Город белая церква. Белая церковь

18.11.2019 Зодиак

Осеннее ненастье еще больше усложнило ситуацию. Поляки, уставшие от войны, неохотно шли в бой. Они претерпевали ощутимые потери от казацких полков и отрядов добровольцев, от устроенных засад. Распространились различные болезни, которые массово косили людей. В таких условиях польское командование решило начать переговоры о перемирии. И хотя казацкая армия не была разбита, но поражение под Берестечком, захвата врагом значительной территории Украины, неподготовленность к ведению войны в зимних условиях были причиной того, что Хмельницкий и казацкая старшина согласилась на заключение мира. Основная суть Белоцерковского мирного договора описана во многих исторических трудах. Даем это изложение, сохраняя орфографию.
«Войско казацкое должно состоять только из двадцати тысяч человек. Казаки могут проживать только в Киевском воеводстве, и то только на королевских землях. Ни Браславский, ни Черниговское воеводство казаков не имеют. Вся беднота отныне опять отныне должны оставаться в подданство. Польшу во веки веков не вспоминать о бунтах. Все прибыли барские господам следует вернуть. Чигирин остается за казацкой булавой. Вера православная и духовенство должны быть неприкосновенными. Кто взял присвоил церковные сокровища и пожитки, должны вернуть их. Шляхта, воевавшей в казацких отрядах, не лишается ни прав, ни гонора. Евреи, как и раньше, снова будут торговать в Украине. Хана и татар гетман вынужден помирить с королем. если хан не захочет с королем в согласии жить, казаки должны порвать с ним. Без ведома короля казацкому гетману запрещается вести переговоры с зарубежными монахами. Казаки с Крылова Канева и Черкасс иметь свой суд в Киеве «.

Этим договором Хмельницкий сохранил земли Приднепровья — основную территорию Запорожского войска. Гетман прийяв тяжелые условия Белоцерковского мира, ибо твердо убежден, что этот мир не будет продолжительным. «Хотя мы с ляхами составили соглашение, однако держим их в руках», — писал он в одном из писем. А потом оказалось, что договором недовольная вторая сторона, потому что польский сейм вследствие «либерум вето» не утвердил Белоцерковский мир. В связи с этим Хмельницкий считал себя освобожденным от навязанного ему мира, и вскоре возобновились военные действия. Так закончился еще один важный период освободительной войны, связанный с исторяею нашего города.

Дендропарк «Александрия»

Денропарк Александрия.

Парк Александрия. Постройка «Руины»

История парка начинается с того времени, когда гетман Франциск Ксаверий Браницкий получил от польского короля в пожизненное наследственное владение большую территорию на Белоцерковщине, так называемое белоцерковское староство. Браницкий поселился здесь и построил большой роскошный парк, который позже назвал именем своей жены Александры. На его строительство и обустройство было потрачено более 4 млн. руб. золотом, не считая даровой силы крепостных.

Строительство парка началось в 1797 г. (по некоторым данным — в 1793 г. и даже раньше). Александрийский парк создавался по плану и под непосредственным руководством известного тогда в России и за рубежом архитектора-паркостроителя Мюффо, который строил его в ландшафтном стиле, чему способствовали естественная дубрава, рельеф местности и река Рось.

К 1861 г. были распланированы и упорядочены только центральная и восточная части парка. В 19 в. в северной части парка созданы парковые и декоративные насаждения у самого дворца.

Во время гражданской войны и иностранной интервенции парк был очень опустошен, даже отдельные архитектурные сооружения были уничтожены, также уничтожено большое количество декоративных насаждений. Из-за отсутствия ухода все заросло бурьяном. Но в мае 1922 г. Киевский Губисполконком объявил парк достоянием республики и переименовал его в «Заповедник Александрия». И с того времени парк начинают восстанавливать, вплоть до Великой Отечественной войны, которая вынудила прекратить восстановление Александрии. Но после войны в 1947 г. парк опять начинают отстраивать …

Буржуазно-демократическая революция

С дальнейшим развитием капиталистических отношений и формированием рабочего класса растет и рабочее движение. Борясь за улучшение жизненных условий, передовые рабочие приходили к пониманию необходимости создания своих политических организаций. Одним из первых социал-демократических кружков в городе был кружок, организованный в 1892 г. в мужской гимназии учеником старших классов, в будущем профессиональным революционером Моисеем Самойловичем Урицким. В 1902 г. в городе на основе гимназического кружка была создана социал-демократическая группа. Она имела тесные связи с социал-демократическими организациями многих городов Украины. Годы первой буржуазной революции характеризуются бурным ростом численности украинских социалистических и буржуазных партий, которые пытались мирными и немирными путями воплотить в жизнь свои политические, экономические, культурно-образовательные программы

Новаторские 20-е годы

Гражданская война на Белоцерковщине закончилась, но 1920 г. был годом глубокого кризиса: экономической, социальной, политической. Экономический крах хозяйственной деятельности города определился на рубеже 1920 — 1921 гг Освобождение от белых и конец войны на Белоцерковщине, богатой промышленными и земледельческими традициями, некоторое оживление на транспорте, породили надежды на быстрый подъем. Но так не произошло. Уже в первые дни выяснилось, что не хватает топлива. Начали закрываться предприятия которые еще до этого момента работали. Запасы продовольствия практически закончились. Почти все зерно было конфисковано для нужд государства. Зимой кризис власти на селе приобрела еще более тяжелую форму. Бандитизм охватил всю Белоцерковщину. Тяжелое положение содержалось в течение целого года, вплоть до лета 1922 г., когда новый урожай позволил перевести дыхание. С этого момента положение начинается нормализовуватись.В мае 1923 г. Белая Церковь стала центром округа, в который входило 20 районов, 650 населенных пунктов. В городе в это время проживало 38121 человек. В 1924 г. Белой Церкви открылся окружной музей. По инициативе комсомола в 1925 г. началось строительство стадиона на месте бывшей свалки. Уже в 1926 г. на стадионе состоялись первые спортивные соревнования.
Драматические 30-е годы

