Высшие ценности и их роль в обществе. Шкала главных ценностей в жизни человека Молодёжная аналитическая группа

30.03.2024 Жизнь

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Ценность - это цель.

Например, некая вещь вам дорога как память о близких. Память о близких цель, а эта вещь средство. Ценность вещи определяется её связью с целью.

Высшая ценность есть конечная цель.

Всякая конечная цель есть состояние, в котором можно пребывать бесконечно.


За конечной целью по определению нет уже никаких других целей. Значит, на достижении этой цели мы останавливаемся навеки. То, на чём можно остановиться, и есть высшая ценность, сообщающая ценность всему, что к ней ведёт.

Бесконечность есть признак высшей ценности.
Если вы не готовы пребывать с чем-то вечно, это не высшая ценность. Помимо длительности, аспектом этого признака, является применимость к любым изменчивым обстоятельствам, универсальность. Что бы ни случилось, вы готовы пребывать с вечной ценностью.
Присовокупите к этим ценностям "при любых обстоятельствах", "что бы там ни было", "всегда" и т.п., и увидите, что это высшие ценности.

С моей точки зрения имеется восемь непосредственных критериев высшей ценности (конечной цели человеческой жизни, блага самого по себе) и один косвенный.

✔️ Непосредственные:
ясность и отчётливость (благо можно легко и в красках себе представить и выразить);
предельность (не оно ради чего-то, а всё ради него);
универсальность - 1 (в принципе пригодно для всех людей, а не только для каких-то их разрядов);
универсальность - 2 (независимость от преходящих обстоятельств);
вечностность (проецируемость в вечность, то есть с этим можно быть хоть вечно, на этом можно остановиться);
нормативность (оно является источником оценок для всего остального; критерий Родерика Чиcхолма);
метафизическая нейтральность (не оно определяется картиной мира, а картина мира им);
онтологичность (сквозь него открывается самостоятельное измерение бытия).

✔️ Косвенный:
такое благо проявляет себя в истории как доминанта, вокруг которой складывается устойчивая, потенциально кросскультурная мировоззренческая традиция, то есть им могут заинтересоваться люди любой эпохи и любого региона, и эта заинтересованность непременно порождает то тут, то там некоторое культурное движение со множеством участников.

Что касается набора действительных высших ценностей, то самым полным в западной философии на сегодня считается список, который дан Frankena W.K. в его книге “Ethics” 1973 года.
жизнь, сознание, деятельность;
здоровье и сила;
удовольствие и удовлетворённость всевозможных видов;
счастье, блаженство, довольство и т.п.;
истина;
знание и верные суждения различных видов, понимание, мудрость;
красота, гармония, соразмерность в созерцаемых предметах;
эстетический опыт;
нравственно добрые наклонности или добродетели;
взаимное расположение, любовь, дружба, сотрудничество;
честное распределение благ и неприятностей;
гармония и баланс в собственной жизни;
власть и опыт различных достижений;
самовыражение;
свобода;
мир, безопасность;
приключения и новизна;
добрая репутация, честь, почёт.

Попробуем подытожить.

✔️ 15 признаков высшей ценности:
Высшая ценность
является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность.
- экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью;
- она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.

является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
Высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде.
является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Каждая из высших ценностей:
1) является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
2) является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
3) является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
4) может быть главным предметом устремлений, всей деятельности (телеологичность);
5) может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
6) может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
7) открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
8) может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
9) независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
10) задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
11) не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
12) является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
13) может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
14) несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
15) является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

1. Комплементарные высшие ценности
Эти ценности могут вступать в ситуативные противоречия друг с другом, но в целом способствуют осуществлению друг друга, стратегически друг друга дополняют.

Здоровье
Общее определение: удалённость от смерти.
Семантическое поле: самосохранение, выживание, бодрость, энергия, долголетие.

Противоположность: болезнь.

Крайние точки шкалы: вечная молодость - смерть.

Психологическое соответствие: радость бытия (joie de vivre).

Соответствие в индийской культуре: аюс (жизнь, आयु).
Соответствие в китайской культуре: кан нин (телесное и душевное благополучие, 康寧), шоу (долголетие, 壽), сянь (бессмертие, 仙).

Историко-мировоззренческое соответствие: даосизм.


Контроль
Общее определение: возможность управлять обстоятельствами в точном соответствии с замыслом.
Семантическое поле: польза, выгода, богатство, власть, сила, свобода, доминирование, мощь.

