Кафедральный собор хельсинки вход. Кафедральный лютеранский собор святого николая в хельсинках




Собор Святого Николая или Кафедральный собор - Хельсинки, Финляндия

Одним из основных символов Хельсинки является расположенный на Сенатской площади белоснежный красавец Кафедральный собор. История собора, координаты и часы работы, расположенные достопримечательности по соседству в этом материале...

Первым построить подобный собор в Хельсинки хотел император Александр I Павлович, наметивший строительные работы на апрель 1812 года. Именно в те времена город предстал в качестве столицы Великого княжества Финляндского, хоть и был полностью разрушен в результате пожара, в 1808 году. Жителей в городе было мало, и возведение церкви стало одной из приоритетных задач по восстановлению городских сооружений.

Работы по строительству Кафедрального собора в Хельсинки начались в 30 году XIX века. Руководил работами архитектор К. Л. Энгель, немец по происхождению. Посвятить собор, было решено - Святому Николаю Чудотворцу. На строительство собора выделили огромную сумму - 2,6 миллионов рублей. Карл Энгель не смог завершить, пожалуй, свою одну из самых грандиозных работ - он скончался в 1840 году. Однако завершал возведение храма его соотечественник - Эрнст Лорманн. Собор достроили и торжественно открыли в феврале 1852 года.

Примечательно, что почти в те же сроки - в период с 1819 по 1858 год - в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор, автором которого был Огюст Монферран (1786 - 1858). Сами соборы и прилегающие к ним территории очень похожи.

Хельсинский собор построен в виде креста в стиле неоклассицизма. Его крышу украшают, вылитые из цинка - фигуры двенадцати апостолов, такое требование было выдвинуто императором Николаем. Он же повелел соорудить огромную лестницу, которая бы спускалась от здания собора к Сенатской площади, Энгель же планировал разместить на этом месте колоннаду гауптвахты. При работе над проектом Лорманна, Николаевский собор еще больше стал похож на Исаакиевский - к примеру, по окружности центрального купола были построены четыре точно такие же башенки. В дополнение были возведены два боковых павильона, в которых расположились колокольня и капелла.

Внутри Николаевского собора уместились 3 статуи известных исторических личностей - Мартина Лютера (1483 - 1546), христианского богослова, известного переводчика Библии на немецкий язык, Микаэля Агриколы (1510 - 1557), епископа, просветителя и переводчика Библии на финский язык и Филиппа Меланхтона (1497 - 1560), немецкого гуманиста, теолога и педагога.

После официального признания финского языка и национальной валюты Финляндии, в 94 году XIX века на Сенатской площади был торжественно установлен памятник Александру II, работы Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга, который явился благодарностью за эти события.

При обретении Финляндией статуса независимой страны в 1917 году, храм был переименован в Большой собор. В 59 году XIX века он стал официально называться Кафедральным, т. е. не только главным собором города, но и всей страны.

Примечательной особенностью Кафедрального собора является вместительный сводчатый склеп, расположенный под собором, который и по настоящее время используется для проведения разнообразных мероприятий и выставок.

В 1952 году в стенах церкви организовали хор мальчиков - Cantores Minores. Дети репетируют по нескольку раз в неделю. Членство в хоре свободное, что нехарактерно для протестантства.

Кроме обычных служб, в храме проводят также торжественные парламентские и университетские богослужения. Также в Николаевском соборе происходит одно из самых красивых и значимых действ Финляндии - коронация королевы света, Люсии. Специально отобранная девушка в белом платье, с зажженными свечами на короне, чинно выходит из церкви, шествуя по направлению к площади Хиеталахдентори.


Адрес и координаты

Адрес:
Helsinki, Unioninkatu 29

Координаты GPS:
Широта 60°10′13″N (60.170339)
Долгота 24°57′8″E (24.952171)

Кафедральный собор на карте № 2


Что находится рядом?



№3 на карте - Хельсинкский университет

№4 на карте - Национальная библиотека Финляндии

№5 на карте - Городской музей Хельсинки


Питание рядом

Ресторан финской кухни - Savotta (№6 на карте)

В этом ресторане можно понастоящему ощутить деревенскую романтику, отведать настоящих финских блюд и диликатесов. В меню вам будет предложена как речная рыба, так и настоящая дичь. Меню ресторана предлогается на нескольких языках.

Адрес:
Aleksanterinkatu 22, Helsinki
тел. +358 9 7425 5588

Работает:
Пн-Сб 12.00-23.00 Вс и праздники 17.00-22.00

Координаты:

Широта: 60°10′8.36″N (60.168989)
Долгота: 24°57′9.04″E (24.952512)

Кафе - Neuhaus (№7 на карте)

Это милое заведение находится в самом центре Хельсинки, в нескольких минутах пути от Senaatintori. Здесь вы всегда сможете найти аппетитный свежий бельгийский шоколад, а также большой выбор великолепной горячего шоколада или ароматный кофе.

Адрес:
Unioninkatu 32,
тел. +358 44 7 622 022

Работает:
Пн-Чт 10.00-19.00, Сб-Вс 11.00-18.00

Координаты:

Широта: 60°10′7.81″N (60.168837)
Долгота: 24°57′3″E (24.950833)

В настоящее время Успенский собор - самый крупный православный собор Северной и Западной Европы. Общая высота сооружения - 51 метр. Собор увенчан тринадцатью куполами и позолоченными главками. Стены сделаны из красного кирпича, поскольку влажный и ветреный климат не позволяет нанести штукатурку. Визуально собор напоминает каменный храм XVI века в Коломне, недалеко от Москвы.

Интерьер оформлен в византийском стиле. Подкупольное пространство собора увеличивается за счет отсутствия сидений, а размещение колонн вблизи стен создает впечатление целостности. Внушительные колонны высечены из цельных гранитных глыб. В колонны упираются арочные своды, расписанные византийскими орнаментами. Верхняя часть свода и арочное перекрытие над алтарем украшены рисунком голубого звездного неба с изображением Святого Духа по центру.

Работает собор по такому расписанию: закрыт в понедельник, со вторника по пятницу открыт с 9:30 до 16:00, в субботу принимает посетителей с 9:30 до 14:00, а в воскресенье - с 12:00 до 15:00. В праздничные дни и накануне праздников собор открыт только на время богослужений.

Лютеранский кафедральный собор

Внешне Кафедральный собор очень похож на Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Они даже возводились в одно и тоже время – в 1830–1852 гг.

Храм в Хельсинки был построен по велению императора Николая I и одно время носил имя святого Николая – покровителя российского императора. А Николай II внес некоторые коррективы в проект, которые и сделали собор таким похожим на Санкт-Петербургский. Он приказал установить на его крыше фигуры двенадцати апостолов и построить большую гранитную лестницу.

Зато внутри эти соборы совсем не похожи. В отличие от богато расписанного самыми именитыми художниками Исаакиевского собора Кафедральный собор Хельсинки по-протестантски аскетичен. Внутри установлены скульптуры деятелей лютеранства – Лютера, Агриколы, Меланхтона. Под зданием собора расположен крестообразный склеп, в котором проходят выставки и концерты.

Успенский кафедральный собор

Успенский кафедральный собор расположен в историческом центре Хельсинки, Финляндия. Высота храма – 51 метр. Является крупнейшим православным собором Северной и Западной Европы. Он построен по проекту русского архитектора Алексея Горностаева в псевдовизантийском стиле – здание выполнено из красного кирпича, увенчано шпилями и позолоченными куполами с крестами. Такой весьма оригинальный для Финляндии вид имеет свое объяснение – во время постройки храма Финляндия была частью Российской империи. Назван в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор возводили с 1862 года по 1868 год. За это время успел скончаться Горностаев, поэтому заканчивал строительство храма архитектор Варнек, который, однако, не внес практически никаких изменений в проект. Освящение храма состоялось 25 октября 1868 года. Что примечательно – все средства на строительство собора были собраны с помощью только добровольных пожертвований.

В 2006 году купола собора реконструировались и были заново позолочены.

Ежегодно собор Успения Пресвятой Богородицы посещают почти полмиллиона туристов.

Собор (бывшая гарнизонная церковь) в Свеаборге

В 1854 году по проекту архитектора Константина Тона была построена гарнизонная церковь – собор Александра Невского (по макету храма Христа Спасителя в Москве). В 1928 году собор был перестроен, став лютеранской церковью. С 2000 года в соборе проходят и лютеранские, и православные службы.

На вершине купола церкви установлено маячное оборудование. Изначально свет для маяка давала газовая лампа, в нынешнее время - электрическая.

Свет огней находится 52 метра над уровнем моря. Четыре белые вспышки каждые 15 сек. Этот маяк действующий и обслуживает как морское, так и воздушное движение.


Достопримечательности Хельсинки

  • Где остановиться: Столичный статус Хельсинки дает полно право заявить - для путешествия по югу Финляндии можно обосноваться именно тут на весь отпуск. Благо отелей и гостиниц - на любой выбор. Близко к столице, но спокойнее - это про Эспоо . В Порвоо царит мирная и душевная полусельская атмосфера, местные гостиницы под стать настроению. Отели Вантаа неплохой выбор для тех, кто летит через Финляндию с остановкой на пару дней, но в Хельсинки уже побывал. Лохья - «город тысячи яблонь». Для поездки сюда в сентябре стоит забронировать отель заранее - в конце месяца здесь случается большой яблочный фестиваль.
  • Что посмотреть: Идеально - махнуть вдоль всего побережья от Котки до Ханко с вдумчивой остановкой в Хельсинки по пути туда и обратно. В Эспоо радуемся сочетанию современного города и природы, на десерт - один из крупнейших в северной Европе аквапарков - Серена . Исходить пешком (а иначе - никак) весь остров-крепость Свеаборг, изучить музеи, выпить пива от местной пивоварни и прочувствовать все прелести клаустрофобии на борту подводной лодки Vesikko. Ханко считается главным морским курортом страны, приправленным историей, в том числе - военной. В Расеборге осматриваем именной замок и отправляемся на лодочную прогулку - 1300 островов нацпарка сами себя не увидят.

    В Котке - почувствовать себя российским императором в отпуске, обойти все парки, подивится экспонатам Музея воздухоплавания и другим достопримечательностям .

    В Вантаа работает ведущий научно-познавательный музей Финляндии - «Эврика» . Интересно будет не только детям.

    Ну а Хельсинки - тема даже не для отдельного разговора, а целой диссертации на тему туризма и

Кафедральный собор Хельсинки (по фински собор называется Tuomiokirkko) Главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположен на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор - Эрнст Лорман (1803-1870). Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12 апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Храм был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Симон Кананит, Петр, Фома

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон Кафедрального собора.
Апостолы Варфоломей, Иоанн и Матфей

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон Кафедрального собора Хельсинки.
Апостолы Иаков Алфеев, Павел, Иаков Заведеев

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Филипп, Андрей, Матфий

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для посещения собора

Адрес собора Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа)

Белоснежный Кафедральный собор Хельсинки (Собор Святого Николая), стоящий в центре города, - одно из самых величественных сооружений финской столицы. Храм является частью архитектурного ансамбля Сенатской площади, выдержанного в стиле неоклассицизма. Поднятый на облицованный гранитом холм, он господствует над местностью, так что его купола видны даже из гавани, и служит своего рода визитной карточкой города.

Особую торжественность зданию придают коринфские колонны. Перед огромной лестницей, ведущей к собору, стоит памятник Александру II, возведенный в благодарность за роль, которую этот российский император сыграл в развитии Финляндии, в первую очередь за то, что при нем страна получила автономию, а финский язык стал государственным наравне со шведским. Собор, построенный в середине XIX века, принадлежит лютеранской церкви. Автором его проекта, как и вообще всего исторического центра города, был немецкий архитектор Людвиг Энгель.

Примечательно, что, перед тем как приступить к проектированию новой финской столицы, он специально год прожил в Петербурге, изучая архитектуру российской столицы. Энгель очень гордился собором и считал, что его элегантность трудно превзойти. Но он не увидел своего лучшего творения во всем блеске, так как не дожил до окончания строительства. Оно было завершено преемником архитектора Лорхманном, добавившего к конструкции четыре башенки и два корпуса. Возводился храм под надзором Николая II, который проявлял к его строительству большой интерес и даже давал некоторые указания.

В частности, он распорядился поставить на крыше фигуры двенадцати апостолов, как в Исаакиевском соборе Петербурга, и построить лестницу, которой не было в первоначальном замысле. Он же подарил живописное полотно для алтаря. Интерьер собора, в разрезе представляющего собой византийский крест, по-протестантски аскетичен и изысканно красив. В нем установлены статуи Лютера и его сподвижника и ученика Меланхтона, а также Микаэля Агриколы, который в XVI веке перевел Библию на финский язык и тем самым заложил основу для его развития как письменного. Гордость собора - большой, как, впрочем, и все в нем, орган.

Орган непременный «участник» всех фестивалей церковной музыки. Здесь проходит кульминационное событие главного предрождественского праздника лютеран, Дня Святой Люсии, который отмечается 13 декабря, - коронация Люсии. На эту роль ежегодно избирается одна из девушек-лютеранок. Коронуют ее самым необычным образом - надевая на голову венок с высокими горящими свечами. Исполнив вместе с соборным хором рождественские гимны, Новая Санта Люсия в белой шубке и со снопом колосьев в руках выходит к многотысячной толпе, которая собралась на площади, и возглавляет праздничное шествие по городу.

Собор удивительно красив в любое время суток, но от него не оторвать глаз в сумерках, когда он словно тает в небе - но вдруг засияет, подсвеченный со ступеней. А в пору белых ночей эта громада кажется невесомой, летящей над городом.