Основные манифесты и периодизация русского символизма. «Младшие» символисты

12.12.2023 Сон

1. Необходимые факты

1). «Старшие»

Зарождение русского символизма произошло в начале 90-х гг. XIX века, почти одновременно в Москве и Петербурге. В качестве источников русского символизма М.Л.Гаспаров называет два направления французской поэзии (ведущей в XIX веке): «Парнас» и символизм. Зачинатели русского символизма (Гаспаров утверждает, что это Брюсов и Анненский, но вопрос спорен!) осваивали наследие парнасцев и символистов одновременно.

Итак, в 1892 г. Д.С.Мережковский читает в Петербурге две лекции, вышедшие в 1893 г. в виде статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» , и издает поэтический сборник «Символы» . В своей лекции Мережковский набрасывается яростно на «умирающий мертвенный позитивизм, который камнем лежит на нашем сердце». Позитивизм набрасывал покров на «глубину священного незнания», но проблема в том, что крайний материализм в конце XIX века сочетается с идеальными порывами духа, необходимостью религиозного чувства. Эта борьба двух противоположных тенденций и обусловила «упадок», преодоление которого, по мнению Мережковского, возможно, так как есть настоящее, живое, идущее на смену мертвому. Это живое - конечно, символизм. Мережковский видит символизм в обращенности искусства к идеалу, «который исходит из сердца поэта», опираясь при этом на слова Гете: «Чем несоизмеримее и для ума недостижимее данное поэтическое произведение, тем оно прекраснее». Определяя, что такое символ, Мережковский приводит в качестве примера барельеф Парфенона, изображающий стройных юношей, которые ведут молодых коней и «радостно мускулистыми руками» укрощают их. Это якобы символ свободного эллинского духа «человек укрощает зверя». Или еще Антигона - символ «религиозно-девственной красоты женских характеров». Мы-то бы, конечно, сказали, что это скорее аллегории, но Мережковский полагал, что именно символы. С его точки зрения, символ должен естественно и невольно выливаться из глубины действительности, задача их - выразить безграничную сторону мысли, расширить художественную впечатлительность, передать неуловимые оттенки.

Что касается сборника «Символы», символистским он был разве что по названию, но не по содержанию.

В том же 1892 г. в «Вестнике Европы» была напечатана статья Зинаиды Венгеровой «Поэты-символисты во Франции». Статью эту прочел московский гимназист В.Брюсов, понял что нашел своё-родное, и уже в 1894 вместе с приятелем А.Лангом (псевдоним - Миропольский) подготовил к печати сборничек переводов и оригинальных стихотворений «Русские символисты» (всего вышло 3 сборника). Большая часть стихотворений в сборниках были написаны Брюсовым (под разными псевдонимами). В предисловиях к сборникам Брюсов пытался дать определение символизма, но дальше «поэзии намеков и оттенков» он не пошел. Сборники получили скандальную известность, стихи поразили сумбурностью, эротизмом, бессмысленностью (особенно рьяно поносили знаменитый моностих Брюсова «О закрой свои бледные ноги…»).

Событием в истории русского символизма было назначение А.Волынского литературным редактором петербургского журнала «Северный вестник» в 1891 г. (просуществовал до 1898 г.). Волынский (в отличие от всех остальных редакторов всех остальных журналов) охотно печатал произведения символистов: Д.С.Мережковского, З. Н.Гиппиус, Ф.Сологуба, Н.Минского, К.Бальмонта (кстати, в 1894 г., когда вышли «Русские символисты», вышел еще и первый сборник стихов Бальмонта «Под северным небом»). Все вышеназванные товарищи относятся по традиционной (но не общепринятой) классификации, к «старшему» поколению символистов .

Еще факты из истории символизма: в 1895 г. вышел первый сборник рассказов и стихов З.Гиппиус «Новые люди» и «Стихи. Книга I -я» Сологуба.

В 1899 г. появился еще один журнал, пускающий на свои страницы символистов - это «Мир искусства» (петербургский литературно-художественный журнал, просуществовал до 1894 г.).

