Что такое десятина в истории. Прибыль с десятины

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Церковь Иоанна Предтечи (Cтамбул)
Словарь бизнес-терминов

Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

Церковная десятина в Библии. Нужно ли христианину платить десятину?

    ВОПРОС ОТ ГЕВОРГА
    Приветствую. Назрел серьезный вопрос относительно десятины. Десятина Ветхого завета не имеет ничего общего с Новым заветом. А если даже ее платить, то отдавать бы ее надо животными и плодами, как это написано в Библии, например, в Лев.27:30,32.

Сегодня в ряде христианских церквей отрицается необходимость возвращать десятину Богу. Обоснования этому как минимум два:

  1. Закон Божий отменен и поэтому заповедь о десятине тоже отменена.
  2. Сегодня в Новом Завете уже нет храма, нет левитского священства и поэтому десятину платить — возвращать теперь некому.

Давайте разберем аргументы и контраргументы по этому вопросу.

По пункту 1 , касаемому якобы отмененного закона, кратко говорить сложно. Вопрос актуальности Божьего закона рассмотрен в других моих материалах, например, а также в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе . Странно, что люди считают Божий закон отмененным, опираясь на несколько спорных высказываний апостола Павла, вырванных из контекста, но игнорируют массу его других высказываний, где он хвалил закон.

Подумайте, чтобы отменить заповеди Бога, выбитые Им лично на Камне, и продиктованные Моисею для записи в Закон, нужно что-то более существенное, чем несколько спорных высказываний одного из апостолов. Чтобы отменить заповеди, которые соблюдал Божий народ многие столетия.., заповеди, в нарушении которых народ обличали все пророки, нужно что-то большее, чем пара-тройка спорных фраз апостола Павла, про которого в Библии 2Пет.3:16 прямо написано, что он пишет в своих посланиях “нечто неудобовразумительное”, что многие неправильно понимают к собственной своей погибели.

Если бы закон был отменен по повелению Бога, то об этом должен был постоянно учить Иисус. Но, наоборот, Иисус учил правильному соблюдению закона и говорил, что “беззаконники” погибнут (Матф.7:23; Матф.13:41,42; Откр. 22:14,15). Об отмене закона должны были усердно учить все апостолы, но все апостолы, включая самого Павла, множество раз цитировали заповеди и говорили об их важности для христиан. Апостолами прямо написано, что именно соблюдение заповедей Божьих показывает нашу любовь к Богу и людям, а также будет учитываться при наследовании Царствия Небесного (2 Пет. 2:9; 1 Иоан. 2:4; 1 Иоан. 5:3; Иак. 2:8-10; Рим. 3:31; Рим. 7.12,14,16,22; Рим. 8:7; 1 Кор. 7:19; 1 Кор. 6:9,10; 1 Кор. 9:9,10,20,21; Гал. 5:19-21; Еф. 5:3-5; Откр. 12:17; Откр. 14:12).

Кроме того, странно, что христиане, заявляющие, что Божий закон отменен, скрупулезно стараются выполнять многие его заповеди (например, о блуде, прелюбодеянии, гомосексуализме, о лжи, идолопоклонстве, волшебстве и т.д. и т.д.). В некоторых общинах даже исключают из церкви верующих нарушающих эти заповеди… Но при этом, соблюдая одни Божьи заповеди, эти христиане закрывают глаза на некоторые другие заповеди Господа, в частности о субботе и десятине.

Итак, мы не можем заявить, что Божий закон полностью отменен и потерял актуальность.

По пункту 2. Безусловно, не все заповеди из закона Моисея остались актуальными для христиан, ведь сейчас действительно нет храма и левитского священства, а значит обрядовые заповеди, которые имели отношения храмовому служению, сосредоточенному на очищении людей от грехов, исполнились в Иисусе Христе.

Сам Господь Иисус дал четкое пояснение относительно актуальности Божьих заповедей в Нагорной проповеди:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (выполнять, соблюдать). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля (не закончится этот мир), ни одна иота или ни одна черта (знаки и буквы) не прейдет (не упразднится) из закона , пока не исполнится все (каждая буква и знак). Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит (будет исполнять) и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:17-19)

Что мы прочли? Иисус четко здесь пояснил, что в Царствии Небесном нарушающих заповеди назовут мизерными верующими, и что любая заповедь не отменится (не прейдет), пока не закончится этот мир или пока не исполнится ее предназначение.

