Роль моральных ценностей в жизни человека. Понятие моральных ценностей личности

02.05.2024 Деньги

Введение

Нравственные ценности и их роль вжизни человека. Свобода и ответственность

Понятие эстетического. Добро икрасота в духовном опыте современного человека

Религия и ее роль в современноммире

Заключение

Список использованной литературы


Введение

С момента формированияобщества начали свое существование нравственные ценности. Они определялижизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека невовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставалсяподневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества итрадиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он небудет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых онбудет жалеть.

Как было бы прекрасно,если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как вдревние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяетмиллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормыповедения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласийвозникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.


1.Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

К важнейшим философскимвопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовнаяжизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе егосуществования.

Ценности, обеспечивающиежизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе.

Правила нравственностисодержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственныеценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

В античности появляютсясамостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем,важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания отом, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно.Неморальное поведение трактуется как незнание

Гедонистическая этикапредставляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античнойфилософии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используемназвание «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками»,или киниками, в античной философии называли философскую школу, представителикоторой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм - учение,последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, училиравнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральныхценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становитсялюбовь к Богу и «приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрожденияформируется гуманизм как философская и этическая система, представляющаячеловека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

В XVIII в. идею о том, что главнойкатегорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Онсформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должныподчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякоевремя могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Нравственные ценностииграют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либонельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишьсяненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречитнравственным ценностям.

Родные, друзья, близкие ите кто нас окружают – это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью,доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правилповедения мы просто не сможем существовать.

Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода, возможность нравственногосамоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляциичеловеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы каквыбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решениемчеловека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, чтоволя человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствиемнеких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему рукуХриста, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Еслиотвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при которомчеловеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг сдругом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни - этозаконы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только набольшом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуютвероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать.Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек воленпредпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли извозможности выбора может и должна перейти в действительность выбора -воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческаяволя имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит отнекоторых условий:

Условие1. Для реализациисвободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Есличеловек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозойсмерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своемуусмотрению - он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическомотношении.

Условие 2. Для того чтобысвободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способностьувидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд,осознанность - необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут.Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаяхвыбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает,что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желаетотказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим.Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать -тоже поступок.

Неоказать помощь - промолчать, закрыть глаза - это тоже свободное решение. В неменьшей степени данное положение относится в выбору между равноправнымиценностями. Если ты не выбрал - значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чащевсего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтомууклонение от выбора - не более чем самообман.

Ответственность- оборотная сторона свободы, ее « alter ego » - второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегдасопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянноеим.

Вестисебя ответственно -значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласнологике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и надругих. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждогосвоего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий.Ответственное поведение в этом смысле - это поведение разумное и в хорошемсмысле слова расчетливое - поведение того, кому не все равно, что будет с ним ис другими. Ответственность означает также способность правильно понять нуждыкак других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя поотношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбео помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие испособствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого черезколено», - это всегда безответственное отношение к нему. То же касаетсяотношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своемсохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, недавая воли иррациональным страстям.

Первым важнейшим условиемответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек былсвязан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выбореговорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственнымза то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не могпоступать сообразно своей воле.

Вторымважнейшим условием полноты моральной ответственности человека являетсяпреднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, чтохотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принеслидругим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, чтонепреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее неснимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга - онтакже испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдаеттакого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении соружием - то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздовыше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед,часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности заслучившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, этопроисходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудиярока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаембыть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытыйсобственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужойжизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет насчувствовать ответственность.

Ответственному поведениюпротивостоит безответственное - это поступки «на авось», действия, которыесовершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других.Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточнойсамоуверенностью, а часто - и с тем и с другим. Когда человек безответственносовершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степенинеопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбораоказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, ктовтянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид неиспытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, неконцентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что«нелегкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает всилу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую«несут». «Нести ответственность» - значит принять на себя все последствиясовершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В своюочередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалитьпоследствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственнуютрусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавшийчеловека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственнуюморальную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, - этоответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственнуюмораль - самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр илибезудержно жесток - это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принятьна себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь,что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, - ты лжешь, потомучто последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание,разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь,богатство или славу, потому что всякий результат - результат его свободноговыбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственныепоступки.

2. Понятиеэстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Мирчеловека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способенна любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Исоответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное.Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенногоориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущаетсяпотребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должногозначения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считалисамостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику.Почему?

Греческое»эстетикос" означает «относящееся к чувству». Но чувствосчитали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности.Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не толькоподчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамкахкоторой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное.Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного,а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизируеткатегорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементысопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно имаксимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркиваясвоеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как«целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересованов чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человекаэстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где икак существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков:эстетическое, а сюда входит и красота, - это свойство предмета. Такой ответ спозиций понимания знакового, символического характера эстетического являетсядовольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическоеобъединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как«природники», считающие эстетические свойства принадлежащимиобъектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайнаэстетического состоит в удивительной согласованности «лица» предметас внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическомотношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все начеловечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешнимокружением.

Ценностныйхарактер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в немпрекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремитсяне к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мирэстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половинучувственного восприятия.

Встремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивогочеловек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощениекрасоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражатькрасоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль,чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура,литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративноеискусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случаемузыки - звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальныхинструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты.Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностнымпереживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужествавоина, защищающего родину.

Дляконструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различиемежду, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны,техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое«технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техникявляются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают.Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качествесимвола красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит вего полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаяхтехническое изделие является и произведением искусства, но это имеет местодалеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мираэстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия непротивостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, ножелательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна,художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово«дизайн» английского происхождения и весьма удачно отражает сутьтехнической эстетики. Оно состоит из корневой основы «зайн» (знак,символ) и префикса «ди» (отделение). Дизайнер осуществляетразнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир втехнические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника- это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого«Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее,противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой надпристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий». И я, пожалуй,соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояниечеловека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторывлияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это можетпроявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красотаже в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, напримердевушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят времяв салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений ине вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен идушой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятсявнешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты,по моему мнению, будет всегда.


3. Религия и ее роль в современном мире

Религия(от лат. religio - благочестие, набожность, святыня,предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мираосуществляется через его удвоение на потусторонний - «земной», естественный,воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный»,сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного(теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального,жизненного, предметного,- черта всех форм его духовного освоения людьми.Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии -в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозногомировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидностисверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозногосознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннеесостояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ -система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления,чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, синдивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личнымтворчеством. То и другое - обязательные «полюса», условия жизни религиозногосознания.

Религиозныепредставления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека.Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существуетмножество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, какхристианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большоечисло приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная (и организующая)вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самымвоплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природарелигиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнеговремени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оноистолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире ичеловеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, формаидеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание иобщественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческимпеременам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследованияпоказывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленныхсилах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отраженопостоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественныхпроцессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственныесилы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религияразвивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил,как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о«высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические ибожественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюдасмешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Откошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение«высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа,достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает вседемоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец - сын» идругими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека.Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людейкультурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желаниеумилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным ихпочитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого моментасвязано развитие в рамках религиозного сознания - на высших его ступенях -этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение кбожеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуяформированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия- сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое неукладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из историческихмиссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность,выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода,значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но врелигиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи:фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом инастоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разнымигруппами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначнооценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

Религия- явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическимизакономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечномитоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественногомирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, вкоторых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей наобщественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это взначительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своемуотражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит системуэмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни,нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощьюторжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувствалюбви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга,справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать спереживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностнуюсторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовностичеловека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспектачеловеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредствомприродных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальнойстороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается какнечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическомутолкованию, регулированию.

Можносделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования моральноустойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такоехорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.


Заключение

Ценности, обеспечивающиежизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода… Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы небудем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев изаконодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна бытьзаложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.

Эстетическое -метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Онаотражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному,низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикамжизни и искусства.

Добро лежит внутричеловека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем большедобра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красотаобъединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.

Ну и в заключении скажу орелигии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учитуважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегдатак, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственнымрамкам.


Списокиспользованной литературы

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т.«Философия». – М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

2. Спирин А.Г. «Философия». – М.:Гардарики, 2004. 279-283 стр.

3. Рычков А.К. «Философия». – М.:Владос, 2004. 173-175 стр.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». – СПб.:Питер, 2004. 298-301 стр.

5. Кохановский В.П. «Философия». –Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.

6. Губин В.Д. «Философия». – М.:Проспект, 2007. 184-187 стр.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин«Философии». – Проспект, 2008. 365-367 стр.

8. Разин А.В. «Философия». – М.:Гардарики, 2006. 304-307 стр.

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Абсолютизация материальных ценностей привела к изменению моральных, политических ценностей и духовной деградации личности.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Сегодня любой согласится с утверждением о том, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших. Важнейших прежде всего потому, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. П. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной или гражданской войны...».

Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены предшествующими поколениями. Все это тесно связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, расколотом на группы и группки и лишенном единой объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, которая подразумевала наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему воспитания и пропаганды.

Разрушению этих ценностных ориентиров не сопутствовало появлению сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным образом берут свое начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный вакуум, метание от одних ценностей к другим и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы и изменения мировоззрения.

Ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей Рыбкина И.В. «Роль ценностей в современном обществе»Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. - 128 с. (Сер. Философские беседы.).

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, представляют ту сторону окружающей действительности, которая непосредственно воздействует на человека.

Учитывая это обстоятельство, можно определить роль ценностей в современном обществе. Через освоение многообразных ценностей человек социализируется, т. е. приобретает социальный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре. Действуя в рамках этого, человек создает новые ценности или сохраняет старые, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.

Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как ценности материальные. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

В современном обществе можно принимать или не принимать тот или иной идеал. Но есть какие-то общие тенденции, которые следует принимать в расчет. Если есть зло, есть и добро, есть человечность, красота, радость, счастье. Только это и поможет сохраниться обществу, новым поколениям.

мораль моральная ценность

Авторами статьи исследуется проблема морально-нравственных ценностей в современном социуме. Подчеркивается, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры, моральным ценностям. Авторы доказывают, что, несмотря на кризисное состояние современного социума, морально-нравственные ценности относятся к категории высших человеческих ценностей. Ключевые слова: мораль, нравственность, ценность, человек, мир, пространство современного социума, кризис.

В настоящее время кризисная ситуация, вызванная стремительно развивающейся глобализацией мирового пространства, углубляет как экономические, так и социальные противоречия в обществе. Сегодня эти противоречия свидетельствуют о цивилизационном сдвиге, нарушении гармонии существования человеческой цивилизации, возникновении противоречий во всех сферах жизни. Зададимся вопросом: почему противоречия вызывают дисбаланс в социуме как единой, упорядоченной системе? Противоречие, как таковое, утверждает тождество изначально различных объектов социального и духовного бытия человека, тем самым порождая хаос и путаницу в представлениях, понятиях, осыслении жизни.

