Каково происхождение золотого руна где оно хранилось. Что значит "золотое руно"

золотое руно

в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона.

золотое руно

ежемесячный художественный и литературно-критический журнал символистов, 1906-09, Москва. Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский. Под маркой журнала выходили книги символистов.

Мифологический словарь

золотое руно

Из мифа об аргонавтах - драгоценная шкура волшебного барана, хранящаяся в Колхиде, Царь Пелий обещал вернуть Ясону власть, если тот доставит ему эту шкуру.

Золотое руно

«Золотое руно»,

Золотое руно

«Золотое руно», иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался ежемесячно в Москве в 1906≈09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор-издатель). Вокруг «З. р.» объединились основные представители русского символизма (вначале В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, А. Белый, З. Н. Гиппиус, позже ≈ Вячеслав Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков и др.). На страницах журнала и на устраивавшихся им выставках современных русских художников проявлялись мистицизм и субъективизм в отношении к искусству, художественное творчество провозглашалось неким религиозным «действом». Выставки «З. р.» знакомили русских зрителей с новейшими направлениями в русском и западно-европейском искусстве конца 19 ≈ начала 20 вв.

Википедия

Золотое Руно (Заветинский район)

Золотое Руно - хутор в Заветинском районе Ростовской области.

Входит в состав Тюльпановского сельского поселения.

Золотое руно (значения)

Золотое руно :

  • Золотое руно - в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики).
  • Золотое руно - трагедия Корнеля (1660)
  • Золотое руно - новелла Теофиля Готье (1839)
  • Золотое руно - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал , выходивший в Москве в 1906-1909 годах.
  • Золотое руно - скульптурная композиция в городе Сочи, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.
  • Золотое руно - ежегодная всероссийская олимпиада по истории мировой художественной культуры.

Золотое руно (Готье)

Золотое руно - новелла Теофиля Готье, впервые напечатанная шестью фельетонами в газете « La Presse » 6-9 и 11-12 августа 1839 года..

Золотое руно

Золото́е руно́ - в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла - отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт - «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден, то есть непонятно, можно ли таким способом добывать золотой песок из проточных рек, ручьёв.

Страбон сообщает следующее:.... В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.

Золотое руно (журнал)

«Золото́е руно́» - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906 - 1909 . Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку « Аргонавты ». Задумывался он как продолжение петербургского « Мира искусства ».

Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский, фактический руководитель литературного отдела в первое время - С. А. Соколов. Значительные финансовые средства, вложенные в «Золотое руно» Рябушинским (беспрецедентные для модернистских изданий), способствовали как привлечению широкого круга именитых сотрудников, так и высокому художественному уровню оформления журнала. Журнал содержал обильные иллюстрации (виньетки и другие украшения страниц, выполненные Л. Бакстом, Е. Е. Лансере, К. А. Со­мовым и другими крупными российскими и зарубежными художниками, цветные снимки портретов и пейзажей, специально к публикациям в журнале подготовленные портреты авторов, которые составили большую портретную галерею). Первые полгода выходил параллельно на русском и французском языках, причём на французский переводились и поэтические тексты. С 1908 издатель отказался финансировать формат «кварто», выбранный для репродукций произведений искусства.

Первоначально в «Золотом руне» печатались основные представители русского символизма. После ухода Соколова-Кречетова вследствие конфликтов с Рябушинским в 1907 году с журналом порвали В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, М. А. Кузмин, Ю. Балтрушайтис. Руководящую роль в литературном отделе «Золотого руна» стали играть Вяч. Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков, С. А. Ауслендер.

Первоначально не имевший чёткой программы, в этот период журнал вёл полемику с журналом « Весы », противопоставив эстетизму и индивидуализму «Весов» понимание искусства как религиозно - мистического «соборного» действия. Особое значение имели статьи Блока о гражданской ответственности художника перед народом и обществом.

