все это представлено таким образом, как если бы сердце у человека на самом деле вынимали во время мумификации, заменяя его другим, наделенным магическим действием. Однако существование этого обряда в Старом царстве пока не засвидетельствовано Кеес Г. Указ. соч. - С. 430. . Тому же посвящена и знаменитое изречении "Книги мертвых", под названием "Изречение, не дающее сердцу N восстать против него в Херет-Нечер". Оно записывалась на так называемых "сердечных скарабеях", изготовленных из золота и нефрита, древнейший из датированных сердечных скарабеев относится ко времени правления царя Себекемсафа (XII - XVII династии). Сердечные скарабеи заменяли настоящее сердце умершего, "сердце от его матери. Это делалось для того, чтобы на контрольных весах судьи загробного царства оно могло с большей уверенностью соперничать с истиной (Маат): "Сердце мое матери моей, сердце мое матери моей! Мое хат моего бытия, не свидетельствуй против меня как свидетель, не вставай против меня в Суде. Не перевешивай меня перед хранителем весов. Ты - мой Ка, находящийся в моем теле, Хнум, укрепивший члены мои. Когда ты выходишь в прекрасное место, уготовленное для нас там, не делай наше имя мерзким для (загробных) придворных, размещающих людей на их местах. Это будет хорошо для нас и хорошо для Слушающего, и суд будет благоприятным для приговора. И не выдумывай напраслины против меня перед Богом в присутствии Великого Бога - владыки Запада! Смотри! Благородство твое - в оправдании" Книга Мертвых, 30 // Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. . К этому изречению был написан и специальный комментарий: "Укрась скарабея из нефрита золотом, и помести его в хат человека, и соверши для него церемонию отверзания уст. Он должен был помазан миррой" Книга Мертвых, 30 // Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. .

Если же учесть то, что слово написанное или произнесенное в определенных обстоятельствах считалось магическим действием, то можно понять, что описания всех благочестивых дел, которые совершил умерший при жизни могло быть более важным, чем их реальное совершение. Возможно, что эти изречения читались в качестве магических заклинаний для того, чтобы быть оправданным на загробном суде и обрести благополучие в ином мире.

Египет - родина древних мистерий. Миф об Исиде , Осирисе и Горе многие исследователи называют Библией египтян.
Мифы инициировались и внедрялись в массовое сознание кастой посвящённых жрецов , хранящих древнее знание.
Многие тексты на папирусах и древние настенные надписи свидетельствуют о том, что ритуал поклонения Исиде и Осирису был для египтян священным.
Мифология
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу древнегреческого философа Плутарха , Осирис был старшим сыном Бога земли Геба и Богини неба Нут , братом и мужем Богини Исиды , четвёртым из Богов, царствовавших на Земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума , деда Шу и отцаГеба .
Исида - дочь Геба и Нут , сестра Осириса , Сета , Нефтиды и Тота , богиня материнства и плодородия, врачевательница и покровительница рожениц.
Исида славилась мудростью и хитроумием, благодаря чему смогла узнать тайное имя Бога Ра , и передать это знание сыну Гору . Для древних египтян знание тайного имени Бога Ра давало магическую власть.

Осирис - Бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Древние египтяне чтили смерть и воскрешение Осириса, убитого Богом Сетом.
Возвращение к жизни Осириса ассоциировалось с весенним пробуждением природы. Осирис ежегодно умирал и возрождался к жизни, его отождествляли сфараоном , который после своей смерти становился Осирисом - владыкой подземного мира.
Главным центром почитания Осириса был Абидос , где, по преданию, Богиня Исида похоронила голову Осириса. В древние времена в Абидосе ежегодно устраивались театральные действия Ро-Сетау , называемые «мистериями Осириса» , связанные с представлениями о посмертном существовании человека.
Одетые в костюмыБогов, жрецы воспроизводили перед зрителями борьбу Осириса с врагами и Сетом. Сцена завершалась оплакиванием смерти Осириса, затем ликованием жрецы встречали его торжественное «воскрешение».
В «Текстах пирамид» Осирис упоминается вместе с именем «Маат » - богини истины и порядка. Согласно текстам, чтобы определить, достоин ли покойный вечного блаженства в царстве Осириса, на весах взвешивалось его сердце. На вторую чашу весов ставилась фигурка Маат. Если чаши уравновешивались, покойника признавали достойным.
Эзотерика
«Мистерии» - значит «быть закрытым», «быть с закрытыми глазами», «молчать». Самый древний текст о мистериях – священная египетская « Книга мёртвых » , автором которой был Бог Тот . Адепт, посвящаемый в мистерии, проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых. «Посвященные» должны были хранить всё, что происходило во время мистических церемоний, под строжайшим секретом.
Английский журналист, писатель, эзотерикПоль Брантон в книге «Путешествие в сакральный Египет» писал: «Многие древние цивилизации унаследовали мистерии от своих незапамятных предков, ибо они составляли часть того первоначального откровения, что было дано Богами человеческому роду. Мистический ритуал поклонения Осирису являл собой сочетание гипнотических, магических и духовных процессов.

