Православный алфавит для детей. Православная азбука

Издательство Сретенского ставропигиального мужского монастыря всегда радует замечательными книгами. Спешу представить (на мой взгляд) одно из лучших изданий для детей - "Азбука для православных детей ". Книга достойна всевозможных похвал! Во-первых, хочется отметить тематическую подборку стихотворений на каждую букву алфавита. Каждое стихотворение несёт в себе нравственный аспект, познавательную и воспитательную функции. Во-вторых, особого внимания заслуживают изумительные иллюстрации. Каждая иллюстрация лаконично сочетается с текстом, что способствует более детальному восприятию написанного и помогает образно раскрыть тему стихотворения. Иллюстрации достаточно крупные, сочные. По каждой из картинок ребёнок может самостоятельно составить свой рассказ на заданную тему. Очень добрая и приятная азбука во всех смыслах. Покупала малышу 3х лет, читаем с удовольствием. Хочется заметить - как же не хватает подобной литературы нашим детям! Очень рекомендую!

АЗБУКА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ от НИНЫ ОРЛОВОЙ

Азбука Для Православных детей. Нина Орлова

Я сложил крестом ладошки,

И головку наклонил,

Батюшка взглянул с улыбкой -

И меня благословил.

Я прошу благословенья

На серьезное ученье:

Я хочу благословиться

Чтобы азбуке учиться.

А - Ангел

Я старательно постился

Перед Причащением,

Я с сестрою помирился,

Попросил прощения

У Андрея и у Даши,

И когда я причащался,

То увидел: возле Чаши

Добрый Ангел улыбался.

Б - Благовест

С колокольни звон, звон -

Благовест зовется он.

Звони, мой колокол, звони.

Зови людей к себе, зови!

Лети, лети благая весть,

Что храм открыт и служба есть.

В - Вода святая

В нашем храме на Крещенье

Было водоосвященье.

Мы пошли с сестрицею

За святой водицею.

Я не овощ в огороде,

Я расту не просто так -

Каждый день святую воду

Выпиваю натощак!

Г - Господь

В летний вечер у реки

Так легко, привольно;

Птицы, бабочки, жучки

Веселы, довольны.

Месяц вышел, засиял,

Свод небесный полон стал

Золотых горошин.

И я тихо прошептал:

Это все Господь создал!

Какой же Он хороший».

Д - Добро

Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку -

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал - изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто - хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!

Е - Евангелие

Вчера мне подарили книгу

О нашем Господе Христе,

О том, как по земле ходил Он,

О том, как умер на Кресте.

Христиане маленьким отрядом

Идут за Ним из града в град.

И жизнь и смерть -

Все страшно рядом,

Но с Ним всему-всему я рад.

Ё - Ёлка

Мы на даче в лес пошли,

Ёлку чудную нашли:

Она такая ладная,

Ёлочка - красавица,

Она как будто рада нам,

Как будто улыбается!

До свидания, лисы, волки!

Мы с собой увозим ёлку!

На санях её везем

По тропе еловой

И от радости поем

«Рождество Христово…»

Ж - Жадность и

Жалость

Если кто-нибудь кому-то

Что-то очень пожалел -

Это жадность.

Если кто-нибудь кого-то

Где-то очень пожалел -

Это жалость.

З - Зло

Мне вчера не повезло:

Один мальчишка -

злой-презлой -

Пистолет в меня направил.

Это было против правил,

Я его предупредил.

Он затопал, завопил,

Пистолетом размахнулся -

И на месте растянулся.

Зло меня не победило -

Прямо в лужу угодило.

И - Иконка

Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Её лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной -

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

Й - яЙцо пасхальное

Я разрисовал яичко:

Ветка, а на ветке птичка,

Облако летит в простор,

В голубое поднебесье,

По середочке - узор,

А внизу: «Христос Воскресе!»

К - Крестик

Мой родной нательный крестик,

Мы всегда с тобою вместе!

Даже в ванной ты со мной:

Я плыву, борюсь с волной,

А ты - спасаешь от беды,

От бушующей волны.

Л - Леность

На меня напала лень.

Я борюсь с ней целый день.

Лень, ребята, душу губит,

И ленивых

Бог не любит.

Я прогнал ее за дверь.

На душе легко теперь,

Только чувствую: злодейка

Вновь нашла ко мне лазейку.

Пусть терпение и труд

В порошок ее сотрут!

