Название и описание икон с изображением христа. Иконы иисуса христа и их значение

03.03.2024 Тайны мира

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии . На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.


Спас на престоле

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Христос Ветхий Деньми

(Ветхий Денми, Ветхий Днями) — изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий Деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила (Дан 7: 9, 13) Бог описывается в виде старца. Понимание библейского Ветхого Деньми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого Деньми.

Первые изображения Христа Ветхого Деньми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Добрый Пастырь

— одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис LX, 11) и повторенное Христом в Новом Завете:

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

(Ин X)
Данное именование послужило источником для особого типа изображения Христа в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7). Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются III веком. В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие. Наиболее известно мозаическое изображение Доброго Пастыря в мавзолее Галлы Плацидии (Равенна, Италия), датируемое 440-ми гг. Также часто встречаются скульптурные композиции на тему Доброго Пастыря. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречаются крайне редко.

Спас Иерей (Христос Священник)

— символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека…» (Пс. 109, 4). В киевском соборе Святой Софии в апсиде над Горнем местом находится мозаическое изображение Христа Священника в круглом медальоне. Христос изображается почти безбородым молодым человеком, на Его голове выстрижено гуменцо. Фреска «Христос Иерей» входила в цикл росписей Церкви Спаса на Нередице (в нише под нижним окном алтарной апсиды). Изображения Христа Священника не прослеживаются позднее XIII в., далее их сменяет иконографический тип Спаса Великого Архиерея. Размещение образов в алтарной апсиде указывает на направленность изображений священнослужителям. Очевидно, одна из функций образа — служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа.

Спас Недреманное Око

— особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Спас Недреманное Око. Икона. Середина XVI в.Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV в. одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Спас Лоза Истинная

— редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.» (Ин. 15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). В ранних вариантах (XV в.) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII вв.) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».

Царь царем (Царь царей)

Эпитет Спасителя, заимствованый из Апокалипсиса:

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".
14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
16 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".
(Откр.19:11-17)
Икона Царь царем иллюстрирует текст Откровения. Спаситель изображается в красной далматике, корона на голове образована множеством диадем. В руке у Него скипетр - знак царской власти, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. "На бедре" (на нижней части одежды) надпись "Царь царей и Господь господствующих".

Архииерей Великий

— одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа — важнейшая икона в каждом доме. Это изображение Самого Бога, воплотившегося и принявшего Крестную смерть ради людей.
Есть ряд иконографий Иисуса Христа, известно множество чудотворений от Его древних и новых икон. Каково значение главных иконографических типов Христа Спасителя, как молиться Господу молитвой Иисусовой и Господней и чем они отличаются, Вы узнаете из этой статьи.

ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИКОН

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.
Можно разделить образы Господа Иисуса Христа на несколько типов:

    • Образ Христа Вседержителя.
      Этот образ — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.
      Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.
    • Образ Спаса Нерукотворного.
      Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.
      В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.
      Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи. По преданию Господь, видя, что художник, посланный больным царем из Эдессы зарисовать Его, не может этого сделать, Сам умылся и отерся полотенцем до подбородка — на полотенце («убрусе», «плате» по-церковнославянски) отпечаталось Его изображение. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.
    • Икона «Моление о Чаше».
      Образ «Моление о Чаше», также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.
      В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что другие действующие лица незаметны. Христос стоит на коленях в центре образа, а на иконе Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
      Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду.
    • Икона Христа в терновом венце.
      Это образ, изображающий Христа в Страстную Пятницу, во время страданий и истязаний, которым по навету фарисеев подверг Его Понтий Пилат. В дни Страстной Седмицы этот образ в бедных храмах иногда всю неделю лежит на середине храма, символизируя все страдания Господа.
    • Икона «Тайная Вечеря».
      Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
    • Икона «Благословение детей»
      Этому образу часто молятся матери и беременные женщины о рождении и правильном воспитании детей. На нем Христос сидит или стоит в окружении детей или матерей с детьми на руках, правой рукой касаясь головки одного из них в благословляющем жесте.
    • Икона Христа-Младенца или Отрока (ребенка).