Посвящение представляло собой миниатюрную модель того, что должно произойти с человечеством в процессе его эволюции.
Принцип посвящения заключался в том, что физическая жизнедеятельность человека может быть парализована глубоким летаргическим сном, в то время как его психическая (духовная) природа активизируется известным лишь иерофанту способом.
Проходя инициацию – посвящение, адепт (иерофант) погружался в искусственное состояние комы , в котором способен был ощутить духовный мир, увидеть Богов, выйти в безграничное пространство и понять свою истинную сущность. В самой возвышенной, конечной стадии посвящения, душа адепта не просто временно освобождалась от своего тела, доказывая тем самым реальность своего существования и факт продолжения жизни после смерти, но возносилась в высшие сферы бытия, приближаясь к самому Творцу».
В египетской «Книге мёртвых» описан путь, по которому нужно пройти тем, кто стремится «к духовной свободе». В этом описании перечислены переходы, галереи и камеры Великой пирамиды. Об этом подробно рассказывает французский писатель Жерар де Нерваль в книге «Путешествие на Восток».

Все помещения Великой пирамиды должны были соответствовать разным этапам инициации. Войдя в пирамиду, посвящаемый не мог вернуться назад, и никто не должен был знать об испытаниях, которым он подвергался.
Тот, кто желал быть посвященным в Мистерии Осириса и Исиды , должен был выдержать изнуряющие сражения в подземных галереях пирамиды. В «Великих мистериях» символическая смерть длилась два дня, поэтому посвящаемый должен был провести в саркофаге камеры царя две ночи. На рассвете третьего дня посвящаемому присваивался титул «Великий мастер». Только перед теми, кто, преодолев смерть, проходил через обряды инициации, открывались знания, недоступные простым смертным.
Прошедший инициацию в Великой пирамиде Гизы, учёный и эзотерик Друнвало Мельхиседек в книге «Тайная Египетская мистерия» пишет: «…древние Египетские мистерии учат, что божественные энергии исходят на вершину Великой пирамиды, которая уподобляется перевёрнутому дереву с кроной внизу и корнями наверху. Из этого перевёрнутого дерева божественная мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру. Треугольная форма пирамиды подобна позе человеческого тела, которую оно принимает во время традиционных медитаций. Большая Пирамида по замыслу жрецов уподоблялась Вселенной , её верхушка – человеку, тянущемуся к Богу. Через мистические коридоры и камеры Великой пирамиды проходили инициированные, они входили как люди, а выходили как Боги».
Древнеримский писатель и философ Луций Апулей из Мадавры, которого привлекал египетский мистицизм, потратил всё своё состояние на путешествия, чтобы пройти посвящение в мистерии Осириса и Исиды и стать затем верховным жрецом Карфагена . Пройдя инициацию, он ничего не написал о самом обряде, поскольку не имел права о нем рассказывать. В 11 книгах романа «Метаморфозы» Апулей упоминает культ Исиды , повествуя о действительно пережитом им самим превращении.
Так он описывал посвящение Исиде : «Я дошел до границы мира мёртвых, прошёл через всё преграды, а потом вернулся на землю и увидел Солнце, сверкающее в ночной тьме. Я общался с Богами неба и загробного мира. Перед ними я преклоняюсь».
Психология
Используя термин современной психологии, во время инициации – посвящения, адепта вводили в « изменённое состояние сознания ».
Древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили состояния сознания на четыре класса : бодрствующее состояние сознания, сон без снов, сон со сновидениями и«четвертое состояние» , называемое в современной психологии - измененное состояние сознания.
С древних времён жрецы и ученые занимались изучением тайн человеческого сознания, пытаясь разгадать загадку природы или Бога. Тысячелетия назад жрецы разрабатывали методы, вводящие человека в «четвертое состояние», они знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностям человека являются особые измененные состояния сознания . Жрецы хранили в глубокой тайне эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики, поскольку критерием «четвертого состояния» была возможность общения с Богом.
Фэнтези

