Владыка переславский и угличский. Феодор, митрополит Волгоградский и Камышинский (Казанов Николай Львович)

23.11.2019 Эзотерика

26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Казанова) , клирика Ярославской епархии, во епископа Переславского и Угличского. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Всечестные архипастыри!

В этот священный и великий для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение святой Матери-Церкви в звании епископа. Страшно и ответственно служение сие. Но помня, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), верю, что Христос Спаситель не только не даст мне креста не по силам, но и Сам поможет мне прилагать труды к трудам, быть готовым «положить душу свою за овцы» (см. Ин. 10:11).

Вглядываясь в прошедшие годы жизни, с благодарностью вспоминаю обильные и богатые милости, которые на меня изливал всещедрый Господь. Хочется высказать благодарность учителям и наставникам как духовным, так и светским. Особое место в моей жизни занимает архиепископ Михей (Хархаров), от рук которого я принял монашеский постриг и благодать священства. Господь сподобил меня быть его келейником и личным секретарем в последние годы его жизни. Свои наставления владыка Михей преподавал мне и словом и делом: из его поступков я учился тому, как надо «смиряться под крепкую руку Божию» (см. 1 Пет. 5:6), как надо любить ближнего и снисходить к его немощам, как нужно трудиться и молиться. Вспоминая светлый образ своего духовного отца, могу лишь процитировать слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов).

Слова искренней признательности и благодарности не могу не выразить преосвященному митрополиту Ярославскому и Ростовскому Пантелеимону, чей жизненный пример научил меня заботиться о пастве Христовой и видеть нужды каждого человека, радеть о славе Божией и благоустроении Святой Церкви, для всех быть всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Служение епископа никогда не было легким. Современный мир бросает вызов Церкви и всему человечеству, смешивая понятия добра и зла. Епископ как никто другой должен с неослабным вниманием относиться к тому, что ему вверено. Мне предстоит блюсти чистоту веры и хранить единство Церкви, оберегать ее от нестроений и лжеучений, свидетельствуя о Спасителе тем, кто еще Его не обрел. Мне надлежит заботиться о возведении новых и восстановлении порушенных храмов, возвращать отобранные у Церкви в годы гонений святыни. Осознаю, что в своей деятельности мне следует налаживать взаимодействие со светской властью, активно привлекать молодежь к миссии Церкви, развивать социальную работу и просветительскую деятельность.

Ныне молитвенно обращаюсь к помощи сонма святых земли Ярославской, дабы на предстоящем мне архипастырском служении благодать Христова «во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:10). Всецело вручаю себя в руки Промысла, да совершится воля Божия благая и совершенная надо мной.

Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри! Сыновне прошу Вас помолиться обо мне грешном, дабы Господь наш Иисус Христос укрепил и наставил меня «право правити слово Своея Истины».

Радостно священнослужителям и верующим Переславской земли от такой вести и таких слов, направленным и к нашим душам – в этом есть возвращение существовавшего многовекового достоинства Переславской Епархии, упоминаемой уже в одиннадцатом столетии. Достоинство это было утрачено в двадцатых годах прошедшего века по безумному насилию безбожных революционеров, разрушавших Церковь Христову.

Свидетелем этому был Священномученик Евгений (Елховский) служивший в нашем приходе Святых Сорока Мучеников Севастийских, оставивший в своих теплые строки о том, как на Переславскую кафедру был назначен Священномученик епископ Дамиан (Воскресенский) .

… Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упраздненная пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу! Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив.

За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житье ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Теджен в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви». Всего он значился епископом Переславским девять лет. Ныне в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его Литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и все духовенство, как никогда. И так как это мое слово понравилось тогда очень многим (десятки слушателей после ко мне подходили и благодарили меня за высказанную в нем правду) и как оно, таким образом, является как бы выразителем настроения многих, то я полностью и помещаю его здесь. Итак, начинаю его передачу:

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, горячо любимый наш архипастырь!