      Этот образ еще называют «Спас Эммануил». Господь изображен на нем без бороды, но в тех же красно-синих одеждах, 12-летним ребенком. Часто Ему молятся перед этим образом об образовании детей или ставят в детской, чтобы дети сами молились ему об успешной учебе и помощи во всем.

ДНИ ПОЧИТАНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» любой небольшой образ Христа зачастую выносят на середину храма:

14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»
и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.

Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил:
— Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать.
— Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались.
— Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства.
— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение.
— Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва.

Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:

    • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
    • Молитесь в опасности,
    • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
    • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
    • Молясь об исцелении в болезни,
    • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
    • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
    • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.

Да хранит Вас Господь и Спаситель наш Иисус Христос!

От Masterweb

23.04.2018 04:00

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя - Бога - в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора


Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»


На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века - это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус


На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус - традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии - «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой - Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.


Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Самые распространенные образы

Первый образ Христа - это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это - известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» - Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» - Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» - Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» - Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» - Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное - это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца - тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм - это Церковь, ручьи - символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа - источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы - символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца - виноградарем, а учеников-апостолов - ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» - символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе . Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

О других почитаемых православных иконах:

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона - это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями - пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона - это не оберег, что свойственно языческому культу . Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа

Благодать и любовь Господа к человеку безграничны. Однажды Иисус Христос доказал это, пережив мучительные боли и приняв смерть на кресте от рук язычников ради спасения человечества. После Воскресения и вознесения на небеса любовь Бога к людям не исчезла, а, напротив, только укрепилась.

Господь по сей день приходит на помощь к тем, кто искренне просит. Главным проводником между человечеством и Богом являются святые иконы.

Любовь Бога к людям не исчезла

Именно через них каждый имеет возможность обратиться к Спасителю с просьбой о помощи и с благодарственными молитвами. Далее рассмотрим самые известные иконы Иисуса Христа с фото, описанием и их значением.

Образов, на которых изображён Спаситель, множество. Каждый из них имеет большое значение для Православной Церкви. Вот все иконы с изображением Иисуса Христа и их названия:

  • «Чернобыльский Спас»;
  • «Царь Царей»;
  • «Явление Александру Свирскому Святой Троицы»;
  • «Спас Анчийский»;
  • «Апостольская Проповедь»;
  • «Бичевание Иисуса Христа»;
  • «Шествие На Голгофу»;
  • «Предательство Иуды»;
  • «Воздвижение Господнего Креста»;
  • «Возложение на Христа Тернового Венца»;
  • «Вознесение Господне»;

«Вознесение Господне»

  • «Моление о Чаше»;
  • «Обрезание Господне»;
  • «Омовение ног»;
  • «Плоды страдания Христова»;
  • «Христово Воскресение»;
  • «Всевидящее око»;
  • «Церковь Христова»;
  • «Христос Судия»;
  • «Христос На Суде У Пилата», «Христос На Суде У Каифы»;
  • «Христос С Хлебом И Вином»;
  • «Христос Истинная Лоза»;

Христос Истинная Лоза

  • «Христос Во Гробе»;
  • «Христос В Терновом Венце»;
  • «Воскрешение Лазаря», «Исцеление глухонемого», «Исцеление расслабленного» «Исцеление Слепого»;
  • «Крещение Господне»;
  • «Кийский Крест с Предстоящими;
  • «Вход Иисусов в Иерусалим»;
  • «Господь Саваоф»;
  • «Добрый Пастырь»;
  • «Деисис»;
  • «Иисус Благословляет Детей»;
  • «Иисус Христос В Темнице»;

Иисус Христос В Темнице

  • «Уверование Фомы»;
  • «Хвалите Господа с Небес»;
  • «Отечество»;
  • «Единородный Сын»;
  • «Иисус Христос Стучится В Дверь»;
  • «Поклонение Волхвов»;
  • «Поклонение Кресту»;
  • «Творец Живота»;
  • «Гостеприимство Авраама»;
  • «Страшный Суд»;
  • «Тайная Вечеря»;
  • «Сретение Господне»;

Сретение Господне

  • «Спас Ярое Око», «Спас Смоленский»;
  • «Спас Нерукотворный», «Спас Оплечный»;
  • «Спас Мокрая Брада», «Спас На Престоле»;
  • «Спас Кровоточивый», «Спас Иерей»;
  • «Спас Эммануил», «Спас Златые Врата»;
  • «Спас Всемилостивый», «Спас Вседержитель»;
  • «Символ Веры»;

  • «Рождество Христово»;
  • «Распятие»;
  • «Проклятие Смоковницы».