Мы понимаем, что обрядовые заповеди закона Божьего, были прообразами служения Иисуса Христа по очищению людей от грехов. То есть обрядовые заповеди исполнились в Иисусе Христе, то есть теперь не актуальны. Но исполнилась ли заповедь о десятине?

Конечно, сегодня нет храма и ветхозаветного священства, а десятина отдавалась именно ветхозаветным священникам и левитам. Получается теперь десятину отдавать некому, а значит и не надо?

Давайте проанализируем тексты Библии, где устанавливается десятина и говорится о ее целевом использовании.

Когда верующие начали возвращать Богу десятину?

Впервые о возвращении десятины Богу мы читаем в первой книге Библии Бытие. Авраам возвратил десятину Божьему священнику Мелхиседеку.

«Мелхиседек … был священник Бога Всевышнего, … [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт.14.18-20).

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною …, и будет Господь моим Богом, … из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28.20-22).

Заметьте, что Авраам, как и его внук Иаков (Израиль), оба патриархи веры, отдавали Богу десятую часть, а не пятую и не двенадцатую или пятнадцатую. При этом Библия говорит о том, что Авраам знал и исполнял Божий закон (см. Быт.26:5). Также в книге Бытие мы видим названия жертвоприношений и пять видов жертвенных животных (тельцы, овны, козлы, голуби, горлицы), которые повторяются в точности в законе Моисея. Случайно ли это? И также в законе Моисея повторяется десятина. Это простое совпадение? Сколько в мире существует животных, сколько вариантов процентов религиозного сбора, сколько вариантов названий жертв? Огромное количество! Но Божьи наставления из книги Бытие четко повторяются в законе Моисея! Сколько процентов случайного совпадения по теории вероятности? Ничтожный мизер близкий к нулю! Конечно, никакой случайности нет и быть не может, ведь Бог неизменен. Есть масса подтверждений тому, что закон Божий был задолго до Синая. Некоторые из них рассмотрены в материалах, посвященных жертвам и .

Авраам жил по Божьему закону еще задолго до того, как закон был зафиксирован в письменном виде! До Синайского откровения Божьи законы передавались из уст в уста. Именно поэтому патриархи отделяли ровно 10%! Авраам отдал десятину Мелхеседеку. А кому отдавал десятину Иаков? Мы точно не знаем, но видимо тоже Мелхеседеку, или его приемникам. Картину дополняет тот факт, что в Салиме, где был священником Мелхиседек, находилось Божье жилище: «И было в Салиме жилище Его» (Пс. 75:3).

Моисею Господь дал наказ точно записать весь Его закон в виде заповедей -наставлений. О десятине в законе говорится, как об обязательной заповеди:

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит.27:30)

В этом тексте говорится о том, что десятина из всего на земле – это святыня, принадлежащая Господу. Данная заповедь не только указывает на необходимость возвращения десятины, но и поясняет, почему это нужно делать: десятина – это святыня! Святыня – это отделенное, священное, принадлежащее Господу.

В Библии много текстов, которые прямо говорят о том, что всё, находящееся на Земле является Божьей собственностью:

«Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор» (Пс. 49:10; см. также Втор. 10:14; Агг. 2:8)

Господь Творец и владыка всего. И чтобы человек этого не забыл, Бог установил десятину – как Свою святыню. Благодаря этой заповеди верующие всегда чувствуют свою зависимость от Бога и благодарят Его за благословения, см. Втор. 8:10-18.

На какие цели шла десятина

Теперь посмотрим, на какие цели шла десятина:

из всего , что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21, c м. также Чис.18:24)

Данный текст поясняет, что левиты – израильтяне из колена Левия, должны были обеспечивать функционирование храма – скинии, а чтобы не иметь необходимости зарабатывать себе на пропитание, все остальные 11 колен Израиля должны были их содержать за счет священного налога – десятины.