В голодные 30-е г. миграция в города увеличивается. Несмотря на то, что ежедневный паек был уменьшен служащим вдвое, а для рабочих в 1,5 раза, последним все же было легче. Город начинают заполнять беженцы отовсюду, некоторые из них умирали прямо на улицах. По воспоминаниям жителя города, врача Тарановича О.П., дороги к кладбищу (он находился по ул. Горького, где ныне бытовая химчистка «Снежинка») были усеяны трупами. Белоцерковский район оказался в тяжелом состоянии на Киевщине, по количеству сообщений о голодании. В районе была создана специальная комиссия для мобилизации средств и оказания помощи голодающим.

В пламени Великой Отечественной войны

После первых же сообщений по радио о разбойное нападение на СССР фашистской Германии рабочие и служащие начали собираться на своих предприятиях. Реакция на опасность потянула за собой исторические вспышки: везде виделись шпионы, вражеские агенты, диверсанты. Тревогу сеяли приказы Верховного командования. Известный трагический приказ № 270, в соответствии с которым семьи командиров и политработников, которые оказались в плену или сорвали в бою отличия, подлежали аресту, семьи пленных красноармейцев лишались какой-либо государственной помощи. Уже в первые дни войны из Белой Церкви было отправлено в действующую армию 6 тыс. человек. Те кто остался в городе работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». 16 июля гусеницы вражеских танков уже скрежетали мостовой города. Сразу после вторжения в город гитлеровские репрессивные органы с помощью «помощников» начали составлять списки политически опасных людей — бывших активистов, евреев, на которых с первых дней был объявлен розыск. По неполным данным фашистские захватчики замучили и уничтожили в период временной оккупации более 10 000 белоцерковчан.
Белая Церковь после войны

Отступая с Украины, немцы прибегли к тактике «выжженной земли». Только приход Красной Армии спас город и его жителей от полного уничтожения. Того светлого и радостного дня — 4 января 1944 года Москва салютовала освобождению Белой Церкви. В апреле 1944 года Исполком Горсовета обратился ко всем жителям города с призывом возродить древний город Белую Церковь и как можно скорее залечить раны, нанесенные ему войной. Уже к декабрю 1944 года город был полностью расчищен от руин, отремонтировано 1125 зданий площадью 122 230 квадратных метров. В нерабочее время и без оплаты белоцерковчане отработали 1786942 человеко-часов. Это стало еще одним подвигом жителей города.

Историко-культурное наследие Белой Церкви, историко-природные заповедники, музеи, исторические памятники

Белая Церковь имеет разветвленную систему учреждений культуры. Дворцов культуры — 3, кинотеатров — 3, клубов — 6, Централизованная библиотечная система, 3 школы искусств, 2 музыкальные школы, центр творчества «Подсолнух», дом художественного творчества, дом юных техников, дом органной музыки, музыкально-драматический театр. В городе 24 народные и образцовые коллективы. Среди них — ансамбль танца «Рось», детский танцевальный коллектив «Счастливое детство», мужская хоровая капелла, муниципальный духовой оркестр и многое другое. Проводятся городские фестивали «Радуги над Роси», «Золотая осень», «Рождественские звезды». Краеведческий музей (создан 1924г., Фонды — до 75 тис.предм.). Музей парка «Александрия» (создан в 1962 г.). Ландшафтный дендропарк «Александрия» — достопримечательность садово-парковой архитектуры (1793-1797), с 1934г. — Дендропарк-заповедник и база НАНУ. В нем гармонично сочетаются природный рельеф, искусственно созданные композиции из деревьев, каскады прудов и архитектурные сооружения: беседки, павильоны, колонны, колоннады, мосты с романтическими названиями.

Археологические памятники: три курганы ИИИ тыс. до н.э. — Начале II тыс.н.э. Палиева гора — поселение пеньковской культуры (VI-VII в.н.э.), русское городище XII-XIII вв.; Замковая гора и ее окрестности — детинец (замок и должностей) городок Юрьева — Белой Церкви XI-XVIII вв.

Архитектурные памятники: Зимний дворец (поч.ХИХ в.) Склады (конец XVIII — начало XIX в.) Торговые ряды (1809-1814); церковь святителя Николая, чудотворца Мирликийского (1706-1852) Костел Иоанна Крестителя (1796-1812); собор Преображения Господня (1833-1939); церковь св. равноапостольной Марии Магдалины (1842), ансамбль сооружений почтовой станции (1825-1831), ансамбль сооружений белоцерковской гимназии (1843-1847) — главный корпус Белоцерковского аграрного университета (1930-е гг) часовня-памятник землякам, погибшим в локальных войнах (1996).