М- Молитва

Я о братике мечтал,

Много дней молился,

Чтобы он родился.

Чтобы делался умней,

Становился выше.

Я молился много дней -

И Господь меня услышал:

Есть братишка у меня -

Ему уже четыре дня.

Разболелась голова!

Вместо «булка» -

вышло «бука»;

Вместо «Мурка» -

вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Пусть пока что я невежда,

Но во мне живет

О - Обида

Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться,

Драться или обзываться.

Все тебе, мой друг, прощу,

Шоколадкой угощу,

Ну а после угощения

Попроси и ты прощения!

П - Пост

Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите как расту!

Р - Рождество

Наступило Рождество!

Долго ждали мы его!

Послушными и скромными

В пост старались быть,

Не кушали скоромного,

Чтоб душу не губить.

Ночь, а на земле светло,

Свет веселый, яркий.

Может, это Ангелы

Нам несут подарки?

С - Свеча

Как нарядно в нашем храме!

Всюду свечи - много-много!

Я шепчу тихонько маме:

«Мама, хорошо у Бога!»

И я тоже так хочу

Поскорей зажечь свечу!

Я на цыпочки привстану,

И сама ее поставлю!

Т - Терпение

Есть в саду у нас Данилка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое у него

отношение!

Вот какое я терплю

поношение!

Я бы мог тебя, мучитель,

Очень больно отлупить,

Только нам Христос Спаситель

Завещал врагов любить.

Все терпение собрал

и терплю.

Может, скоро я Данилку

У - Урок

В воскресной школе на уроке

Мы говорили о пророке.

И я задумался глубоко:

«Вот мне бы сделаться пророком!»

У батюшки спросил совета,

А он ответил мне на это:

«Пошла тебе, я вижу, впрок

Беседа нашего урока,

Но сделаться нельзя пророком,

Пророка выбирает Бог».

Ф - Фарисей

Я спросил: «Алексей,

Кто такой фарисей?»

Старший брат ответил важно:

«Знаю, слышал не однажды!

Это тот, кто думает,

Что знает все на пять,

Что самый-самый умный он,

И может поучать,

Кто сам собою так гордится,

Что никогда не извинится».

Я хожу, повесив нос,

И меня грызет вопрос:

«Неужели Алексей -

Фарисей?»

Х - Храм

Вхожу я тихо с мамой в храм -

Нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит Сам,

Как я Его люблю!

В сиянье Царские врата!

Поставлю я свечу

И перед образом Христа

Прошенье прошепчу.

И кажется, что рядом Он.

И происходит чудо!

Я в этом храме был крещен,

Здесь и венчаться буду!

Ц - Церковь

В деревне нашей Ручейки

Строят церковь мужики.

Церковка-красавица!

Она мне очень нравится!

Я кричу во всю мочь:

«Мужики, вам помочь?

Церковь - Божье дело,

А я мужик умелый!»

Чистый понедельник

Вот и чистый понедельник -

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской - чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной - целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будм часто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

Ш - Шестикрылые серафимы

Прекрасны песни Серафима,

Прекрасен лик невыразимо,

Есть у него шесть крепких крыл,

Он полон мощи, полон сил.

Сияет перед ним дорога,

Он укрывает лик рылами,

Он так горит любовью к Богу,

Что сам как пламень.

Вот если б искорка огня

Вошла в меня!

Щ - Щедрость

Мальчик, маленькая крошка,

В нищем одеянье,

Протянул ко мне ладошку -

Просит подаянье.

Бедный, бедный малышок!

Я сказал: «Возьми, дружок!»

И от жалости отдал

Ему свой новый самосвал.

Ь - сочелЬник

Сочится синий свет в окно,

Похрустывает ельник,

Все ожидания полно

В рождественский сочельник.

Встает звезда из-за лесов.

Сердечко так и бьется!

Осталось несколько часов -

И Рождество начнется!

Ы - милостЫня

Возле церкви, у ворот,

Опершись на палку,

Старый дедушка идет -

Мне его так жалко!

Просит он на хлебушко

И крестится на небушко.

Ъ - Твердый знак

Что за буква твердый знак!

Не произносится никак!

«Буква странная, прости,

Как тебя произнести?

Может, ты рычащая?

Или ты шипящая?

Так нельзя себя вести!

Как тебя произнести?»

Но на все мое ворчанье

Только твердое молчанье.