2). «Младшие»

1900-е гг. справедливо считаются расцветом русского символизма. В это время выходит на литературную арену «младшее» поколение символистов, к которому относят обычно: А.Блока, А.Белого, Вяч. Иванова, Эллиса (Л.Л.Кобылинского), С.Соловьева (внука историка). «Младшие» не сменили «старших», а пополнили ряды символистов, «старшие» продолжали активно творить и сохраняли для «младших» высокий авторитет. Так в 1903 г. вышел сборник Брюсова « Urbi et Orbi », встреченный молодыми поэтами с необыкновенным восторгом.

В эти годы и в Москве, и в Петербурге появляются символистские журналы. Это были:

- «Весы» (1904-1909) - Москва, издатель - С.Поляков, ред. - Брюсов.

- «Новый путь» (1903-1904) - Петербург, журнал издавался для публикации протоколов религиозно-философских собраний в Петербурге, важной особенностью журнала было то, что он разработал новые принципы публикации поэзии - произведения поэта выходили сразу циклом.

- «Перевал» (1906-1907) - Москва, ред. С.Соколов (псевд. - Кречетов).

- «Золотое руно» (1906-1909) - Москва, издатель - Рябушинский (купец, поэт-дилетант, критик-дилетант).

Возникают также символистские издательства:

- «Скорпион» (1900-1916) - учреждено в Москве С.Поляковым, Ю.Балрушайтисом, В.Брюсовым.

- «Гриф» (1903-1913) - тоже в Москве создано С.Соколовым (Кречетовым), выпускало одноименный альманах.

- «Оры» (1907-1910) - учреждено Вяч. Ивановым, выпускало альманах «Цветник Ор».

Блок и Белый выпустили по первому сборнику почти одновременно. В 1904 г. выходят «Стихи о Прекрасной Даме» Блока и «Золото в лазури» Белого (настоящий дебют Белого состоялся раньше - «Симфония 2-я, драматическая» (1902 г.).. В 1902 г. - первый сборник стихов Вяч. Иванова «Кормчие звезды» .

2. Поэтика (сравнительный анализ)

«Старших» и «младших» символистов обычно разделяют как эстетов и мистиков. Здесь важно сравнить, в первую очередь их отношение к символу. Если для «старших» символ - одно из средств словесного искусства, то для мистически настроенных «младших» это знак потустороннего («символ всегда многозначен и темен в последней глубине» Вяч. Иванов). М.Л.Гаспаров выделяет два возможных понимания символа: «светское»: символ как риторический прием, применимый к любому материалу, и «духовное»: связанный с религиозной тематикой земной знак несказуемых небесных истин. «Светское» понимание - у «старших», «духовное» - у «младших».

Соответственно, если для старших символизм - литературная школа, то для младших - мировоззрение и вера.

Но глухой преграды между двумя потоками символистского творчества не было. Участников обоих сближало, прежде всего, общее «нет» материализму, позитивизму и их эстетическим кореллятам - натурализму, измельчавшему реалистическому бытописанию, трафаретам гражданской поэзии. Всем символистам был близок романтический культ искусства как свидетельства высших духовных потенций человечества. Интуитивное постижение мира казалось всем символистам неизмеримо высшим, чем научное познание. Символистами особенно почиталась музыка как наименее рассудочный и наиболее «магический» вид творчества. Культ красоты и ее служителей у символистов, уверенных в том, что «именно искусство есть творчество жизни», позволяет также говорить о «панэстетизме» символистов (З.Г.Минц).

Символисты обеих «вер» выступили за обновление искусства слова. Стремясь к адекватной передаче сложных чувствований «современной души», зачинатели русского символизма впитали новации европейской лирики: субъективность знака и ассоциации, аллюзивное и «энигматическое» (загадочное) письмо, экзотизм метафоры и перифразы, №магию» повтора и «напева» как средств «музыкального» внушения.

У «старших» в 90-е гг. преобладали в лирике переживания декадентского «сплина», тоска «томления» в земной юдоли, исчерпанности и одиночества человека., сетования на бессмыслицу бытия, страх перед житейский «трясиной». В качестве примера - см. стихотворения Гиппиус «Песня», «Посвящение», Сологуба - «В поле не видно ни зги…», «Недотыкомка серая», «Я живу в темной пещере…» и т.д. (практически все стихотворения Сологуба).

