Для чего нужны иконы? Какие иконы должны быть обязательно в доме? Их основное назначение Для чего нужны иконы православному человеку.

Православный человек обращается к Богу. Как икона помогает человеку? Ее значение в жизни человека.

Икона - это источник вдохновения души.

«И сначала было Слово…» - слово рождает все. Начав со слов молитвы, мы способны идти и идти по пути, все ближе и ближе к Богу. И не важно сколько раз мы забывали молится… Постоянно, после каждого падения, встаем вновь и продолжать идти.

Человек рождается, живет и умирает. Это три основных факта, как бесспорная основная аксиома, потому как это суть жизни любого человека. Меняется в жизни людей только эпохи, времена, события, декорации, персонажи, места, роли.

Этот цикл продолжается тысячелетиями. В этой бесчисленной череде появлений и исчезновений человека, встает законный вопрос «А для чего все это?»

Рано или поздно, любой человек приходит к духовному, пытаясь понять смысл жизни и ответить на самые важные в жизни вопросы. Жизнь «затягивает» своим действом, да, прям как зритель в театре увлеченный пьесой. В молодости мы думаем думать о Боге еще рано, да и некогда, ведь настали приятные минуты влюбленности. В среднем возрасте человек занят на столько делами, что заниматься духовным как он считает просто некогда. И вот приводит старость - тут уже и силы не те и желаний все меньше - где уж тут думать о Боге. В общем, жизнь такова, что существуют тысячи причин не вспоминать о Боге, и только одна причина приводит нас к Нему. Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого.

Мы все материалисты, только лишь по тому, что каждый день нас окружает мир материальный.

Периодами, либо от сильной радости, либо от сильного горя и отчаяния, в нас возникают проблески света. Того света, который дает нам смысл существования, в котором мы видим ответы на те важные вопросы, которые мучили нас.

Вы же помните, да, эти моменты?

Свет - это и есть то, как мы ощущаем тот мир - Мир Небес. Мы его ощущаем. Как то же ощущаем его, хотя он неуловим для наших чувств и ума. И ощущаем мы его душой, которая упивается и радуется этому Небесному Свету. Хочется расправить крылья и лететь!

Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Точнее променяв их на бренное.

Становление на путь духовный, на возвращение к Богу, ознаменует в жизни человека новое рождение. Однако путь этот не так прост. Ежедневно мы увлекаемся обыденным, забываем о главном для чего пришли в этот Мир. Такова переменчивая суть человека - то вспоминать, то забывать, то падать, то вставать и продолжать идти. И скажем «Спасибо» Господу за те страдания что дает нам, ибо страдания эти помогают нам помнить о вечном. И восхвалим Его в благодарность тех моментов благодати, которые Он нам подарил и таким образом напомнил о себе.

Суть молитвы - это обращение к Богу. А это есть общение с Ним. Ведь обращаясь к нему словами, мы ощущаем от Него Любовь. Любовь эта вылечивает и наполняет благодатью наши «обезвоженные» страстями сердца, помогает уму выпутаться из омрачённых мыслей, пробуждает чувства ото сна, позволяя нам более чутко и остро взаимодействовать нам со своими родными и близкими, а также со всем внешним миром. Мы начинаем оживать, ощущать свет Небесный и Благодать, в минуты горя и отчаяния получаем утешение. Жизнь наполняется радостью и смыслом. К нам и к нашим родным и близким приходит радость и благополучие.

В современном мире, хоть и много людей вокруг нас, но ощущение одиночества не уходит, а наоборот, оно усиливается с каждым годом. И проблема не в том, что мы мало общаемся и говорим, проблема в том, что это одиночество - это ощущения души, заточенной в клетке, отрезанной от внешнего Божественного мира. Мы как роботы - вроде между собой взаимодействуем, но наши души не прикасаются между собой. Соединение с Богом, объединяет наш внутренний мир с внешним, с душами других людей. Мы начинаем чувствовать, что вокруг нас родное, близкое.

Некоторые люди и вещи способны нести больше божественного света, или делать так, что, когда мы глядим на них или взаимодействуем с ними, чаще вспоминаем о Боге. Одни из таких вещей - это иконы. Разве глядя на икону можно не вспомнить о Боге, о духовном? Иногда бывает мимолетный взгляд на икону способен изменить человека, вырвать его из печальных мыслей, страстных чувств, и напомнить о Вечном.