Вполне закономерно, что эта кризисная ситуация находит свое отражение в бытии каждого человека, начиная с морально-этических противоречий между людьми и, заканчивая войнами между государствами. Такой стремительно изменяющийся мир, со смещением жизненно важных координат, вселяет в человека растерянность, «выбивает» его из обжитого, хорошо знакомого пространства бытия, и бросает в незнакомый, а потому пугающий мир «здесь бытия», где царит отсутствие определенности формы, зыбкость жизненных ориентиров. Естественно, подобный мир бросает человеку вызов, заключающийся в испытании его способности правильной моральной, нравственной ориентации в этом мире, способности принимать решения, адекватные человеческой сущности его бытия. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры.

Это объясняется тем, что человек существует не только в мире вещей и процессов. Он существует, бытийствует, прежде всего, в мире ценностей и, порождаемых этими ценностями, мире смыслов. Ценности задают цели существования человека, этими жизненными целями и обеспечивается формирование, трансляция ценностной общечеловеческой культуры. Именно аксиология как наука о ценностях, создала фундаментальные основы для развития современного человекознания. Категория «морально-нравственная ценность» выступает в качестве человекомерного ориентира, определяющего сущность ценностного подхода человека к развитию себя как неповторимой, индивидуальной личности и осмыслению социальных проблем современного ему общества. «Ценности моральные - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья» , - читаем в Словаре по этике.

Таким образом, моральные, нравственные ценности относятся к категории высших ценностей, побуждающих человека к осуществлению правильного выбора между добром и злом, истиной и ложью, жестокостью и милосердием, враждой и миром в пользу добра, истины, человечности. Но как трудно, порой, бывает сделать этот правильный (моральный) выбор! Что стоит за таким простым и хорошо знакомым нам понятием «правильный моральный выбор»? Каждый из нас найдет свой ответ на этот вопрос. Одним из вариантов ответа может быть следующий: «Осуществить моральный выбор - это и значит выбрать мораль, преодолеть аморализм как растерянность, дезинтеграцию» . Безусловно, моральные ценности, выработанные культурой, только тогда могут быть органично восприняты человеком и присвоены им на личностно- смысловом уровне, когда они пережиты лично: интеллектуально, эмоционально, чувственно. Поэтому бытие человека в мире моральных ценностей - это процесс его духовного общения с миром и собой как частицей этого мира. По сути, вся жизнь человека - это постоянное борение, борение с собой, явлениями окружающего мира, это преодоление одних сил другими. То же относится и к ценностям: одни ценности, с течением времени, как будто бы утрачивают свою актуальность, отступают на задний план; другие же, наоборот, приобретают актуальную значимость и статус наиболее доминирующих в современном мире.

Однако, благодаря этому извечному противостоянию, продолжается жизнь на Земле, эволюционирует, развивается человек. Посредством плетения этого «кружева» «человеческого, слишком человеческого»: мыслей, чувств, эмоций, утверждаемых ценностных начал, - творится пространство бытия человека. По моему глубокому убеждению, человек - это рожденный смысл. В процессе бытия он открывает себя миру как собственно имманентный смысл, отличающийся самоценностью. Этот имманентный смысл вступает во взаимоотношения с окружающими механизмами социальной интеграции и дезинтеграции. Так создается разумный, обладающий самосознанием, человеческий мир. Взаимодействие людей друг с другом, обмен чувствами, информацией, опытом - это встречи в осмысленном мире, поскольку мир людей - это мир смыслов и способов их трансляции. Смысловое понимание и принятие моральных, нравственных ценностей доступно человеку этическому, то есть, человеку, вобравшему в себя все наследие общечеловеческой морали. Моральные ценности образуют в сознании человека своеобразную иерархическую лестницу, «пирамиду» ценностей, они являются умозрительными ценностями (ценностями убеждения) и практическими, воплощенными в конкретное действие, поступок (ценностями поведения). Разнообразие этих ценностей создает чувственную, эмоциональную полноту жизни человека, ощущение наполненности его существования, делает возможным участие человека в создании и развитии жизненно важных ценностей.

Но желание человека творить добро, утверждать нормы человеческой морали без соответствующих практических действий, поступков, - остается лишь желанием, беспочвенной интенцией. Воля человека превращается из побуждения в действие, только будучи направленной на постижение и созидание ценности, осуществление которой требует от человека большого нравственного усилия, заключающегося, во-первых, в воспитанности внутренней нравственной культуры (готовности воспринять моральную ценность) и, во-вторых, в способности самостоятельного овладения моральными, нравственными ценностями (способности осмыслить уже существующие ценности и продуцировать новые). В этом проявляется созидательная сущность человека как homo faber - человека-творца мира личностного, сугубо индивидуального, и мира внешнего, составляющего его антропное пространство. Несмотря на то, что моральная ценность, как таковая, не является реальным образованием, она, тем не менее, объективна и материальна в силу способности определять содержание поведения человека.