Высказывая воодушевляющие нас чувства радости и пожелание, по поводу Вашего возвышения в служебной архипастырской деятельности, да подаст Вам Господь Бог крепость душевных и телесных сил послужить еще многие годы во благо и славу Святой Церкви, - мы вместе с тем не можем не высказать и другого нашего чувства, которое управляет нами в данное время. Это чувство печали и скорби, что Вы оставляете нас, что приходится теперь Вам сказать последнее слово «прости», чтобы в мире друг с другом нам с Вами на всю жизнь разойтись… Владыко! Тяжело нам с этим мириться!

Посмотрите, дорогой отец наш, собралось нас немало и пастырей церкви, и наших пасомых! Что это побудило нас? Любовь наша к Вам!

Вспоминаются мне первые годы Вашего вступления на здешнюю Переславскую кафедру. Тогда я еще не был Вам сослуживцем здесь по собору. Но мне тогда еще Бог привел иметь частое общение с Вами, когда, помните, многие приходы и целые улицы, чуть ли не весь город, приглашали Вас для служения в храмы и когда прихожане тех храмов брали святые иконы по своим домам, помнится, - из собора, из мужских монастырей, от нас - от Николы, от князя Андрея, и от других храмов, в которых Вы служили в тот день. Вот когда еще, Владыко, зародилась к Вам любовь переславцев! Когда же Вы пожили с нами, она в нас возросла: теперь переславцы провожают Вас с большим сожалением, со слезами…

Говорят, что любовь порождает любовь. Так случилось и с нами. За все эти годы пребывания с нами многие ль скажут, спрошу я, что он был Вами унижен, обижен или наказан? Своим приветливым словом, отзывчивостью души, доступностью и близостью к нам Вы больше и больше с годами, живя среди нас, привлекали и приумножали численный состав верующей паствы - Ваших почитателей.

Усердной службой своей и почти всякий раз, простым и понятным для всех словом назидания в этом святом храме и где только приходилось служить, Вы сумели в остывавших было в эти годы сердцах многих снова возгреть и любовь, и усердие к Божию храму. Многолюдство собрания верующих в храме Божием я больше всего считаю, вот здесь, по крайней мере, в соборе, плодом Ваших трудов и пастырских наставлений.

Да, дорогой наш архипастырь и любящий отец, справедливость требует сказать Вам, что недаром протекла Ваша жизнь среди нас. Своим примером стойкости в вере, своим твердым исповеданием Единой Святой и Апостольской Церкви и, наконец, своими страданиями, которые выпали на Вашу долю, Вы многих слабых, колебавшихся духом, укрепили и своим добрым и любящим сердцем приблизили к себе сердца многих.

Во всякое время, бывало, мы шли к Вам, как к родному отцу, не боясь, легко и свободно, и каждый из нас встречал в Вас радушный прием и живое участие. Вы своей лаской и добротой не обходили даже и малых детей… Есть одна, хорошо известная всем, дорогая картина, изображающая благословение Спасителем детей, - она часто изображается и на стенах храмов. И вот эта картина мне часто, бывало, когда я служил вместе с Вами, приходила на ум, когда видел я, как со всех сторон окружали Вас в алтаре почти такие же дети. Не шли бы они к Вам с такой радостью, лаской, с такой детски открытой душой, если бы они не чувствовали и не видели в Вашем сердце согревающих душу тепла, ласки, добра. И вот так со всеми нами Вы жили все время в мире, любви и согласии. И я думаю, что не погрешу, если скажу, что Вы не могли сделать кому-либо сознательное зло: в Вашем добром сердце не могло ужиться оно, подобно тому, как не может течь из одного и того же источника чистая и мутная вода.

Примите же, дорогой наш архипастырь и добрый отец, искреннее уверение в том, что мы все с любовью и неудержимою скорбию провожаем Вас от себя. Знайте, что Ваша жизнь, служба Ваша была плодоносна для нас! Вы не оставляете по себе темного следа между нами и укора своей памяти. При Вас никому не было тесно и с переходом Вашим не станет просторней и свободней, как это нередко бывает. Все мы, верующие, чувствуем утрату и лишение в Вас, как в своем добром, любящем отце и архипастыре.

А теперь последнее слово, Владыко: простите нас, в чем мы погрешили пред Вами и, быть может, когда оскорбили. Там, вдали, на чужой нам стороне, не забывайте нас в своих святых молитвах пред Богом…

Простите же и благословите навсегда любящую Вас переславскую верную и преданную Вам паству!»

Пополню еще свой рассказ о епископе Дамиане, что сейчас вспомнил.

Он и третий раз был арестован, значась Переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почетной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что еще было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана.

В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие. Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах все еще бродит. «Ребята! Пойдем к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идем, идем, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан. Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь-честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «Вы». На обращенную просьбу пьяных визитеров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами не плохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твое здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споем, а ты нас послушай!»

И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своем месте и слушал…

Как видим мы из этих строк – воистину тяжелый крест возлагается на правящего архиерея при верном соблюдении этого поприща. Будем же с теплотой сердечной поминать Преосвященного Владыку Феодора, епископа Переславского и Угличского на всяком Богослужении и сугубой молитве, вверяя свои души его попечению.

Молитвами Священномучеников отцов Дамиана и Евгения помоги, Господи, всем нам быть верной паствой Христовой

Дата рождения: 10 июля 1973 г. Страна: Россия Биография:

В 1988 г. закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 г. Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика — телемеханика».

В 1992 г. по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт (c 1996 г. — Ярославский государственный технический университет).

В 1997 г. окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».

В 1998-2000 гг. обучался в Ярославском духовном училище.

30 июня 2000 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь прп. Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября).

2 июля 2000 г. архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля — в сан пресвитера. С 2000 г. служил на приходах и монастырях .

С 2002 г. личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 г.

В 2007 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

23 октября 2007 г. назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 г. — благочинный приходов Некрасовского р-на Ярославской обл.

В 2006-2010 гг. обучался на заочном секторе .

В 2010 г. назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен и.о. наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. () назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля.

28 мая 2011 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма г. Ярославля, 26 июля — настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного г. Ярославля.

22 октября 2011 г. согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района.

5 мая 2012 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма св. блж. Матроны Московской при клинической больнице № 5 г. Ярославля.

В 2014 г. поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения).

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () избран епископом Переславским и Угличским.

14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Углича была совершена Божественная литургия, которую возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор.

По завершении Литургии был совершен







«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

И каждый из нас в своей жизни переживал желание сделать что-то необходимое побыстрее, кое-как, чтобы наконец перейти к тому делу, от которого ты получаешь удовольствие. Основа формализма заложена в нелюбви к делу, которым ты занимаешься. Следовательно, чтобы нам уйти от формального отношения, нужно это дело полюбить.

Печально, если у пастыря есть такие тенденции. Они свидетельствуют, что он охладевает или уже охладел к своему служению.

Мы понимаем, что есть форма, которую мы должны соблюдать, но есть и содержание. Внешняя молитва — она признана нас лишь начить, привить навык Богообщения. И когда мы только внешне перебираем устами слова Священного Писания или молитвословий, а сердце наше, как говорит Христос в Евангелии, «далеко отстоит от Бога »(Мк. 7, 6) — это признак охлаждения и начала внутреннего разрушения, деструкции личности пастыря.

Здесь надо соблюдать принцип: лучше мало, но лучше.

Господь смотрит не на количество, а на качество нашего с Ним общения. Он обращается к нам со страниц святого Евангелия о том, чтобы мы не многословили. И что прежде нашего прошения Он всё знает и о нас, и нашей ситуации, о нашем сердце. Премудрый Сирах акцентирует внимание на том, что Богу от нас нужно: «Даждь Ми, сыне, твое сердце »(Притч. 23, 26)

В сердце и заключается наше богатство. И если мы вдруг видим, что оно не стремится в церковь, не стремится на молитву; что оно скорбит о постах, о воздержании, или церковное послушание воспринимает как повинность — значит, это сердце расточило духовное богатство. Там появились новые ценности, которые диссонируют и конфликтуют с ценностями истинными.

Нужно начинать с того, чтобы как-бы остановиться во внутреннем движении жизни, и как говорят святые отцы, постараться оценить своё внутреннее состояние, состояние ума, сердца. Понять направление: куда же мы всё-таки идём? к чему мы стремимся? что мы собираем, и что расточаем?