Э - Эдем

Приснилось мне, что я в раю,

Что я под деревом стою,

Под вкусным райским деревом,

Со мною рядом Ева.

«Съешь яблоко!» - шептал нам змей.

Но Еве я сказал: «Не смей!»

Мы змея не послушали

И яблоко не скушали.

И светом озарился сад,

И Бог пришел, и был так рад,

Что я послушным поведеньем

Предупредил грехопаденье.

Ю - Юдоль земная

Вчера мне выдернули зуб,

Сегодня мама поругала,

Заставила доесть весь суп,

Потом сестра

дразниться стала -

Да, вынес я скорбей немало!

Бывает в жизни горе, боль.

Я хоть и маленький,

Зовется это все юдоль,

Юдоль плачевная, земная.

Мы плачем и скорбим

Что нам никто помочь

не сможет.

Но Боженька не бросит нас,

Он обязательно поможет!

Я - Яблочный Спас

В церкви яблоками пахнет.

Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:

Горы яблок на столах,

И в корзинках, и в мешочках,

На тарелках, в узелочках.

Радость, хлопоты, волненье -

Скоро будет окропленье!

Кисть священник обмакнул -

И взмахнул.

Окропляются плоды,

Словно дождиком сады!

Я от счастья рот разинул -

Как зевака, как разиня,

А священник пошутил:

Взял меня - и окропил,

Словно яблоко в корзине!

Ваша помощь сайту и приходу

(подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 064) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (326) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 046) Вопросы священнику (476) Изображения (260) Иконы (563) Иконы Божией Матери (117) Проповеди (1 199) Статьи (1 964) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (179) Любовь, брак, семья (79) Материалы для воскресной школы (419) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (48) Дидактические материалы (78) Игры (33) Изображения (48) Кроссворды (29) Методические материалы (49) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (103) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (540) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (393) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 162) Библия (982) Закон Божий (963) Миссионерство и катехизация (1 660) Секты (7) Православная библиотека (496) Словари, справочники (55) Святые и Подвижники благочестия (1 918) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (100) Храм (172) Устройство храма (1) Церковное пение (35) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 748) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (756) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (31) Церковь и таинства (162) Елеосвящение (10) Исповедь (37) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (15) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (39) Православное радио (80) Православный журнал (40) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (65) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (123) СМИ о приходе (24) Суеверия (40) Телеканал (402) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На трапезе разрешается рыба.

На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».

На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение... Побеждаются естества уставы...» (до отдания).

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.

12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

Тропарь праздника

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Задостойник

Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася,// како Дева восходит от земли на небо. Побеждаются естества уставы/ в Тебе, Дево Чистая,/ девствует бо рождество/ и живот предобручает смерть./ По рождестве Дева и по смерти жива,/ спасаеши присно,// Богородице, наследие Твое.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Луки. Глава X, ст. 38-42; XI, 27-28.

ГЛАВА 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

ГЛАВА 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

(Лк. 10, 38–42; 11, 27–28)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПЕРЕХОД К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ: Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

У спение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение - человек буквально засыпает для того, чтобы встретиться с Господом в Царствии Небесном. Была скорбь временного расставания, но радость наполняла сердца людей и Ангелов, которые торжественно провожали Божию Матерь в этот путь. Смерть и скорбь не имели уже такой силы над ними. И Божия Матерь действительно только лишь уснула: уже на третий день тела Ее не обрели во гробе, Она уже находилась в Царствии Небесном.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 11:41 мин. Размер 05.35 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

АЗБУКА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ. Нина Орлова

К - Крестик

Мой родной нательный крестик,

Мы всегда с тобою вместе!

Даже в ванной ты со мной:

Я плыву, борюсь с волной,

А ты – спасаешь от беды,

От бушующей волны.

Л – Леность

На меня напала лень.

Я борюсь с ней целый день.

Лень, ребята, душу губит,

И ленивых

Бог не любит.

Я прогнал ее за дверь.

На душе легко теперь,

Только чувствую: злодейка

Вновь нашла ко мне лазейку.

Пусть терпение и труд

В порошок ее сотрут!

М- Молитва

Я о братике мечтал,

Много дней молился,

Чтобы он родился.

Чтобы делался умней,

Становился выше.

Я молился много дней –

И Господь меня услышал:

Есть братишка у меня –

Ему уже четыре дня.

Разболелась голова!

Вместо «булка» -

вышло «бука»;

Вместо «Мурка» -

Вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Пусть пока что я невежда,

Но во мне живет

О - Обида

Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться,

Драться или обзываться.

