Что такое либертарианство простыми словами. Что такое либертарианство и либертарианцы? Так, что же всё таки такое это либертарианство

19Май

Что такое Либертарианство

Либертарианство — это сложная политическая философия, которая способствует максимизации индивидуальной свободы и минимизации государственной власти.

Кто такие либертарианцы и чего они хотят?

Сторонников либертарианства принято называть либертарианцами. Приверженцы данной философии считают, что людям должно быть позволено делать абсолютно все, что они хотят, если эти действия не нарушают прав и собственности других представителей общества. По факту, либертарианцы выступают за отмену большинства положений, законов и правил, которые являются общими для большинства правительств мира.

В своей крайней форме либертарианство — это анархизм (отсутствие всех правил ), но на практике большинство либертарианцев выступают за существование правительства в качестве необходимого зла.

Какое должно быть общество в представлении либертарианцев?

Приверженцы данной философии представляют себе либертарное общество как сеть групп и отдельных лиц, которые определяют и осуществляют свои коллективные законы и нормы без вмешательства правительственного органа. В подобном обществе почти все было бы полностью приватизировано:

  • правоохранительные органы;
  • медицинские учреждения;
  • образовательные заведения;
  • добывающие ресурсы компании;
  • коммунальные службы;
  • и так далее.

Идея состоит в том, что, если люди чего-то хотят, они будут платить за это. Предложение появится, чтобы удовлетворить спрос. Это понятие свободных рынков занимает центральное место в либертарианстве.

Либертарианство – за и против.

Основным доводом против подобных идей является опасение того, что данная форма управления не имеет целостной и контролируемой структуры, и может превратится в хаос.

Либертарианци в свою очередь утверждают, что свободный рынок, наоборот приведет все сферы жизнедеятельности в порядок. Он позволит сократить все неэффективные затраты на содержание правительства и чиновничьих структур, что в свою очередь позволит направить финансы на более перспективные нужды общества.

Либертарианци выступают против любых форм правительственных подачек или социальной защиты. Именно поэтому, все финансируемые государством программы, такие как финансовая поддержка, медицинское страхование и тому подобные, должны быть расформированы и в будущем заменены частными структурами, если на это будет спрос.

Плюрализм · Демократия Внутренние течения Классический Либертарианство Неолиберализм Социальный Национальный Консервативный Экономический Зелёный Либеральное христианство Исламский

В силу того, что конкретные формы либертарианства содержат представления не только о должном праве , но и о должном государстве , эти формы относят не только к правовой, но и к политической философии.

К либертарианству в западной традиции относят широкий спектр идеологий и движений - от правых en до левых .

История термина

В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание », введённый в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.). [ ]

Либертарианская философия

Принципы самопринадлежности и ненападения

В основе либертарианства лежит принцип самопринадлежности, то есть естественное право каждого человека свободно распоряжаться своим собственным телом и произведёнными им или полученными в ходе добровольного обмена предметами собственности. Из принципа самопринадлежности в либертарианстве естественным образом вытекает и принцип неагрессии, то есть убеждение в том, что любое недобровольное насилие в адрес другого лица или его имущества является нелегитимным.

Принцип ненападения (NAP - the non-aggression principle ) описывается как основа современной либертарианской философии. Это правовая (не моральная) позиция, которая запрещает агрессивное насилие по отношению к человеку и его собственности.

Поскольку принцип переопределяет агрессию с точки зрения либертарианства, использование принципа ненападения в качестве обоснования либертарианства подвергается критике как круговое рассуждение и запутывание с целью скрыть насильственную природу либертарианского подхода к защите прав собственности. Принцип ненападения используется для обоснования недопустимости таких институтов, как наказание за преступление без жертвы , налогообложение и призыв в армию .

Государство

Между либертарианцами существуют споры относительно того, является ли государство легитимным. Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства, как налогообложение и антимонопольное регулирование , являются примерами воровства и грабежа и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности .

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло .

Различие между столпами либертарианства состоят в том, что в первом случае запрет на агрессивное насилие является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача планомерной минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло . В силу того, что конкретные перечисленные отражения либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном государстве , эти формы относятся не только к правовой, но и к политической философии.

