Портится ли омовение если подмыть ребенка. Портит ли моча ребёнка омовение? Рвота, заполняющая ротовую полость

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения . Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты) , обосновывают его следующим :

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты) , приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью» . В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью . Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся» .

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость .

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы .

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается .

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

- «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве» ;

- «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой» . Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

- «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего...» . Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным . Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента .

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба .

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, Уважаемый имам.
У меня такая ситуация. Я болею хронической болезнью (туберкулезом легких). У меня трое маленьких детей, самому старшему 5 лет. Я следую за мазхабом аш-Шафии. Дело в том, что для многих дел в доме я стараюсь быть в омовении (вуду), но мои дети часто ходят в туалет и постоянно приходится их подмывать, но я знаю что по мазхабу аш-Шафии мое омовение портится при подмывании своих детей. Но болезнь дает о себе знать, и не всегда бывает легко все сразу успевать, хотя, по милости Аллаха, я еще могу ухаживать за домом и за детьми, удобства в доме тоже есть. Некоторые сестры мне говорили, что мое омовение после подмывания ребенка не портится, но знаю, что по аш-Шафии оно портится.
Мой вопрос таков, можно ли мне не совершать омовения повторно после подмывания ребенка, и что говорят об этом другие мазхабы? Разрешается ли в этом случае прибегать к другому мазхабу в моей ситуации, не будет ли мне это грехом или не уважением по отношению к своему мазхабу? ДжазакаЛлаху хайрон! (Саратов, Россия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Действительно похвально Ваше стремление постоянно быть в состоянии омовения во время своих каждодневных забот. Бесспорно, Вы будете вознаграждены за это. Существуют великие блага за то, что человек остается в таком чистом состоянии. Мы просим Аллаха облегчить Ваши страдания от болезни и даровать Вам полное излечение от нее. А Аллах способен сделать абсолютно все.

В круг ваших забот входит удовлетворение потребностей детей, которым вам приходится время от времени мыть и подмывать. Даже по шафиитскому мазхабу это не аннулирует омовение. По шафиитскому мазхабу, малое омовение нарушается:

  • при выделениях из интимных мест,
  • при прикосновении к своим или чужим половым органам или заднему проходу центральной частью ладони (то есть не кончиками пальцев, которыми обычно производится подмывание),
  • при прикосновении к коже взрослого не-махрама противоположного пола,
  • а также в случае потери сознания, утраты рассудка и засыпания.

Соответственно, не нужно рассматривать возможность использования правил другого мазхаба в Вашей ситуации, поскольку омовение действительно даже по Вашему мазхабу.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Ответ дан при содействии шейха Юсуфа Карана (хафизахуллах),
алима шафиитского мазхаба и главы отдела фетв
Мусульманского судебного комитета (Кейптаун, ЮАР).
Перевел: Timur (Q496)

Когда моча новорожденного становится нечистой (наджис)? Существует ли в этом случае разница между мальчиками и девочками?

Ответ:Хвала Аллаху

Моча человека нечистая и ее следует смывать, и неважно, является ли она мочой ребенка или взрослого человека, мужского или женского пола, за исключением случая с мочой маленьких мальчиков, которые еще не едят пищи – в таком случае для очищения достаточно только побрызгать водой.
Аль-Бухари (223) и Муслим (287) передали от Уммбинт Михсан (да будет доволен ей Аллах), что она принесла своего сына, который еще не ел пищи к Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)посадил его к себе на колени и мальчик помочился на его одежду, после чего он (да благословит его Аллах и приветствует) попросил принести немного воды и побрызгал ею на одежду, но не мыл (стирал) ее.
Ат-Тирмизи (610) и Ибн Маджа (525) передали от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах),что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно мочи новорожденного мальчика:«Брызгайте на мочу мальчиков и смывайте мочу девочки».
Катада сказал: «Это применимо только в тех случаях, когда они не едят пищу. Если они едят пищу, тогда мочу следует смывать в обеих случаях». Классифицируется как сахих аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи.
Этот хадис указывает на то, что существует различие между мочой мальчика и мочой девочки. Так, в случаях с мальчиками, необходимо побрызгать на нее, но мочу девочки необходимо смывать.
Шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Под «брызгать» подразумевается смачивание водой без промокания (втирания) или выжимания, до тех пор пока она не покроет всю поверхность».
Если спрашивают, по какой причине мочу мальчика, который еще не ест пищу, следует сбрызгивать и не смывать подобно моче девочке, то ответом будет то, что это предписано Сунной, и этой причины достаточно. Поскольку когда Айшу спросили, почему женщина должна восполнять пост, пропущенный из-за менструации, но не должна восполнять молитвы, пропущенные по этой же причине, она ответила: «Это происходило с нами во времена Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и нам было приказано восполнять пост и нам не было приказано восполнять молитвы».

Тем не менее, некоторые ученые попытались найти причину для этого. Одни из них сказали: «Причиной этому будет то, что это легче, поскольку обычно мальчика много носят и люди, ему больше радуются и его любят больше, чем девочку, и его моча выходит из узкого отверстия,так что когда он мочится, она разбрызгивается. Поскольку его больше носят и смывать его мочу было бы слишком затруднительным, поэтому и предусмотрена такая уступка.
Они также сказали: «Его пища – молоко является мягкой, поэтому когда он начинает есть обычную пищу, то становится необходимым смывать его мочу».

Очевидный смысл слов наших товарищей (Ханбалитов) заключается в том, что различие между мочой мальчика и девочки предписано Сунной, и поэтому мы следуем этому.