В начале нового века настроения общественного подъема повлияли на тональность символистской поэзии. Так, знаменательна метаморфоза Бальмонта, который из певца элегической печали «под северным небом» превратился в бунтаря, поющего гимныжесткой силе и примеряющего маску «художника-дьявола» (в 1900 г. выходит его сборник «Горящие здания»).

Тематика произведений «младших» символистов отличалась тем, что, во-первых, на становление «младших», в отличие от «старших» в большой степени повлияла традиция русской романтической поэзии, и особенно - философская лирика Фета и Вл. Соловьева. Пронизавшая поэзию Соловьева мифологема Софии, этого воплощения «всеединства», его культ Вечно-Женственного как идеального начала бытия определили и тип спиритуальной младосимволистской лирики, и смысл такого ее высшего создания как «Стихи о Прекрасной Даме» Блока. Эстетика Соловьева, видевшего художника мистическим посредником между горним и дольним в «теургической» (богодейственной) миссии «пересоздания» отдельной личности и тем самым, обновления бытия, соловьевское понимание искусства как силы, просветляющей и преображающей весь человеческий мир, определила контуры этико-эстетической утопии младосимволистов.

3. Конец символизма

После первой русской революции (1905), с энтузиазмом воспринятой практически всеми символистами, постепенно меняется художественное миропонимание символистов. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцветет «я», связанное с жизнью народа. Революция обнаруживает «комнатный», кружковый характер направления, его утопичность и политическую наивность.

Во второй половине 1900-х символизм обнаруживает признаки кризиса. Он входит в моду, а это ведет к популяризации и упрощению, появлению бездарных эпигонов. В результате вместо обновления литературных форм - поиск заведомых раритетов, вместо жизнетворчества - доморощенно ницшеанство и дешевый демонизм, вместо глубинного мистицизма - поверхностные имитации. К 1909 г. закрываются все символистские журналы (был еще «Аполлон» (1909-1917), но тот был скорее связан с «Цехом поэтов» и акмеизмом - см. Вопрос № 32). В конце 1909 - 1 пол 1910 г. в среде символистов активно обсуждаются проблемы, связанные с историей и теорией символизма. Вяч. ивнов пишет статью «Заветы символизма», Блок - «О современном состоянии русского символизма», Брюсов - «О “речи рабской” в защиту поэзии», Белый - «Венок или венец».

1910-й год воспринимается символистами как граница (смерть Толстого, Врубеля, Комиссаржевской), как переходный этап. Исследователи утверждают, что хотя символизм и символисты продолжали существовать и с успехом творить и после 1910 г., этот год показал, что есть другие пути (акмеизм, футуризм, «новокрестьянская» поэзия). По-видимому, можно говорить о том, что в этом году символизм как литературное течение перестал существовать, но остался как художественный метод. Третий том лирики Блока, его драма «Роза и Крест», романы Белого «Петербург» и «Серебряный голубь», стихотворный двухтомник Вяч.Иванова « Cor ardens » и др. - все это было создано уже после 1910 г.

Бонус

Надо сказать, что деление символистов на «старших» и «младших», хотя о нем и говорится во всех работах о символизме, на самом деле не единственное и многие исследователи придерживаются не двойственной, а тройственной концепции эволюции символизма.

Так З.Г.Минц выделяет три подсистемы символистского «панэстетизма»: 1) «эстетический бунт» («декадентство»), 2) «эстетическую утопию» и 3) «самоценный эстетизм», сформировавшиеся одновременно и сосуществовавшие на протяжении всей истории движения, причем первая подсистема доминирует в 1890-е гг., вторая - в 1901-1907 гг., третья - в 1908-1910 гг.