Противоположность: беспомощность.

Крайние точки шкалы: абсолютная власть - рабство.

Психологическое соответствие: чувство контроля.

Соответствие в индийской культуре: артха (польза, अर्थ).
Соответствие в китайской культуре: фу (богатство, 富), гуй (служебная карьера, 貴), ли (выгода, 利).

Историко-мировоззренческое соответствие: материализм как образ жизни.


Социальная гармония
Общее определение: взаимное согласие с окружающими.

Семантическое поле: взаимная симпатия, взаимопонимание, единодушие, сообразность, такт, чин, лад, добрая слава.

Противоположность: дисгармония.

Крайние точки шкалы: космический порядок - хаос.

Психологическое соответствие: раппорт (rapport).

Соответствие в индийской культуре: язас, ящас (почёт, यशस्).
Соответствие в китайской культуре: шу (взаимообразность, взаимность, 恕), ли (порядок, 理), ли (благопристойность, 礼), да тун (великое единение, 大同).

Историко-мировоззренческое соответствие: конфуцианство.


Свобода от зависимостей
Общее определение: преодоление болезненной зависимости от чего бы то ни было.

Семантическое поле: умиротворённость, безмятежность, непривязанность, бесстрастность, свобода от страданий.

Противоположность: порабощённость и ослеплённость желаниями.

Крайние точки шкалы: нирвана - неутолимая жажда.

Психологическое соответствие: спокойствие.
Соответствие в индийской культуре: нирвана (निर्वाण), бодхи (बोधि).
Соответствие в китайской культуре: непань (涅槃).

Историко-мировоззренческое соответствие: буддизм.


Благоденствие рода
Общее определение: окружённость роднёй.

Семантическое поле: размножение, семейственность, клановость, многочисленность родных, процветание народа, слияние с бытием.

Противоположность: одиночество.

Крайние точки шкалы: единение со всем сущим - полная отчуждённость.

Психологическое соответствие: ощущение себя частью целого (партиципация, океаническое чувство).

Соответствие в индийской культуре: мокша (मोक्ष), тат твам аси (ты то еси, तत्त्वमसि).
Соответствие в китайской культуре: цзы сунь чжун (много сыновей и внуков, 子孫眾多).

Историко-мировоззренческое соответствие: родовые религии (язычество).


Познание
Общее определение: стремление к знаниям ради самих знаний, а не ради чего-то ещё.

Семантическое поле: любопытство, стремление к новому, исследовательский интерес, беспристрастность, сомнение.

Противоположность: неведение.

Крайние точки шкалы: абсолютная истина - заблуждение.

Психологическое соответствие: осведомлённость (awareness).

Соответствие в индийской культуре: джняна (знание, ज्ञान), сатья (истина, सत्य).
Соответствие в китайской культуре: чжи (знание, 知), ди (истина, 諦).

Историко-мировоззренческое соответствие: скептицизм как образ жизни.


Удовольствие
Общее определение: любые приятные ощущения.

Семантическое поле: наслаждение, довольство, приятность, веселье, эйфория.

Противоположность: недовольство.

Крайние точки шкалы: блаженство - мучение.

Психологическое соответствие: удовольствие.

Соответствие в индийской культуре: кама (страсть, काम).
Соответствие в китайской культуре: си (радость, 喜), фэн лю (ветер и поток, 風流).

Историко-мировоззренческое соответствие: гедонизм.

Самореализация
Общее определение: вдохновенная помощь другим.

Семантическое поле: деятельная любовь, призвание, любимое дело, усердие, энтузиазм.

Противоположность: прозябание.

Крайние точки шкалы: вечное вдохновение - отвращение ко всему.

Психологическое соответствие: поток (flow).
Соответствие в индийской культуре: дхарма (долг, धर्म).
Соответствие в китайской культуре: жэнь (человеколюбие, 仁), ли ай (любовь, несущая пользу, 利愛).

Историко-мировоззренческое соответствие: христианство.

Достоинство
Общее определение: отказ наделять несовершенных теми правами, какими может обладать лишь всесовершенное существо.
Семантическое поле: несгибаемость, непреклонность, стойкость, единобожие, несуетливость.
Противоположность: пресмыкательство.
Крайние точки шкалы: попрание всех идолов - идолопоклонство.
Психологическое соответствие: чувство собственного достоинства.
Соответствие в индийской культуре: ишвара-пранидхана (предание себя Богу, ईश्वरप्रणिधान), ниргуна бхакти (преданность вне образов, भक्ति).
Соответствие в китайской культуре: цзюнь цзы (благородный муж, 君子).