В «Золотом руне» сотрудничали также К. Д. Бальмонт, Фёдор Сологуб, Н. Минский, М. А. Волошин, С. Городецкий, В. Розанов, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, Б. А. Садовский, К. Чуковский, французский поэт Мерсеро и другие. «Золотым руном» были изданы книги Бальмонта, Сологуба, Блока, Ремизова и других писателей. Журнал организовал художественные выставки «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотое руно» (1908).

Золотое руно (Сочи)

«Золото́е руно́» - символическая композиция, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.

Выдумка или реальность? Реальная ценность или художественный образ? Вопросы оставляет история о золотом руне, написанная и переданная потомкам древними греками. Попытаемся разобраться, было ли руно на самом деле, присутствовало ли в нем и что обозначает загадочное понятие.

Что такое золотое руно?

Между Турцией на востоке Европы и Малой Азией лежит пролив Дарданеллы. Раньше его именовали Геллеспонт в честь Геллы. Дочь земного царя Афаманта и богини облаков Нефелы упала в пролив, когда вместе с братом Фриксом направлялась в Азию. Путешествие дети совершали на баране, посланном им матерью.

Потеряв сестру в пучине морской, Фрикс продолжил путь и достиг берегов Колхиды. Сейчас ее земли занимает Грузия. Чтобы царь Колхиды принял его благосклонно, юноша подарил ему золотое руно . Путник снял его с барана, принеся того в жертву Зевсу.

Драгоценное руно считается символом благоденствия. Это значение шкура обрела еще в древности. В мифах указано, что колхи трепетно охраняли дар Фрикса, считая что их страна процветает именно благодаря ему. Чтобы не потерять талисман, к нему приставили охранника – дракона. Руно спрятали в роще Ареса, названной именем бога войны. Драгоценность разместили на самом высоком дереве. Рядом с ним лежал огнедышащий страж.

Дракон не уберег руно лишь от аргонавтов во главе с Ясоном. Юноше удалось влюбить в себя дочь царя Колхиды. Медея и помогла гостю украсть символ страны. Таково золотое руно с мифологической точки зрения. Но, у понятия есть и современные значения. Так именуют себя компания по продаже товаров для рукоделия, в частности, нитей всех мастей. У предприятия есть авторская студия дизайна.

Продвигают бренд «Золотое руно » вышивка , наборы для вязания, бисероплетения. Продукция фирмы – ее лучшая реклама, поскольку товары ручной работы. Их уникальность привлекает внимание мастериц и мастеров. Они выбирают наборы золотое руно и благодаря разнообразию сюжетов. Художники подготовили заготовки для вышивки с анималистическими и мифологическими сюжетами, природой, историческими зарисовками, детьми, макетами в стилях разных стран и народов.

В 21-ом веке золотое руно – еще и название ювелирной фабрики. Предприятие находится на Кузбасе, основано в 19998-ом году. Специализация завода – работа с драгоценными камнями и золотом 585-ой и 750-ой проб. С гордостью представляет «Золотое руно » каталог , указывая, что компания – поставщик украшений для Госдумы, правительства Чеченской республики, ОАО «Кузбасразрезуголь» и ООО «Губернская страховая компания Кузбаса». Золотое руно сайт перечисляет и еще несколько влиятельных партнеров.

Относительно к коммерческим предприятиям словосочетание золотое руно стало применятся лишь пару десятилетий назад. До этого, мифическое понятие пользовалось лишь литераторами и людьми искусства. Так, одно из значений термина – литературный журнал начала 20-го века. Издание выходило в Москве с 1906-го по 1909-ый год. На страницах журнала печатали репродукции известных художников. Выпускалось две версии – в одной комментарии и подписи к картинам были на французском языке, в другой – на русском. Финансировал печать некий Рябушкин, считавшийся крупным капиталистом и любившим живопись.

Однако, есть еще одно значение золотого руна. Оно связано не с мифами, не с коммерцией и не с искусством. Речь идет об историческом значении – первоисточнике, на основе которого создавались мифы Древней Греции. Об истинном происхождении понятия, прямо сейчас.