Ханзен-Лёве различает три типа моделей: 1) «диаволический», 2) «мифопоэтический» и 3) «гротескно-карнавальный» символизм. Каждая из этих моделей разделена на две связанные хронологически и эволюционно «программы»; в рамках первой модели это «эстетизм» (негативная диаволика» 1890-х гг. и «панэстетизм» («позитивная диаволика», «магический символизм») конца XIX - начала XX .; в рамках второй - это «позитивный мифопоэтизм» начала 1900-з и «негативный мифопоэтизм» 1903-1908 гг.; третья модель, с разделением на «позитивную де- и ремифологизацию» и на «разрушение и аутомифологизацию разнородных символизмов», начинается с 1907/08 гг. и продолжается вплоть до 20-х гг.

Подборку стихов, упоминавшихся в ответе, и вообще ключевых - прилагаю:

-Гиппиус Собрание стихов Кн. 1-2.

ПЕСНЯ

Окно мое высо ко над землею,

Высо ко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.



Старшие символисты

Русский символизм заявляет о себе во второй половине 1890-х годов. Отправными точками его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году.

В Москве «Русские символисты» издаются за свой счет и встречают «холодный прием» критики. Петербургу больше повезло с модернистскими изданиями - уже в конце века там действуют «Северный вестник»(*3), «Мир искусства»(*4)… Однако Добролюбов и его друг и сокурсник по гимназии, В. В. Гиппиус, первые циклы стихов также издают на собственные средства; приезжают в Москву и знакомятся с Брюсовым. Брюсов не был высокого мнения об искусстве стихосложения Добролюбова, но сама личность Александра произвела на него сильное впечатление, оставившее след в его дальнейшей судьбе. Уже в первые годы двадцатого века, будучи редактором появившегося в Москве наиболее значительного символистского издательства «Скорпион», Брюсов опубликует стихи Добролюбова. По собственному, более позднему, признанию, на раннем этапе своего творчества, наибольшее влияние из всех современников Брюсов воспринял от Александра Добролюбова и Ивана Коневского (молодой поэт, чье творчество получило высокую оценку Брюсова; погиб на двадцать четвёртом году жизни).

Самостоятельно от всех модернистских группировок создавал свой особый поэтический мир и новаторскую прозу Фёдор Сологуб.

Но, возможно, самыми читаемыми, самыми звучными и музыкальными стихами на раннем этапе русского символизма стали произведения Константина Бальмонта. Уже в конце девятнадцатого века К. Бальмонт наиболее отчетливо заявляет о свойственном символистам «поиске соответствий» между звуком, смыслом и цветом.

Младшие символисты

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис.

В Москве 1900-х годов авторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания - «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт, Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы - Фёдор Сологуб, А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма. Существует мнение, что история «Скорпиона» - это история русского символизма, но, вероятно, это всё же преувеличение.

Русский символизм и декаданство(*5)

Для многих в России начала двадцатого века эти два понятия бы ли едва ли не синонимами.

В крупнейших энциклопедиях того времени, пытаясь получить разъяснения о понятии «декаданс», мы можем встретить отсылку к статье «Символизм»

Примеры поэтического декаданса в России можно встретить в ранних произведениях В. Брюсова, например, «Творчество» - стихотворение, которое, по мнению Вл. Соловьёва, является декалансом.

В России, как и во Франции, символизм, а в особенности - декаданс, порождают мифы и питаются легендами. В Западной Европе декадентство формируется в основном среди потомков представителей старой феодальной аристократии. В России единственной легендарной фигурой декадентства стал Александр Добролюбов, племянник знаменитого деятеля народнической литературы, из семьи с сильными народническими, и даже филантропично-подвижническими традициями.

Несколько месяцев своей жизни, будучи студентом, он жил в комнате с черными стенами, курил опиум и писал соответствующие стихи под влиянием западных веяний того времени. Но Добролюбов скоро ощутил беспочвенность таких экспериментов и совершил крутой поворот в своем мировоззрении и в своей жизни; в последующие несколько десятилетий своей жизни он осуждает декаданс и никогда более к нему не возвращается.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

*1. ПАНТЕИ́ЗМ Религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой.

*2. Эстетизация это взгляд на социальную и прежде всего политическую жизнь сквозь призму искусства, представляющего собой – в трактовке Беньямина – укорененные в традиции и ритуале практики восприятия мира и социального взаимодействия.

*3. *4.