Рассмотрим значение некоторых из них.

«Христос С Хлебом И Вином»

Икона, где Иисус изображён с хлебом и вином, в Православии называют ещё «Евхаристия» или «Хлебный спас». Образ Спасителя был написан в 19 веке. Существует большое количество версий обретения этой иконы.

Христос С Хлебом И Вином

В одной из них говорится, что это фрагмент святыни «Тайная Вечеря». Согласно другому мнению, икона «Христос С Хлебом И Вином» олицетворяет одно из главных 7 церковных таинств – Причастие.

«Христос Виноградная Лоза»

Ещё одна икона Спасителя Иисуса Христа – «Христос Виноградная Лоза», или «Христос Лоза Истинная». Здесь Спаситель представлен в виде одной из ветвей виноградной лозы, рядом с которой расположено Священное Писание. В других ветвях изображаются святые, апостолы Божии, Иоанн Предтеча и Богородица.

Виноград здесь олицетворяет мудрость, вино жизни, вечное существование. Сам Иисус говорил: «Я – лоза, Отец Мой – Виноградарь, а все вы (апостолы) – ветви…». Эти слова написаны в Евангелии.

Спаситель хочет донести этой фразой, что Его отношение к людям такое же как и у виноградной лозы к своим ветвям. Лоза же, в свою очередь, символизирует причастие к Высшим силам и одновременное присутствие среди людей.

«Христос В Терновом Венце»

Икона олицетворяет событие, произошедшее с Иисусом Христом при Его жизни среди людей. Иудейская власть узнала о чудесах, которые Он творил, и побоялась, что народ взбунтуется, а их боги рассердятся. А потому направили целое войско, чтобы взять Иисуса под стражу.

Когда воины нашли Его, то сразу раздели, а на голову надели тот самый тернистый венок, который изображён на иконе. Затем они стали бить Его тростями по голове и оплёвывать.

Христос В Терновом Венце

Тернистый венок в данном случае символизирует один из видов насмехания над Спасителем. Образ «Христос В Терновом Венце» больше распространён в католической церкви.

«Святая Вечеря Господня»

Ещё одна икона с изображением Иисуса Христа — «Святая Вечеря Господня». Она олицетворяет событие, произошедшее в Великий Четверг – предпоследний день нахождения Спасителя среди людей. Иисус собрал 12 апостолов за одним столом.

В этот вечер было установлено одно из важнейших таинств – причастие Святых Христовых Тайн.

Иисус благословил хлеб и передал его одному из учеников, сказав: «Ешьте, ибо это Тело Моё». Затем он благослови кубок с вином, проговорив следующие слова: «Пейте, всё от неё».

«Страшный Суд»

Икона «Страшный суд» символизирует окончание мира, которое произойдёт после Второго Пришествия Иисуса Христа. В этот время свершится Страшный Суд над грешными и праведными людьми. После этого человек соединится с Богом на веки вечные, а мир обновится.

Во главе иконы сверху изображён Бог – Саваофа, который даёт благословение Сыну Своему – Иисусу Христу на схождение на землю и осуществление суда. Чуть левее автор изобразил архангелов, которые убивают демонов.

Также на иконе изображён ад, преисподняя, куда попадут все грешники (внизу слева) и рай, в котором будут жить вечно праведные люди (сверху справа).

«Сретение»

Икона «Сретение», как и все другие, имеют символичное значение. Она олицетворяет переход от старого к новому, то есть, от Старого Завета, к Новому. Последний и символизирует маленький Иисус Христос, изображённый на образе рядом с Марией, Иосифом, Анной (пророчица, служительницу храма), Симеоном Богоприимцем. Согласно преданию, Симеону уже было больше 300 лет.