Все тебе, мой друг, прощу,

Шоколадкой угощу,

Ну а после угощения

Попроси и ты прощения!

П – Пост

Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите как расту!

Р – Рождество

Наступило Рождество!

Долго ждали мы его!

Послушными и скромными

В пост старались быть,

Не кушали скоромного,

Чтоб душу не губить.

Ночь, а на земле светло,

Свет веселый, яркий.

Может, это Ангелы

Нам несут подарки?

С – Свеча

Как нарядно в нашем храме!

Всюду свечи – много-много!

Я шепчу тихонько маме:

«Мама, хорошо у Бога!»

И я тоже так хочу

Поскорей зажечь свечу!

Я на цыпочки привстану,

И сама ее поставлю!

Т – Терпение

Есть в саду у нас Данилка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое у него

отношение!

Вот какое я терплю

поношение!

Я бы мог тебя, мучитель,

Очень больно отлупить,

Только нам Христос Спаситель

Завещал врагов любить.

Все терпение собрал

и терплю.

Может, скоро я Данилку

У – Урок

В воскресной школе на уроке

Мы говорили о пророке.

И я задумался глубоко:

«Вот мне бы сделаться пророком!»

У батюшки спросил совета,

А он ответил мне на это:

«Пошла тебе, я вижу, впрок

Беседа нашего урока,

Но сделаться нельзя пророком,

Пророка выбирает Бог».

Ф – Фарисей

Я спросил: «Алексей,

Кто такой фарисей?»

Старший брат ответил важно:

«Знаю, слышал не однажды!

Это тот, кто думает,

Что знает все на пять,

Что самый-самый умный он,

И может поучать,

Кто сам собою так гордится,

Что никогда не извинится».

Я хожу, повесив нос,

И меня грызет вопрос:

«Неужели Алексей –

Фарисей?»

Х – Храм

Вхожу я тихо с мамой в храм –

Нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит Сам,

Как я Его люблю!

В сиянье Царские врата!

Поставлю я свечу

И перед образом Христа

Прошенье прошепчу.

И кажется, что рядом Он.

И происходит чудо!

Я в этом храме был крещен,

Здесь и венчаться буду!

Ц – Церковь

В деревне нашей Ручейки

Строят церковь мужики.

Церковка-красавица!

Она мне очень нравится!

Я кричу во всю мочь:

«Мужики, вам помочь?

Церковь – Божье дело,

А я мужик умелый!»

Чистый понедельник

Вот и чистый понедельник –

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской – чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будм часто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

Ш - Шестикрылые серафимы

Прекрасны песни Серафима,

Прекрасен лик невыразимо,

Есть у него шесть крепких крыл,

Он полон мощи, полон сил.

Сияет перед ним дорога,

Он укрывает лик рылами,

Он так горит любовью к Богу,

Что сам как пламень.

Вот если б искорка огня

Вошла в меня!

Щ – Щедрость

Мальчик, маленькая крошка,

В нищем одеянье,

Протянул ко мне ладошку –

Просит подаянье.

Бедный, бедный малышок!

Я сказал: «Возьми, дружок!»

И от жалости отдал

Ему свой новый самосвал.

Ь – сочелЬник

Сочится синий свет в окно,

Похрустывает ельник,

Все ожидания полно

В рождественский сочельник.

Встает звезда из-за лесов.

Сердечко так и бьется!

Осталось несколько часов –

И Рождество начнется!

Ы – милостЫня

Возле церкви, у ворот,

Опершись на палку,

Старый дедушка идет –

Мне его так жалко!

Просит он на хлебушко

И крестится на небушко.

Ъ – Твердый знак

Что за буква твердый знак!

Не произносится никак!

«Буква странная, прости,

Как тебя произнести?

Может, ты рычащая?

Или ты шипящая?

Так нельзя себя вести!

Как тебя произнести?»

Но на все мое ворчанье

Только твердое молчанье.

Э – Эдем

Приснилось мне, что я в раю,

Что я под деревом стою,

Под вкусным райским деревом,

Со мною рядом Ева.

«Съешь яблоко!» - шептал нам змей.

Но Еве я сказал: «Не смей!»

Мы змея не послушали

И яблоко не скушали.

И светом озарился сад,

И Бог пришел, и был так рад,

Что я послушным поведеньем

Предупредил грехопаденье.

Ю – Юдоль земная

Вчера мне выдернули зуб,

Сегодня мама поругала,

Заставила доесть весь суп,

Потом сестра дразниться стала –

Да, вынес я скорбей немало!

Бывает в жизни горе, боль.

Я хоть и маленький, а знаю –

Зовется это все юдоль,

Юдоль плачевная, земная.

Мы плачем и скорбим подчас,

Что нам никто помочь не сможет.

Но Боженька не бросит нас,

Он обязательно поможет!

Я – Яблочный Спас

В церкви яблоками пахнет.

Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:

Горы яблок на столах,

И в корзинках, и в мешочках,

На тарелках, в узелочках.

Радость, хлопоты, волненье –

Скоро будет окропленье!

Кисть священник обмакнул –

И взмахнул.

Окропляются плоды,

Словно дождиком сады!

Я от счастья рот разинул –

Как зевака, как разиня,

А священник пошутил:

Взял меня – и окропил,

Словно яблоко в корзине!

АЗБУКА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ. Нина Орлова

Я сложил крестом ладошки,

И головку наклонил,

Батюшка взглянул с улыбкой –

И меня благословил.

Я прошу благословенья

На серьезное ученье:

Я хочу благословиться

Чтобы азбуке учиться.

А – Ангел

Я старательно постился

Перед Причащением,

Я с сестрою помирился,

Попросил прощения

У Андрея и у Даши,

И когда я причащался,

То увидел: возле Чаши

Добрый Ангел улыбался.

Б – Благовест

С колокольни звон, звон –

Благовест зовется он.

Звони, мой колокол, звони.

Зови людей к себе, зови!

Лети, лети благая весть,

Что храм открыт и служба есть.

В – Вода святая

В нашем храме на Крещенье

Было водоосвященье.

Мы пошли с сестрицею

За святой водицею.

Я не овощ в огороде,

Я расту не просто так –

Каждый день святую воду

Выпиваю натощак!

Г — Господь

В летний вечер у реки

Так легко, привольно;

Птицы, бабочки, жучки

Веселы, довольны.

Месяц вышел, засиял,

Свод небесный полон стал

Золотых горошин.

И я тихо прошептал:

Это все Господь создал!

Какой же Он хороший».

Д – Добро

Я разрисовал яичко:

Ветка, а на ветке птичка,

Облако летит в простор,

В голубое поднебесье,

По середочке – узор,

А внизу: «Христос Воскресе!»

К — Крестик

Мой родной нательный крестик,

Мы всегда с тобою вместе!

Даже в ванной ты со мной:

Я плыву, борюсь с волной,

А ты – спасаешь от беды,

От бушующей волны.

Л – Леность

На меня напала лень.

Я борюсь с ней целый день.

Лень, ребята, душу губит,

И ленивых

Бог не любит.

Я прогнал ее за дверь.

На душе легко теперь,

Только чувствую: злодейка

Вновь нашла ко мне лазейку.

Пусть терпение и труд

В порошок ее сотрут!

М- Молитва Я о братике мечтал,

Много дней молился,

Чтобы он родился.

Чтобы делался умней,

Становился выше.

Я молился много дней –

И Господь меня услышал:

Есть братишка у меня –

Ему уже четыре дня.

Н – Надежда

Разболелась голова!

Вместо «булка» —

вышло «бука»;

Вместо «Мурка» —

Вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Пусть пока что я невежда,

Но во мне живет

НАДЕЖДА!

О — Обида

Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться,

Драться или обзываться.

Все тебе, мой друг, прощу,

Шоколадкой угощу,

Ну а после угощения

Попроси и ты прощения!

П – Пост

Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите как расту!

Р – Рождество

Наступило Рождество!

Долго ждали мы его!

Послушными и скромными

В пост старались быть,

Не кушали скоромного,

Чтоб душу не губить.

Ночь, а на земле светло,

Свет веселый, яркий.

Может, это Ангелы

Нам несут подарки?

С – Свеча

Как нарядно в нашем храме!

Всюду свечи – много-много!

Я шепчу тихонько маме:

«Мама, хорошо у Бога!»

И я тоже так хочу

Поскорей зажечь свечу!

Я на цыпочки привстану,

И сама ее поставлю!

Т – Терпение

Есть в саду у нас Данилка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое у него

отношение!

Вот какое я терплю

поношение!

Я бы мог тебя, мучитель,

Очень больно отлупить,

Только нам Христос Спаситель

Завещал врагов любить.