*5 ДЕКАДЕ́НТСТВО Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX - нач. XX века, отличающееся упадочничеством, крайним индивидуализмом.

Валерий Брюсов

Мы встретились с нею случайно,
И робко мечтал я об ней,
Но долго заветная тайна
Таилась в печали моей.

Но раз в золотое мгновенье
Я высказал тайну свою;
Я видел румянец смущенья,
Услышал в ответ я "люблю".

И вспыхнули трепетно взоры,
И губы слилися в одно.
Вот старая сказка, которой
Быть юной всегда суждено.

Александр Блок

***
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Вл.Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Принято различать “старших” и “младших” символистов. “Старшие” (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, 3.Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. “Младшие” символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и лёгкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряжёнными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н.Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к “идеальному”, возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н.Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А.Блок с присущим ему обострённым чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А.Ахматовой (1889-1966), лиризм раннего О.Мандельштама (1981-1938). По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение -- футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы - новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную» (В.Хлебников).

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности» (манифест «Пощечина общественному вкусу», 1912).

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определённому течению - М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери.

Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.

Речь А. Блока "О назначении поэта" (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.

Характеристика литературы XIX - начала XX вв.

Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали

В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

Старшие и младшие символисты

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство".

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Акмеизм в русской поэзии

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Особенности русского футуризма

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Вместо заключения

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Серебряный век – целостный и особый культурно-исторический феномен. Данная эпоха характеризовалась:

  • Резкой поляризацией в духовной сфере (С одной стороны – в предреволюционные годы – взлет атеистических умонастроений и активная пропаганда материалистической картины миросоздания. С другой стороны, это годы взлета разнообразных духовных исканий: теософия, антропософия, гностицизм, толстовство и т.п. «формы богоискательства», еретические с точки зрения православно-христианской церкви);
  • Наличием эффектных теорий во многих областях человеческого знания (математика, физика, философия, биология, генетика, механика, психология, литература) как в России, так и в странах запада (Менделеев, Федоров Н.Ф., Циалковский, Фрейд З., Юнг К., Пуанкарэ А., Мах Э., Ницше);
  • Соединением разнохарактерных сторон и элементов в качественно новое единое целое в искусстве (идея художественного синтеза);

Русский символизм

Символизм вообще – это направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространилось в большинстве стран Европы.

Для русских символистов чрезвычайно важны понятия Слова и Синтеза . ««Слово-символ» делается магическим внушением, приобщающего слушателя к мистериям поэзии. Символизм в новой поэзии кажется первым и смутным воспоминанием о священном языке жрецов и волхвов, усвоивших некогда словам всенародного языка особенное, таинственное значение, им одним открытое, в силу ведомых им одним соответствий между миром сокровенного и пределами общедоступного опыта» (Иванов Вяч. Борозды и межи. Цитата по учебнику МИГ). «Священный язык», «особенное, таинственное значение слова» - вовсе не риторические фигуры и не метафоры. Во все это верили и на такого рода представлениях попытались основывать творчество, поставившую своей целью небывалую для художников задачу: преображение физического мира и преображения (духовного и физического) самого человека.

Итак, в символизме:

  1. Художник – посредник, демиург;
  2. Слово – символ, знак иного мира;
  3. Художник открыт тому, что диктуется ему свыше;
  4. Художественный синтез искусств – характерная черта творчества;
  5. Иерархия искусств в творчестве символистов выстраивается следующим образом (от высшего к меньшему): музыка – литература (искусство слова, поэзия) – живопись – скульптура – архитектура.

Символисты и поэты круга символистов:

Идейно близки символистам, но не являются символистами (и даже иногда не являются писателями): П.А. Флоренский (1882-1937) (о нем и его идеях уч. Стр. 55), В. С.Соловьев (1853-1900) – стр.52, А.А. Потебня стр. – 55, А.Н. Скрябин (1871-1915).

Старшие символисты «декаденты»:

Дм.С. Мережковский (1865-1941) – стр.70, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и др.

Младшие символисты «соловьевцы»:

А.Белый, А.Блок, В.Брюсов, В.Иванов, Г.Чулков и др.

