Сотворение мира. «Бог создал мир из ничего…» К

07.02.2024 Праздник

1 Я благодарю своих друзей, обладающих специальными знаниями, которые оказа-ли мне большую помошь в написании этой главы, особенно Сгива Файгарда, Дага Брэн-дта и Терри Мортенсона.

1. Свидетельство Библии о творении из ничего. Библия четко требует от нас веры в то, что Бог сотворил мир из ничего (иногда используется латин-ское выражение ex nihilo, «из ничего»; в таком случае говорят, что Библия учит о творении ex nihilo). Это означает, что до того, как Бог начал творить мир, не существовало ничего, кроме Самого Бога 2 .

Именно об этом сказано в Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Выражение «небо и земля» обозначает весь мир. В Пс. 32 нам также сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их. <.״> ...Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс. 32:6,9). В Новом Завете подобное же утверждение о мире находим в начале Евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Правильнее всего понимать слово «все» как обозна-чение всего мира (ср.: Деян. 17:24; Евр. 11:3). Павел вполне ясно говорит об этом в гл. 1 Послания к Колоссянам, когда конкретно называет все составля-ющие мира, как видимые, так и невидимые: «Ибо Им создано все, что на не-бесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, на-чальствали, власти ли, - все Им идля Него создано» (Кол. 1:16). Песнь двад-цати четырех небесных старцев подтверждает эту истину:

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Здесь в качестве причины, по которой все «существует», в принципе, и было «сотворено», названа воля Божья.

Тот факт, что Бог сотворил как небо, так и землю и все, что в них, многократ-но подтверждается в Новом Завете. Например, в Деян. 4:24 о Боге говорится: «Вла-дыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в низа» Бога прежде всего можно определить, сказав, что Он-Тот, Кто все сотворил. Варнава и Павел объяс-няют жителям Листры, что они - посланцы Бога Живого, «Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14:15). Также когда Павел обращает-ся к языческим философам в Афинах, он определяет истинного Бога следующим образом: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем», и поясняет, что Бог дарует «все-му жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25; ср.: Ис. 45:18; Отк. 10:6).

2 Когда мы утверждаем, что мир был сотворен «из ничего», то нам следует избегать неверного понимания этого выражения. Слово «ничего» не подразумевает какой-либо вид существования, как утверждают некоторые философы. Мы говорим о том, что, ког-да Бог творил мир, не существовавало никакой материи.


3 Перевод RSV («so that what is seen was made out of things which do not appear*; кото-рый очень близок к русскому синодальному переводу: «так что из невидимого произошло видимое». - Примеч. пер.) явно утверждает, что Бог сотворил мир из какой-то невидимой материи, однако порядок слов греческого текста (μή кк φαινομένων) показывает, что слово «не» отрицает выражение «из видимого». Перевод RSV относит отрицание «не» к причастию «видимое» (так что по-русски получается слово «невидимое». - Примеч. пер.),

Текст Евр. 11:3 гласит: «Верою познаем, что миры были приготовлены Словом Божиим, так что видимое не было сотворено из видимого» (NASB). Этот перевод (как и перевод N1V) наиболее точно передает греческий текст 3 .

Хотя нельзя сказать, что здесь излагается учение о творении из ничего, в этом тексте сказаны очень близкие к этому учению вещи, ведь здесь говорится о том, что Бог не творил мир из того, что видимо. Странное представление о том, что мир мог быть сотворен из чего-то невидимого, судя по всему, не была той мыслью, которую автор хотел изложить здесь. Он отрицает представление о творении из существовавшей прежде материи, и в этом смысле стих доста-точно ясен.