Либертарианский философ Моше Крой (англ. Moshe Kroy ) считал, что разногласие в том, является ли государство аморальным, между анархо-капиталистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Мюррея Ротбарда и минархистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Айн Рэнд , возникает не из-за разных интерпретаций общей моральной позиции. Он утверждал, что разногласие между двумя этими группами является результатом разных представлений о природе человеческого сознания, и что каждая группа делает правильные выводы из своих предпосылок. Таким образом, эти две группы не совершают ошибок при выводе правильного толкования какой-либо этической позиции, поскольку общей этической позиции у них нет.

Права собственности

Либертарианцы являются сторонниками частной собственности. Либертарианцы утверждают, что природные ресурсы «могут быть присвоены первым человеком, который их обнаруживает, смешивает с ними свой труд или просто утвердит их как свои - без согласия других и каких-либо выплат им». Либертарианцы считают, что природные ресурсы изначально не используются никем, и поэтому частные стороны могут по своему усмотрению применять их без чьего-либо согласия и каких либо налогов, типа налога на стоимость земли.

Либертарианцы считают, что общества, в которых соблюдаются права частной собственности, являются этичными и приводят к наилучшим возможным результатам. Они поддерживают свободный рынок и не против каких-либо концентраций экономической власти в чьих-либо руках при условии, что это происходит не с помощью принуждающих средств вроде денег, сделанных с помощью связи с государством.

Либертарианство и австрийская школа экономической мысли

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой экономической мысли , которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. Хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство - политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

  • Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключённых договоров .
  • Либертарианцы считают, что налогообложение аморально, по сути ничем не отличается от грабежа и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров.
  • Либертарианцы выступают против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств , против всех или большинства правил градостроительного зонирования .
  • Либертарианцы выступают против установления законом минимального размера оплаты труда .
  • Либертарианцы являются убеждёнными противниками всеобщей воинской обязанности . Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.
  • Либертарианцы возражают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.
  • Часть либертарианцев выступает против ограничений на иммиграцию .
  • Часть либертарианцев выступает против законов об обязательном школьном образовании .
  • Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием .
  • Одним из легкоузнаваемых требований либертарианцев - неоднозначно воспринимаемым обществом, но совершенно естественно вытекающим из общей концепции - является требование полной легализации всех или большинства наркотиков .
  • Часть правых либертарианцев поддерживает идею «добровольного» (контрактного) рабства , что критикуется представителями общественных движений леволибертарного (социально-анархического) толка .

Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11 % процентов людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так 41 % таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, 38 % поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, 42 % считают, что полиция должна иметь право останавливать «подозрительных людей» .

Современные либертарианские организации

С 1950-х годов сформировалось много американских либертарианских организаций, принявших позицию свободного рынка , а также поддерживающих гражданские свободы и внешнюю политику без вмешательства. К ним относятся Институт Людвига фон Мизеса , Университет Франциско Маррокин, Фонд экономического образования , Центр либертарианских исследований, и Международная организация «Свобода». Проект «Свободный штат » созданный в 2001 году, работает, чтобы привести 20 000 либертарианцев в Нью-Гэмпшир и этим повлиять на государственную политику. Активные студенческие организации включают студентов за свободу и молодых американцев за свободу .

Люди, оказавшие существенное влияние на философию

См. также

Примечания

  1. Libertarian // Online Etymology Dictionary (англ.)
  2. David F. Nolan - Libertarian (недоступная ссылка - история ) . Проверено 18 июня 2010. Архивировано 16 июня 2008 года.
  3. James W. Harris. Frequently Asked Questions ABOUT The World’s Smallest Political Quiz Архивная копия от 28 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  4. Murray Bookchin . The Real Roots of Traditional Libertarianism // «The Forms of Freedom» talk, 1985.
  5. The Non-Aggression Principle , Americanly Yours . Проверено 22 октября 2018.
  6. Clay . The relation between the non-aggression principle and property rights: a response to Division by Zer0 | Stephan Kinsella (англ.) , Mises Institute (4 October 2011). Проверено 22 октября 2018.
  7. Карлсон, Дженнифер Д. (2012). «Либертарианство». В Миллере, Уилберн Р. Социальная история преступления и наказания в Америке. Лондон: Мудрец Публикации. п. 1007. ISBN 1412988764 . В либертарианской мысли существуют три основных лагеря: право-либертарианство, социалистический либертарианство и лево-либертарианство; степень, в которой они представляют собой различные идеологии, в отличие от вариаций на тему, оспаривается учеными.
  8. Беккер, Лоуренс С.; Беккер, Шарлотта Б. (2001). Энциклопедия этики. 3 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 1562 .
  9. Ротбард, Мюррей (1998). Этика свободы. Нью-Йорк: Пресс-служба NYU. ISBN 978-0814775066 .
  10. фон Мизес, Людвиг (2007). Human Action: Трактат об экономике. Индианаполис: Фонд свободы. ISBN 978-0865976313 .
  11. Уолтер Блок . Либертарианство и либертинизм
  12. Джессика Флэниган. Три довода против рецептурного отпуска лекарств . InLiberty.ru .
  13. Чандран Кукатас. Иммиграция и свобода . InLiberty.ru .
  14. Ужесточение контроля над оборотом огнестрельного оружия и общественная безопасность. Гэри Маузер
  15. Дэвид Бергланд. Либертарианство за один урок (недоступная ссылка - история ) . Проверено 17 сентября 2012. Архивировано 16 декабря 2012 года.
  16. Брайан Доэрти. Мировая война против наркотиков: столетие неудач и бесплодных усилий (недоступная ссылка - история ) . Проверено 16 мая 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  17. Do «libertarian»-capitalists support slavery? // An Anarchist FAQ en .
  18. You Don’t Know What "Libertarian" Means | Alternet
  19. Belluck, Pam . Libertarians Pursue New Political Goal: State of Their Own (англ.) . Проверено 21 октября 2018.