Не стоит, однако, воспринимать «старших» и «младших» символистов как представителей разных полюсов. Символизм претерпевал генезис, развивался. Мережковский развернулся в литературе, когда Блок был еще ребенком. «Старший» и «младший» символизм зародились в разное время, а потому не отвечают всему комплексу признаков, связываемых с понятием о двух полюсах, полюса возникают и существуют в неразрывной связи друг с другом, то есть синхронно, а не сменяют друг друга.

Проблема усложняется и наличием противоречивых тенденций в самом «соловьевстве». Разграничение «мистического» («идеалистического») и «реалистического» символизма – линия, по которой сами «соловьевцы» пробовали «делиться» на два течения. Например А.Белый и Г.Чулков – из разных лагерей. А.Белый так характеризует это различие: «Жизненное кружево, сотканное из отдельных мгновений, исчезает, когда мы найдем выход к тому, что прежде сквозило за жизнью. Таков мистический символизм, обратный реалистическому символизму, передающему потустороннее в терминах окружающей всех действительности». (такой реалистический символизм А.Белый начинал с Чехова, а его представителем в современности считал самого себя).

Анализ стихотворения Мережковского:

В стихотворении Д. Мережковского «Двойная бездна» (1901) говорится о зеркальности, а следовательно равнозначности жизни и смерти. Та и другая «родные бездны», они «подобны и равны», при этом не понятно, да и не имеет значения, где смотрящийся, а где отражение. Жизнь и смерть - это два зеркала, между которыми помещен человек, путающийся в многократно повторенных ликах зазеркалья:

Не плачь о неземной отчизне,

И помни,- более того,

Что есть в твоей мгновенной жизни,

Не будет в смерти ничего.

И жизнь, как смерть необычайна…

Есть в мире здешнем - мир иной.

Есть ужас тот же, та же тайна -

И в свете дня, как в тьме ночной.

И смерть и жизнь - родные бездны;

Они подобны и равны,

Друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены.

Одна другую углубляет,

Как зеркало, а человек

Их съединяет, разделяет

Своею волею навек.

И зло, и благо,- тайна гроба.

И тайна жизни - два пути -

Ведут к единой цели оба.

И все равно, куда идти.

Будь мудр,- иного нет исхода.

Кто цепь последнюю расторг,

Тот знает, что в цепях свобода

И что в мучении - восторг.

Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближний.

О, будь же собственным Творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом.

В смерти и переживании «смертности» есть нечто такое, что не только отражает жизнь, но и дополняет ее. Ее неизбежность приносит чувство основательности и стабильности, неизвестное по обыденной жизни, где все преходяще и неустойчиво. Она идентифицирует, выделяет из толпы, вылущивает из шершавой коры коммунальных сущностей нечто индивидуальное, особенное, «свое». Только на пороге Вечности можно сказать «я», а не «мы», понять, что такое «я», почувствовать все величие своей противопоставленности миру.

Анализ стихотворения Блока:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал ,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет ,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Это стихотворение было написано в августе 1905 года.

Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры. Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший «луч» «на белом плече», который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь.

В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага. Но философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становиться реальной, и оказывается, что мы «из мрака» только грезим о песнях «светлой жизни».

Композиционно стихотворение выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, - это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».

Может быть, поэтому «у царских врат, / Причастный тайнам, - плакал ребенок…» Сразу несколько акцентов призваны вызвать у читателя сомнения в лучшем исходе для тех, кто оказался отлученным от родины. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, «что никто не придет назад». Мрак жизни оказывается подвластным светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной героини оказывается противопоставлена плачу. И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира.

При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. Поэтом постигается загадка нашей жизни, в которой все противоречиво. Красота бытия состоит в ярком чувствовании моментов прекрасного, мудрость – в умении увидеть этот тонкий луч радости. Парадокс и заключается в том, что именно на фоне мрака сияние света становится заметнее. Хочется верить, что ребенок плачет о мраке дня сегодняшнего, а девушка поет о будущем, ее голос, «летящий в купол», направлен ввысь, обращен к царским вратам с мольбой за человечество.