Царица пульхерия. Пульхерия

03.03.2024 Праздник

Пульхерия Греческая, благоверная царица, родилась в 399 году в семье византийского императора Аркадия. После смерти отца она в возрасте 15 лет стала соправительницей своего младшего брата Феодосия II, которому было 8 лет. Имела превосходное историческое, философское и богословское образование, знала латынь. Благодаря ей в стране прекратились внутренние беспорядки, укрепились армия и флот, налажена экономика, основаны новые больницы, странноприимные дома (гостиницы для бездомных).

Благоверная Пульхерия заботилась об укреплении православной веры, поэтому свою жизнь посвятила строительству храмов и монастырей. При ее содействии был построен храм в честь , положивший основание монастырю Ксиропотам, Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский храмы Пресвятой Богородицы и храм первомученика Стефана в Константинополе. Она организовала III Вселенский Собор в Ефесе против еретика Нестория и IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства.

Интересные факты о Пульхерии Греческой, царице

    В ранней юности благоверная Пульхерия Приняла обет безбрачия, после чего в Соборном храме был поставлен золотой престол с драгоценными камнями с надписью «Обет девства».

    После смерти ее брата императором стал Маркиан, который просил Пульхерию стать соправительницей также, как когда-то при Феодосии. Для Пульхерии такое было возможно лишь если бы она вышла замуж за нового императора, чего не позволял ее обет безбрачия. Однако Маркиан объявил, что он также дал Богу обет девства, поэтому в возрасте 51 года Пульхерия стала женой нового императора, с которым они прожили как брат и сестра.

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ , родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. - іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей - 21 сентября 1752 г. Прославленіе - 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку - 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Житіе святой царицы Пульxеріи.

Г реческій императоръ Аркадій , умирая, оставилъ послѣ себя восмилѣтняго сына Ѳеодосія и трехъ дочерей - Пульхерію, Аркадію и Марину. Пульхерія, бывшая по лѣтамъ старше брата, отличалась разумомъ и скромностію. То былъ великій даръ Божественнаго Промысла Греческому царству - въ помощь юному Ѳеодосію и въ защиту православія отъ нападеній еретиковъ . Мудрая не по лѣтамъ, она принята была братомъ въ соцарствованіе и получила титулъ Августы . Ей было 16 лѣтъ, когда, достигши власти, она начала управлять греческою имперіею не съ разумѣніемъ жены, а съ мудростію мужа, вызывая удивленіе всего тогдашняго міра: такъ дано было ей отъ Бога за чистоту ея жизни. Ибо по любви своей къ Богу, а также заботясь о мирѣ и спокойствіи своихъ подданныхъ, она отказалась отъ замужества, чтобы не было какихъ-либо раздоровъ между ея мужемъ и братомъ, и, обручивъ себя Богу, до смерти пребывала въ дѣвствѣ: а въ знакъ порученія своего дѣвства Богу устроила въ соборной церкви св. престолъ изъ золота и драгоцѣнныхъ камней, дивной работы и многоцѣнный. Сестеръ своихъ она также убѣждала хранить дѣвство, и онѣ дали Богу обѣтъ хранить дѣвическую чистоту до самой кончины своей и жили вмѣстѣ съ нею въ постѣ и молитвахъ, повинуясь ей не только какъ старшей сестрѣ, но и какъ матери и царицѣ.

П ульхерія была вмѣсто матери и брату своему, императору Ѳеодосію, и всячески заботилась о немъ, научая его страху Божію. Хорошо зная греческій и латинскій языки, она сама была его учительницею и учила его не только книгамъ, но и благонравію; она давала ему наставленія въ томъ, каковъ онъ долженъ быть въ бесѣдѣ, какъ долженъ вообще держать себя, какъ - наказывать и миловать виновныхъ, словомъ - учила его всему тому, что необходимо для добраго правителя. И доброе сѣмя пало не на худую землю, ибо онъ во всемъ слушался ея; и полученное имъ доброе воспитаніе привело къ тому, что, достигши зрѣлаго возраста, онъ болѣе другихъ царей былъ добръ, кротокъ, терпѣливъ, незлобивъ, мудръ, разсудителенъ и милосердъ; но, кромѣ воспитанія, и молитвы святой Пульхеріи помогали ему въ жизни. Она устроила благолѣпный храмъ во имя Пречистой Богородицы во Влахернахъ и многія другія церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищимъ. Ея заботами греческое царство пребывало, кромѣ внутреннихъ еретическихъ волненій, въ мирѣ и тишинѣ.

К огда Ѳеодосію пошелъ двадцатый годъ и настало время ему вступить въ супружество, блаженная Пульхерія озабочена была пріисканіемъ ему достойной жены. Въ это время изъ Аѳинъ прибыла въ Царьградъ одна дѣвица, по имени Аѳинаида, языческой вѣры, прекрасная собою, скромная и разумная, дочь славнаго философа Аѳинскаго Леонтія, наученная отцомъ астрономіи , геометріи и всякой Еллинской мудрости и превосходившая разумомъ многихъ мудрецовъ. Въ Царьградъ явилась она по слѣдующему поводу. Отецъ ея, умирая, раздѣлилъ все свое достояніе между двумя сыновьями своими Валеріемъ и Аэціемъ, а ей не оставилъ ничего, кромѣ нѣсколькихъ золотыхъ монетъ; когда же родственники и сосѣди спрашивали его, что онъ оставляетъ своей дочери, Леонтій отвѣчалъ:

- «Д овольно съ нея ея красоты и мудрости». По смерти отца, два брата раздѣлили между собою все отцовское имущество, а сестрѣ не дали ничего: съ жалобою на братьевъ она и явилась въ Константинополь. Увидѣвъ ее, святая Пульхерія обратила вниманіе на ея красоту, благонравіе и умъ, и рѣшила женить на ней брата. Но сначала она привела ее къ вѣрѣ Христовой и приблизила ее къ себѣ, какъ родную дочь, и только тогда уже какъ достойную брака съ царемъ выдала за Ѳеодосія. Во св. крещеніи ей было дано имя Евдокіи. Отъ брака ея съ Ѳеодосіемъ родилась дочь Евдокія, бывшая впослѣдствіи замужемъ за Римскимъ императоромъ Валентиніаномъ III .