Французский писатель и философБернард Вербер в трилогии «Мы Боги», так описывает знаменитые в Египте «мистерии Исиды», которые насчитывали четыре испытания, связанные с четырьмя стихиями :

  • «В испытании землей посвящаемый должен был один сориентироваться с помощью масляной лампы, в темном лабиринте, заканчивающемся пропастью, в которую необходимо было спуститься по лестнице.
  • В испытании огнем он перешагивал через раскаленные докрасна металлические бруски, уложенные ромбами так, что оставалось место только для одной ступни.
  • При испытании водой нужно было ночью переплыть Нил, не выпустив из рук лампу.
  • В испытании воздухом посвящаемый вступал на подъемный мост, который проваливался под ним, оставляя подвешенным над пропастью.
  • Затем ему завязывали глаза и задавали различные вопросы. Потом снимали повязку и приказывали встать между двумя квадратными колоннами. Там он получал уроки физики, медицины, анатомии и символики».
Бернард Вербер описывает «способ свободного путешествия по миру смерти - танатонавтику » , посредством которого учёные постигали «карту территории мёртвых» . Танатонавту раскрывался смысл жизни. Проходя семь территорий мёртвых, человек испытывал ощущения: радости, страха, отвращения, ужаса, наслаждения, силы, могущества. 7-я , последняя, территория - миграция душ через новые перевоплощения, выбор новой реинкарнации , которая позволила бы исправить ошибки и недостатки, обусловленные предшествующими существованиями.
Возможно, подобные ощущения испытывали адепты в ритуалах посвящения в древние мистерии Осириса и Исиды , чтобы получив тайные знания, стать приближённым к Богу.

источник; http://zhitanska.com/content/misterii-osirisa-i-is...

Еще в советских школах несколько уроков посвящалось мифам и легендам Древней Греции. В царской России это был отдельный предмет. Может быть, знание мифов в большинстве случаев и не имеет практической надобности, но понятие «культурный человек» подразумевает глубокое знакомство с ними.

Главные боги Олимпа

Аид - имя, которое носил древнегреческий владыка царства мертвых. Еще его называют Гадесом, Плутоном и Аидонеем. Согласно мифам и легендам древней Греции, он приходится сыном Реи и Крона, проглатывающего своих детей при рождении. Таким оригинальным способом он хотел избежать участи своего отца Урана, сверженного самим Кроном. Уже пятерых проглотил любящий отец. Это были Гестия, Деметра, Гера, Аид благодаря матери, избежал печальной участи сестер и братьев, а, возмужав, таки сверг отца и заставил его вернуть проглоченных родственников. Освобожденные великие боги поделили сферы влияния.

Кому что досталось

Зевс стал вседержителем, и людей, Посейдону достался подводный мир, а древнегреческий владыка царства мертвых Аид навсегда спустился под землю. Конечно, он посещал Олимп - залечивал там полученные раны, например, от Геракла, не пропускал пиров, принимал участие в решении судеб всех существ, подвластных олимпийцам. Свой огромный подземный мир он тщательно охранял. У Аида была свита и двор, была красавица жена Персефона, приходящаяся ему племянницей, так как ее матерью была Деметра. Кровосмесительство, или Эдипов комплекс - вообще, на Олимпе вещь довольно распространенная. Взять хотя бы Зевса, женатого на собственной сестре Гере. Но, очевидно, богам все можно.