История золотого руна

Древние греки торговали с народами Кавказа. Этот регион расположен на берегу Черного моря и, как бы, смотрит в сторону Греции, что способствовало налаживанию связей. На Кавказе ионийцы подсмотрели способ добычи золота. Жители горного региона выуживали его из рек, где металл присутствовал в россыпном виде. Чтобы поймать драгоценный песок в потоках, кавказцы использовали шкуры баранов. Крупные частицы золота запутывались в их длинной, курчавой шерсти. Так проводили процедуру обогащения золотоносного песка.

После окунания в реку, руно становилось в прямом смысле золотым. Металл далеко не всегда вычищали. Зачастую, искрящиеся шкуры продавали целиком. Одни из клиентов – греки. Некоторые историки и генетики считают их не просто покупателями товаров народа Кавказа, но и его родственниками. Отличительная черта представителей греческой нации – массивные черепа и ярко выраженные скулы.

Не случайно, в мифах Древней Греции золотое руно спрятано в Колхиде – современной Грузии. Именно туда отправился за драгоценностью Ясон. Его корабль пересекал Черное море, чтобы попасть на Кавказ.

В современности же в экспедиции отправляются не столько за драгоценным руном, сколько за рунами. Золотая руна – ценный артефакт, достающийся героям одной из компьютерных игр. Поиски знака, естественно, виртуальны и сравнимы с мифическими странствиями аргонавтов. По легенде, руна – камень с древними письменами, покрытый желтым металлом. Артефакт дает игрокам бонус во время пополнения казны и позволяет обрести магические способности.



Древняя Греция славится своими мифами уже очень давно. Некоторые из них знают даже дети. Одним из самых популярных древнегреческих мифов, после , является миф о золотом руне.

Как известно из древнегреческой мифологии, золотое руно было шкурой барана, которого ниспослала с неба богиня Нефела. Среди греков она значилась богиней туч, бывшей женой царя Беотии Амафанта.

Легенда о золотом руне


Необычайно прелестной была жена царя Беотии, Нефела. Она была богиней туч. Вместе они жили довольно долго, растя двух детей, девочку и мальчика по имени Гелла и Фрикс. Но их семейная жизнь продолжалась совсем недолго. Невзлюбил беотийский народ свою царицу и хитрым способом заставил Амафанта прогнать жену из царства.

Богиня вернулась на небеса, а царь женился на другой. Но день изо дня Нефела все больше и больше страдала без своих детей. Это можно было увидеть из ручьев ее слез, которые превращались в дождевые капли.

Новая жена Амафанта была фригийской царевной по имени Бино. Это была холодная и весьма расчетливая женщина, которая умела добиться своего. Больше всего на свете Бино не любила девочку и мальчика, что остались от бывшей жены возлюбленного. Замыслила она убрать детей со своего пути раз и навсегда.

Началом ее плана был приказ о ссылке Фрикса и Геллы на отдаленное горное пастбище. Позже Бино всевозможными ухищрениями пыталась заставить мужа думать, что его детям желают смерти сами боги. Ухищрение заключалось в том, что если Амафант не повинуется воле богов, его ждут неурожай и голод среди народа.

Для того чтобы у Амафанта не возникло никаких подозрений в неправоте супруги, Бино договорилась с беотийскими женщинами засеять по весне поля высушенным зерном. И вот, когда пришло время собирать урожай, весь народ Беотии встревожился. Посев не взошел.

Неурожаем встревожился и сам царь. Он понимал, что теперь его народ будет голодать. Но даже это не заставило его подумать о том, что в этом виноваты его дети. Для выяснения причины неурожая, Амафант послал нескольких гонцов к оракулу в Дельфы.

Но и тут подоспела коварная Бино и ее верные слуги. Вместе они перехватили гонцов на обратном пути к дому и, подкупив их дорогими подарками, велели сказать царю, что тот должен убить своих детей. Только таким способом можно будет избавиться от горестной беды.