В ъ царствованіе императоровъ Ѳеодосія и Валентиніана , стараніями блаженной Пульхеріи, былъ собранъ третій вселенскій соборъ въ Ефесѣ противъ нечестиваго Несторія . Пульхерія имѣла великую ревность по благочестіи и своими увѣщаніями обратила брата, который началъ было увлекаться ересью и отдаляться отъ истиннаго ученія , и утвердила его въ православіи, за что и почтена была многими похвалами отъ святыхъ отцевъ. Но прошло нѣсколько лѣтъ, и врагъ рода человѣческаго, не желая болѣе терпѣть ударовъ, наносимыхъ ереси святою Пульхеріею, вооружился противъ нея и замыслилъ удалить ее отъ царскаго престола и отъ власти, что и удалось ему на нѣкоторое время, такъ какъ Богъ попускаетъ иногда, чтобы святые угодники подвергались искушеніямъ. Искушеніе святой Пульхеріи началось слѣдующимъ образомъ. У императора Ѳеодосія былъ одинъ евнухъ , по имени Хрисафій, любимецъ и совѣтникъ императора, человѣкъ лукавый, злобный и сребролюбивый. Онъ враждебно относился къ патріарху Флавіану , преемнику святаго Прокла. Флавіанъ былъ вполнѣ достоинъ патріаршества за свое благочестіе и безукоризненную жизнь, а Хрисафій былъ еретикъ и потому не сочувствовалъ поставленію Флавіана въ патріархи. Желая возвести на Флавіана какое-нибудь обвиненіе, Хрисафій потребовалъ отъ него, чтобы онъ поднесъ императору какой-либо даръ «на благословеніе», какъ новопоставленный святитель. Флавіанъ, приказавъ изготовить нѣсколько хлѣбовъ изъ чистой муки, отправилъ ихъ во дворецъ; но Хрисафій не принялъ ихъ, говоря, что «на благословеніе» патріархъ долженъ прислать не хлѣбы, а золото. Патріархъ чрезъ посланныхъ отвѣтилъ:

- «Х рисафій хорошо знаетъ, что церковное золото и серебро - Божіе, и никому не можетъ быть отдано, кромѣ развѣ нищихъ».

Э тимъ онъ еще болѣе вооружилъ противъ себя Хрисафія, который сталъ изыскивать способъ погубить патріарха, но, видя, что блаженная Пульхерія по благочестію своему сильно держитъ сторону патріарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, онъ сталъ строить новыя козни и противъ нея: онъ началъ сѣять раздоръ между нею и царицею Евдокіею, всякими способами стараясь нарушить ихъ взаимную любовь.

М ежду тѣмъ произошло слѣдующее событіе. У императора Ѳеодосія былъ обычай подписывать бумаги, не читая, чтó въ нихъ написано. Пульхерія, по своей всегдашней заботѣ о немъ, пожелала исправить его и отъ этого недостатка; заготовивши грамату отъ лица императора, въ которой говорилось, что императоръ, по просьбѣ Пульхеріи, отдаетъ ей въ рабство свою жену и объявляетъ, что съ этого времени онъ уже не имѣетъ надъ Евдокіею никакой власти, - поднесла эту грамоту Ѳеодосію для подписи. Тотъ, по своему обычаю не прочитавъ грамоты и не зная, что въ ней написано, приложилъ къ ней свою руку. Пульхерія, взявши грамату, пригласила къ себѣ во дворецъ императрицу Евдокію и пріятною бесѣдою и почтительнымъ обхожденіемъ задерживала ее у себя долгое время, а когда императоръ прислалъ за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерія съ улыбкою отвѣчала:

- «П усть императоръ знаетъ, что онъ уже не имѣетъ власти надъ своею супругою, ибо онъ отдалъ мнѣ ее въ рабство и подтвердилъ это своимъ императорскимъ указомъ».

П ослѣ того она сама отправилась къ брату и сказала ему:

- «С мотри, какъ дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая ихъ», - и показала ему тотъ указъ.

Т акою своею находчивостію она заставила императора быть съ того времени осмотрительнѣе - разсматривать и читать бумаги, которыя ему приходилось подписывать.

У знавъ объ этомъ, лукавый Хрисафій явился къ императрицѣ Евдокіи и сказалъ ей:

- «С мотри, чтó дѣлаетъ съ тобою Пульхерія, какъ она унижаетъ тебя: хочетъ имѣть тебя своею рабою; долго ли ты будешь терпѣть отъ нея? развѣ ты не такая же царица, какъ и она? развѣ ты не ближе всѣхъ къ царю, будучи съ нимъ единымъ тѣломъ?»

Т акими и подобными имъ рѣчами онъ вызвалъ въ Евдокіи гнѣвъ на Пульхерію, и она стала настраивать мужа, чтобы тотъ, отнявъ у сестры власть, царствовалъ одинъ. Научаемый женою и Хрисафіемъ, царь, хотя и готовъ былъ сдѣлать по ихъ желанію, но стыдился подвергнуть безчестію свою сестру и учительницу, старшую его лѣтами. Посему Евдокія и Хрисафій стали просить патріарха, чтобы онъ убѣдилъ Пульхерію, когда она явится въ храмъ, принять на себя званіе діакониссы, въ виду ея чистой и святой жизни. Въ то время былъ обычай: дѣвицъ и вдовъ, извѣстныхъ чистотою жизни, понуждать, хотя-бы и противъ ихъ желанія, къ служенію въ діакониссахъ; именно чрезъ это враги святой Пульхеріи надѣялись удалить ее отъ власти . Патріархъ тайно извѣстилъ ее объ ихъ проискахъ. Но Пульхерія, понявъ умыселъ брата и видя вражду къ себѣ со стороны Евдокіи и Хрисафія, сама оставила царскую власть, ушла съ служившими ей дѣвицами изъ дворца въ уединенную мѣстность и тамъ въ молчаніи проводила благочестивую жизнь.

М ежду тѣмъ еретикъ Хрисафій, выждавъ удобное время для осуществленія своихъ злобныхъ замысловъ, возстановилъ царя противъ патріарха. И вотъ, для Церкви Божіей наступило время смутъ, ибо въ отсутствіе Пульхеріи, защитницы благочестія, еретики стали дѣйствовать безъ всякой боязни, пока Богъ не открылъ духовныя очи царя, такъ что онъ, наконецъ, созналъ свое заблужденіе, убѣдился въ несправедливости гнѣва своей супруги на святую Пульхерію и понялъ злобу Хрисафія.

О днажды императору Ѳеодосію принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красотѣ и величинѣ, онъ отослалъ его своей супругѣ, а та, подержавъ его у себя, не съѣла сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему въ то время больнымъ. Павлинъ, ничего не зная, послалъ яблоко царю. Получивъ яблоко, царь узналъ его, отправился къ царицѣ и спросилъ ее:

- «Г дѣ яблоко, которое я прислалъ тебѣ?»

О на, не зная, что то яблоко опять попало въ руки мужа, отвѣчала:

- «Я его съѣла».

Т огда царь, показавъ ей яблоко, спросилъ:

- «А это что?»

