Нотр дам дю о. Поговорим об архитектуре

27.11.2019 Зодиак

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) родился в Ла-Шюде-Фон (Швейцария)

Первое сооружение -вилла Фалле, построенная в 1905 году в манере “югендстиля” .

Основой творчества Ле Корбюзье во всех областях творчества была его пространственная концепция , в которой были сформулированы принципы создания современной среды обитания человека, включающей градостроительные структуры, архитектуру, предметный мир.

В 1923 году ему представилась возможность спроектироватьпоселок Пессак близ Бордо .

в 1925 году в Париже Корбюзье построил павильон “L esprit Nouveau” (“Эспри Нуово”)

В 1926 году он провозгласил пять принципов единства архитектуры и конструкции, заключающихся в следующем:

· колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища;

· функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений;

· свободный план, при котором моделируется внутреннее пространство, а план здания становится фактором эстетического воздействия;

· свободный фасад как следствие каркасной конструкции;

· сад на крыше (плоская кровля).

Все эти принципы были воплощены в здании, ставшем классикой Современного Движения и установившем что-то вроде новой формы жилой архитектуры.Вилла “Савой” в Пуасси была построена в 1928 -1930 годах.

После второй мировой войны внимание публики и прессы привлек жилой дом особого типа - так называемая жилая единица , построенная Корбюзье в 1946 - 1952 году в Марселе. “Марсельская жилая единица” интересна в первую очередь попыткой соединить систему индивидуальных квартир с элементами общего культурно-бытового обслуживания. В среднем этаже семнадцатиэтажного дома, по обеим сторонам коридора (“внутренней улицы”), располагаются небольшие магазины, кафе-ресторан, парикмахерская, небольшая гостиница и т.д. На уровне плоской крыши размещаются небольшие помещения школьного типа, гимнастический зал для проведения собраний и самостоятельных концертов и спектаклей, беговая дорожка, площадки для отдыха. В плоскую крышу вмонтирован плескательный бассейн для детей. Квартиры “жилой единицы” занимают всю глубину корпуса, ориентированного с севера на юг и имеют сквозную вентиляцию. Они расположены в двух уровнях. Перепады высот создают возможность устройства одного коридора на каждые два смежных этажа.

Квартиры (общим количеством 237) запроектированы 23 типов и рассчитаны на различный состав семей. Сложный ритм горизонтальных членений, контрасты их с вертикалью лестничной клетки, обилие светотеней, созданное вынесенными на фасад лоджиями, хорошо вылепленный объем гимнастического зала, выступающий над плоской кровлей, придают этому зданию большую художественную выразительность. Для гармонизации пропорций Корбюзье применил здесь изобретенную им систему “модулора” , разработанную, исходя из пропорций человеческого тела.

Визуально же это здание уменьшено вполовину за счет того, что двухэтажные квартиры на фасаде выражены одним проемом и все здание поставлено на опоры высотой в два этажа. “Пилоти” - опоры напоминают ноги некоего толстокожего, сужающиеся к ступням, по всей высоте покрытые отпечатками досок опалубки. В “Марсельской единице” бетон впервые предстает таким, каков он есть. Это здание считается первенцем грубой эстетики необрутализма .

Капелла Нотр Дам дю о Роншан , построенная им в 1950 - 1955 годах близ небольшого городка Роншан, в 19 км от Бельфора. Здесь сходится предгорье двух горных хребтов - Вогезов и Юры. Церковь, построенная Корбюзье, находится на месте разрушенного во время войны старого сельского храма. Характерная особенность пейзажа, открывающегося при подъезде к церкви Роншан, - вертикали башен древних замков, расположенных на невысоких вершинах отрогов гор. К капелле посетители подходят с юга. Перед ними возникает необычное здание. Странная коричневая крыша в виде тента со вздутыми ветром краями, наклонные стены, искривленные в плане, острый угол у сочетания южной и восточной стены, маленькие, разные по величине, оконные проемы, разбросанные по фасаду. Вертикальные объемы, включенные в композицию капеллы, перекликаются с далекими башнями древних крепостей. Небольшая дверь в южной стене, украшенная цветной эмалью, выполненная по рисункам Корбюзье, доступна только пилигримам. Попасть внутрь храма обычный посетитель может лишь в дверь северной стены. Огибая западный фасад, посетитель видит, что вертикальные объемы, издалека казавшиеся ему цилиндрическими башнями, разрезаны пополам по вертикальной оси.