Услышав плохое известие от своих гонцов, Амафант впал в горе и начал готовиться к неизбежному жертвоприношению. А тем временем его дети игрались с овцами на пастбище и ни о чем не подозревали. И вдруг заметили они среди обычных овец огромного барана с золотой шерстью. Это был посланец от их матери. Он предупредил их о надвигающейся опасности и предложил им свою помощь. Помощь заключалась в том, что баран должен был доставить их в далекую страну, где детей ждет лучшее будущее.

Взлетели дети с бараном под самые облака и понеслись вдаль. Но во время полета девочка слишком выдохлась и не могла больше держаться за барана, рухнув в глубокое море. Мальчик же благополучно достался в царство колхов, где его принял царь Ээт.

Руно мифического барана, царь принес в жертву богу Зевсу. За это Ээту предсказали долгое царствование до тех пор, пока золотая шкура барана будет в его царстве. Для дополнительной защиты золотого руна, царь приставил к его охране могущественного дракона.

Отображение истории в действительности


История эта повествует о современном проливе Дарданеллы, который когда-то греки называли Геллеспонтом или Геллой, в честь пропавшей в том месте девочки.

Дарданеллы находится между европейским полуостровом Галлиополи и северо-западом Малой Азии.

Имеет двойное солярное значение: как предмет золотого цвета и как шкура золотого овна, на котором Зевс поднимался к небесам. Ягненок означает также невинность, а золото - высшее сокровище, и, как следствие, поход за золотым руном - это поиск духовного озарения, высшей подлинности, обретение бессмертия и попытка достичь чего-то, что кажется недостижимым. Чтобы получить его, необходимо преодолеть темные стороны своей природы, символизируемые драконом и Медеей, что требует героического и мистического завоевания. Руно находится на дереве, символизирующем Древо Жизни и охраняется драконом в аспекте стража сокровищ.

Золотое Руно, см. РУНО.

Один из символов, обозначающих завоевание невозможного или сверхразумного. Керл (32)

Поскольку овца является символом невинности, а золото представляет высшую духовность и славу, поход аргонавтов за Золотым руном означал поиск высшей силы духа с помощью чистоты души - качества, отличавшего сэра Галахада, рыцаря Св.Грааля. Поэтому оно играет важную роль в общей символике сокровища (Керл(15).

Афамант (Атамант), греч. - правитель Орхомена в Бестии, сын царя Эола, внук Эллина, возлюбленный богини облаков Неспелы, отец Фрикса и Геллы. Когда Афамант женился впоследствии на Ино, молодая супруга возненавидела детей Нефелы и решила их погубить. С помощью колдовства она вызвала засуху, и, когда народ стал роптать, объявила, что из-за детей Нефелы боги не хотят посылать беотийцам урожай. Любящая мать Нефела спасла детей, она окутала их облаком, посадила на златорунного барана и унесла за море. По пути Гелла упала в море, а Фрикс достиг Колхиды, убил барана и золотое руно повесил в священной роще на дерево, которое охранял дракон.

А ведь змеи нередко становились символами охраны тайн и мистерий. Значит, они символизировали не только поднимающуюся энергию, но и демоническое, изрыгающее яд чудище. В греческой мифологии змеевидные демоны охраняют различные предметы - символы познания и космических откровений. Это и золотые яблоки Гесперид, которые выкрал Геракл, и золотое руно, на которое покусились аргонавты. Как хранитель святилища Олимпии Зевс Сосиполис является в образе змеи, чтобы предотвратить обрушивание аркад. У собаки Кербера, которая охраняет вход в ад, змеиный хвост. Таким образом, огненная змея соединяет в себе и демоническое и просветляющее, ее логично толковать как символ нуги через лабиринт, который герой должен пройти, чтобы достичь высшего познания. Герои греческого эпоса - Тесей, Персей, Геракл, аргонавты - должны были покончить как с внешними врагами, так и с терзавшими их внутренними противоречиями, прежде чем достигнуть более высокой ступени сознания.