🔊 Прослушать пост

Когда люди слышат слово либертарианцы, то часто они ассоциируют с ними два слова: Светов и Дуров. Михаил Светов — одна из самых харизматичных личностей в либертарианском движении, а Павел Дуров — самый известный в России либертарианец.

Человечество находится в рабстве у организованных преступных группировок, называющих себя «государствами».Павел Дуров

Может, кто-то даже слышал распространенный мэм: «С уважением, ваш коллега, белый либертарианец .

Михаил Светов — самый харизматичный либертарианец в России.

Именно, после вдохновенного, зажигательного выступления Михаила Светова на митинге против РосКомНадзора и за Телеграм и свободный интернет многие люди в России узнали о существовании либертарианцев. Посмотрите:

Так, что же всё таки такое это либертарианство?

Если кратко:

Либертарианство — это свобода для каждого!

Сердцевиной либертарианства является Принцип НеАгрессии (ПНА — NAP) — неприменения насилия за исключением защиты себя и своей собственности. Все остальные формы насилия нелегитимны в либертарианстве. Поэтому либертарианцы против любых насильственных платежей взыскиваемых государством — как например, налоги, страховые отчисления (на пенсию, «бесплатную» медицинскую помощь).

Кто такой либертарианец?

Согласно, американскому словарю английского языка,

Либертарианец — это тот, кто выступает за максимизацию прав отдельного человека и минимизацию прав государства.

Либертарианцы за редуцирование влияние государства и за развитие каждой личности. Как сказал Дэвид Фридман в книге «Механика свободы»:

Центральная идея либертарианства — дать каждому человеку возможность распоряжаться своей жизнью так как он хочет.

Или как сказал Давид Боз в 1997 году в книге «О либертарианстве»:

Либертарианство — это видение мира в котором каждый человек имеет право жить своей жизнью любым способом, который он выбирает, при условии, что он уважает равные права других. Либертарианцы защищают право каждого человека на жизнь, свободу и право собственности, которые и были изначально у людей до образования государства. В либертарианском мире все человеческие отношения должны быть добровольными; единственные действия, которые должны быть запрещены законом, являются те, которые включают в себя начало применения силы против тех, кто сам не использовал такие принудительные действия, как убийство, изнасилование, грабеж, похищение людей и мошенничество.

Что можно считать преступлением с точки зрения либертарианства?

Денис Черноморец: «Разве общество не может быть объектом преступления? » Saind Official: «Денис, не может. Общество состоит из отдельных людей, если никому конкретному не нанесён вред, то и вреда «обществу» быть не может. «

Михаил Светов о либертарианстве за 5 минут

Все самые важные институты человеческого общества — язык, право, деньги и рынки — развились спонтанно, без централизованного руководства. /Д. Боуз/ Одна из форм влияния на государство — является образование партий. Либертарианская, демократическая, социалистическая партии все хотят одного — меньше бедности, больше благополучия. Но у всех их разные способы достижения этой цели. Например:

Брак

Цель: Каждый может вступать в брак в независимости от пола, вероисповедания, национальности, цвета кожи и т.д. Реализация: Либертарианцы против государственной регистрации брака, они за письменный или устный (клятва) брачный договор.

Медицинская помощь

Доступная и качественная медицинская помощь для каждого. Либертарианцы за то, чтобы каждый человек имел отличную медицинскую помощь, лечение, но они против вмешательства государства в этот процесс, например через обязательные взносы на медицинское страхование. Пусть эти деньги останутся у людей, и они сами выберут достойного врача, клинику.

Физическая свобода

Каждый человек волен распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Человек имеет право сам решать что ему есть, как ему лечиться, какие принимать препараты, кем работать.

Суд

Справедливый суд. Законы, которые препятствуют свободному выбору человека (но которые не ущемляют права других), являются несправедливыми и должны быть отменены.

Окружающая среда

Каждый человек имеет право жить в окружающей среде свободной от загрязнений. Предприятия, находящиеся под защитой государства — являются самыми активными загрязнителями окружающей среды и самыми безнаказанными. Чем больше земли будет в руках у людей, тем чище будет воздух, вода, земля.

Экономика

Сильная, стабильна, инновационная экономика. Либертарианцы верят, что единственная справедливая экономическая система — это свободный рыночный капитализм. Если не будет вмешательства государства в рыночный процесс посредством постановлений, субсидий, то хорошие продукты и услуги, которые производятся и продаются на свободном рынке, будут процветать, а плохие потерпят неудачу. Арбидол тогда уже не продашь).

Иммиграция

Каждый адекватный, мирнонастроенный иностранец может стать гражданином России. Любой мирный, стремящийся к созиданию, уважающий культуру России иностранец, который хочет стать гражданином, должен иметь на это право, в независимости от того, из какой он страны, на каком языке он говорит, или какую религию он исповедует.

Армия

Защита России от врагов. Либертарианцы полагают, что нет причин вмешиваться в войны вне России. Армия должна защищать российских граждан. Кроме того, Армия расходует очень большой процент нашего бюджета. Россия должна прекратить полицейскую деятельность в мире и не участвовать в многолетних войнах на территории иностранных государств.

Аборты

Решение об аборте — это дело семьи, а не государства. Правительство не должно решать, какие медицинские процедуры мы должны выбирать. Аборты — это очень личная проблема и государство не должно участвовать в принятии этого выбора.

Гражданское оружие

Законопослушный гражданин имеет право защитить себя, свою семью, свою собственность с помощью оружия. Либертарианцы поддерживают право хранить и носить оружие. Любое препятствие со стороны правительства ограничить это право каким-либо образом является несправедливым и должно быть отменено. Чем больше ограничений существует, тем лучше для черного рынка оружия и больше оружия в руках преступников. Преступник всегда будет вооружен, а законопослушному гражданину запрещают носить оружие — и это несправедливо.

Образование

Улучшить образование на всех уровнях. Свободный рынок, как и для любой отрасли, обеспечит процветающую систему образования. Хорошие школы преуспеют, а плохие школы будут заменены лучшими в результате конкуренции. Т.е. если в двух словах, либертарианство нацелено на обеспечение абсолютной и неотъемлемой свободы личности, включая свободу слова, убеждений, собраний, право на владение собственностью, равенство перед законом и физическую независимость. Либертарианцы признают необходимость государственной власти, но в ограниченном или минимальном объёме. Правительство, согласно либертарианства нужно только для защиты прав граждан и должно только вмешиваться туда, где эти права и свободы находятся под угрозой. Несправедливость там, где индивидуум или их группа своей деятельностью ограничивают свободу другого человека.

Либертарианцы способствуют личной ответственности и благотворительности, а также традиционно выступают против корпоративизма. Эти ценности лежат в основе концепции спонтанного порядка, что социальный порядок не навязан центральной властью или под руководством правительства, а естественным образом возникает в крупных сообществах лиц, работающих согласовано.

Как появилось либертарианство?

Идеологическое происхождение либертарианства можно увидеть в древнем мире задолго до того, как появилось это слово. Китайский мыслитель Лао Цу писал, что «без закона или принуждения люди будут жить в гармонии», а философы и поэты Греции излагали понятие высшего закона природы или порядка выше полномочий государства и королевской власти. Либертарианство в современном понимании впервые появилось в эпоху Просвещения. Философия разделяет большую часть своей истории с классическим либерализмом в XVIII веке, поскольку понятия свободной воли вдохновили ряд важных французских, шотландских и американских мыслителей. Тогда было три основных философа: Джон Локк, Адам Смит и Джон Стюарт Милль. Часто называемый «Отцом классического либерализма», Локк наиболее известен своими влиятельными теориями социального договора (контракта), личной независимости и частной собственности. Собственность, как плод труда человека, утверждал он, является правом. Аналогичным образом, роль правительства заключается в защите гражданских прав, а не навязывании прав гражданам. Тем временем Смит писал против вмешательства правительства в дела граждан. Он также был известным критиком и противником профсоюзов и корпораций. Милль со своим утилитаризмом в своем эссе «О свободе» подчеркивал, что цель власти состоит в том, чтобы сохранить свободу человека для удовольствии и счастья. Другие философы, как например, французский барон де Монтескье, предлагали разделение государственных полномочий. Эти классические либеральные идеи оказали огромное влияние на мышление американских и французских революционеров. Во Франции идеи были закреплены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года.