Иконы в нашей жизни - как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни.

Поиск Божественного происходит не только вокруг нас. «Что внутри, то и снаружи». Икона напоминает нам о своем внутреннем мире - мире чувств, эмоций, мыслей. Тонкость внутреннего мира такова, что многие люди не могут даже ответить на вопрос «Что есть внутренний мир», потому как эта «тонкость» может быть различаема и наблюдаема более тонкими частями человека - душой и духом.

Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя , и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему.

Икона меняет человека . Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения.

Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева , от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть.

Человек сложное существо. Помимо множества разных органов чувств, он способен воспринимать мир разными способами. Кроме слов существуют еще и образы. Восприятие мира образами более тонко, быстро и полно. Образы и символы наиболее лучше воспринимаются душой. Христианство построено таким образом, что позволяет задействовать оба способа восприятия человека для его духовного развития. Священные тексты представлены словами, а иконы - образами. Образы эти несут в себе важную составляющую для развития духовного мира человека. Традиции иконописи складывались таким образом, что отточенные веками технологии создания икон, определенные в виде канонов, позволяли создавать образы мира духовного, которые наиболее лучше воспринимались человеческой натурой.

Икона ни в коем случае не является идолом , и не правильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона - это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе - есть почитание святого.

Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как не возможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и не возможно стать православным отрицая иконы и их существование. Икона - это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.

Не люди делают икону, как строили Вавилонскую башню. Создание иконы - это творческий процесс, где человек (иконописец) является лишь проводником божественной воли и благодати. Кроме того, многие знаменитые старинные иконы, являлись на свет нерукотворным способом, чудесным образом. Первая икона была сотворена самим Иисусом Христом, причем не с помощью кисти и краски, а чудом, через проявление божественной силы и благодати.

Икона - это проекция мира божественного в наш мир . Люди, по существу своему, потерявшие благодать Божию, не в силах узреть Силы небесные воочию. Греховность человека, не позволяет видеть их, по причине неразвитости или отсутствия «глаз души», а тонкие миры не восприимчивы для глаз тела бренного. Вот, видимо, Господь, и решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал ее людям.

Истинная молитва - это сложный и тяжелый труд. Она требует от человека мобилизацию и сосредоточения всего его существа: действа, мыслей, чувств, эмоций. Икона в этом процессе занимает важную роль, концентрируя внимание, уводит от прелестей, отводит чувства страстные, напоминает о необходимости постоянного «делания» (молитвы). Этот опыт пережит многими отцами церкви. Вспомним жизнь преподобных Серафима Саровского и Николая Чудотворца, все они свершали молитвы, стоя пред иконами.

Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный, Мир Небес. Это больше можно воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимая где есть дом ее. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлиять волю свою нам, помочь, наставить на Путь истинный, ниспослать благодать.

Учение Церкви «об иконопочитании», сформулированное Седьмым Вселенским Собором гласит:

"...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним….»

И наконец, икона связана с основным столпом православия - с Верой.

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Т.е. понимание сущности икон связано с тем, насколько мы сами Истинно Верим.

Именная икона - это икона, на которой изображен святой, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси - каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. Такую икону родители обязательно помещали над кроваткой крещенного новорожденного младенца, потому что понимали, насколько важно с первых дней окружить ребенка возвышенными, чистыми образами святых, и тем более, святого-покровителя - заступника крещенного человека перед Богом на всю жизнь.

О глубоком почитании святого- покровителя в прежние времена свидетельствует и то, что православные родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца(он мог и совпадать с днем рождения ребенка).Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, часто можно было слышать: он родился на Михайлов день, она родилась на Анастасию-узорешительницу. Этот день родители и считали днем рождения своего чада.

Когда ребенок вырастал и становился взрослым человеком, он хранил дорогую сердцу именную икону в Красном углу, молился своему святому-покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству святого-покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.

Теперь часто бывает, что взрослый человек не знает, в честь какого святого его крестили в детстве - ведь святых с одинаковым именем может быть даже до 40.В таком случае святым, в честь которого человек будет праздновать свои именины, является тот, чье празднование будет ближайшим после дня рождения человека. Эту информацию можно найти в церковном календаре.

В наше время возрождается почитание своих святых-покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную икону. Для ее приобретения можно зайти в церковную лавку, где продаются именные иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Однако в церковных лавках часто имеются в наличии образы только известных святых, а более редкого, нужного человеку образа, нет. Или иногда не устраивает стиль написания образа. В этом случае лучше заказать икону в иконописной мастерской.

Обычно именную икону пишут на доске 6х7,4х8(такой образ удобно взять с собой в дорогу),11х13,14х18,17х21,24х30.Даже заказывают именную икону размером 30х40,40х50 и более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом и без ковчега. По желанию заказчика на именной иконе художник-иконописец может изобразить поясной или ростовой образ святого. Святой может быть написан в полповорота, обращаясь с молитвой к благословляющей деснице Спасителя, которая изображается либо в правом, либо в левом верхнем углу иконы. Одежды святого, в рамках канона, могут быть более богатыми, нарядными, или менее богатыми, аскетичными.

По желанию заказчика икону можно украсить гравированным орнаментом и эмалями.

Именную икону можно заказать не только для себя, но и в подарок верующему человеку - на именины, на день рождения, на Пасху, на Рождество или другие торжества.

Марина Чижова

Почему православные молятся перед святыми иконами?

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они. Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор . Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Воображение человека устроено таким образом, что оно требует существования некоторых видимых форм, представлений. И здесь кроется большая опасность, если мы станем представлять что-то «свое». Очень легко из-за этого можно впасть в духовную прелесть.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя. Его изображали в виде Пастыря Доброго с ягненком на руках, в виде агнца, но чаще всего в виде рыбы. Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис », и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель ». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери. Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской. По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

25 октября по новому стилю Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора (787 год). На этом Соборе было утверждено почитание святых икон. Церковь отвергла иконоборчество как лжеучение и дала богословское обоснование иконопочитанию.

Что такое иконы? Для чего они нужны в церкви? Можно ли их почитать и не будет ли это грехом против заповедей? Почему почитание икон важно для каждого из нас? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нижеследующей статье.

В православной традиции икона является не просто украшением храма или предметом богослужебного обихода: перед ней молятся, ее целуют, к ней относятся как к святыне. Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в «Церковной истории» (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 году Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа (29 августа по новому стилю), которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет.

Помимо Нерукотворного образа существовали и другие древние изображения Христа. Церковный историк Евсевий Кесарийский (IV в.) упоминает о статуе Христа, которую воздвигла кровоточивая жена, исцеленная Им (Мф. 9, 20-23). Евсевий также утверждает, что видел портреты Христа и апостолов Петра и Павла, нарисованные при их жизни. По церковному преданию, первая икона Божьей Матери была написана евангелистом Лукой.

Несмотря на существование икон в Церкви с глубокой древности, в разные эпохи возникали течения против иконопочитания. В VII-VIII веках они вылились в иконоборческую ересь, осужденную VII Вселенским Собором. Главным обвинением иконоборцев против иконопочитателей во все времена было обвинение в идолопоклонстве, а основным аргументом – ветхозаветный запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисеева десятословия гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель» (Исх. 20, 4-5). Очевидно, что эта заповедь направлена против идолов и кумиров, существовавших у языческих народов, которые поклонялись им. Автор Второзакония разъясняет, о каких кумирах идет речь: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада... какой-либо рыбы... и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им» (Втор. 4, 16-19).

Автор подчеркивает, что истинный Бог невидим и неизобразим, и, когда Моисей беседовал с Богом на Синае, люди не видели Бога, а только слышали Его голос: «Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, и облако, и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; голос слов Его вы слышали, но образа не видели, а только голос... Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь... из среды огня» (Втор. 4, 11-15). Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Это, однако, не означает, что в ветхозаветной культе не было вообще никаких изображений: Бог повелевает Моисею устроить скинию и в ней сделать золотых херувимов (Исх. 25, 18-20).

Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей. С той же настойчивостью, с какой Моисей говорит о том, что люди на Синае не видели Бога, апостолы подчеркивают, что они видели Его: «И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14); «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, что осязали наши руки – о Слове жизни» (1 Ин. 1, 1). Христос, по словам апостола Иоанна, явил миру невидимого Бога, то есть сделал Его видимым: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). То, что невидимо, то и неизобразимо, а что видимо, то можно изображать, так как это уже не плод фантазии, но реальность. Ветхозаветный запрет на изображения невидимого Бога, по мысли преподобного Иоанна Дамаскина, предуказывает возможность изображать Его, когда Он станет видимым: «Ясно, что теперь (в Ветхом Завете) тебе нельзя изображать невидимого Бога, а когда увидишь Бестелесного ставшего человеком ради тебя, тогда будешь делать изображения Его человеческого вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося... все рисуй – и словом, и красками, и в книгах, и на досках».

Христианская икона по своему первоначальному замыслу является Евангелием в красках: «Что (в Евангелии) изображено посредством бумаги и чернил, – пишет преподобный Феодор Студит, – то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала». Нельзя не учитывать того, что пятнадцать или двадцать веков назад далеко не все христиане были грамотными и могли читать Евангелие: в этом смысле святой папа Григорий II называет иконы и храмовые росписи «Евангелием для неграмотных».

Иконоборчество VIII века было продолжением тех христологических ересей (т. е. ложных взглядов на природу Христа. – Прим. ред.), с которыми боролись Святые Отцы предшествующих Вселенских Соборов. Однако в отличие от прежних ересей оно не родилось в среде богословов, а было «спущено сверху» императором Львом Исавром, издавшим в 726 году указ против почитания икон. По его приказанию был послан чиновник, чтобы уничтожить чудотворный образ Спасителя, висевший над входом в императорский дворец. Однако народ воспротивился поруганию чтимой иконы, и чиновник был убит. На защиту иконопочитания встали многие видные иерархи того времени, в том числе святые Герман Константинопольский и папа Римский Григорий II, а также многие из числа монашествующих. Однако император объявлял себя «царем и первосвященником» и не желал считаться с мнением иерархов. Преподобный Иоанн Дамаскин, выступивший против царских притязаний на главенство в Церкви, говорил в те годы: «Мы покорны тебе, царь, в житейских делах, в делах века сего, в податях, пошлинах... в церковном же устройстве мы имеем пастырей, глаголавших нам слово и установивших церковное законоположение».

Защита икон была защитой веры в воплощение Христа, так как иконоборчество являлось одной из форм отрицания реальности этого воплощения. Для православных икона не идол, подменяющий собой невидимого Бога, но символ и знак Его присутствия в Церкви. Отцы VII Вселенского Собора, вслед за святителем Василием Великим, подчеркивали, что «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Поклоняясь иконе, христиане поклоняются не доске с красками, а тому, кто изображен на ней, – Христу, Божьей Матери, святому. Икона – окно в другой мир, по мысли священника Павла Флоренского. Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живет там.

Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней; так преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте Его иконы: «Во время вечерни, в церкви... направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа... Невозможно описывать то состояние, в котором он находился в тот час, – говорит его биограф иеромонах Софроний. – Мы знаем из уст и писаний блаженного Старца, что его осиял тогда Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы, что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше». Не только святым, но и простым христианам, даже грешникам являются иконы. В сказании об иконе Божьей Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно молиться ко Пресвятой Богородице» и однажды во время молитвы Она явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», называются на Руси «явленными».

Существует также множество чудотворных икон, с которыми связаны случаи исцелений или избавлений от военной опасности. В России особенным почитанием пользуются Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» и другие чудотворные иконы Божьей Матери. С Владимирской иконой, например, связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата в 1490 году и Махмет-Гирея в 1521 году. В первом из этих случаев Божья Матерь сама явилась хану во сне и повелела оставить пределы Руси. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. Во время нашествия Наполеона Казанская икона Божьей Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. Первое крупное поражение французов после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1812 года.

Особое значение имеет для Церкви крест – орудие смерти, сделавшееся орудием спасения. Святитель Василий Великий отождествляет «знамение Сына Человеческого», о котором упоминает Христос, говоря о Своем втором пришествии (Мф. 24, 30), с крестом, обращенным четырьмя концами к четырем краям Вселенной. Крест является символом Самого Христа и наделен чудодейственной силой. Православная Церковь верует, что в кресте присутствует сила Христа, и потому христиане не только изображают крест и помещают в храмах наравне с иконами, они также носят крест на груди, осеняют себя крестным знамением, благословляют крестом друг друга.

Чудотворную, спасительную и целительную силу креста и крестного знамения Церковь знает по многовековому опыту. Крест является оружием против диавола: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его» (песнопение Октоиха).

Крест охраняет человека в пути и на всяком месте, через крест благословение Христа нисходит на всякое доброе дело, которое мы начинаем с крестного знамения и призывания имени Божьего. «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва», – поется на богослужении в честь креста Господня.

Митрополит Иларион (Алфеев)
книга «Таинство веры»

Многие православные христиане носят на шее не только нательный крест, но и небольшие нательные иконки Богородицы или каких-либо святых. Эти миниатюрные образки, сделанные из серебра или золота, помещаются рядом с крестиком, либо на отдельной цепочке. Когда появился такой тип икон? Какой смысл их ношения? Есть ли какие-то церковные правила предписывающие носить нательные образки? Почему можно считать, что «Pandora» носили еще во времена Киевской Руси? Ответы на эти вопросы, а также всё, что нужно знать о нательных иконках мы собрали в нашей статье.

История появления нательных медальонов с изображениями икон неразрывно связана с зарождением христианского иконопочитания в целом. Определенным прообразом таких иконок могут считаться раннехристианские символы Рыбы, которые символически несли в себе упоминание о Божестве Иисуса Христа. Так на греческом первые буквы фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» («Иисус Христос Теос Иос Сотирос») составляли вместе слово «Рыба» («Ихтис»). Есть версия, что нательные иконы получили свое распространение среди христиан в эпоху иконоборчества, когда было запрещено держать в доме иконы. За нарушение закона были введены строгие наказания. Потому верующие стали носить нательные образки, которые доставали для тайной молитвы дома. Нательные иконки были небольшого размера, их не было видно окружающим и можно было легко спрятать от посторонних глаз. И поскольку, ересь иконоборчества была весьма продолжительной, то нательные иконы прочно вошли в народную традицию и остались в церковной практике. Хотя следует отметить, что никаких церковных правил, которые бы обязывали верующих носить нательные образки, нет.

Таким образом, как видим, основной смысл ношения - для того, чтобы молится перед ними в любое свободное время. Не стоит считать образки своего рода амулетами, которые будут защищать Вас от всякого зла. Это языческий подход к подобным вещам. В христианстве важную роль играет не сама икона, а вера и усердие молящегося перед ней человека. Если нательная икона будет носиться только как ювелирное украшение, а не образ для молитвы, то с богословской точки зрения она не будет нести никакого смысла, кроме эстетического.

На Русь нательные иконки пришли после крещения, но первоначально использовались как колты - металлические подвески, которые крепились на цепочке к головному убору женщин Киевской Руси. Слово «колт» происходит от украинского «колтки» или «ковтки», то есть «серьги». Колты делались из золота или серебра, расписывались и затем прикреплялись к наметке головного убора на лбу. Росписи колтов содержат множество традиционных растительных орнаментов, религиозных сюжетов и икон. По сути, своим наборов колтов знатные женщины на Руси показывали свой статус, своих небесных покровителей и черты своего характера. Колты с изображениями святых встречаются во многих кладах периода ранней Киевской Руси.

Позднее, в XII - XIV веках колты утрачивают былое распространение и уступают место нательным иконкам. Причина кроется в утрате стабильности в государстве: сначала межусобицы, а потом и монгольское иго, которые сопровождались грабежом и насилием, вынудили население не носит свои дорогие украшения на виду. Нательные иконки того периода содержат изображения Господа Иисуса Христа, а также различные типы икон Богородицы. Вначале, это были византийские иконы типа «Оранта» или «Одигитрия», но уже с конца XII века появляются и местные иконы вроде образа «Знамение» Пресвятой Богородицы. С того времени ношение нательных иконок стало благочестивым обычаем и в нашей земле. После 1917 года во время Советской безбожной власти эта традиция была утеряна. За открытое ношение креста или нательной иконы тогда можно было получить тюремный срок или, как минимум, большие неприятности на работе.

В наше время традиция ношения нательных икон возрождается. Верующие люди вместе с нательным крестом, носят иконки своих святых небесных покровителей или изображения чтимых ими . Сегодня существует множество вариантов оформления нательных икон, однако выбирая себе свой нательный образ, не забывайте, что главное это молится перед ним ежедневно даже самой краткой молитвой