При этом левиты, должны были отделять от полученных десятин собственную десятину священникам из рода Аарона. Род Аарона тоже входил в колено Левия, но лишь ему было поручено священнодействие внутри храма.

«Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, … и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику» (Чис.18:26 -28)

Тот факт, что левиты тоже должны были возвращать десятину, говорит о ее особой святости и о воспитательной функции, то есть десятина должна была всегда на деле демонстрировать почтение к Творцу и укреплять доверие у верующих к Нему. Вспомните, что говорится в книге Малахии:

«Принесите все десятины.., и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10)

Из приведенных выше текстов видно, что святыня-десятина шла на содержание храма и служителей. Но давайте подробнее перечислим на какие цели шла десятина.

Согласно Библии раньше десятина имела следующие цели:

  1. Поддержание функционирования храма. В храм приходил народ для принесения жертв (за грехи и благодарения), для молитв Господу, для воспевания Ему хвалебных гимнов . Также при храме проводились собрания верующих для изучения Божьего закона ;
  2. Содержание всех Божьих служителей — левитов и священников (с их семьями). Они учили народ закону Божьему (см. 2 Пар.17:7-9), сближали людей с Богом , обеспечивали функционирование храма и непосредственно служили в храме;
  3. Воспитательная цель – .

В Новом Завете нет храма, священников и левитов, но есть:

  1. Молитвенные дома, где проходят собрания, посвященные Богу, молитвы и пение благодарения Господу, а также изучается Библия ;
  2. Божьи служители, которые также как и в ветхозаветное время посвящают свою жизнь на обучение народа воле Божьей и сближению людей с Господом ;
  3. Воспитательная цель – укрепление веры и доверия к Богу .

Даже при таком поверхностном сравнении, видно, что несмотря на отсутствие в Новом завете храма и священства, их роли частично перешли на другие религиозные строения и служителей.

Что Новый завет говорит о десятине

Более того, в Новом Завете даже есть указание на прямую связь между ветхозаветными священниками и новозаветными служителями, после чего делается вывод, что верующие как ранее содержали священников, так сегодня должны содержать служителей.

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? … Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13,14)

А на что жили священнодействующие? Исключительно на десятину и приношения!

То есть Апостол проводит параллели между Божьими служителями Ветхого и Нового заветов, а значит и размер содержание входит в эту параллель.

Есть и другой пример, где Апостол прямо упоминает десятину по отношению к Новозаветному времени.

В послании к Евреям в 7 главе апостол вспоминает, что Авраам заплатил десятину, когда еще не было священников из Левитов (Быт.14.18-20). И заплатил он ее священнику Мелхеседеку. В послании к Евреям Иисус многократно сравнивается со священником Мелхеседеком. Мелхеседек был прообразом Иисуса на основании Псалма 109:4. Апостол на примере десятины доказывает, что Первосвященник Иисус выше священников Левитов. Вот его логическая цепочка, изложенная в 7 главе. Авраам платил десятину Мелхеседеку. А Левий – основатель священнического рода в это время был внутри Авраама, так как он потомок Авраама. Получается, что сам Левий через Авраама дал десятину Мелхеседеку. А Мелхеседек – это образ Иисуса. То есть, вывод: Иисус выше священник, чем священство Левия.

Итак, священство Нового Завета – это священство Иисуса по чину Мелхиседека. В этом «чине», естественно присутствует десятина, как и в «чине» Мелхнседека и в «чине» Левия. Принцип финансирования одинаков.

Прочитаем на эту тему еще одно заявление апостола из послания к Евреям:

«И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет » (Евр. 7:8).

Где здесь? На земле. Какие люди берут десятину на земле – обыкновенные, смертные, то есть умирающие. А где там? Сначала определимся — речь идет о Мелхеседеке или Иисусе? Если речь о Мелхеседеке, то он жил на земле в городе Салиме, а если Иисус – то Он на небе. Но, посмотрите внимательно, в этом тексте сравниваются смертные с бессмертным. По сравнению со смертными, он живет , то есть не умирает. Мелхеседек, был смертным человеком, хоть и не было известно о его рождении и кончине, он был великим, но лишь прообразом Иисуса. Вечно живущий – это только Иисус.

