Заметка о храме царицы хатшепсут. Храм хатшепсут в луксоре

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив.

Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук–скарабей, исполняющий желания. Вечерний Карнакский храм освещается и наполняется музыкой.

Координаты : 25.71960400,32.65579600

Карнакский храм

Карнакский храм - один из самых удивительных и древнейших религиозных комплексов в мире. Храм был построен в честь бога Амона-ра и его жены Мут в XVI веке до нашей эры, его возведение продолжалось в течении более чем 1000 лет.

Около 30 фараонов внесли свой вклад в развитие комплекса, достраивая новые храмы и другие объекты.благодаря чему храм занимает площадь в 80 гектаров. Несмотря на то, что с течением времени храм перенес значительные разрушения, он не стал менее величественным. Храм внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является крупнейшим музеем под открытым небом. Комплекс включает в себя несколько храмов, статуй и "ботанический сад" - открытый двор, на стенах которого изображены растения и экзотические животные. В глубине комплекса можно увидеть огромный обелиск из красного гранита высотой в 35 метров. Также на территории находится священное озеро, с которым связано много историй и ритуалов. Кроме того, каждый вечер здесь проводится световое шоу, где можно познакомиться с историей самого древнего религиозного центра Египта.

Координаты : 25.71958500,32.65578700

Храм Нефертари

Храм Нефертари расположен к северу от знаменитого храма Рамсеса II. Данное сооружение являлось святилищем, построенным в честь царицы Нефертари, супруги фараона.

Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них – царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.

Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса – сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.

Координаты : 25.73040100,32.61299400

Храм Хатхор в Кене

Храм, посвященный богине Хатхор, является одним из лучших примеров храма эпохи Позднего Египта. До наших дней сооружение дошло практически неповрежденным, потому что почти все время оно находилось под песками. Обнаружил его Огюст Мариетт в XIX веке.

Хатхор – дочь солнечного божества, которая ассоциируется у египтян с символом женственности и материнства. Даже сегодня в храм приходят поклониться богине и попросить здоровья для своих детей.

В храме можно найти много красивых астрономических изображений, что подчеркивает неразрывную связь богини с небом. У внешней стены храма изображена Клеопатра, которая сопровождает своего сына Цезариона на молитву в храм.

На территории храма во время раскопок были обнаружены останки старинной христианской базилики.

Находится храм в Кене, неподалеку от Луксора.

Координаты : 26.14311100,32.67016400

Луксорский храм

Луксорский храм - величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, воздвигнутое в честь бога Амона, также известного как Ра.

Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.

Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.

Координаты : 25.69985500,32.63943000

Храм Сети I

Храм Сети Первого в Абидосе - крупнейший из сохранившихся здесь храмов. Он был построен из песчаных блоков и известняка в форме буквы L. В храме имеется 7 святилищ, тогда как в других их традиционно 1 или 3. Уникальное трехуровневое сооружение было возведено в период правления фараона Сети, однако строительство первого гипостильного зала и украшение двора завершил Рамзес Второй - его сын и преемник.

Гипостиль - зал с крупными колоннами, на стенах которого имеются барельефы с изображениями «Владыки Вечности» - Осириса. На многих рельфах сохранился их первоначальный цвет. Стены галереи Царей содержат хронологические материалы: на одной стене представлен перечень 120 древнеегипетских богов и их главных храмов, а на другой - список 76 фараонов, правивших до Сети Первого.

Огромный культурный и исторический интерес представляет художественное оформление всего храма. Особенно красивыми являются рельефы.

Координаты : 25.73261400,32.62835400

Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Координаты : 25.74644300,32.60514000

Храм Хатхор в Дендере

Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. На протяжение многих лет Дендера являлась центральным культовым центром богини Хатхор, символа любви и радости. Великолепный храм, где помимо Хатхор также поклонялись ее супругу Гору и ее юному сыну Ихи (богу музыки), признанно считается одним из лучших египетских памятников, сохранившихся до наших дней. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником.

Координаты : 26.14166700,32.67027800

Храм Тота в Луксоре

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.

Координаты : 25.68000000,32.65000000

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра - наиболее значительное сооружение древнеегипетского комплекса Ипет-Исут, расположенного в Карнаке и вошедшего в перечень ЮНЕСКО.

Храм имеет 10 пилонов, длина самого крупного из которых составляет 113 метров, ширина - 15 метров, а высота - порядка 45 метров. Строение занимает площадь в 30 гектаров и поражает своей грандиозностью, великолепием и гармоничностью.

Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.

Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.

Координаты : 25.71949800,32.65533700

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.

В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как "Священнейший из священных". Его строительство продолжалось в течение девяти лет.

Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.

Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.

Координаты : 25.73823600,32.60667900

Луксорский храм

Луксорский храм, расположенный на правом побережье Нила, представляет собой руины центрального святилища Амона-Ра. Монументальный храм, посвященный богам Амону, Хонсу и Мут, - яркий образец архитектуры 16-11 веков до нашей эры - эпохи Нового царства. Грандиозное сооружение восхитительно по своему масштабу, торжественности, гармоничности и красоте.

Храм соединен с Карнакским храмом 3-километровой аллеей Сфинксов.

Самая древняя часть святыни с залами, которые украшены надписями и монументальными барельефами, была основана во времена правления Аменхотепа Третьего. Затем царями 9-й династии был добавлен двор с колоннадой и скульптурами фараонов. Потом Рамзесом Великим был пристроен пилон, на котором изображены сцены его военных подвигов. Четыре колосса и обелиск украшают северный вход здания.

Координаты : 25.68390300,32.62844000

Руины храма Оcириса

Руины храма Осириса привлекают в Люксор туристов из многих стран. Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.

Координаты : 25.74080900,32.60187000

Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.

Координаты : 25.68001400,32.60998500

Храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте - от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Координаты : 25.72908600,32.62991000

Храмы Абидоса

Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.

Центральная достопримечательность Абидоса - храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.