Стена, закрывающая срез, прорезана световыми проемами. Лишь войдя внутрь, посетитель начинает понимать назначение этой странной формы. Срезы цилиндров обращены в стороны горных отрогов Вогезов и Юры и окрашены внутри характерными для отрогов цветами. Свет, отражаясь от этих срезанных башен, названных Корбюзье светоуловителями, приобретает окраску, создающую особую цветовую атмосферу внутри храма. Ее прорезают солнечные лучи, проникающие с юга, через маленькие оконные проемы южной стены. В некоторых из них вставлены цветные стекла. Обращает на себя внимание узкая щель между слегка вогнутым потолком и стенами. Крышу поддерживают лишь маленькие отрезки круглых стержней. Впечатление тента, которое создает крыша снаружи, этим приемом сохранено и внутри. Корбюзье хотел придать кровле символический смысл, напоминающий о древнейшем типе молельни.

Храм очень невелик - внутри он вмещает около 50 человек. Однако он может обслужить 10 - 12 тыс. молящихся. Для этой цели Корбюзье спроектировал перед восточным фасадом выложенную плитками площадку, на которой размещается кафедра и алтарь. Местная реликвия - статуя богоматери - расположена в сквозной нише восточной стены так, чтобы она была видна и изнутри, и снаружи.

Это сооружение, в котором нет прямых углов, стены произвольно меняют свое сечение, а прихотливо-изогнутой крыше придана форма, имеющая символический характер, меньше всего похоже на творчество Корбюзье предыдущих десятилетий. В композиции этого сооружения есть своя логика, но эта логика - совсем не та, которая была свойственна Корбюзье в течение всей его необыкновенно интенсивной творческой жизни. Ее можно было бы назвать логикой эмоциональной выразительности, когда делается акцент не на тектонической, а на скульптурной трактовке формы.

Стремление к мощной, почти скульптурной пластике бросается в глаза и в других произведениях Корбюзье второй половины 50х годов - в здании Верховного суда (1956 год) и Генеральной Ассамблеи в Чандигархе (Индия) .

Идея построить новый город на северо-западе страны, у подножья Гималаев, родилась еще в 1947 году, когда Индия и Пакистан получили независимость, и бывшая столица индийского штата Пенджаб, Лахор, оказалась за границей - на территории Пакистана. Поэтому премьер-министр Джавахарлал Неру принял решение основать новый административный центр для «союзных территорий» Пенджаб и Харьяна. Для проектирования нового города он пригласил Ле Корбюзье. Название Чандигарх переводится как «крепость богини Чанди» (местного божества власти), но с момента своего основания в 1953 году его также называют «Прекрасный Город».

Жилые и промышленные здания были спроектированы Пьером Жаннере и учениками Ле Корбюзье, но все административные здания в центре города последний проектировал сам. На территории «сектора 1» расположены Ассамблея, Секретариат и Верховный суд. Между ними простирается площадь почти 400 м длиной. На ней Ле Корбюзье предполагал разместить серию символических сооружений, которые бы иллюстрировали его архитектурные идеи и социальную философию. Единственная из подобных скульптур, завершенная при жизни архитектора – это монумент «Раскрытая ладонь» (или «щедрая рука») – кисть руки из стали высотой 14 м, которая свободно вращается на бетонном пьедестале. Это официальный символ Чандигарха, и воплощает идею открытости – «свободы отдавать и принимать».

Это Солнечные Часы – искусственный холм с диаграммой, изображающей изменения баланса света и тени в течение суток, разработанной Ле Корбюзье, выгравированной на стороне, обращенной к площади. Насыпь была сделана еще при строительстве города, рельеф же установят только сейчас.

Творчество Г. Шаруна

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr.

Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами? Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.

В светском зодчестве с этой точки зрения особенно интересны работы арх. Г. Шаруна , осуществлённые в Германии после Второй мировой войны. Г. Шарун нашел экспрессионистический ход даже к решению такой нормативно детерминированной формы, как многоэтажный, и многоквартирный дом. Между 1933 и 1945 гг. Шарун строил по частным заказам жилые дома и виллы. Некоторые были совершенно замечательными и абсолютно современными.