Все терпение собрал

и терплю.

Может, скоро я Данилку

полюблю.

У – Урок

В воскресной школе на уроке

Мы говорили о пророке.

И я задумался глубоко:

«Вот мне бы сделаться пророком!»

У батюшки спросил совета,

А он ответил мне на это:

«Пошла тебе, я вижу, впрок

Беседа нашего урока,

Но сделаться нельзя пророком,

Пророка выбирает Бог».

Ф – Фарисей

Я спросил: «Алексей,

Кто такой фарисей?»

Старший брат ответил важно:

«Знаю, слышал не однажды!

Это тот, кто думает,

Что знает все на пять,

Что самый-самый умный он,

И может поучать,

Кто сам собою так гордится,

Что никогда не извинится».

Я хожу, повесив нос,

И меня грызет вопрос:

«Неужели Алексей –

Фарисей?»

Х – Храм Вхожу я тихо с мамой в храм –

Нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит Сам,

Как я Его люблю!

В сиянье Царские врата!

Поставлю я свечу

И перед образом Христа

Прошенье прошепчу.

И кажется, что рядом Он.

И происходит чудо!

Я в этом храме был крещен,

Здесь и венчаться буду!

Ц – Церковь

В деревне нашей Ручейки

Строят церковь мужики.

Церковка-красавица!

Она мне очень нравится!

Я кричу во всю мочь:

«Мужики, вам помочь?

Церковь – Божье дело,

А я мужик умелый!»

Чистый понедельник

Вот и чистый понедельник –

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской – чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будм часто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

Ш — Шестикрылые серафимы

Прекрасны песни Серафима,

Прекрасен лик невыразимо,

Есть у него шесть крепких крыл,

Он полон мощи, полон сил.

Сияет перед ним дорога,

Он укрывает лик рылами,

Он так горит любовью к Богу,

Что сам как пламень.

Вот если б искорка огня

Вошла в меня!

Щ – Щедрость

Мальчик, маленькая крошка,

В нищем одеянье,

Протянул ко мне ладошку –

Просит подаянье.

Бедный, бедный малышок!

Я сказал: «Возьми, дружок!»

И от жалости отдал

Ему свой новый самосвал.

Ь – сочелЬник

Сочится синий свет в окно,

Похрустывает ельник,

Все ожидания полно

В рождественский сочельник.

Встает звезда из-за лесов.

Сердечко так и бьется!

Осталось несколько часов –

И Рождество начнется!

Ы – милостЫня

Возле церкви, у ворот,

Опершись на палку,

Старый дедушка идет –

Мне его так жалко!

Просит он на хлебушко

И крестится на небушко.

Ъ – Твердый знак

Что за буква твердый знак!

Не произносится никак!

«Буква странная, прости,

Как тебя произнести?

Может, ты рычащая?

Или ты шипящая?

Так нельзя себя вести!

Как тебя произнести?»

Но на все мое ворчанье

Только твердое молчанье.

Э – Эдем

Приснилось мне, что я в раю,

Что я под деревом стою,

Под вкусным райским деревом,

Со мною рядом Ева.

«Съешь яблоко!» — шептал нам змей.

Но Еве я сказал: «Не смей!»

Мы змея не послушали

И яблоко не скушали.

И светом озарился сад,

И Бог пришел, и был так рад,

Что я послушным поведеньем

Предупредил грехопаденье.

Ю – Юдоль земная

Вчера мне выдернули зуб,

Сегодня мама поругала,

Заставила доесть весь суп,

Потом сестра дразниться стала –

Да, вынес я скорбей немало!

Бывает в жизни горе, боль.

Я хоть и маленький, а знаю –

Зовется это все юдоль,

Юдоль плачевная, земная.

Мы плачем и скорбим подчас,

Что нам никто помочь не сможет.

Но Боженька не бросит нас,

Он обязательно поможет!

Я – Яблочный Спас

В церкви яблоками пахнет.

Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:

«Ах!»

Горы яблок на столах,

И в корзинках, и в мешочках,

На тарелках, в узелочках.

Радость, хлопоты, волненье –

Скоро будет окропленье!

Кисть священник обмакнул –

И взмахнул.

Окропляются плоды,

Словно дождиком сады!

Я от счастья рот разинул –

Как зевака, как разиня,

А священник пошутил:

Взял меня – и окропил,

Словно яблоко в корзине!