Назначение человека философия фихте кратко. Философия и

Философия Фихте представляется чем-то особенным. Вызывает недоумение, как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-идеалистическая философия иметь такое большое влияние, что тогдашние ведущие философы, как, например, пропагандист Канта К.-Л.

Рейнгольд и особенно представители следующего поколения, к которому принадлежали Ф.-В.-И. Шеллинг и Г.-В.-Ф. Гегель, отошли от кантианства? Уже в самых первых трактатах Гегеля, изданных в 1801 и 1802 гг., мы сталкиваемся с влиянием Фихте. Также и гегелевская критика Канта в так называемой энциклопедической ("Малой") логике имеет определенные черты влияния Фихте. Еще больше повлиял Фихте на Шеллинга, который от него полностью не отошел и после того, как издал свою "Систему трансцендентального идеализма", несовместимую с позицией Фихте. Гегелю оставалось лишь объяснить различие этих двух философских систем в трактате "Различие между системами философии Фихте и Шеллинга" ("Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems"), написанном в 1801 г.

Уже говорилось о причинах успеха Фихте. Отвержение непознаваемой "вещи в себе", подчеркивание моральной и познавательной автономии человека и динамическое понимание сознания были позитивными элементами, которыми Фихте ознаменовал дальнейший этап философского развития.

Иоганн Готтлиб Фихте родился в 1762 г. в Рамменау, в Лужицком крае. Он родился в семье ткача и уже мальчиком должен был работать у станка. Получить образование ему помогает случай - его заметил хозяин и решил помочь. В 1774 г. Фихте был принят в училище в Шульпфорте. Однако; так как его покровитель в том же году умер, учеба Фихте. сопровождалась постоянной нуждой. Нужда принудила его оставить обучение, на некоторое время он становится домашним учителем. В 1790 г. он знакомится с трактатами Канта, которые производят переворот в его жизни. Чтобы встретиться с Кантом, он пешком пошел в Кенигсберг, где и представил ему свой первый крупный трактат "Опыт критики всяческого откровения" ("Kritik aller Offenbarung"). Кант помог изданию его трактата, а благоприятная рецензия вместе с публичным подтверждением Кантом авторства Фихте помогла молодому философу стать известным. В то же время (1793) Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской революции. Один из них - "Заметка о правильности суждений общественности о французской революции" ("Beitrage zur Berichtigung der Urteile des Publnaims liber die Franzosische Revolution") - Фихте издал под своим именем вновь, уже будучи профессором в Иене в 1795 г. В 1794-1795 гг. он издает свой главный труд - "Основа общего наукоучения" ("Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre"). Из других его трактатов заслуживает упоминания "Основа естественного права" ("Grundlage des Natur-rechts"), написанный в 1797 г., и лекция "Понятие образованного человека" ("Bestimmung des Gelehr-ten") (1794). В 1798 г. Фихте вынужден был оставить Иенский университет, где он был профессором начиная с 1794 г.

Увольнению Фихте способствовала легенда о нем как о "демократе" и даже "якобинце", которой он обязан своими трактатами о французской революции. Из работ, которые Фихте написал после, ухода из университета, большую огласку получили его "Речи к немецкой нации" ("Reden an die deutsche Nation") (1807-1808), которые способствовали росту национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн.

Позже, когда в 1810 г. был основан Берлинский университет, Фихте становится его первым ректором, однако вскоре отказывается от своей академической должности. Это дает ему возможность шире осуществлять лекционную деятельность. Умер он в 1814 г. от тифа. которым заразился от своей жены, добровольно ухаживавшей за ранеными солдатами.

Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности Я. Видный философ из ГДР М. Бур указывает, что значение Фихте связано с его поддержкой французской революции после отлива революционной волны и отрезвления революционного подъема. Он подчеркивает, что идеал необусловленного Я был идеологическим выражением сопротивления данным отношениям, тогда как механистический детерминизм, который не различал природную и общественную сферы реальности, а всю реальность подчинял слепой необходимости, понимался как поддержка данных отношении. В этом духе Фихте говорит: "Строгий детерминист полностью отрицает самостоятельность Я, на которую ставит идеалист, и делает ее случайным продуктом", т. е. чем-то производным.

Наряду с общей взаимосвязью, которая выходит за рамки философии, принцип Фихте имеет и чисто теоретический источник. Фихте пришел к пониманию того, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено осознанием своих восприятии как независимых от нашей воли и сопровождаемых "ощущением необходимости". "Откуда взялась система представлений, сопровождаемых ощущением необходимости?" - спрашивает Фихте и отвечает, что нх источником является не "вещь в себе", но "действие интеллекта". "Действенным" здесь называется образование чувственного опыта "чистым" Я, которое, так же как и у Канта, подчиняется категориям. От "чистого" Я Фихте отличает "эмпирическое" Я, которое не осознает это "чистое" Я. Осознается "чистое" Я по его результатам, которые мы, однако, не осознаем. Если бы Я со своими восприятиями зависело от внешнего мира, то оно было бы подчинено миру (было бы его "акцидентом"), потому что ощущения побуждают наши желания.