Памятники: Ярославу Мудрому, Б.Хмельницкому, Т.Шевченко, П.Запорожца, В.И.Ленину, в честь первого казацкого восстания на Правобережной Украине (1591-1593 гг) под руководством К. Косинского; в честь освобождения м. Белая Церковь в 1702 г. казаками С. Палия; воинам 2-го Киевского казачьего полка, участвовал в Отечественной войне 1812г. — «Гренадер»; памятная скамейка в честь декабристов; жертвам голодомора 1932-1933гг.; Бойцам Киевской интернациональной бригады 1919г., 45-ти рабочим завода «Сельмаш» им.1-го Мая, погибших в Великой Отечественной войне; студентам и преподавателям сельскохозяйственного института (ныне БГАУ), погибших в Великой Отечественной войне; советским и чехословацким воинам, участвовавших в освобождении города — танк Т-34, памятник — самолет летчикам, погибшим при освобождении Белая Церковь, на месте, где находился командный пункт 232-й стрелковой дивизии 40-й армии генерал-полковника П.Ф.Жмаченка; советским и чехословацким воинам, участвовавших в освобождении Белая Церковь (высота 208,4). Курган Славы. Мемориальный комплекс — Парк Славы. Стелла Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда, выпускников БГАУ.

Мемориальные доски в честь : живописца И.М.Сошенка, композитора и дирижера К.Г.Стеценка, писателя Шолом-Алейхема, декабристов, деятелей революционного движения Л.Варинського, М.С.Урицького, гос. деятеля СССР П.Л.Погребняка, Героев Советского Союза И.Т.Зинченка (две), М.О.Кириленка, В.И.Логинова, Л.М.Павличенко, дважды Героя Советского Союза П.Р.Попович, посещения парка Александрия Г.Р.Державиним, А.С.Пушкина, Т.Г.Шевченком, на местах расположения: Белоцерковского ревкома и штаба 1-го конного корпуса Червонного казачества под командованием В.М.Примакова, штаба 17-й кавалерийской дивизии под командованием Г.И.Котовського, штаба 8-й воздушной бригады под командованием генерал-майора Т.Г.Хрюкина, командного пункта 74-й стрелковой дивизии и 1-й чехословацкой бригады под командованием Л. Свободы, на сооружении завода «Сельмаш», где действовала подпольная диверсионная группа И.М.Бушуева.

Белая Церковь — родина многих деятелей науки, культуры и искусства, спорта. Здесь родились Л.Долинський — художник-портретист; Л.Яциневич — композитор и хоровой дирижер, Г.Вул — физик, академик; Ю.Линник — математик, академик, О.Медвидь — трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, Е.Лапинський — олимпийский чемпион по волейболу, О.Фурса — чемпион мира по радиоспорту. В Белой Церкви жили и работали: Шолом-Алейхем (Ш. Рабинович) — классик еврейской литературы, К.Стеценко — композитор, один из инициаторов возрождения УАПЦ, Л.Курбас — театральный режиссер-новатор, В.Кучер — писатель, М.Грищенко — профессор, педагог, В.Лебедев — ученый-селекционер, Е.Вотчал-физиолог, основатель украинской школы физиологов, академик, М.Вавилов — ботаник, генетик, селекционер, географ, академик, Попович — летчик-космонавт. В свое время в городе находились О.Суворов, М.Кутузов, Г.Державин, Т.Шевченко, Нечуй-Левицкий, К.Паустовский, Ю.Смолич.

Белоцерковский краеведческий музей, ул. Соборная, 4 Созданный в 1924 году, относится к коммунальной собственности города Белая Церковь. Идея создания музея принадлежит этнографу, археологу, краеведу Степану Леонтьевич Дроздову (1867-1933гг.) Созданный им в начале 1924 года Окружной музей древностей расположился в бывшем Зимнем дворце графов Браницких.

25 октября 1925 утверждено новое название музея — Белоцерковский окружной археолого-этнографический музей, в том же году музею было выделено помещение бывшего дома ксендза на Замковой горе. Музей имел 8 отделов.

В 30-е годы из фондов музея были изъяты значительные культурные ценности, среди них: бусы Розанде Хмельницкой (один из самых ценных экспонатов), культовые вещи, предметы из драгоценных металлов, монеты — сокровище пражских денег ХIV-ХV вв., Римский динарий, польские, литовские и русские монеты и тому подобное. Дальнейшая судьба изъятых предметов неизвестна. Накануне Великой Отечественной войны в музее насчитывалось около 10 тысяч экспонатов, а библиотека насчитывала 7 тыс. книг.

В годы оккупации города Белая Церковь немецко-фашистскими захватчиками музей не был эвакуирован. На протяжении августа-октябре 1941 года музей благоустраивался и в ноябре была открыта экспозиция. Во время военных действий музейная коллекция была значительно разграблена и накануне освобождения города от фашистов в музее осталось 1218 экспонатов, а библиотека насчитывала всего 2968 экземпляров.

Со второго полугодия 1944 года в музее была развернута новая экспозиция, музей стал пополнять свои фонды. Уже в 1970 году в фондах музея хранилось 20 тыс. экспонатов, среди них — живопись, графика, скульптуры, вещи прикладного искусства, нумизматика, археология.

В 1976 году началось строительство нового здания краеведческого музея, а 7 октября 1983 открылась экспозиция музея.

