Пророк мухаммед был евреем. Коран и евреи

06.11.2019 Эзотерика

В чем причина «интереса», часто нездорового, громадной мусульманской цивилизации к маленькому еврейскому народу? В поисках ответа на этот вопрос, столь важный для судеб мира в эти нелегкие дни, обратимся к истокам, ко времени возникновения ислама. Каких евреев встретил Мухаммед на своем пути? Как складывались отношения между ними? На каких историях о евреях древности растут мусульманские дети?

В раннее Средневековье евреев в Аравии было много: все новые волны беженцев, купцов и ремесленников перебирались на полуостров. Под их влиянием принимали иудаизм целые племена местных жителей. В результате к началу VII века в Аравии жили десятки еврейских родов и племен, и доподлинно неизвестно, сколько из них было «генетических» евреев, а сколько - прозелитов.

Родина Мухаммеда - город Мекка, там начал он свой путь пророка и проповедника. Прямого контакта с евреями, как и с христианами, у него тогда не было, поскольку их в Мекке были единицы. Стихи Корана, созданные в родном городе Мухаммеда, отличает веротерпимость, даже симпатия к евреям и христианам: «Нет в религии принуждения», «Поистине исповедующие христианство, иудеи, а также сабии, уверовавшие в Аллаха и в судный день, - над ними нет ни страха, ни печали». Да и вообще тон написанных тогда отрывков был весьма мягок по сравнению с более поздними.

Однако в 622 году, узнав об угрозе покушения на свою жизнь, Мухаммед вместе с небольшой группой последователей перебрался на 300 км к северу, в Медину. Эта эмиграция, хиджра, служит началом отсчета мусульманской эры. Медина, или Ясриб, как она называлась раньше, - это плодородная долина, усеянная множеством небольших поселений, крепостей, рынков и отдельных ферм. Жили в ней и язычники, и евреи, причем последние составляли чуть ли не половину населения. Евреи Ясриба относились к трем крупным племенам: Надир, Курайза и Кайнука, - а также ко множеству небольших родов и семейств. Они занимались и земледелием, в основном разведением финиковых пальм, и торговлей, но более всего - ремеслами, в первую очередь ювелирным и оружейным. Во многих древних арабских поэмах упоминаются взятые напрокат у евреев оружие для битв или украшения для празднеств.

Интеллектуальным центром евреев Ясриба служил их бейт-мидраш. В нем, что интересно, учились грамоте не только еврейские дети, но и дети многих арабов-язычников из окрестных племен, что вовсе не предполагало их перехода в иудаизм. В результате деловую переписку по вопросам торговли арабы и евреи часто вели на арабском языке, но с использованием еврейских букв. Одним из самых известных «выпускников» бейт-мидраша в Ясрибе из числа язычников был Зейд ибн Сабит, личный секретарь Мухаммеда. Именно он впоследствии первым записал текст Корана. Один его оппонент ехидничал по прошествии многих лет: «Когда ты еще был мальчиком с пейсами в школе у евреев…»

Безопасность еврейских племен Ясриба обеспечивалась знанием оружейного дела, строительством крепостей и коалицией с бедуинскими племенами. Большие еврейские племена были равноправными участниками военных союзов, меньшие находили себе покровителей. Конечно, у этой системы было немало недостатков. Например, одно бедуинское племя хотело отомстить другому за убийство евреев, которым покровительствовало. С этой целью бедуины перебили «домашних» евреев враждебного племени… Однако в целом принцип союзов работал.

Первые полтора года после хиджры ничто не предвещало конфликта между Мухаммедом и евреями Медины-Ясриба. Они жили бок о бок, вели торговлю, Мухаммед и его ученики обзаводились понемногу землей по соседству с еврейскими участками, подписали отдельный мирный договор с каждым из еврейских племен.

В эти полтора года у новой религии, кроме единобожия, было немало других внешних признаков, сближавших ее с иудаизмом. Так, молился пророк ислама, подобно евреям, повернувшись в сторону Иерусалима. И постился он тогда еще не в Рамадан, а в день Ашура, то есть в десятый день первого месяца, очевидный аналог Йом Кипура. Примеров сходства двух религий можно привести еще множество.

Однако, к разочарованию Мухаммеда, евреи не видели в нем пророка, в их глазах он мог рассчитывать максимум на роль просветителя язычников. Лишь единицы из них приняли ислам. Мухаммед же рассчитывал объединить все племена Аравии под знаменем не только единой веры, но и единой власти. И потому, хотя на словах идея веротерпимости и продолжала звучать, столкновение было неизбежно. В то же время евреи, не уловив духа времени, по-прежнему рассчитывали на союзников-бедуинов и свои крепости.

Объединяя мусульман, Мухаммед призывал их к верности друг другу, а не семье или роду. Это разрушало принципы, на которых строилась жизнь Аравии до ислама. Возможным способом проявления верности новой религии стало убийство врага ислама, причем непременно руками родственника, члена того же клана. Одними из первых жертв жестоких убийств в VII столетии оказались поэты-евреи, писавшие сатирические стихи о Мухаммеде. Жуткое совпадение: в эти дни, в XXI веке, проявлением верности исламу стал расстрел карикатуристов в Париже.