Чтобы этот дух хладности развеять и снова затеплить лампаду нашей молитвы, нужно начать собирать внимание. И всё, что мы собираемся делать — делать со вниманием. Когда мы читаем утренние молитвы, то первые строчки нас побуждают к тому, чтобы мы собрали свой ум, свои чувства, и мысленно представили себя перед Всемогущим и Всевидящим Богом. И уже перед Его Лицом мы начинаем наш разговор, молитвенное обращение.

Также мы должны вести себя и в церкви, в алтаре. Даже перед тем, как переступить церковный порог — остановиться, перекреститься, внутренне собраться. Куда мы входим? В Дом Божий. Мы пришли к Богу, где Его присутствие непосредственно. И горе тем священнослужителям, которые переступают этот порог по привычке, которые входят в алтарь, как на работу.

Это страшное состояние, которое свидетельствует о дыхании духовной смерти, которой пастырь приблизился.

Не случайно мы знаем истории из жизни, когда наши собратья теряют зрение прямо во время Божественной службы или вовсе умирают именно оттого, что потеряли дух благоговения. Во-первых, чувство живого присутствия Бога; а во-вторых, чувство дистанции, того расстояния сердца, которое не позволяет нам, с одной стороны, дерзко приблизиться к Божеству, а с другой — остыть, удаляясь от Него.

Следствием этой формальной жизни является внутренняя раздвоенность, когда священник начинает вести себя по-разному: один он в храме, другой — в обществе, в социальной среде, третий — в семье.

Многие из нас это переживали на себе. В храме мы являем пример молитвенного устроения, у нас прямо всё лицо превращается в лик, движения плавны, сосредоточены. Но стоит выйти из храма — и наши жесты приобретают некую порывистость, фразы — не всегда уместную весёлость. Как актёр, который по смене декораций меняет и свое поведение. И это очень опасное состояние, которое в наше время, к сожалению, не редкость.

Мне известны случаи, когда люди, укоренившиеся в такой двойственной жизни, в дальнейшем встречались с психическими расстройствами, вплоть до госпитализации. Либо же он просто , или вообще церковную жизнь, и выбирает то, с чем уже сроднилось его сердце. Такие примеры мы тоже знаем.

Вспомним опыт и отца Иоанна Кронштадтского, и отцов Алексия и Сергия Мечевых: когда пастырь переживает формализм, духовную опустошенность, он обязан возгревать тот дар Божий, который дан ему в Таинстве Хиротонии. Через труды, через подвиг, порой через насилие к себе.

Одним из лучших лекарств во всех этих пастырских искушениях, по словам святых отцов, является память смертная. Всегда иметь себя перед живым Богом, Творцом и Судьёй, и помнить о том, что давший нам сегодняшний день не связал Себя обязательством дать нам и завтрашнее утро.

И ещё, как говорил отец Иоанн Крестьянкин про одного иеромонаха в Печерах: он настоящий монах, потому что всегда читал правило. Как бы он ни уставал, в каком усталом состоянии он ни находился — для него это был принцип. И для нас это тоже немаловажно, чтобы был какой-то хотя бы минимальный принцип. Ведь почему называется« правило»? Потому что всегда, в любом состоянии мы должны его исполнять.

Родился 10 июля 1973 года в городе Ярославле в семье служащих. Крещен в отрочестве.
В 1988 году закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 города Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика - телемеханика».
В 1992 году по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт (c 1996 года - Ярославский государственный технический университет).
В 1997 году окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
В 1998-2000 годах обучался в Ярославском духовном училище.
30 июня 2000 году архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь преподобного Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября).
2 июля 2000 года архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля - в сан пресвитера. С 2000 года служил на приходах и монастырях Ярославской епархии.
С 2002 года личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 году.
В 2007 году к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

23 октября 2007 года назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 года - благочинный приходов Некрасовского района Ярославской области.
В 2006-2010 годах обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В 2010 году назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 года без освобождения от занимаемых должностей назначен исполняющим обязанности наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 144) назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

28 мая 2011 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма города Ярославля, 26 июля - настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного города Ярославля.

22 октября 2011 года согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района.

5 мая 2012 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма святой блаженой Матроны Московской при клинической больнице № 5 города Ярославля.

В 2014 году поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения).

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал № 100) избран епископом Переславским и Угличским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 27 декабря за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево города Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.