Сегодня музей имеет выставочные залы и кинозал на 100 мест. Уникальная по своему строению экспозиция музея базируется на материалах, собранных в районах южной Киевщины. Фонды музея насчитывают более 72 тысячи предметов. Основу нумизматической коллекции составили римские монеты, русские гривны, деньги времен казачества. Этнографический отдел имеет богатое собрание полотенец, вышитых рубашек, одежды, ковров, женских украшений, предметов домашнего обихода, керамических изделий. В музее хранится богатая коллекция письменных фотодокументов, среди них — старинные XVI-XIX вв. (Жемчужина — львовское «Евангелие» 1636). Богатая коллекция предметов казацкой эпохи, в частности: казацкие пояса, литавра, глиняные трубки, оружие, мебель этого периода и реликвия музея — флаг сотни Белоцерковского полка. Художественная коллекция имеет ценные живописные полотна XVII-XIX ст. Среди них — картина голландского художника Г.Хонхорста «Святая Цецилия, что поет в окружении ангелов», картины итальянского художника Ф.П.Росса «Стадо коз», «Спящий пастух», «Царство животных», мраморные скульптуры А.Кановы и Г. Росси.

В музейной экспозиции представлены разделы природы, археологии, истории, этнографии. На основе своих собраний музей проводит многочисленные тематические выставки. В воспитании патриотических чувств у молодого поколения значительную роль играют выставки, посвященные событиям Великой Отечественной войны на Белоцерковщине и воинам-интернационалистам, которые принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. Популярностью среди посетителей пользуются выставки из цикла «Человек, время и мир вещей». Из перечня тем следует выделить те, которые освещают жизнь, быт и культуру народов, проживающих на Киевщине.

Раскинулся удивительно чистый и уютный старинный городок - Белая Церковь. О том, сколько лет этому населённому пункту, вы можете судить по такой детали. Первое упоминание о нем встречается в одном из древнейших исторических документов Руси - Ипатьевской летописи (1115 год). В городе много красивых мест, запоминающихся достопримечательностей. Самая же главная связана с его названием.

Седая старина

Представьте себе Киевскую Русь XI века. Молодое государство растет и крепнет, обретая дружеские отношения с соседями и уважение у недругов. Среди последних особенно донимают русичей степняки-кочевники. Чтобы оградить престольный град и близлежащие земли от их набегов, в 1032 году Ярославом Мудрым был заложен город-крепость Юрьев (имя Юрий получил сам Ярослав при крещении). На возвышенности, называемой Замковой горой, были выстроены из светлого камня замок-крепость, а внутри него белая церковь - церковь, по которой город был впоследствии переименован. Вокруг стали селиться люди, и постепенно блокпост стал городом. Немало сражений выдержала крепость, прежде чем в 1240 году её полностью уничтожили татаро-монголы. Уцелели только остатки храмовых стен. С них и началось возрождение населённого пункта, отстройка новых зданий. Тогда уже и начали это место называть Белая же сама, увы, канула в Лету.

Ветры истории

Вообще, у города оказалось неожиданно весьма бурная и насыщенная биография. В XIV веке он находится под властью Княжества Литовского, затем - Речи Посполитой. В XVI-XVII веках на территории края то и дело вспыхивают народные восстания. При Богдане стал центром национально-освободительной борьбы. Затем его сделал своей личной резиденцией гетман Мазепа. В 1706 году им заложена в городе Белая Церковь церковь в стиле украинского барокко. Это роскошное каменное здание не было достроено до конца из-за передачи города польскому правлению. Отстроенной оказалась только его часть, именуемая Никольской церквушкой. Уцелела она и до наших дней.

Католический костел

Город и прилегающие к нему территории в начале XIX века являлись собственностью семейства польских дворян Браницких. Благодаря им и получила Белая Церковь церковь, которая стала гордостью и чудесным украшением этих мест. Т. к. Браницкие были католиками, они на Замковой горе отстроили костел в честь Место расположения было выбрано не случайно: именно тут некогда стояла древняя христианская святыня - первая церковь. И сейчас г. Белая Церковь гордится этим чудесным памятником архитектуры и зодчества. Выстроенный по строгим законам католицизма, костел поражает пышностью, величественностью, гармоничной соразмерностью всех деталей и элементов. Особенно восхищает внутренний декор здания: лепнина, роспись, богатые украшения. Замечательная в костеле акустика. Поэтому часто тут проходят вечера органной и камерной музыки.

Православные храмы

И все-таки больше православный этот город - Белая функционирующие в нем, не уступают костелу ни внешней красотой, ни внутренним убранством. Это Николаевская (постройки XVIII-XIX века), (XVIII век), Преображенский Кафедральный собор, один из крупнейших в городе (XIX век). Зданиями не просто украшена Белая являются городскими достопримечательностями и охраняются государством как объекты культурно-исторического прошлого. Городу и его жителям есть чем гордиться: славной историей и высокой культурой.

Белая Церковь - это древний город, с давней историей. Он расположился по берегам реки Рось, что всегда давало ему преимущество. Историки отмечают, что первое поселение было здесь ещё в VI веке нашей эры.

Предшественником его, был город под названием Юрьев, основанный в 1032 году Ярославлем Мудрым. Имя Юрий было дано великому князю при крещении, и было решено дать именно такое название новому образованию. Однако уже к концу века кочевые племена разрушили его. Город отстроил Святополк, Изьяславович к 1103 году. Это была пограничная зона и теперь для защиты от кочевников, здесь были размещены сторожевые крепости. Это название у города просуществовало вплоть до момента, когда монгольские воска, под предводительством хана Батыя полностью не разгромили эти земли. В 1240-м году Юрьев сожгли дотла. Здесь остались только развалины церкви, которая и стала первым шагом к возрождению города.