Экзистенциальные ситуации человека в мире, в их повторяемости и, вместе с тем, неповторимости, представляют собой часть его этического бытия. Выбор линии поведения (моральный выбор), в той или иной жизненной ситуации, подчинен свободной воле человека и эту волю к исполнению своего нравственного долга, к выбору добра, в ситуации противоборства между добром и злом, - человеку необходимо в себе вырастить как один из определяющих антропных признаков. «Каждое существо на земле и каждое тело человеческое имеет некоторую цель, которой оно и служит. При этом можно иметь в виду чисто субъективную цель, зовущую человека к удовлетворению его личных потребностей и ведущую его к личному успеху в жизни. Но можно иметь в виду и объективную цель, последнюю и главную цель жизни, по отношению к которой все субъективные цели окажутся лишь подчиненным средством. Это есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель, на самом деле прекрасная и священная, - не та, ради которой каждый отдельный человек гнется и кряхтит, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть» . Такое отношение человека к жизни является результатом особого субъектно-социального ценностного акта, в котором центральное положение занимает рефлексирующий человек как субъект оценки, реализующий этот ценностный акт. В настоящее время человеческий мир переживает кризис во всех жизненно важных сферах. Кризисный социум демонстрирует всю мощь своей разрушительной силы: падение уровня социальности людей привело к нарастанию чувства их отчужденности и агрессии. «Произошло отчуждение привычного, или традиционного, мира.

Это страшно: Вселенная, в которой мы находимся и которой мы являемся, уже не кажется нам такой, какой она по сути и должна быть: прочной. Она становится бесформенной, ненадежной, проблематичной, шаткой. Находиться в ней значит не стоять на ногах, а падать, теряться, задыхаться». Следствием подобных кризисных процессов является «съеживание» социального пространства, которым утрачиваются его важнейшие человекомерные характеристики: размеренность и нарративность (поступательность) развития. Современное нам социальное пространство приобретает черты случайности, в результате чего наступает эсхатологическое разочарование человека в жизни, обществе, самом себе. Возникает ситуация абсурдности существования как такового. «…Ничто не является тем, чем должно быть, ничто не является самим собой, но в то же время оказывается своей противоположностью, всем, чем угодно, - и виновато здесь не повреждение нашего ума, а повреждение мира, который, превратившись в бред и обман, ввергает нас в безумие!

Мир помешался, сошел с ума, и мы в него погружены» . В результате, человек утрачивает чувство самости, сопровождающееся кризисом самоидентичности, его поглощает состояние апатии, скуки, собственной бесполезности и потерянности. То есть, человек «отгораживается» от мира и живет в своем ограниченном социальном пространстве. Общество, как результат организованной совместной деятельности, исчезает, уступая место враждебно настроенным по отношению друг к другу людям. «Когда инструментальные возможности агрессии превосходят культурные ограничители (устанавливаемые моральными нормами и ценностями - В. М.) и начинается экстенсивный рост, общественное сознание и массовые настроения приобретают соответствующие свойства. С ростом потребностей усиливается ощущение всемогущества и вседозволенности» . Это ощущение всемогущества и вседозволенности «расшатывают» ту ось человекомерного мира, основу которого составляют ценности морального, нравственного характера.

Наиболее болезненной точкой морально-нравственного кризиса современного социума является отказ современного человека от тысячелетиями сложившейся системы моральных ценностей. А это уже представляет угрозу отрицания существующего контекста культуры, что, само по себе, разрушительно и опасно: в отрыве от ценностного культурного контекста не может созидаться богатый, полноценный текст культуры человеческого мира. Таким образом, исследование проблемы бытия человеческой морали, нравственности, механизмов их детерминации не исключает раскрытия сущности человека не только как созидателя ценностей, но и как их разрушителя. Особенно наглядно мы можем это наблюдать в ситуации сегодняшнего дня. Когда раздаются сетования на то, что морально- нравственные ценности разрушены, следовало бы обратить взгляд на себя и озадачиться вопросом: кем разрушены эти ценности? Вопрос этот - риторический: морально-этические ценности разрушаются каждым из нас, когда мы забываем о золотом правиле нравственности по отношению друг к другу. Кризисность современного социума характеризуется усилением рационального начала человеческой жизнедеятельности, что оборачивается оскудением духовной жизни человека. Рациональное начало привело к укоренению в нашей жизни такого безнравственного явления как потребительство. Сегодня мы живем в мире одноразовых предметов, одноразовых отношений, которые ни к чему не обязывают: использовал - и выбросил: из дома, из памяти, из мыслей. Конечно, говорить в такой ситуации о нравственных ценностях любви, дружбы, долга, как минимум, неуместно.

Смею выразить надежду, что ситуация морального кризиса современного нам социума - это всего лишь ситуация, подверженная изменениям, а не некие окончательно утвердившиеся, социальные изменения. В качестве аргумента вышеизложенного, приведу следующий: человека невозможно окончательно зафиксировать в силу его самореференции и сопутствующей ей рефлексивности. Даже когда рациональное начало человека, как существа мыслящего, одерживает верх, человеческое бытие упрямо продолжает определять себя как человеческое, исходя из интенции, эмоции, переживания. Равноправие, любовь, дружба, симпатия, являясь спутниками человека, наполняют нашу жизнь человечностью. Базовые ценности мира людей: вера, надежда, любовь, патриотизм, свобода, лидерство представляют собой феномены конституциирования самости человека, противостоят тотальной унификации, навязываемой современностью.

Обратившись к истории проблемы морально-нравственных ценностей, мы можем констатировать, что критический взгляд на мораль и нравственность современной им действительности, был свойственен многим просвещенным людям разных эпох. К примеру, выдающийся древнегреческий поэт, философ Гесиод, живший еще в VIII веке до нашей эры, в поэме «Работы и дни» пишет:

«Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди…
Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
……………………………………………………………..
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет» .

Страшно становится от того, насколько актуально-пророчески звучат сегодня, в ХХI веке эти строки, написанные в VIII веке до нашей эры! Мы не можем не признать, что каждый из нас, современных людей, продолжая с большим или меньшим успехом выполнять свои функции на работе или дома, утрачивает антропные, человеческие основания собственной экзистенции, превращаясь в человека-функцию. Происходит это потому, что нами разрушается фундаментальная основа человеческого бытия - мораль, нравственность.

В результате этого, ценности человеческой морали теряют для нас свою привлекательность, а вместе с ней и обязательность, я бы даже сказала, обязанность следовать им. Развлекательная культура, которая в настоящее время представляет собой особый пласт современной культуры, уничтожает моральные ценности, подталкивая человека к тотальному забвению своего человечного естества, пропагандирует в качестве главного жизненного принципа наслаждение. Безусловно, наслаждаться жизнью - это прекрасно, но когда в угоду наслаждению безоглядно разрушаются, выработанные поколениями, ценности морали, нравственности, - это «наслаждение» утрачивает свои положительные характеристики, становясь не чем иным, как гедонистическим забытьем. Как уже отмечалось выше, проблема моральных ценностей является злободневной не только для нас, людей живущих в ХХІ веке, она была современной и актуальной в течение всех культурно-исторических эпох человечества, являлась предметом исследования многих ученых. К примеру, данная проблема получила глубокое развитие в работах основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта.

Известно, что он рассматривал сущность человека как совокупность двух начал: природного (мир жестокости и зла) и духовного (мир культуры, морали). Философ подчеркивает, что силой, интенционально возвышающей человека над обыденностью, созидающей его культурное существо, является нравственность. Нравственные поступки, по мысли Канта, способен осуществлять только разумный, свободный человек, с одинаковым уважением относящийся к себе и другим людям: «Долг перед самим собой, равно как и перед другими, - воздействовать друг на друга своими нравственными качествами … не обособляться … от других; хотя и делать себя неподвижным центром своих принципов (выделено В. М.), но рассматривать этот начертанный круг лишь как часть всеобъемлющего круга образа мыслей гражданина мира не для того, чтобы пеклись о жизненных благах как о цели, а лишь для того, чтобы культивировали средства, косвенно ведущие к ним: приятность в обществе, терпимость, взаимную любовь и уважение (приветливость и благопристойность …), и таким образом приобщали грации к добродетели; осуществление этого само есть долг добродетели» .

То есть, согласно Канту, поступок человека является моральным только в том случае, когда он продиктован долгом, осознанным следованием категорическому императиву. И. Кантом утверждается идея автономности морали, нравственный закон, согласно его учению, не выводим из каких-либо иных законов: началом нравственных законов является сам человек. По утверждению философа, мораль - свободна, она создается не наукой о морали, а основывается на нравственном чувстве человека. И. Кант считает, что нравственные регуляторы являются независимыми от внешних оснований, даже от таких фундаментальных как религия : человек как существо, наделенное разумом, имеет собственную волю и способен поступать тем или иным образом. Вместе с тем, его взгляд на человека достаточно пессимистичен. Кант не разделяет мнения Ж.Ж. Руссо о доброте человека, в частности, в работе «Об изначально злом в человеческой природе» он пишет: «То, что мир во зле лежит, - это жалоба, которая так же стара, как история, даже как еще более старая поэзия, более того, как самая старая среди всех видов форм творчества - религия жрецов» и далее: «Суждение человек зол,… выражает только то, что человек сознает моральный закон и тем не менее принимает в свою максиму (случайное) отступление от него» . Тем не менее, философ анализирует задатки личности человека, размышляя о первоначальных задатках доброго в человеческой природе: «Задатки личности - это способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола» . Очевидной является оценка И. Кантом человека как свободной личности, созидающей человеческую мораль.

В контексте исследуемой нами проблемы, особо обращает на себя внимание следующая мысль философа: «… я объявил мораль наукой, которая учит, как мы должны стать достойными счастья (выделено В. М.), а не как мы должны стать счастливыми» . Быть достойным счастья, согласно И. Канту, означает иметь такие качества, которые обеспечивают гармонию природного окружения и целей личности, в том числе, и ее моральных устремлений. Желание стать счастливым - вполне естественное желание каждого человека, но как важно сегодня не забывать кантовского: «мы должны стать достойными счастья»! Это счастье необходимо выстрадать, заслужить собственным нравственным отношением к себе и окружающим людям. Вопросы нравственных ценностей исследовал Иоганн Готфрид Гердер, рассматривавший всю человеческую как «культивирование человечности» . Согласно утверждению философа, «цель земного существования заключается в гуманности… Все нужно воспитывать: разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечение - благородной свободой, побудительные силы - человеколюбием». Воспитание гуманности, являющейся одной из основоположных нравственных ценностей, И. Г. Гердер сравнивает с божественным явлением в жизни, считая, что «все человеческие учреждения должны следовать цели гуманизации» . Весь ход человеческой истории, развитие культуры, духовный прогресс он рассматривает с позиции этой высшей нравственной ценности человечества - ценности гуманизма, высказывая убеждение в том, что в гуманизме состоит высший смысл и содержание наук, образования и искусств, составляющих мир бытия человека.

Гуманистические идеи нравственности, вслед за И. Кантом и И. Гердером, продолжает в своих работах Г.В.Ф. Гегель. В его сочинениях человек должен в течении жизни овладеть божественной идеей. Образование человека, означающее приобщение его к культурным ценностям, служит, по мысли Гегеля, «окультуриванию» человека. Под влиянием мира культурных ценностей, он должен обрести свою социальную и культурную природу . Моральное мировоззрение, с точки зрения философа, представляет собой «постулированную гармонию долга и действительности» , оно состоит « в соотношении морального в-себе-и для-себя-бытия с природным в- себе- и для-себя-бытием. В основе этого соотношения лежит как полное равнодушие и собственная самостоятельность природы и моральных целей и деятельности друг по отношению к другу, так, с другой стороны, и сознание единственной существенности долга и сознание полной несамостоятельности и несущественности природы». Долг, о котором пишет Гегель, диктуется человеческим разумом, благодаря которому все в мире имеет свое бытие. Замечание философа о «полной несамостоятельности и несущественности природы», подводит нас к выводу о начале мира как начале человеческом, деятельном, целенаправленном. Абсолютная идея, порождением которой является человек, устремляет его мышление и действия к совершенствованию в поисках истины. Заслуживает внимания то, что в учении об объективном духе Г. В. Ф. Гегель акцентирует внимание на развитии духа, получающем свое дальнейшее выражение в коллективной деятельности, в практике человеческого рода, а не в деятельности индивидуального «Я». Этим подчеркивается значимость социального начала человека, внутренним миром которого, по определению философа, является мораль. Моральная воля человека проявляется в его действиях и никакое доброе намерение не может служить оправданием плохого поступка. Представляет интерес разграничение Гегелем морали и нравственности.

Мораль, согласно Гегелю, характеризует личную позицию индивида, в то время, как в нравственности проявляется форма общности людей: возникновение семьи, гражданского общества, государства. Исходя из утверждения философа о том, что «…нравственность есть дух в его непосредственной истине» , мы можем сделать вывод о том, какое место в философии Гегеля занимают моральное и нравственное начала в человеческом мире. «…Совершение поступков есть не что иное, как претворение в действительность внутренней моральной цели, не что иное, как порождение некоторой действительности, определяемой целью, или создание гармонии между моральной целью и самой действительностью» . Таким образом, действительность, представленная Гегелем особым духовно- смысловым образом, воспринимается как аксиологическая сущность. Исследуя кризис морально-нравственных ценностей в современном социуме, мы не можем упустить следующий существенный момент. Мир человека, его деятельности по развитию себя и социума представляет собой целостную систему взаимосвязей и взаимозависимостей.

В контексте сосуществования с другими людьми, сосуществования в мире моральных ценностей, подвергаются изменениям такие фундаментальные характеристики человеческого бытия как время и пространство. В ситуации, когда человек ориентируется на моральные ценности, эти изменения содержат положительные моменты: человек начинает ощущать ценность времени своего земного существования, его мысль и чувство получает возможность сосредоточения на нравственной рефлексии, переосмыслении жизненных перипетий, осуществлении правильного морального выбора. В ситуации отрицания моральных ценностей, человек сосредотачивается на настоящем, как мгновении процессуального становления в ожидании неотвратимого приближения пугающего и, не сулящего ничего хорошего, будущего. Время, в этом случае, уже не является гарантом самости человека, оно фокусируется на «здесь и сейчас бытии», на быстро сменяющих друг друга, неустойчивых, подверженных изменениям, проявлениях существования человека в обществе других людей. Оно перестает быть не только временем, в традиционном для нас понимании, но и культурной оболочкой, в которой разворачивается бытие человека: нарративность, поступательность, а вместе с ними целостность, исчезают, уступая место фрагментарности, раздробленности, клиповости сознания человека в целом, и морального, нравственного его сознания, в частности. Следствием этого является возникновение иных морально-этических парадигм, нередко регрессивных, то есть таких, которые способствуют не морально-нравственному прогрессу, а ввергают человека в пропасть аморальности и безнравственности.

Прошлое и будущее для современного человека практически утрачивают свой онтологический статус, он перестает осознавать себя как субъект социума, субъект со-бытия. Изменения происходят и в такой важнейшей характеристике человеческого бытия как пространство. Человек, принимающий моральные ценности как ценности собственные, личные, - преобразует пространство своего бытия в пространство реализации намеченных им социальных программ, целей и интересов. Своей практической деятельностью по преобразованию окружающего мира, человек расширяет и обогащает это пространство, которое, благодаря культурным процессам и взаимодействию людей как субъектов нравственности, выступает и условием формирования, и условием развития человека. В ситуации «морального тупика», отрицания и попирания нравственных ценностей, - человек пытается (и создает!) новую пространственную реальность вне границ привычных параметров бытия - виртуальную реальность, представляющую собой не что иное, как коллективную галлюцинацию миллионов людей.

В этом иллюзорном пространстве можно занять то место, которого ты достоин, отгородившись от всего, что причиняет страдание: несбывшихся надежд, разрушенных планов, собственной беспомощности. Это новое, созданное человеком пространство, своего рода мираж, является лишь информационным ландшафтом в памяти компьютера и, как бы человек не пытался придать ему топологическую определенность, - пространство захлопывается одновременно с выключением компьютера. Уйдя от мира реальных жизненных ценностей, человек оказывается дезориентированным в реальном пространстве бытия, поскольку, захваченный виртуальным пространством как объект, теряет свою субъектно- неповторимую человеческую сущность. Не следует забывать и о том, что человек конца ХХ - начала ХХI века - homo ludens - человек играющий. Ему присуща определенная карнавальная игривость, тяга к визуальной зрелищности, но в этом стремлении прожить жизнь в ярких впечатлениях, он теряет то истинное, настоящее, что и делает его человеком - свой человеческий моральный облик. «Ничего настоящего, подлинного. Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание.

Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». В ситуации кризиса нравственности современного человека мы забываем о том, что морально-этические ценности составляют то основание общечеловеческой культуры, на котором строится человеческий мир. Но «…культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму». Это «духовное содержание» и «совершенная форма», о которой пишет Иван Александрович

Ильин, их гармония - обеспечивается следованием ценностным установкам человеческой морали и нравственности. Моральное «Я» человека реализует себя как конечное, личностное «Я» в бесконечном процессе самосозидания. Человек, для которого моральные ценности не утратили значимости, в продолжение всей жизни трудится над тем, чтобы преобразовать «Я» потенциальное в «Я» актуальное, стремится с-быться, о-существиться, тем самым реализуя свою человеческую программу. Человек, усилием осмысления, удивления, вопрошания, несогласия, - творит, созидает нравственное пространство своего бытия. В этом - предначертание и предназначение человека, прежде всего, как homo sapiens - человека разумного и, что не менее важно, как homo faber - человека-творца.

В максимально широком мировоззренческом ракурсе эволюция морально-нравственных ценностей лишь тогда имеет положительное значение для социума, когда осуществляется не под диктатом его внутренней структуры, а в соответствии с человеческими, личностными приоритетами членов этого социума, и только при условии выполнения ими своей креативной функции по построению и усовершенствованию социального пространства. «Общество есть цель, которой мы отдаем лучшие силы нашего существа, и поэтому оно не может не сознавать, что, отрываясь от него, мы в то же время утрачиваем смысл нашей деятельности . Одной из главных характеристик кризиса морально-нравственных ценностей современного социума является то, что в нем не упраздняются представления о морально должном, а уничтожаются возможности для его реализации. В социологическом этюде «Самоубийство» Э. Дюркгейм весьма убедительно и наглядно доказал, что главной причиной самоубийства человека являются не материальные лишения и не несчастья, свалившиеся на человека. Главная причина решения человека покончить с собой - потеря жизненных ориентиров, утрата смысла жизни . Таким образом, преодоление кризиса в окружающем социуме - это преодоление кризиса в себе через волевое усилие принятия, приобщения к тем моральным устоям, которые позволили человечеству сохранить себя в сложных исторических реалиях и эволюционировать. Итак, морально-нравственное пространство социума создается людьми: их интеллектом, рефлексией, практической деятельностью. Человеческая иерархия людей обусловлена степенью их моральности, нравственности, способности беречь и приумножать эти ценности. Безусловно, исследовать ценностные морально-этические явления весьма сложно, потому что они плохо сочетаются с такими гносеологическими категориями как, например, «истина» и «ложь», с трудом поддающиеся верификации, являющиеся трудными в доказательстве.

Не меньшую трудность научного исследования морально- нравственных ценностей составляет то, что большинство из них - ниоткуда невыводимы. В исследовании проблемы моральных, нравственных ценностей, необходимо исходить из принципов связи, а не причинности (что мы нередко наблюдаем сегодня). Такой подход избавит нас от бесконечного блуждания в мире ценностных ориентиров в поисках инвариантного решения тех или иных морально-этических задач. Эта проблема исследования принципов связи является перспективным полем дальнейших научных исследований многих гуманитарных наук. Современному обществу необходимо, в противостоянии моральному кризису, интегрироваться на основе вечных нравственных ценностей человечества. В этом - и основание, и вершина, высшая точка веры в победу нравственных ценностей, потенциально могущая вызвать к жизни нравственный катарсис человека современного мира. В современном социуме морально-нравственные ценности должны иметь характер аксиом как бесспорных, не требующих доказательств истин, а не теорем как утверждений, справедливость которых необходимо постоянно доказывать.

Литература 1. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

2. Козлова О. Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением /О. Н. Козлова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157 - 166. - 584 с.

3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России / Иван Александрович Ильин // Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Т. 2. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 176 - 180. - 512 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / Хосе Ортега-и-Гассет //Что такое философия. - М.: Наука, 1991. - С. 290 - 336. - 408 с.

5. Назаретян А. П. Homo prae-сrisimos - синдром Предкризисного человека /А. П. Назаретян // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С.228 - 239- 584 с.

6. Гесиод Работы и дни / Гесиод; [ пер. с древнегреч. А. И. Зайцев]. - // Хрестоматия по литературе Древней Греции: Эпоха культурного переворота / Сост. М. Позднев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 85 - 98. - 928 с.

7. Кант И. Метафизика нравов в двух частях / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 109 - 439. - 478 с.

8. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Предисловие к изданию 1793 года / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 7 - 16. - 478 с.

9. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Иммануил Кант; [ пер. с нем.] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 5 - 59. - 478 с.

10. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» 1793 / Иммануил Кант; Т. 4. Ч. 2 [ пер. с нем. .] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 59 - 107. - 478 с.

11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. / Иоганн Готфрид Гердер; [пер. с немецк.]. - М.: Наука, 1977. - 703с.

12. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Энциклопедия философских наук. - Т.1. - М.: Мысль, 1975. - 452с.

13. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа Наука об опыте сознания / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Феноменология духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007. - С. 7 - 477. - 880 с. - (Антология мысли).

14. Мандельштам О. О природе слова / Осип Мандельштам // Сочинения в 2- х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - Т.2. - С.172 - 187.

15. Ильин И. А. Основы христианской культуры. / Иван Александрович Ильин // Одинокий художник Статьи Речи Лекции. - М.:Искусство, 1993. - С. 291 - 337. - 348 с.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Эмиль Дюркгейм; [ пер. з фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова ]. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

Москалюк В. М. Чертков Д. Д.