О нъ страшно разгнѣвался на жену и всячески поносилъ ее, думая, что она прелюбодѣйствуетъ съ Павлиномъ. Послѣдняго императоръ отправилъ въ ссылку въ Каппадокію , а женѣ запретилъ показываться на глаза. Но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пришелъ въ сильный гнѣвъ и на Хрисафія, такъ какъ узналъ, что онъ былъ причиною многихъ золъ. Сначала царь отнялъ у Хрисафія имѣніе, а потомъ осудилъ въ ссылку. Самъ Богъ наказалъ Хрисафія за безвинное оскорбленіе святой Пульхеріи. Плывя въ ссылку на кораблѣ, Хрисафій утонулъ въ морѣ, а неповинный ни въ чемъ Павлинъ, находясь въ ссылкѣ, былъ, по повелѣнію императора, усѣченъ мечемъ. Впослѣдствіи сама Евдокія, умирая, съ клятвою засвидѣтельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Богъ попустилъ приключиться съ ними такому несчастію - Павлину во спасеніе души, а царицѣ въ наказаніе. Царица, услышавъ о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тѣмъ, что изъ-за нея неповинно погибъ столь благоразумный и цѣломудренный человѣкъ, и стала просить у мужа позволенія поклониться св. мѣстамъ. Получивъ позволеніе, она отправилась въ Іерусалимъ и тамъ раздала богатую милостыню, соорудила многіе храмы и устроила монастыри. Въ Іерусалимѣ она оставалась долгое время, - пока усиленными просьбами не смягчила гнѣвъ супруга и не примирилась съ святой Пульхеріей, которой, въ знакъ мира и ненарушимой любви, она послала образъ Пречистой Богородицы, писанный, по преданію, святымъ евангелистомъ Лукою.

П ослѣ того какъ императрица Евдокія отправилась въ Іерусалимъ, Ѳеодосій обратился къ святой Пульхеріи съ просьбою возратиться опять на царство; но она не пожелала сего, предпочитая уединенное служеніе Единому Богу владычествованію надъ многими странами. Тогда царь вторично умолялъ ее возвратиться во дворецъ и раздѣлить съ нимъ управленіе царствомъ, и не прекращалъ своихъ просьбъ до тѣхъ поръ, пока не достигъ просимаго: святая Пульхерія съ великими почестями возвратилась въ свой царскій дворецъ. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: въ Церкви настала тишина, и Греческая имперія наслаждалась миромъ. - По прошествіи довольно продолжительнаго времени, возвратилась изъ Іерусалима и императрица Евдокія, принеся съ собою руку святаго первомученика Стефана. Когда Евдокія по пути внесла ее въ Халкидонъ , святый Стефанъ ночью явился Пульхеріи и сказалъ:

- «В отъ, ты получила желаемое, ибо я уже пришелъ въ Халкидонъ».

В оставъ на утро, Пульхерія вмѣстѣ съ Ѳеодосіемъ отправилась въ срѣтеніе рукѣ святаго первомученика; здѣсь же они съ любовію приняли и императрицу Евдокію.

Н а 42-мъ году отъ роду императоръ Ѳеодосій заболѣлъ и, чувствуя приближеніе смерти, повѣдалъ святой Пульхеріи объ откровеніи, бывшемъ ему въ Ефесѣ въ церкви святаго Іоанна Богослова. Когда онъ стоялъ тамъ на молитвѣ, ему было открыто, что послѣ его смерти преемникомъ его будетъ воинъ Маркіанъ. Посему Ѳеодосій просилъ Пульхерію содѣйствовать Маркіану въ достиженіи престола.

М аркіанъ былъ родомъ изъ Ѳракіи , сынъ воина и самъ храбрый воинъ, человѣкъ зрѣлыхъ лѣтъ, разумный и добраго нрава. Предъизбранный свыше на царство отъ юности, онъ чудесно хранимъ былъ отъ смерти. Однажды, идя въ Филиппополь , онъ нашелъ на пути трупъ человѣка, недавно убитаго, и остановился надъ нимъ, растроганный жалостью къ убитому. Желая сотворить дѣло милосердія, - предать мертваго погребенію, - онъ началъ копать для сего яму; и вотъ, проходившіе тѣмъ же путемъ увидѣли Маркіана, погребающаго мертвеца; думая, что онъ совершилъ убійство, они схватили его и, приведя въ городъ, предали суду. Такъ какъ не было никого, кто бы засвидѣтельствовалъ о его невиновности, а собственнымъ его оправданіямъ не дали вѣры, то онъ, какъ убійца, былъ осужденъ на смерть. Когда уже готовы были приступить къ его казни, - въ сіе самое время Божественнымъ откровеніемъ указанъ былъ дѣйствительный убійца. Послѣдній воспріялъ по дѣламъ своимъ, а Маркіанъ былъ съ честью отпущенъ. Затѣмъ онъ служилъ въ греческомъ войскѣ подъ начальствотъ Аспара. Во время войны съ Вандалами , когда послѣдніе одолѣли Грековъ и многихъ взяли въ плѣнъ, вмѣстѣ съ другими былъ взятъ также Маркіанъ и приведенъ къ вождю Вандаловъ Гизериху. Однажды Гизерихъ, желая посмотрѣть на плѣнниковъ, взошелъ въ полдень въ сильный жаръ на возвышеное мѣсто и увидѣлъ издалека Маркіана, спящаго на землѣ, а надъ нимъ орелъ, спустившись, устроилъ какъ-бы палатку, простерши крылъя и прикрывая его отъ солнечныхъ лучей. Видя то, Гизерихъ уразумѣлъ будущее своего плѣнника и, призвавъ его къ себѣ и разспросивъ его объ имени и происхожденіи, сказалъ:

- «Е сли хочешь быть живъ, цѣлъ и свободенъ, поклянись мнѣ, что когда ты взойдешь на царскій престолъ, никогда не будешь воевать съ Вандалами, но будешь жить съ нами въ мирѣ».

М аркіанъ поклялся въ томъ, чего желалъ Гизерихъ, и былъ съ честью отпущенъ на родину.

В озвратившись изъ плѣна, Маркіанъ опять занялъ видное мѣсто въ греческомъ войскѣ. Однажды, во время похода Грековъ противъ Персовъ, Маркіанъ на пути разболѣлся и остался въ одномъ Ликійскомъ городѣ - Сидинѣ; здѣсь его приняли въ свой домъ добрые люди - два брата Татіанъ и Іуліанъ, которые, весьма полюбивъ его, тщательно заботились о его здоровьѣ. Вскорѣ же по выздоровленіи его, оба брата отправились вмѣстѣ съ нимъ охотиться на птицъ. Когда наступилъ полдень и солнечный жаръ усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всѣхъ проснулся Татіанъ и такъ-же, какъ нѣкогда Гизерихъ, увидѣлъ большого орла, парящаго надъ соннымъ Маркіаномъ, осѣняющаго его простертыми крыльями и заслоняющаго отъ солнечнаго жара. Увидѣвъ это, Татіанъ разбудилъ младшаго брата своего Іуліана, и оба они дивились чудесному явленію. Когда затѣмъ всталъ и Маркіанъ, орелъ улетѣлъ, а братья предсказывали Маркіану, что онъ будетъ царемъ, и спрашивали, какую окажетъ онъ имъ благодарность и милость, когда воцарится. Онъ сказалъ имъ:

- «Е сли предсказаніе ваше сбудется, то вы будете мнѣ вмѣсто отца».

