Философия древней индии ортодоксальные и неортодоксальные. Реферат: Индийские ортодоксальные школы

04.05.2021 Деньги

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты . Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки , правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Неортодоксальные учения индийской классической философии

Джайнизм В своей главной части – этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Джайнизм опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существуют множество вещей, наделенных реальностью и обладающих с одной стороны, постоянными, с другой – случайными, или преходящими свойствами. Основная причина, порождающая зависимость души, ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Познание должно освободить душу от материи.

Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и мусульманством. Учения буддизма основываются на легенде об его основателе принце Сиддхартхи, или Гаутаме Будде (Просветленный) 560–480 гг. до н.э.

Основа буддийского вероучения – четыре «благородные истины»:

1) Жизнь исполнена страданий (Это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, недостижение всего, что хочешь достичь);

2) Существует причина возникновения страданий; Страдание обусловлено желанием: желание наслаждения, желанием существования, желанием гибели.

3) Имеется возможность прекращения страданий. Цель познания – освобождение человека от страданий. Избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угасание» Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

4) Истина пути: Тот кто проходит путь этического совершенствования достигает восьми добродетелей, состоящих в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Философия Локаята (или чарвака) – система древнего материализма. Весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний нет никакой другой реальности. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды, земли. После смерти организмы разлагаются на первоначальные элементы. Сознание существует реально. Оно не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, а является свойством живого материального тела. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса . Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта . Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна . В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя . Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога . Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали .

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяи считается мудрец Гаутама . Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика . Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада . Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.)

Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса (VI в. до н.э.)

Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья (VI в. до н.э.)

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства "Я". Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

Ньяя (III в. до н.э.)

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита - "особенность) (VI-V в. до н.э.)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. "Субстанция", "качество" и "действие" существуют реально. "Общность", "особенность" и "присущность" - продукты умственной деятельности. Категория "особенность" играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога (II в. до н.э.)

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий. Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм (IV в. до н.э.)

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу победитель ("Джина"). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира - космического пространства, живой и а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

На основе этих умозаключений появилась способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как нечто коренным образом отличающееся от него. Человек стал делать соответствующие выводы, а затем и размышлять. Основными постулатами древнеиндийской философии являются убеждения в том, что не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:

  • ведический;
  • классический;
  • индуистский.

Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» - в переводе с санскрита) - религиозно-философских трактатах. Закон Риты - опора онтологии представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.

Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана Именно поэтому учение об обществе и эстетика - две отдельные науки. Главная отличительная черта учения «Древнеиндийская философия» заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.

Зарождение человечества происходило в то время, когда первые государства и классовые общества стали заменять родовые отношения. Древние литературные памятники стали носителями некоторых философских идей, которые обобщены в тысячелетнем опыте человечества. Причем наидревнейшей философией является берущая свое начало в Индии и Китае.

Древнеиндийская философия. Школы

В результате духовного перелома в развитии страны и сложившихся предпосылок для социального, политического и в VI веке до нашей эры в Индии появляются первые государства, стремительно развиваются производительные силы, в связи с переходом с бронзы на железо. Кроме того, формируются товарно-денежные отношения, начинается рост научных исследований, появляется критика воцарившихся нравственных установок и представлений. Именно эти факторы и стали основой для появления школ и ряда учений, которые в свою очередь подразделяются на две группы. Отдающие предпочтение авторитету Вед - это философские ортодоксальные школы и не отрицающие их непогрешимость - неортодоксальные школы Древней Индии.

Древнеиндийская философия. Основные ортодоксальные учения

  • Веданта. В свою очередь она образует два направления:
  1. Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана - единой духовной высшей сущности;
  2. Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.
  • Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.
  • Санкхья. В основе - признание во вселенной двух первоначал: духовного - пуруши (сознание) и материального - пракрити (природа, материя).
  • Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
  • Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
  • Йога. Согласно ему - основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).

Основные неортодоксальные школы :

  • Джайнизм.
  • Буддизм.
  • Локаята.

Индия - древняя страна, возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ - индцы. Они делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире - слона. Почитали и верили в разных богов.

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии :

1.Веданта - одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти - основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах - «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана». Веданта в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

Веданта, как и ведические писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самосознании - понимании индивидом своей изначальной природы и природы абсолютной истины - в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

2.Миманса - одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название - пурва-мимамса (точный перевод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы - обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога - творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

3.Санкхья - философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи.