Шеллинг, который был сначала последователем Фихте, характеризуя его позицию, говорит, что для него Я есть все. В результате Фихте пришел к тому, что он провозгласил ощущения собственным продуктом Я, однако продуктом отчужденным, который мы, собственно, не осознаем как таковой.

Принципом теоретически "действующего" "чистого" Я является, по Фихте, "абсолютная производительность", т. е. ничем внешним не обусловленное, спонтанное образование чувственного содержания. Она тождественна с действием "силы представления". Вместе с тем Фихте подчеркивает, что в "эмпирическом сознании" (которое осознает результаты деятельности "чистого" Я и считает ее чем-то чужим) осознание самого себя связано с "внешним" опытом. На вершине всей теории "наукоучения" стоит положение: "Я полагается как определенное через не-Я", т. е. осознание чего-то внешнего предшествует осозна нию самого себя. В конкретных анализах Фихте указывает на приоритет внешнего опыта, но, разумеется, после теоретического объяснения его как продукта бессознательной деятельности самого Я.

Приведенные идеи ставят Фихте в одну линию с субъективными идеалистами. С исторической точки зрения Фихте сообщает новые импульсы немецкой классической философии. В политическом отношении он был прогрессивной личностью. Нельзя также забывать о том, что его субъективный идеализм отличается от идеализма Беркли упором на активность Я (у Беркли Я остается пассивным) и тем, что "чистое" Я имеет скорее общий, надындивидуальный характер, чем тождество с нашим личным Я. Это указывает на то, что Фихте занимает переходную позицию к объективному идеализму.

В творческой образности, которая является абсолютной, а поэтому может сама себя ограничить (это самоограничение проявляется определенным повторением ее произведений), ищет Фихте предпосылку эмпирического сознания. Повторение чувственного содержания, так же как и его категориальное оформление, образует, однако, лишь абстрактные предпосылки "опыта", к которому принадлежат самосознание и убеждение в предметном характере воспринимаемого мира.

Фихте провозглашает, что объяснение "реальной жизни", "эмпирической жизни" сознания "во времени" возможно, но лишь на основе практических отношений Я к миру. Поэтому предшествующий вариант "теоретического наукоучения" должен быть дополнен изложением "практического наукоучення", в котором отстаивается тезис о том, что к осознанию предметного характера реальности субъект приходит при посредстве биологических и трудовых отношений к миру (здесь мы видим большой сдвиг в понимании практических отношений по сравнению с Кантом). Оказывается, Фихте понимает недостаточность созерцательного сознания и прокладывает путь к его объяснению на основе "практического" отношения к миру. Преодоление созерцательной, поэтической, ориентации и подчеркивание значения "практического" отношения к реальности образуют предпосылки для философского переворота, который самим Фихте не был понят в достаточной мере. Итак, является верным то, что Фихте сознавал, что "бытие для нас" предметов значит больше, чем присутствие, чем содержание в сознании, что в нем содержится практическая настоятельность предметов относительно биологического организма и их "сопротивление" (Wrderstand) влечению до сих пор не осознанного Я, которое бы их освоило.

Плоскость, в которой возникает реальное самосознание и сознание внешнего мира, можно бы назвать "биологическим опытом". Это субъективное выражение согласия или несогласия, противоречие среды со стремлением Я к ее присвоению. В "инстинктивном" Я (т. е. в живом существе) есть "ощущение силы", которое Фихте называет "принципом жизни сознания" и "переходом от смерти к жизни" сознания. Среда, однако, оказывает "сопротивление" или "противостремление" так, что инстинктивно Я чувствует силу, но также переживает и ощущение "бессилия" и "давления". Лишь здесь возникают из не-Я, т. е. из чувственной данности среды, "предметы", т. е. лишь здесь начинает "инстинктивное" Я осознавать свою среду как предметы (по Фихте, немецкое Gegenstand - предмет по значению тождественно со словом Widerstand - сопротивление). Чтобы понять этот тезис Фихте, мы припомним, что у Гегеля в "Феноменологии духа" "раб" трудом приобретает опыт о "самостоятельности своего предмета", т. е. осознает его независимость от себя самого и то, что предмет не подчиняется его произволу.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к расширению собственной власти (которая присуща Я) и между ее ограничением, вызванным сопротивлением внешних предметов, является "стремление" преодолеть ограничение, которое давит на Я извне, и сделать внешнюю реальность самой собой. Разумеется, эта тенденция сдерживается "сопротивлением" внешних предметов, которое вызывает в Я ощущение ограничения и страха.