П ослѣ того Маркіанъ началъ пріобрѣтать все бóльшую и бóльшую славу, ибо Самъ Богъ прославлялъ мужа, котораго избралъ по сердцу своему. Между тѣмъ скончался благочестивый императоръ Ѳеодосій Младшій, а супруга его Евдокія опять удалилась въ Іерусалимъ и тамъ, проживъ благочестиво нѣсколько лѣтъ, тоже скончалась и погребена была въ созданной ею церкви святаго первомученика Стефана. По смерти Ѳеодосія, святая Пульхерія, согласившись съ придворными и военачальниками, избрала на царство Маркіана, какъ мужа достойнаго и угоднаго Богу. Воцарившись, Маркіанъ вызвалъ ко двору двухъ вышеупомянутыхъ братьевъ Татіана и Іуліана и, почтивъ ихъ высокими званіями, поставилъ правителями - одного Ѳракіи, другого - Ликіи . Также исполнилъ онъ свою клятву Гизериху, сохранивъ съ нимъ миръ ненарушимый до конца царствованія. По воцареніи Маркіана, святая Пульхерія пожелала было снова возвратиться въ свое уединеніе, но новоизбранный царь и весь синклитъ просили ее не оставлять ихъ, а помочь управлять царствомъ, такъ какъ она премудра и опытна въ дѣлахъ правленія; но это было возможно для нея не иначе, какъ сдѣлавшись супругою императора. Она указывала имъ на обѣщанное ею Богу дѣвство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркіанъ объявилъ, что онъ также далъ Богу обѣтъ хранить чистоту. Тогда ради нуждъ святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерія согласилась вступить въ супружество съ Маркіаномъ, съ тѣмъ однако, чтобы ей до конца жизни остаться дѣвственною, ибо сего требовали - и данное Богу обѣщаніе и природное цѣломудріе обоихъ супруговъ, и далеко уже немолодыя лѣта ихъ: ей было тогда 51 годъ, да и императоръ былъ уже немолодъ. Такимъ образомъ Пульхерія называлась женою его, а на самомъ дѣлѣ была не женою, а сестрою, соцарствующей ему и правящею съ великою пользою для всей Церкви Божіей и для всего царства; точно также и Маркіанъ назывался ея мужемъ, а на самомъ дѣлѣ былъ ей не мужемъ, а братомъ, соцарствующимъ ей, какъ царской дочери, унаслѣдовавшей престолъ своего отца. Итакъ, въ то время можно было видѣть на греческомъ престолѣ какъ-бы царствующую дѣвственную чистоту, ибо царствовали - и царь, чистый душою и тѣломъ, и царица - дѣва, хранящая себя непорочною.

О , дѣвственное супружество, мало гдѣ видѣнное или слышанное! Да дивится сему міръ, полный нечистыхъ похотей! Да стыдятся люди, служащіе плотскимъ страстямъ и наслажденіямъ, слыша о такомъ супружествѣ сей благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистотѣ!

З аботами святой царицы, кромѣ вышеупомянутаго собора въ Ефесѣ, созванъ былъ соборъ святыхъ отцевъ въ Халкидонѣ противъ нечестиваго Діоскора и архимандрита Евтихія . Она всѣми силами отстаивала православіе, такъ что нѣкоторые писатели ей именно приписываютъ защиту вѣры на обоихъ этихъ соборахъ.

Т акая ревность Пульхеріи по благочестіи и ея великая мудрость происходили оттого, что Духъ Святый обиталъ въ ея душѣ и чистомъ сердцѣ, какъ въ Своемъ святомъ храмѣ, и наполнялъ ее Своими великими дарами.

П роживъ 54 года и раздавъ все свое имѣніе церквамъ, монастырямъ и нищимъ, святая Пульхерія преставилась ко Господу, Коему послужила всѣмъ своимъ сердцемъ .

Е я молитвами, Господи, не лиши и насъ Царствія Твоего небеснаго. Аминь.

Дочь императора Восточной Римской империи Аркадия и Евдокии. Когда император скончался, в году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II , которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далего превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твердой последовательницей православного вероучения. В году она была объявлена августой , соправительницей императора.

Соправительница царя Феодосия

Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.

Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остаться девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства". Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.

Когда Феодосию исполнилось 20 лет, Пульхерия решила найти ему невесту. Выбор её пал на Афинаиду , которая была красива и хорошо образована. Вскоре после крещения с именем Евдокия и брака, Евдокия-Афинаида в году была объявлена августой, а Пульхерия, хотя и оставалась соправительницей на деле, постаралась отойти в тень. Все государственные дела решались от имени Феодосия, он же подписывал все указы.

Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы не глядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены . Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.

Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства . Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский . По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте . Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана . Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика . Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту : его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов .

В опале

Однако, между тем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться и в 430-х годах императрица удалилась от двора в Иерусалим , до года. Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы . Святитель отказывался, указывая что не может посвящать кого-либо без воли посвящаемого, но император настаивал . Тогда патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдомон .

Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим . Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей .

Императрица

В году, после кончины императора Феодосия II, Пульхерия призвала опытного и благочестивого полководца Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём . Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.

Заботами царицы Пульхерии был созван в году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства . Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский , Одигитриевский и Халкопратийский . Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии . Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В частности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама . Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.

Девственная императрица была почитательницей Божией Матери . Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду

Ей было 16 лет, когда, достигши власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с мудростью мужа, вызывая удивление всего тогдашнего мира: так дано было ей от Бога за чистоту ее жизни. Ибо по любви своей к Богу, а также заботясь о мире и спокойствии своих подданных, она отказалась от замужества, чтобы не было каких-либо раздоров между ее мужем и братом, и, обручив себя Богу, до смерти пребывала в девстве: а в знак поручения своего девства Богу устроила в соборной церкви св. престол из золота и драгоценных камней, дивной работы и многоценный. Сестер своих она также убеждала хранить девство, и они дали Богу обет хранить девическую чистоту до самой кончины своей и жили вместе с ней в посте и молитвах, повинуясь ей не только как старшей сестре, но и как матери и царице.

Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать виновных, словом – учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя. И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более других царей был добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах и многие другие церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме внутренних еретических волнений, в мире и тишине.

Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему достойной жены. В это время из Афин прибыла в Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой, скромная и разумная, дочь славного философа Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: «Довольно с нее ее красоты и мудрости».

По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту, благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии замужем за Римским императором Валентинианом III .