В Рим. 4:17 также подразумевается, что Бог сотворил мир из ничего, хотя прямо здесь об этом и не говорится. Греческий текст буквально говорит о том, что Бог «несуществующие вещи призывает как существующие». Перевод RSV «призывает к бытию несуществующие вещи» (также NASB) необычен, но грамматически возможен 4 , и такая трактовка ясно утверждает творение из ни-чего. Но даже если мы переводим этот стих таким образом, что греческое ело-во οΰ принимает свое обычное значение «как», то в этом стихе говорится о том, что Бог «называет несуществующее как существующее» («calls the things which do not exist as existing* ). Но если Бог обращается к чему-либо несуществующему или призывает это, словно фактически оно существу-ет, то что это значит? Если Он называет несуществующее словно существую-щее, то это должно означать, что вскоре несуществующее будет существовать, будучи властно призвано к существованию.

Политеизм.

1. Дуализм (от лат. дуалис – двойственный) – Платон, Аристотель: «Мир возник в результате воздействия Божественного начала на начало материальное. Таким образом, мир творится из материи, существующей вечно.

2. Пантеизм (от греч. «пан» - все; «теос» - Бог). «Все есть Бог. мир творится из Бога. Бог творит мир из самого себя».

Христианство не принимает ни пантеизм, ни дуализм.

Для христианства характерен строгий монотеизм. Мир творится Богом из ничего.

«… Бог сотворил мир из ничего» (2 Мак. 7, 23).

Учение о Боге – Троице, который создал мир из ничего.

Бог творит все по свободной воле. Мир есть выражение премудрости, силы, благости Бога.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1, 1).

Мир имеет начало, история – циклична. Мир не вечен.

Слово «сотворил»: в еврейском языке употребляется слово «бара» и «аса».

Слово «бара» употребляется в Библии только 3 раза и означает творение из ничего.

Слово «аса» означает преобразование из уже существующего материала.

«В начале» сотворил – «бара»; появляется «душа живая» (5-й день творения) – «бара»; «появление человека» - «бара».

Бог – Элоhiм- множественное число. Здесь не нужно видеть отголосков многобожия. В еврейском языке множественное число иногда означает какое – либо превосходство. Лучше перевести – «божество».

«Бога не видел никто, никогда» - это значит то, что человек не может познать Бога полностью.

Под святостью понимают всю совокупность свойств Божиих. Любовь есть та связь, которая соединяет человека с Богом.

Бог всегда выше, совершеннее тех свойств, которые могут быть ему приписаны.

«Небо и земля» - это совокупность всего творения. Небо – слово – символ, которое обозначает духовный план бытия; земля – символ, который обозначает материальный план бытия (суша появилась на третий день творения). Под землей понимается первоначальное вещество.

Мир двойственен, сотворен Единым Богом, и потому един, его объединяет одна цель. Возникает единство земного и небесного.

Таким образом, библейское учение о сотворении мира имеет строго единый характер (Единобожие),

Земля же была безвидна и пуста (Быт 1, 2).

Земля еще не приняла своей формы. Во всех язывах слово «бездна» обозначает «непознаваемость, неисчислимость». Свойства материи: безвидна, пуста, темна, без дна.

«И Дух Божий носился над водой».

«Марихавет» - птица, спускающаяся к гнезду, высиживающая яйца (с евр.). Так и Дух Божий – оживляет материю. Открывается тайна отношения Бога к сотворенному миру, который буквально пронизан Духом Божиим.

Слово «над водой» подчеркивает надмирность Бога. Следовательно, Библия чужда пантеизма.

Быт 1,3: «И сказал Бог» - антропоморфизмы в Библии скрывают глубокие смыслы.

Наречение имен на Востоке означает суверенную власть. Следовательно, над всеми явлениями имеет власть Бог как Творец.

В древнееврейском языке не было деления на какие – либо отдельные периоды времени.

Слово «йом» в древнееврейском языке означает совершенно разные периоды времени.

Вызревание нового происходит незаметно – между вечером и утром.

Первый день – свет; второй день – вода; третий день – суша; четвертый день – светила; пятый день – жизнь в воде; шестой день – жизнь на суше; седьмой день – Бог почил.

И увидел Бог, что все хорошо весьма. Следовательно, цель сотворения блага.

В первый день сотворения возник свет, не зависящий от Солнца. Еврейское слово «ор» означает свечение, излучение вообще. Можно предположить, что это слово представляет собой все формы света.