В своём жилом комплексе "Ромео и Джульетта" в Штутгарте /1956-1960 rr. он создал нетривиальную объёмно-пространственную форму зданий. Здание "Джульетта" имеет подковообразный план и каскадно меняющуюся высоту /5, 8, 12 этажей/, а односекционное башенное 20- этажное здание "Ромео"- план сложной многоугольной формы. Усложнённость объёмной формы имела эстетические и функциональные цели - индивидуализация внешнего облика и развитие периметра наружных стен.

Благодаря последнему, достигнуто улучшение освещенности, ориентации и интерьера квартир. Сами квартиры при этом получили двухстороннюю ориентацию /даже однокомнатные/, а комнаты - неординарные формы в плане /трапециевидные, пяти- и шестиугольные/, с центральными и угловыми окнами, оригинально скомпонованными балконами и лоджиями

Такие приёмы компоновки многоэтажных многоквартирных домов Г. Шаруй в последствии развивал и совершенствовал в проектах последующих жилых комплексов - Ролленберг в Берлине /1969-1971 гг./ и "Салют" в Штутгарте/1965/.

Однако вершиной творчества Шаруна стал комплекс крупнейших общественных зданий в районе Тиргартен в центре Берлина - филармонии /1952-1963 гг./ н Государственной библиотеки /1967-1976 гг./ Ядром композиции здания филармонии является большой зал для симфонической музыки на 2200 мест. В компоновке зала Шарун проявил себя подлинным новатором. Вопреки традиции он разместил оркестровую эстраду в центре зала и расположил слушателей на каскадно поднимающихся вокруг оркестра секторах амфитеатра, вовлекая слушателей в активное сотворчество. Как характеризовал это решение сам автор; "Форма аудитории подсказана идеей ландшафта. Имеется в виду долина, в глубине которой размещен оркестр, окруженный поднимающимися "виноградниками". В этом ландшафте небом служит потолок. Его форма подсказана требованиями акустики...

Здание Государственной библиотеки входит в ансамбль с филармонией благодаря колористическому единству: применению тех же золотых и серебряных стен, при различных объёмных формах этих зданий.

Интерьеры библиотеки с открытым доступом к книгам, свободной связью между отделами, посвященными различным отраслям знаний, уютным размещением рабочих мест читателей в интимных небольших взаимосообщающихся пространствах не оставляют посетителя равнодушным. Здесь Шарун формирует у посетителя необходимую, но другую, чем в филармонии, эмоциональную реакцию. Читатель получает не только функционально дозированное, но и "эмоционально заряженное" пространство, располагающее к углублённой умственной деятельности.

Внешняя архитектура, которая обычно воспринимается чем-то главным, превращается во многих зданиях Шаруна (в первую очередь, в филармонии и библиотеке) в кожу, обтягивающую внутренню структуру. В оболочку, не имеющую самостоятельного значения. Никакой символики, никаких специальных красивостей. Как получилось, так получилось.

Вернемся к библиотеке. Поднявшись по широкой, пологой лестнице на второй этаж посетитель оказывается в читальном зале – в очень большом и сложном, освещенном сверху естественным светом пространстве, похожем на палубу корабля. Зал не поделен на отдельные закрытые объемы – деление есть, но чисто пространственное. Здесь множество мостиков, переходов, нависающих террас на разных уровнях, открытых и полуоткрытых, площадок, то заглубленных, то приподнятых. Где-то стоят группами обычные библиотечные столы, где то отдельные пюпитры. Множество укромных уголков с низенькими столиками и креслами, зелень, свет и тишина. Не искусственно соблюдаемая тишина, а естественная. Такая акустика. Стеллажи с книгами, находящимися в свободном доступе, расставлены на всех уровнях и под разными углами. Зал рассчитан на одновременное пребывание 800 человек, но нигде посетитель не чувствует себя как в толпе или наоборот – как в одиночку на площади. Ничего похожего на обстановку обычной библиотеки, как например в старом здании на Унтер ден Линден – длинные залы, шкафы вдоль стен, столы рядами...