Жена и подруга

Персефону древнегреческий владыка царства мертвых похитил. Мать была безутешна и просила помощи у Зевса в деле возврата дочери на землю. Но то ли Персефона очень любила своего мужа, а его изображают красивым мужчиной в полном расцвете сил, то ли жалела, то ли действительно зерна граната, которые Аид заставил ее съесть, обладали магнетической силой, но навсегда вернуться на землю дочь Деметры, отказалась. Часть года она жила с мужем под землей, часть с матерью на земле. Постепенно ее образ стал связываться со сменой времен года, с приходом весны и началом полевых работ.

Мрачный Аид

Древнегреческий владыка царства мертвых всегда награждается эпитетами «мрачный» и «неумолимый». Так вот, в царстве мрачного Аида нет рая, для древних греков была олицетворением несчастья. Души умерших, бродящие по мрачным полям, поросшим блеклыми дикими тюльпанами асфоделами, постоянно стонут, в лучшем случае тяжело вздыхают. В этой связи хотелось бы узнать, куда девались души праведников. Конечно, человек по своей природе грешен, но совсем мрачно подошла к этому вопросу Древняя Греция. Царство мертвых у них - только кара за земные радости. Ни тебе рая, ни реинкарнации - реки забвения и трехглавый Кербер (Цербер), никого не выпускающий назад, к солнышку.

Популярный герой

Надо отметить, что царство мрачного Аида, как и вся древнегреческая мифология, очень популярна у литераторов и художников. Совсем недавно вышел американский анимационный фильм «Геракл», где главным злодеем выведен именно Аид, мечтающий свергнуть Зевса и занять его трон. У прекрасного писателя Евгения Лукина есть чудесная повесть «Там, за Ахеронтом». Ахеронт, Пирифлегетонт, Кокит - это реки царства мрачного Аида, менее известные, чем знаменитый Стикс, через который души умерших перевозит в своей ладье Харон, и Лета - река забвения. «И память юного поэта поглотит медленная Лета, забудет мир меня…» - так в предсмертном стихотворении накануне дуэли писал Ленский. Одним словом, владыка подземного царства мертвых не менее популярен в веках, чем его братья - Зевс и Посейдон.

Свита Аида

В подземном царстве были свои традиции, Например, за перевоз через Харону нужно было заплатить денежку. Поэтому греки долгое время в рот покойнику укладывали монетку. В свиту Аида входят судьи Минос и Радамант, всегда стоящие за спиной правителя и его жены. У ног лежит Кербер. Тут же находится Танат, которого изображают, обличенным в черное, с большим мечом и громадными крыльями. Здесь же сидят кровожадные керы, спутницы войн. Украшением свиты является юный прекрасный бог Гипнос, которому не могут противиться ни люди, ни боги. Мифы и легенды Древней Греции, благодаря мультфильмам, и американским, и отечественным, знают многие. Поэтому, на вопрос «кто такой древнегреческий владыка царства мертвых» ответ можно услышать довольно часто - Аид. Иногда его именем зовут само подземное царство - «спустился в Аид».

Великие мифы

Сейчас в сети очень популярна обучающая игра «Аватария», где можно найти много ответов по школьной программе. В ней в помощь ленивцам, создана шпаргалка с краткими ответами на популярные вопросы. Там в алфавитном порядке расположены наиболее часто задаваемые вопросы. В разделе «История», под буквой «д» находятся два предмета обсуждения. Вторым идет вопрос «кто древнегреческий владыка царства мертвых», «Аватария» дает краткий ответ - Аид. Может быть этого и достаточно, но, не зная ничего о подземном царстве древних греков, многие нарицательные слова, относящиеся к этому разделу «Мифов и легенд», не будут понятны. Например, что такое «Танталовы муки» или «Сизифов труд». Кто такие постоянно обитающие там Ехидна, Горгоны, Гидра и Гарпии. А в литературе на них часто ссылаются. Орфея и Эвридику знают многие. Но ведь ключевой момент их взаимоотношений связан именно с царством мрачного Аида, со знаменитым сошествием сладкозвучного певца и музыканта в подземный мир за возлюбленной Эвредикой. Боги, покоренные его музыкой, в которой звучало столько страдания из-за потери жены, разрешили ему единственному из всех людей пойти за ней и вернуть на землю. И знаменитый окрик «Не оглядывайся!» пришел именно из этого мифа. Очень многое, с чем мы сталкиваемся ежедневно, уходит корнями в сказания Древней Греции.