В стремлении и в деятельности (в которую стремление переходит) бессознательное, инстинктивное Я начинает осознавать различие "внутри" и "вне" собственного тяготения и сопротивление среды, которая сопротивляется и становится поэтому "предметом" (или "предметами"). Мотив "биологического опыта" подчеркнут в "Нравоучении" ("Sittenlehre", 1797), где Фихте уже не исходит из абстрактной тенденции к овладению всем, что чуждо организму, но говорит об "инстинкте", "потребности" и "удовлетворении". "Инстинкт вытекает исключительно из моего естества. Оно определяет уже заранее, что должно быть для меня здесь, а мое побуждение и стремление его прикрывает и от того. что есть здесь для меня и на меня бы воздействовало... Не голодаю потому, что здесь для меня есть пища, но голодаю потому, что нечто становится для меня пищей". "Быть для меня" значит то же самое, что иметь биологическое значение, быть вычлененным из безразличной и нейтральной реальности на основе биологического значения для моего организма.

Самосознание, которое возникает из биологического опыта, достигается "рефлектированием" побуждения благодаря тому, что побуждение осознается как мое. Благодаря осознанию побуждение перестает быть слепым и природа лишается своих исключительных прав на мое Я, которое было до сих пор лишь пассивным зеркалом инстинктивного поведения. "Природа же не действует, действует лишь свободное существо",- говорит Фихте. Преодоление инстинктивного образа жизни, которое Фихте объясняет как осознание инстинкта побуждения, представляет собой "скачок" из природной необходимости в человеческий мир.

Если удовлетворение влечения животного происходит с:необходимостью, то челввек действует по осознанному намерению. "Человек не просто гоним естественным побуждением, короче - не в моей власти, чтобы я чувствовал или не чувствовал определенное побуждение. В моей власти, однако, удовлетворяю ли я его или же нет".

Будучи осознанным, побуждение перестает быть слепым и попадает под правомочие самосознания. Пусть я как-либо действую, в начале моего действия стоит свободное решение, хотя бы оно и не состояло ни в чем ином, кроме одобрения чувственного желания. В содержании поведения это не должно ничего изменять: так, если животное действует ради поживы, ради поживы может действовать и человек, но, однако, он действует свободно, потому что действует осознанно и по правомочию своей воли. Однако эта свобода, которая достигается вместе с сознанием, является свободой лишь в формальном смысле. Пока человек стремится лишь за поживой, он зависит от данного чувственного объекта - предмета вожделения. Поведение происходит с ведома его воли, но следствием поведения является подтверждение несамостоятельности человека и зависимости от природы, его привязанности к объектам природы.

Из этого Фихте выводит, что моральная задача человечества - это преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и общество идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждении, инстинктов. По своему внутреннему характеру человек является "сам себе целью, должен определять сам себя и не позволять определять себя ничем внешним".

Поскольку речь идет об отношении к природе, нравственной задачей человека, по Фихте, является уничтожение изначальной природной определенности предметов и приспособление к ним так, чтобы в них стало наглядно видно, что они представляют собой его зеркальный образ, что на них он оставляет свой "след". Только таким способом он может избежать гибели - удела каждого смертного существа. Из текста Фихте излучается пафос действия, переходящего границы человеческого индивида и продолжающегося в следующих поколениях: "Все, что было когда-либо среди людей великое, мудрое и благородное,- эти благочинные человеческие поколения, которых имена чтутся в мировой истории, и те многочисленные мужи, заслуги которых лишь известны, но не имена - все они работали для меня... Могу продолжать оттуда, где они должны были остановиться, могу дальше строить этот возвышенный храм, который они должны были оставить незаконченным. Мне может кто-то сказать: "Будешь, однако, должен остановиться, как и они". Это наиболее возвышенная идея из всего. Если я перенимаю их возвышенную задачу, то никогда ее не закончу, но могу так же... никогда не прекратить действовать, никогда не перестать быть. То, что мы называем смертью, не должно прерывать мое дело, ибо оно должно быть завершено, но не может быть завершено в определенное время, тем самым мое бытие не определено во времени, а я вечен. Тем, что я перенял эту великую задачу, я обрел вечность. Я смело поднимаю голову к грозным скалистым горам, к бешеному потоку вод, к бурным тучам, плывущим в огненном море, и кричу: "Я вечен и противлюсь вашей силе. Пусть на меня обрушится все, а ты, земля, и ты, небо, смешаетесь в сумасшедшем хаосе, вы, стихии, воспеньтесь бешенством и раздерите в лютой битве последнюю пылинку тела, которое я называю своим,- моя воля, самоединая со своим определенным планом, будет смело и хладно возноситься над руинами юдоли мира, ибо я понял свое призвание, а это более долговечно, чем вы. Оно вечно, и я также вечен"".