Историко-мировоззренческое соответствие: ислам.

Созидание
Общее определение: изготовление чего бы то ни было.
Семантическое поле: творчество, конструктивность, продуктивность, креативность, изобретательство, производство, строительство, собирание.

Противоположность: разрушение.

Крайние точки шкалы: бесконечное творчество - уничтожение.

Психологическое соответствие: творческий зуд (élan créateur, élan vital).

Соответствие в индийской культуре: нирмана (создание, निर्माण).
Соответствие в китайской культуре: чжуанцзянь (созидание, 创建).

Историко-мировоззренческое соответствие: креативизм.

2. Пограничные/смешанные высшие ценности
Эти ценности могут вступать не только в ситуативные противоречия с другими, но и в целом не способствовать осуществлению других высших ценностей.

Победа
Общее определение: подавление каких-либо враждебных действий.

Семантическое поле: возобладание, перевес, триумф, торжество, успех в борьбе, разгром противника.

Противоположность: поражение.

Крайние точки шкалы: уничтожение врага - победа врага.

Психологическое соответствие: чувство превосходства.

Соответствие в индийской культуре: виджайя (विजया).
Соответствие в китайской культуре: шэнли (胜利).

Историко-мировоззренческое соответствие: зороастризм.
Мир
Общее определение: полное отсутствие какой-либо злости и желания причинить кому-либо вред.

Семантическое поле: ненасилие, покой, тишина, благостность, доброжелательность, умиротворённость.

Противоположность: насилие.

Крайние точки шкалы: война против всех - дружелюбие ко всем.

Психологическое соответствие: отсутствие агрессии.

Соответствие в индийской культуре: айога кевали (безмолвное всеведение, अयोग केवली).
Соответствие в китайской культуре: ань лэ (спокойствие и радость, 安樂).

Историко-мировоззренческое соответствие: джайнизм.

Рефлексия
Общее определение: отстранение и переоценка всех имеющихся ценностей.

Семантическое поле: самосознание, критичность, мудрость, медитация, творческий поиск.

Противоположность: узколобость.

Крайние точки шкалы: выход за пределы обычного - автоматизм.

Психологическое соответствие: интроспекция.

Соответствие в индийской культуре: праджня (сверхпостижение, प्रज्ञ).
Соответствие в китайской культуре: чжи (хитроумие, 智), шэн (совершенномудрие, 聖).

Историко-мировоззренческое соответствие: философия как образ жизни.

Скорость
Общее определение: частота всевозможных приключений.
Семантическое поле: насыщенность, богатство событиями, интенсивность, бурность, кипучесть, яркость, энергия.
Противоположность: затишье.
Крайние точки шкалы: полнота жизни - пустота.
Психологическое соответствие: ажитация.
Соответствие в индийской культуре: карита (движение, चरित).
Соответствие в китайской культуре: и (перемены, 易).
Историко-мировоззренческое соответствие: футуризм как образ жизни, панк- и рок-движения.

Хаос
Общее определение: непредсказуемость текущих и предстоящих событий.
Семантическое поле: неожиданность, спонтанность, произвол, случайность, неопределённость, неразбериха, анархия.
Противоположность: скука.
Крайние точки шкалы: фейерверк сюрпризов - безысходность.
Психологическое соответствие: антиципация.
Соответствие в индийской культуре: абдхута (диво, अद्भुत).
Соответствие в китайской культуре: хуньдунь (неразбериха, 混沌).
Историко-мировоззренческое соответствие: дискордианство, магия хаоса.

3. Некомлементарная высшая ценность
Эта ценность может ситуативно способствовать осуществлению других высших ценностей, но в целом им противоречит, исключает их осуществление.

Небытие
Общее определение: устранение самой возможности каких бы то ни было восприятий.

Семантическое поле: уничтожение, гибель, смерть, истребление, разрушение, распад, исчезновение, пустота.

Противоположность: жизнь.

Крайние точки шкалы: ничто - вихрь бытия.

Психологическое соответствие: забвение.

Соответствие в индийской культуре: самхара (уничтожение, संहार), пралайя (растворение, प्रलय), бхедика (разрушение, भेदिका).
Соответствие в китайской культуре: у у (отсутствие отсутствия, 無無).

Историко-мировоззренческое соответствие: нигилизм как образ жизни.

О сдвоенных комбинациях комплементарных высших целей см.

Мир ценностей разнообразен и практически неисчерпаем, как разнообразны и неисчерпаемы потребности и интересы человечества, прогрессивно развивается. Ценности исторические, их набор и функции различны на разных этапах развития общества.

В современном мире одно из первых мест занимают ценности. Но было время (первобытное общество), когда наука даже не существовала и, следовательно, не существовали Ее ценности. В эпоху Средневековья, когда господствовал религиозное мировоззрение, высшими ценностями считались божественное откровение и догмы священного писания. Научные же трактаты стали опасными для общества, а их авторов иногда даже сжигали на кострах инквизиции. Все это означает, что мир ценностей надо рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, помнить о исторические границы тех или иных ценностных объектов.

Классификация ценностей остается научной проблемой. Единого подхода к решению вопроса нет. Считается, что самой общей основой классификации ценностей выступают: сферы общественной жизни, носители ценностей, иерархия ценностей. Основные сферы общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности - это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей, т.е. средств труда и вещей - непосредственного потребления. Природные ценности: естественное благо, заключенное в природных богатствах. Предметные ценности, созданные человеком: потребительская стоимость продуктов труда (полезность вообще), культурное наследие прошлого, выступает в виде предметов богатства, современников и предметов религиозного поклонения.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальные и политические явления, событий, политических актов и действий.

Социально-политические ценности: социальное благо, что есть в общественно-политических явлениях, и прогрессивное значение исторических событий (революций, соглашений, договоров и др.).. Критериями ценностного значения в таких случаях выступают общественное благо, политическая воля, братство, мир и др..

Духовные (субъективные) ценности - это нормативная, рекомендательно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выражается через соответствующие формы, служит нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Известно, что идеи, взгляды могут быть настоящими, истинными и ложными, но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи в сфере ценностей выполняют какую-либо функцию, регулирующих те или иные отношения людей, выступая средствами и объектами их деятельности. Особое место занимает культура как ценность интегрального порядке. Во-первых, потому, что культура объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности, созданные трудом человека для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, потому, что культура - это не только совокупность созданных ценностей, но и способ создания и освоения ценностей, т.е. способ реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Иначе говоря, это не просто сумма предметов и ценностей, но и процесс раскрытия способностей и дарований человека, формирование у него соответствующих ценностных ориентаций. Культура как ценность - это все то, что способствует развитию человека, его гуманности, благородства и творческих способностей, способствует росту его воли, увеличению власти над природой, общественными отношениями и самим собой.

Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. В культуре существуют три вида ценностей: ценности - идеалы; ценности - свойства вещей, выявленные в результате взаимодействия с ценностями - идеалами; ценности - вещи, имеющие ценностные свойства. С точки зрения носителя (второй аспект классификации ценностей) обычно различают: индивидуальные, групповые или коллективные, общенародные и общечеловеческие ценности. Личная, или индивидуальная ценность - это ценная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Личные ценности определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и других индивидуальных особенностей людей. Личные ценности играют важную роль в жизни индивидуума, но все же не они определяют ценностную ориентацию личности, потому что суть человека, как известно, заключается в совокупности общественных отношений. Групповые ценности - это ценная значимость предметов, явлений, идей для каких-либо общностей людей (классов, наций, трудовых, воинских коллективов и др.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая индивидов единственными ценностными ориентациями.

Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для данного общества или для мирового сообщества. Общенародные и общечеловеческие ценности обычно составляют ценностно-нормативную систему, которая формируется в процессе становления и развития общества и отражает результаты реального взаимодействия идеалов и интересов всех социальных слоев и групп или мирового сообщества. Это, во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяются большинством населения или страны, всего мирового сообщества. Во-вторых, социально-политические ценности, общечеловеческие (национальные) идеалы, общенародная цель и основные средства ее достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг, ценности материального благополучия и богатства духовной жизни). Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценности природных и ценности, по самой сути и значимости имеют глобальный характер (проблемы мира, разоружения, международного экономического порядка и др.).

Суть нового мышления заключается в том, что провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей над ценностями групповыми, прежде всего, классовыми, потому что без этого не может быть дальнейшего успешного развития всех народов. С точки зрения иерархий, то есть расположения ценностей соответственно той роли, которую они играют в жизни общества и человека, выделяются три группы ценностей. Во-первых, ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это такие, без которых нереально функционирования общества и человека не нарушается. По аналогии с третьей группой эти ценности можно назвать ниже. Во-вторых, ценности повседневного спроса и повседневного быта. К этой группе относятся большинство материальных и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. И в-третьих, высшие ценности. Эти ценности венчают сложную и многоярусную систему и отражают фундаментальные отношения и потребности людей.