«Сей (Иисус), как пребывающий вечно , имеет и священство непреходящее» (Евр.7:24 )

В другом месте Писания подтверждено, что только Бог имеет бессмертие:

«Господь … единый имеющий бессмертие » (1 Тим.6:15,16)

То есть в Евр. 7:8 мы прочли, что Иисус берет десятины. А как Он их берет? Как десятины нужно теперь отдавать Первосвященнику Иисусу? Ответ в Библии. Согласно священному Писанию Иисус — Глава Церкви, а Его тело — это Церковь на земле.

«Он (Иисус) есть глава тела Церкви; … Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:18,24, см. также 1 Кор.12:12-27).

Итак, Согласно тексту Нового Завета сегодня имеет место перемена священства. Мы имеем Иисуса Первосвященником. Повторим аргументы Нового Завета о десятине:

  1. Апостол в послании к Евреям строит доказательство превосходства священнического служения Иисуса над левитским священством именно на десятине. То есть Иисус — Глава церкви — берет у нас десятину, о чем говорится в Евр 7 главе.
  2. В 1 Кор. 9:13,14 служители церкви Христа сравниваются с ветхозаветными священниками, где прямо дан наказ обеспечивать их также, как ранее народ обеспечивал служение священства.
  3. Ну и конечно факт неизменности Бога и Его закона. Иисус пояснил, что заповедь может быть отменена, только когда исполнится ее предназначение, данное Богом.

Какие еще нужны доказательства, особенно учитывая то, что Бог неизменен. Неужели раньше Божьих служителей долен был содержать народ на десятину, а теперь Бог скажет, что вместо десятины им хватит 3% или 1% или вообще кто сколько даст? Неужели Бог изменил Свое отношение к Своим служителем?

История показывает, что в разных церквях многие столетия, так или иначе практиковался сбор с народа десятины на строительство храмов и содержание христианских служителей. Я об этом писал в своей книге в главе о .

Что входит в десятину?

Сегодня некоторые христиане признают необходимость уплаты десятины, но относят эту заповедь только к произведениям земли и животноводству. Мол, в заповедях сказано об урожае и скоте. Да, конечно, есть такие тексты. Например,

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Левит.27:30,32)

Получается, что если учитывать только эти два текста, то действительно сегодня городским жителям десятину возвращать нужно лишь с урожая с дачных участков, если они имеются. А вот жители сельской местности в проигрыше – они должны возвращать десятину со всего урожая на огороде, на поле и из скота.

Вам кажется справедливым такое толкование Библии? Библия не учит, что только Израильтяне сельхозпроизводители должны были возвращать десятину. А Израильтяне ремесленники нет. Давайте разбираться.

Во-первых, не нужно Божий закон воспринимать, как закон буквы, ведь он закон духа. По закону буквы, если в заповеди о десятине написано про урожай и скот, значит платить десятину надо только с этого. Но по закону духа, понимается принцип, суть, то есть цель заповеди.

Богословы знают, что Божий закон не всегда приводит закрытый перечень, а часто дает принцип. Например:

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4,5)

Эта заповедь учит о возвращении найденного и о помощи даже врагам.Но в заповеди не говорится о лошади или верблюде, о кошельке и тем более об автомобиле… Получается, что возвращать найденный кошелек с визиткой, или помогать человеку с лошадью не нужно?!Мы должны понимать, что заповедь дает принцип. И таких заповедей много, например, заповедь око за око. Она не говорит о глазах, а дает принцип полного возмещения ущерба потерпевшему от причинителя вреда.

Вот еще пример.

«Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх.35:3)

Если понимать заповедь буквально (по закону буквы), то мы не должны пользоваться лампами в субботу и разогревать еду. Но ведь, если учитывать контекст, то тут речь идет о приготовлении пищи, на которую в пустыне уходило много времени и сил, так, что времени у женщины на субботний отдых и возрастание в Боге не оставалось…

Так и с десятиной. В те времена, Израиль был аграрной страной, то есть были более распространены сельское хозяйство и животноводство, поэтому, когда Бог учил о десятине, Он упоминал то, что распространено. Обратите внимание, Бог не давал заповедь о десятине с полным перечислением, мол, в качестве десятины Вы должны возвращать с перечислением то-то и то-то. Такой заповеди нет. При упоминании десятины Бог в качестве примера приводит дары земли и скот. Это просто принцип.