Аргонавты - так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Апполоний Родосский; его эпос хорошо сохранился. В нём говорится, что сын Эзона, Язон, по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея, отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражей вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса, Аргос, по совету афинян, выстроил судно - Арго и все герои того времени приняли участие в походе. После нескольких приключений они наконец прибыли в Колхиду, лежащую у устья р. Фазиса. Царь Этес обещал Язону возвратить руно с условием, что Язон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Язон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса - Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Язон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Язон и Медея отправились в рощу и, овладев руном после того как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи - Апсиртом. Медея предала брата и аргонавты победили. По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древним сказаниям, А. вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так наз. Фикоронская Циста - гравированное изображение плена короля бебриков, Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.

Аргонавты, увозящее домой Золотое Руно. Фортуна помогает смелым. символ того, что Божья Благодать вкупе с нашими собственными усилиями помогут нам преодолеть величайшие трудности на пути к достргжению поставленных целей. .

Атрей, греч. - сын Пелопа (Пелопса), брат Фиеста, муж Аэропы. Атрей некогда обещал принести в жертву Артемиде самую лучшую овцу из своих стад. Но лучшим оказался золотой ягненок и Атрей пожалел отдавать его в жертву. Он сам убил ягненка, а его золотое руно спрятал в ларец. Жена Атрея Аэропа, которую тайно обесчестил брат Атрея Фиест, знала, где находится этот ларец, и отнесла его брату мужа. Когда пришла пора выбирать царя Микен, Фиест заявил, что власть получит тот, у кого золотой ягненок. Атрей, не зная о пропаже, согласился, но каково же было его изумление, когда Фиест показал горожанам золотое руно барашка. Так Фиест воцарился в Микенах. Боги, однако, были недовольны таким исходом событий. Зевс послал Гермеса к Атрею с планом возвращения власти. Атрей заключит пари с Фиестом, что если Солнце (Гелиос) начнет свой путь с Запада на Восток, то Фиест отдаст ему власть. Ничего не подозревавший Фиест согласился, и Зевс заставил своего сына Гелиоса однажды встать утром на Западе, а не на Востоке, как всегда. Так Атрей занял царский престол в Микенах, а Фиест был изгнан. Узнав об измене жены, Атрей приказал бросить ее в море, а Фиесту поклялся отомстить. Он призвал его во дворец, чтобы предложить ему мир и дружбу, но когда Фиест прибыл, он узнал, что его трое детей умерщвлены. Оставшуюся жизнь Фиест мечтал о мщении. У него родился сын Эгисф, а Атрей женился на матери Эгисфа, Когда Эгисф подрос и узнал, кто его настоящий отец, он убил Атрея и вернул Фиесту царство. Так Фиест был отмщен.

Самец овцы один из древнейших символических знаков (Овен - первый знак Зодиака) и одна из распространеннейших во всем мире эмблем (в вариантах: агнец, золотое руно, голова барана, рога барана), значе [ПОХЛ]

В христианской иконографии Христа иногда изображают в виде жертвенного агнца. Более распространенное изображение Христа с ягненком на руках символизирует защиту. Как защитник стада, баран был атрибутом древнегреческого бога Гермеса (в римской мифологии Меркурия). После чудесного барана, принадлежавшего Гермесу и принесенного в жертву Зевсу, осталось золотое руно. У иудеев священный бараний рог шофар (shofar) - эмблема защиты.

  • Баран до сих пор считается таким у мусульман. - Прим. пер.

Греческие легенды о звездах описывают барана как животное, которое когда-то носило «золотое руно»; он перенес царских детей - Фрика и Геллу через море в Колхиду. В награду баран был помещен среди звезд, однако свой золотой мех он оставил в Колхиде, поэтому созвездие так слабо светится на небе.

В греческом мифе дракон охранял золотые яблоки Гесперид и золотое руно.

Брат и сестра жили не с матерью, а во дворце Афаманта. Когда Афамант женился на И н о, она возненавидела детей Нефелы и задумала от них избавиться. Так, она сообщила доверчивым согражданам, что дети являются причиной засухи и неурожая в стране, и оракул предписывает отдать их в жертву Зевсу. Лишь только Нефела узнала о грозящей детям опасности, она посадила их на волшебного барана с золотым руном, укутала облаком, и они полетели в другие страны. Но Гелла не удержалась и упала в море, а Фрикс спасся в Колхиде и подарил царю колхов Ээту золотое руно. В память о Гелле воды, в которые она упала, назвали Геллеспонтом (ныне пролив Дарданеллы).

Когда аргонавты прибыли в Колхиду, Медея влюбилась в Ясона и, усыпив дракона, помогла ему овладеть золотьш руном. Она убила своего брата, преследовавшего аргонавтов, и бросила его труп в море. Медея жестоко отомстила, Пелию, которому Ясон отдал золотое руно и который не выполнил своего обещания; она сказала его дочерям, что их отца можно омолодить. Чтобы убедить ил», она взяла старого барана, разрубила его и сварила в котле, а потом превратила в ягненка. Потрясенные увиденным, дочери убили своего отца и разрубили тело на части, но Медея не стала воскрешать Пелия.

Говоря о топазах, нельзя не вспомнить находящегося в хранилище Алмазного фонда стареющего испанского ордена, учрежденного в 1429 году под названием «Золотое руно». Знак ордена выполнен из золота в виде небольшой курчавой бараньей шкурки, подвешенной к огниву с язычками пламени. Верхняя часть ордена состоит из пяти крупных бразильских топазов.

Руно. Воин, склонившийся на колени перед руном, расстеленным на земле, - ГЕДЕОНОВА ШЕРСТЬ; руно, свисающее с дерева, охраняемое драконом, - ЯСОН. Орден Золотого Руна, учрежденный в 1429 году Филиппом Добрым, герцогом Бургундские, был рыцарским орденом, целью которого являлась защита Церкви. Эмблема изображает висящее на колечке овечье руно, его голова и ноги болтаются. Оно иногда изображается на портретах герцогов Бургундских и императора Максимилиана. См.т.ж. КРЕМЕНЬ И ОГНИВО.

Олицетворяет жир как фактор жизненной силы овцы и, следовательно, все продукты, поддерживающие жизнь, такие как скот, зерно, и т. п., а также потомков и долголетие.

Золотое руно, подвешенное на цепи. //Это то вознаграждение, за которым стоит пуститься в путь. символ показывает, что величина вознаграждения должна послужить стимулом для настойчивости и устремлений. Но насколько же сильнее настойчивость, упорство и смелость должны быть устремлены к целям небесным, к самому величайшему вознаграждению.

Ясоп и аргонавты сделались в Европе прообразами героев, отправляющихся на поиски истины, скрытой за видимостью вещей. Поиск золотого руна интерпретируется как поиск золота и философского камня алхимиков. Золотое руно, за которым гнался Ясон, считается однозначно мужским символом, для Ноймана - даже деструктивной силой мужского начала, которая соответствует отрицательному мужскому принципу смерти, с точки зрения матриархата. Поэтому Психее Афродита и давала задание - ощипать шерсть золотого барана, чтобы погибнуть в разрушающем жаре полуденного солнца - символе мужской энергии. На подчеркнуто мужские компоненты в мифе об аргонавтах указывают гомоэротические связи между героями, отношение Геракла к своему оруженосцу Гиласу. Менады разорвали Орфея как раз из-за его гомосексуальных наклонностей. И много других намеков того же рода.

Символ VII Ars Simbolica Босха изображает дракона возле дерева Гесперид. В том, что касается символизма уровней, можно установить вертикальную шкалу аналогий; драконы и змеи (первичные силы)" ассоциируются с кронами; лев, единорог, олень и другие животные, выражающие идеи подъема, агрессии и проникновения, соответствуют стволу; птицы и небесные тела связаны с листвой. Цветовые соответствия таковы: корни - черный; ствол - белый; листва - красный. Змея, обвившаяся вокруг дерева, служит введением к другому символу - спирали. Дерево в качестве мировой оси окружено последовательными кругами, характеризующими явленный мир. Эта интерпретация применима и к змее, сторожащей у основания дерева, на котором повешено Золотое Руно (25).