В Соединенных Штатах отцы-основатели Америки вписали в Декларацию независимости, что сама цель правительства состоит в защите «неотъемлемых прав» каждого гражданина «жизни, свободы и стремления к счастью». Анархическое понятие индивидуализма прослеживается и в произведениях таких американских писателей, как Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. В начале 20-го века современный бренд американского либертарианства, чаще связанный с консерватизмом свободного рынка, излагался такими писателями, как Л. Л. Менкен, Леонард Рид и Айн Рэнд. После федеральных инициатив и программ президента Франклина Д. Рузвельта в рамках Нового курса многие из этих теоретиков отвергли название «либерал», которое стало означать социалистические идеалы, и начали искать другое название. К 1960-м годам Мюррей Ротбард популяризировал термин либертарианство , который был придуман анархо-коммунистом по имени Джозеф Дежак в 1857 году и составлен из французского «libertaire».

Левое (либертарный социализм) и правое либертарианство

В 1971 году в США была сформирована Либертарианская партия, выступающей за свободный капиталистический рынок и борьбу с регулированием по целому ряду социально-экономических вопросов. Правое либертарианство интерпретирует рыночную экономику как спонтанный порядок согласно Адама Смита. Именно в этом правом течении поддерживается свободно рыночный капитализм и право частной собственности. Полномочия централизованного правительства сокращаются, а государственная собственность отменяется. Некоторые защищают такие функции государства как: полиция, армия и система правосудия для защиты частной собственности, взаимодействия граждан и действий против агрессии. Идеи правого либертарианства распространяются несколькими мозговыми центрами, включая анархо-капиталистический Центр либертарианских исследований и Институт Катона, основанный Ротбардом (последний с помощью Чарльза Коха из Koch Industries). Тем не менее, хотя правая либертарианская позиция находит небольшую политическую почву в США, философия оставалась более связанной с левым анархизмом в других частях мира.

В Соединенных Штатах, — пишет Фрэнк Фернандес в своей книге «Кубинский анархизм», однажды чрезвычайно полезный термин «либертарианец» был захвачен эгоистами, которые на самом деле являются врагами свободы в полном смысле этого слова.

Американский левый теоретик Ноам Хомский последовательно утверждал, что либертарианство на самом деле взаимозаменяемо с социальным анархистским или антистатистическим социализмом. Этот термин использует «Альянс левых либертарианцев» и «Центр общества без государства». Хотя оба выражения, как правило, являются культурно либеральными в их поддержке легализации наркотиков, прав на неприкосновенность частной жизни и равенства браков, основным моментом разногласий является экономика и собственность. Либертарианские социалисты и анархисты продвигают прямую демократию с минимальным государством и предпочитают кооперативы в коллективизированной собственности граждан. Их подход к производству подтверждается теорией стоимости труда Адама Смита, также процитированной как марксистская по своей природе: ценность продукта или услуги обусловлена ​​социальными издержками его производства, часами и человеческими усилиями, а не его стоимостью для клиентов. Для левых либертарианцев капитализм — это еще одно иерархическое трудовое отношение в конфликте с их акцентом на личную свободу. Что касается собственности, некоторые левые либертарианцы выступают за коммуны, но двигаются в сторону политического центра, другие поддерживают право собственности на основе занятости. Левостороннее либертарианство обнаружило недавнее возрождение в бунтарской хакерской этике и безлидерских политических движений начала 2010-х годов, чему способствовал интернет, которое началось после экономического кризиса 2008 года и подпитывается энтузиазмом к будущему потенциалу цифровых технологий. В глобальном масштабе это нашло форму в «Пиратских партиях», «Интернет-партии Новой Зеландии» и «Пятизвездочном движении» в Италии, которые по-прежнему активны в политическом плане.