Поговорим еще о справедливости. Разве справедливо, если бы десятину платили только земледельцы и животноводы, а остальной народ, в том числе зажиточный (ремесленники, торговцы, ювелиры…), был бы освобожден от десятины, мол, ведь в заповеди не перечислены доходы от иного ремесла.

Разве наш Бог не есть Бог справедливости?

Давайте перейдем к Библейским примерам о десятине

Вспомним историю с Авраамом. Разве после войны в трофеях у него были только скот и плоды земли? Мы читаем, что Авраам отдал Мелхеседеку десятину ИЗ ВСЕГО. Теперь об Иакове. Он убегал из дома. Он еще не знал, каким бизнесом будет заниматься. Может на чужбине ему пришлось бы заняться сельскохозяйственным делом, или животноводством, а может торговлей или скорняжным или плотницким ремеслом. Но он обещал Богу, что будет давать десятину опять таки ИЗ ВСЕГО.

Теперь давайте посмотрим, что народ Израильский должен был возвращать левитам в виде десятины. Мы знаем, что Бог левитам не дал земли. Получается, что левиты не могли заниматься сельским хозяйством и животноводством. А почему Бог не дал им земли? Цель понятна – чтобы левиты отвечали за духовное состояние израильтян. В их роль входило, как мы отмечали выше, поддержания работы святилища, обучение людей закону Божьему, также священники участвовали в судейских процессах, левиты содержали города-убежища для непредумышленных убийц, левиты переписывали Священное Писание. Нужно понимать, что на один экземпляр Торы нужно было использовать более 40 шкур животных… А также нужны были чернила и т.д. И само переписывание занимало месяцы. Как видите левиты были очень заняты. Неужели Бог повелел израильтянам отдавать десятину левитам только из скота и произведений земли? А готовые продукты в виде масла и меда, Израильтяне левитам не должны были отдавать, так как они не описаны в заповедях Торы? А например, столяры, портные, кожевники, виноделы, медовары, кузнецы… левитам тоже ничего не должны были давать? То есть, неужели Бог хотел, чтобы левиты сами давили масло, изготавливали мебель и ножи, и топоры..? Как они находили время обучаться этому ремеслу, и при этом находили время на выполнение своих прямых обязанностей?

Кончено, Бог хотел освободить левитов от проблем по содержанию семьи, поэтому Бог прямо в заповеди указал, что левитам нужно давать десятину из всего, что у Израильского народа.

«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину ИЗ ВСЕГО , что у Израиля , за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).

Помните, ту же фразу «ИЗ ВСЕГО» мы встречали в словах Авраама и Иакова. Так что ничего не изменилось. Вот еще пример:

«И повелел он (царь Езекия) народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем …. нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду , и всяких произведений полевых; и (союза «и» нет в оригинале, то есть в этом тексте перечисляются товары десятины) десятин ИЗ ВСЕГО нанесли множество» (2 Пар.31:4,5)

Посмотрите, мы тут видим продукты ремесла, ведь масло и мед – это не произведения земли, а продукт ремесла, то есть человеку нужно иметь определенные знания, технические приспособления и приложить труд, чтобы получить данный продукт. И далее опять встречаем знакомую уже нам фразу «десятин ИЗ ВСЕГО»

А вот фраза из Нового завета о десятине ИЗ ВСЕГО. Фарисей считал себя праведным, так как давал «десятую часть ИЗ ВСЕГО, что приобретал» (Лук.18:12 )

А вот спорный текст, который иногда приводят сторонники аграрной десятины:

«Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Однако в оригинале написано, не “где у нас земледелие”, а стоят слова “где мы трудимся”. Здесь перевод был осуществлен не дословно, видимо переводчик учел аграрную направленность Израиля.