Два огнедышащих быка, стерегущих Золотое Руно, - ЯСОН.

Ясон (Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»; «Мет.», 7:1 и далее; Филострат Младший, «Картины», 7:11). Из всех греческих героев Ясон, возможно, наиболее известен англоговорящим читателям по произведениям Кингзли и Хоторна, хотя в искусстве он представлен не очень широко. Это именно он повел аргонавтов в поход, чтобы захватить Золотое Руно у Ээта, царя Колхиды - страны у Черного моря. Дочь царя Медея влюбилась в Ясона и своим искусством волхвования помогла ему преодолеть различные смертельные опасности и завладеть Руном. Она сбежала -с Ясоном, спасаясь от гнева отца, и возвратилась с ним в Грецию. Эта история встречается в росписях итальянских ренессансных кессонных панелей, но сравнительно редко мы находим ее в более позднем искусстве. (Cassone - сундук с приданым невесты - нередко украшался сюжетами из классической мифологии. Сегодня такие панели часто висят как картины.) Изображаются следующие эпизоды: Ясон, собирающийся в путь из своего родного города Иолка, он оставляет царя Пелиаса, своего дядю. Корабль «Арго» проходит между опасными скалами. Аргонавтов, высадившихся в Колхиде, принимает Ээт. Ясон встречает Медею. Ясон завладевает Золотым Руном, висящим на ветке дерева, у которого, свернувшись кольцом, лежит дракон. Два огнедышащих быка в клубах дыма бьют копытом. Ясон с мечом и щитом, облаченный в воинские доспехи, стоит перед деревом, его спутники рядом или позади него.

Овен o Название созвездия восходит к греческому мифу, в котором баран с загнутыми рогами унес царских детей Фрикса и Геллу от мачехи Ино, замыслившей погубить их. Гелла упала в море (знаменитый Геллеспонт). Достигнув безопасного места, Фрикс принес своего спасителя - барана в жертву Зевсу. Зевс взял этого барана на небо. Его шкура, получившая название «Золотое Руно», стала центральной темой мифа о путешествии аргонавтов: именно за Золотым Руном они и предприняли свое опасное путешествие. Знак представляет собой символическое изображение изогнутых рогов. С другой стороны, он напоминает схематическое изображение бровей или надбровных дуг и носа. Некоторые астрологи считают, что именно на лицо и голову человека, родившегося под знаком Овна, звезды и стихии оказывают наибольшее влияние. Овен - знак первооткрывателей и воинов. Типичные овны отважны, полны энергии, уверены в себе, если не самоуверенны, отличаются преданностью высоким идеалам. Их жизненная активность бросается в глаза. Овны импульсивны, но способны на глубокие чувства, переходящие в преданность и постоянство в любви и дружбе. При этом овны остаются апологетами свободной любви, их преданность любимым часто не имеет ничего общего с физической верностью. Овны обладают творческой и увлекающейся натурой. Типичные недостатки овнов - непомерная гордыня, нетерпеливость, склонность к диктатуре, привычка навязывать свое мнение, самовлюбленность.

Посланного богиней облаков Нефелой , или Гермесом по приказу Геры , или самим Зевсом , на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла - отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт - «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом . По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден, то есть непонятно, можно ли таким способом добывать золотой песок из проточных рек, ручьёв.

Страбон сообщает следующее:

В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.

Страбон. География. Книга XI, II, 19

Влияние на культуру

  • Созвездие Овен названо в честь барана, из шкуры которого получили золотое руно.
  • В 1430 году был учреждён Орден Золотого руна .
  • «Золотое руно » - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906-1909.
  • «Золотое руно» - всероссийская олимпиада

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотое руно"

Литература

  • Щукарёв А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Золотое руно

Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.