Второй день сотворения – предмет творения твердь. Слово «твердь» («стеорема» - Септугианта; ракия – еврейский язык – распростертие, шатер, пространство). Это слово заключает в себе идею удаления предметов друг от друга. Отделение вод под твердью (вещество из которого образовалась земля) и над твердью (из нее образовались небесные тела).

Третий день – земная суша. Два момента: процессы в неживой и живой (растительная жизнь) природе.

Все виды и роды появились в 3-й, 5 –й и 6-й дни.

В 3-й день Бог дает повеление да произрастет … и это повеление делается естественным законом для земли на все времена.

В 4-й день появляются светила (окончательно формируется солнечная система). Имена светил не приводятся из – за того, что их обожествляли язычники.

В 5-й и последующий дни Бог дает другие благословения: появляется душа живая (6-й день). Бог призывает землю к участию в творении.

Шестой день творения.

Да произведет земля душу живую… Еврейское слово «бара» употребляется в Библии три раза, «в начале», в 5-й день творения и здесь.

Человек также появился в 6 – й день творения.

Каждый день творения получает божественное одобрение.

А в шестой день творения Бог сказал: «Хорошо весьма», и тем отметил полноту творения, его завершенность.

Бог творит мир гармонический, разумно устроенный.

Сам человек, его устройство гармонично. Одобрения Божия говорят о любви Божией.

Седьмой день творения.

«И совершил Бог к седьмому дню дела свои, и почил». Шаббат – суббота на еврейском языке.

Покой Божий означает веху (период), отделяющий великие творческие деяния от нового периода, когда стал действовать и соучастник замыслов Божиих – человек.

Покой по отношению к Богу означает окончание дней творения, т.е. уже ничего нового не появится.

Однако, Бог перестал творить, но не перестал промышлять о мире.

Промыслительная деятельность заключается не в созидании, а в сохранении сотворенного. Суббота стала необходимым перерывом в труде. Это – день покоя вокруг. День отличается от других и предназначается для прославления творца.

Основные свойства личности – свобода воли и разум.

Свобода приводит человека к выбору добра или зла. Бог наделяет человека множеством благ и создает такую сферу, в которой Он ограничивает свою власть.

Как индивид человек повторим, а как личность – уникален и неповторим. Основной критерий этой уникальности – свобода воли.

Человеку дается возможность уподобления Богу. По своему потенциалу человек является Богочеловеком.

Образ дан полностью, и не может быть утрачен; в то время как подобие дано как возможность.

Образ дан по творению; подобие – поставленная цель.

В единой личности Иисуса Христа соединены две природы – Божественная и человеческая.

Читающий Священное Писание поверхностно (то есть понимающий написанное в нем буквально) “приходит в великое недоумение”, - говорит святитель Иоанн Златоуст. Недоумение вызывают уже первые страницы Библии, чрезвычайно простые по форме, но необычайно трудные для понимания. В первой главе Книги Бытия говорится о сотворении мира:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее , и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так… И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо… И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой” (Быт. 1. 1–9, 11, 13–15, 19–21, 23–24, 26–28, 31).

На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия, как уже было сказано, и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта.

Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.
Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения.

Таких философов называли пантеистами.

Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал - Божественного и материального, - называли дуалистами.

Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.

Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом - окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.

Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. “У Господа, - возвещает нам Слово Божие, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет. 3. 8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

Зато вполне очевидно другое. Господь Сам говорит в Божественном Откровении о том, что творческий Божественный акт еще длится: “Се, творю все новое” (“Я творю все новое” - Откр. 21. 5). Это означает, что Бог неявным и непостижимым для нас образом продолжает дело творения, поддерживая своей Божественной энергией вселенское мироустройство в равновесном и жизнеспособном состоянии. Бог есть Творец мира, и Его промышление о мире и человеке, Его творческое созидание по отношению к миру и человеку не закончено.

Именно первые строки Книги Бытия стали камнем преткновения для многих, особенно в XVIII–XIX веках, в эпоху бурного развития естествознания. Но давайте задумаемся: мог ли почти три тысячи лет назад древний пророк Моисей, обращаясь к кочевому народу, повествовать о творении мира на языке современной науки? А вот то, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры - замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.

Эти образы не рисуют нам фантастической картины мироздания. В них раскрывается процесс возникновения духовного и материального миров. “Сотворил Бог небо…” - традиционное церковное толкование этих слов усматривает в них свидетельство о создании сверхчувственного ангельского мира; “… и землю” - здесь указание на сотворение материи. Даже если оценивать повествование Библии о творении мира с точки зрения современных взглядов на происхождение космоса, то и здесь - конечно, с поправками на язык и образность изложения - можно найти нечто, представляющееся весьма логичным и понятным. Преобразование материи начинается с сотворения света: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…” Сегодня мы знаем, что свет - это электромагнитные колебания, это энергия. Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, - создание энергии. Затем - творение мира неживого и живого. Вначале были растения, потом водоплавающие, пресмыкающиеся, летающие; затем млекопитающие. Как сказано в Библии, все это Бог не прямо сотворил, но произвели вода и земля. Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового. И в завершение творения мира - создание человека.

Древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

Бог создал мир во времени и в пространстве, вызвав его из небытия к жизни Своею всемогущей силой. Бог создал человека и предназначил его к особому общению с Собой, возвысив над всем творением и определив ему главную цель его бытия - жизнь в полной гармонии с Творцом, иначе говоря, жизнь религиозную. Об этом и свидетельствуют нам вечные глаголы Библии.

Сотворение мира единым Богом-творцом - одна из центральных идей иудаизма и христианства. Главным источником этой концепции служит Библия, а точнее, её первая книга - Бытие, относящаяся к . Сотворение мира имеет множество интерпретаций. Та или иная точка зрения формируется в зависимости от того, к какой религии человек принадлежит.

Научный подход

История в Библии описана подобным образом: Творец создал землю за 6 дней (На седьмой день Создатель «отдыхал» - следил за развитием жизни). Как бог создал землю за 7 дней со всем её многообразием? Это ведь попросту невероятно! Возможно, «день» - это грубый перевод с древнееврейского. Древнееврейское «йом» (то слово, которое неоднозначно перевели как «день») может значить и гораздо больший временный период, например, эру либо эпоху. Например, в Псалме № 89 один божественный день соответствует тысяче земных лет .

Существует и другое значение божественного дня. В «Евангелие Царства Небесного» апостол Иуда повествует о разговоре Иисуса Христа с фарисеями, в котором он говорит о том, что божественный день соответствует времени, за которое Солнце трижды пройдёт свой путь. Сын бога в своём высказывании имеет в виду не оборот Земли вокруг Солнца, а движение Солнца вокруг центра галактики. По расчётам астрофизиков, он занимает 250 миллионов лет, таким образом, мы видим, что один божественный день приравняется к 750 миллионам земных лет.

Соответственно, шесть дней, за которые Бог сотворил мир, это 4,5 миллиарда человеческих лет. Интересным фактом является то, что и в научной картине мира, дата образования Земли была 4,5 миллиарда лет назад.

Дни творения мира Богом:

  • I день (750 миллионов лет). Сотворены небо, земная твердь и свет.
  • II день (1,5 миллиарда лет). Произошло создание атмосферы.
  • III день (2,25 миллиарда лет). Сотворены моря и суши, травы и деревья.
  • IV день (3 миллиарда лет). Из-за уменьшения плотности атмосферы и её очищения стали видны Солнце, звёзды и Луна.
  • V день (3,75 миллиарда лет). Созданы рыбы, древние рептилии (динозавры), птицы.
  • VI день (4,5 миллиарда лет). Созданы млекопитающие и современные рептилии (змеи и ящерицы), сотворён человек по божественному образу и подобию - мужчина и женщина с телом, Душой, Духом и Совестью.
  • VII день (5,25 миллиарда лет). Отдых Бога. Развитие жизни (божественное задание - «плодитесь и размножайтесь»).

Сотворение мира по Библии для детей кратко описывается именно так, но мы более подробно рассмотрим происходящее в каждый из дней.

Библейское сказание о сотворении мира названо Шестодневом . В начале Книги Бытия ведётся рассказ о великих божественных делах - сотворение мира со всем его многообразием и во всём его совершенстве в течение шести дней. Бог создал Вселенную, наполнив её огромным множеством небесных светил, сотворил землю с её водоёмами и горными вершинами, человека, флору и фауну. Откровение о сотворении мироздания является величайшей идеей, идеей, которая даже смогла превзойти разум. Идея о сотворении всего из ничего, бытие из небытия. Итак, вначале Господь создал небо и землю.

Бог самодостаточен, он сотворил мир лишь из исключительной любви. Первыми Господь создал Ангелов. Хоть Ангелы и являются божественными существами, они тоже когда-то были сотворены, они имеют своё начало, ибо всё имеет начало, и лишь Бог безначален.

Хронология создания

В самом начале земля представляла собой неустроенную пустошь. Материя (бытие), которая была создана из ничего (из небытия), была неупорядоченной, скрытой тьмой. Однако тьма была лишь следствием отсутствия света, как и зло лишь следствие отсутствия добра, то есть тьма не могла изначально создаваться как самостоятельная стихия.

Первый день

По воле Господа возник свет, отделивший бытие от тьмы. Господь не изничтожил тьму, а ввёл периодическую смену тьмы и света, дня и ночи. Ночью человеку, как и любому другому человеческому существу, полагается восстанавливать силы.

Примечательно, что в описании первого дня сотворения первым описан именно вечер, а затем только утро. Именно по этой причине у древних евреев новый день начинался с вечера. Подобный порядок остался неизменным и в богослужениях Церкви Нового Завета.

Второй день

Господь создал небо. В древнееврейской культуре мы можем встретить метафоричное сравнение неба с шатром: простираешь небеса, как шатер. В описании второго дня идёт речь и о воде, которая, помимо земли, встречается и в атмосфере.

Третий день

Были сотворены океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. В третий же день Господь создал всю флору, положив начало органической жизни на земле. Из земли появилась зелень, трава и деревья, которые, размножаясь семенами, продолжали свой род, соблюдая преемственность поколений. Это говорит о постоянстве всего, что имеет божественное творение.

Четвёртый день

В этот день были сотворены небесные светила. Каждое из них имеет своё предназначение, отличается от других. Как мы помним, сам свет был сотворён во второй день, а все светила, в том числе и Солнце, - в четвёртый. Соответственно, Солнце не единственный источник света, однако Господь - отец всего света.

Сотворение светил имело несколько целей:

  • Освещение земли и всего, что находится на ней;
  • Установить различие между дневными светилами (Солнце) и ночными (Луна и звёзды);
  • Ввести разделение дня и ночи, времён года;
  • Вести летоисчисление с помощью календаря;
  • Свет может стать знамением.

Пятый день

На заре пятого дня Господь обращает внимание на воду (так же как в третий день - на землю). Стоит уточнить, что под водой понимается и атмосфера.

В этот же Бог повелел сотвориться представителям фауны, формы жизни более высокой, нежели растения. В пятый день сотворены рыбы и амфибии, а также птицы, насекомые и все те, кто живёт в воздушной среде. Господь создаёт первых существ разного пола и завещает им плодиться и размножаться.

Шестой день

Господь творил существ от низших к высшим. В шестой день Бог сотворил человека из праха земного. Творец решил, что человеку не нужно быть одному, взял его ребро и создал жену человеку. Господь не создал несколько супружеских пар, потому что хотел видеть человечество единым, их единство бы заключалось в общем предке - Адаме. Исходя из этого все люди являются родственниками.

После создания человеческого тела Бог одарил его дыханием жизни и душою, то есть душа имеет божественное происхождение, это является главной особенностью человека.

Сотворение человека - последний этап Шестоднева . Господь создал мир, и это его совершенное творение, рука Бога не внесла в него зла, то есть мир изначально вместилище лишь блага.

Возможно, Шестоднев - лишь красивая притча. Наука представляет нам иную картину миру, нежели религиозное учение. Однако научная теория является лишь теорией, а, значит, не может быть доказана. Чтобы подробнее ознакомиться с мнением учёных, можно посмотреть один из множества документальных фильмов, например, «Вопрос о происхождении». А, посмотрев, решить, правда это или нет. Каждый будет придерживаться своего мнения, ведь для одного икона - просто картинка, а для другого - святая реликвия.

Сотворение мира




3. Как Бог творил из «ничего»?

Создать что-либо из существующего материала, - это не есть творение в полном смысле этого слова. Только Всемогущий и Мудрый Творец, Вечносущий Бог, Один в силе был сделать это: творить и создавать из ничего.

Слово «создавать» означает «производить», «делать существующим». Бог создал все из ничего. Прежде чем начались какие-либо естественные процессы, Бог все сотворил в совершенстве. Он не использовал ранее существовавшие материалы для образования земли и планет, как это делает скульптор, когда высекает прекрасную статую из бесформенной каменной глыбы. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32,6). Это называется «первосотворением», которое, впрочем, отнюдь не означает, что после того, как Вселенная стала существующею, Бог не использовал сотворенные прежде элементы для завершения Своего творения. Действительно, Библия указывает, например, что Бог создал «человека из праха земного» (Быт. 2,7).

«В творении Бог говорит и действует. Это повеление и действие вполне сознательны, поэтому они свидетельствуют о Личности Бога. Бог не есть какая-то неодушевленная, механическая «первопричина». Он не является и каким-то «описательным принципом», извлеченным из феноменов природы. Бог создал Вселенную с определенной целью. Интеллект и воля свидетельствуют о Личности. К тому же, сотворение Вселенной говорит о единстве Божества.

Более того, поскольку Бог сотворил все просто Словом Своим, Он Всемогущ. И Библия содержит бесчисленное множество утверждений о Его всемогуществе».

Такого мнения придерживается целый ряд ученых:

а) Вебстер: «Определение сотворить - значит вызвать из небытия в бытие, дать существование тому, что не существовало, создать из ничего. Сотворение мира - это проявление высшей творческой силы, которое вызвало мир или Вселенную к существованию».

б) Гезениус: «Первый стих Бытия учит, что первоначальное сотворение нашего мира, в его грубом и хаотическом состоянии, было из ничего».

в) Калиш: «Господь создал Вселенную не из бесформенной массы, а из ничего».

Как мы увидим ниже, современная наука уже доказала, что Вселенная, целиком и полностью, во всей своей бесконечности, произошла (сотворена) из «ничего». Значит материя не вечна, она «произошла» из ничего, но, естественно, не сама по себе. Это мог сделать только Единый и Живой Бог - Творец видимого и невидимого.

4. Как понять: Христос Единородный Сын Бога Отца, и, как и Отец, Безначален и Вечен. Когда же Он родился? Имел ли Он начало?

Этот вопрос труднопонимаемый для ограниченного человеческого ума. Это те истины, которые искупленные будут изучать всю вечность. Подобные истины сокрыты «до века». И все же мы на примере можем уяснить себе и этот вопрос, как и прочие, связанные с ним: Как может быть Сын в Отце Своем, и Отец в Своем Сыне?

Представим себе солнечный луч. Он рожден от солнца, и в то же время он произошел одновременно с солнцем. Этот луч находился в солнце, и солнце находится в луче.

Подобно и Сын Божий - Вечен, как и Сам Бог. Он, как Луч, рожденный от Бога. Здесь слово «Единородный» не указывает на то, что Он когда-то начал Свое существование, но на то, что Он Единственный у Своего Отца, Бога.

Подобно тому как раскаленный металл в горниле: огонь в металле и металл в огне, - так мы можем представить выражение: «Сын в Отце и Отец в Сыне».