Моральный способ освоения мира характеризуется своими особыми приёмам ориентации человека. Это не только ценностно-ориентирующая деятельность, но и предписывающая (императивная). Мораль не только позволяет оценивать поведение людей с точки зрения добра и зла, но и определяет ориентиры «достойного» поступка. Тем самым ценностная ориентация выступает в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей. Нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Потребность в добре, наряду с потребностями в красоте и истине, представляет собой по общему признанию важнейшую базовую потребность человека. В своей совокупности всё, что связано с нравственным отношением человека к миру, к окружающей среде, с моральным самосознанием личности и его нравственными потребностями, - составляют моральные ценности. Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов. Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой биосоциальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Понимание того, что есть «добро», а что «зло» делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных потребностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления социальных ценностей (признания прав другой личности. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.) Мораль, таким образом, представляет совокупность исторически сформировавшихся и унаследованных норм, принципов и ценностей, обеспечивающих совместную жизнедеятельность людей. С точки зрения этики мораль предстаёт как оценочное отношение человека к миру с позиций добра или зла, реализующееся в его поведении и практической деятельности. Неслучайно, что нравственность подчас определяют как мировоззрение, поскольку социальные характеристики поведения людей одновременно оказываются и их нравственными характеристиками. Мотивы, потребности, цели и намерения, используемые людьми средства, становятся не только предметом социальной оценки, но и нравственной. При всём стремлении доказать независимость, например, экономики или политики от морали сделать это крайне проблематично. Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими. Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть. Моральные ценности каждого общества складываются веками и выдвижение на первый план тех или иных из них осуществляется на основе фундаментальных социально-политических и культурных ценностей своего времени и народа. Они всегда выражают общую нравственную ориентированность и ценностный смысл поведения человека и поэтому имеют нормативный характер. В этом плане моральные ценности выступают в качестве регуляторов как в отношениях между личностью и обществом, так и в поведении отдельных людей. Они оказывают мотивирующее воздействие на их сознание и поведение. Характерным для моральных ценностей является также то, что они неодинаково воспринимаются людьми. Если для одной части принятые в обществе ценности самоочевидны и они склонны в своём поведении целиком полагаться на них и руководствоваться ими, то для других эти ценности неясны и недостижимы. Реальная жизнь свидетельствует, что в своей основе люди не могут жить и действовать, ориентируясь лишь только на свои индивидуальные ценности. Человеку необходимы прочные, более или менее устоявшиеся ориентиры, на которых он мог бы строить своё поведение и деятельность во всех сложных и особенно нестандартных обстоятельствах. Отсутствие такой системы ценностей означает размывание границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, любовью и ненавистью. На эффективность и степень восприятия человеком моральных ценностей общества, их реализацию в повседневной деятельности значительное влияние оказывают факторы объективного и субъективного порядка – отношения в обществе, семье, коллективе, уровень образованности и культуры самого индивида, характер нравственно-психологических свойств личности, жизненный опыт, искусство и другие факторы. Для складывания моральной системы ценностей человека специфично то, что разрушение личных нравственных ориентиров опережает возникновение новых. Это порождает колебания человека между различными состояниями и позициями. В поведении индивида могут одновременно проявляться и быть связанными между собой принципиальность и лёгкость суждений, доброта с жёсткостью, романтические взлёты с трезвым практицизмом. Утрата, либо деформация под влиянием каких-либо внешних обстоятельств системы моральных ценностей нередко ввергает человека в тяжелейшие душевные состояния. Периоды кризиса, переоценки ценностей, случающиеся как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, сопровождаются большими личными и социальными драмами. Потеря или разрушение устоявшейся системы моральных ценностей означает серьёзные утраты для нравственного здоровья общества. В своей совокупности моральные ценности образуют нравственную культуру личности, которая представляет собой исторически конкретную и социально-обусловленную меру овладения человеком нравственными средствами жизнедеятельности и практического воплощения моральных ценностей в различных сферах деятельности и поведения.

В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры -- моральные ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других -- подчеркнуто сухо, холодно.

Что же можно отнести к моральным ценностям? Очевидно, в первую очередь, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное -- смерть -- с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации -- скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших моральных ценностей -- жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

Ценность -- характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Содержание данного понятия большинство ученых характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации.

К основным признакам моральных ценностей, отличающих их от других, хотя и близких, явлений, по мнению доктора философских наук М. Фритцхана, можно отнести:

  • 1) прескриптивность, которая выступает и как обоснованность;
  • 2) категоричность, понимаемая как независимость в реализации норм от того, кто склонен их признавать желательными или нежелательными для себя;
  • 3) универсальность моральных ценностей, толкуемая как отнесенность к любому адресату без какого-то ни было исключения; однако в рамках универсальности моральных ценностей следует видеть две модификации: одна - общечеловеческая, когда ценности и нормы относятся ко всему человеческому роду, а другая - общностная, то есть такая, которая охватывает всех членов данной общности (мораль семьи, профессиональная этика, классовая мораль, национальная мораль и пр.);
  • 4) специфика моральной санкции, которая действует в рамках рассредоточенного социального контроля, общественного мнения, а также с помощью механизмов психологической саморегуляции;
  • 5) приоритет моральных ценностей перед другими ценностями и нормами в случае конфликта их между собой; этот приоритет не есть нечто однозначно и полностью объективно заданное.

Таким образом, чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.

моральная ценность общество