Существование высших ценностей всегда связано с выходом за пределы частной жизни индивидуума. Высшие ценности привлекают к тому, что нет выше самого индивидуума, чем определяется его собственную жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Высшие ценности - часть материальных, духовных и социально-политических ценностей, что, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение - мир, жизнь человечества, ценности общественного порядка, представления о справедливости, свободу, права и обязанности людей, дружбу, любовь, доверие, родственные связи, ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины), ценности самосохранения (жизни, здоровья), ценности самоутверждения и самореализации, ценности, характеризующие выбор личных качеств: честность, храбрость верность, справедливость, доброта и др.. Выше социально-политические ценности - патриотизм, защита Родины, воинский долг, воинская честь и другие, имеющие общенародный, традиционный характер. Осложнения всего комплекса задач, решаемых обществом, повышает моральную ценность долга и ответственности. Не случайно ответственность становится тем нравственно-правовым понятием, чаще употребляется в повседневности. В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности. Моральная ценность общества и общественного долга награждает такой же ценностью и все виды общественно полезной деятельности, прежде всего, деятельность трудовую. Без труда человек не только не может существовать, но и не может быть человеком в самом полном и глубоком смысле. Осознание великой социальной роли труда, ее воспитательного и нравственного значения относится к числу основных элементов морального сознания трудящихся. «Без труда нет добра», «Землю солнце красит, а человека труд» - говорят народные пословицы. Уничтожение дармоедов и возвеличивание труда - вот постоянная тенденция истории. По степени большей или меньшей уважения к труду можно узнать степень цивилизации народа. Понятно, нравственная ценность труда прямо зависима от социальной значимости, направленности на достижение общего блага, а от свободного и творческого характера труда, поднимает человеческую личность, способствует раскрытию его задатков и способностей.

С изменением условий ценности могут переходить с одного вида, из одного ряда значимости в другие. С развитием общества возникают новые ценности и, наоборот, теряют значимость или уходят в небытие другие ценности. Ценности тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом не только в пределах какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, различается множество разновидностей. Духовные ценности можно классифицировать согласно традиционным с нетрадиционными формами общественного сознания.

Моральные ценности - явления нравственной культуры, с помощью которых удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности в преодолении противоречий между поведением лица и интересами общества. Нравственными ценностями считается то, что удовлетворяет нравственным запросам субъектов, приносит им моральное удовлетворение. Моральные ценности отражают не только сформировано реальное бытие, но и потребности в более совершенных формах общественной жизни. Моральные ценности - своеобразное выражение идеалов, стремление к осуществлению которых усиливает практически действующий характер нравственных ориентаций. Нравственные ориентации выступают как мера соответствия человеческим действиям, отношениям, социальным и нравственным требованиям реальных возможностей достигнутого этапа общественного прогресса. На основе моральных ценностей формируется нормативно-ценностная ориентация личности. В ней есть и требование того, как находить и оценивать существующие явления. Без регулярной непрерывного удовлетворения нравственных потребностей, без относительно постоянного привлечения к моральным ценностям, без овладения ими у человека нарушается психика, меняется характер его поведения. Насколько велика роль нравственных ценностей в жизни человека и общества, наглядно показывают кризиса морали, переоценка ее ценностей. В современных условиях идет процесс ломки старых идеалов, принципов морали. Теряют оправданность бывшие стремления и действия человека, у нее вселяются растерянность и неуверенность. Человек в кризисе, наступившей испытывает чувство утраты, у нее будто исчезает почва под ногами. Потеря моральных ценностей - это потеря нравственного здоровья человека и общества.

Эстетические ценности. Эстетические ценности - предметы и явления природы, доступные человеческому познанию; сам человек (его вид, действия, поступки, поведение); вещи, создаваемые людьми и создана вторая природа, продукты духовной деятельности, произведения искусства. Наличие объектов, обладающих ценностью, зависит от того, в какую конкретную систему социально-политических отношений включены, какие идеалы служат критерием оценки. Основные виды эстетических ценностей - прекрасной, возвышенной и их противоположности - безобразное и низкое. Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные средства различных драматических ситуаций в жизни человека, образно моделируются в искусстве. Низкая эстетическая культура, а тем более эстетическое невежество может оставить человека равнодушным к красоте природы, ее гармонии, красоте и достоинства человеческой деятельности, к произведениям литературы и искусства. Поэтому-то в современных условиях надо добиваться, чтобы каждый человек умел четко различать прекрасное и безобразное, наслаждаться прекрасным, переживать и сочувствовать трагическом, смело восставать и вести борьбу против безобразного в действиях людей, против низкопробности и безвкусицы в искусстве, бытового хамства и др..

Ценности. Несмотря на то что религиозное сознание искажено отражает действительность, религиозные идеи, догмы, культовые обряды и др.. своего ценностного значения не теряют, потому что выполняют полностью определенные мировоззренческие, регулятивные, коммуникативные и другие задачи. Здесь учитываются два момента. Во-первых, религиозные идеи, догмы и культовые обряды имеют положительное значение в основном для людей, у которых сформированы соответствующие ценностные ориентации. При отсутствии положительной ориентации ценности или отвергаются, или оцениваются негативно. Во-вторых, в основе ценностных ориентаций религиозной лица лежит убеждение, что свое высшее выражение ценности являются Бог выступает как созданная истина, справедливость, добро, красота и др.. Ценности, на которые ориентирована такое лицо, только принадлежат миру и оказываются в результате божественного откровения, а восприятие явлений как ценности и ориентация на них якобы изначально присущие лицу, человеческой души как божественному творению. Исторически многие религиозные ценностей полностью справедливо рассматриваются как достояние культуры человеческой цивилизации.

Познавательные гносеологические ценности - это ценностное значение процесса и результатов познавательной деятельности человека, прежде всего, знаний, во всем их многообразии. Степень их значимости определяется степенью адекватности, правильности отражения в сознании субъекта объективной реальности, а также эффективностью знаний в развитии общественного производства. Ценностное значение всех видов достоверных знаний - естественнонаучных, технических, общественных, фундаментальных и прикладных в условиях современной научно-технической революции имеет тенденцию к неуклонному росту.

Моральной оценкой устанавливаются заслуги лица или его вина. Когда говорят о заслугах, подразумевают общественно полезную деятельность людей, такое их поведение, наиболее соответствует интересам общества, требованиям общественного долга. Заслуга состоит в превышении обычной, средней степени или обязанности в длительном, безупречном исполнении: «пошли на заслуженный отдых», говорим о пенсионерах, есть заслуга - это высокая социальная ценность поступков, человеческой жизни и деятельности. Заслуги и достоинство оцениваются обществом, становятся объектами чести и славы так же, как оценивается вина, порождая бесчестье, позор, наказание. Честь - доброе имя, положительная моральная репутация, особый механизм нравственного регулирования. Одна из задач нравственного воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека дорожить своей честью, беречь доброе имя, не пятнать ее недостойными поступками. Давно уже замечено, что честь и слава - важные возбудители человеческой деятельности, источники большей энергии, может направляться на служения долгу, на общественно полезные дела. В поисках общественного признания, всенародной славы человек способен творить великие и добрые дела. Но тут в сложной сфере морального стимулирования особенно важно соблюдение меры. В морального человека обязательно должно быть чувство чести, стремление к завоеванию и сохранение доброго имени. Иначе мир нравственных ценностей будет ей недоступен. Но важно еще, которое у человека чувство чести, на какую систему морали ориентирован, в чем видит человек свою честь и славу, какими делами собирается их завоевывать. Важно и другое: как, в какой степени развито чувство чести, его удельный вес в моральном сознании человека, в мотивах его поведения.

Положение человека - высшая ценность, как правило, применяется гуманистами как аксиома. И действительно аксиома в том смысле, что человечество выстрадала идею высшей ценности, пришло к ней через горький опыт многих поколений. Ценность человека и его жизни может рассматриваться как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в обществе. Ценность жизни есть совокупность элементов личностных ориентаций. Почему жизнь человека - высшая ценность? Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие для существования любой другой ценности. Для индивида жизни выступает как высшая ценность, высшее благо безотносительно к чему бы то ни было. Ценность жизни фундамент и вершина для всех других ценностей. Во-вторых, в зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться отношения общества к человеку. Если в отношениях между людьми ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то есть здесь значимость жизни определяется не для самого индивидуума, а для общества. Вопрос о том, является сам человек ценностью, рассматривается с двух сторон: В чем же для человека заключается ценность другого человека и человека вообще? В чем ценность собственной жизни человека? Интерес индивида к другим людям имеет для человека содержание, зависящий не только от того, который он сам.