В XVI веке на западной окраине города, вверх по Роси, был построен замок. Позднее его укрепили двумя рядами концентрических валов. Когда в этом месте работали археологи, они нашли гончарную мастерскую, с керамикой, металлические предметы быта, шестиконечный крест и бронзовые позолоченные украшения. Вокруг города не раз находились останки не укреплённых селений.

В 1363 году Белая Церковь отошёл к Великому Княжеству Литовскому, а через два века к Польше. В конце XVI века на этих землях произошло большое сражение, в результате которого казаки Северина Наливайко разгромили польские войска. А в 1651 году здесь подписали договор между Польшей и казаками Богдана Хмельницкого. К тому времени город уже получил магдебургское право от польских властей. Однако уже через 60 лет Белая Церковь снова вернулась к Польше, и была подарена последним польским королём гетману Франциску-Ксаверию Браницкому.

Уже в конце XVI века в городе обосновывается еврейская община, в результате присоединения города к владениям Великого Литовского Княжества. 1660 года евреям было разрешено строить в этом месте синагоги. Она процветала и разрасталось здесь вплоть до восстания Богдана Хмельницкого, который способствовал гонению еврейского народа из территории Белой Церкви. И за 13 лет их численность уменьшилась более чем вдвое.

После второго раздела польских земель город отошёл Российской империи и стал городским поселением. С приходом советской власти город превратили в крупный промышленный центр, в котором развивалось машиностроение и строительство. Но и даже с этими показателями Белая Церковь являлась самым густонаселённым евреями городом (около 1000 евреев). К 1806 году община стала неотъемлемой частью города, и даже подписала договор с властями, в результате которого она получила больше прав и возможностей в обмен на финансовые вложения и кредитованию в торговлю и строительство. Это привело к тому, что уже к 1897 году здесь проживало более половины евреев от всех жителей Белой Церкви, что составляет 18 720 человек. Одним из них был автор поминальной еврейской молитвы «Шалом Алейхем».

С началом XX века община серьёзно пострадала. Были убиты около тысячи жителей и в ходе погромов 1919-1920 гг., и закрыты несколько синагог.

К началу войны только небольшой процент еврейского населения имел возможность эвакуироваться. 16 июля 1941 года город был взят немецкими войсками. Более двух лет продолжалась оккупация. Через три дня совет безопасности рейхстага отдал приказ украинской полиции начать расстрел детей и подростков еврейских общин. В сентябре расстрелы продолжились, что привело к смерти пяти тысяч жителей Белой Церкви.

Оставшиеся в живых евреи сразу после Второй Мировой Войны постепенно эмигрируют в Израиль и другие страны. Таким образом до начала Перестройки численность общины уменьшилась вдвое, и составляла 3823 человека. А по данным последней переписи населения, проведённой в 2001 году евреев в городе живёт всего 150 человек.

Город Белая Церковь находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Белая Церковь?

Город Белая Церковь является частью региона (области) Киевская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Киевская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Белая Церковь.

Численность населения в городе Белая Церковь составляет 196 023 человек.

Год основания г.Белая Церковь.

Год основания города Белая Церковь: 1032 год.

Телефонный код города Белая Церковь

Телефонный код города Белая Церковь: +380 456. Для того, что позвонить в город Белая Церковь с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 456 и затем непосредственно номер абонента.

Геральдика

Герб Белоцерковского района имеет форму щита, который представлен классической формой с заостренной посредине нижней частью. Левый и правый углы щита закругленные, заострение посреди нижней части направлено извне щита. По-диагонали щит разделен лентой малинового цвета (цвета флага г. Белая Церковь). Верхнее поле щита разделено на три равные по ширине полосы: средняя имеет желтый цвет, крайние – голубой, то есть цвета флага Киевской области. В верхний левой части щита на голубом поле изображен лук с тремя стрелами (элемент герба г. Белая Церковь) золотистого цвета. Зеленое поле по правую сторону диагонали символизирует плодородные нивы Белоцерковского района, а золотой колос в виде рога изобилия - высокие урожаи зерновых культур. Серебристый цвет обрамляет контуры щита и две боковых линии диагонали, которые разделяют герб на две части: историю и современность.

Флаг района представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трех одинаковых по ширине горизонтальных полос. Верхняя – синяя, средняя – малиновая (цвет флага Белой Церкви), нижняя – жёлтая (элемент флага – Киевской области). В синей части у древка – жёлтый лук с тремя стрелами (элемент герба Белой Церкви) и колос в виде рога изобилия, который символизирует высокие урожаи зерновых культур.

Герб утвержен 3 октября 1998 года. Автор рисунка – А.Гречило. В красном поле золотой лук с натянутой тетивой, на котором три стрелы остриями вверх. Фактически, сделана реконструкция и восстановлено использование символов города, предоставленных привилегией 1620 г. Лук со стрелами подчеркивает историческую роль Белой Церкви как укрепленного оборонительного поселения.

Утвержден 3 октября 1998 года. Представляет собой квадратное красное полотнище с изображением церкви с куполами и крестами белого цвета в центре. Прообразом современного городского флага послужил подаренный польским королём Сигизмундом III флаг городскому ополчению. Флаг был дарован Белой Церкви 6 декабря 1620 года вместе с магдебургским правом.