Долгую жизнь даровал ему сам Господь. Старец занимался переводом Ветхого Завета на греческий язык для Александрийской библиотеки.

Увидев надпись «Дева народит во чреве своём сына», он подумал, что это ошибка, и хотел исправить её. Но Ангел Господний остановил его, а также сказал, что Симеон умрёт тогда, когда исполнится пророчество. Именно он поведал Марии, что ждёт Её Сына, когда Он прибудет на землю.

Сретение

Услышав о том, что в руках Симеона сам Мессия, Анна поспешила рассказать всем, что вскоре Иерусалим будет спасён. А Ирод, узнав об этом, приказал расправиться со всеми младенцами.

Перед иконой молятся те, кто хочет исцелиться. Если человек будет искренним, то Господь услышит его и вылечит даже от самых страшных и безнадёжных болезней.

Также существует обычай, что в день Сретения Господня, который отмечается 15 февраля, нужно принести в церковь свечу и освятить её. При душевных и телесных болезнях её нужно зажигать и читать молитву. Хранить свечу нужно до следующего праздника Сретения.

«Спас Смоленский»

На фото иконы Иисуса Христа Спасителя видно, что к ногам Сына Божьего припадает Александр Свирский и Варлаам Хутынский, а в руке Его находится Священное Писание. Образ Смоленского Спаса считается защитником земли русской.

Спас Смоленский

Её создание тесно связано с царствованием времён Василия III. В начале 16 века был отвоёван город Смоленск. В честь этого знаменательного события был построен храм Христа Вседержителя. Затем была написана икона «Смоленский Спас».

«Спас Нерукотворный»

Появление этой иконы тесно связано с событиями, произошедшими в период правления царя Авгара. Он подвергся страшной и мучительной болезни – проказе. Царь верил в христианского Бога и ждал от Него помощи. Тогда он послал своего гонца к Спасителю, но Иисус уже заранее знал о прибытии слуги Авгара. Тогда Он наказал взять воду и плат, затем умылся и вытерся тканью.

«Спас Нерукотворный»

На плате осталось изображение «Нерукотворного Спаса». Когда Авгар приложил святыню к телу, то тут же исцелился. В честь этого события он приказал установить святыню у ворот – у входа в город, затем спрятал его от воров.

После смерти царя к одному из Святых отцов явилась Богородица и повелела открыть «Нерукотворный Спас». Тогда с помощью образа народу удалось победить врагов, напавших на город.

Образ был утерян во время нападения в 1204 году на Константинополь. Крестоносцы похитили икону. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.

Молятся иконе об исцелении от любых болезней, становлении на правильный путь, избавлении от плохих мыслей и искушения.

«Спас Вседержитель С Державой И Скипетром»

На иконе Иисус изображён в царской одежде. В Его руках, в отличие от других образов, нет Священного писания. На этот раз автор изобразил Спасителя со скипетром, державой и короной на голове — олицетворяющих верховную власть.

Спас Вседержитель С Державой И Скипетром

«Икона Вседержителя»

На образе Иисус изображён с Библией в левой руке, а правая — благословляет человечество. Над головой спасителя располагается нимб, который символизирует небесное происхождение. По обе стороны есть отметка «Альфа» и «Омега».

Верующие обращаются к иконе с просьбой избавиться от согрешений, преодолеть все испытания и трудности, исцелиться от хронических болезней и боли, защитить от врагов и беспомощности, плохих мыслей, горести.

Икона Вседержителя

«Распятие Господа Иисуса Христа»

Икона «Распятие Иисуса Христа» была написана в честь события, которое произошло со Спасителем. В Страстную Пятницу Его взяли под стражу по приказу Понтия Пилата – иудейского прокуратора, а затем распяли на кресте.

Люди обращаются к образу Иисуса Христа, если ощущают какую-либо провинность и хотят искупить вину. Также молиться перед образом нужно для искупления грехов, наставления на путь истинный, укрепления в вере.

Распятие Господа Иисуса Христа