Вифлеемские ясли. Электронный журнал "православный поклонник на святой земле"

Праздник Рождества Христова
(Лк. 2. 1—20)

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7).

Вифлеемские ясли

Более месяца, братие и сестры, святая церковь готовила нас к празднику Рождества Христова. Она приглашала нас прославлять Христа еще не рожденного, как уже рождающегося и встречать Его, еще не пришедшего с небес, как уже пришедшего.

Христос рождается — славьте.

Христос с небес, встречайте.

Так звала нас святая Церковь славословить Христа со дня праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. И вот настал и самый день праздника Рождества Христова. «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Так поем мы вместе со святой Церковью сегодня.

«Приидите, — приглашает святая Церковь, — внидем внутрь вертепа». Представим себе, братие и сестры, что мы вошли в вертеп и стоим у яслей, где лежит повитый Богомладенец. Какие чувства наполнили бы нашу душу, какие слова мы сказали бы Младенцу Христу. Прислушаемся к словам того, кто действительно стоял у яслей вифлеемских и беседовал когда-то с возлежащим здесь Богомладенцем. Это был блаженный Иероним (церковный писатель четвертого века). Одно время он жил в Вифлееме рядом с пещерой Господней и неоднократно стоял у того места, где были ясли Господни. И всякий раз он переживал особые чувства в мысленной беседе с Младенцем Христом.

«Куда бы я ни посмотрел, — говорит блаженный Иероним, — на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с ним сладкий в душе разговор. „Господи Иисусе! — говорю я, — как твердо было Тебе лежать в яслях Твоих ради моего спасения! Что должен я создать Тебе за это?“— И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: „Ничего Я не желаю, пой только: «Слава в вышних Богу»…

Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте. А я говорю: „Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе, все, что имею“. Но он отвечал: „И небо Мое, и земля моя. Не нуждаюсь ни в чем. Отдай лучше это все бедным людям, и Я приму как бы это было сделано для Меня“. Я продолжал: „Охотно я это сделаю, но что я дал бы Тебе Самому“? Тогда Младенец отвечал: „Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение (людей)… и Я возьму их на Свои рамена, как говорил и Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: „Божественный Младенец! Возьми, что есть моего и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную» [[Воскресное чтение, 1867 г.]].

Этот душеспасительный разговор показывает, братие и сестры, безмерную к нам любовь Божию. Еще будучи в яслях, Спаситель уже говорит как Пастырь Добрый, готовый душу Свою положить за овцы Своя, Он уже готов был взыскать заблудших овец Своих (Пс. 118. 176), как говорил пророк Давид. С момента же рождения и пребывания в яслях одно Его Имя стало привлекать к Нему все небесное и земное (Фил. 2. 10); небо — звезду и ангелов, земля — пастухов и ученых мудрецов (волхвов), пришедших издалека поклониться Ему, как Богу.

С тех пор Христос привлекает каждого из нас. Он беседует с нами и через укоры нашей совести, и через беспокоящие нас болезни, и через постоянно грозящие нам беды и напасти, и через Слово Божие, вразумляющее нас, и через Божественную Литургию, духовно и насущно питающую нас. Христос неотступно следует за нами и взывает: Адаме, где ты? Овца погибшая, в каких местах блуждаешь ты? Грешник, куда скрыл лицо свое? Противленец воле Моей, когда раскаешься и взыщешь Меня?

Братие и сестры! Сегодня, в праздник Рождества Христова и мы мысленно стоим у спасительных яслей вифлеемских. Как и блаженному Иерониму, Богомладенец каждому из нас говорит: «Дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть, твое осуждение (людей), и Я возьму их на Свои рамена». Блаженный Иероним

восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную».

Нам сегодня, братие и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти (1 Тим. 3. 16). Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, — как говорит святитель Афанасий Великий, — стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» (седален праздника).

Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, — и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышние Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (стихира).

Порадуемся же, братие и сестры, великому празднику и возблагодарим Господа, пришедшего в мир, чтобы спасти мир. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!

Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми, - в Вифлееме и в Риме .

Евангельский рассказ

О яслях упоминает в своём Евангелии апостол Лука :

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Кроме канонического Евангелия о том, что новорождённого Иисуса положили в ясли, повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея :

Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел (bos et asinus) поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чём говорил пророк Исайя: «Вол знает владельца своего, и осел - ясли господина своего».

Ясли в пещере Рождества

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского , ясли были сделаны из глины , а затем их выполнили из золота и серебра . Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа » .

Ясли в Санта-Мария-Маджоре

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы . Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами . На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа . Возможно, эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.

Вконтакте

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит .

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.


За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.


Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и .

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.


Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.


Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата , возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит , южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.


Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой . Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. , в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Фотогалерея













Полезная информация

Пещера Рождества́
Грот Рождества́
Святой Верте́п
Святой Вертеп

Адрес и контакты

Вифлеем, Ясельная площадь, Храм Рождества Христова

Первые упоминания о пещере

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.

В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150-155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.

Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Происхождение пещеры

Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.

В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.

Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.

Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.

Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.

Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА

Творческий проект

Рождественская композиция:

« Младенец Иисус Христос в яслях»

в технике лепка из солёного теста.

Разработала: Махно Анастасия

Руководитель: педагог д/о Назарова Т.Н.

г.Миллерово

2014г.

Цель проекта :

Разработать и изготовить рождественскую композицию «Младенец Христос в яслях» в технике лепка из соленого теста.

Предполагаемый результат .

Рождественская композиция «Младенец Христос в яслях»

Исторические сведения.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасны материалом для детского творчества.

Рождественская композиция станет прекрасным подарком для друзей и родственников, а так же украшением для дома.

Материал:

* соль Экстра

* мука

* вода холодная

* стеки

* кисточка для красок

* скалка

* краски

Рецепт соленого теста: 1 стакан соли, 1 стакан муки и

1/3 стакана холодной воды.

Этапы проекта .

1. Замесить тесто, положить его в целлофановый пакет, чтобы не подсыхало.

2. Раскатать тесто скалкой. Толщина теста 2-3 см.

3. Вырезать прямоугольник 5*10см.

4. Вырезать полоски шириной 2 см, для создания бортиков у яслей по всему периметру прямоугольника.

5. Делаем туловище и голову младенца.

6. Раскатываем квадрат, толщиной 0.5 см и размером 5*5 см. (одеяльце младенца).

7. Объединяем детали тела и заворачиваем в квадрат в форме конверта.

8. Ребенка укладываем в ясли.

9. Маленький кусочком делаем носик у ребенка.

10. Стеком делаем рот и глазки.

11. Сушим поделку на воздухе в течении 2-х недель.

12. Раскрашиваем поделку красками и покрываем акриловым лаком.

13. Композиция «Младенец Христос в яслях» готова.

Используемая литература:


Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Кроме канонического Евангелия о том, что новорожденного Иисуса положили в ясли повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея :

Ясли в пещере Рождества

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского , ясли были сделаны из глины , а затем их выполнили из золота и серебра . Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа ».

Ясли в Санта-Мария-Маджоре

По традиции 25-го числа каждого месяца к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ними крестный ход вокруг базилики.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ясли Христовы"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ясли Христовы

Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...