Белоцерковский район

Белоцерковский район (укр. Білоцерківський район) – административная единица в центре Киевской области Украины.

Район граничит граничит на севере с Васильковским и Обуховским , на юге - с Володарским , Ставищенским и Таращанским , на западе - с Фастовским и Сквирским , на востоке - с Кагарлыкским и Ракитнянским районами Киевской области.

Основные реки - Рось.

Площадь – 1276 кв. км.

Население – 55 608 чел. (2006 г.)

На территории района 1 городской, 1 поселковый и 34 сельский совет. Им подчинен 60 населенный пункт.

Административный центр – город Белая Церковь.

(укр. Біла Церква) – город областного подчинения вКиевской области Украины.

Город расположен в 80 км к югу от Киева на реке Рось.

Население – 211,80 тыс. чел. (2014 г.)

Площадь города – 34,77 кв. км.

Через город проходят автодороги европейского значения: Чернигов - Бровары - Киев - Боярка - Глеваха - Белая Церковь - Ставище - Жашков - Умань - Ульяновка - Любашевка - Октябрь - Одесса (E 95); также международного Киева - Васильков - Белая Церковь - Ставище - Умань - Ульяновка - Октябрь - Одесса (М 05); железнодорожная линия Фастов - Мироновка.

В городе функционируют железнодорожный вокзал, который был открыт в 1876 году и автостанция пригородного сообщения.

Здесь учились и работали украинский советский писатель В.С. Кучер; украинский советский педагог, профессор М.М. Грищенко; Украинский советский языковед, педагог, профессор В.И. Масальский; доктор исторических наук Д.А. Коваленко, украинский советский писатель В.А. Миняйло. В 1947-1948 гг. учился в ремесленном училище и работал на заводе им. 1 мая летчик космонавт Герой Советского Союза П.Р. Попович. В свое время в городе бывали А.В. Суворов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Т.Г. Шевченко, И.С. Нечуй-Левицкий.

В Белой Церкви были сняты сцены фильмов «Королева бензоколонки», а именно сцена с пчелами на площади Шевченко, и «Владыка Андрей» в дендропарке «Александрия». На доме, где снималась сцена фильма «Королева бензоколонки» установлена мемориальная доска Надежды Румянцевой.

В дендропарке «Александрия» снимались эпизоды фильма «Дорога на Сечь». В фильме можно увидеть колоннаду Луна, композицию Руина и здание администрации.

Также, в этом дендропарке, осенью 2012 года, снимался клип на песню Мики Ньютон «Не отпускай».

История Белой Церкви

На территории современного города исследован курган эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) и большое древнерусское городище.

Историческим предшественником Белой Церкви был древнерусский город Юрьев, который был основан в 1032 г. киевским князем Ярославом Мудрым на Роси, как крепость для защиты Киевской Руси от нападений кочевников. Название его происходит от христианского имени Ярослава Мудрого – Юрий или Георгий, отсюда в отдельных источниках – Георгев, Гюргев, Югрев, Юрев. В 1050 году Ярослав Мудрый построил в Юрьев епископскую церковь, которую в народе называли «белой церковью». Город стал центром Юрьевской (Поросской) епархии.

Юрьев, тогдашний южный форпост Киевской Руси, подвергался многочисленным нападениям половцев и других кочевников. Половцы не раз разрушали его, в частности в 1095 и 1103 годах. В 1103 году киевский князь Святополк Изяславич после удачного похода на половцев отстроил Юрьев. Во время монголо-татарского нашествия в XIII в. его снова разрушили.

В 1311 году западнорусские войска, возглавляемые князем Юрием Слуцким, разгромили в урочище Ротко (окраина Юрьева) крупные силы татар, которые потеряли здесь 8000 убитыми. Это событие положило начало возрождению города. Руины белокаменной Юрьевской церкви дали новое название городу – Белая Церковь, которое впервые встречается в 1331 году.

В 60-х годах XIV в. Киевщину, в т.ч. и Белую Церковь, захватило Литовское княжество, а после Люблинской унии – Польша. Чтобы утвердиться на захваченных землях и защититься от нападений крымских татар, польско-литовские магнаты и местные феодалы строили замки и различные укрепления. Один из таких замков построил в Белой Церкви в начале 50-х годов XVI в. киевский воевода Пронский. Город становится центром Белоцерковского староства, где находился наместник киевского воеводы.

Чтобы ускорить заселение Белой Церкви, как важного опорного пункта в борьбе с татарами, король Польши и великий князь Литовского княжества Сигизмунд II Август в 1555 году предоставил горожанам на 10 лет ряд льгот: освободил их от налогов, пошлин, замковых работ и т.п. В 1562 году льготы были продлены еще на 5 лет.

С 1570 Белая Церковь становится собственностью украинского магната – киевского воеводы В.К. Острожского.

В 1580 году польский король С. Баторий освободил бояр и мещан Белой Церкви от всевозможных налогов «на вечные времена», за что горожане должны были строить и содержать замок, нести полевую варту.

В 1589 мещане Белой Церкви получили магдебургское право. Однако В.К. Острожский того же года добился от короля его отмены и потребовал выполнения феодальных повинностей. В ответ белоцерковцы восстали, захватили княжеское имущество, порох и оружие. За это они были привлечены к суду. В подавлении этого восстания участвовала шляхта всего Киевского воеводства.

В конце 1591 запорожские казаки под руководством гетмана К. Косинского уничтожили польский гарнизон в Белой Церкви и захватили документы на право владения городом и другой собственностью. Отсюда восстание распространилось на всю Киевщину, Брацлавщину, Подолье и Волынь.

Население Белой Церкви поддержало антифеодальное крестьянско-казацкое восстание под руководством Наливайко. Разгромив отряд польских войск во главе с князем К. Ружинским, С. Наливайко 2 апреля 1596, поддержан белоцерковскими мещанами, вступил в город, но вынужден был покинуть его: с Волыни приближалось большое польское войско, возглавляемое польским гетманом С. Жолкевским.

В начале XVII в. Белая Церковь была довольно значительным поселением. В городе действовали мельницы, пивоварни и медоваренные, развивалась торговля. Белая Церковь славилась также опытными ремесленниками (в 1641 г. их насчитывалось 2772). Среди них были и оружейники, которые умели изготавливать ружья и пушки. Хотя население формально освободили от всяких налогов, однако белоцерковский староста Я. Острожский и его прислужники всячески ограничивали права казаков и мещан, взимали с них пошлину, обременяли население солдатскими постоями, грабили их имущество. Все это вызвало большое недовольство жителей города. Значительная часть населения не признавала власти польских чиновников. В 1637 г. белоцерковские казаки и мещане поддержали крестьянско-казацкое восстание, возглавленное гетманом нереестрового казачества П.М. Павлюком (Бутом).

История Белой Церкви тесно связана с освободительной войной украинского народа 1648-1654 гг. В этот период город, имел хорошо укрепленную крепость и был выгодно расположен на путях между Киевом и Запорожской Сечью. Он стал одним из важных опорных пунктов в борьбе за освобождение от польского гнета, центром административно-территориальной и военной единицы – Белоцерковского полка.

22 мая 1648 г. белоцерковцы устроили торжественную встречу войску Б. Хмельницкого, которое одержало победу под Желтыми Водами и Корсунем. Отсюда Б. Хмельницкий посылал во все концы Украины универсалы с призывом восставать на борьбу против польского гнета. Здесь, в укрепленном лагере, он сформировал семидесятитысячное крестьянско-казацкое войско. Позже, в марте 1651 года, Б. Хмельницкий писал из Белой Церкви письма русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой ускорить решение вопроса о воссоединении Украины с Россией.

Осенью 1651 г. крестьянско-казацкое войско, обескровленное поражением под Берестечком, все же остановило под Белой Церковью объединенные польско-литовские войска.

18 сентября того же года Б. Хмельницкий заключил с польским правительством тяжелый для Украины Белоцерковский договор, чтобы дать возможность украинскому народу выиграть время для сплочения сил на борьбу с врагами.

15 января 1654 г. на Соборной площади (ныне площадь Свободы) жители Белой Церкви в присутствии уполномоченных российского посольства – стольника Л. Лопухина и подьячего Я. Портомоина приняли торжественную присягу на верность России. Присягнуло 38 шляхтичей, 991 казак и 120 мещан.

Недолго, однако, белоцерковцы чувствовали себя свободными. После заключения Андрусовского перемирия в 1667 г. Белая Церковь, как и все Правобережье, осталась под властью Польши. Впоследствии, в 1686 году, это было подтверждено и «вечным миром» между Россией и Польшей.

Борьба за освобождение Правобережной Украины и воссоединения ее с Россией продолжалась. Сподвижники С.П. Палия – наказной гетман Правобережной Украины С.И. Самусь, Корсунский полковник Искра, брацловский полковник А. Абазин в начале 1702 г. созвали казацкое совещание в Фастове, которое приняло решение готовить народные массы к восстанию против польской шляхты. Оно началось весной на Подолье и Волыни. Летом повстанческое движение охватило Киевщину. 10 ноября 1702 г. после двухмесячной осады войсками фастовского полковника С.П. Палия был разгромлен польский гарнизон в Белой Церкви. Казаки захватили здесь 28 орудий, большие запасы пороха, гранат и свинца. С.П. Палий перенес сюда свою резиденцию. Белая Церковь, как и во времена Б. Хмельницкого, снова стала оплотом борьбы украинского народа за освобождение Правобережной Украины от польского гнета. Информируя царское правительство о военных успехах, С.П. Палий сообщал о единодушной воле крестьян и казаков воссоединиться с братским русским народом.

Неудачная война с Турцией заставила российское правительство в 1711 году отказаться от прав на Правобережную Украину и в т.ч. на Белую Церковь. Привилегии, которые город должен как форпост против татар, всячески игнорировались польскими воеводами и старостами. Они чувствовали себя полновластными хозяевами и вмешивались в личную жизнь мещан, запрещали им, под угрозой конфискации имущества, жить за пределами города, заставляли в определенные сроки сооружать барские дома, ремонтировать мосты и плотины, а также платить денежный оброк и другие налоги.

В 1774 г. польский сейм передал Белую Церковь в «вечное владение» коронному гетману Польши графу Ф.К. Браницкому. Жители города подвергались притеснениям и от католической церкви. Еще в 30-х годах XVIII в. в городе утвердилась иезуитская миссия.

После второго раздела Польши (1793) Белая Церковь вместе со всей Правобережной Украиной воссоединилась с Россией. Расположенная на выгодных торговых путях, Белая Церковь постепенно втягивалась в общероссийский рынок. Шире стали развиваться ремесло и торговля; разворачивалось градостроительство.