Он крутил в руках маленькую ракушку, округлую, цельную... Да идеальную, что уж тут сказать. Удивительно, насколько органично создает природа свои творения. Всего какая-то маленькая ракушечка, а рождает в душе чувство защищенности, укрытия.
«Укрытие...Да, именно таким оно и должно быть.»

Популярному в 20 веке архитектору Ле Корбюзье было поручено спроектировать капеллу в местечке Роншан на Вогезской возвышенности. Здесь и ранее стояли церквушки, только вот век их был недолог: одну пожаром уничтожило, другую, построенную вместо нее, разрушили немцы во время бомбардировки в 1944 году. А вдруг и эта простоит недолго? Впрочем, архитектора останавливало отнюдь не это. Он вырос в протестантской семье, да и вообще считал себя человеком не религиозным - проектировать церковь было как-то не по его принципам. Однако, его убедили съездить в Роншан, и, вдохновившись удивительной холмистой местностью, архитектор все ж приступил к работе. Только поставил одно условие: никто не должен ограничивать его творческую мысль.

В 1955 году на Вогезской возвышенности над Бельфором выросла удивительная церковь, абсолютно непохожая на другие. Нотр-Дам-дю-О назвали ее - буквально «Дева Мария на высотах» . И вправду: взглянешь на округлые белые стены здания, и кажется, будто оно парит в Небесах. А все дело в простом бетоне, из которого выполнена церквушка - его структура придает постройке плавность, текучесть. Внутри интерьер церкви словно пропитан первозданной мощью. Создается впечатление, будто она высечена из цельного камня, эффект монументальности усиливают исповедальни, прорубленные в стене. Алтарь и капеллы выполнены в скромном минималистском стиле. Никакого золота и лишних украшений, никакой живописи на стенах. Самое главная красота заключается в освещении: массивная южная стена церкви, усыпанная множеством витражей и окошек, создает такую игру света, с которой не сравнится никакое искусственное освещение. Лучи солнца, проникающие через незаметное отверстие в стене и пронизывающие статую Богородицы, захватывают дух, заставляют замереть в божественном благоговении.

Но самая удивительная деталь, отличающая Нотр-Дам-дю-О ото всех церквей, - это крыша, выполненная в форме причудливой ракушки. Да-да, той самой ракушки, которая когда-то вдохновила Ле Корбюзье.

Католическая церковь до сих пор относится к творению Ле Корбюзье скептически, ведь Нотр-Дам-дю-О построена не по канонам, даже символики креста нет как таковой. Но в символах ли есть Бог? Возможно, истина скрывается в простоте: только ты, алтарь и Бог. Ощущение божественного присутствия в капелле настолько сильно, что, в конце концов, церквушка получила признание не только среди ценителей архитектуры, но и среди многих священнослужителей и людей верующих.

Ощущение убежища и защищенности... Возможно, именно так для себя видел Бога талантливый архитектор Ле Корбюзье. Без символики и прикрас.

В этой статье вы найдете практическую информацию об одном из знаковых творений знаменитого Ле Корбюзье – архитектора-новатора XX века, одного из столпов современной архитектуры, модернизма и функционализма.

Итак, что : Капелла Нотр-Дам-дю-О (капелла Роншан, «Дева Мария на высотах») построена между 1953 и 1955 годами, в период творческой зрелости и расцвета таланта Ле Корбюзье. Считается одним из лучших произведений французского архитектора швейцарского происхождения и одним из ярких примеров современной религиозной архитектуры XX века.

Где: Расположена на вершине холма во французском городке Роншан (Ronchamp), откуда открываются удивительные виды на зеленое море лесов региона Франш-Конте и горного массива Вогезы (Франция-Германия). Из крупных городов ближайший – Бельфор, ближайший аэропорт – Базель-Мюлюз.

Нотр-Дам-дю-О привлекает примерно 80 тысяч посетителей в год.

Кому будет особенно интересно: Всем любителям и знатокам архитектуры, путешественникам, не равнодушным к новым впечатлениям и нестандартным объектам. Учитывая, что Роншан находится в отдалении от крупных городов, рекомендую отправляться туда, только если вы путешествуете на автомобиле и ваш маршрут проходит через эту местность. В противном случае, приехав издалека на общественном транспорте, вас, не исключено, может постигнуть разочарование.