4.Йога - в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире. Основные направления йоги - это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной : от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами - физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

5.Вайшешека - одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика). Она была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н.э.), настоящее его имя - Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов. Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

3. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии (буддизм, локаята).
Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований». После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие - на благие деяния, третьи - на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они базируются на следующих доктринах:

Четыре благородные истины;

Учение о причинно-зависимом происхождении и карме;

Доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»;

Доктрина кшаникавады (учение о мгновенности);

Буддийская космология.

Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако трактовки их могут быть весьма различными.
Локаята .
Локаята - материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической. Это одно из самых спорных направлений индийской философской мысли.

Локаятиками в начальный период индийской философии называли профессиональных спорщиков, многие из которых были собеседниками Будды Гаутамы. Искусство локаяты было одной из дисциплин, которым обучали в брахманских школах 5 в. до н. э. и позднее. Локаятики брались доказывать, что всё существует и ничего не существует, что всё едино и всё множественно, что ворона белая потому, что у неё кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные. В классический период индийской философии локаяту стали отожествлять с чарвакой. Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чарвака, который, как полагают, был скептиком и материалистом, автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати. Существует ещё одна этимологическая версия, согласно которой материалисты издавна именовались словом «чарвака» потому, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» - есть, жевать). Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед.

ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

План

Философия Древней Индии.

Древнекитайская философия.

Философия Древней Индии.

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тыс. до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. В Индии философия (религия) – это не просто философия, религия, а образ жизни.

Философские повествования об устройстве мира начинаются с Вед древнейшего памятника индийской литературы, в котором выражено весьма древнее религиозной мировоззрение.

Веды состоят из 4 частей:

– сборник религиозных гимнов;

– сборник ритуальных текстов;

– правила поведения для отшельников,

– философская часть – упанишады .

В упанишадах провозглашается:

ü тождество Атмана (души, человеческого Я) и Брахмана (бытия, мира в целом);

ü идея сансары – перерождения души (Атмана) и ее странствия из рождения в рождение;

ü идея кармы – обусловленности каждого последующего рождения теми делами, которые совершает индивид;

ü идея и идеал мокши , то есть освобождения от круговорота рождений и смертей как высшей цели человека;

ü идея четырех стадий : стадия ученичества, стадия семейной жизни домохозяина, стадия отшельничества в лесу и стадия полного отрешения от мира, за которой может последовать мокша.

Все философские школы Древней Индии условно делят на:

ü неортодоксальные – отвергающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм, локаята);

ü ортодоксальные – признающие авторитет Вед (веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога).

Неортодоксальные школы Древней Индии.

Джайнизм отверг авторитет Вед и брахманов. Основной идеей была идея, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Последователем был М.К. Ганди, провозгласивший этику дайнов – этику «ненасилия» – центральной идеей.

Буддизм как учение, враждебное древней религии брахманизма, возник в VI-V вв. до н.э. Учение буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде. Будда отверг традиционный авторитет Вед, и весь ритуализм брахманства, и стал проповедовать мировоззрение, обретенное им в результате собственных многолетних поисков. Центральное место его учения занимают четыре благородные истины :

1) страдание;

2) причина страдания;

3) избавление от страдания;

4) путь к избавлению от страдания.

Пояснить это можно так:

– всякое существование сопряжено со страданием (есть страдание);

– причина страдания-существования – «жажда», влекущая нас к нему;

– искоренив «жажду», искореним и страдание-существование;

– путь к этому искоренению – в особой (правильной!) «стратегии поведения».

Будда принимал общие для его культуры представления о метемпсихозе – переселении душ, о сансаре – как бесконечной череде рождений и смертей и в качестве высшей цели также предлагал «освобождение», полный уход из бытия, который в буддиззме называется нирвана (буквально «угасание»).

Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, живопись, литература, буддийская образованность).

Локаята – древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицавшее существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

В современных книгах по индийской философии обычно выделяют шесть даршан точек зрения, направлений, которые разрабатывали разные модели мира и поведения в нем человека, акцентируя каждая ту или иную проблематику.

ü санкхья и вайшешика разрабатывали онтологическую проблематику;

ü йога – это своего рода философия человеческого сознания;

ü ньяя – в основном занималась теорией познания и логикой;

ü мимансу – разрабатывала проблемы герменевтики;

ü веданта – впитала в себя интересы и достижения других даршан, став синкретическим дискурсом, в котором было место и онтологии, и гносеологии и даже теологии.