Во время Отечественной войны 1812 года в городе широко развернулось движение за создание ополчения против войск Наполеона I. С горожан и крестьян окрестных уездов (Васильковского, Киевского, Таращанского и Богуславского) в Белой Церкви был сформирован казачий полк. В составе украинской казачьего войска белоцерковский полк под командованием полковника Е.П. Оболенского в октябре защищал Брест-Литовск, а затем участвовал в преследовании врага до западной границы, за что был награжден серебряными трубами.

В Белой Церкви происходили события, связанные с движением декабристов. Здесь 1824-1825 гг. С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и другие члены Васильковской управы Южного общества, возглавляемого П.И. Пестелем, обсуждали будущую конституцию России – «Русскую правду» – и планы убийства царя. В материалах следствия по делу декабристов они называются «Белоцерковскими планами» Предполагалось убить Александра I во время осмотра им частей 3-го корпуса. Эта акция должна была стать началом главных действий, но из-за смерти царя ее не удалось осуществить.

Во время выступления Черниговского полка (29 декабря 1825 – 3 января 1826) у восставших было намерение соединиться с 17-м егерским полком, расположенным в Белой Церкви. Две роты его во главе с поручиком А.Ф. Вадковским готовились поддержать повстанцев. Но командованию 3-го корпуса, в состав которого входил и 17-й егерский полк, стали известны намерения черниговцев. А.Ф. Вадковский был арестован, а ненадежный полк командование срочно перебросило в Сквиру. Узнав от посланного в разведку отряда во главе с И.И. Сухиновым о том, что 17-й егерский полк выведен в неизвестном направлении, С.И. Муравьев-Апостол повернул на с. Пологы. Восставший полк потерпел поражение в 15 км от Белой Церкви. 6 января в город были доставлены пленные, в т.ч. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. 12 января руководителей восстания вывезли в Петербург, а для расправы с «нижними чинами» образовали специальную следственную комиссию и суд. Солдаты Черниговского полка после экзекуции под строгим надзором были отправлены на службу в отдельный Кавказский корпус.

Восстание Черниговского полка оставило глубокий след в сознании крестьян. Отдельные группы крепостных Белоцерковщины примкнули к восставшим, немало крестьян также готовы были присоединиться к ним, ожидая их приближения. В 1826-1827 гг. многие крепостные бежали в Задунайскую Сечь и другие отдаленные места.

Экономическое и культурное развитие Белой Церкви в первой половине XIX в. сдерживался тем, что город был собственническим. Вся земля и предприятия принадлежали Браницким. Промышленность специализировалась на переработке сельскохозяйственной продукции, поступавшей из графских владений. В 40-50-е годы в городе построено два кирпичных, свечной, сельскохозяйственных машин, два кожевенных завода, винокурню; строились мельницы, крупорушки, предприятия переработки мяса, жиров, сахара, меда, кожи, смолы и т.д. Ежегодно в Белой Церкви происходило 11 ярмарок.

В пореформенный период ускорилось развитие промышленности. Если в 70-х годах в городе работало 13 промышленных предприятий, то в конце XIX в. их было 27 Значительное влияние на развитие экономики, особенно расширение рыночных связей, имела проложенная в 1876 году Фастовско-Знаменская железнодорожная станция Белая Церковь.

В начале XX в. Белая Церковь стала одним из крупнейших промышленных и торговых центров Киевской губернии. В 1900 году здесь работали: завод сельскохозяйственных машин, 5 кирпичных, 6 кожевенных, пивоваренный, 2 медоваренный и 4 мыловаренных заводы, табачная, гильзовое и 2 конфетных фабрики, 4 слесарных мастерские, 42 кузницы, 2 вальцовых водяных мельницы, 13 крупорушек, 2 маслобойни. По объему торговли хлебом город занимал первое место на Киевщине, считалось вторым после Киева по вывозу пивомедоварных продуктов, а по отправке сахара – четвертое место.

Неуклонно росла численность населения города. В 1860 году его насчитывалось 12075, в 1900 году – 47771 человек (включая жителей окрестностей) Город стал значительным рабочим рынком. Массовое передвижение рабочих создало особые формы найма, свойственные высокоразвитому капитализму. Начиная с ранней весны, на рабочей бирже собирались сотни разоренных крестьян. Они надеялись наняться в Киев и другие крупные города кузнецами, слесарями, токарями, сезонниками на сахарные заводы.

В самых ужасных условиях жила городская беднота, которая жила в основном в т.н. «Грузии». Этот район города получил такое название потому, что земляные лачуги напоминали кавказские сакли. Крыши были наравне с землей, свет пробивался сквозь небольшие отверстия, закрытые кусочками стекла. Во многих домах количество воздуха на одного жителя составляла 0,33 куб. сажени (это в то время, когда в тюрьме его норма 1,5 куб. сажен). В Белой Церкви свирепствовали эпидемические болезни, которые забирали сотни людей.

Жестокой эксплуатации подвергалось трудовое население города от Браницких и их компаньонов-арендаторов Менцеля, Габовича, Кернеса, Бялика, Айзенштейна, Ниренштейна. Рабочий день на их предприятиях длился 13-16 часов в сутки. Рынок безработных позволял хозяевам держать заработную плату на мизерном уровне. Особенно ухудшилось положение рабочих и ремесленников во время экономического кризиса 1900- 1903 гг.