Десятина из наследства и подарков

На счет доходов, очевидно, что согласно Библии десятина возвращается из всего . Но есть вопросы на счет наследства и подарков…Тут спорно, так как в Библии прямых упоминаний на этот счет нет. Но давайте вспомним о принципе заповеди о десятине. По моему, суть десятины в возвращении Богу 10% от Его благословений. Вспомните слова Иакова «из всего, что Ты даруешь мне » . А если речь о наследстве, то разве можно смерть родителя назвать благословением? Представьте, что в московской квартире жили мать и дочь – обе пенсионного возраста. Мать умерла, и дочь получила в наследство полквартиры. У нее огромная рыночная стоимость, то есть десятину за всю оставшуюся жизнь не выплатить. Такое наследство разве благословение? Такая десятина может превратиться в тяжкое бремя. Или возьмем подарок. Например, случай из жизни. Неверующий муж дарит верующей жене машину. Как ей вернуть десятину? Машину продать, вернуть десятину и купить другую машину подешевле? Но муж будет в гневе за такой поступок жены. Здесь нужна мудрость, которую надо просить у Бога. Если получили подарок, но не можете вернуть десятину, послужите Богу этим подарком… или как-то по другому. Бог не формалист. Вспомнимте слова Осии и Иисуса: «Я милостихочу, а не жертвы »

Теперь о второй и третьей десятине

Библия упоминает еще две десятины. Одна шла на Божьи праздники (см. Втор.14:22-26).Израильтянам нужно было три раза в год на Пасху, Пятидесятницу и в Кущи со всех уголков мира являться в храм. У храма (святилища, скинии), народ жил порой по несколько дней, а в праздник Кущей больше недели. Все это время люди должны были не чувствовать недостатка в еде, а радоваться и прославлять Творца. То есть, вторая десятина шла на дорогу к храму и обратно, которая порой была длинной и затратной, и непосредственно на празднование – пищу и питие –для себя и малоимущих единоверцев, пришедших на праздник.

Третья десятина упоминается как религиозно-социальная помощь. Каждый третий год Израильтяне должны были откладывать у себя в жилищах десятую часть урожая, чтобы затем малоимущие левиты, сироты, вдовы и даже иноземцы –странники, могли прийти в дом к Израильтянину и поесть и насытиться (см. Втор. 14:27-29; Втор.26:12).

Подробно вторая и третья десятины не описаны в Библии. Более того, физически эти десятины сейчас исполнить как минимум сложно и даже невозможно. Вторую десятину исполнить нельзя, так как уже нет Божьего храма и соответственно храмовых праздников. А третью десятину непосредственно исполнить сложно, так как мало кто занимается сельским хозяйством и имеет возможность где-то хранить десятую часть урожая, чтобы затем из нее помогать пришедшим малоимущим.

Поэтому, если мы хотим возвращать Богу и тратить на благие цели столько, сколько уходило у Израильтян, то мы можем взять на себя обязательство помимо десятины-святыни, расходовать еще десятую часть, а точнее тринадцатую часть или даже больше на социальные и миссионерские цели.

Валерий Татаркин



Купите новый коттедж в Тюмени Valery Tatarkin
E-mail: [email protected]

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Словарь бизнес-терминов

Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

- (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

Отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, - рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. - Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать - “что ты делаешь? кому все это надо?” - и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик - покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам - помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю - все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня - дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм - предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам - 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Новый Завет - призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, - объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. - Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум - все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной - это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти - тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12-13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься - все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство - 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие - оставь их себе, ты же и так доброволец, - и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже - а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели - звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, - рассказывает отец Аркадий Шатов, - один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я - старшая дочь Великого Царя, - сказала она ему. - Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез - это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина

Левитам (%)

Праздничная (%)

Бедным (%)

Всего (%)

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
6-й год
7-й год

10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
Нет

10 от 90
10 от 90
Нет
10 от 90
10 от 90
Нет
Нет

Нет
Нет
10 от 90
Нет
Нет
10 от 90
Нет

19
19
19
19
19
19
Нет

Ответственность за приход

В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин - католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.

Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.

Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора - «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, - рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, - в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм - потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять - я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то - хлеб, кто-то - вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Словарь бизнес-терминов

- (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

- [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

- (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

Отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь