Дионис, Вакх, Бахус. Бог вина, виноделия и виноградарства

17.04.2024 Гороскоп

Николай Кун

Рождение и воспитание Диониса

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма . Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис , слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса , и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена , они должны были воспитать его.

Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.

Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад , среди других созвездий.

Дионис и его свита

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

Ликург

Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни.

Дочери Миния

И в Орхомене, в Беотии, не хотели сразу признать бога Диониса. Когда явился в Орхомен жрец Диониса-Вакха и звал всех девушек и женщин в леса и горы на веселое празднество в честь бога вина, три дочери царя Миния на пошли на празднество; они не хотели признать Диониса богом. Все женщины Орхомена ушли из города в тенистые леса и там пением и плясками чествовали великого бога. Увитые плющом, с тирсами в руках, они носились с громкими криками, подобно менадам, по горам и славили Диониса. А дочери царя Орхомена сидели дома и спокойно пряли и ткали; не хотели и слышать они ничего о боге Дионисе. Наступил вечер, солнце село, а дочери царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить ее. Вдруг чудо предстало перед их глазами, Раздались во дворце звуки тимпанов и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы, и тяжелые грозди повисли на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. Всюду разлилось благоухание мирта и цветов. С удивлением глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, окутанному уже вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рыканье диких зверей. Во всех покоях дворца появились львы, пантеры, рыси и медведи. С грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе дочери царя старались спрятаться в самых дальних, в самых темных помещениях дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканье зверей. Но все напрасно, нигде не могут они укрыться. Наказание бога Диониса этим не ограничилось. Тела царевен стали сжиматься, покрылись темной мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой перепонкой, - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от дневного света в темных сырых развалинах и пещерах. Так наказал их Дионис.

Тирренские морские разбойники

Изложено по гомеровскому гимну и поэме Овидия "Метаморфозы"

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон ? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

Икарий

Награждает Дионис людей, которые чтут его, как бога. Так он наградил Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис подарил ему виноградную лозу, и Икарий был первым, разведшим в Аттике виноград. Но печальна была судьба Икария.

Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная, что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их, и убили его, а тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с помощью своей собаки Майры нашла она гробницу отца. В отчаянии повесилась несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца. Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С той поры горят они на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.

Мидас

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии . Не было в свите Диониса лишь Силена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами. На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:

О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.

Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Все, к чему ни прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликует Мидас. Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:

Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!

Явился Дионис и сказал Мидасу:

Иди к истокам Пактола

Согласно легенде, своим появлением Дионис обязан именно воинственной Гере, которая яростно, хотя и не беспочвенно, ревновала своего супруга Зевса. Она подсказала Семеле попросить его предстать перед ней в своем воинственном обличье: на колеснице с огнедышащими лошадьми, окруженным пламенем. Зевс дал добро и вскоре появился перед Кадма – дворцом отца девушки. Молнии, обвивающие колесницу, полетели в сторону построений и жгли их. Пострадала от огня и сама Семела, которая во время пожара родила недоношенного младенца – Диониса, а сама перешла в мир мертвых.

Однако, дитя Зевса не погибло в пламени, его защитил плющ. Увидев ребенка, Бог зашил его в свое бедро, где он завершил свое развитие и позже вышел на свет в нужный срок. Маленького Диониса передали на воспитание сестре Семелы – Ино и шурину – Афаманту, последнего Гера обрекла на безумие.

Согласно иной версии, Дионис и его мать Семела были заключены в бочку отцом Кадмом, где провели несколько дней, после чего разбились о скалы, и в живых остался только ребенок.

Путь воспитания и взросления

Дабы обезопасить юного Бога от гнева Геры, приемные родители стали воспитывать его как девушку. Однако, как уже было сказано выше, отец заболел психическим расстройством (не без помощи жены Зевса, разумеется) и стал убивать своих родных детей, и даже покушался на Диониса.

Затем будущий покровитель виноделов попал в пещеры Ниса – туда его доставил преображенным в козленка сам Гермес. Нимфы укрыли дитя от Геры и способствовали его воспитанию. Однако, наибольшую роль в становлении Диониса как Бога сыграл Силен: наставник обучил юношу делу виноградарей и привил любовь к земледелию.

После достижения совершеннолетия правитель Олимпа решил отблагодарить нимф Ниса и возвел их к небесам.

Безумие Диониса

Навлекать безумие – наиболее коварная и наиболее частая месть Геры, не минула эта кара и Диониса. Под воздействием ее чар он отправляется в долгое путешествие по Азии и Африке. Присутствие его в разных странах несло за собой как положительное влияние, так и негативные последствия. Он обучал жителей Египта, Сирии, Индии и Малой Азии аспектам земледелия, открывал им секреты урожайного выращивание разных культур. На ряду с полезными навыками, которыми покровитель растительности обогащал жизнь хозяев полей, не верующим в его способности приходилось не сладко.

Согласно легендам, озлобленный Бог плодородия мог наслать безумие на свою жертву или даже убить. По другим источникам, по пустыням Диониса водила Гера, она же и окружала его безумцами. Хуже всего пришлось молодым матерям с младенцами, которые были засланы в горы, где с удовольствием питались сырым мясом.

Почему Дионису приносят «трёхлетние жертвы»?

Дело в том, что Бог совершал путешествие по Индии в течение трех лет. Изначальными его мотивами было противостояние, бой, и незначительное количество источников даже говорит о его смерти во время поединка и погребением без почестей.

Число 3 как бы знаменует Диониса, поэтому принято именно каждые 3 года устраивать ему вакханалии и сбор пожертвований в трехлетнем объеме.

Среди знаменательных событий в жизни покровителя земледелия можно также выделить посещение Аидового царства, откуда он вывел свою мать и впоследствии сделал ее Богиней Фионой.

Тирренские пираты

Тирренские пираты, а именно двое из их общества – Акет и Алкимедон, напали на триеру Диониса по пути в Наксос. Они захватили Бога виноделия в плен, связали, заковали ему руки и ноги, их замыслом было перевести Бога в Азию, где, в свою очередь, продать за огромную сумму.

Увы, планы тирренских пиратов не совпадали с видением будущего покровителя земледелия. В один миг цепи упали с его рук и ног, мачты и весла превратились в лютых змей и обвили захватчиков. Весь корабль укрыла виноградная лоза, а Акет и Алкимедон в бегстве прыгнули в океан. Согласно одной из легенд, они превратились в дельфинов.

Любовь Диониса

Бог женился на Ариадне – критской красавице, дочери царя Миноса, хотя изначально девушка предназначалась вовсе не ему. Ее супругом должен был быть Тесей, которого она вывела из лабиринта с помощью клубка из волшебных нитей. Однако, юноша оказался не особо честным и бросил Ариадну по пути в Афины. Дионис сразу заметил барышню неземной красоты и забрал с собой.

Существует и альтернативная версия, где покровителю виноградарей было послано предание о том, что Ариадна станет его женой и он самолично вызвал Тесея на бой, чтоб отвоевать красавицу.

Мы привыкли видеть в этом Боге личность, которая была бы полностью поглощена земледелием и созданием терпких вин, но есть и менее распространенные, но боле захватывающие ведомости о его существовании:

  • Пиво также является творением Диониса
  • Гора в Мессении называется Ева, потому что именно этот клич воспроизвели окружающие Бога девушки, находясь у ее подножия.
  • Благодаря Дионису, осел считается священным животным. История такова: они с Гефестом отправились бороться с Гигантами, сидя на ослах. Животные издали жуткий рёв, который напугал даже огромных существ, тем сама прогнав их.
  • Чтоб сделать приятное своей жене Гере и отвлечь ее внимание от реального покровителя земледелия, Зевс подарил ей призрака в обличье Диониса.
  • Считается, что он изобрел первый плуг и самостоятельно вспахивал им землю.

Дионис – последний из двенадцати главным олимпийских Богов, тем не менее именно в честь него устраиваются самые яркие и веселые празднества. Происходит состязание комической и трагической поэзии, театральных постановок. На столах всегда много вина и закусок. В период вакханалий справляется много свадеб и все вокруг наполняется атмосферой веселья.

«Дважды рожденный». Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Был он сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Необдуманной была эта просьба: когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок, а мог ли Зевс допустить гибель своего еще не рожденного сына? Он выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный».

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному».

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему!» — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой.

Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое!» они умчались в горы и там стали вести жизнь неистовых менад.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.


Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение (см. также статью «Семела»).


Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя . Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.


Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару - вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен - Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет - но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» - «ничего сверх меры».


По своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя - - лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была , которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).


Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.


В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) - в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца - так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия - один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис - сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.


Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй - «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах - отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин - «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592-1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635-1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).




Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).



Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном - заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» - Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно - вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
- А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).