В царствование императоров Феодосия и Валентиниана стараниями блаженной Пульхерии был собран III Вселенский Собор в Ефесе против нечестивого Нестория . Пульхерия имела великую ревность по благочестию и своими увещаниями обратила брата, который начал было увлекаться ересью и отдаляться от истинного учения, и утвердила его в православии, за что и почтена была многими похвалами от святых отцов. Но прошло несколько лет, и враг рода человеческого, не желая более терпеть ударов, наносимых ереси святой Пульхерией, вооружился против нее и замыслил удалить ее от царского престола и от власти, что и удалось ему на некоторое время, так как Бог попускает иногда, чтобы святые угодники подвергались искушениям. Искушение святой Пульхерии началось следующим образом. У императора Феодосия был один евнух по имени Хрисафий, любимец и советник императора, человек лукавый, злобный и сребролюбивый. Он враждебно относился к патриарху Флавиану , преемнику святого Прокла. Флавиан был вполне достоин патриаршества за свое благочестие и безукоризненную жизнь, а Хрисафий был еретик и потому не сочувствовал поставлению Флавиана в патриархи. Желая возвести на Флавиана какое-нибудь обвинение, Хрисафий потребовал от него, чтобы он поднес императору какой-либо дар «на благословение», как новопоставленный святитель. Флавиан, приказав изготовить несколько хлебов из чистой муки, отправил их во дворец; но Хрисафий не принял их, говоря, что «на благословение» патриарх должен прислать не хлебы, а золото. Патриарх через посланных ответил: «Хрисафий хорошо знает, что церковное золото и серебро – Божие, и никому не может быть отдано, кроме разве нищих».

Этим он еще более вооружил против себя Хрисафия, который стал изыскивать способ погубить патриарха, но, видя, что блаженная Пульхерия по благочестию своему сильно держит сторону патриарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, он стал строить новые козни и против нее: он начал сеять раздор между ней и царицею Евдокией, всякими способами стараясь нарушить их взаимную любовь.

Между тем произошло следующее событие. У императора Феодосия был обычай подписывать бумаги, не читая, что в них написано. Пульхерия, по своей всегдашней заботе о нем, пожелала исправить его и от этого недостатка: заготовивши грамоту от лица императора, в которой говорилось, что император, по просьбе Пульхерии, отдает ей в рабство свою жену и объявляет, что с этого времени он уже не имеет над Евдокиею никакой власти, – поднесла эту грамоту Феодосию для подписи. Тот, по своему обычаю не прочитав грамоты и не зная, что в ней написано, приложил к ней свою руку. Пульхерия, взявши грамоту, пригласила к себе во дворец императрицу Евдокию и приятной беседой и почтительным обхождением задерживала ее у себя долгое время, а когда император прислал за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерия с улыбкой отвечала:

– Пусть император знает, что он уже не имеет власти над своей супругой, ибо он отдал мне ее в рабство и подтвердил это своим императорским указом.

После того она сама отправилась к брату и сказала ему:

– Смотри, как дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая их, – и показала ему тот указ.

Такой своей находчивостью она заставила императора быть с того времени осмотрительнее – рассматривать и читать бумаги, которые ему приходилось подписывать.

Узнав об этом, лукавый Хрисафий явился к императрице Евдокии и сказал ей:

– Смотри, что делает с тобой Пульхерия, как она унижает тебя: хочет иметь тебя своей рабой; долго ли ты будешь терпеть от нее? Разве ты не такая же царица, как и она? Разве ты не ближе всех к царю, будучи с ним единым телом?

Такими и подобными им речами он вызвал в Евдокии гнев на Пульхерию, и она стала настраивать мужа, чтобы тот, отняв у сестры власть, царствовал один. Научаемый женой и Хрисафием, царь, хотя и готов был сделать по их желанию, но стыдился подвергнуть бесчестию свою сестру и учительницу, старшую его годами. Поэтому Евдокия и Хрисафий стали просить патриарха, чтобы он убедил Пульхерию, когда она явится в храм, принять на себя звание диакониссы, ввиду ее чистой и святой жизни. В то время был обычай: девиц и вдов, известных чистотой жизни, понуждать, хотя бы и против их желания, к служению в диакониссах; именно через это враги святой Пульхерии надеялись удалить ее от власти . Патриарх тайно известил ее об их происках. Но Пульхерия, поняв умысел брата и видя вражду к себе со стороны Евдокии и Хрисафия, сама оставила царскую власть, ушла со служившими ей девицами из дворца в уединенную местность и там в молчании проводила благочестивую жизнь.

Между тем еретик Хрисафий, выждав удобное время для осуществления своих злобных замыслов, восстановил царя против патриарха. И вот, для церкви Божией наступило время смут, ибо в отсутствие Пульхерии, защитницы благочестия, еретики стали действовать без всякой боязни, пока Бог не открыл духовные очи царя, так что он, наконец, сознал свое заблуждение, убедился в несправедливости гнева своей супруги на святую Пульхерию и понял злобу Хрисафия.

Однажды императору Феодосию принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красоте и величине, он отослал его своей супруге, а та, подержав его у себя, не съела сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему в то время больным. Павлин, ничего не зная, послал яблоко царю. Получив яблоко, царь узнал его, отправился к царице и спросил ее:

– Где яблоко, которое я прислал тебе? Она, не зная, что то яблоко опять попало в руки мужа, отвечала:

– Я его съела.

Тогда царь, показав ей яблоко, спросил:

– А это что?

Он страшно разгневался на жену и всячески поносил ее, думая, что она прелюбодействует с Павлином. Последнего император отправил в ссылку в Каппадокию, а жене запретил показываться на глаза. Но вместе с тем он пришел в сильный гнев и на Хрисафия, так как узнал, что он был причиной многих зол. Сначала царь отнял у Хрисафия имение, а потом осудил в ссылку. Сам Бог наказал Хрисафия за безвинное оскорбление святой Пульхерии. Плывя в ссылку на корабле, Хрисафий утонул в море, а неповинный ни в чем Павлин, находясь в ссылке, был по повелению императора усечен мечом. Впоследствии сама Евдокия, умирая, с клятвой засвидетельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Бог попустил приключиться с ними такому несчастию – Павлину во спасение души, а царице в наказание. Царица, услышав о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тем, что из-за нее неповинно погиб столь благоразумный и целомудренный человек, и стала просить у мужа позволения поклониться св. местам. Получив позволение, она отправилась в Иерусалим и там раздала богатую милостыню, соорудила многие храмы и устроила монастыри. В Иерусалиме она оставалась долгое время, пока усиленными просьбами не смягчила гнев супруга и не примирилась со святой Пульхерией, которой, в знак мира и ненарушимой любви, она послала образ Пречистой Богородицы, писанный, по преданию, святым евангелистом Лукой.

После того как императрица Евдокия отправилась в Иерусалим, Феодосий обратился к святой Пульхерии с просьбой возвратиться опять на царство; но она не пожелала этого, предпочитая уединенное служение Единому Богу владычествованию над многими странами. Тогда царь вторично умолял ее возвратиться во дворец и разделить с ним управление царством, и не прекращал своих просьб до тех пор, пока не достиг просимого: святая Пульхерия с великими почестями возвратилась в свой царский дворец. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: в церкви настала тишина, и греческая империя наслаждалась миром. По прошествии довольно продолжительного времени возвратилась из Иерусалима и императрица Евдокия, принеся с собой руку святого первомученика Стефана. Когда Евдокия по пути внесла ее в Халкидон , святой Стефан ночью явился Пульхерии и сказал:

– Вот, ты получила желаемое, ибо я уже пришел в Халкидон.

Встав наутро, Пульхерия вместе с Феодосием отправилась в сретение руке святого первомученика; здесь же они с любовью приняли и императрицу Евдокию.

На 42-м году от роду император Феодосий заболел и, чувствуя приближение смерти, поведал святой Пульхерии об откровении, бывшем ему в Ефесе в церкви святого Иоанна Богослова. Когда он стоял там на молитве, ему было открыто, что после его смерти преемником его будет воин Маркиан. Поэтому Феодосий просил Пульхерию содействовать Маркиану в достижении престола.

Маркиан был родом из Фракии , сын воина и сам храбрый воин, человек зрелых лет, разумный и доброго нрава. Предызбранный свыше на царство от юности, он чудесно храним был от смерти. Однажды, идя в Филиппополь , он нашел на пути труп человека, недавно убитого, и остановился над ним, растроганный жалостью к убитому. Желая сотворить дело милосердия – предать мертвого погребению, – он начал копать для этого яму; и вот, проходившие тем же путем увидели Маркиана, погребающего мертвеца; думая, что он совершил убийство, они схватили его и, приведя в город, предали суду. Так как не было никого, кто бы засвидетельствовал о его невиновности, а собственным его оправданиям не дали веры, то он, как убийца, был осужден на смерть. Когда уже готовы были приступить к его казни, в это самое время Божественным откровением указан был действительный убийца. Последний восприял по делам своим, а Маркиан был с честью отпущен. Затем он служил в греческом войске под начальством Аспара. Во время войны с вандалами , когда последние одолели греков и многих взяли в плен, вместе с другими был взят также Маркиан и приведен к вождю вандалов Гизериху. Однажды Гизерих, желая посмотреть на пленников, взошел в полдень в сильный жар на возвышенное место и увидел издалека Маркиана, спящего на земле, а над ним орел, спустившись, устроил как бы палатку, простерши крылья и прикрывая его от солнечных лучей. Видя то, Гизерих уразумел будущее своего пленника и, призвав его к себе и расспросив его об имени и происхождении, сказал:

– Если хочешь быть жив, цел и свободен, поклянись мне, что, когда ты взойдешь на царский престол, никогда не будешь воевать с вандалами, но будешь жить с нами в мире.

Маркиан поклялся в том, чего желал Гизерих, и был с честью отпущен на родину.

Возвратившись из плена, Маркиан опять занял видное место в греческом войске. Однажды, во время похода греков против персов, Маркиан на пути разболелся и остался в одном Ликийском городе – Сидине; здесь его приняли в свой дом добрые люди – два брата Татиан и Иулиан, которые, весьма полюбив его, тщательно заботились о его здоровье. Вскоре же по выздоровлении его оба брата отправились вместе с ним охотиться на птиц. Когда наступил полдень и солнечный жар усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всех проснулся Татиан и так же, как некогда Гизерих, увидел большого орла, парящего над сонным Маркианом, осеняющего его простертыми крыльями и заслоняющего от солнечного жара. Увидев это, Татиан разбудил младшего брата своего Иулиана, и оба они дивились чудесному явлению. Когда затем встал и Маркиан, орел улетел, а братья предсказывали Маркиану, что он будет царем, и спрашивали, какую окажет он им благодарность и милость, когда воцарится. Он сказал им:

– Если предсказание ваше сбудется, то вы будете мне вместо отца.

После того Маркиан начал приобретать все большую и большую славу, ибо Сам Бог прославлял мужа, которого избрал по сердцу своему. Между тем скончался благочестивый император Феодосий Младший, а супруга его Евдокия опять удалилась в Иерусалим и там, прожив благочестиво несколько лет, тоже скончалась и погребена была в созданной ею церкви святого первомученика Стефана. По смерти Феодосия, святая Пульхерия, согласившись с придворными и военачальниками, избрала на царство Маркиана, как мужа достойного и угодного Богу. Воцарившись, Маркиан вызвал ко двору двух вышеупомянутых братьев Татиана и Иулиана и, почтив их высокими званиями, поставил правителями – одного Фракии, другого – Ликии . Также исполнил он свою клятву Гизериху, сохранив с ним мир ненарушимый до конца царствования. По воцарении Маркиана святая Пульхерия пожелала было снова возвратиться в свое уединение, но новоизбранный царь и весь синклит просили ее не оставлять их, а помочь управлять царством, так как она премудра и опытна в делах правления; но это было возможно для нее не иначе, как сделавшись супругой императора. Она указывала им на обещанное ею Богу девство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркиан объявил, что он также дал Богу обет хранить чистоту. Тогда ради нужд святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерия согласилась вступить в супружество с Маркианом, с тем, однако, чтобы ей до конца жизни остаться девственною, ибо этого требовали и данное Богу обещание, и природное целомудрие обоих супругов, и далеко уже немолодые лета их: ей был тогда 51 год, да и император был уже немолод. Таким образом Пульхерия называлась женой его, а на самом деле была не женой, а сестрой, соцарствующей ему и правящей с великой пользой для всей Церкви Божьей и для всего царства; точно так же и Маркиан назывался ее мужем, а на самом деле был ей не мужем, а братом, соцарствующим ей, как царской дочери, унаследовавшей престол своего отца. Итак, в то время можно было видеть на греческом престоле как бы царствующую девственную чистоту, ибо царствовали и царь, чистый душою и телом, и царица – дева, хранящая себя непорочною.

Греческий император Аркадий, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и скромностью. То был великий дар Божественного Промысла греческому царству - в помощь юному Феодосию и в защиту православия от нападений еретиков. Мудрая не по годам, она принята была братом в соцарствование и получила титул Августы. Ей было 16 лет, когда, достигши власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с мудростью мужа, вызывая удивление всего тогдашнего мира: так дано было ей от Бога за чистоту ее жизни. Ибо по любви своей к Богу, а также заботясь о мире и спокойствии своих подданных, она отказалась от замужества, чтобы не было каких-либо раздоров между ее мужем и братом, и, обручив себя Богу, до смерти пребывала в девстве: а в знак поручения своего девства Богу устроила в соборной церкви св. престол из золота и драгоценных камней, дивной работы и многоценный. Сестер своих она также убеждала хранить девство, и они дали Богу обет хранить девическую чистоту до самой кончины своей и жили вместе с ней в посте и молитвах, повинуясь ей не только как старшей сестре, но и как матери и царице.

Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать виновных, словом - учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя. И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более других царей быль добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах и многие другие церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме внутренних еретических волнений, в мире и тишине.

Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему достойной жены. В это время из Афин прибыла в Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой, скромная и разумная, дочь славного философа Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: "Довольно с нее ее красоты и мудрости".

По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту, благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии замужем за Римским императором Валентинианом III.

В царствование императоров Феодосия и Валентиниана стараниями блаженной Пульхерии был собран III Вселенский Собор в Ефесе против нечестивого Нестория. Пульхерия имела великую ревность по благочестию и своими увещаниями обратила брата, который начал было увлекаться ересью и отдаляться от истинного учения, и утвердила его в православии, за что и почтена была многими похвалами от святых отцов. Но прошло несколько лет, и враг рода человеческого, не желая более терпеть ударов, наносимых ереси святой Пульхерией, вооружился против нее и замыслил удалить ее от царского престола и от власти, что и удалось ему на некоторое время, так как Бог попускает иногда, чтобы святые угодники подвергались искушениям. Искушение святой Пульхерии началось следующим образом. У императора Феодосия был один евнух по имени Хрисафий, любимец и советник императора, человек лукавый, злобный и сребролюбивый. Он враждебно относился к патриарху Флавиану, преемнику святого Прокла. Флавиан был вполне достоин патриаршества за свое благочестие и безукоризненную жизнь, а Хрисафий был еретик и потому не сочувствовал поставлению Флавиана в патриархи. Желая возвести на Флавиана какое-нибудь обвинение, Хрисафий потребовал от него, чтобы он поднес императору какой-либо дар "на благословение", как новопоставленный святитель. Флавиан, приказав изготовить несколько хлебов из чистой муки, отправил их во дворец; но Хрисафий не принял их, говоря, что "на благословение" патриарх должен прислать не хлебы, а золото. Патриарх через посланных ответил: "Хрисафий хорошо знает, что церковное золото и серебро - Божие, и никому не может быть отдано, кроме разве нищих".

Этим он еще более вооружил против себя Хрисафия, который стал изыскивать способ погубить патриарха, но, видя, что блаженная Пульхерия по благочестию своему сильно держит сторону патриарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, он стал строить новые козни и против нее: он начал сеять раздор между ней и царицею Евдокией, всякими способами стараясь нарушить их взаимную любовь.

Между тем произошло следующее событие. У императора Феодосия был обычай подписывать бумаги, не читая, что в них написано. Пульхерия, по своей всегдашней заботе о нем, пожелала исправить его и от этого недостатка: заготовивши грамоту от лица императора, в которой говорилось, что император, по просьбе Пульхерии, отдает ей в рабство свою жену и объявляет, что с этого времени он уже не имеет над Евдокиею никакой власти, - поднесла эту грамоту Феодосию для подписи. Тот, по своему обычаю не прочитав грамоты и не зная, что в ней написано, приложил к ней свою руку. Пульхерия, взявши грамоту, пригласила к себе во дворец императрицу Евдокию и приятной беседой и почтительным обхождением задерживала ее у себя долгое время, а когда император прислал за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерия с улыбкой отвечала:

Пусть император знает, что он уже не имеет власти над своей супругой, ибо он отдал мне ее в рабство и подтвердил это своим императорским указом.

После того она сама отправилась к брату и сказала ему:

Смотри, как дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая их, - и показала ему тот указ.

Такой своей находчивостью она заставила императора быть с того времени осмотрительнее - рассматривать и читать бумаги, которые ему приходилось подписывать.

Узнав об этом, лукавый Хрисафий явился к императрице Евдокии и сказал ей:

Смотри, что делает с тобой Пульхерия, как она унижает тебя: хочет иметь тебя своей рабой; долго ли ты будешь терпеть от нее? Разве ты не такая же царица, как и она? Разве ты не ближе всех к царю, будучи с ним единым телом?

Такими и подобными им речами он вызвал в Евдокии гнев на Пульхерию, и она стала настраивать мужа, чтобы тот, отняв у сестры власть, царствовал один. Научаемый женой и Хрисафием, царь, хотя и готов был сделать по их желанию, но стыдился подвергнуть бесчестию свою сестру и учительницу, старшую его годами. Поэтому Евдокия и Хрисафий стали просить патриарха, чтобы он убедил Пульхерию, когда она явится в храм, принять на себя звание диакониссы, ввиду ее чистой и святой жизни. В то время был обычай: девиц и вдов, известных чистотой жизни, понуждать, хотя бы и против их желания, к служению в диакониссах; именно через это враги святой Пульхерии надеялись удалить ее от власти. Патриарх тайно известил ее об их происках. Но Пульхерия, поняв умысел брата и видя вражду к себе со стороны Евдокии и Хрисафия, сама оставила царскую власть, ушла со служившими ей девицами из дворца в уединенную местность и там в молчании проводила благочестивую жизнь.

Между тем еретик Хрисафий, выждав удобное время для осуществления своих злобных замыслов, восстановил царя против патриарха. И вот, для церкви Божией наступило время смут, ибо в отсутствие Пульхерии, защитницы благочестия, еретики стали действовать без всякой боязни, пока Бог не открыл духовные очи царя, так что он, наконец, сознал свое заблуждение, убедился в несправедливости гнева своей супруги на святую Пульхерию и понял злобу Хрисафия.

Однажды императору Феодосию принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красоте и величине, он отослал его своей супруге, а та, подержав его у себя, не съела сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему в то время больным. Павлин, ничего не зная, послал яблоко царю. Получив яблоко, царь узнал его, отправился к царице и спросил ее:

Где яблоко, которое я прислал тебе? Она, не зная, что то яблоко опять попало в руки мужа, отвечала:

Я его съела.

Тогда царь, показав ей яблоко, спросил:

А это что?

Он страшно разгневался на жену и всячески поносил ее, думая, что она прелюбодействует с Павлином. Последнего император отправил в ссылку в Каппадокию, а жене запретил показываться на глаза. Но вместе с тем он пришел в сильный гнев и на Хрисафия, так как узнал, что он был причиной многих зол. Сначала царь отнял у Хрисафия имение, а потом осудил в ссылку. Сам Бог наказал Хрисафия за безвинное оскорбление святой Пульхерии. Плывя в ссылку на корабле, Хрисафий утонул в море, а неповинный ни в чем Павлин, находясь в ссылке, был по повелению императора усечен мечом. Впоследствии сама Евдокия, умирая, с клятвой засвидетельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Бог попустил приключиться с ними такому несчастию - Павлину во спасение души, а царице в наказание. Царица, услышав о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тем, что из-за нее неповинно погиб столь благоразумный и целомудренный человек, и стала просить у мужа позволения поклониться св. местам. Получив позволение, она отправилась в Иерусалим и там раздала богатую милостыню, соорудила многие храмы и устроила монастыри. В Иерусалиме она оставалась долгое время, пока усиленными просьбами не смягчила гнев супруга и не примирилась со святой Пульхерией, которой, в знак мира и ненарушимой любви, она послала образ Пречистой Богородицы, писанный, по преданию, святым евангелистом Лукой.

После того как императрица Евдокия отправилась в Иерусалим, Феодосии обратился к святой Пульхерии с просьбой возвратиться опять на царство; но она не пожелала этого, предпочитая уединенное служение Единому Богу владычествованию над многими странами. Тогда царь вторично умолял ее возвратиться во дворец и разделить с ним управление царством, и не прекращал своих просьб до тех пор, пока не достиг просимого: святая Пульхерия с великими почестями возвратилась в свой царский дворец. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: в церкви настала тишина, и греческая империя наслаждалась миром. По прошествии довольно продолжительного времени возвратилась из Иерусалима и императрица Евдокия, принеся с собой руку святого первомученика Стефана. Когда Евдокия по пути внесла ее в Халкидон, святой Стефан ночью явился Пульхерии и сказал:

Вот, ты получила желаемое, ибо я уже пришел в Халкидон.

На 42-м году от роду император Феодосии заболел и, чувствуя приближение смерти, поведал святой Пульхерии об откровении, бывшем ему в Ефесе в церкви святого Иоанна Богослова. Когда он стоял там на молитве, ему было открыто, что после его смерти преемником его будет воин Маркиан. Поэтому Феодосий просил Пульхерию содействовать Маркиану в достижении престола.

Маркиан был родом из Фракии, сын воина и сам храбрый воин, человек зрелых лет, разумный и доброго нрава. Предызбранный свыше на царство от юности, он чудесно храним был от смерти. Однажды, идя в Филиппополь, он нашел на пути труп человека, недавно убитого, и остановился над ним, растроганный жалостью к убитому. Желая сотворить дело милосердия - предать мертвого погребению, - он начал копать для этого яму; и вот, проходившие тем же путем увидели Маркиана, погребающего мертвеца; думая, что он совершил убийство, они схватили его и, приведя в город, предали суду. Так как не было никого, кто бы засвидетельствовал о его невиновности, а собственным его оправданиям не дали веры, то он, как убийца, был осужден на смерть. Когда уже готовы были приступить к его казни, в это самое время Божественным откровением указан был действительный убийца. Последний восприял по делам своим, а Маркиан был с честью отпущен. Затем он служил в греческом войске под начальством Аспара. Во время войны с вандалами, когда последние одолели греков и многих взяли в плен, вместе с другими был взят также Маркиан и приведен к вождю вандалов Гизериху. Однажды Гизерих, желая посмотреть на пленников, взошел в полдень в сильный жар на возвышенное место и увидел издалека Маркиана, спящего на земле, а над ним орел, спустившись, устроил как бы палатку, простерши крылья и прикрывая его от солнечных лучей. Видя то, Гизерих уразумел будущее своего пленника и, призвав его к себе и расспросив его об имени и происхождении, сказал:

Если хочешь быть жив, цел и свободен, поклянись мне, что, когда ты взойдешь на царский престол, никогда не будешь воевать с вандалами, но будешь жить с нами в мире.

Маркиан поклялся в том, чего желал Гизерих, и был с честью отпущен на родину.

Возвратившись из плена, Маркиан опять занял видное место в греческом войске. Однажды, во время похода греков против персов, Маркиан на пути разболелся и остался в одном Ликийском городе - Сидине; здесь его приняли в свой дом добрые люди - два брата Татиан и Иулиан, которые, весьма полюбив его, тщательно заботились о его здоровье. Вскоре же по выздоровлении его оба брата отправились вместе с ним охотиться на птиц. Когда наступил полдень и солнечный жар усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всех проснулся Татиан и так же, как некогда Гизерих, увидел большого орла, парящего над сонным Маркианом, осеняющего его простертыми крыльями и заслоняющего от солнечного жара. Увидев это, Татиан разбудил младшего брата своего Иулиана, и оба они дивились чудесному явлению. Когда затем встал и Маркиан, орел улетел, а братья предсказывали Маркиану, что он будет царем, и спрашивали, какую окажет он им благодарность и милость, когда воцарится. Он сказал им:

Если предсказание ваше сбудется, то вы будете мне вместо отца.

После того Маркиан начал приобретать все большую и большую славу, ибо Сам Бог прославлял мужа, которого избрал по сердцу своему. Между тем скончался благочестивый император Феодосии Младший, а супруга его Евдокия опять удалилась в Иерусалим и там, прожив благочестиво несколько лет, тоже скончалась и погребена была в созданной ею церкви святого первомученика Стефана. По смерти Феодосия, святая Пульхерия, согласившись с придворными и военачальниками, избрала на царство Маркиана, как мужа достойного и угодного Богу. Воцарившись, Маркиан вызвал ко двору двух вышеупомянутых братьев Татиана и Иулиана и, почтив их высокими званиями, поставил правителями - одного Фракии, другого – Ликии20. Также исполнил он свою клятву Гизериху, сохранив с ним мир ненарушимый до конца царствования. По воцарении Маркиана святая Пульхерия пожелала было снова возвратиться в свое уединение, но новоизбранный царь и весь синклит просили ее не оставлять их, а помочь управлять царством, так как она премудра и опытна в делах правления; но это было возможно для нее не иначе, как сделавшись супругой императора. Она указывала им на обещанное ею Богу девство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркиан объявил, что он также дал Богу обет хранить чистоту. Тогда ради нужд святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерия согласилась вступить в супружество с Маркианом, с тем, однако, чтобы ей до конца жизни остаться девственною, ибо этого требовали и данное Богу обещание, и природное целомудрие обоих супругов, и далеко уже немолодые лета их: ей был тогда 51 год, да и император был уже немолод. Таким образом Пульхерия называлась женой его, а на самом деле была не женой, а сестрой, соцарствующей ему и правящей с великой пользой для всей Церкви Божьей и для всего царства; точно так же и Маркиан назывался ее мужем, а на самом деле был ей не мужем, а братом, соцарствующим ей, как царской дочери, унаследовавшей престол своего отца. Итак, в то время можно было видеть на греческом престоле как бы царствующую девственную чистоту, ибо царствовали и царь, чистый душою и телом, и царица - дева, хранящая себя непорочною.

О, девственное супружество, мало где виденное или слышанное! Да дивится этому мир, полный нечистых похотей! Да стыдятся люди, служащие плотским страстям и наслаждениям, слыша о таком супружестве этой благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистоте!

Заботами святой царицы, кроме вышеупомянутого собора в Ефесе, созван был собор святых отцов в Халкидоне против нечестивого Диоскора и архимандрита Евтихия. Она всеми силами отстаивала православие, так что некоторые писатели ей именно приписывают защиту веры на обоих этих соборах.

Такая ревность Пульхерии по благочестии и ее великая мудрость происходили оттого, что Дух Святой обитал в ее душе и чистом сердце, как в Своем святом храме, и наполнял ее Своими великими дарами.

Прожив 54 года и раздав все свое имение церквам, монастырям и нищим, святая Пульхерия преставилась к Господу, Которому послужила всем своим сердцем.

Ее молитвами, Господи, не лиши и нас Царствия Твоего небесного. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский