Уверен, что фильм «Шоколад» принадлежит к числу таких в которых каждый может погрузиться в исследование своих внешних и внутренних конфликтов, и в итоге осознать что-нибудь важное о себе. Как и в предыдущих своих обзорах, я подхожу к анализу этого фильма как к совокупности подсознательных образов протагониста, которые через символы и метафоры рассказывают историю развития персонажа.

Виенн – молодая привлекательная женщина, вместе со своей дочерью Анук она путешествует из города в город, распространяя древние рецепты какао. По легенде, шоколад, приготовленный по рецептам народа майя, способен обнажать скрытые желания. Мать Виенн – Читза – была родом из кочевого племени. Она ушла от мужа, когда Виенн была еще ребенком. По сюжету с тех пор главная героиня ведет кочевой образ жизни, нигде не оседая и не пуская корней. Иными словами, Читза передала дочери единственно действенную на ее взгляд стратегию поведения в ситуации боли и разочарования – стратегию ухода. Прах матери, так трепетно хранимый Виенн, символизирует как раз этот шаблон и, собственно, нежелание с ним расставаться. Анук здесь выступает детской частью души Виенн пораненной разрывом родителей, но при этом сохранившей в себе любовь к отцу, веру в семью и счастливые отношения. Анук пытается сопротивляться и в несколько инфантильной форме донести до сознания Виенн неконструктивность подобного поведения.

Протесты девочки выражаются истериками и сравниванием Виенн с другими мамами, конкуренцию с которыми та зачастую проигрывает. Каждый новый город, новое место жительства для путешественниц — это новые отношения, в которые они легко приходят, чтобы вскоре их покинуть. Отношения на примере маленького французского городка воспринимаются Виенн серыми и унылыми нуждающимимся в радости и удовольствии, которые она привносит с помощью шоколада. Шоколад — это чувственность, телесность, наслаждение Для Виенн — это ее способ жизни, ее сущность, которой она взаимодействует с окружающим миром. Но этот способ носит несколько односторонний характер и вынуждает противоположные черты, такие как рациональность, сдержанность и самоконтроль уходить в теневую часть личности. Конечно же большая часть жителей города — это ее собственные проекции и страхи, которыми она заселяет новые отношения и с которыми начинает взаимодействовать раньше, чем с реальным человеком, то есть ее партнером. Не случайно сам Ру появляется только в середине фильма. Более того, взаимодействие с жителями города для нее ощутимо приоритетнее, о них она больше печется и стремится наладить всеми силами. Скорее всего,подсознательно она понимает, что, не разобравшись со своими страхами и проекциями, она не освободиться от невроза и не сможет стать счастливой.

Какие же истории населяют внутренний мир Виенн Роше, пугают ее и благополучно сохраняют основу ее внутреннего конфликта?

История мадам Мускат, страдающей в браке с нелюбимым мужем, агрессивным пьяницей. История мадам Одель и мадам Клермон вдов, которые не могут построить новые отношения. История супругов Марсо, у которых пропала страсть, а серость будней убивает чувства. Эти истории рассказывают о боли, от которой сложно защититься и с которой тяжело соприкасаться, оставшись во взаимоотношениях. Но во внутреннем мире Виенн есть еще две важные истории. История ворчливый старухи Арманды Вуазен и мера города графа де Рейно. Арманда выступает проекцией материнской фигуры. Она одинока, дочь не хочет поддерживать отношения и запрещает видеться с внуком. Женщина страдает диабетом, от которого впоследствии умирает, поскольку отказывается воздерживаться от сладкого. История Арманды показывает жизнь Виенн в случае если она не изменится, если продолжит убегать от боли и жить только чувственностью и удовольствиями. И, наконец, история графа де Рейно, которого бросила жена. Он выступает главным антагонистом в фильме и не случайно. Эта история рассказывает об отце Виенн, каким она его воспринимает. Пол де Рейно очень воспитанный, сдержанный, принципиальный и волевой человек. Графа Виенн видит плохим, поскольку так ей легче принять и оправдать уход матери из семьи.

История графа — это не только страх повторить жизненные ошибки родителей, но и яркий пример ее теневой отвергаемой части личности. Примечательно, что именно качеств, которыми обладает мер де Рейно не достает Виенн для того, чтобы осмелиться встретиться с внутренней болью и пережить ее, не убегая и не прячась. Через чувственность и наслаждение, а именно привычным для себя способом, Виенн пытается взаимодействовать со своими страхами, то есть с жителями города, угощая их шоколадом. И если в некоторых случаях этот способ помогает решить проблему — пример супругов Марсо или пример мадам Мускат, то в случае графа Рейно и мадам Клермон это не подействовало, а на Арманду это производит обратный эффект она умирает от диабета (выступает ярким примером негативного воздействия личностной ограниченности). Встреча с Ру весьма интересна для понимания способа построения отношения главной героини. Она видит его кочевником, пиратом, который вскоре должен уплыть. То есть она проецирует на него собственные паттерны поведения из-за чего легко идет к нему навстречу Он для нее безопасен, потому что скоро уйдет. В момент искренней близости персонажей корабль пиратов сжигают.

Метафорично это означает для Виенн, что Ру останется и отношения продолжатся, что очень ее пугает. В фильме это показано страхом утраты Анук, поскольку девочка была на сгоревшем корабле. То есть для Виенн остаться в отношениях означает возможность еще раз поранить ту часть себя которая представлена в образе маленькой девочки и для нее эта повторная боль воспринимается смертельной. Уход Ру — это своеобразная метафора первой ссоры, размолвки, которая рано или поздно бывает во всех отношениях Реакция Виенн была незамедлительной — она начала собирать чемодан. Разрешить свой внутренний конфликт и научиться встречаться с болью мадмуазель Роше помогли следующие события: умирает Арманда, то есть Виенн сталкивается со страхом смерти и страхом одиночества, осознает, что может повторить ее судьбу. Анук сопротивляется переезду и разбивает сосуд с прахом матери, то есть ломает унаследованный паттерн поведения. И главное — это примирение с графом де Рейно, то есть ассимиляция своей теневой части личности, которая поможет справиться с трудностями и пережить боль. А также изменение восприятия образа отца: он из жестокого тирана превращается просто в сильного мужчину, который так же может проявлять свою ранимость и чувствительность.

После этих глубоких психологических изменений Виенн прощается с прахом матери, то есть разрывает связь с невротичным паттерном поведения и остается в отношениях. По сюжету она оседает в городе. И только тогда появляется возможность увидеть Ру настоящего, не затуманенного собственными проекциями и страхами. В фильме это показано его возвращением к ней. После весьма сложной внутренней работы наконец-то Виенн обрела целостность исцелилась и приняла боль как неотъемлемую часть жизни.


Источник статьи:

Интересные комментарии