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек "сам в себе цель". Реальное воплощение равенства пойдет че-. рез "побуждение к идентичности". Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т. д.

Тенденция к взаимному воздействию или "общественное побуждение" (побуждение к идентичности по отношению к другим) "устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации" (т.е. к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где концепцию общества он разрабатывает более определенно,- в "Закрытом торговом государстве" ("Der geschlossene Handelsstaat"), написанном в 1800 г.,- Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их "право" на "определенную свободную деятельность" в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Основой общества является разделение труда, реализованное без частной собственности на средства производства. Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли. Разделение труда обусловлено тем, что "никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...". Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Фихте (Fichte)

Биографические сведения. Иоганн Готлиб Фихте (1762– 1814) – немецкий общественный деятель и философ. Родился в крестьянской семье, благодаря помощи барона фон Милицу поступил в гимназию, а окончив ее, в 1780 г. – на теологический факультет Йенского университета. В 1792 г. под влиянием работ Канта написал "Опыт критики всяческого откровения". Это сочинение было одобрено Кантом и по его ходатайству напечатано. Так как работа была опубликована анонимно, то многие приняли ее за сочинение самого Канта. После того как Кант назвал имя истинного автора этой работы, Фихте сразу стал знаменит. В 1794 г. по рекомендации Гете он был приглашен на должность профессора Йенского университета, но в 1799 г. за ряд неосторожных высказываний был обвинен в пропаганде атеизма и уволен со службы. С 1800 г. Фихте в основном жил и работал в Берлине, в 1810 г. стал первым выборным ректором Берлинского университета. В 1814 г. умер от тифа, заразившись от жены, ухаживавшей в госпитале за ранеными и больными солдатами.

В творчестве Фихте выделяются два основных периода – до и после 1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному идеализму , во второй – к объективному идеализму .

Основные труды. "Опыт критики всяческого откровения" (1792), "Основы общего наукоучения" (первая версия опубликована в 1794 г., доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни Фихте, известно более 15 ее редакций), "Рассуждения о назначении ученого" (1794), "Основы естественного права" (1796), "Система учения о нравственности" (1798), "Назначение человека" (1800), "Основные черты настоящей эпохи" (1806), "Путь к жизни блаженной" (1806), "Речи к немецкой нации" (1808).

Философские воззрения. Первый период. В это время Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия абсолютного "Я". Именно эта часть учения Фихте является наиболее интересной и оригинальной.

На первый план Фихте ставил вопросы, находящиеся в ведении "практического разума" – исследование морали и государственнополитического устройства, причем важнейшее место занимают у него проблемы свободы, долга, нравственного поведения и др. Но при этом он (как и Кант) считает, что "практический разум" должен опираться на прочный фундамент "теоретического разума", и поэтому начинает свое исследование именно с него.

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой, фундаментом для всех остальных наук, т.е. "наукой о науке", поэтому главный трактат Фихте "Основы общего наукоучения" посвящен именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична : в ней одни идеи выводятся из других, любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других – ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно исходное положение . Но что более очевидно для человека, нежели его собственное сознание, его "Я"? Существование и деятельность нашего сознания ("Я") для каждого из нас несомненны; причем, делая свое "Я" объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого "Я". Поэтому именно с изучения сознания и должна начинаться философия . Однако, ставя перед собой эту задачу, можно по-разному подходить к выбору объекта исследования.

Виды "Я". Чтобы понять смысл учения Фихте, необходимо на время отступить от изложения его философии и провести различия между несколькими видами сознания ("Я").

Для любого исследователя сознания первый и наиболее очевидный объект исследования – это его личное, индивидуальное, эмпирическое "Я". Но кроме моего сознания существуют еще и сознания ("Я") других людей. Так что мое "Я" входит в множество человеческих "Я". И Кант, и Фихте исходят из предположения о том, что все человеческие "Я", различаясь между собой "в мелочах", сходны (и даже тождественны) по своим существенным фундаментальным свойствам.

При этом Фихте постулирует существование некоего Абсолютного сознания – "Я ", которое как бы "лежит" за всеми человеческими "Я", определяя их существенные свойства. Это Абсолютное сознание практически приобретает у Фихте статус Божественного сознания (схема 124).

Схема 124.

И исходным объектом исследования в философии Фихте оказывается как раз не его личное "Я", не произвольное человеческое "я" или множество всех человеческих "Я", а Абсолютное сознание – "Я ".

Все философские учения Фихте делит на две группы: критицизм и догматизм. Учения, начинающие исследования с сознания, Фихте вслед за Кантом называет критицизмом ; а учения, начинающие с изучения мира (внешнего по отношению к сознанию), – догматизмом . Таким образом, главное различие между критицизмом и догматизмом состоит в направлении движения мысли (от сознания к внешнему миру или от внешнего мира к сознанию). К критицизму он относит учение Канта и свое собственное , а к догматизму – все остальные (схема 125).

Схема 125.

Преимущество критицизма перед догматизмом Фихте видел в том, что исходя из косной, неподвижной материи нельзя вывести и объяснить активное сознание, тогда как исходя из активного сознания можно вывести и объяснить косную материю.

Смысл этого утверждения станет более понятным, когда мы учтем, что то, что материалисты и объективные идеалисты считают внешним реально существующим материальным миром, а Кант называет "вещью-в-себе" (признавая ее существование вне и независимо от сознания), у Фихте оказывается всего лишь содержанием сознания ("Я "), И как таковое оно в отличие от кантовской "вещи-в-себе" оказывается в принципе познаваемым для сознания.

Учение о сознании. Активный, деятельный характер сознания проявляется прежде всего в том, что сознание не дано, а задано . Это значит, что оно не может рассматриваться как готовое, завершенное, которое нам остается только созерцать (как это было у Декарта). Сознание в своей деятельности порождает, создает себя, проходит ряд стадий развития (схема 126).

На первой стадии действующий, активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. Я = Я.

На второй стадии развития в своей деятельности "Я" порождает и свое отрицание – "не-Я". Это порождение "не-Я" не осознается обычным мышлением – человеческим "я", оно в значительной степени является бессознательным, т.е. не достигающим сознания содержанием, и поэтому продукты этой деятельности (содержание "не-Я") принимаются обычным мышлением за вещи, которые якобы существуют сами по себе – вне сознания. При этом "Я" испытывает некий "толчок" со стороны "не-Я". Посредством понятий, которым оперирует сознание, мы не можем понять природу этого толчка или то, каким образом он действует на наше "Я", но это действие нами ощущается. Направленность "Я" на "не-Я" означает, что "Я" выступает в роли субъекта , т.е. действующего, познающего сознания, а "не-Я" – в роли объекта , т.е. сознания, являющегося предметом познания. При этом субъект противопоставляет себя объекту, и именно поэтому объект выступает в роли "не-Я" по отношению к "Я"-субъекту.

На третьей стадии происходит "синтез" первой и второй, состоящий в детерминации, взаимоограничении и, соответственно, определении "Я" и "не-Я". "Я" при этом осознает себя как все то, что не является "не-Я", как все то, что противоположно "не-Я" – в рамках единого, исходного, Абсолютного "Я" .

Схема 126. Диалектика "Я" и "не-Я"

На третьей стадии развития появляется человеческое эмпирическое "Я". Поскольку творение вещей, объектов, составляющих содержание "не-Я", производится исходным Абсолютным "Я" неосознанно, бессознательно, все эти объекты выступают для нашего "я" как нечто иное, отличное от "Я". Наше "Я" знакомится с ними поэтапно – посредством ощущений и рассудка. И нашему здравому смыслу представляется, что все эти объекты существуют сами по себе – вне и не зависимо от нас. Тогда как па самом деле все они есть порождение "Я" – чистого самосознания. Попять это могут только отдельные люди – философы. И именно они ставят перед собой цель приблизиться к пониманию этого "Я" как абсолютного предела. Однако к нему можно только постоянно приближаться, но невозможно его достичь. Ибо достичь его – означает упразднить, т.е. покончить с сознанием как таковым.

Этические и социально-политические воззрения. Центральное место в этическом учении Фихте занимает понятие "свобода" . И главная проблема этики – это противоречие между свободой и необходимостью.

Если в теоретико-познавательной деятельности "не-Я" воздействует на "Я" как объект познания, то в морально-практическом плане "не-Я" производит на "Я" определенный толчок, который вызывает противодействие со стороны "Я". При этом "не-Я" играет роль препятствия, которое "Я" стремится преодолеть: деятельность "не-Я" оказывается стимулом для деятельности "Я", которое стремится расширить свои границы за счет области "не- Я". Но поскольку и "Я", и "не-Я" являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области "Я", но не завершение этого процесса (схема 127).

Для человека быть свободным – это значит сделать себя свободным , т.е. в своем эмпирическом "я" (индивидуальном человеческом сознании) отодвинуть границы "не-Я". И данная деятельность человека (конечного существа) есть необходимая составляющая деятельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания. Отсюда свобода оказывается у Фихте (в отличие от всех предшествующих философов – см. табл. 82) деятельностью "Я" по познанию необходимости и уменьшению области "не-Я".

Таблица 82

Понимание свободы в философии Нового времени

Философы

Понимание свободы

Все в мире детерминировано, поэтому подлинной свободы нс существует. Но человек может познать необходимость и жить в соответствии с познанными законами бытия. Свобода есть познанная необходимость

Человек рожден свободным, и быть свободным – это естественное право человека

В процессе развития человеческого общества происходит закабаление одних людей другими (отнимающими у них их свободу). I[елью справедливого законодательства (общественного договора) является достижение максимальной свободы для всех граждан

Человек подчинен необходимости как явление

("вещь-для-нас") среди других явлений

Человек свободен как трансцендентная сущность, т.е.

как "вещь-в-себе"

Быть свободным – значит сделать себя свободным

Свобода – это деятельность по познанию необходимости, и деятельность по относительному увеличению области "Я" за счет области "не-Я" в рамках единого Абсолюта

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездеятельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, "не-Я", и отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существует множество людей (эмпирических "я"), каждый из которых имеет свои личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).

Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличении свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные степени свободы.

Множественность людей неизбежно приводит к появлению права и государства. Каждый человек наделен свободой, но, живя среди других людей, он должен ограничить свою свободу, признавая свободу других; таким образом, рождается право. Кроме того, каждый должен жить плодами своего труда, имея право на собственность. Государство возникает путем общественного договора и должно обеспечивать всем гражданам нормальную жизнь, т.е. недееспособным гражданам – существование, а дееспособным – работу и справедливую ее оплату

Судьба учения. Идеи Фихте оказали влияние в первую очередь на его ученика Шеллинга, а через него – и на Гегеля. Значительно было влияние Фихте на немецких романтиков XIX в., а в XX в. можно отметить сходство ряда идей Фихте с идеями феноменологии, психоаналитической философии и некоторых других течений (схема 128).

Схема 128.

  • Явно или нс явно, но образцом строгости построения любых научных теорий служила в это время геометрия Евклида, где выделяется набор самоочевидных положений (аксиом или постулатов), и из них выводится ряд теорем. В качестве такого самоочевидного положения (постулата для философии) Декарт и рассматривал свой тезис "Мыслю, следовательно, существую". Попытка систематического и последовательного построения философского учения по образцу геометрии Евклида имела место в философии Спинозы.
  • При этом Фихте следует Канту, который также начинал с исследования "теоретического разума", его границ, структуры и возможностей.
  • Строго говоря, при таком подходе к критицизму могут быть отнесены еще и учения Лейбница, Беркли и Юма.
  • В терминах современной логики можно было бы сказать, что при этом у Фихте исходное Абсолютное "Я" выступает в качестве универсума, над которым производится дихотомическое деление на две противоположные, взаимоисключающие части. При этом "Я", возникшее в результате деления, является дополнением к "не-Я", возникшему в результате деления, и наоборот.
  • В XVII–XVIII вв., когда проходили многочисленные антифеодальные революции (Первая и Вторая английские революции, Великая Французская революция и т.д.), проблема свободы заняла важное место в философии. Она активно обсуждалась в философии Спинозы, Руссо, а также Канта (табл. 82).
  • Данная схема не вполне адекватна идеям Фихте; она иллюстрирует только процесс расширения сферы "Я" за счет сферы "не-Я", но не может передать (как и любая другая графическая схема) главное: сферы как "Я", так и "не-Я" являются бесконечными, поэтому и процесс расширения "Я" бесконечен.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.

Своим философским учителем Фихте считал Канта. В духе Кантовской философии написано его первое сочинение “Опыт критики всякого откровения”, опубликованное в 1791 году анонимно и сделавшее Фихте известным философом. Другие работы: “Наукоучение”, “О назначении человека”, “Замкнутое торговое государство”, “Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Политика принудить читателей к пониманию”.

Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.

Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.

Работы: «Речи к немецкой нации», «Наукоучение».
Фихте попытался в философии Канта устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания (теорию и практику) из деятельности нашего Я.
Ф. указал на противоречивость понятия «вещи в себе» - непознаваемой, не влияющей на мир и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие Ф. стремился преобразовать критический метод К. в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность - единство субъекта и объекта, причем ведущую роль играет субъект.
Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»: «как возможны синтетические априорные суждения?», т.е. как возможно научное знание - остается центральным и у Ф. Ф. называет свою философию «учением о науке».
Философия Ф. как и К. - это этически ориентированный идеализм. Однако Ф. в отличие от К. не проводил разделения между миром природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Ф. теоретическое и практическое начала совпадают и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утрачивая ту самостоятельность, которую она имела в философии К. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Ф. единственным источником всего сущего. Условие совместного существования существ - добровольное ограничение свободы каждого лица. Гос-во есть гарант реализации права.
Деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самим собой. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом к которому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. В этом движение заключается смысл исторического процесса.
Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно подвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Для объяснения процесса восприятия не следует ссылаться на действие «вещей в себе», а необходимо выявить те акты самодеятельности Я, лежащие за границей сознания, которые составляют невидимую основу «пассивного» восприятия мира.
Я у Ф. состоит из «индивидуального Я» каждого человека и «абсолютное Я», являющееся некой абсолютной реальностью никогда полностью недоступной нашему сознанию. Индивидуальное и абсолютное у Ф. то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-распадений - ядро диалектики Ф., движущий принцип его системы.

.

5.2.а. Собственная философия Фихте началась с развития философских идей Иммануила Канта. Субъективно Фихте в начале своего философского пути считал себя только прилежным учеником Канта. Свое первое философское произведение "Попытка критики религии откровения" (1792) он писал языком Канта и отправляясь о мыслей самого Канта. Не случайно современники изданный анонимно труд Фихте считали произведением самого Канта. Но уже в этом произведении Фихте проявил самостоятельность, что вызвало неудовольствие Канта и заставило кенигсбергского затворника публично отказаться от приписываемого ему авторства книги "Попытка критики религии откровения".

В своем творчестве Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, который разделял непроходимой пропастью объективно существующий мир, конкретные вещи (ноумен, материю) и идеи, отображающие этот мир (феномен, субъективный мир человека). Фихте усилил идеалистическую сторону философский воззрений Канта в направлении монизма и объективного идеализма. Он попытался создать цельную и непротиворечивую систему философского мышления исходя из одного принципа, - из самого достоверного, несомненно истинного положения. Фихте не удовлетворило декартовское Cogito ergo sum ("Я мыслю, следовательно - я существую") Он считал, что в знаменитом постулате Декарта неправомерно допускается два положение: "Я" и "Существование". Фихте отбросил существование (бытие) и остановился исключительно на единственном несомненном "Я" мыслящем. Вместе с декартовским "существованием" Фихте отбросил и кантовскую "вещь в себе" (dish an sich, ноумен). "Я" у Фихте - это то, что проявляется во всех актах человеческого мышления, чувствования и воли; "Я" не может вызвать у кого бы то ни было сомнения в своем существовании. Оно, "Я", является не только основой и единственным пунктом человеческого видения мира. "Я" - единственная сущность самого мира. Отправляясь от этого "Я" Фихте предпринимает создать систему научной, абсолютно достоверной и абсолютно истинной философии.

5.2.б. Первое положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает самого себе". "Я" ни от чего не зависит, ничем не обусловлено. Оно создает (полагает) самое себя. Оно - есть! Фихте пытается убедить читателя, что только философски незрелый индивид может не осознать этого положения. Индивид, по Фихте, думает, что вне его "Я" (вне его сознания) существует внешний, независимый от "Я" мир. Это объясняется тем, что дух этого человека, его "Я", не ведает, что творит. Отсюда,

Второе положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я". Второе положение, как видим, является продолжением и антитезисом первого положения и говорит о том, что внешний для человека мир является созданием его духа, его собственного "Я". Сущность познания и заключается, по Фихте, в познании взаимоотношения "Я" и "не-Я", в процессе которого достигается подлинные знания не только казалось бы внешнего мира, но и самого "Я" (самого себя). Но на этой ступени познания и знания "Я" и "не-Я" выступают как некие противоположения друг другу, а поэтому высшего познания, познания самого "Я", не достигается. На этой ступени, пишет Фихте: "Чистое Я может быть представлено только отрицательно, как противоположность не-Я". Для преодоления этой противоположности философ выдвигает заключительное

Третье положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я и самого себя". Это положение является синтезом предыдущих двух положений - тезиса ("Я полагает самого себя") и антитезиса ("Я полагает не-Я) в результате чего, по Фихте, осуществляется переходит к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое.

5.2.в. В процессе описания восхождения по ступеням познания Я, не-Я и абсолютного Я; развития и самоограничения Я Фихте вводит в свою философию ряд категорий: количества, взаимодействия, причины и другие, которые выражают собой различные стороны взаимодействия Я и не-Я. В отличие от Канта, изображавшего устоявшееся стороны сознания, Фихте включаете в свою философию развитие, говорит о противоречие как источнике этого развития, другими словами развивает философскую диалектику. Пытаясь охватить своим философским взглядом всю действительность, создать законченную философскую систему, Фихте, начав с индивида, эмпирического Я, - чувственного, временного, земного Я завершает Я "чистым - сверхчувственным, вечным и небесным Я. Таким образ его Индивид возвышается до самосознания всего человечества, что и составляет, по Фихте, сущность всемирной истории, которая, сущность, заключается в постепенном превращении необходимости в свободу.

Систему своей философии Фихте назвал Наукоучением. Так он назвал свое основное произведение, которое он всю свою жизнь дополнял, улучшал; в развитие заложенных в нем, произведении "Наукоучение", идей написал дополнительно ряд книг и статей, часть из которых была издана уже после смерти философа.

Своим Наукоучением Фихте провозглашает философию высшим видом науки, которая к тому же служит теоретической основой всех наук о природе и обществе, а также основой всей человеческой практики. При этом он исходит из того, что для человека и общества любое мировоззрение является, с одной стороны определенным синтезом всех знаний человека и общества, а с другой оно же, мировоззрение, является духовной основой мотивов человеческой деятельности. Следует сказать, что Фихте еще не понимает того, что в мировоззрении имеют место элементы, которые ни коим образом не могут претендовать на научную достоверность и принудительность (Вспомним: "Наука навязывается человеку силой своей доказательности и всеобщей убедительности".) Фихте считал, что науки обязаны руководствоваться выработанными философскими принципами, но философия может не считаться с данными той или иной конкретной науки. Такое непомерное возвышение научности философии было безоговорочно принято всеми последующими представителями немецкой классической философии, в том числе и Марксом, а отсюда - и марксистами. Мы уже знаем, что само выражение "Научное мировоззрение", "Научная философия", "Научный атеизм" и подобные им с точки зрения научности являются, по меньшей мере, некорректными выражениями. В тоже время заявка Фихте на создание Научной философии очень и очень стимулировала придание философским утверждениями научной достоверности, способствовала развитию самой философии, созданию законченных философских систем, что видно на примере той же немецкой классической философии.

5.3. Социально-политические взгляды И.Г. Фихте.

5.3.а. Будучи поглощен решением извечных для философии онтологических и гносеологических проблем, Фихте не оставлял вне своего внимания проблемы социологические, активнейшим образом откликался на, как говорится, "злобу дня". Мы уже говорили, что он откликнулся на события и последствия Французской буржуазной революции 1789 года. В период пребывания в Иенском университете он пишет и публикует "Основы естественного права в свете Наукоучения" (1796), "Система теории этики в свете Наукоучения" (1798), "О предназначении ученого" (1794), "Назначение человека" (1794), "Замкнутое торговое государство" (1800) и другие.

Фихте определял общество как "целесообразную общность", в известной мере повторяя теорию общественного договора Жан Жака Руссо (1712 - 1778). Основная и единственная задача общества - обеспечение благосостояния и свобод своим гражданам, усовершенствование рода человеческого. В этом плане он высказывается в пользу революции против тирании монархии, которая противоречит "общественному договору". Он пишет: "Всякий, считающий себе господином других, сам раб! Если он не всегда действительно является таковым, то у него все же рабская душа, и перед первым попавшимся более сильным, который его поработит, он будет гнусно ползать на коленях." Как сильно и справедливо сказано! Философ выступал за уничтожение сословных привилегий, ликвидацию крепостничества, за свободу личности и, особенно, за право на личное мировоззрение, за свободу совести.

5.3.б. В период оккупации войсками Наполеона Германии, унижения немецкого народа, Фихте мужественно, талантливо и безжалостно выступил со своими "Речами к немецкой нации". Он призвал немцев к объединения и отпору агрессору. Это был не только призыв, а и философская разработка проблем особенностей национальной культуры и ее места в национальной независимости народа. "Речи" Фихте буквально пробудили сознание немецкого народа, подняли его на борьбу против агрессора, способствовали сплочению всего немецкого народа. Фихте стал одним из наиболее видных национальных героев Германии. Следует сказать, что борьба за пробуждение национального самосознания немцев иногда приводила Фихте к высказыванию пренебрежительных суждений о других народах и таким образом была превращена фашистами в один из исторических источников теории "арийской расы". Так, Фихте требовал беспощадной борьбы с польским языком на подвластных немцам территориях. В этом плане он поощрял истребление польского языка во владениях князя Бюлова: "Раз народ перестал управлять самим собой, он обязан также отказаться от своего языка и слиться со своим победителем"

5.4. Заключительный этап в творчестве Й.Г. Фихте.

Исследователи, в том числе советские, отмечают, что после 1800 Фихте изменяет свои социологические и частично философские ориентиры и переходит к защите монархизма, социальной реакции, к пропаганде веры в Бога. Но это не совсем так. После изгнания из Иенского Университета за атеизм и либерализм Фихте, просто, извлек для себя жизненный урок и стал более осторожным в выражениях. Так, критикуя наполеоновское порабощение немцев, он высказывал критические замечания в адрес некогда восхваляемой им Французской буржуазной революции; касаясь проблем религии, он обязательно говорил о том, что "моральное самосознание - это обнаружение Бога". Но при этом он никак не отказывался от высказанных им в период "Споров об атеизме" (Der Atheismusstreit) антирелигиозных мыслей, а самого Бога считал только допустимой и терпимой деистической/пантеистической идеей.