Как добраться до капеллы Роншан:

На поезде TGV– Париж-Бельфор (2 часа 15 минут); Лион – Бельфор (2 часа 25 минут), Страсбург – Бельфорт(1 час 15 минут), Цюрих-Бельфорт (1 час 45 минут) /

В основном все европейские туристы прибывают сюда на собственных автомобилях, причем ручеек визитеров не иссекает даже в будние дни. Многих привлекает возможность не только посетить знаменитый архитектурный объект, но и поучаствовать в проводящихся здесь католических службах, а также прогуляться вокруг по живописным тропам и устроить пикник с видами на окрестности. При входе возле касс можно купить литературу о творчестве архитектора Ле Корбюзье и о самой капелле (довольно дорого, как и входные билеты). Буклеты в основном на немецком и французском языках.

Стоимость входного билета на территорию с церковью – 8 евро, студентам – 6 евро, детям с 8 до 17 лет – 4 евро.

Капелла Роншан фото

Архитектор - Ле Корбюзье .

Памятник архитектуры
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане
Chapelle Notre-Dame-du-Haut

Нотр-Дам-дю-О (вдалеке на холме)
47°42′14″ с. ш. 6°37′16″ в. д. H G Я O L
Страна Франция Франция
Город Роншан
Конфессия Католицизм
Епархия Архидиоцез Безансона
Тип здания Капелла
Архитектурный стиль Неоэкспрессионизм
Автор проекта Ле Корбюзье
Архитектор Ролан Шпагин
Дата основания
Строительство - годы
Материал бетон
Сайт web.archive.org/web/2011…
Нотр-Дам-дю-О на Викискладе

История

Христианская часовня на этом месте существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Её здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а в следующеем здании, предшествующем постройке Корбюзье, были разрушены крыша и шатёр во время артиллерийского обстрела в 1944 году. К 1950 году эти части здания были восстановлены. Но, тем не менее, церковные власти решили снести старую капеллу, тем самым освободив участок для осуществления проекта Корбюзье. .

Архитектура

Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века. Инициатива его постройки принадлежала священнику Пьеру-Алену Кутюрье, который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал . Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.

Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде . Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в г. во время студенческой поездки на виллу Адриана .

Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями с витражами , через которые внутрь проникает свет. Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь .

Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Критика

Советский писатель и архитектор Виктор Некрасов так отзывался об этом строении :

Но, пожалуй, больше всех озадачил меня кумир моих юных лет - Ле Корбюзье. В маленьком французском местечке Роншан, недалеко от швейцарской границы, неугомонный семидесятилетний архитектор соорудил церковь. О ней много сейчас пишут и спорят на страницах архитектурных журналов. Скажу прямо, ничего подобного ни сам Ле Корбюзье, ни кто-либо из существовавших до сих пор архитекторов не создавал. Мы как-то привыкли к тому, что все созданное Ле Корбюзье, как правило, зиждется на определенных законах архитектурной и конструктивной логики. В этом его сила. Здания его могут нравиться или не нравиться - это другой вопрос, но мысль автора, цель, к которой он стремится, всегда была ясна и понятна. В церкви же Роншан понять что-либо без специальных комментариев просто невозможно. К сожалению, я не видел этой церкви в натуре; но, разглядывая фотографии ни на что не похожего строения, состоящего из столбов, башен, балконов, навесов и изогнутых, извивающихся стен, испещренных какими-то прямоугольными отверстиями, становишься просто в тупик. И невольно, глядя на это здание самого передового из западных архитекторов, на эту церковь (и почему это церковь? Ах да, там крест наверху...), задаешь себе вопрос: а не зашла ли и архитектура в тупик?

Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut; букв. «Дева Мария на высотах») - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан (Ronchamp) на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье.

Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века. Инициатива его постройки принадлежала священнику Пьеру-Алену Кутюрье, который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал. Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.

Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде. Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в 1911 г. во время студенческой поездки на виллу Адриана.

Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями с витражами, через которые внутрь проникает свет. Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь.

Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

  • - Базилика в Ямусукро занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире. Она была возведена с 1985 по 1989 гг. по образцу собора св. Петра в Риме. Освящение храма 10 сентября 1990 года совершил...

    Католическая энциклопедия

  • - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье...

    Католическая энциклопедия

  • - садовый декоратор, приобретший большую известность разбивкой садов и парков. Устроил сады виллы Людовики в Риме, Версале, Шантильи, С. Клу, Медоне, Со, Фонтенбло и др. местах. С 1665 г. состоял членом Академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - А НОТР ЭНТАНСЬОН См. А л"энтансьон...
  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДАН НОТР МОНД * dans notre monde. В нашем кругу. Ей <матери> кто-то посоветовал назвать меня Дима, как почему-то называют иногда Дмитриев dans notre monde. Е. В. Т. Лида. // ВЕ 1898 2 632...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - НОТР СЭНТ РЮСИ * notre sainte Russie. "Наша святая Русь"...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - у французов название Божией Матери, а также церквей в честь Её; замеч. собор Notre Dame de Paris в Париже...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Нотр-Дам-дю-О" в книгах

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам Вот арок стрельчатых легчайший взлёт. И лепится под черепицей город. История медлительно течёт У каменного корабля - Собора. …Бьёт мерно молоток, крошит резцом, И трудится с искусством и любовью Простой, упорный в малом и

Смутные времена в Нотр-Дам

Из книги Другая Шанель автора Синьорини Альфонсо

Смутные времена в Нотр-Дам Сегодня вторник. Как всегда по вторникам, нужно стирать пыль и отмывать большое распятие семнадцатого столетия в левом крыле монастырской часовни. На этот раз – очередь Жюли. Габриель уже делала это в пятницу, а сестра Мари к дежурствам

Нотр-Дам проекта

Из книги автора

Нотр-Дам проекта Работаем мы в школе авиационных техников. Так мы окрестили ее для себя, хотя в переводе название ее звучит несколько старомодно: «Международный центр воздухоплавания и космонавтики». И ещё нужно было добавить «учебный и для иностранцев». У входа

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970)

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970) Новое прибежище В течение короткого периода Пикассо имел два жилья, разделенных пятьюдесятью милями, вернее, два места, где он мог работать. В каждом из них царила своя атмосфера: одно отличалось комфортом, отступавшим, правда, под натиском

В районе Нотр-Дам

автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро – предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам – метро Cit?, мост Аршевеше – Pont Archevech?, метро Maubert

Нотр-Дам де Пари

автора Гюго Виктор

Нотр-Дам де Пари Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: «АМАГКН» Эти греческие буквы, потемневшие от времени и

Нотр-Дам де Пари: Это убьет то

Из книги Алхимия / Нотр-Дам де Пари автора Гюго Виктор

О чем думают химеры Нотр-Дам?

Из книги Путешествие через эпохи [Мемуары графа Калиостро и записи его бесед с Аристотелем, Данте, Пушкиным, Эйнштейном и многими другими современниками] автора Кузнецов Борис Григорьевич

О чем думают химеры Нотр-Дам? Перед путешествием во времени мне захотелось пройтись по Ситэ, чтобы захватить в ХIХ век самые свежие впечатления моего (несмотря на все посещения иных веков - самого близкого) ХХ века. Я вернулся к статуе Карла Великого, прошел через сквер

Загадка Нотр-Дама

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Загадка Нотр-Дама Множество легенд связано с парижскими соборами, и прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам – это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион Авторы книги «Святая Кровь, Священный Грааль» упоминают о «многочисленных сохранившихся хартиях, хрониках и свидетельствах того времени», наводящих на мысль о том, что аббатство было построено на византийских руинах. В них сообщается,

В районе Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро - предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам - метро Cit?, мост Аршевеше - Pont Archevech?, метро Maubert

Собор Нотр-Дам

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Собор Нотр-Дам Собор Нотр-Дам – это шедевр готической архитектуры, образец гармонии. Он занимал главное место в архитектурном ансамбле средневекового Парижа, возвышаясь в самом центре города в восточной части острова Ситэ. Кафедральный собор Нотр-Дам был сооружен на

52. Нотр-Дам де Пари

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

52. Нотр-Дам де Пари Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы