Для чего нужны Иконы? Для чего христианам нужны иконы Зачем в храмах нужны иконы.

28.02.2024 Праздник

Многие православные христиане носят на шее не только нательный крест, но и небольшие нательные иконки Богородицы или каких-либо святых. Эти миниатюрные образки, сделанные из серебра или золота, помещаются рядом с крестиком, либо на отдельной цепочке. Когда появился такой тип икон? Какой смысл их ношения? Есть ли какие-то церковные правила предписывающие носить нательные образки? Почему можно считать, что «Pandora» носили еще во времена Киевской Руси? Ответы на эти вопросы, а также всё, что нужно знать о нательных иконках мы собрали в нашей статье.

История появления нательных медальонов с изображениями икон неразрывно связана с зарождением христианского иконопочитания в целом. Определенным прообразом таких иконок могут считаться раннехристианские символы Рыбы, которые символически несли в себе упоминание о Божестве Иисуса Христа. Так на греческом первые буквы фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» («Иисус Христос Теос Иос Сотирос») составляли вместе слово «Рыба» («Ихтис»). Есть версия, что нательные иконы получили свое распространение среди христиан в эпоху иконоборчества, когда было запрещено держать в доме иконы. За нарушение закона были введены строгие наказания. Потому верующие стали носить нательные образки, которые доставали для тайной молитвы дома. Нательные иконки были небольшого размера, их не было видно окружающим и можно было легко спрятать от посторонних глаз. И поскольку, ересь иконоборчества была весьма продолжительной, то нательные иконы прочно вошли в народную традицию и остались в церковной практике. Хотя следует отметить, что никаких церковных правил, которые бы обязывали верующих носить нательные образки, нет.

Таким образом, как видим, основной смысл ношения - для того, чтобы молится перед ними в любое свободное время. Не стоит считать образки своего рода амулетами, которые будут защищать Вас от всякого зла. Это языческий подход к подобным вещам. В христианстве важную роль играет не сама икона, а вера и усердие молящегося перед ней человека. Если нательная икона будет носиться только как ювелирное украшение, а не образ для молитвы, то с богословской точки зрения она не будет нести никакого смысла, кроме эстетического.

На Русь нательные иконки пришли после крещения, но первоначально использовались как колты - металлические подвески, которые крепились на цепочке к головному убору женщин Киевской Руси. Слово «колт» происходит от украинского «колтки» или «ковтки», то есть «серьги». Колты делались из золота или серебра, расписывались и затем прикреплялись к наметке головного убора на лбу. Росписи колтов содержат множество традиционных растительных орнаментов, религиозных сюжетов и икон. По сути, своим наборов колтов знатные женщины на Руси показывали свой статус, своих небесных покровителей и черты своего характера. Колты с изображениями святых встречаются во многих кладах периода ранней Киевской Руси.

Позднее, в XII - XIV веках колты утрачивают былое распространение и уступают место нательным иконкам. Причина кроется в утрате стабильности в государстве: сначала межусобицы, а потом и монгольское иго, которые сопровождались грабежом и насилием, вынудили население не носит свои дорогие украшения на виду. Нательные иконки того периода содержат изображения Господа Иисуса Христа, а также различные типы икон Богородицы. Вначале, это были византийские иконы типа «Оранта» или «Одигитрия», но уже с конца XII века появляются и местные иконы вроде образа «Знамение» Пресвятой Богородицы. С того времени ношение нательных иконок стало благочестивым обычаем и в нашей земле. После 1917 года во время Советской безбожной власти эта традиция была утеряна. За открытое ношение креста или нательной иконы тогда можно было получить тюремный срок или, как минимум, большие неприятности на работе.

В наше время традиция ношения нательных икон возрождается. Верующие люди вместе с нательным крестом, носят иконки своих святых небесных покровителей или изображения чтимых ими . Сегодня существует множество вариантов оформления нательных икон, однако выбирая себе свой нательный образ, не забывайте, что главное это молится перед ним ежедневно даже самой краткой молитвой

Православный человек обращается к Богу. Как икона помогает человеку? Ее значение в жизни человека.

Икона - это источник вдохновения души.

«И сначала было Слово…» - слово рождает все. Начав со слов молитвы, мы способны идти и идти по пути, все ближе и ближе к Богу. И не важно сколько раз мы забывали молится… Постоянно, после каждого падения, встаем вновь и продолжать идти.

Человек рождается, живет и умирает. Это три основных факта, как бесспорная основная аксиома, потому как это суть жизни любого человека. Меняется в жизни людей только эпохи, времена, события, декорации, персонажи, места, роли.

Этот цикл продолжается тысячелетиями. В этой бесчисленной череде появлений и исчезновений человека, встает законный вопрос «А для чего все это?»

Рано или поздно, любой человек приходит к духовному, пытаясь понять смысл жизни и ответить на самые важные в жизни вопросы. Жизнь «затягивает» своим действом, да, прям как зритель в театре увлеченный пьесой. В молодости мы думаем думать о Боге еще рано, да и некогда, ведь настали приятные минуты влюбленности. В среднем возрасте человек занят на столько делами, что заниматься духовным как он считает просто некогда. И вот приводит старость - тут уже и силы не те и желаний все меньше - где уж тут думать о Боге. В общем, жизнь такова, что существуют тысячи причин не вспоминать о Боге, и только одна причина приводит нас к Нему. Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого.

Мы все материалисты, только лишь по тому, что каждый день нас окружает мир материальный.

Периодами, либо от сильной радости, либо от сильного горя и отчаяния, в нас возникают проблески света. Того света, который дает нам смысл существования, в котором мы видим ответы на те важные вопросы, которые мучили нас.

Вы же помните, да, эти моменты?

Свет - это и есть то, как мы ощущаем тот мир - Мир Небес. Мы его ощущаем. Как то же ощущаем его, хотя он неуловим для наших чувств и ума. И ощущаем мы его душой, которая упивается и радуется этому Небесному Свету. Хочется расправить крылья и лететь!

Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Точнее променяв их на бренное.

Становление на путь духовный, на возвращение к Богу, ознаменует в жизни человека новое рождение. Однако путь этот не так прост. Ежедневно мы увлекаемся обыденным, забываем о главном для чего пришли в этот Мир. Такова переменчивая суть человека - то вспоминать, то забывать, то падать, то вставать и продолжать идти. И скажем «Спасибо» Господу за те страдания что дает нам, ибо страдания эти помогают нам помнить о вечном. И восхвалим Его в благодарность тех моментов благодати, которые Он нам подарил и таким образом напомнил о себе.

Суть молитвы - это обращение к Богу. А это есть общение с Ним. Ведь обращаясь к нему словами, мы ощущаем от Него Любовь. Любовь эта вылечивает и наполняет благодатью наши «обезвоженные» страстями сердца, помогает уму выпутаться из омрачённых мыслей, пробуждает чувства ото сна, позволяя нам более чутко и остро взаимодействовать нам со своими родными и близкими, а также со всем внешним миром. Мы начинаем оживать, ощущать свет Небесный и Благодать, в минуты горя и отчаяния получаем утешение. Жизнь наполняется радостью и смыслом. К нам и к нашим родным и близким приходит радость и благополучие.

В современном мире, хоть и много людей вокруг нас, но ощущение одиночества не уходит, а наоборот, оно усиливается с каждым годом. И проблема не в том, что мы мало общаемся и говорим, проблема в том, что это одиночество - это ощущения души, заточенной в клетке, отрезанной от внешнего Божественного мира. Мы как роботы - вроде между собой взаимодействуем, но наши души не прикасаются между собой. Соединение с Богом, объединяет наш внутренний мир с внешним, с душами других людей. Мы начинаем чувствовать, что вокруг нас родное, близкое.

Некоторые люди и вещи способны нести больше божественного света, или делать так, что, когда мы глядим на них или взаимодействуем с ними, чаще вспоминаем о Боге. Одни из таких вещей - это иконы. Разве глядя на икону можно не вспомнить о Боге, о духовном? Иногда бывает мимолетный взгляд на икону способен изменить человека, вырвать его из печальных мыслей, страстных чувств, и напомнить о Вечном.

Иконы в нашей жизни - как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни.

Поиск Божественного происходит не только вокруг нас. «Что внутри, то и снаружи». Икона напоминает нам о своем внутреннем мире - мире чувств, эмоций, мыслей. Тонкость внутреннего мира такова, что многие люди не могут даже ответить на вопрос «Что есть внутренний мир», потому как эта «тонкость» может быть различаема и наблюдаема более тонкими частями человека - душой и духом.

Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя , и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему.

Икона меняет человека . Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения.

Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева , от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть.

Человек сложное существо. Помимо множества разных органов чувств, он способен воспринимать мир разными способами. Кроме слов существуют еще и образы. Восприятие мира образами более тонко, быстро и полно. Образы и символы наиболее лучше воспринимаются душой. Христианство построено таким образом, что позволяет задействовать оба способа восприятия человека для его духовного развития. Священные тексты представлены словами, а иконы - образами. Образы эти несут в себе важную составляющую для развития духовного мира человека. Традиции иконописи складывались таким образом, что отточенные веками технологии создания икон, определенные в виде канонов, позволяли создавать образы мира духовного, которые наиболее лучше воспринимались человеческой натурой.

Икона ни в коем случае не является идолом , и не правильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона - это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе - есть почитание святого.

Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как не возможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и не возможно стать православным отрицая иконы и их существование. Икона - это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.

Не люди делают икону, как строили Вавилонскую башню. Создание иконы - это творческий процесс, где человек (иконописец) является лишь проводником божественной воли и благодати. Кроме того, многие знаменитые старинные иконы, являлись на свет нерукотворным способом, чудесным образом. Первая икона была сотворена самим Иисусом Христом, причем не с помощью кисти и краски, а чудом, через проявление божественной силы и благодати.

Икона - это проекция мира божественного в наш мир . Люди, по существу своему, потерявшие благодать Божию, не в силах узреть Силы небесные воочию. Греховность человека, не позволяет видеть их, по причине неразвитости или отсутствия «глаз души», а тонкие миры не восприимчивы для глаз тела бренного. Вот, видимо, Господь, и решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал ее людям.

Истинная молитва - это сложный и тяжелый труд. Она требует от человека мобилизацию и сосредоточения всего его существа: действа, мыслей, чувств, эмоций. Икона в этом процессе занимает важную роль, концентрируя внимание, уводит от прелестей, отводит чувства страстные, напоминает о необходимости постоянного «делания» (молитвы). Этот опыт пережит многими отцами церкви. Вспомним жизнь преподобных Серафима Саровского и Николая Чудотворца, все они свершали молитвы, стоя пред иконами.

Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный, Мир Небес. Это больше можно воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимая где есть дом ее. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлиять волю свою нам, помочь, наставить на Путь истинный, ниспослать благодать.

Учение Церкви «об иконопочитании», сформулированное Седьмым Вселенским Собором гласит:

"...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним….»

И наконец, икона связана с основным столпом православия - с Верой.

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Т.е. понимание сущности икон связано с тем, насколько мы сами Истинно Верим.

21 октября Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, защищавших православное учение о почитании святых икон.

В современном мире всё чаще поднимается вопрос: зачем нужны иконы? Многие, даже христианские, конфессии давно отказались от икон. В самом деле, как можно изображать невидимого Бога? Бога, Которой сказал пророку Моисею на горе Синай: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)?

Те, кто поначитаннее, вспоминают фразу Священного Писания: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18), но стоит продолжить эту фразу святого апостола Иоанна Богослова до конца, и всё сразу станет ясно. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Приход в мир Сына Божия нашего Спасителя Господа Иисуса Христа сделал возможным изображение Бога. Бог воплотился и люди Его увидели, Бог воплотился и теперь Его можно изображать. Эта мысль является общей для всех святых отцов, говоривших о святых иконах.

Иконы - это святое напоминание о приходе в мир Спасителя - Его вочеловечения. В тексте богослужения дня святых отцов VII Вселенского Собора подробно объясняется, зачем православные христиане пишут иконы, изображая Бога, Пресвятую Богородицу и святых. Для удобства читателя приводим параллельный перевод с сайта Православная энциклопедия Азбука веры :

Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Содержание православной иконы настолько глубоко, что верующий, глядя на неё всегда может иметь богатую пищу для размышлений о Боге.

Кроме того молиться гораздо удобнее, видя перед собой изображение Того, к Кому обращена молитва. Это очень понятно современному человеку, общающемуся при помощи переписки во всемирной сети Интернет, когда люди используют фото или иную картинку, которую хотят отождествлять с собой.

В день памяти святых отцов Вселенского Собора, посвящённого почитанию икон, неслучайно чтение отрывка Евангелия о святом апостоле Фоме. В нём говорится о том, как Господь явился Своим ученикам после Воскресения, но Фомы не было среди них. Святой не поверил в то, что Господь воскрес, пока не вложил палец в отверстия от гвоздей на Его руках, пока не осязал рукой след от копья в рёбрах Господа. После этого святой апостол воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28)

Воскресшего Господа, Которого можно осязать, можно и изобразить для молитвы. Видя Господа, апостол Фома обрёл веру. Смотря на иконы, обретаем веру все мы, особенно через чудеса, происходящие, благодаря чудотворным иконам.

Церковь прославляет святых VII Вселенского Собора такими словами:

Смысл этих слов в том, что святые, достойно почтившие изображение Господа Иисуса Христа при жизни, ныне всегда видят Господа на Небесах. Немощь человеческого тела не позволяет видеть Бога при жизни, но после смерти святым ничего не мешает узреть Бога своим духовным зрением.

Икона – это зрительный образ или изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, христианского святого или ангела. Часто иконы содержат изображения библейских и евангельских событий или жизнеописаний святых. Перед иконой не ставится обязательной задачи передать детальное и максимально точное изображение, хотя это важно. Суть икон в другом. Они - предметы религиозного культа, перед которыми христиане молятся. Еще в древности было сформулировано очень точное и удивительное выражение этого опыта: взирая на образ (изображение), надо умом обращаться к первообразу, то есть к тому, чей лик изображен на иконе. Икона – прежде всего помощник в молитве. Никто и никогда в христианстве не обращался с молитвой к самой иконе, к изображению.

Из сказанного следует несколько важнейших особенностей икон. Первая в том, что икона исторична. Изображать можно только тех, кто реально существовал, тех кого видели. Изображать можно то, что было на самом деле, что было видимо. К примеру, на практике христиане верят в Троицу, но указанная особенность выражается в отрицательном отношении православного богословия к изображениям Бога Отца, которого порой представляют в виде старца, держащего на коленях отрока Иисуса. Кроме этого икона не приемлет изображения разного рода фантазий. Молитва и религиозная жизнь вообще – в высшей степени серьезны и ответственны. Нельзя обращать молитву к тому, кого не было, или нравственно учиться из того, чего не произошло. Христианство исторично и не совместимо с мифами и выдумками.

Вторая особенность – это надпись, свидетельствующая о том, кто изображен. Если христианин молится перед иконой, то молитва не может быть обращена неизвестно к кому, молитва – всегда конкретное личное обращение. Очень важно знать, кого изобразил иконописец. Дело в том, что фотографические изображения появились недавно и о многих святых, да и о Господе Иисусе Христе, мы можем судить прежде всего по свидетельствам очевидцев (иногда графическим, иногда письменным), которые вполне субъективны. К тому же многие люди похожи между собой. Подходя к иконе и начиная молитву, христианин должен точно знать, на чей лик он взирает.

Третья особенность состоит в том, что на иконах изобразительными средствами стараются засвидетельствовать о святости изображенных. Еще в древности был найден прекрасный метод. Стараются в красках выразить то, что со святостью ассоциируется: свет, чистота, сияние, красота, отсутствие искажений и изъянов, поврежденностей. Всем известны нимбы – это не что иное, как попытка изобразить сияние славы Божьей, истекающей через святых. На иконах стараются изобразить человека так, как он предстает перед Богом, без каких-то увечий и недостатков. В сюжетных иконах изображения более реалистичные, но их задача несколько иная – напомнить христианам о конкретных событиях, помочь задуматься над ними.

Все остальное: стили, техники, соответствие древним образцам, - хоть и важно, но в наше время не может быть определяющим. Сама жизнь тут устранила разного рода притязания кого-либо на истинность. Мне лично гораздо ближе классические иконы византийского или древнерусского образца, но при этом очень многим людям нравятся «художественные» изображения.

О богословском смысле икон

До некоторых пор вопрос о самой возможности икон в христианской культуре не был поставлен в жесткое соответствие с вопросом о реальности воплощении Бога во Христе. Около семи столетий Церковь допускала разное отношение к иконам. Не было запретов использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто так получал духовную пользу, и не было понуждений к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения святых или священных событий. Однако, как только вопрос встал во всей своей категоричности, он был решен. Пользоваться иконами или нет и какими иконами пользоваться – это дело личное. Но вот отвергать иконы в принципе, отождествлять иконы и с язычеством для православных христиан недопустимо, ибо через это отвергается сама вера во Христа как Богочеловека.

Логика такова. Христиане уверены, что Бог стал человеком. Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Понятно, что Бога, как бы сейчас сказали, Самого по Себе никто не видел, ибо это невозможно в принципе. Но апостолы и многие израильтяне Иисуса Христа не только видели, но и жили с ним, путешествовали, принимали из Его рук пищу, даже целовали его (вспомним Иуду). Римские воины били Его, раздели, плевали на Него и даже распяли на кресте. Ученики Христовы похоронили учителя и стали первыми свидетелями Его воскресения из мертвых. Как подтвердить истинность этого, как явить зримо христианскую веру, даже уверенность в богочеловечестве Христа? Очень просто через изображение.

О поклонении и почитании

Что касается «поклонения» иконам, которое может входить в противоречие с заповедью о поклонении Единому Богу, то с древности существует очень точное, впрочем, и вполне очевидное для христиан богословское объяснение. Есть поклонение как всецелое служение - и оно надлежит только Богу. Это для христиан закон! Но есть поклонение как почитание, как уважительное отношение, как воздание чести - и оно вполне возможно по отношению к образам, к иконам. В современной русской богословской традиции принято говорить о почитании икон, а не о поклонении им. Употребление в отношении религиозных изображений термина «поколение» сразу выдает человека стороннего по отношению к православию.

Поясню на примере. Многие люди носят с собой фотографии своих родных, некоторые имеют на работе рамочки с изображениями близких людей. Любому человеку понятно, что наличие фотокарточек, некоторые переживания, воспоминания, с ними связанные, никак не могут предать или заменить личного отношения к тем, кто изображен на фото. Всем также понятно и вполне приемлемо, что изображения эти почитаются, им присваивается некоторая ценность. Никто не разрешит никому растоптать фотографию с изображением своей мамы или брата, хотя все признают, что фото - это не более чем бумага с красками. Примерно то же происходит и с иконами. На них изображены те, кто дорог христианам, в кого они верят, кому они доверяют, к кому обращаются с молитвой. И эти личные отношения определяют почитание икон.

Несколько слов о современности

Так сложилось, что все сказанное выше является азами православного вероучения, в котором разбирается, к сожалению, горстка православных образованных христиан и которое неведомо большинству наших сограждан. В обществе иконы воспринимаются совершенно иначе.

Можно отметить два наиболее распространенных нехристианских восприятия икон. Первое – это восприятие иконы вне религиозного контекста, чисто эстетически, в качестве некоторого элемента оформления. Второе – уверенность, что иконы сами по себе целительны или обладают защитными свойствами. И первое, и второе понимание порождены коммерцией. К примеру, календари с иконами, амулеты на шею с вклеенной иконочкой, заставки на мобильных телефонах и даже «аватары» в блогах всем нам известны.

За 20 постсоветских лет при отсутствии адекватных программ христианского просвещения российский народ воспринял уже в нескольких поколениях нехристианское понимание икон, появилась целая индустрия продукции с иконами. Научившись хранить и защищать богословие, современные православные христиане так и не нашли способов адекватного взаимодействия с обществом, не нашли адекватных форм проповеди, не нашли в себе достаточно сил противостоять всепоглощающей и профанирующей коммерции. Надо констатировать, что именно нецерковное понимание уже порой влияет на церковную жизнь, а не наоборот, как хотелось бы христианам. Что делать в такой ситуации - никто не знает. Думаю, перевоспитывать нравоучениями общество – бессмысленно, надо наводить порядок в «своих» рядах.

25 октября по новому стилю Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора (787 год). На этом Соборе было утверждено почитание святых икон. Церковь отвергла иконоборчество как лжеучение и дала богословское обоснование иконопочитанию.

Что такое иконы? Для чего они нужны в церкви? Можно ли их почитать и не будет ли это грехом против заповедей? Почему почитание икон важно для каждого из нас? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нижеследующей статье.

В православной традиции икона является не просто украшением храма или предметом богослужебного обихода: перед ней молятся, ее целуют, к ней относятся как к святыне. Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в «Церковной истории» (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 году Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа (29 августа по новому стилю), которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет.

Помимо Нерукотворного образа существовали и другие древние изображения Христа. Церковный историк Евсевий Кесарийский (IV в.) упоминает о статуе Христа, которую воздвигла кровоточивая жена, исцеленная Им (Мф. 9, 20-23). Евсевий также утверждает, что видел портреты Христа и апостолов Петра и Павла, нарисованные при их жизни. По церковному преданию, первая икона Божьей Матери была написана евангелистом Лукой.

Несмотря на существование икон в Церкви с глубокой древности, в разные эпохи возникали течения против иконопочитания. В VII-VIII веках они вылились в иконоборческую ересь, осужденную VII Вселенским Собором. Главным обвинением иконоборцев против иконопочитателей во все времена было обвинение в идолопоклонстве, а основным аргументом – ветхозаветный запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисеева десятословия гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель» (Исх. 20, 4-5). Очевидно, что эта заповедь направлена против идолов и кумиров, существовавших у языческих народов, которые поклонялись им. Автор Второзакония разъясняет, о каких кумирах идет речь: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада... какой-либо рыбы... и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им» (Втор. 4, 16-19).

Автор подчеркивает, что истинный Бог невидим и неизобразим, и, когда Моисей беседовал с Богом на Синае, люди не видели Бога, а только слышали Его голос: «Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, и облако, и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; голос слов Его вы слышали, но образа не видели, а только голос... Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь... из среды огня» (Втор. 4, 11-15). Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Это, однако, не означает, что в ветхозаветной культе не было вообще никаких изображений: Бог повелевает Моисею устроить скинию и в ней сделать золотых херувимов (Исх. 25, 18-20).

Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей. С той же настойчивостью, с какой Моисей говорит о том, что люди на Синае не видели Бога, апостолы подчеркивают, что они видели Его: «И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14); «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, что осязали наши руки – о Слове жизни» (1 Ин. 1, 1). Христос, по словам апостола Иоанна, явил миру невидимого Бога, то есть сделал Его видимым: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). То, что невидимо, то и неизобразимо, а что видимо, то можно изображать, так как это уже не плод фантазии, но реальность. Ветхозаветный запрет на изображения невидимого Бога, по мысли преподобного Иоанна Дамаскина, предуказывает возможность изображать Его, когда Он станет видимым: «Ясно, что теперь (в Ветхом Завете) тебе нельзя изображать невидимого Бога, а когда увидишь Бестелесного ставшего человеком ради тебя, тогда будешь делать изображения Его человеческого вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося... все рисуй – и словом, и красками, и в книгах, и на досках».

Христианская икона по своему первоначальному замыслу является Евангелием в красках: «Что (в Евангелии) изображено посредством бумаги и чернил, – пишет преподобный Феодор Студит, – то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала». Нельзя не учитывать того, что пятнадцать или двадцать веков назад далеко не все христиане были грамотными и могли читать Евангелие: в этом смысле святой папа Григорий II называет иконы и храмовые росписи «Евангелием для неграмотных».

Иконоборчество VIII века было продолжением тех христологических ересей (т. е. ложных взглядов на природу Христа. – Прим. ред.), с которыми боролись Святые Отцы предшествующих Вселенских Соборов. Однако в отличие от прежних ересей оно не родилось в среде богословов, а было «спущено сверху» императором Львом Исавром, издавшим в 726 году указ против почитания икон. По его приказанию был послан чиновник, чтобы уничтожить чудотворный образ Спасителя, висевший над входом в императорский дворец. Однако народ воспротивился поруганию чтимой иконы, и чиновник был убит. На защиту иконопочитания встали многие видные иерархи того времени, в том числе святые Герман Константинопольский и папа Римский Григорий II, а также многие из числа монашествующих. Однако император объявлял себя «царем и первосвященником» и не желал считаться с мнением иерархов. Преподобный Иоанн Дамаскин, выступивший против царских притязаний на главенство в Церкви, говорил в те годы: «Мы покорны тебе, царь, в житейских делах, в делах века сего, в податях, пошлинах... в церковном же устройстве мы имеем пастырей, глаголавших нам слово и установивших церковное законоположение».

Защита икон была защитой веры в воплощение Христа, так как иконоборчество являлось одной из форм отрицания реальности этого воплощения. Для православных икона не идол, подменяющий собой невидимого Бога, но символ и знак Его присутствия в Церкви. Отцы VII Вселенского Собора, вслед за святителем Василием Великим, подчеркивали, что «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Поклоняясь иконе, христиане поклоняются не доске с красками, а тому, кто изображен на ней, – Христу, Божьей Матери, святому. Икона – окно в другой мир, по мысли священника Павла Флоренского. Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живет там.

Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней; так преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте Его иконы: «Во время вечерни, в церкви... направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа... Невозможно описывать то состояние, в котором он находился в тот час, – говорит его биограф иеромонах Софроний. – Мы знаем из уст и писаний блаженного Старца, что его осиял тогда Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы, что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше». Не только святым, но и простым христианам, даже грешникам являются иконы. В сказании об иконе Божьей Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно молиться ко Пресвятой Богородице» и однажды во время молитвы Она явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», называются на Руси «явленными».

Существует также множество чудотворных икон, с которыми связаны случаи исцелений или избавлений от военной опасности. В России особенным почитанием пользуются Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» и другие чудотворные иконы Божьей Матери. С Владимирской иконой, например, связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата в 1490 году и Махмет-Гирея в 1521 году. В первом из этих случаев Божья Матерь сама явилась хану во сне и повелела оставить пределы Руси. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. Во время нашествия Наполеона Казанская икона Божьей Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. Первое крупное поражение французов после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1812 года.

Особое значение имеет для Церкви крест – орудие смерти, сделавшееся орудием спасения. Святитель Василий Великий отождествляет «знамение Сына Человеческого», о котором упоминает Христос, говоря о Своем втором пришествии (Мф. 24, 30), с крестом, обращенным четырьмя концами к четырем краям Вселенной. Крест является символом Самого Христа и наделен чудодейственной силой. Православная Церковь верует, что в кресте присутствует сила Христа, и потому христиане не только изображают крест и помещают в храмах наравне с иконами, они также носят крест на груди, осеняют себя крестным знамением, благословляют крестом друг друга.

Чудотворную, спасительную и целительную силу креста и крестного знамения Церковь знает по многовековому опыту. Крест является оружием против диавола: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его» (песнопение Октоиха).

Крест охраняет человека в пути и на всяком месте, через крест благословение Христа нисходит на всякое доброе дело, которое мы начинаем с крестного знамения и призывания имени Божьего. «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва», – поется на богослужении в честь креста Господня.

Митрополит Иларион (Алфеев)
книга «Таинство веры»