Первой жертвой была Ацмаа, дочь Марвана, поэтесса, бывшая замужем за влиятельным арабом-язычником (видимо, в таком браке не было тогда чего-то невозможного). Ацмаа была женщиной средних лет, матерью шестерых детей. Убил ее человек по имени Амир ибн Ади, родственник ее мужа. Ночью он вошел в дом, забрал у нее младенца, которого женщина кормила грудью, и вонзил ей меч в сердце. Второго убитого поэта звали Абу Афак. Он был столетним старцем, тоже смеялся над пророком ислама в своих стихах и тоже жил среди арабского племени Аус (видимо, вследствие родственных связей). Абу Афака ударил мечом в живот член того же клана по имени Салим ибн Умайр, проникший во двор его дома летней ночью. Имена убийц и все подробности преступлений можно найти в книгах, по которым верующие мусульмане учат биографию Мухаммеда до сего дня. Ведь пророк не осудил эти преступления, а совсем наоборот.

Чем больше арабов принимало ислам, тем меньше евреи могли полагаться на своих бывших союзников. Если даже бедуин, для которого верность родственным связям свята, убивает члена собственного клана, тем более кормящую мать или глубокого старика, на что же тогда можно положиться в этом мире? Когда же евреи (или язычники-арабы) напоминали своим новым врагам о былой дружбе или семейных узах, то слышали в ответ: «Что поделаешь, сердца переменились. Ислам отменил прежние союзы».

Истории об отношениях евреев и Мухаммеда не экзотические исторические анекдоты. Это часть освещенного традицией материала, на котором воспитываются поколения исповедующих ислам. И те, кто ищет диалога с мусульманами, должны понимать, на каком культурном фоне приходится его вести.

Введение

В 7 веке в Аравии, в Мекке и Медине, выступал с пропеведями Мухаммад ибн Абдала (580-632). Проповедник Мухаммад определял себя как божественного посланца, получившего «откровения Верного учения от Единого Бога Аллаха». После смерти Мухаммада его проповеди остались в разрозненных записках. Причем часто их содержание повторялось в разных вариантах.Только где-то к середине века записи проповедей Мухаммада были собраны вместе, и был выбран один вариант каждой проповеди-суры, и все они были включены в одну книгу – Коран, текст которой стал каноническим.

Всего в Коране 114 сур. Каждая сура включает какое-то количество аятов, от 286 в первой до 6 – в последней. Проповеди-суры в Коране не предполагают развития какого-то последовательно излагаемого сюжета. Суры расположены в Коране в последовательности убывания числа аятов в них. Книга Коран содержит много повторов, поскольку проповедник многократно возвращался к избранным темам.

При подготовке данной публикации использовался последний перевод арабского Корана на русский язык, выполненный крупным ученым-востоковедом, арабисткой, профессором Б.Я.Шидфар (1928-1993). Перевод Корана на русский язык с ее комментариями был опубликован после ее смерти (Коран. М., Издательский дом «УММА», 2003, 687 стр.). В случаях обращения в статье к текстам Торы использовался перевод Торы на русский язык, выполненный в Израиле (Пять книг Торы. Йырушалаим, Мосад Арав Кук, 1975).

Танах, Евангелия и Коран

Арабский Коран, появившийся в середине 7 века н.э., есть Священное Писание Ислама, принятое мусульманами мира. Первый и очень важный вопрос, которого целесообразно коснуться, – это вопрос о связи Корана со Священным Писанием Иудаизма, существующим в письменном виде на древнем иврите с 10 века до н.э., когда появилась Тора, и Христианским Священным Писанием, существующим в письменном виде на греческом языке со 2 века н.э. Три монотеистические религии и три священные писания связаны. Христианское Священное Писание связано с Иудейским уже потому, что около 80% всего его текста составляет текст Ветхого завета, как назван включенный в Христианское Писание иудейский Танах. А как обстоит дело с третьей по времени возникновения монотеистической религией, насколько Священное Писание Ислама, представленное в Коране, связано с Иудейским и Хистианским? Для ответа на этот вопрос обратимся к самому Корану, чтобы разобраться какой имеется на него ответ с позиций ислама.

Вот четыре аята суры 112 под названием «Единобожие»: «1.Скажи: «Он – Аллах Единый, 2.Аллах Вечный, Неизменный, 3.Не родившийся и не рожденный, 4.И не был никто Ему равным». Единый и Вечный Бог, говорится в Коране, передал людям через своих посланцев первое и затем второе священные писания. «Иудеи и христиане – люди Писания». «Мы ниспослали Мусе Писание и дали наставления на правую стезю сынам Исраила»(17.2). «Даровали Мы Писание Исе, сыну Марьям»(2.87). «И сказал Иса: «О сыны Исраила, поистине, я Посланец Аллаха к вам, подтверждая Тору, что была ниспослана до меня»(61.6)». Ниспосланное Мусе Писание было «предваряющим», а Коран – Писание, «подтверждающее» предыдущие, «указующее истину».

Священное Писание Ислама вобрало в себя ранее ниспосланные Богом Иудейское и Христианское Писания. В Коране приведены основные сюжеты Танаха и связанные с ними имена: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моше, Моисей) и его брат Харун (Аарон), Исхак, Исмаил, Якуб (Яаков), Талут (Саул – первый еврейский царь), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Джалут (Голиаф – воин филистимлян, вызывавший евреев на единоборство и пораженный из пращи 15-летним юношей Давидом), еврейские пророки: Самуил, Узейра (Эзра), Айюб (Иов), Юнус (Иона), Ильяс (Илия) и другие.

В Коране говорится об Исе как посланце, принявшем от Единого Бога Христианское Писание. Однако принципиальное положение христианского канона Кораном не принимается. «Троица» отвергается и Иисус не признается Богом-сыном: «Поистине Аллах – Бог Единый и не может быть у него сына»(4.171). «Проявили неверие те, кто сказали: «Поистине, Аллах – Масих Иса» (5.17). По Корану он, как и Муса и Мухаммад, – посланец Бога. Об Исе говорится в Коране часто и с уважением, как о пророке-посланце. Коран заключает: «Мухаммад лишь посланец, а были до него другие посланцы. Веруйте же в Аллаха и Посланца его» (3.144,179). «О люди Писания (иудеи и христиане –Д.К.), не будет у вас никакой веры, пока не станете вы придерживаться Торы и Евангелия и того, что ниспослано вам от Господа вашего в Коране» (5.68). Но имеются в Коране и аяты, противоречащие процитированному, в частности, о Торе и верующих в Тору. (Об этом речь пойдет ниже)

Итак, как можно понять из Корана, повторение в нем текстов Торы и Евангелия (с упомянутым исключением относительно Исы) – это не предосудительные заимствования, а освещение монотеистической концепции Единого Бога в ее развитии и божественных свершений прежде и на момент послания Корана. Использованные тексты Торы и Евангелия органически входят в Коран.

О «сынах Исраила» и Иерусалиме

В Коране содержится много суждений о евреях и обращений к евреям, «сынам Исраила», весьма разноречивых, но по преимуществу уважительных. В части из них нет и категорического отрицания доктрины избранности евреев: «Дали Мы сынам Исраила Писание, и власть и пророчества… и пред мирами оказали им предпочтение» (45.16). «И помяни о рабах Наших Ибрахиме, Исхаке и Якубе, разумных и сильных верою… Поистине, они у нас среди лучших, избранные» (38.45,47). Среди героев книг Танаха с особым почтением говорится в Коране о праотце Аврааме. Примечательны следующие тексты о нем: «О люди Писания! Зачем спорите вы о Ибрахиме! Ведь ниспосланы Тора и Евангелие уже после него… Не был Ибрахим иудеем, и не был назареем, христианином, а был мусульманином…» (3.65,67). Явно имеются в виду евреи, когда Коран призывает быть «в вере праотца вашего Ибрахима, что назвал вас предавшимися Богу – мусульманами еще до зтого Писания» (22.78).

Много места в Коране отведено сюжетам Торы об исходе евреев из Египта, и много говорится о пророке Моисее и его брате Аароне. «И оказали Мы милость Нашу Мусе и Харуну… И оставили о них добрую славу на века и поколения… Поистине, были они рабами Нашими, разделяющими истинное верование» (37.114,119,122). А царь Давид удостоин в Коране следующих Божественных слов: «О Дауд, поистине, Мы сделали тебя Нашим наместником на Земле…»(38.26).

Упоминается ли в Коране Иерусалим как священный город евреев? Широко известна распространенная в интернете содержательная публикация религиозного философа Натана Лопеса Кардозо. В ней, в частности, говорится, что Иерусалим более 700 раз упоминается в Танахе и ни разу не упоминается в Коране. Приходится сказать, что это – досадная неточность в упомянутой статье Кардозо. В сурах Корана главное внимание приковано к исконной земле арабов – Аравии. Здесь находится Мекка – «мать городов», а в ней – «Священная Мечеть» – главная мусульманская святыня. «Откуда бы ты ни вышел, – требует Коран, – обрати лик свой к Священной Мечети, и где бы вы ни были, обращайтесь к ней при молитве…» (2.150). В Коране не говорится о других территориях Ближнего Востока, где вскоре после появления проповедей, составивших Коран, разразятся исторические сражения с христианами за овладение ими и превращение их в исламские.

А что касается Иерусалима, то одно прямое и косвенные упоминания Иерусалима в Коране имеются. И по существу они не противоречат пониманию исторического статуса Иерусалима как священного города еврейского народа и иудаизма. В суре 17 приведены слова, обращенные к иудеям: «войдут враги ваши в место вашего поклонения – Иерусалим» (17.7). В этой суре говорится об избавлении сынов Исраила от фараона, об уничтожении всех их преследователей и врагов на пути в землю обетования. И после этого такие слова: «Мы сказали сынам Исраила: «Живите в сей земле». И еще один аят, в котором согласно примечанию профессора Шидфар, переводчицы Корана на русский, косвенно упоминается Иерусалим: «И сказали Мы: «Войдите в это поселение…, но входите во врата его склонившись, моля о прощении, и простим Мы вам ваши прегрешения. И дадим Мы добродетельным еще большее воздаяние» (2.58).

В 7 веке, вскоре после появления проповедей, составивших Коран, начались войны арабов с христианами и арабские завоевания, начиная с Ближнего Востока, когда были завоеваны арабами принадлежавшие в то время христианам: Сирия – в 635 году, Иерусалим – в 638 году, Египет – в 640 году. Тогда же был завоеван принадлежавший христианам Магриб, то есть современные Тунис, Алжир и Марокко. В 668 году началась война за Константинополь, длившаяся 5 лет. А в 711 году арабо-христианские войны перебросились в Европу.

И после захвата арабами Иерусалима он не сразу вошел в число городов исламского поклонения. Это произошло на полвека позже, после построения в Иерусалиме в 705-715 годах мечети «Аль-Акса». С тех пор Иерусалим стал третьим по значению городом, после Мекки и Медины, где находятся исламские святыни. Лишь во второй половине 8 века Иерусалим в его арабском названии Аль-Кудс был признан третьим святым городом для исповедующих ислам.

О «неверных»

Выше было уже отмечено, что отношение Корана к «сынам Исраила» разноречиво. И до сих пор в основном упоминались высказывания, уважительные по отношению к евреям. Картина меняется, когда обратишься к местам Корана, где говорится о неверных. Причем здесь обнаруживаются крайне противоречивые положения. С одной стороны, в Коране множество раз говорится о том, что неверные – это язычники, то есть те, кто поклоняется изваяниям, идолам, а не Единому Богу. И это – доминирующий критерий Корана. Но, с другой стороны, в противоречии с этим многократно повторяемым критерием, определение «неверные» использовано в Коране в отношении тех иудеев и христиан, которые не приняли новое писание – Писание Ислама.

«И когда говорят им: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах (в Коране – Д.К.)», отвечают они: «Мы веруем лишь в то, что было нам ранее ниспослано», не веря тому, что после этого, а ведь это – истина, подтверждающая то, во что они веруют. Да проклянет Аллах вас, неверные» (2.89,91). В полном противоречии с определением самого Корана: неверные – язычники, поклоняющиеся изваяниям, в суре 98 Коран говорит: «Поистине, неверные, – люди Писания (евреи и христиане – Д.К.) и язычники, – в пламени геенны во веки веков» (98.6). Процитированные аяты из Корана приобрели зловещее звучание в 7 веке и последующих веках.

И непосредственно о евреях: «О сыны Исраила, вспомните милость Мою, которую Я оказал вам – ведь пред мирами высказал Я вам предпочтение» (2.122). «И дали Мы им ясные доказательства Нашего веления, но стали они противоречить после того, как пришло к ним знание, сея смуту между людьми» (45.17). Продолжающие признавать только Тору названы в Коране «иудействующими»: «О иудействующие, если вы утверждаете, что вы – избранники Божии помимо всех других людей, то пожелайте себе смерти, если правдивы ваши речения» (62.6)

Потомки Адама (мир ему), Ноя (мир ему), Авраама (мир ему), Иакова (мир ему), Иосифа (мир ему), Моисея (мир ему)… Бану исраил – народ, который прожил огромную историю и не раз проходил через тернии к звёздам и наоборот.

Еврей – это нация, которая вызывает у неевреев разные ощущения. Одни вздыхают: «А, еврей, ну, значит, непременно обманет». Другие – «надо обязательно с ними советоваться, только дружба с евреями может довести до желаемой высоты в карьере, а ещё лучше – породниться с ними, тогда успех обеспечен». Третьи: «Надо держаться от евреев подальше, это враги».

В паспортах евреев может быть написано что угодно: русский, грузин, армянин, аварец, лезгин, кумык, американец или француз, немец, но он всё равно навеки останется евреем. В одном из анекдотов два музыканта между собой:

– Нет, ну я не понимаю, как такую классную музыку – джаз могли придумать какие-то негры?

– Сёма, успокойтесь, они-таки были негры только по паспорту!

История повествует об антисемитизме, многочисленных погромах и травле евреев с незапамятных времён.

Возникает справедливый вопрос: чем же вызван такой интерес к этой нации?

Кто они – евреи?

«Евре́и - народ, живущий во многих странах мира. Субъективная численность примерно от 12 до 14 млн. человек, из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является Иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут» (wikipedia.org).

Невозможно спорить по поводу интеллекта евреев. Они владеют многими ведущими современными специальностями, которые могут обеспечить им славу, деньги и власть. Основные темы проеврейских проектов – политика, шоу-бизнес, телевидение...

Статистика гласит: «Несмотря на то, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, на их долю приходится 27% всех нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам». Среди них очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» – «возвращение к вере» (смысловой перевод).

Еврейский народ отличает от других наций особая прагматичность.

Краткий экскурс в историю.

Как нация древние евреи сложились во 2 тыс. л. до н. э. на территории древнего Ханаана (был расположен между территорией Древнего Египта и Междуречьем).

Согласно Священным Писаниям еврейский народ сформировался в результате ухода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей Якуба (мир ему) (Иакова). Тора называет пророка Авраама (мир ему) «Ав амон гоим» - «отец многих народов» (Бэрейшит 17, 5).

Во Второзаконии написано, что Род Авраама (мир ему) пришёл в Египет в количестве 18 человек. Кто эти восемнадцать иудеев, которые первыми заселились в Египте? Из истории мы видим, что это семья пророка Якуба (мир ему) (Иакова). Но уже по переписи в Синайской пустыне их более полумиллиона, т.е. количество евреев возросло от 18 до 500 тысяч. Известно, что еврейскому народу было ниспослано более семидесяти тысяч пророков с призывом к Единобожию (всего пророков было ниспослано 124 тысячи).

В каждом Священном Писании есть многочисленные истории, связанные с этим народом. Очень много сур Корана посвящено теме Бану исраил. Для самих евреев нет ничего более обидного, чем определение, что с известного момента они стали рядовым народом, таким же, как все остальные. О каком решающем моменте идёт речь? Скорее всего, о ниспослании пророчества Мухаммаду (мир ему и благословение), который является потомком пророка Ибрагима (мир ему) (Авраама). Но праматерью Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), т.е. женой пророка Исмаила (мир ему) стала женщина из арабского племени. А матерью Исмаила (мир ему) была Хаджар – египтянка, а не иудейка Сара. Казалось бы, мелочи, но евреям была важна богоизбранность именно их нации, а не другой. И всё-таки Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является прямым потомком пророка Ибрагима (мир ему) (Авраама), основавшего Каабу по воле Аллаха в Мекке, в которую ежегодно направляются миллионы мусульман со всего мира. Только глупец может отказываться от очевидного исторического факта. Пророки Нух (мир ему) (Ной), Ибрахим (мир ему) (Авраам), Муса (мир ему) (Моисей), Иса (мир ему) (Иисус), Мухаммад (мир ему и благословение) имели небесные Книги и учения, и в Коране они названы главными пророками (улул-азм). И только необразованный человек может спорить с тем, что какой-то из этих избранных пророков является неправильным. Именно необразованным, потому что если бы он изучал Иудаизм, Христианство, Ислам, то понял бы из теории, что все эти религии имеют общий источник. Один из самых значительных еврейских учёных нашей эпохи Альберт Эйнштейн утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. Ему принадлежат слова: «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Вопрос только в том, какому небесному Писанию должен следовать современный человек? Есть анекдот: на столе у Вальтера Нернста (1864-1941, Ноб. пр. 1920) стояла пробирка с органическим соединением дифенилметаном, температура плавления которого 26° C. Если в 11 утра препарат таял, Нернст вздыхал:

"Против природы не попрёшь!" После чего уводил студентов заниматься греблей или плаванием.

Действительно: закон природы гласит, что есть надо только свежую рыбу, вчерашняя из того же моря к сегодняшнему обеду уже не такая свежая, как вчера. И зачем есть вчерашнюю, если есть свежая? Несвежей можно отравиться, так захотел Господь.

Иудеи ждали появления Учителя, который должен был дать власть над внешним миром, а не над внутренним. По их мнению, он должен был спасти не от духовной смерти, а от политического притеснения, а также неизмеримо возвысить евреев над остальными людьми. Да…

– Мойша, откуда у тебя такие классные часы?

– Это мне папа продал, когда умирал…

Почему евреи должны

На самом деле евреи должны были первыми принять Ислам. Потому что их интеллект не мог не нашептать им об истинности этой религии и её Божественной миссии. А потом, ведь жизнь мусульман так близка именно к иудейским законам существования! Например:

1. В былые времена, пока ещё не были утеряны все духовные ценности в жизни иудеев, как юноши, так и девушки приходили к браку непорочными.

2. Девушки, особенно в набожных семьях, выходили из дому только по большим праздникам и непременно в сопровождении кого-то из взрослых членов семьи. Чтобы меньше привлекать внимание, они зимой и летом одевались в чёрное с головы до пят, а лицо прятали под покрывалом, придерживая его правой рукой.

3. Ещё совсем недавно брат - хранитель чести еврейской семьи - мог убить незамужнюю беременную сестру.

4. Евреи вступали в брак очень рано; это объяснялось тем, что в юном, почти подростковом возрасте ещё не возникает искушения самим выбирать супругов. Кроме того, девушка, едва выросшая из детских платьиц, проявляла больше покорности, входя в семью супруга. Юноше предписывалось жениться не позднее 18 лет; если в 20 он ещё не был женат, то давление семьи становилось невыносимым.

5. Родители указывали детям, с кем те должны вступать в брак; дети обязаны были повиноваться: родительское слово в данном случае было словом Божьим.

6. По многовековой традиции на свадьбах танцевали мужчины и женщины раздельно, нередок такой обычай и сейчас.

7. Подозрительным казалось желание мужчины походить на женщину, и наоборот; женщине не следовало одеваться в мужские одежды.

Можно продолжить этот многочисленный ряд, который, если бы не моё примечание, мусульманам показался бы уставом их быта, но это была частица устава порядочного иудея. Скорее всего, именно из-за этого сходства сегодня достаточно евреев, принявших Ислам. По данным газеты “Маарив” (ежедневная израильская газета, выходит на иврите. Слово маарив – означает вечерняя молитва. Издаётся издательским домом «Маарив», входящим в медиагруппу «Маарив Ахзакот»), в период с 2005 по 2007 год в министерство поступило 306 просьб открыть дело о переходе в другую религию. В 206 случаях просители сообщали и в 46 – о переходе в Христианство. И лишь 9 человек сообщали о том, что совершили ошибку и теперь хотели бы вернуться в лоно Иудаизма. Издание отмечает, что в 2008 году неожиданно подскочило число обращений по поводу смены вероисповедания. В министерство юстиции поступило 142 заявления, из которых 112 – говорили о переходе в Ислам, а остальные – в Христианство, сообщает newsru.co.il.

И разве желание встать на путь Ислама может быть случайностью, когда условиями веры для человека, желающего стать мусульманином, являются:

1. Вера в Единственного Бога.

2. Вера в Его ангелов.

3. Вера во все Священные Писания. Например, мусульманин не может отрицать священность Торы, которая была ниспослана пророку Мусе (мир ему) (Моисею), иначе он перестаёт быть мусульманином. Также, чтобы быть мусульманином, он обязан признать священность Библии, которая была ниспослана пророку Исе (мир ему) (Иисусу) и т.д.

4. Вера в Его пророков, начиная с Адама (мир ему) и завершая Мухаммадом (мир ему и благословение). Чтобы считаться мусульманином, необходимо уверовать в истинность и пророческую миссию каждого из пророков. Мусульманин может лишиться веры, если станет относиться без уважения хотя бы к одному из пророков этой большой цепочки, которая состоит из 124 тысяч посланников и пророков.

5. Вера в Судный день.

6. В Предопределение. В то, что всё без исключения происходит по воле Всевышнего.

Арабское слово «Ислам» означает «покорность», покорность Божьей воле. И кем бы ни был тот, кто готов покориться Творцу – американцем, израильтянином, японцем, русским, французом – да сопутствует ему во всём свет познания Всевышнего, ибо не важно, на каком языке мы говорим, лишь бы мы несли в сердце луч ИСТИНЫ!

И состоявшие в основном из земледельцев и ремесленников, не оставили после себя никаких письменных свидетельств. О конфликте между Мухаммедом и евреями мы узнаем из арабских источников, наиболее важные из которых относятся еще к VII – VIII векам. В их числе «Жизнеописание пророка» Ибн Исхака, «Книга походов» аль-Вакиди, история Медины, написанная ас-Самхуди, а также комментарии к Корану и сборники хадисов (преданий о деяниях пророка).

Итак, Медина, 624 год н. э., или второй год хиджры (то есть второй год после переселения Мухаммеда из Мекки в Медину). Мусульманская вера приобретает все новых приверженцев, система родоплеменных отношений между кочевыми и оседлыми племенами, на которой держалась до сих пор жизнь Аравии, рушится на глазах. А евреи не просто пытаются сохранить старые порядки, но еще и позволяют себе насмехаться над новым лидером. Мусульмане, отстаивая честь своего пророка, убивают нескольких известных евреев - политических лидеров и поэтов: поэзия в аравийском обществе, по большей части неграмотном, была главным способом выражения как религиозных, так и политических идей. Высмеивая Мухаммеда, поэты, безусловно, преследовали цель поднять племена на борьбу против ислама.

Убийство отдельных врагов пророка часто оказывало удивительное воздействие на арабские племена, приводя к массовому принятию новой веры родственниками как убийцы, так и убитого. Однако с евреями Аравии было иначе: те только укреплялись в своем неприятии ислама.

Мухаммед, со своей стороны, тоже понимал, что от евреев поддержки ему не дождаться. Одним из проявлений этого понимания стала демонстративная смена направления молитвы. Если в первые полтора года Мухаммед молился, обратившись лицом к Иерусалиму (в Медине - на север), то теерь мусульмане «повернулись» на 180 градусов и начали молиться на юг, в сторону Мекки.

Вскоре после этого началось поэтапное изгнание из Медины трех больших еврейских племен: Кайнуки, Надира и Курайзы. У этих племен были свои небольшие города, крепости, поля и плантации, торговые связи и военные союзы с арабскими племенами, часто подкрепленные брачными узами. Ничего из этого им не помогло.

Первым было изгнано племя Кайнука. Одного из евреев обвинили в оскорблении чести мусульманской женщины, и евреи племени ушли из Медины, сохранив, однако, всю свою собственность, по крайней мере формально. Затем настал черед племени Надир, на этот раз поводом для столкновения стал денежный конфликт. Дороги Аравии были тогда беспокойными, и на одной из них бедуины убили нескольких мусульман, за что мусульмане в ответ убили нескольких бедуинов. Бедуины сослались на договор и потребовали от мусульман выкупа. Мухаммед обратился к евреям Надира, не имевшим никакого отношения к этим убийствам: раз уж мы с вами союзники, вы должны взять на себя выплату части выкупа. Те со страху сначала согласились, но потом попросили время на раздумья. Тогда, сообщает арабская традиция, в дело вмешался ангел Гавриил, который сообщил Мухаммеду, что еврейские старейшины замышляют скинуть ему на голову мельничный жернов.

Действительно ли старейшины готовили заговор против Мухаммеда, мы не знаем. Зато известно, что Мухаммед потребовал изгнать племя Надир из Медины, конфисковав при этом все еврейское имущество в пользу мусульман (каждой еврейской семье было позволено взять с собой ровно столько, сколько мог унести один верблюд). Племя Надир нашло убежище у единоверцев в Хайбаре, большом еврейском городе к северу от Медины. Впрочем, спустя несколько лет война добралась и до тех мест.

Самой трагической оказалась судьба племени Курайза. Арабские источники сообщают, что это еврейское племя, единственное из оставшихся в Медине, на пятом году хиджры заключило договор о ненападении с мусульманами. Однако в ходе боевых действий между приверженцами ислама и жителями Мекки у Мухаммеда возникло подозрение, что евреи перешли или собираются перейти на сторону врага. Впрочем, даже арабские историки не пишут о враждебных действиях Курайзы, а только об их изменнических намерениях.

Как только угроза со стороны Мекки миновала, войско мусульман отправилось осаждать крепость Курайзы. После нескольких недель осады евреи сдались: по-видимому, они ожидали, что их постигнет участь Кайнуки и Надира, то есть изгнание и потеря имущества. Однако решить судьбу пленных Мухаммед доверил одному из своих военачальников Саиду ибн Муаду. К потрясению самих арабов, вердикт Саида был необычайно суров: всем мужчинам отрубить головы, а женщин и детей продать в рабство мусульманам. В разных источниках рассказывается, что от 600 до 900 мужчин Курайзы были казнены в один день.

Кое-кого из попавших в рабство женщин и детей выкупили в дальнейшем другие евреи, но большинство приняло ислам и растворилось в арабском народе. Многие из детей знали грамоту и в дальнейшем сыграли важную роль в развитии исламской учености.

Так печально закончилась история евреев Медины. Евреи близлежащего города Хайбар были покорены несколькими годами позже, а халифы-наследники Мухаммеда своим указом и вовсе запретили им жить в Аравии. Если верить арабским источникам, евреев на аравийской территории (за исключением Йемена) нет уже тысячу лет. Впрочем, некоторые сохранившиеся свидетельства это утверждение опровергают. Так, еврейский путешественник Биньямин из Туделы, посетивший эти места в XII веке, видел там какие-то еврейские племена. А в XIX веке английский путешественник Чарльз Монтегю Доути рассказывал, что и в его время было в Хайбаре свирепое племя, которое по всем внешним признакам вело мусульманский образ жизни, но на самом деле соблюдало еврейские традиции.

Если взглянуть на судьбу еврейских племен Аравии в контексте истории - и средневековой, и тем более новейшей, - едва ли она покажется чем-либо примечательной. Конфликт интересов, имущественные споры, борьба за власть, в конце - гибель мирных жителей… Множество других завоевателей совершали подобные и гораздо более жестокие поступки, и вряд ли евреи Медины заслуживали бы большего внимания, чем любой другой малый народ, если бы не одна важная подробность.

Когда историки говорят об истреблении индейцев, жестокости крестоносцев или Кавказской войне, то наследники победителей могут начать оправдывать поступки своих предков, а могут и просто пожать плечами, сказав: «Жестокие были времена, хорошо, что кончились». У верующего мусульманина нет такого выбора. Все, что было сделано Мухаммедом и его соратниками, должно в их глазах выглядеть правильным и справедливым. И поэтому мусульманские авторы так усердствуют уже тысячу лет, живописуя предательскую сущность евреев Медины: они хотят показать, что у мусульман не было другого выхода, кроме как изгнать или истребить евреев.

А это уже касается нас непосредственно. Если всех мусульманских детей учить в школе тому, что евреи - это предатели, которые чуть не убили пророка Мухаммеда, сбросив ему жернов на голову, то такие «уроки» не пройдут бесследно. С другой стороны, рассказывая об Ибрагиме (Аврааме), Мусе (Моше), Юсуфе (Йосефе) и других еврейских героях древности, толкователи Корана никогда не укажут на их национальность. И уж точно не станут связывать их с потомками, то есть с современными евреями.

В последние годы часто можно слышать из уст достойных мусульман, включая религиозных и общественных лидеров, слова о необходимости перемен. О том, что надо вырвать ростки террора, которые принесли плоды в виде «Аль-Каиды» и «Исламского государства», угрожающих и самим мусульманам. Но неплохо бы также взглянуть заново на отношения между исламским миром и маленьким еврейским народом. Если бы мусульманские дети и молодежь больше слышали хорошего о евреях - древних, из Танаха, или современных, из Израиля, - и меньше о том, какие «мерзавцы» были евреи Медины, то многое в нашем мире, в том числе в жизни последователей ислама, изменилось бы к лучшему.

Почему евреи не признают пророка Мухаммеда?
1

У меня такой вопрос: а почему евреи не признают последнего Божьего пророка Мухаммада, последнее божественное откровение, Коран и вообще религию Ислам?

Я слышал много вариантов: некоторые говорят, что евреи слишком горделивые, чтобы признать, что последний пророк вышел не из их среды, а из арабов. Другие говорят, что Господь (Аллах) проклял их и т.п.

Мне хочется узнать мнение самих евреев насчет этого.

И еще момент. В Торе, оказывается, есть такая строка, где упоминается имя Мухаммад, песнь песни Соломона, кажется. Переводчики переводят из иврита это слово как Muhammad. А личное имя богословы, или не знаю кто, перевели как Он весь любезность.

Поясните, пожалуйста, все это.

Мэг
Караганда, Казахстан

В заслугу колоссальной духовной работы, осуществленной нашим праотцем Авраамом, Всевышний выбрал его из всех остальных обитателей земли. После Авраама Творец избирает только одного из его сыновей - Ицхака, потом - сына Ицхака, Яакова. См. на сайте, к примеру, ответ «Почему Авраама, Ицхака и Яакова называют «праотцами»?» .

Через 200 лет после смерти Яакова его потомки, выйдя из египетского рабства, стояли у горы Синай, где Творец дал им Тору, открывающую то, что Он счел возможным открыть человеку об Устройстве духовных миров, определяющую задачи и функции нашего народа во взаимодействии человека с системой Управления миром.

Вместе с Письменной Торой евреи получают и Устную Тору, содержащую систему знаний, необходимых для понимания и соблюдения законов Письменной Торы.

Выражение «Творец избрал» означает, что Он возложил на определенного человека или на конкретный народ задачи по исправлению мира (на иврите - Тикун Олам ). Корневая поломка, которую необходимо исправить - поклонение не Всевышнему, но - другим силам. Что на иврите называется - авода зара .

Из всего вышесказанного ясно, что мы никак не соразмеряемся с рукотворными религиями, к которым относится и ислам. У нас не возникает вопроса о признании какого бы то ни было представителя рукотворных религий. Это не имеет к нам никакого отношения. Еврейский народ всегда был предан Творцу мира. И только Ему.

Пророчество закончилось с разрушением первого Храма, примерно 2.400 лет назад. Однако считаю необходимым представить еще одну причину, по которой любой мыслящий, уважающий себя человек не позволит себе верить в придуманные людьми идеи рукотворных религий.

Когда евреи стояли у горы Синай, Моше Рабейну поднялся на гору, где Всевышний передал ему Тору, по законам которой старается жить еврейский народ. На горе Моше был - один. Об этом прямо сказано в Торе.

Через много лет, казалось бы, по такому же «принципу» были изобретены христианство и ислам. То есть, вдруг появляется некий человек, с которым, якобы, разговаривал Всевышний, сообщив ему Свою Волю, которую этот человек несет людям (в христианстве этому человеку придан был еще и особый статус, что, впрочем, выходит за рамки данного ответа). И все, как будто бы - гладко, если б не один «нюанс», скопировать который нет никакой возможности.

Перед тем, как Моше Рабейну поднялся на гору, Всевышний говорил со всем народом , а это - 3 миллиона человек, среди которых было 600 тысяч взрослых мужчин. При таком количестве свидетелей исказить факты - невозможно. В христианстве и исламе, даже по утверждению самих создателей этих религий, о том, что Творец «общался» с народом, не говорится ни слова.

Не было ни сотен тысяч, ни даже нескольких тысяч человек, которые собственными ушами слышали, как Всевышний обратился к ним, да еще - в контексте «выбора» или «предназначения» человека, которого христиане или мусульмане считают основателем своей религии.

Так как же мы можем узнать, что в действительности происходило с этими двумя людьми и откуда они взяли информацию, которую они, как утверждается, «несут людям»? Как можно строить свою жизнь и мировоззрение на основе рассказа, достоверность которого нельзя проверить теперь, и нельзя было проверить даже тот в день, когда основатель религии поведал его впервые? На основании чего мы должны поверить ему?

Теперь по порядку отвечу на Ваши вопросы.

Основоположник христианства, судя по описанию самих же христиан, был евреем. Но, несмотря на это, мы его - тоже не признаем. Более того. Есть заповеди Торы, запрещающие слушать лжепророка, подталкивающего евреев к идолопоклонству. Отрывок этот в книге Торы Дварим начинается словами: «…если будет в твоей среде (в среде еврейского народа) пророк или ясновидящий…» (гл. 13, ст. 2). И т.д. Разумеется, говорится здесь исключительно о евреях, и по закону Торы мы их - не признаем.